Реферат: «Одаренные дети»

Название: «Одаренные дети»
Раздел: Остальные рефераты
Тип: реферат

Рассмотрено УТВЕРЖДАЮ

на заседании Директор МОУ гимназии №59

педагогического Совета Т.С. Пивоварова

протокол №

ПОЛОЖЕНИЕ

о работе обучающегося над экзаменационным рефератом

1. Общие положения

1.1. Рефератом обучающегося следует считать краткое изложе­ние в письменном виде содержания и результатов индивидуальной учебно-исследовательской деятельности. В отличие от других, в том числе письменных творческих работ, выполняемых учениками, реферат имеет регламентированную структуру, содержание
и оформление.

1.2. Реферат выполняется под руководством преподавателя, рецензируется и представляется на конкурс учебно-исследова­тельских работ, проходящий в рамках гимназической целевой про­граммы «Одаренные дети». Кроме того, реферат может быть представлен для защиты как одна из форм сдачи экзамена по выбору при промежуточной или государственной (итоговой) аттестации.

2. Структура реферата

2.1. Тема реферата может быть предложена как преподавате­лем, так и обучающимся. Во втором случае требуется ее согласо­вание с руководителем. Перечень тем, предлагаемых для защиты, рассматривается на школьных методических объединениях учи­телей-предметников, затем согласовывается с заместителем дирек­тора, куратором данного вопроса, и утверждается директором. В процессе работы над рефератом допускается корректировка выбранной темы по согласованию с научным руководителем.

2.2. Реферат должен быть структурирован (по главам, разделам, параграфам). Его следует составлять из 4 частей: введения, основ­ной части, заключения и списка литературы (библиографии).

В зависимости от специфики предмета и тематики реферата к нему могут быть оформлены приложения, содержащие документы, иллюстрации, таблицы, схемы и т.д.

2.3. Общий объем введения, основной части и заключения дол­жен составлять 10-15 страниц машинописного текста; введение —10-20% объема названных частей; заключение — 10%.

2.4. Формулировка темы и содержание частей реферата должны соответствовать требованиям, перечисленным в Прило­жении 1.

3. Оформление реферата

3.1. Реферат может быть написан от руки или напечатан на любом множительном аппарате и представлен в сброшюрованном виде. Оформление реферата производится в следующем порядке: титульный лист, оглавление, введение, основная часть, разбитая на главы и параграфы, список литературы, приложения. Каждая часть начинается с новой страницы.

3.2. Каждая страница нумеруется в середине верхней строки. Счет нумерации ведется с титульного листа, на котором цифры не проставляются. Страница должна иметь поля слева — не менее 3 см (для подшивки и заметок), справа — не менее 1 см. Записи ведутся четко и аккуратно чернилами одного цвета. s

3.3. Таблицы, схемы, чертежи, графики, имеющиеся в тек­сте, а также возможные приложения нумеруются каждые в отдельности. Они должны иметь название и ссылку на источник данных, а при необходимости и указание на масштабные еди­ницы.

3.4. В тексте не допускается сокращение названий, наименова­ний (за исключением общепринятых аббревиатур).

3.5. Титульный лист, список литературы, сноски оформляются на основе Приложений 2.

4. Руководство работой над рефератом и его рецензирование

4.1. Руководителем реферата является преподаватель школы, специализирующийся в области знания, соответствующего выбран­ной теме.

4.2. Деятельность руководителя включает:

— предложение и (или) корректировку темы реферата;

— обсуждение содержания и плана реферата;

— рекомендации по подбору литературы;

- планирование и контроль работы над рефератом;

- написание рецензии, содержащей анализ реферата и оценку исследовательских качеств учащегося, проявленных в ходе выполнения работы.

4.3. Рецензентом является ведущий учитель-предметник либо учитель-предметник, не работающий в данном классе. Рецензент оценивает реферат в соответствии с оговоренными критериями (см. пункт 6.1).

4.4. Рецензия оформляется на основе Приложения .

5. Этапы работы над рефератом

5.1. В процессе выполнения реферата обучающийся под кон­тролем руководителя планирует свою деятельность по этапам и срокам их прохождения. Отступление от сроков может быть отра­жено в отзыве и служит основанием отказа обучающемуся в праве прохождения государственной (итоговой) аттестации в форме защиты реферата.

5.2. Работа над рефератом может начинаться с 1 сентября текущего учебного года. Основными этапами выполнения реферата являются:

- выбор темы и руководителя и утверждение на научно-методи­ческом совете (сентябрь);

- составление реферата (октябрь — март);

- оформление реферата и выступление с докладом по нему на конференции «Ступени» (апрель, май);

- подготовка к защите реферата на промежуточной или государственной (итоговой) аттестации (май — июнь).

5.3. На втором этапе руководителем и обучающимся в течение первых двух недель планируется работа над рефератом с учетом времени, необходимого для поисков и проработки литературы, составления чернового варианта и сдачи его на проверку руководи­телю. Контроль выполнения плана осуществляет руководитель.

5.4. На третьем этапе обучающийся оформляет окончательный вариант реферата в соответствии с предъявляемыми к нему требо­ваниями, составляет доклад по нему на конференцию.

5.5. На последнем этапе обучающийся готовит выступление к защите на экзамене. К концу этого этапа составляется отзыв.

