Реферат: Состояние и результаты деятельности системы образования города Ржева Тверской области

Название: Состояние и результаты деятельности системы образования города Ржева Тверской области
Раздел: Остальные рефераты
Тип: реферат

Состояние и результаты деятельности

системы образования

города Ржева

Тверской области

Муниципальный доклад

2007

Содержание муниципального доклада 2007-2008 учебный год:

Введение ………………………………………...………………….стр. 3

Раздел I Ресурсы системы образования…………….…………..стр. 6

Раздел II Дошкольное образование .…………………………….стр. 8

Раздел III Общее образование…………….……………………....стр. 15

Раздел IV Основные направления деятельности

в 2007-2008 учебном году ……………………..……...стр. 25

Введение.

Социально – экономические особенности современного этапа развития общества объективно требует качественного совершенствования всей системы образования.

Основная задача муниципальной системы образования: превратиться в ресурс социально – экономического развития города и благополучия граждан.

Исходными факторами для эффективного развития и функционирования образования являются государственный заказ и гражданский запрос.

Гражданский запрос, сформулированный представителями гражданского общества города в лице родительской общественности, является реальным проявлением государственно – общественного характера управления развитием образования и включает основные направления развития образованием:

1. Непрерывность и общедоступность, развивающий характер системы образования. Система образования должна обеспечивать путь к жизненному успеху выпускника.

2. Безопасность и сохранность здоровья обучающихся. Система образования должна обеспечить сохранение, укрепление, развитие здоровья детей, соответствовать особенностям развития каждого ребенка. Содействовать социальному самоопределению и профессиональной ориентации, страхованию рисков детства и противодействовать повышению уровня преступности.

3. Тесное партнерство семьи и школы.

4. Гражданский характер образования.

5. Усиление влияния родителей на систему образования.

Характеристика системы образования города Ржева.

На сегодняшний день система общего образования города Ржева представлена общеобразовательными учреждениями в следующих типов и видов:

11 муниципальных общеобразовательных школ;

1 гимназия;

1 негосударственное общеобразовательное учреждение лицей № 35 открытого акционерного общества "Российские железные дороги";

2 открытых (сменных) общеобразовательных школы;

1 специальная (коррекционная) образовательная школа для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии.

В них обучаются 5911 школьников.

В 21 муниципальном дошкольном образовательном учреждении воспитывается 2500 детей (83% от общего числа детей в возрасте до 7 лет). Среди 769 педагогов города 5 "Заслуженных учителей России", 29 "Почетных работников общего образования РФ", 26 – удостоены звания "Отличник народного просвещения".

Сегодня в 5 учреждениях дополнительного образования детей по различным направлениям обучаются более 3500 воспитанников:

1. Дом детского творчества реализует направления творческой, спортивно – оздоровительной, досуговой, патриотической, краеведческой деятельности.

"Образцовый детский коллектив" Дома детского творчества театр "Цель" является лауреатом международных фестивалей в США, Франции, Швеции, Марокко.

2. Станция юных техников на протяжении последних 25 лет является единственным учреждением Тверской области, которое развивает такие технические виды спорта как автокросс, картинг, авиа-, судомоделизм, мотокросс. Единственное учреждение дополнительного образования детей Тверской области в 2005 году вошло в число инновационных УДО детей Российской Федерации.

3. Детско – юношеская спортивная школа № 1 Олимпийского резерва реализует адаптированную программу для детей и подростков с 6 до 18 лет. Более 30 спортсменов школы стали в 2005 году чемпионами победителями Первенств и чемпионатов Тверской области.

4. Спортивная детско-юношеская школа Олимпийского резерва № 2 реализует авторскую программу Заслуженного тренера Российской Федерации Образцова Александра Николаевича (самбо, дзюдо). Воспитанники СДЮСШОР являются неоднократными победителями и призёрами чемпионатов России, Европы, мира самбо и дзюдо.

5. Детско – юношеская спортивная школа № 3 по баскетболу реализуют типовую программу по баскетболу.

