Реферат: “Людвиг Фейербах”

Название: “Людвиг Фейербах”
Раздел: Остальные рефераты
Тип: реферат

Государственный Университет управления.

Институт Международного Бизнеса.

Реферат

По философии

на тему:

“Людвиг Фейербах”

Выполнил : студент 2 курса (2группа)

Удалов Д. Н.

Москва 1999 год.

Биография.

Людвиг Фейербах родился 28 июля 1804 г. в городе Ландсгуте, в Баварии, в передовой и антифеодально на­строенной семье известного и очень образованного по тому времени криминалиста. Первоначальное образование Фейербах получил в местной гимназии. В 1823 г. он по­ступил в Гейдельбергский университет, где изучал теоло­гию. В следующем году, разочаровавшись в теологии, он переехал в Берлин, где два года слушал в университете лекции Гегеля. Однако Фейербаха уже в этот период не удовлетворял абстрактный характер гегелевской фило­софии. Он начинает заниматься изучением естественных наук. Об этом этапе своего духовного развития он впослед­ствии писал: “Уже в Берлине я, собственно, простился со спекулятивной философией. Мои слова, с которыми я расстался с Гегелем, гласили приблизительно так: два года я вас слушал, два года посвятил себя всецело изуче­нию вашей философии: и вот теперь я испытываю потреб­ность обратиться к другим наукам, составляющим прямую противоположность спекулятивной философии: к естествознанию”. Тем не менее при окончании университета Фейербах был еще идеалистом. Это видно из его посвя­щенной Гегелю диссертации «Об едином, универсальном и бесконечном разуме» (1828 г.).

С 1828 г. Фейербах в качестве приват-доцента Эрлангенского университета начинает читать курс лекций по истории философии, логике и метафизике. Хотя и в этих лекциях Фейербах продолжает оставаться последовате­лем Гегеля, но в то же время он пытается изложить логику «не как Гегель, не в смысле абсолютной, высочайшей, последней философии». Для Гегеля логические категории имели самостоятельное бытие, стоящее над природой и историей. Фейербах же рассматривал логику лишь как теорию познания, основанную на истории познания.

В 1830 г. анонимно выходит сочинение Фейербаха “Мысли о смерти и бессмертии”. Однако вскоре стало из­вестно, кто является автором этого смелого для того вре­мени произведения. Оно сейчас же было конфисковано, и началась травля его автора. Основное содержание этой работы Фейербаха шло вразрез с догматикой ортодоксаль­ного христианства. Философ отрицал личное бессмертие. Жизнь отдельного человека, доказывал он, временна, преходяща: человек смертей. Вера в загробную жизнь таит в себе большой вред, так как она снижает в глазах чело­века ценность его реальной жизни.

“Мысли о смерти и бессмертии” завершили карьеру их автора на поприще официальной академической филосо­фии. Фейербах был уволен из университета. Все его по­пытки получить кафедру в каком-либо из германских университетов встретили отпор со стороны казенных жре­цов науки. Однако Фейербах не прекращал своих фило­софских занятии. В 1833 г. он опубликовал книгу «Исто­рия новой философии от Бэкона до Спинозы», затем боль­шие монографии «О Лейбнице» (1837 г.), «О Пьере Бейле» (1838 г.). В этих сочинениях Фейербах прослеживал путь постепенного освобождения философии от влияния теоло­гии. Примирение пауки и религии он считал позорным пятном истории новой философии, лицемерием, которое необходимо решительно преодолеть.

Убедившись в полной невозможности проявить себя на официальном академическом поприще (охранители казенной науки никак не допускали его к студенческой среде), Фейербах в 1837 г. переселился в небольшую де­ревню Брукберг, в Тюрингии. Здесь, вдали от культур­ных центров Германии, он жил почти безвыездно 25 лет. Лишь обосо­бившись в деревне, он мог сохра­нить независимость не только в глубине своей души, но и внешне, освободиться от духоты, мелких интриг и сплетен городской жизни. “Кто верит в то, во что верят другие, кто учит и мыслит, чему учат и что мыслят другие... у того нет потребности в уединении: но она есть у того, кто идет своей дорогой или кто порвал со всем миром”. Так оправдывал философ свое столь длительное уедине­ние.

