Реферат: Методика 2 13 Диагностика реализации потребностей в саморазвитии 13 Автор Н. П. Фетискин 13
Название: Методика 2 13 Диагностика реализации потребностей в саморазвитии 13 Автор Н. П. Фетискин 13 Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Российская федерация Краснодарский край Каневской район муниципальное учреждение управление образования Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия» cт. Каневская, ул. Вокзальная, 35, тел. (86164)7-32-24, 7-28-11, факс (86164)7-28-11 e-mail: gimnaz@kubannet.ru Проект
Совершенствование проектной компетентности педагогов в условиях модернизации образования как инструмента достижения нового качества образования
Автор: Маркина Ольга Николаевна, директор МОУ «Гимназия» Каневского района Краснодарского края
Ст. Каневская 2008-2009 год План-график реализации проекта .. 7 Рекомендации по написанию эссе. 8 Критерии оценки проектной деятельности. 9 Шкала готовности к творческо–инновационной деятельности. 10 Диагностика реализации потребностей в саморазвитии. 13 Диагностика продуктивности инновационной деятельности. 15 Анализ продуктов деятельности учителей муниципального общеобразовательного учреждения. 15 Рефлексия включения педагога в инновационную деятельность. 16 Критерии готовности педагога к экспериментальной деятельности. 17 Библиографический список .. 19 В качестве одной из главных задач, направленных на социально-экономическое развитие страны средствами системы образования, выступает задача приведения содержания образования в соответствие с требованиями граждан, общества и рынка труда, что предполагает совершенствование содержания и технологий обучения. Поскольку основным субъектом инновационной деятельности, осуществляемой образовательным учреждением, является педагог, важно предложить ему различные варианты системы непрерывного самообразования. Такой системой может быть курсовая переподготовка учителей в ОУ, которую можно рассматривать как элемент организационно-педагогического сопровождения педагога в инновационной деятельности. Предлагаемая система непрерывного самообразования педагогов способствует тому, что: - создается особый настрой всех членов педагогического коллектива на инновационную деятельность; - принимаемые управленческие решения, обеспечивающие режим развития ОУ, становятся коллективными; - проектная деятельность становится основным инструментом педагога. Исследования, проведенные в коллективе МОУ «Гимназия», показали, что в целом весь педагогический коллектив вовлечен в инновационный процесс. Вместе с тем педагоги испытывают определенные трудности в разработке, описании и внедрении инновационных проектов. Это позволило нам определить проблему : невозможность добиться нового качества образования традиционными методами обучения. Объект исследования : курсовая переподготовка учителя в ОУ с применением проектных технологий. Предмет исследования : проектная деятельность педагога. Цель данной работы состоит в разработке системы повышения квалификации педагогических кадров внутри ОУ, предполагающей использование деятельностных технологий обучения. 1. Разработка системы семинаров-практикумов, направленных на глубокое изучение основ проектной деятельности. 2. Представление деятельности предметных МО в виде инновационных проектов. 3. Создание системы контрольно-диагностических мероприятий по определению результативности проектной деятельности педагогов, способствующей достижению нового качества образования.
Гипотеза исследования : можно предположить, что: 1. разработанная система повышения квалификации педагогических кадров внутри ОУ, предполагающая использование деятельностных технологий обучения, поможет педагогам преодолеть внутренние препятствия в восприимчивости педагогической инновации и трудности в разработке, описании и внедрении инновационных проектов; 2. совершенствование проектной компетентности педагогов станет инструментом достижения нового качества образования. Совершенствование проектной компетентности педагогических кадров. Повышение квалификации Содержание программы Компетентностный подход в повышении квалификации. Понятия: компетенция, компетентность, инновация. Виды компетенций: исследовательские и методологические; профессиональные, надпрофессиональные и ключевые; социальные и личностные. Общие основы современных психолого-педагогических знаний. Проект: разработка, оформление, экспертиза. Педагогическое исследование: методология, диагностика. Конструирование и тьюториальное сопровождение индивидуальной образовательной траектории педагогов и управленцев. Понятие и принципы построения образовательной траектории. Содержание тьюториального сопровождения Непрерывное образование. Личностный рост и профессиональное саморазвитие. Оптимальное сочетание дополнительного (неформального - курсы, тренинги, короткие программы и т.д.) и информального (спонтанного) образования. формы и Содержание промежуточного и итогового контроля Формы промежуточного контроля: - Педагогическое эссе «Компетентный учитель – это…» - Зачет - Диагностическое исследование педколлектива - План тьюториальной поддержки - Мини-проект - Личная образовательная траектория Форма итогового контроля: Защита и экспертиза проекта Учебно-тематический план Совершенствование проектной компетентности педагогических кадров.