В городе 3 учреждения начального профессионального образования, 3 средних специальных учреждения (машиностроительный техникум, медицинское училище, аграрный колледж "Ржевский").

Единое образовательное пространство фактически завершают высшее учебные заведения:

Филиал Тверского государственного университета,

Филиал Тверского государственного технического университета,

Филиал негосударственного московского социального – гуманитарного

института.

Свидетельство высокого качества общего образования является стабильный показатель числа выпускников награждённых золотыми, серебряными медалями.

Ежегодно более 70 % выпускников школ поступают в ВУЗы, 15 % в средние специальные заведения.

Более 200 обучающихся школ - победители городских, областных и Всероссийских олимпиад, награждаются именными стипендиями Главы города Ржева, за выдающиеся успехи в изучении основ наук.

Раздел I

Ресурсы системы образования

Доля расходов на образование в бюджете города составляет:

Затраты на одного обучающегося (руб.) в 2005 году – 10856 руб.; в 2006 году – 16142 руб.

Подушевое финансирование по ФОТ (Тверская область):

Наименование типа, вида учреждений

Потребитель услуг

Размер норматива на 1 потребителя услуг с учётом начислений 26,2 % (руб., коп.) ступеням общего образования

2006 год

2007 год

1 ступень

2 ступень

3 ступень

1 ступень

2 ступень

3

ступень

Общеобразовательные школы

Городские

1 учащийся

6382,99

8873,78

8578,74

7645,24

10628,58

10275,2

Гимназия

1 учащийся

8936,19

12423,29

12010,24

10703,33

14880,01

14385,28

Специальная (коррекционная) школа

1 учащийся

19731,11

25674,80

-

23632,96

30752,02

-

Вечерние школы

1 учащийся

-

7201,91

8306,40

5300,70

8626,09

9949,00

Индивидуальное обучение больных детей на дому

1 учащийся

30530,30

36567,71

Вечерние школы при УИН

1 учащийся

-

-

-

12229,25

19901,28

22953,37

При распределении средств субвенций между образовательными учреждениями в 2007 году был применён поправочный коэффициент.

Отклонение ФОТ рассчитанные по нормативу к ФОТ по штатному расписанию с учётом тарификации педагогических работников колеблется от 0,87 до 1,16.

Поэтому в ряде образовательных учреждений, где коэффициент адаптации больше 1, были произведены сокращения штатных единиц, укрупнены классы.

Те образовательные учреждения, которые имеют классы с высокой наполняемостью, классы коррекции и педагогов I, II квалификационной категории, стали для других образовательных учреждений донорами.

Поправочный коэффициент целесообразно применять и в дальнейшем для обеспечения функционирования и развития образовательных учреждений, педагогические работники которых имеют I, II и высшие квалификационные категории.

Раздел II

Дошкольное образование

В 2006-2007 учебном году в городе функционировали 23 дошкольных образовательных учреждения (21 муниципальное дошкольное образовательное учреждение и 2 государственных). Воспитанием в ДОУ города было охвачено более 2450 детей. Все дошкольные учреждения имели пятидневный режим работы. В соответствии с социальным заказом населения в МДОУ д/с № 28 функционировала группа с 24-часовым пребыванием детей. Родительская плата за содержание детей в дошкольных образовательных учреждениях установлена с 01.01.2007 года в размере 500 рублей в месяц, для малообеспеченных семей – 250 рублей.

Контингент воспитанников формировался в соответствии с возрастом детей и видом ДОУ. В городе функционировали 3 дошкольных учреждения компенсирующего вида (д/с № № 12, 14 – с приоритетным осуществлением коррекции речи, д/с № 15 – коррекции зрения); 4 дошкольных учреждения комбинированного вида, в составе которых имелись логопедические группа (д/с №№ 1,28,29,30). Планируется открытие 3-ей логопедической группы в д/с № 28. В течение года в ДОУ работали 8 логопедических групп. На базе 8 ДОУ созданы логопункты (д/с №№ 2,5,7,15,18,21,23,27). Два из них открыты в 2006/2007 учебном году (д/с № "№ 2,18).