Началом нового, материалистического периода в твор­честве Фейербаха следует считать 1839 год. Именно в этом голу он окончательно порывает с гегелевской философией и становится материалистом. «Темой всех моих позднейших сочинении, - говорит Фейербах, - является человек как субъект мышления, тогда как прежде мышление само было для меня субъектом и рассматривалось мною как нечто самодовлеющее». В произведении “К критике философии Гегеля” Фейербах впервые целиком и навсегда переходит на позиции материализма. Знамени­тая книга Фейербаха “Сущность христианства” (1841 г.) была уже настоящим триумфом материалистической фило­софии. Переведенная на многие европейские языки, эта работа Фейербаха сыграла исключительно большую роль в разви­тии передового общественного сознания. Фейербах здесь ре­шительно провозгласил материализм и атеизм, признал, что природа существует независимо от сознания, что она есть основа, на которой вырос человек, что вне природы и человека нет ничего и что созданное религией божественное существо есть лишь фантастическое отражение человече­ской сущности. Имя Фейербаха ста­ло символом борьбы с темнотой, суеверием и деспотизмом.

После «Сущности христианства» Фейербах выпускает в свет целый ряд других произведении: ”Основные положения философии будущего” (1843 г.), «Сущность рели­гии» (1845 г.) и др. В этих сочинениях он дает стройное изложение и обоснование своих материалистических взгля­дов. Но труды Фейербаха, вышедшие после революции 1848 г. уже не оказывали такого глубокого воздействия на читателей, как его первые материалистические сочи­нения. Так, например, вышедшая в 1857 г. «Теогония» не оставила почти никакого следа.

Под старость Фейербах жил в большой нужде. Фар­форовую фабрику в Брукберге, принадлежавшую его жене Берте Лев, пришлось закрыть. Потеряв состояние, Фейербах с семьей переселился в Рахонберг, недалеко от Нюрнберга. В это время он усиленно занимался социа­листической литературой, изучал «Капитал» К. Маркса и в 1870 г. вступил в ряды немецкой социал-демократиче­ской партии. Умер Фейербах 13 сентября 1872 г. и похоронен в Нюрнберге.

Антропологический материализм Фейербаха.

Основная историческая заслуга Л. Фейербаха заключается прежде всего в том, что он возродил на немецкой почве, отстоял и развил дальше передовые традиции материализма 17–18 веков. Говоря о необходимости реформы философии, Фейербах доказывал, что новая философия, пришедшая на смену старой философии, должна носить по существу антропологический характер. Антропологическая философия, по мнению Фейербаха, харак­теризуется прежде всего тем, что она вступает в прочный союз с естествознанием. Этот союз, доказывает он, будет продолжительнее, счастливее и плодотворнее, чем тот мезальянс, который существовал между философией и теологией.

Философия, требовал Фейербах, должна окончательно отрешиться от ложных исходных положений идеализма.

Источник тела и духа один — природа, материя. Приводя точку зрения дуалистов о том, что тело следует считать результатом материи, а дух — творением бога, Фейербах восклицает: «Что за половинчатость, что за раз­двоение, что за «шиворот-навыворот!». Откуда проис­ходит дух? Откуда орган, то есть тело, оттуда и его функ­ция, то есть дух. Дух и тело нельзя отделять друг от друга. Только теоретически, указывал Фейербах, можно представить себе дух отдельно от тела, в действительности же первый неразрывно связан со вторым и зависит от него. Поскольку сущность человека в реальной целостности, а не в призрачном и абстрактом духе, “все философии, все религии, все учреждения, которые противоречат этому принципу, не только в корне ошибочны, но и пагубны”.

Отправляясь от человека, Фейербах не отрывал и не противопоставлял его природе; человека он считал про­дуктом и частью природы. Природа и человек — вот единственный объект философии.

Приступая к характеристике природы, Фейербах ука­зывает прежде всего на её материальный характер. «При­рода телесна, материальна, чувственна». Материя не сотворена, а всегда была и всегда будет, то есть вечна, не имеет начала и конца, то есть бесконечна. Причину природы, доказывает Фейербах, следует искать в самой же природе. «Природа есть причина себя самой», - повторяет он вслед за Спинозой.

Фейербах рассматривал время и пространство мате­риалистически. Пространство и время, согласно Фейер­баху, не априорные формы чувственного созерцания, как уверяет Кант, а «коренные условия», «формы», бытия. Пространство и время являются также и формами мышления, поскольку последнее правильно отражает объективные формы бытия. Материя не только существует, но движется и развивается. А движение и развитие не­мыслимы баз реального времени. Сказать, что возможно развитие без времени, то же, что сказать, что возможно развитие без развития. Нет материи без времени и про­странства. Они «составляют формы бытия всего сущего».

