Реферат: по философии Этика в бизнесе
Название: по философии Этика в бизнесе Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Национальный Институт БизнесаРеферат по философииЭтика в бизнесеРаботу выполнил: аспирант 1-ого года обучения Комиссаров Е.А. Преподаватель: Воскобойников А.Э. Москва 2007 г . Оглавление
1. ВведениеВ данной работе рассмотрены основные вопросы этической ответственности в бизнесе. Рассмотрены также две основные этические теории «деонтологическая» и «консеквентализм». И была предпринята попытка дать ответ на главный вопрос в бизнесе ‑ должны ли деловые люди преступать закон, если в противном случае они лишатся прибыли? Было уделено внимание такому вопросу как: для чего бизнесу нужна этика? А так же кратко затронуты этические кодексы некоторых крупнейших российских компаний. 2. Этика в бизнесеДве вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, – это звездное небо надо мной и моральный закон во мне. И. Кант 2.1. Мораль и культураМесто морали в системе культуры неоднозначно. И в специальных (философских, социологических, культурологических) работах, и в представлениях обыденного сознания можно встретить пересекающиеся и частично взаимоотрицающие суждения о том, что такое мораль. Она может трактоваться как система ценностей, норм и правил, регулирующих поведение людей. Для более точного понимания природы морали необходимо обратиться к ее истокам, учитывая, что мораль в том развитом и утонченном виде, в котором она известна или может быть известна сегодня, возникает не сразу, она разворачивается в процессе исторического развития культуры. Определяющим условием исторического возникновения морали явилось разложение родового общества, выразившееся в снижении значения кровнородственных и приравнивавшихся к ним уз как фактора общественной жизни. Мораль формируется как реакция на взаимное обособление людей в сообществе. Можно сказать по-другому: мораль формируется параллельно формированию государства, одновременно с возникновением политического общества как компенсация таких связей и зависимостей между людьми и социальными группами, которые устанавливаются с помощью силы (физической, военной, политической, экономической и т. д.). Мораль возникает как механизм культуры, который способствует преодолению обособления и отчуждения между людьми, созданию нормативных и духовных условий для их единения. В целом мораль в своей основе имеет систему ценностей, которые в первобытную эпоху удовлетворялись на основе родовых связей. Что это за ценности? Равенство, взаимность, примиренность (невраждебность), согласие, забота. Их важность определяется тем, что самим естественным порядком вещей в реальных отношениях между людьми нет ни равенства, ни открытости, ни благожелательности, ни заботы. Социально-культурный смысл морали и заключается в том, что она формулирует требования, отвечающие глубинным потребностям человека, требования, которые предъявляются к отношениям между людьми как социальными индивидами, которые предъявляются человеку, обремененному социальными статусами, ролевыми обязанностями или функциональными зависимостями. Что это за «глубинные потребности»? Человек обладает физическими (витальными) потребностями – в питье, еде, отдыхе для восстановления сил, в тепле. Но человек – не только биологическое, но и социальное существо. Социальность человека – такое же антропологическое качество, как его биологичность. Человек становится собственно человеком только через общение и взаимодействие с себе подобными. Брошенный, т. е. исключенный из человеческого сообщества, младенец не может стать человеком. Как свидетельствуют экспериментально подтвержденные психологические наблюдения, потребности в общении, человеческом тепле являются столь же существенными для развития человека, как и витальные потребности. При этом изначальный социальный опыт индивида, опыт, задаваемый ситуацией заботы, воспитания, ухода за ребенком со стороны взрослых, – это опыт безусловного и непосредственного единения ребенка с другими. Благодаря этим отношениям происходит первичная социализация индивида; более того, этот первоначальный опыт формирует потребности, не менее существенные для человеческой жизни, чем витальные потребности, – потребности в сердечной близости с другими и душевном тепле, в заботе и ласке, открытости и искренности. 