Реферат: Задание по расчету цилиндрической зубчатой передачи
Название: Задание по расчету цилиндрической зубчатой передачи Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат | |||||||||||||||||||||
Содержание
Задание по расчету цилиндрической зубчатой передачи ...................... Введение...................................................................................................... 1. Нагрузочные параметры передачи..................................................... 2. Расчет на прочность зубчатой передачи........................................... 3. Усилия в зацеплении зубчатой передачи и нагрузки на валы............ 4. Расчет тихоходного вала и выбор подшипников............................... 5. Конструктивные размеры зубчатого колеса..................................... 6. Смазка и уплотнение элементов передачи ........................................ Графическая часть: Приложение 1 «Эскизная компоновка тихоходного вала» Приложение 2 «Расчетная схема тихоходного вала с эпюрами изгибающих и крутящих моментов» Приложение 3 «Сборочный чертеж тихоходного вала».
Задание по расчету цилиндрической зубчатой передачи.
Рассчитать и спроектировать закрытую косозубую цилиндрическую передачу, передающую на тихоходном валу мощность Р2 =6 кВт, при угловой скорости w 2 =3*3.14=9.42 рад/с. и передаточным числе u =3.3 Режим нагрузки - постоянный «Т». По заданию выполнить: А) расчеты Б) чертежи Дополнительные условия, которые необходимо учитывать при расчете, принимаются следующими: А) вид передачи- косозубая цилиндрическая Б) передача нереверсивная, не допускается изменение направления вращения валов. В) двигатель асинхронный серии 4А; в соответствии с данными каталога электродвигателей максимально кратковременные перегрузки составляют 200%, поэтому коэффициент перегрузки кп =2.0 Г) требуемый срок службы передачи назначим h =20000 часов.
Введение Редуктором называется механизм, состоящий из зубчатых или червячных передач, выполненного в виде отдельного агрегата и служащий для передачи мощности от двигателя рабочей машине с понижением угловой скорости и повышение вращающегося момента ведомого вала по сравнению с валом ведущим. Редуктор состоит из корпуса (литого чугуна или стального сварного), в котором помещают элементы передачи - зубчатые колеса, валы, подшипники и т.д. Применение соосной схемы позволяет получить меньшие габариты по длине, что и является ее основным достоинством. К числу недостатков соосных редукторов относятся: а) Затруднительность смазки подшипников, находящихся в средней части корпуса. б) Большое расстояние между порами промежуточного вала, что требует увеличение его диаметра для обеспечения достаточной прочности и жесткости. Очевидно, применение соосных редукторов ограничивается случаями, когда нет необходимости иметь два конца вала быстроходного и тихоходного, а совпадение геометрически осей входного и выходного валов удобно при намеченной общей компоновке привода.
1. Нагрузочные параметры передачи.
Угловая скорость тихоходного вала w 2 =9,42 рад/с.; угловая скорость быстроходного вала:
Мощность на валах тихоходном валу Р2 =6 кВт. Мощность на быстроходном валу: , где - КПД передачи. КПД зацепления косозубой цилиндрической передачи. КПД одной пары подшипников качения.