Материалист Фейербах отрицает утверждение идеа­листов о том, что существует непроходимая грань между неорганической природой и органическим миром, чело­веком в особенности. Он доказывал, что жизнь не может происходить не из материи. Он высказывал твердое убеж­дение о естественном зарождении жизни, о том, что че­ловек своим первоначальным появлением обязан не богу, а природе. Мышление могло возникнуть только из природы.

Фейербах, считая основой своего материализма человека, подчеркивал однако, главным образом естествен­ные, природные условия его бытия, но абстрагировался, как правило от общественных условий.

Материалистическое учение о познании.

Фейербах неустанно разрабатывал и двинул вперед материалистическое учение о познании. История познания, указывает немецкий материалист, свидетельствует, что границы познания посто­янно расширяются, что человеческий разум способен в своем развитии открыть нам глубочайшие тайны природы. Началом, исходным пунктом познания Фейербах счи­тал ощущение. Свою философию он рассматривал как реабилитацию чувственности. В противовес немецким идеалистам, исходным пунктом для которых было аб­страктное умозрение, Фейербах, идя по стопам англий­ских и французских материалистов, настаивал на истин­ной и научной природе чувственности.

Мате­рия, природа — не только базис духа, но и основание, начало всякого знания и философии.

В чем видел Фейербах функцию разума? Разум, дока­зывал он, по существу не дает ничего, что не находилось бы в ощущениях. Все наши идеи и понятия происходят из опыта, из ощущений. Однако опытное, чувственное по­знание, с точки зрения Фейербаха, ограничено в том смысле, что оно имеет дело с отдельными, единичными яв­лениями. Роль разума заключается в том, согласно Фейер­баху, что он берет в связи то, что чувства представляют раздробленно, раздельно.

Точку зрения человеческого коллектива, обществен­ности он очень настойчиво проводит через все отделы своей философии. Отдельная изолированная личность, дока­зывал он, не могла бы создать язык, государство, нрав­ственность, развисать познание, усовершенствовать разум. Все, что создано человечеством, - результат совокупной деятельности людей.

Материализм против идеализма и религии.

Фейербах отстаивал материализм в борьбе против идеа­лизма и религии. Он неопровержимо доказывал идейное родство последних. Логический источник как идеализма, так и религии, по Фейербаху, лежит в отрыве мышления от чувственного, конкретного бытия. Процесс абстрагирования и создания общих понятий искусно использует идеа­лизм. Он отделяет, отрывает общие понятия от их ма­териальных оснований и превращает их в самостоятель­ные сущности. Религия и идеализм не довольствуются только тем, что приписывают общим идеям самостоятельное существование. Как для идеализма, так и для религии, по мнению Фейербаха, характерно то, что они стоят на точке зрения первенства абстрактного, нечувственного, нетелесного начала по отношению к конкретному, чув­ственному, телесному. Идеализм, подобно религии, пре­вратив человеческие идеи в независимые субстанции, вы­водит из них, как из божественного, всемогущего источ­ника, весь конкретный эмпирический мир. В идеализме, как и в теологии, природа вывернута наизнанку.

Философию Гегеля Фейербах справедливо считал куль­минационным пунктом и завершением идеалистической философии. Его критика гегелевского идеализма была, несомненно, одним из самых замечательных явлений домарксистской материалистической философии. В про­цессе этой критики Фейербах во многом обогатил мате­риализм.

Фейербах вначале выясняет особенность объективного идеализма Гегеля. Прежние философы-идеалисты и тео­логи, отмечает он, обычно исходили из раз и навсегда совершенного и отрешенного от материальной действи­тельности духовного начала. По Гегелю, такое начало, бог или дух, само должно еще освободиться от материи, само должно еще показать свою истинность и завоевать себе божественность. Но как бог или абсолютная идея «самоосвобождаются» от материи, «превращают» себя в «независимую» от последней сущность? Возможно ли, мыслимо ли это вообще? Фейербах глубоко и убедительно вскрывает всю несостоятельность аргументации Гегеля в защиту позиции объективного идеализма.