2.2. Масштабы морали в бизнесеОбычно используют прилагательное «этический», а не «моральный». Хотя исторически разница между этими двумя терминами лишь в том, что «моральный» берет начало в латинском языке, а «этический» - в греческом, некоторые философы стали их различать. По их мнению, термин «моральный» носит сильно выраженный оценочный характер и связан с понятием обязательство, тогда как термин «этический» не несет в себе такого подтекста. Тем не менее, мы можем использовать оба термина как более или менее взаимосвязанные. Почему же бизнес этика вообще существует? Почему люди стоящие во главе компаний обладая лидерскими качествами, далеко не всегда нарушают моральный закон? Ответ очень прост. Потому что это выгодно. А этика, там, где она приносит выгоды, является следствием довольно высокой мотивации управляющего аппарата. В развитых странах мира к бизнес этике относятся с большим вниманием. Потому что, не учитывая этические аспекты бизнеса, невозможно создать нормальные торговые и экономические отношения между странами. Известно, что развитие в какой – либо стране или в компании возможно в том случае, если члены компании или граждане относятся с доверием и уважением друг к другу. Подобное доверие и уважение основывается на таких понятиях, как социальная ответственность, хороший менеджмент и прозрачность. Вкратце, программа по бизнес – этике определяет ответственность предприятия или компании. Бизнес – этика также регулирует и обобщает этические поведения сотрудников и других партнеров. Значит, бизнес – этика является средством осуществления двух важных целей компании. Подобный способ помогает руководителям предприятий обеспечить соблюдение устава и правил компании ее сотрудниками и другими партнерами, осуществлять контроль над ними. С другой стороны, это дает возможность руководителю предприятия создать условия, базирующиеся на ценностях, которые превыше писаных законов. А также создаются такие условия, когда он может достичь более высоких целей. Ниже предложена схема, выделяющая уровни этики в бизнесе. Выделение этих уровней необходимо, чтобы понять масштабы, в которых может существовать этика и в которых она может быть нарушена. Следует так же отметить что выделение этих уровней все-таки довольно условно, потому что они оказывают значительное влияние друг на друга, имеют множество функциональных связей и зависят друг от друга. Итак:
2.3. Вопросы этической ответственностиРассмотрим теперь вопросы этической ответственности, которые могут возникать в связи с действиями фирмы. Можно выделить три основных вопроса касающихся: 1. Личных и общественных потребностей 2. Правдивости в отношении с другими 3. Справедливости, например при ущербе, нанесенном некачественными товаром или услугами. 2.3.1. Личные и общественные потребности Критика направлена на товары, вредные для здоровья, например сигареты, и социальные последствия, скажем загрязнение окружающей среды. Правдивость в рекламе – основная забота общественности наряду с требованием к фирмам подкреплять доказательствами все утверждения, касающиеся безопасности товара и его функционирования. Требуется усилить государственное регулирование, чтобы предотвратить появление лживой рекламы, некачественных товаров, поддельной и вводящей в заблуждение упаковки. Справедливость требуется при предоставлении компенсации потребителям, пострадавшим в результате использования товаров фирмы или в случаях нарушений функционирования товаров. Другими словами (цитируя одно высказывание), когда «крыши текут, блузки садятся при стирке, игрушки калечат, косилки не косят, бумажные змеи не летают, телевизоры горят, сервис недостижим, а гарантийные обязательства не соблюдаются». Основной этический вопрос в бизнесе – должны ли деловые люди преступать закон, если в противном случае они лишатся прибыли? Так, экономист Милтон Фридман (Milton Friedman) утверждает, что менеджеры акционерных компаний не должны жертвовать прибылью ради повышения общественного благосостояния, так как это будет сделано за счет акционеров без их согласия. Таким образом, хотя Фридман утверждает, что корпорации не должны обманывать или участвовать в какой-либо мошеннической деятельности, от них не ждут, что они будут действовать в разрез со своими интересами. Критики позиции Фридмана заявляют, что законодательство может отставать в вопросах общественного интереса, и у акционеров нет никакого права требовать увеличения прибыли за счет общественного благосостояния. Для многих руководителей коммерческих предприятий социальная ответственность – вопрос предусмотрительной заботы о личной выгоде, способ избежать государственного вмешательства. Принято считать, что решительный отказ от социальной ответственности подрывает доверие к системе свободного предпринимательства и способствует усилению государственного регулирования. Утверждают, что если компании не намерены разрушить систему свободного рынка, они не должны обманывать, им следует правдиво описывать свой товар и выполнять обещания. Когда фирмы вносят свой вклад в повышение благосостояния общества, ведут себя честно в деловых отношениях и ищут справедливое решение, поскольку все это окупается, – проблем нет. Проблемы возникают, когда фирма теряет доходы, если ставит на первое место общественное благосостояние, что, несомненно, произошло бы с гигантами табачной промышленности, прекрати они продажу сигарет. 