Сеть ДОУ в городе на протяжении 3-х последних лет не менялась была стабильной.

Получает дальнейшее развитие практика педагогической и психологической диагностики, способствующей более успешной индивидуальной работе с детьми в течение года, эмоционально-личностному благополучию детей. В течение 2006/2007 учебного года в ДОУ работали 11 педагогов-психологов.

Потребность населения в услугах дошкольных образовательных учреждениях города увеличивается. В 2006/2007 учебном году были дополнительно открыты группы для детей 1-3 лет в д/с №№ 4,29. Наиболее востребованными остаются места для детей раннего возраста.

Количество групп в ДОУ.

Количество детей в ДОУ.

Для решения проблемы общедоступности дошкольного образования открыты дополнительно группы для детей раннего возраста.

Процент охвата дошкольным образованием.

2005-2006 г.г. – рост охвата детей дошкольным образованием за счёт увеличения количества групп.

2007 год – процент охвата снизился за счёт увеличения количества детей раннего возраста в городе.

В прошедшем году в ДОУ города работали более 370 педагогов. Большинство педагогов имеют среднее специальное образование. 21 человек обучается в ВУЗах, 3-в средних учебных заведениях. 11 педагогов имеют высшую квалификационную категорию (из них 5 руководителей), боле 180 – I квалификационную категорию. В тоже время серьёзной кадровой проблемой является возраст педагогической состава, в последние годы сократился до минимума приток молодых специалистов, в ДОУ города требуются 12 воспитателей.

Количество педагогических работников.

Вакансии:

2005 год

2006 год

2007 год

воспитатели

5

9

20

музыкальные руководители

3

4

5

педагог – психолог

1

2

4

учитель – логопед

2

2

3

инструктор по физической культуре

-

-

1

В последние годы отмечается высокий уровень текучести педагогических кадров в ДОУ, что связано с низким уровнем заработной платы педагогов системы дошкольного образования.

В 2006-2007 учебном году деятельность педагогических коллективов ДОУ была направлена на решение следующих задач:

- создание в ДОУ города системы работы по пропаганде здорового образа жизни, сохранению и укреплению здоровья детей, формированию у родителей, педагогов, воспитанников ответственности за сохранение собственного здоровья;

- обеспечение качества внедрения в образовательный процесс развивающих технологий и методик для детей дошкольного возраста к комплексным программам.

Потенциал педагогических кадров.

Состав педагогических кадров по образованию.

Увеличивается количество педагогов без образования.

Состав педагогических кадров по стажу.

Количество работающих пенсионеров.

Количество педагогов пенсионного возраста, имеющих стаж свыше 15 лет продолжает расти. Это определяется рядом факторов:

- социально – экономическим положением;

- отсутствием молодых специалистов;

- наличием более высокооплачиваемых рабочих мест в других отраслях.

Родительская плата.

Социальные институты детства:

детская поликлиника музеи

ДК, ГДК, клуб ЖД

выставочный зал

Решая проблему доступности образования Администрации города Ржева регулирует родительскую плату за содержание детей в ДОУ. Она не превышает 19,6 % от общего содержания ребёнка в ДОУ. Родительская плата для малообеспеченных и многодетных семей составляет 50 %

Для решения проблемы общедоступности дошкольного образования необходимо:

1. 2008 год – открытие группы в д/с № 28

2. 2009-2010 г.г. – открытие пристроек (д/с № 18,8)

3. открытие д/с в помещении бывшего д/с № 26, д/с № 11

4. строительство нового д/с на 110 мест.

Раздел III

Общее образование

1. Общее образование.

Средние показатели деятельности общеобразовательных школ следующие (за три года):

- Количество обучающихся – 430 человек;

- Количество классов – 20;

- Наполняемость классов в сравнении с областными показателями:

- Соотношение "учитель-ученик":

- % выпускников, продолживших обучение в 10 классе – 55%;

- % выпускников, продолживших обучение в ВУЗах – 72%;

- количество второгодников – 23;

- количество победителей городских олимпиад – 32;

- количество победителей областных олимпиад – 2,2;

- количество победителей республиканских олимпиад – 0,2;

- количество обучающихся до 15 лет, выбывших из ОУ – 2,5.