Крутящий момент на быстроходном валу:
Крутящий момент на тихоходном валу:
Расчетные крутящие моменты принимаются: Т1Н =Т1 F = T 1 =201,055 ; Т2Н =Т2 F = T 2 =636.943
Суммарное число циклов нагружения зубьев за весь срок службы передачи, соответственно для зубьев шестерни и колеса равны: для быстроходной для тихоходной
Переменность нагрузки в передаче при тяжелом режиме нагружения учитывается коэффициентами нагру жения, которые назначаем, ориентируясь на стальные колеса: КНЕ =0,50, при расчете на контактную выносливость. К FE =0,30, при расчете на выносливость при изгибе. Эквивалентное число циклов нагружения зубьев шестерни и колеса:
Максимальная нагрузка на зубья передачи при кратковременных нагрузках:
2. Расчет на прочность зубчатой передачи. Минимальное межосевое расстояние цилиндрической зубчатой передачи:
Передача предназначена для индивидуального производства и Ки ней не предъявляются жесткие требования к габаритам. Но учитывая значительные кратковременные перегрузки, принимаем для изготовления зубчатых колес следующие материалы:
Допускаемое контактное напряжение:
Для зубьев шестерни определяется: - предел ограниченной контактной выносливости поверхности зубьев при базе испытаний NHO
Предварительно принимается: - коэффициент безопасности для колес с однородной структурой зубьев. SH =1.1 - коэффициент, учитывающий шероховатость поверхности ZR =0.95
Коэффициент долговечности находится с учетом базы испытаний и эквивалентного числа циклов нагружения зубьев. База испытаний определяется в зависимости:
Так как , то для переменного тяжелого режима нагружения kHL =1. Допускаемое контактное напряжение:
Для зубьев колеса соответственно определяется:
SH =1.1 ZR =0.95
Так как: , то kHL 2 =1
Допускаемое контактное напряжение:
Допускаемого контактного напряжение:
Число зубьев шестерни принимаем: Z 1 =26 Число зубьев колеса: , принимаем Z2 =86 Фактическое передаточное число передачи:
Угол наклона линии зубьев β= 120 Вспомогательный коэффициент ka =430
Коэффициент ширины зубчатог о венца ψ a =0.4, и соответственно:
Коэффициент kHB , учитывающий распределение нагрузки по ширине венца kHB =1, 05
Минимальное межосевое расстояние:
Нормальный модуль зубьев:
По ГОСТ 9563-90 принимаем mn =5 мм
Фактическое межосевое расстояние , назначаем a w =330, тогда фактическое угол наклона зубьев:
По ГОСТ 13755-81 для цилиндрических зубчатых передач: - угол главного профиля ά=200 - коэффициент высоты зуба ha * =1 - коэффициент радиального зазора с* =0.25 - коэффициент высоты ножки зуба h * f =1.25 - коэффициент радиуса кривизны переходной кривой р* =0.38
Размеры зубчатого венца колеса: Внешний делительный диаметр колеса:
Размеры зубчатого венца шестерни Внешний делительный диаметр колеса:
Внешний диаметр вершин зубьев:
Окружная скорость зубчатых колес:
Эквивалентные числа зубьев шестерни и колеса:
Номинальная окружная сила в зацеплении:
Коэффициент торцевого перекрытия:
Коэффициент осевого перекрытия:
Расчет на выносливость зубьев при изгибе:
Коэффициенты, учитывающие форму зуба принимаем: Коэффициент, учитывающий форму сопряженных поверхностей зубьев: Z H =1.77* cosβ =1.77*0.848=1,501 Коэффициент, учитывающий механические свойства материалов сопряженных зубчатых колес: ZM = 275 Н1/2 /мм
Коэффициент, учитывающий суммарную длину контактных линий:
Коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями: kHα =1.13; kHβ =1.05 Коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку в зацеплении: K H v =1.03 Удельная расчетная окружная сила:
Допустимое контактное напряжение:
Допускаемое предельное контактное напряжение:
Расчет на контактную прочность:
Условие при расчете выносливости зубьев при изгибе:
Коэффициент, учитывающий форму зуба: YF 1 =3.84, для зубьев шестерни YF 2 =3. 61 , для зубьев колеса Коэффициент, учитывающий перекрытие зубьев Yε =1 Коэффициент, учитывающий наклон зубьев:
Коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями:
Коэффициент, учитывающий распределение на грузки по ширине венца: k Fβ =1.1 Коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку, возникающую в зацеплении: KFv =1.07 Удельная расчетная окружная сила:
Допустимое напряжение на изгиб:
Для зубьев шестерни определяем: Предел ограниченной выносливости зубьев на изгиб при базе испытаний 4*106 :
Коэффициент безопасности для колес с однородной структурой материала принимаем SF =1.7 Коэффициент учитывающий влияние приложение нагрузки на зубья kFC =1 -для нереверсивной передачи. Коэффициент долговечности находим по формуле:
, поэтому принимаем kFL =1
Для зубьев колеса соответственно определяем:
SF =1.7; kFC =1; kFL =1; т . к NFE2 =3.24*107 >4*106
Расчет на выносливость при изгибе:
Допустимое предельное напряжение на изгиб:
Предельное напряжение не вызывающая остаточной деформации или хрупкого излома зубьев для шестерни и колеса.