2.4. Основные этические теории2.4.1. Этический релятивизмТот факт, что этические нормы связаны с культурными факторами, заставил говорить об этическом релятивизме. Некоторые многонациональные компании дают взятки и снисходительно относятся к неэтичному поведению за рубежом: действия, о которых они и подумать не могли бы в своей стране. Такое поведение, оправдываемое различием в этических нормах, мешает общей направленности на этичное поведение в бизнесе. Культурный релятивизм разрешает этические противоречия между двумя культурами («у них своя этика, у нас – своя»). Признание этического релятивизма лишает смысла отказ от повсеместного взяточничества в странах с определенными традициями («в чужой монастырь со свои уставом не ходят») или осуждение жестокого обращения, например эксплуатации детского труда и порабощения женщин. Однако предположение о том, что этические концепции правильного и неправильного «обязательно присущи» данному обществу, ошибочно, хотя в то же время необходимо осознавать, что другие культуры отличаются от нашей. Исторические данные указывают на сходство основных этических норм разных культур. Признавая этический релятивизм, мы принимаем другой стандарт абсолютной нравственности, а именно всеобщую этическую терпимость. Сделать этическую терпимость нормой абсолютной нравственности означает отодвинуть проблемы общественного благосостояния, честности и справедливости на второй план. В литературе по проблемам маркетинга чаще всего обсуждаются две этические теории – «деонтологическая» этика и «консеквентализм», но есть и другие теории, даже если и связанные с этими двумя, отличные от них настолько, что требуется рассмотреть их отдельно. Здесь представлены две из них — «контрактуализм» и «коммунитаризм».
2.4.2. Деонтологический подходСлово «деонтологический» пришло из греческого и означает, как должно поступать (в древнегреческом фактически нет слова для обозначения понятия «долг»). Однако в английском языке прилагательное «deontic» означает «связанный с долгом». Деонтологический подход восходит к Канту (1724-1804), утверждавшему, что человек поступает нравственно в деле «D», только если существует принцип «Р», такой что:
Таким образом, Кант является сторонником морального абсолютизма: все моральные поступки оцениваются исходя из жесткого универсального критерия. По Канту, моральное действие – это действие, проистекающее из чувства долга. Кант предлагает нам действовать только по тем правилам, которым, если бы в соответствии с нашим желанием они стали всеобщим законом, подчинялись все рационально мыслящие люди. По Канту, исходить в своем действии из нравственного принципа – единственный способ не идти на поводу у стремления к удовольствию. Этика Канта находит отклик у тех, кто верит в существование заповедей, которые ни при каких обстоятельствах не должны быть нарушены, например табу на ложь или убийство. Кант не сумел объяснить надлежащим образом, как мы приходим к пониманию того, что правильно, а что неправильно, но считал, что мы обретаем универсальные законы или правила посредством разума. Немногие сегодня приняли бы этические правила без исключений, так как в сложных случаях принципиальность делает проблему неразрешимой. Есть и трудности, связанные с применением этой теории: служит ли действие примером наказуемого или достойного похвалы с точки зрения морали, зависит ли от того, как определена ситуация (свидетельство тому – споры по поводу абортов). 2.4.3. КонсеквентализмКонсеквентализм сосредоточивается на результатах или последствиях действия как основы оценки его этичности. Утилитаризм относится к консеквентализму и является самой известной его формой. Утилитаризм утверждает, что этические или моральные нормы объективно являются либо правдивыми, либо ошибочными и существуют рациональные методы, чтобы это установить. Джон Стюарт Миль ( John Stuart Mill) (1806-1873) определил утилитаризм (основоположником которого является Джереми Бентам ( Jeremy Bentham)) как теорию, утверждающую, что правильное действие – действие, которое «способствуют наибольшему благу для большинства». Экономика благосостояния – анализ затрат и выгод в общественной сфере и признание возможности включения компромиссов в разряд ценностей – целиком относится к сфере утилитарного мышления. Существуют разновидности утилитаризма. Есть, например, нормативный утилитаризм и противоположный ему действенный утилитаризм. Действенный утилитаризм утверждает, что действия правильны, когда они повышают благосостояние. Так, если фирма способствует повышению общественного благосостояния, борясь с загрязнением окружающей среды, ее деятельность считается этически