Цель – формирование компетентностного подхода в повышении квалификации субъектов образования и их мотивации на непрерывное образование Категория слушателей – педагогические кадры Срок обучения 48 часов Режим занятий 6 часов в день
План-график реализации проекта
Рекомендации по написанию эссе Эссе включает в себя: - Введение: тема, актуальность, проблемность. - Основная часть: суждения (аргументы), основные понятия, доказательства и поддержки (факты и примеры); контраргументы или противоположные суждения (необходимо показать, почему они слабы, а утверждение автора остается в силе). - Заключение: повторяется основное суждение, резюмируются аргументы, дается общее заключение. В эссе важно отразить вашу профессиональную позицию, исходя из опыта работы, а не общую точку зрения. 1. Компетентностный подход в образовании: что это? 2. Ключевые компетенции выпускника школы. 3. Ключевые компетенции учителя. 4. Приемы и методы формирования ключевых компетенций. 5. Тема по собственному выбору, связанная с компетентностным подходом к образованию.
1. Использование современных образовательных технологий как ресурс экономии времени учителя 2. Иностранный язык: учебный предмет или средство общения? 3. Исследовательская компетенция ученика – основа его успешной социализации. 4. Способность учиться на протяжении жизни и карьерный рост. Критерии оценки проектной деятельности 1. Соблюдение требований к оформлению проектной работы. 2. Полнота раскрытия темы. 3. Новизна, научное и практическое значение результатов работы. 4. Объем использованной литературы. 5. Логика изложения, убедительность рассуждений, оригинальность мышления, четкость структурирования работы. 6. Доступность, логичность и свобода публичного изложения содержания и результатов исследования. 7. Понимание сути заданных вопросов, аргументированность, лаконичность и понятность ответов.
Шкала готовности к творческо–инновационной деятельности Автор С.Ю Степанов Ф.И.О.___________________________________________________________
Инструкция Данный опросник предназначен для исследования степени готовности Вашего коллектива к изменениям в организации. При заполнении опросника постарайтесь отразить собственную точку зрения. Опросник состоит из 20 пунктов, каждый из которых представлен двумя утверждениями. Под ними изображена шкала от 1 до 10. Балл 1 означает Ваше полное согласие с утверждением слева, балл 10 означает, что Вы полностью согласны с утверждением справа, баллы между крайними оценками соответствуют различным степеням Вашего согласия с утверждениями слева или справа. На данном Вам листке обведите кружком выбранные цифры шкалы, которые больше всего соответствуют Вашему мнению. Спасибо за работу!
Диагностика реализации потребностей в саморазвитии Ф.И.О.____________________________________________________________ Вашему вниманию предлагается ряд показателей. Оцените себя по 9-балльной шкале по каждому показателю. Один балл – это минимальная выраженность показателя, 9 баллов – максимальная. В клеточке выбранного для ответа балла поставьте крестик. Спасибо за работу!