Причем доля тех, кто не имеет возможности или не желает получать полное среднее образование в Тверской области составляет 3,5% (по группе регионов 2,6%), по городу – 0,6%.

- % обучающихся, охваченных дополнительным образованием – 60%.

Современное общество сегодня нуждается в образовательных услугах высокого качества. Все больше родителей стремится дать своим детям образование, превышающее образовательный стандарт. Образование такого уровня могут предоставить образовательные учреждения, имеющие современный уровень оснащения и укомплектованные высококвалифицированными педагогическими кадрами. Общеобразовательные учреждения города решают задачу повышения качества образования путем создания профильных классов. Доля профильных классов различной направленности составляет от 0,1 до 0,4. Большая часть приходится на гимназию № 10, физико – математический класс – в НОУ Лицей № 35; введено профильное обучение для 51 десятиклассника в МОУ СОШ № 5.

2.Результаты обучения.

На конец учебного года в муниципальных общеобразовательных учреждениях обучалось 5094 школьников, из них 560 – в гимназии № 10, кроме того, 569 – в НОУ Лицей № 35.

Завершили учебный год 98% обучающихся. Оставлено на повторное обучение 59 человек. На начальной ступени – 13, с 5 по 9 классы – 40, на III ступени – 6 человек. Что составило 1,2% от общего количества обучающихся на конец учебного года. Переведено условно 40 обучающихся, имеющих неудовлетворительные оценки по двум предметам: 2 человека – в начальной школе; 37 – в основной, причем 15 из них в 8 классе, 1 обучающийся 10 класса переведен в 11 класс условно. В отсутствие национальной системы качества образования единственные данные, позволяющие анализировать территориальную дифференциацию в уровне знаний учащихся – это количество успевающих на "4" и "5".

Динамика такова:

- на начальной ступени – 37%;

- на основной ступени – 35%;

- на средней ступени – 43%.

Показатель качества образования обусловлен в значительной степени субъективными факторами и стабилен на протяжении ряда лет. Успеваемость обучающихся в начальной школе определяется желанием ребенка учиться, вниманием и контролем со стороны родителей, взаимным стремлением к успеху, тесным контактом родителей с педагогом. В среднем звене, возникают сложности в построении взаимоотношений в системе ученик – родитель – педагог. С одной, сформулированные в начальной школе навыки и умения дают ребенку возможность развиваться в дальнейшем, с другой – снижение контроля со стороны родителей, рассчитывающих на самостоятельность и ответственность ученика, трудности в установлении контакта с педагогом, и объективно – трудности переходного возраста. На этой ступени обучения ученик затрудняется в выборе пути своего профессионального будущего. Лишь немногие дети избирают для себя с раннего возраста путь в профессию, четко понимают, чего они хотят, кем хотят стать. Большинство колеблются и достаточно часто ориентируются на предметы, которые очень интересно преподаются любимыми педагогами.

Переход на III ступень образования характерно в среднем для 60% выпускников 9-х классов. Обучающиеся в 10 классе, как правило, выбирают возможность обучаться в профильных классах. Для них характерен высокий уровень мотивации, желание выбрать возможность углубленно изучать предметы, необходимые для высшего образования, позволяющего молодому человеку найти свою нишу в обществе, профессионально и социально реализоваться.

Наиболее успешные выпускники школ претендуют на золотые и серебряные медали. В соответствие с Положением о золотой и серебряной медали выпускники подтвердили свои текущие отметки и на этапе государственной (итоговой) аттестации доказали их статус. По итогам учебного года 4 выпускника получили "золото", 22 – "серебро". Что составило 8% от общего числа выпускников.

В целях формирования системы объективной оценки качества подготовки выпускников общеобразовательных учреждений, повышения доступности профессионального образования с 2005 года ОУ города Ржева приняли участие в общероссийском эксперименте по введению Единого государственного экзамена.