правильной. Нормативный утилитаризм, напротив, для максимального повышения благосостояния стремится к введению обязательных нравственных норм, считая действия человека правильными или неправильными в зависимости от их соответствия этим нормам. Так, согласно нормативному утилитаризму, вопрос не в том, является ли определенная реклама организации, допустим, обманом, а в том, пойдет ли на пользу обществу, если рекламодатели вообще будут свободны в своем выборе вводить или не вводить это общество в заблуждение. Существует также «мотивационный утилитаризм», при котором принимается во внимание правомерность мотива. Иногда мотивационный утилитаризм считают самостоятельной этической теорией, когда относят его к телеологической этике, которая учитывает добродетель или ее противоположность в отношении мотивов или намерений человека или организации. Утверждают, что имеется существенное этическое или нравственное различие между намеренным причинением вреда и неумышленными действиями, приводящими к пагубным последствиям как некоему побочному эффекту преследования какой-либо цели. Однако добрые намерения не могут извинить действия, наносящие вред, если таковые действия являются результатом небрежности. Утилитаризм часто критикуют. Во-первых, за сложность учета различных плюсов и минусов при оценке повышения благосостояния в сравнении с ущербом. У философа Джона Роулза ( John Rawls) утилитаризм вызывает более серьезное возражение, заключающееся в том, что мы могли бы повысить благосостояние общества в целом, если бы при этом были готовы пожертвовать одним человеком ради общей пользы, однако большинство людей посчитали бы это неправильным. Утилитаризм и деонтологический подход обычно расцениваются как два диаметрально противоположных направления этической теории. И все же обоим свойствен нормативный, а не описательный характер в отношении происходящего. Кроме того, и одно и другое направление стремится вывести правила, которым люди должны следовать. Были предприняты попытки объединить их на том основании, что:
2.4.4. Этика договораКритики утилитаризма утверждают, что наличие у людей, согласно Американской Декларации Независимости, неотъемлемых прав противоречит здравому смыслу. Идея неотъемлемых прав человека базируется на убеждении, что предоставление каждому человеку права на свободу, справедливость и т. д. совершается в интересах всего человечества. Права выдвигаются на передний план как своего рода ров, окружающий нас, дабы защитить нашу независимость, при этом ее нарушение требует особого оправдания. Джону Роулзу, находившемуся под влиянием теорий договора и либерализма Канта, приписывают создание самой сложной теории прав. Он ставит знак равенства между правом и свободой – основным правом, из которого проистекают все остальные легитимные права. Роулз рассматривает каждое этическое правило одновременно и как право, и как обязанность. Право потребителей не быть обманутыми порождает обязанность рекламодателей не вводить их в заблуждение. Роулз, подобно другим теоретикам права, оправдывает право на независимость соображениями морали, как если бы оно основывалось на общественном договоре или соглашении. Роулз – сторонник договора. Законы, по которым мы должны жить, представляют собой некий аналог сделки, заключенной нами с другими членам общества, социальный договор во имя общей выгоды. Мы получаем выгоды от того, что являемся членами общества, так, будто мы согласились поступиться в определенных пределах своей независимостью ради этих выгод. С этой точки зрения люди ведут себя этично, если следуют определенным правилам в отношении прав других людей. Определение этих прав базируется на простой идее, что справедливая система прав – это такая система, которую люди принимают, не осознавая, насколько она выгодна им лично. Некоторые авторы в своих работах, посвященных этике предпринимательства, сравнивают каждую фирму с человеком, который в обмен на выгоды, получаемые от общества, заключает с обществом что-то вроде договора, ограничивающего свободу действий настолько, чтобы принимались во внимание права других. Наиболее прогрессивные компании говорят следующим образом: понятный без слов общественный договор имеет силу. В обмен на свободу принятия решений и использования своих средств общество ожидает от коммерческой организации действий по улучшению материального благосостояния членов общества. Но почему фирмы должны считать себя связанными неким гипотетическим договором? Реально существует проблема противоречивых прав, поскольку права одной группы (например, защитников окружающей среды) могут вступить в противоречие с правами другой группы (тех, кто имеет права на частную собственность). Трудно ожидать появления всеобъемлющей системы прав, учитывающей все индивидуальные обстоятельства.