Ключ к методике №1. «Шкала готовности к творческо–инновационной деятельности» (С.Ю Степанов). Опросник предназначен для исследования готовности педагога к изменениям в образовательном учреждении, в собственной деятельности. При обработке необходимо суммировать отмеченные испытуемым баллы по всем пунктам методики. Об уровне готовности к творческо-инновационной деятельности свидетельствуют следующие количественные показатели: от 0 до 80 баллов – низкий уровень, от 81 до 140 баллов – средний уровень, от 141 до 200 баллов – высокий уровень. Ключ к методике №2. «Диагностика реализации потребностей в саморазвитии» (Н.П. Фетискин). Методика позволяет определить мотивационный и когнитивный компоненты профессионально-педагогического саморазвития. Для определения мотивационного компонента необходимо подсчитать общее количество баллов по 1 – 9 пунктам опросника. Об уровне сформированности мотивационной готовности к педагогическому саморазвитию свидетельствуют следующие количественные показатели: 55 и более баллов – низкий уровень, 36-54 балла – средний уровень, 35 и менее баллов – высокий уровень. Для определения когнитивного компонента необходимо подсчитать общее количество баллов по 10 – 15 пунктам опросника. Об уровне сформированности когнитивной готовности к педагогическому саморазвитию свидетельствуют следующие количественные показатели: 37 и более баллов – низкий уровень, 24-36 баллов – средний уровень, 23 и менее баллов – высокий уровень. Диагностика продуктивности инновационной деятельности . Анализ продуктов деятельности педагогического коллектива проводится по следующим параметрам: повышение квалификации, участие в профессиональных конкурсах, участие в семинарах, конференциях, мастер - классах, разработка программно-методических материалов, применение современных педагогических технологий (согласно классификации Г.К. Селевко), применение цифровых образовательных ресурсов, участие воспитанников в олимпиадах, конкурсах. Если параметр присутствует – выставляется 1 балл, нет – 0 баллов. Продуктивность инновационной деятельности определяется подсчетом среднего балла по шкале: низкий уровень – до 0,25, средний – от 0,26 до 0,65, высокий – свыше 0,66
Примечание: низкий уровень – до 0,25, средний – от 0,26 до 0,65, высокий – свыше 0,66. Рефлексия включения педагога в инновационную деятельность
Критерии готовности педагога к экспериментальной
1. Алексанина И.С. Инновационная деятельность: всё начинается с анализа обстановки. // Практический журнал для учителя и администрации школы. / под ред. Котов С. – М., 2006. – с. 11-16. 2. Аминов Н.А. Модели управления образованием и стили преподавания // Вопросы психологии. 1994. №2. С.88-98. 3. Анисимов О.С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления. М.: Экономика,1991.- С.326-335. 4. Бедерханова В.П. Становление личностно ориентированной позиции педагога. - Краснодар, 2001 – 220 с. 5. Бедерханова В.П., Бондарев П.Б. Педагогическое проектирование в инновационной деятельности. – Краснодар, 2000. 6. Бондарев П.Б., Курочкина В.Е. Проектная деятельность учителя. - Краснодар, 2002. 7. Голицын Г.А. Рефлексия как фактор развития// Проблемы рефлексии/ отв. ред. Ладенко И. С. - Новосибирск: Наука,1987.-С.54-60. 8. Давыдов В.В. , Неверкович С.Д., Самоукина Н.В. О функциях рефлексии в игровом обучении руководителей.// Вопросы психологии,-1990-№3.-С.14-21. 9. Иванова Е.М. Технология психологической оценки профессионала //Вопросы психологии.1991. № 4. С.56-57. 10. Кашапов М.М. Психология педагогического мышления. – СПб., 2000. 11. Митина Л.М. Психология профессионального развития учителя. - М.:Флинта: МПС Соц. Ин-т, 1998. - 216 с. 12. Растянников А.В., Степанов С.Ю., Ушаков Д.В. Рефлексивное развитие компетентности в совместном творчестве. - М., 2002, с. 236-241. 13. Сериков В.В. Образование и личность: проектирование личностно-ориентированных педагогических систем. - М., 1999. 14. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность. - М., 1997. - 224 с. 15. Проектирование и реализация тьюториальной модели психолого-педагогической и методической поддержки инновационной деятельности учителя (образовательный проект) под руководством П.Б. Бондарева 16. Иванов Д.А. Компетенции и компетентностный подход в современном образовании. //Управление современной школой. Завуч. 2008. № 1. С.4-24 |