Принимаем коэффициент безопасности SF =1,7
Расчет на прочность при изгибе для шестерни:
Расчет на прочность при изгибе для колеса:
3.Усилия в зацеплении зубчатой передачи и нагрузки на валы
Усилия в зацеплении прямозубых цилиндрических зубчатых колес определяются по формулам: Окружное усилие:
Радиальное усилие:
Осевое усилие:
4. Расчет тихоходного вала и выбор подшипников. Для предварительного расчета принимаем материал для изготовления вала: Материал- Сталь 40 нормализованная σв =550 МПа σТ = 2 80 МПа Допустимое напряжение на кручение [ τ ]=35 МПа Диаметр выходного участка вала:
Для определения расстояния между опорами вала предварительно находим: - длина ступицы зубчатого колеса l ст =80 мм - расстояние от торца ступицы до внутренней стенки корпуса ∆=8мм. - толщина стенки корпуса:
- ширина фланца корпуса:
- диаметр соединительных болтов:
- размеры для установки соединительных болтов:
- ширина подшипника В=22 мм принята первоначально для подшипника 212 с внутренним посадочным диаметром 60 мм и наружным диаметром 110 мм.
- размеры h 1 =14 мм и h 2 =10 мм назначены с учетом размеров крышек для подшипников с наружным диаметром 111 мм. - ширина мазеудерживающего кольца с=6мм и расстояние до подшипника f =6мм, (смазка подшипника пластичной смазкой ( V =2,939 м/с<3 м/с), поэтому мазеудерживающие кольца lk ≈18мм Таким образом, расстояние между опорами вала равно:
так, как колесо расположено на валу симметрично относительно его опор, то а=в=0,5* l =0.5*138=69 мм Конструирование вала: Диаметры: - выходного участка вала d 1 =40 мм - в месте установки уплотнений d 2 =55 мм - в месте установки подшипника d 3 =60 мм - в месте посадки колеса d 4 =63 мм Длины участков валов: - выходного участка l 1 =2 d 1 =2*40=80 мм - в месте установки уплотнений l 2 =45 мм - под подшипник l 3 = B =22 мм - под мазеудерживающее кольцо l 4 = lk +2=18+2=20 мм - для посадки колеса l 5 = l СТ -4=80-4=76 мм
Проверка статической прочности валов Радиальные реакции в опорах вала находим в двух взаимно перпендикулярных плоскостях. Составляющие радиальных реакций в направлениях окружной и радиальной сил на каждой из опор вала будут равны:
Осевая реакция опоры 1 равна осевой силе: Fa =Fx =1810.82 H Максимальные изгибающие моменты в двух взаимно перпендикулярных плоскостях:
Результатирующий изгибающий момент:
Эквивалентное напряжение в опасном сечении вала:
Напряжение изгиба вала:
Напряжение сжатия вала:
Напряжение кручение вала:
Номинальное эквивалентное напряжение:
Максимальное допустимое напряжение:
Проверка статической прочности вала при кратковременных нагрузках:
Выбор подшипников качения тихоходного вала. Для опор тихоходного вала предварительно назначаем подшипник 212 с внутренним посадочным диаметром d=60 мм, динамическая грузоподъемность которого С=52000 Н и статическая грузоподъемность С0 =3100 Н Для опоры 1: , что соответствует е=0,23 Отношение Х=0,56; Y=1.95, а расчетная динамическая нагрузка
Для опоры 2:
поэтому X=1; y=0 Расчетная динамическая нагрузка:
С учетом режима нагружения (Т), для которого коэффициент интенсивности k E =0.8. расчетная эквивалентная динамическая нагрузка на подшипник:
Для 90% надежности подшипников (a1 =1) и обычных условиях эксплуатации (a23 =0.75) расчетная долговечность подшипников в милн.об:
Расчетная долговечность подшипника в часах:
что больше требуемого срока службы передачи.
4.Шпоночные соединения Выбор размера шпонок Для проектируемой сборочной единицы тихоходного вала выбираем следующие размеры призматических шпонок: -на выходном валу: bi x hi x li =14 x 9 x 70; ti 1 =5.5 мм - под ступицей колеса: bii x hii x lii =18 x 11 x 70; tii 1 =3 мм проверка прочности шпоночных соединений. Напряжение смятия боковых граней шпонки, установленной на выходном участке вала:
|