2.4.5. Коммунитаризм и этика добродетелиКоммунитаризм базируется на предпосылке, что понять человеческое поведение можно, только учитывая социальный, культурный и исторический фон существования индивидов. Как и этический подход, коммунитаризм сосредоточивает внимание на понятии «добродетель» и на понимании «добродетели» в конкретных сообществах. Добродетели – глубоко усвоенные черты характера, сформированные длительным процессом «приобретения привычки», опирающиеся на убеждения и скрепленные эмоциональной приверженностью. Некоторые философы утверждают, что моральное оправдание всегда уходит корнями в какую-либо общественную традицию и этические суждения всегда определяются средой. Этика добродетели связана с этическими представлениями Древней Греции. Аристотель, чья этика основывалась на рассуждениях о благосостоянии и жизни, прожитой достойно, подчеркивал, что любой добродетельный поступок есть действие во имя и для других, и утверждал, что нельзя научить поступать правильно или добродетельно, поскольку добродетель – умение судить и действовать правильно при изменении положения дел в мире. Многие менеджеры согласились бы, что этическое суждение – это навык (а не просто следствие из правила), так как всегда требуется учитывать индивидуальные обстоятельства. Не все философы, проповедующие этику добродетели, уделяют все свое внимание общественной традиции, полагая, что такой подход способствует консерватизму и принимает без доказательств общественное согласие. Эти философы рассматривают корпорацию как релевантное сообщество с различными ролевыми отношениями между служащими, составляющими релевантный контекст, который необходимо учитывать, поскольку различные ролевые отношения порождают различные обязательства. Существует позиция неприятия идеи набора правил, дающих ответы на любые этические вопросы. Что действительно необходимо, так это умение взвешивать противоречивые интересы. Члены корпорации принимают этические решения, руководствуясь усвоенными корпоративными ценностями. Однако поскольку корпоративные ценности являются частью корпоративной культуры, сосредоточиваться следует на создании соответствующего культурного климата, способствующего развитию надлежащих добродетелей. Корпоративная культура состоит из набора ценностей, убеждений, преданий и мифов, распространившихся внутри организации и позволяющих определить, какой поступок посчитали бы правильным, этичным или неэтичным. Если в культурной атмосфере этическое поведение не поддерживается открыто, то для него не будет и мотивационной обстановки.
