Реферат: Темы для ов: Античность в русской поэзии
Название: Темы для ов: Античность в русской поэзии Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат |
Темы для рефератов:
Герой древнегреческой трагедии: герой или супермен? Источник – Софокл «Царь Эдип» - http://lib.ru/POEEAST/SOFOKL/sofokl3_1.txt Р. Бакстон - Герой греческих трагедий: человек или супермен? - http://kogni.narod.ru/buxton2.htm Главной задачей моей лекции является анализ понятия «герой» в греческой трагедии. Тем не менее, перед тем, как обратиться к самой трагедии мне бы хотелось открыть лекцию вступлением, сделав три предварительных замечания: Во-первых, я собираюсь обсудить два современных кинофильма, где в главной роли изображен современный герой: Супермен. Затем я немного расскажу о самом понятии герой в древнегреческой религии. И, в-третьих, я подробно остановлюсь на героях эпических поэм Гомера. 1. Супермен Хорошо известна любовь русских к кино и великолепные русские кинематографические традиции. Но я не знаю, в какой мере вы интересуетесь происходящим в современном американском кино. В любом случае постольку, поскольку предмет этой лекции касается героических фигур древнегреческой трагедии, я, с вашего позволения, хочу начать с обсуждения двух современных американских фильмов, в которых обрисован специфический тип современного американского героя. Я говорю о фильмах Супермен и Супермен-2, где в главной роли блистал Кристофер Рив. Всем ясно, что Супермен обладает сверхчеловеческой силой, но где предел этой силы? Одним из ограничений является удивительное, опасное, и кто-то скажет, «вымышленное» вещество Криптонит, то есть, как и в случае с множеством других героев из более ранних мифологических традиций, у Супермена есть одно уязвимое место, его Ахиллесова пята, так сказать. Криптонит может сделать его слабым, а если Супермен дотронется до него, то умрет, - это не дает персонажу стать всемогущим. Но что еще его ограничивает? Ближе к концу первого фильма о Супермене супер-преступник Лекс Лютор разработал злодейский план. План таков, что запуск двух баллистических ракет по калифорнийскому San Andreas Fault угрожает жутким землетрясением, которое разрушит целый район и повлечет гибель миллионов людей. Но Супермен не может находиться в двух местах одновременно (еще одно его ограничение), а это означает, что он опаздывает и не успевает спасти свою любимую женщину Луис Лэйн, погребенную под завалами во время землетрясения. Зрители становятся свидетелями впечатляющей сцены: Супермен, держа на руках мертвую Луис Лэйн, издает душераздирающий вопль – и мы понимаем, сколь велико его горе. Затем в неистовом гневе он совершает полет вокруг Земли, причем против направления вращения Земли, с такой немыслимой скоростью, что заставляет планету вертеться в обратном направлении, и, следуя логике, которая удивит даже самых продвинутых современных физиков, Супермен заставляет время повернуть назад. Возвращаясь на то место, где Луис Лэйн лежала мертвой под завалом, он находит ее еще живой, потому что Супермен повернул время вспять и катастрофа, повлекшая смерть Луис Лэйн, еще не произошла. Это очень мудрый ход, но, к сожалению, принесший в жертву настоящий эмоционально заряженный драматизм ситуации: смазан момент, когда уязвимость Супермена становится очевидной для зрителей. По-видимому, причина кроется в финансировании: на съемки фильмов Супермен 2, 3 и 4 уже были заложены хорошие деньги, и создателям фильма оказалось необходимо оставить Луис Лэйн в живых. Пожалуйста, не поймите меня превратно: мне нравятся фильмы Кристофера Рива про Супермена, и первый, и второй. Но у меня вызывает сожаление тот факт, что сценаристы должны обрубать развитие сюжетной линии, как только она предвещает стать интересной, - другими словами, когда на первый план выступают ограничения сил супермена. Попрошу вас обратить внимание на данное замечание об ограничениях героизма, так как я собираюсь рассмотреть именно этот фактор применительно к греческой трагедии. Основной интерес к себе приковывают ограничения возможностей героев и как они с этим справляются. 2. Герои Греции Давайте отправимся в Древнюю Грецию. Но перед тем как обсуждать сами трагедии я бы хотел сделать несколько ремарок по контексту, выделив две предварительные темы: (а) роль героев в Греческом культе и (b) место героев в эпических поэмах Гомера. (а) Могущественные фигуры, известные как «герои», находятся между богами и смертными и вплетены в социально-религиозную ткань греческих сообществ. Такие герои, как Ахиллес, Орест, Тесей и Геракл и героини Электра, Антигона и Медея, были не только признаны как реально существовавшие, но и ритуально почитались по всей Греции. Для примера, в VIII веке до н.э. существовал культ Агамемнона в Микенах и Спарте, культ Менелая и Елены в Спарте, культ Семерых против Фив в Элевсине. Примерно тысячу лет спустя, во время своего путешествия по Греции, Павсаний отметил постоянное и повсеместное присутствие героев в священных местах, где бы он ни оказался: в Фивах ему продемонстрировали могилу Менойкея, сына Креонта, который, согласно пророчеству, умер, чтобы город был спасен. Затем слева от дороги, ведущей из Микен в Аргос, Павсаний увидел храм великого героя Персея, а немного поодаль, справа, была гробница Фиеста, украшенная скульптурой барана (так как золотой ягненок являлся символом владычества, из-за которого Фиест поссорился со своим братом Атрейем. В произведениях Гомера были предложены «модели» различных типов героического поведения: вселяющая ужас, но продуманная агрессия Ахилла; непоколебимая мощь обороны Аякса... Однако Гомер не только предлагает эти «модели» различных типов героического поведения, но и занимается их исследованием и анализом, побуждая читателей задуматься над скрытыми смыслами. Остается ли Ахилл героем после того, что он сотворил с трупом Гектора, протащив его за своей колесницей, дабы изуродовать до неузнаваемости? Разве Одиссей совершил героический поступок, пронзив стрелами и заколов всех женихов, ведь мы можем возразить, что они поступали так, следуя древнегреческим традициям, - ускоряя свою женитьбу на женщине, которая считается вдовой? В поэме важна сама картина того, как разные персонажи едят и пьют - это является символом их распущенности. В любом случае, как бы мы ни расценивали поведение женихов, мне бы хотелось подчеркнуть, что эпическая поэма Гомера зачастую останавливается перед сложностями, а иногда даже и противоречиями в поведении героя. Тем не менее, в древнегреческой трагедии, к рассмотрению которой я вскоре перейду, именно эти сложности и конфликты развиваются и поднимаются на новый уровень, существуя в качественно новом политическом, социальном и литературном контексте. 3. Трагедия Известно, что социальный контекст развития древнегреческой трагедии был обусловлен афинской демократией: поступки и страдания аристократических героев рассматривались сквозь призму демократического гражданского статуса. Данная точка зрения, хотя и отличается от точки зрения эпической поэмы, но является столь же острой и интересной. Что говорит нам трагедия о героических поступках и их ограничениях? Итак, мне бы хотелось напомнить вам некоторые мифологические подвиги-приключения, предпринятые этими центральными персонажами: Агамемнон – возглавлял успешный поход на Трою; Эдип – спас Фивы, победив свирепого монстра-разрушителя Сфинкс; Аякс – самый стойкий из греков-защитников Трои, обладающий огромным щитом «как башня» - он уступал по отваге только Ахиллу; Ясон – возглавлял удивительный поход аргонавтов, отправившихся в путешествие, чтобы найти и вернуть Золотое Руно; известно, как Ясон впряг в ярмо огнедышащих быков; Тесей: смог освободить мир от мерзких антисоциальных элементов (бандитов и негодяев) и уничтожить Минотавра; Геракл: мог победить любого монстра – будь то Минотавр, Медуза-Горгона или Химера. Перед нами абсолютно типичная модель: целью древнегреческих трагедий является не повествование о великих подвигах, - поступках, которые в произведениях Гомера составляют большую часть портрета героев (хотя, как я уже упоминал ранее, Гомер в том числе исследует сложности и противоречия героического поведения); вместо этого трагедия сфокусирована на проблеме «изнанки» подобных достижений, зачастую приводящих к катастрофическим семейным потрясениям. Семейные потрясения выдвигают на передний план женщин, и не просто как жертв, но как людей, способных действовать в защиту своих собственных прав – примером этому служат Электра, Антигона и Медея. Именно с огромной значимостью разрушения, распада, семейной катастрофы связана еще одна отличительная особенность жанра древнегреческой трагедии: ирония заключается в том, что из-за всех пертурбаций персонажи не видят, не понимают происходящего, пока не становится слишком поздно. Герои и героини трагедии ограничены не только своими моральными устоями, но и всеобщей человеческой неспособностью понять развитие событий – пока не становится слишком поздно. Эдип в Царе Эдипе и Тесей в Ипполите демонстрируют собой непосредственные примеры тому. Как и Геракл в Трахинянках, чей крик iou iou (О горе! Горе!), когда он услышал имя мстительного кентавра Несса, символизирует момент осознания великим героем всего происходящего, - перед нами универсальная модель человеческих действий. Необходимо упомянуть тот факт, что одним из неизбежных основных ограничений для древнегреческих героев является время. В отличие от Супермена, греческие герои и героини не могут повернуть время вспять. Однако если вся трагедия заключалась бы в беспрестанном ощущении ограниченности человеческих поступков, тогда после просмотра или прочтения этих произведений мы приходили бы в глубокое уныние и чувствовали бы моральное истощение. Но на самом деле, в трагедии есть нечто позитивное, что противопоставляется сокрушительным ударам, возникающим из-за внутренних человеческих заблуждений и присутствия внешних сил. Это надежда на спасение неких вечных ценностей посреди кровавой бойни. Итак, в трех великих древнегреческих трагедиях, к рассмотрению которых мы сейчас перейдем, представлены три абсолютно разных типа взаимоотношений между ограничениями героизма и уравновешивающего их светлого чувства. Я хочу перейти к обсуждению трех уникальных произведений великих драматургов: Орестея Эсхила, Царь Эдип Софокла, Геракл Еврипида. Теперь будет гораздо проще ответить на вопрос, поставленный мною в названии лекции: «Герой греческих трагедий: человек или супермен?». В древнегреческой трагедии не существует «супермена» ни среди женщин, ни среди мужчин. Персонажи этих произведений часто действуют на пределе человеческих возможностей, но они со всех сторон ограничены в своих поступках. В Орестее они ограничены наследием прошлого, опутаны его «сетями»; Эдип Софокла ограничен тем, что не понимает полностью происходящего вокруг (пока не становится слишком поздно), и это характерно для всех людей; Еврипид изображает героя, чьи возможности кажутся безграничными, однако в конце трагедии он оказывается разбит богами, и его ведут как лодочку по морю жизненной неопределенности. Но самое сильное впечатление, оставляемое жанром древнегреческой трагедии – то, какими разными и сложными способами все эти люди борются с наложенными на них ограничениями.
|