Реферат: Использование технологий дистанционного обучения в высшем образовании в мгу
Название: Использование технологий дистанционного обучения в высшем образовании в мгу Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат |
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение Высшего профессионального образования «Сибирский федеральный университет» Институт педагогики, психологии и социологии Использование технологий дистанционного обучения в высшем образовании в МГУ Реферат Выполнил: Семенчук А. В. Проверил: профессор Смолянинова О. Г. Красноярск 2011 Содержание: Введение........………………………………………………………………….3 Основные цели использования ДО…………………………………………..4 Состояние и тенденции развития ДО в РФ………………………………….5 Социальные группы, на которые рассчитано ДО МГУ…………………….7 Учебно-методическое обеспечение ДО. …………………………………….7 Учебно-методическое обеспечение ДО……………………………………...8 Информационно-техническое обеспечение ДО……………………………..9 Организационно-коммуникативное обеспечение ДО…………………….....9 Заключение…………………………………………………………………….10 Список литературы……………………………………………………………11 Введение Общество в целом и академическое сообщество практически преодолели известное предубеждение против дистанционных и электронных методов обучения. Проблемы развития дистанционного образования стали рассматриваться гораздо шире, чем первоначально. Если сначала речь шла о ДО как о возможной форме получения образования, то сейчас те или иные элементы дистанционного образования достаточно широко применяются в вузах и при традиционных формах получения образования. С учетом интенсивного развития информационных технологий в мире меняется и сам образовательный рынок и образовательная среда, в рамках которой реализуется процесс обучения. В контексте инновационной стратегии целостного педагогического процесса в профессиональном образовании существенно возрастает роль ректора ВУЗа, деканов и преподавателей как непосредственных носителей новаторских процессов. При всем многообразии технологий обучения: дидактических, компьютерных, проблемных, модульных и других – реализация ведущих педагогических процессов остается за преподавателями. С внедрением в учебный процесс современных технологий преподаватель все более осваивает функции консультанта, советчика. Это требует от них специальной психолого-педагогической подготовки, т.к. в профессиональной деятельности педагога реализуются не только специальные, предметные знания в области педагогики и психологии, технологии обучения. На этой базе формируется готовность к восприятию, оценке и реализации педагогических инноваций. В последние десятилетия появилась новая проблема развития образования в России. Знания стареют каждые 3-5 лет, а технологические знания – каждые 2-3 года. Пройдет еще немного времени и это будет 1,5-2 года. Объем знаний выпускников ВУЗов удваивается каждые 3-4 года. Если не менять образовательных технологий, то качество подготовки специалистов будет объективно отставать от требуемого на рынке труда. Усвоение знаний студентами с помощью информационных и коммуникационных технологий по самым нижним оценкам на 40-60% быстрее, или больше, в единицу времени, чем с обычными технологиями (за один и тот же период дается больше знаний, или модно сокращать сроки обучения в ВУЗах). Целью моей работы является анализ введения дистанционного обучения, как одного из видов инноваций в организации обучения. Исследование эффективности использования технологий дистанционного обучения в Московском государственном университете является задачей моей работы. В последние десятилетия дистанционные образовательные технологии в России получили интенсивное развитие. Министерством образования РФ разработано специальное направление, научно-методическая программа, выделены средства на развитие и становление дистанционного образования Основные цели использования дистанционного образования − соответствие образовательной системы мировым тенденциям и росту спроса на качественные образовательные услуги; − развитие, участие и использование возможностей единого образовательного пространства мирового сообщества; − обеспечение принципиально нового уровня доступности качественного образования, исключая территориальные барьеры; − создание и использование новых форм обучения для повышения качества обучения при их интеграции с другими формами обучения. Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и ДОТ позволяет: – создать и развивать полноценную систему ДО; – развивать новые современные методы обучения; – создавать и адаптировать образовательные материалы в качественно новых формах. Состояние и тенденции развития ДО в российской системе образования Большинство высших учебных заведений России в настоящее время разрабатывают и применяют средства и методы дистанционного обучения. Во многих регионах России проводятся соответствующие конференции, семинары, издаются научно-технические журналы и монографии. Получили развитие кейс-технологии, Интернет (сетевые) и телекоммуникационные методы дистанционного обучения. Уровень развития современных электронных средств обучения в ВУЗах России не уступает ведущим университетам индустриально развитых стран Запада. Решение задачи расширения масштабов применения современных электронных и телекоммуникационных средств и информационных технологий в образовании требует не только увеличения инвестиций и совершенствования механизмов финансирования в образовательной сфере, но и готовности участников образовательной системы активно их внедрять. Сформированы представления о минимально необходимых требованиях к техническому и информационному оснащению дистанционного образовательного процесса. На всех уровнях многократно обсуждались проекты соответствующих нормативов. Вступили в силу новые нормативные документы, создающие правовую основу для использования дистанционных технологий в образовательном процессе и переносящие большую долю ответственности за качество подготовки специалистов на головной вуз. Основными целями использования ДО в МГУ являются: 1. Диверсификация технологий образования в МГУ в соответствии с современными мировыми тенденциями. 