2.4.6. Мотивация подчиненияБенедикт Спиноза (1632-1677) давно отметил, что выдвигать любую этическую систему, не содержащую реальных мотивационных побуждений людей, – пустое словоблудие. Деонтологическое направление и утилитаризм считают, что источником мотивации является желание быть разумным и поступать правильно. Теория договора о правах рассматривает мотивацию как основу предусмотрительной заботы о личной выгоде, тогда как последователи теории добродетели полагают, что она проистекает из эмоциональной приверженности привычному стилю жизни и социальным нормам, а также ценностям сообщества. Однако Дэвид Юм (1711-1776) настаивал на эмоциональной основе этического поведения. Следуя этому направлению, Франк ( Frank), экономист, утверждает, что мотивация этического поведения обычно отсутствует там, где нет эмоциональной приверженности этическому поведению, поскольку эмоции свидетельствуют о необходимости реакции. В случае этических проблем это означает реакцию на предчувствие стыда или вины, когда нарушаются этические ценности. Франк доказывает, что при отсутствии такой эмоциональной приверженности люди всегда поддадутся искушению ухватить сиюминутно легкодостижимую (неэтичными методами) выгоду. Он утверждает, что, в конечном счете, этичное поведение, укрепляющее доверие, связано с успехом в бизнесе. Если бы компании постоянно нарушали этические нормы, это бы значительно повлияло на ввод эмоциональной компоненты. Как некогда сказал Аристотель, хороший взрослый получится, если приучишь ребенка поступать правильно. Этическое поведение является в значительной мере функцией идеологического воспитания и социальных условий, и вызывает сомнение, действительно ли абстрактные представления о том, что правильно и неправильно, оказывают на него сильное влияние. Когда действия фирмы наносят явный вред благосостоянию общества, закон обычно вмешивается. Кроме того, существуют ситуации, когда фирма должна поступать правильно независимо от требований закона. К сожалению, иногда трудно определить какой поступок будет «правильным». Руководители предприятий не могут полностью игнорировать первоочередные интересы компании, когда они поставлены под угрозу, и речь идет о жизнеспособности фирмы. Слишком просто утверждать, что следование высоким моральным принципам является всеобщим благом, поскольку у предпринимателей есть еще и обязательства по отношению к служащим и акционерам фирмы. Существуют ли принципы создания системы деловой этики? В этом плане интерес представляет объективный релятивизм. Его позиция заключается в том, что этически правильное решение зависит от обстоятельств, и, хотя и связанные с обстоятельствами, решения или действия могут быть с точки зрения этики объективно правильными или объективно неправильными. Нечто подобное имеет место и в пословицах. Так, пословицы «У семи нянек дитя без глазу» и «Когда рук много, работа спорится» противоречат друг другу. Правильное их употребление зависит от обстоятельств, но утверждать, какая пословица к каким обстоятельствам относится, вопрос скорее объективного, чем субъективного характера. Концепция объективного релятивизма немногим отличается от точки зрения Аристотеля на принцип и обстоятельства, объединенные конкретной ситуацией. Тем не менее, каковы же критерии проверки соответствия предложенных этических решений обстоятельствам? Ниже приведен набор критериев, который представляется подходящим при принятии этических решений в бизнесе. · Предлагаемое решение должно быть в состоянии выдерживать разумную критику, т. е. быть оправданным: вид решения, которое в данных обстоятельствах приняли бы наиболее рассудительные люди. Здесь прослеживается связь с кантианской этикой. · Основные положения, стоящие за решением, должны обладать широкой привлекательностью. В любом обществе или корпоративной культуре существуют социальные нормы и стандарты для оценки этического поведения. Служащие, выполняя свою работу, должны стремиться избегать любых действий, которых фирма, будь они обнаружены, стыдилась бы. Особое внимание к корпоративной культуре и социальным нормам восходит к этике добродетели. · Решение должно быть таким, чтобы организация могла ему следовать, В деловой жизни нет четкой границы между правильным и неправильным. По выражению одного критика, большинство советов по этике бизнеса ведут к моральному абсолютизму. Правильное поведение находится где-то между погоней за не заслуживающей внимания прибылью и нереальным состоянием полного коммерческого альтруизма. Хотя по-прежнему необходимо умение применять критерии, эти критерии представляют собой достаточно конкретное руководство и связаны с различными теоретическими позициями, кратко изложенными ранее. Получили развитие этические принципы, затрагивающие такие проблемы, как взятки, незаконное присвоение активов компании, решения, касающиеся интересов акционеров и т. д. Многие из них рассчитаны лишь на то, чтобы защитить компанию, или являются чистым «очковтирательством», не поддающимся