Фейербах подвергает резкой критике утверждение Гегеля о том, будто в его философии человечество достигло познания абсолютной истины. «Только люди в совокуп­ности познают природу», - цитирует Фейербах слова Гете. Воплощение рода в одном индивидууме было бы концом мира. Гегель воображал, что его философия есть абсолют­ная философия, в действительности же она “появилась в определенное время... должна иметь определенный и, следовательно, конечный характер”.

Фейербах в течение всей своей литературной деятель­ности в центре внимания постоянно имел проблему рели­гии. “Я во всех моих сочинениях, - отмечал он, - никогда не упускаю из виду проблем религии и теологии; они были всегда главным предметом моего мышления и моей жизни”.

Необходимым условием всякой критики религии, говорит Фейербах, является отрицание в человеке какого-либо врожденного религиозного чувства. Признанием такого чувства, якобы изначально присущего человеку, теологи стремятся доказать, что основы религии вечны, незыблемы. Если принять точку зрения врожденности религиозного чувства, замечает Фейербах, то придется признать, что в человеке существует особый орган для суеверия, невежества и лености. Но в человеке нет особого религиозного чувства. Религия возникла исторически.

Значение природы в жизни человека, отмечал Фейер­бах, исключительно велико. Природа есть причина, осно­ва, источник существования человека. Природе человек обязан своим происхождением и своим существованием. Человек - часть природы и может существовать только в природе и благодаря природе. Природа — мать-кормилица человека. Это значение природы для человека, го­ворит Фейербах, и было причиной того, что она стала первым предметом религии, первым богом человека. Старейшая религия людей — это религия, обожествляю­щая природу, «естественная» религия, язычество. Для первобытного человека только природа была предметом религиозного поклонения.

По Фейербаху, не только животные, но и природа в целом становится объектом религиозного почитания лишь тогда, когда она приобретает для человека культурное значение.

Религия, доказывает Фейербах, связана не только с умственным застоем и духовной косностью; она неизбежно обрекает человека на пассивность и бездеятельность. Как может человек насильственно изменить окружающий его мир, приспособить его к своим намерениям, если, по утверждению религии, бог сотворил этот мир хорошо и мудро?

Борьба Фейербаха против религии яв­ляется крупным завоеванием домарксистской материа­листической философии. Заслуга Фейербаха по сравне­нию со всеми его предшественниками заключается в том, что он не удовлетворился общим, хотя и резким, осужде­нием религии, объявлением ее результатом невежества и суеверия.

Далеко опередив в критике религии младогегельян­цев, Фейербах все же остановился на полпути. Он, как правило, ограничивается заменой фантастических рели­гиозных представлении мыслями и идеями, соответствую­щими "природе человека”.

Фейербах но только но дал конкретно-исторического анализа религии, но, разрушая старую, он стремился вместе с тем создать новую религию, в центре которой должен был находиться человек. “Низводя теологию на степень антропологии, я возвышаю антропологию до теологии”, - провозглашал он.

Учение о морали.

Особенно настойчиво Фейербах отстаивал и проводил свое антропологическое понимание человека в учении о морали.

Фейербах считал, что в основе всех поступков человека лежит стремление к счастью. Человек стремится к тому, что для него является добром, избегает того, что является злом. Добро вызывает в нас чувство удовлетворения, радости, восторга, зло — чувство боли, скорби, недостатка, утраты, унижения. Ощущение есть, стало быть, по Фейер­баху, первое условие морали. Аскетической, лицемерной, религиозной морали Фейербах противопоставляет мораль, опирающуюся на стремление человека к удовлетворению своих потребностей в достижении счастья.

”Эгоизм” этики Фейербаха направлен против религиоз­но-идеалистической морали, приписывающей человеку чуждые ему нормы поведения, отрицающей правомер­ность его стремления к благополучию.

Этика Фейербаха совершенно абстрактна. Она начисто оторвана от всей сложности противоречивой общественной жизни, от классовой борьбы, от исторического процесса. Этика Фейербаха «выкроена для всех времен, для всех народов, для всех состояний и именно потому она не приложима нигде и никогда».

Вклад Фейербаха в развитие философии.

Фейербах был одним из крупнейших мыслителей про­шлого. Его неутомимая борьба против темных сил старого мира, против религиозного дурмана и идеалистических заблуждений, против духовного и социального застоя, за передовое материалистическое мировоззрение и обще­ственный прогресс составляет одну из блестящих страниц истории человеческой мысли.