6. Критерии оценки реферата

Представленный для составления отзыва и рецензирования реферат оценивается в соответствии с критериями:

— соответствие темы и содержания реферата уровню учебно-исследовательской работы обучающегося;

— актуальность и оригинальность темы;

— степень самостоятельности и глубины аналитических вы­кладок автора реферата в вводной и заключительной ча­стях;

— объем исследованной литературы и других источников инфор­мации;

— стиль и грамотность изложения;

— соблюдение требований к оформлению ученического рефе­рата.

7. Процедура защиты реферата

7.1. Реферат сдается в учебную часть не позднее чем за две недели до экзамена. В течение этого времени члены аттестацион­ной комиссии знакомятся с материалом реферата, рецензент гото­вит заключение.

7.2. Процедура экзамена состоит из этапов:

— выступление обучающегося или выпускника с докладом по теме реферата;

— ознакомление комиссии с рецензией на реферат;

— ответы обучающегося или выпускника на вопросы членов комиссии, поставленные в пределах темы реферата;

— обсуждение выступления и выставление отметки, склады­вающейся из оценки реферата на основе требовании к нему, оценки выступления и оценки ответов обуча­ющегося или выпускника на вопросы, поставленные в ходе защиты.

7.3. Отметка объявляется обучающемуся или выпускнику с мотивировкой ее постановки и заносится в протокол экзамена и классный журнал.

8. Порядок хранения и использования реферата

8.1. Реферат, сданный в экзаменационную комиссию, является имуществом школы и хранится в течение трех лет, после чего может быть возвращен автору по его личному требованию либо уничтожен.

8.2. В период хранения реферат может быть выдан автору для работы с ним в читальном зале библиотеки.

8.3. О порядке хранения и использования реферата автор пре­дупреждается на момент получения темы.

Приложение 1

ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ РЕФЕРАТА

1. Тема реферата должна:

— быть грамотно сформулирована;

— быть выдержана в рамах исследуемой проблемы;

— сочетать в себе емкость и лаконичность формулировок;

— соответствовать уровню учебно-исследовательской работы школьника (недопустимы как чрезмерная упрощенность, так и излишняя наукообразность темы).

2. Вводная часть должна включать:

— обоснование актуальности темы реферата с позиции научной значимости (малая изученность вопроса, его спорность, дискуссионность);

— предмет и объект исследования, проблему, гипотезу исследо­вания;

— постановку целей и формулирование задач;

— краткий обзор и анализ источников информации (ограничение их только учебной и справочной литературой недопустимо).

3. Основная часть реферата структурируется по главам, пара­графам, количество и названия которых определяются автором руководителем. Подбор материала в основной части реферата должен быть направлен на рассмотрение и раскрытие основных положений выбранной темы; демонстрацию автором навыков
подбора, структурирования, изложения и критического анализа материала по конкретной теме; выявление собственного мнения обучающегося, сформированного на основе работы с источниками и литературой.

Обязательными являются ссылки на авторов, чьи позиции, мнения, информация использованы в реферате. Цитирование и ссылки не должны подменять позиции автора реферата. Излиш­няя высокопарность, злоупотребления терминологией, объемные отступления от темы, несоразмерная растянутость отдельных глав, разделов, параграфов рассматриваются как недостатки основной части реферата.

4. Заключительная часть реферата состоит из подведения ито­гов выполненной работы; краткого и четкого изложения выводов; анализа степени выполнения поставленных во введении задач.

5. Список литературы к реферату оформляется в алфавитной последовательности. В него вносится перечень всех изученных обучающимся в процессе написания реферата монографий, ста­тей, учебников, справочников, энциклопедий и проч.

Приложение 2

ОБРАЗЕЦ ТИТУЛЬНОГО ЛИСТА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ГИМНАЗИЯ №59

РЕФЕРАТ ПО БИОЛОГИИ

на тему « »

(государственная (итоговая) аттестация) (школьная целевая программа «Одарённые дети»)

Ученицы 11 «А» класса Ивановой Виктории Ивановны

Руководитель Л.Н. Петрова

г. Ульяновск, 2008 г.

Приложение 3

ОФОРМЛЕНИЕ СПИСКА ЛИТЕРАТУРЫ

Список литературы оформляется в алфавитной последователь­ности. В нем указываются: фамилия автора, инициалы, название работы, место и время ее публикации. Каждое наименование нумеруется. Например:

• 1. Бердяев НА. Истоки и смысл русского коммунизма. — М., 1990.

• 2....

• 3....

• 4. Бердяев НА. Утопический этатизм евразийцев // Рос­сия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. — М., 1991.

• 5.....

• 6. Вадимов А.В. Николай Бердяев: изгнание // Вопросы фило­софии. - 1991. - № 1.

• 7....

• 8. ...

• 9. Полторацкий Э.Э. Н. Бердяев и Россия (Философия истории России Н.А. Бердяева). — Нью-Йорк, 1967.

112

— умение завоевать внимание аудитории и поддерживать его на протяжении всего выступления;

— речевая культура выступления;

— уверенность и убедительность манеры изложения.

4. Ответы на вопросы после выступления должны удовлетво­рять требованиям:

— соответствия содержания ответов вопросам;

— корректности при ответе на вопросы оппонентов;

— краткости и аргументированности;

— грамотности речи и стилистической выдержанности изложения.

Модель положения о порядке систематизации, экспертизы и хранения нормативного, аттестационного материала при проведении промежуточной и государственной (итоговой) аттестации

Результаты усвоения образовательных программ обучающимися и выпускниками отражают промежуточная и (или) итоговая атте­стация. Опрос проводится в соответствии с нормативной базой на основании качественных контрольно-измерительных материалов, что обеспечивается их экспертизой и правильным хранением.