проверке, если только не влияют на прибыль компании. Они часто допускают, что все находится под контролем служащих, не учитывая влияния корпоративной культуры, которая может и не ратовать за этическое поведение. Организации надо создать мотивационный климат, усиливающий «желание» принять правильное с точки зрения этики решение. Тем не менее, этические кодексы могут быть полезны, принимая во внимание, что они содержат не только специфические «запреты», но и предлагают изложение этической системы, лежащей в основе особых правил. Когда руководство разрабатывает этический кодекс, это, по меньшей мере, публичная декларация в поддержку «желания поступать правильно» и обеспечивающая сотрудников некой базой для протеста против предлагаемого неэтичного действия. Решения и действия корпорации, поступающей этично, символизируют набор ценностей, которые могут быть близки покупателям. С другой стороны, корпорация, поступающая неэтично, – символ юридического лица, которому было бы глупо доверять. Когда корпорации в отношениях с потребителями стремятся к законной, но неэтичной выгоде (обычно при услугах, подобных банковским), это не проходит незамеченным. Этическое поведение не может находиться в резерве только для особых случаев, если фирма стремится завоевать доверие потребителей: оно должно проявляться в каждом решении и поступке фирмы, поскольку так создается столь необходимая для фирмы безупречная репутация. 2.5. Этика некоторых крупных российских компанийРяд наиболее крупных компаний разрабатывают и документируют наравне с миссией компании свой этический кодекс. К таким компаниям относятся, например Тройка Диалог, PROCTER & GAMBLE, ТНК, 1С, бывший ЮКОС и многие другие. Отметим некоторые общие черты подобных кодексов. Во-первых, все они ориентированы на наиболее общие ценности и в них прописываются базовые моральные принципы. Например ЮКОС:
Во-вторых, все подобные кодексы написаны в рамках действующего законодательства, а в некоторых из них это даже особым образом оговаривается, например ТНК пишет, что в своей деятельности будет неукоснительно соблюдать законодательство, а Тройка Диалог просто указывает на, то, что ее компания соответствует нормам действующего законодательства. В своих этических кодексах организации отмечают, что в своей деятельности будут обещать только то, что они способны сделать, не вводить преднамеренно в заблуждение, не наносить преднамеренный вред кому-либо. Прописываются так же ответственности внутренние перед акционерами, перед сотрудниками и внешние, перед международным сообществом, перед страной, перед другими компаниями и перед клиентами. Структура этического кодекса Тройки Диалог построена по принципу от наиболее общего к частному, а также учитывает специфику деятельности компании. По порядку рассматриваются следующие вопросы:
В данном случае кодекс представляется довольно полным, описывает вполне конкретные нормы поведения и по своему содержанию более походит на устав. В то время как, например Юкос был более лаконичен в своих этических установках и говорил о них в самых общих словах, хотя конечно их этический кодекс тоже достоин внимания и уважения. 3. ВыводыПодводя итоги можно сказать, что этика в бизнесе это во многом основа свободного рынка и свободных экономических отношений. Этическое ведение дел зачастую оказывается более выгодным, особенно в том случае, если предприятие или фирма собирается провести на рынке сравнительно долгий период времени и завоевать доверие своих клиентов и партнеров. Именно поэтому наиболее крупные игроки на рынке предпочитают иметь этический кодекс. Этическое поведение в бизнесе очень важно, но является довольно противоречивым вопросом и зачастую неэтическое решение какого либо вопроса в долгосрочной перспективе приводит к его этической интерпретации с позиции утилитаризма. Вспоминается одна притча про очень богатого дворянина, который жил в деревне и у него был сын – прекрасный юноша, за которым бегали все девушки в округе. Так вот однажды отец подарил сыну прекрасного белогривого скакуна. Пришел сосед, разговорился с отцом и сказал: «У тебя такой прекрасный сын, а теперь еще и на великолепном коне». Отец подумал, подумал, посмотрел на соседа и сказал: «А я не знаю, хорошо это или плохо». Так прошло несколько месяцев, а то и пол года и однажды конь сбросил юношу и ударил его копытом. Юноша остался инвалидом. И вот опять приходит сосед и говорит: «Слушай, а ты был прав, вон оно как все плохо вышло». Отец посидел, подумал и снова говорит: «Ты знаешь, а я не знаю, хорошо это или плохо». Так прошло еще несколько лет, началась война. Парней из этой деревни отправляли прямо на передовую, на верную смерть. Только одного не взяли, потому, как он был инвалид. Приходит сосед к отцу и говорит: «послушай, ты великий мудрец, как далеко узрел, действительно ведь прав был, ты, хорошо, что тогда подарил коня своему сыну». Отец подумал, обронил слезу и сказал: «И все-таки, я не знаю, хорошо это или плохо». 4. Список использованной литературы
|