2. Максимальное удовлетворение высокого спроса на качественные образовательные услуги МГУ (подготовка абитуриентов, общеобразовательные программы, высшее профессиональное образование, повышение квалификации, профессиональная переподготовка). 3. Участие МГУ в едином образовательном пространстве мирового сообщества, в том числе обмен и полноценное использование полного спектра информации, взаимодействие с другими участниками мировой образовательной системы. 4. Преодоление территориальных барьеров для обучения в МГУ и обеспечение доступности обучения для всех слоев населения. 5. Интеграция ДОТ и новых форм обучения с классическими формами обучения с целью повышения их эффективности. Внедрение современных инструментальных средств контроля качества образования. 6. Расширение сферы основной деятельности МГУ. Социальные и профессиональные группы, на которые рассчитано ДО МГУ В первую очередь ДО МГУ рассчитано на: − специалистов (бакалавров, магистров), желающих повысить свою квалификацию по программам дополнительного образования (в частности, повышающих квалификацию преподавателей вузов); − граждан, желающих пройти переподготовку в связи со сменой сферы деятельности (например, военнослужащих, увольняемых в запас); − граждан, желающих получить дополнительные общеобразовательные услуги с целью получения дополнительных знаний (в частности, учащиеся средних школ и молодежь); − студентов и аспирантов МГУ и других вузов, в том числе обучающихся в филиалах (в частности, при подготовке к сдаче кандидатского минимума); − граждан иностранных государств. Научно-методическое обеспечение ДО Материалы, регламентирующие методику и порядок проведения учебных занятий и контрольных мероприятий, практикумов, заданий и последовательности выполнения учебных заданий. Методические пособия для преподавателя, включая варианты контрольных работ и результаты выполнения заданий. Инструкции по работе со специализированным программным обеспечением. Материалы по мониторингу учебного процесса. Электронные и печатные издания по тематике ДО. Методические материалы и разработки в области педагогики, дидактики и психологии образования применительно к использованию дистанционных образовательных технологий. Учебно-методическое обеспечение ДО Специальное учебно-методическое обеспечение дистанционного обучения включает: − электронные и мультимедийные учебники; − компьютерные обучающие программы; − программно-педагогические тесты; − учебные видеофильмы; − аудио- и видеолекции; − модульные рабочие учебники; − а также новые педагогические приемы и методики их использования. Создаются интегрированные сетевые учебно-методические комплексы, которые можно реализовать в режиме off и on-line обучения в интегрированной региональной образовательной среде, либо в форме распределенного обучения, распределенных интернет-тренингов при реализации образовательных программ в сферах среднего и высшего образования, а также дополнительного профессионального образования. В рамках интегрированных сетевых обучающих курсов Интернет используется не только как средство доставки информации, но и как образовательная среда. В структуру сетевого учебно-методического комплекса входят: − учебные и учебно-методические материалы; − программное обеспечение (для имитационного моделирования содержания предметной области, для моделирования условий будущей профессиональной деятельности, используемое в практической деятельности предприятий и др.); − банк тестовых заданий; − средства коммуникации (электронная почта, доска объявлений, форум, чат). Все разработанные в МГУ или отобранные внешние учебно-методические материалы походят обязательную экспертизу в УМО или Координационном совете по технологиям дистанционного образования на предмет соответствия требованиям ГОС или требованиям МГУ и возможности их использования в учебном процессе. Информационно-техническое обеспечение ДО Электронные компоненты учебно-методических комплексов размещаются в единой информационно-образовательной среде Университета. На базе разработанных учебно-методических комплексов разрабатываются сетевые электронные учебные курсы, которые размещаются на серверах Университета. Вся информационная и технологическая среда в конечном итоге сводится в единый информационный портал МГУ - Школу дистанционного образования МГУ. Организационно-коммуникативное обеспечение ДО МГУ, Школа дистанционного образования МГУ обеспечивают условия для коммуникации, обменом опытом и взаимной поддержки между всеми участниками системы ДО МГУ, в частности, путем проведения ежегодной конференции по дистанционному образованию МГУ, учреждения конкурсов и грантов на лучшие проекты с использованием дистанционных образовательных технологий. Заключение Важно отметить тот факт, что в настоящее время дистанционное образование получает все большее распространение, как в России, так и за рубежом. Дистанционное обучение – это первый шаг к открытому образованию. Современные технологии дистанционного обучения обеспечивают возможность формирования содержания курсов исходя из индивидуальных потребностей учащихся. Этот фактор особо важен в современных жестких условиях спроса на рынке труда. Использование передовых технологий дистанционного образования позволяет значительно улучшить восприятие учебного материала за счет использования наглядных материалов. Использование современных технологий делает образовательный процесс непрерывным, расширяя, таким образом, круг потребителей образовательных услуг. Открытое образование дает всем желающим возможность совершенствовать знания умения и навыки на протяжении всей жизни. Обучающийся может самостоятельно выбирать учебный план и устанавливать график занятий. Список литературы: 1. Гозман Л.Я., Шестопал Е.Б. Дистанционное обучение на пороге XXI века. Ростов – на – Дону: «Мысль», 1999. – 368 с. 2. Интернет: www.dist-edu.ru; www.hse.ru; www.ui.usm.ru. 3. Каледина А.Н., Кушельман Н.В. Высшее учебное заблуждение. М.: «Дрофа», 1996. – 228 с. 4. Кларин М.В. Инновации в обучении. Метафоры и модели. М.: «Наука», 1997. – 398 с. 5. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, А.И.Мищенко, Е.Н.Шиянов. – 4-е изд. – М.: Школьная Пресса, 2002. – 512 с. 6. Шахмаев Н.М. Технические средства дистанционного обучения. М. – «Знание», 2000. – 276 с. |