В 2005 году введен обязательный экзамен по математике. Если рассмотреть средний балл ЕГЭ в разрезе муниципалитетов то мы увидим, что он меняется в диапазоне от 2,4 до 3,7 балла. Средний балл по ОУ города Ржева составляет 3,4. Показательно, что средний балл наших выпускников – выше среднеобластного (3,2). Учитывая, что средний балл по Тверской области складывается в обратной зависимости между средним баллом ЕГЭ и долей сельского населения. Эта зависимость объясняется тем, что на средний балл ЕГЭ оказывают влияние такие факторы как: количество выпускников в школе, квалификация педагогов, доступность образования повышенного уровня и др.

Средний балл по предметам по выбору.

2006 год.

2007 год.

математика – 3,4

математика – 3,6

биология – 3,6 (3,6)

биология – 3,5

география – 3,4

обществознание – 4,1 (3,9)

обществознание – 3,7

русский язык – 4,1 (4,0)

русский язык – 4,0

химия – 4,0 (3,5)

химия – 3,7

история России – 3,9

физика – 3,6

Сопоставляя указанные в таблице результаты следует отметить стабильность среднего балла по русскому языку, незначительную разницу за 2 года по ряду других предметов по выбору, незначительное снижение среднего балла по биологии – 0,1 балла.

Составление среднего балла по математике некорректно, так как в 2006 году для всех выпускников обязательным экзаменом была математика, в 2007 году предмет сдавали выпускники по выбору.

Важным показателем качества обучения является соответствие школьной годовой отметки на едином экзамене:

подтвердили годовую школьную отметку по

математике *

русскому языку

количество

%

количество

%

2005/2006 уч. год

454

50

226

98

2006/2007 уч.год

185

90

280

98

Это позволяет сделать вывод, что оценивание знаний учителем является объективным, соответствует образовательным стандартам. Кроме того сегодняшняя среднестатистическая школа способна оказывать услуги повышенного уровня, благодаря высокому профессионализму учителей – предметников.

Информатизация.

В 2006-2007 учебном году продолжались преобразования, связанные с внедрением новых образовательных технологий, компьютеризацией образовательного процесса.

Оснащение школ компьютерами даёт возможность педагогам и учащимся использовать новые образовательные технологии, влиять на качество знаний учащихся.

* Экзамен по математике в 2005 году был обязательным для всех выпускников.

В 2006-2007 учебном году все школы города подключены к сети Интернет.

Рост профессионального мастерства является важнейшим условием совершенствования учебно – воспитательного процесса, становления инновационной работы, создания собственных методических разработок, исследовательской деятельности самих учителей.

Анализ данных о квалификационном составе педагогических кадров свидетельствует о высоком профессиональном мастерстве педагогических работников:

Сведения о квалификационном составе педагогических кадров

Ежегодно увеличивается число педагогов, прошедших курсовую подготовку в ТОИУУ:

Участие учителей города во Всероссийском конкурсе "Учитель года":

2004г.

2005г.

2006г.

2007г.

Всего педагогов, принявших участие в городском этапе конкурса

11

6

8

7

Результаты участия победителей городского этапа в областном этапе

Мищенко Е.В., учитель математики МОУ СОШ

№ 4 I место

Бобуров С.Б., учитель физики МОУ СОШ № 1 им.А.С.Пушкина I место

Рубан С.Б., учитель МХУ МОУ СОШ № 4 Победитель в номинации

Углева Н.Г., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 13 I место

Большую целенаправленную работу ведут педагоги школ по подготовке обучающихся к городским и областным олимпиадам.

Кол – во обучающихся, принявших участие в городских олимпиадах

Год

Ко – во победителей и призеров

Кол – во победителей областных олимпиад

738

2004 – 2005

184

7

710

2005 – 2006

178

16

864

2006 – 2007

222

21

Участие школьников в городских научно-практических конференциях (НПК) по исследовательской деятельности.

Динамика количества школьников, участвующих в исследовательской деятельности на протяжении последних 4-х лет – стабильна и составляет в среднем 4 % от обучающихся 5-9 классов.

Основные задачи развития муниципальной системы общего образования:

- создание условий для расширения предпрофильной подготовки и профильного обучения в ОУ;

- развитие инновационных процессов путем разработки и реализации проектов и программ;

- создание муниципальной системы оценки качества образования;

- привлечение внебюджетных средств для оптимизации сети дополнительного образования.

Организация летнего отдыха, оздоровления и занятости детей, лечение детей г. Ржева в санаториях, а также их отдых и занятость во время каникул.

Порядок организации отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков определён постановлением Главы города от 25.05.2007 г. № 587 «О мерах по организации летнего отдыха, оздоровления и занятости детей и подростков в 2007 году».

Лето 2007 года (данные на 01.06.)

Сеть оздоровительных учреждений

Количество отдохнувших детей и подростков по сменам

1

2

3

4

Итог

1.

Оздоровительные лагеря

-загородные

-дневного пребывания детей

377

892

410

137

355

55

305

1447

1084

2.

Санатории

Пансионаты, базы отдыха

81

65

59

95

44

88

184

248

3.

Трудоустроены в летний период (в том числе ЛТО)

275

237

143

655

4.

Прочие:

- палаточные

- военно – спортивные

- спортивные

- ЛТО

- походы

-игры «Орлёнок», «Зарница»

- другие (указать формы)

20

67

130

20

130

20

87

Итого

1777

938

685

455

3855

Итого: (в % от общего количества детей)

29,8

15,7

11,5

7,6

64,6

141 ребёнок работников образовательных учреждений отдохнули в муниципальном детском загородном оздоровительном образовательном центре "Зарница".

Была организована работа экологических отрядов.

Уделялось внимание организации летнего отдыха детей, нуждающихся в социальной защите государства.

Вместе с тем обучающиеся школ города имеют возможность отдохнуть и оздоровиться без отрыва от учебы в санаториях и пансионатах Тверской области бесплатно по путевкам соц. страха.

Образовательные учреждения города осуществляют планомерную подготовку к работе пришкольных лагерей. Политика управления образования и образовательных учреждений исходит из того, что данную форму отдыха необходимо развивать. Привлекать неблагополучных детей, детей из малообеспеченных семей, организовывать профильные лагеря.

Динамика развития летнего отдыха при образовательных учреждениях

всего

июнь

июль

август

лагерей

детей

лагерей

детей

лагерей

детей

лагерей

детей

2005 г.

973

2006 г.

32

1095

23

883

3

96

6

116

2007 г.

29

1021

24

892

4

114

1

15

Динамика охвата обучающихся школ города организованными формами летнего отдыха на протяжении 3-х последних лет – стабильна. Некоторое уменьшение количества отдохнувших детей в 2007 году объясняется уменьшением количества обучающихся в связи с демографической ситуацией и развитием других форм отдыха и оздоровления.

Раздел IV

Основные направления деятельности

в 2007-2008 учебном году

1. Сокращение количества классов в 2007 – 2008 учебном году с 21 до 18 в том числе по школам:

МОУ СОШ № 5 (2 класса)

МОУ СОШ № 9 им.В.Т.Степанченко (1 класс).

2. Доведение до нормы наполняемости классов в соответствии с соглашениями между МОУ СОШ о формировании контингента школы по микрорайонам.

3. С целью удовлетворения образовательных потребностей социума открытие дополнительных специальных классов (речевые специальные коррекционные VII вида):

МОУ СОШ № 1 им.А.С.Пушкина (2 класса)

МОУ СОШ № 7 (1 класс).

4. Переход на самостоятельное финансирование: МОУ СОШ №№ 1, 5, 9, 12, гимназия № 10.

5. Перевод в режим работы школы полного дня МОУ СОШ № 5.

6. Введение в структуру МОУ СОШ № 4, № 11 групп детей предшкольного возраста.

7. Преобразование МУ ДОД ДЮСШ № 1 в МУ ДОД "Комплексная специализированная ДЮСШ Олимпийского резерва.

8. Передача в ведение субъекта Федерации МОУ Вечерняя (сменная) школа № 2 при ИТУ;

МОУ СКШ (VIII вида) № 6.