Реферат: 5 концептуальные основы и опыт предпрофильной подготовки 5
Название: 5 концептуальные основы и опыт предпрофильной подготовки 5 Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ССодержание
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования.
Изменения, происходящие в жизни современного общества, быстрая смена технологий в результате достижений научно-технического прогресса, выявили потребности различных областей народного хозяйства в профессионале, мыслящем нестандартно, способном принимать решения и нести за них ответственность. В концепции модернизации российского образования на период до 2010 года этому вопросу уделяется большое внимание: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия; способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны» [2]. В перечне поручений президента Российской Федерации В.В. Путина правительству страны есть такой пункт: «Подготовить прогноз потребности в специалистах (по объему и направлениям их подготовки) с учетом реальных запросов рынка труда и перспектив развития экономики, разработать на его основе предложения по формированию заданий по подготовке специалистов, в том числе с привлечением негосударственных и корпоративных учебных заведений» [1]. В различных аспектах проблему организации профориентационной работы с учащимися общеобразовательных школ рассматривали: П.Р. Атутов, Л.В. Байбородова, В.М. Казакевич, А.Г. Каспржак, Е.А. Климов, А.А. Пинский, В.А.Поляков, Н.С. Пряжников, Л.Н. Серебренников, В.Д. Симоненко, Г.Ч. Тахтамышева, С.Н. Чистякова и др. Анализ теории и практики предпрофильного обучения свидетельствует о наличии противоречий между необходимостью выполнения учениками профессиональных проб по всем типам профессий и в недостаточной кадровой и ресурсной обеспеченности элективных курсов. Кадровую обеспеченность можно решить за счёт повышения квалификации учителей образовательного учреждения и привлечения «к преподаванию курсов предпрофильной подготовки работников начального, среднего и высшего профессионального образования, науки, производства и других сфер деятельности» [4]. И очень важно правильно решить вопрос о насыщении образовательного процесса программами курсов по выбору. Можно воспользоваться уже готовыми программами из различных сборников или программами факультативных курсов, переделав их под себя. Но возможен и другой вариант: создание «своей» авторской программы. Она будет учитывать следующие характеристики: - востребованность изучаемой профессии в сельской местности, области, стране; - интерес школьников к этому курсу; - наличие соответствующих средств обучения; - уровень подготовки учителя. Целью данной работы является разработка практико-ориентированного элективного курса «Я – электрик» для совершенствования предпрофильной подготовки по разделам технической направленности. Для решения этой цели поставлены следующие задачи: - проанализировать содержание и опыт организации предпрофильной подготовки; - выявить фактор самоопределения учащихся через технологическую подготовку школьников; - разработать программу курса по выбору «Я - электрик»; - разработать и экспериментально проверить методическое обеспечение элективного курса. Работа состоит из введения, основной части и заключения. В первой главе основной части рассматриваются вопросы, посвящённые предпрофильной подготовке учащихся основной школы. Второй главой основной части является разработка программы практико-ориентированного курса по выбору «Я - электрик». В заключении подводятся итоги выполненной работы, делаются выводы. Методы исследования: - теоретические : изучение и анализ педагогической и психолого-педагогической литературы, нормативно-программной и учебно-методической документации, связанной с темой исследования, материалов публикаций педагогической и периодической печати, диссертационных работ и авторефератов, учебников и учебных пособий, интернет-ресурсов; -эмпирические: изучение педагогического опыта, наблюдение, беседа, опрос, анкетирование, анализ продуктов деятельности обучающихся: профессиональных проб, творческих, исследовательских работ, научных рефератов, педагогическое моделирование, педагогический эксперимент; Объект исследования: Состояние предпрофильной подготовки Методологическая база исследования: - концепция модернизации российского образования до 2010 года; - концепция профильного обучения; - базовая модель предпрофильного обучения; - содержание предпрофильной подготовки школьников; - опыт работы школ Ярославской области по организации предпрофильного обучения детей; - комплексная технологическая подготовка школьников. База разработки курса по выбору: «Я - электрик»: Муниципальное образовательное учреждение Ломовская общеобразовательная школа Рыбинского муниципального района Ярославской области. Практическая значимость исследования: Для преподавателей: - представленная ниже программа может быть использована в качестве методического пособия, а также служить основой для разработки авторских программ с учётом технической направленности образовательного учреждения; Для учеников курс по выбору «Я - электрик», как и другие практико-ориентированные курсы, должен: - помочь им оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы; - познакомить их со спецификой видов деятельности по профессии «электрик», которые будут для него ведущими, если он совершит соответствующий выбор, то есть повлиять на выбор учеником сферы профессиональной деятельности, пути получения им образования в профессиональной школе; Для общества: - курсы по выбору, ориентированные на профессии технической направленности, призваны сбалансировать потребности рынка труда и возможности образования.
Глава I . ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ШКОЛЬНИКОВ §1. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ И ОПЫТ ПРЕДПРОФИЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ Предпрофильная подготовка школьников. Впервые это понятие появилось в Концепции профильного обучения. «Реализация идеи профильности старшей ступени, ставит выпускника основной ступени перед необходимостью совершения ответственного выбора - предварительного самоопределения в отношении профилирующего направления собственной деятельности. Необходимым условием создания образовательного пространства, способствующего самоопределению учащегося основной ступени, является введение предпрофильной подготовки через организацию курсов по выбору» [3]. И действительно, «если ключевой идеей профильного обучения является идея существенного роста возможностей выбора, то очевидно, что ученик к такому выбору должен быть подготовлен» [16]. «В связи с этим предпрофильная подготовка представляет собой систему педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, содействующей их самоопределению по завершении основного общего образования. К предпрофильной подготовке относится информирование и ориентация учащихся 9-х классов в отношении их возможного выбора профиля обучения в старшей школе, направлений для продолжения обучения в системе начального или среднего профессионального образования» [4]. - выявление интересов и склонностей, способностей школьников и формирование практического опыта в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности, ориентированного на выбор профиля обучения в старшей школе; - оказание психолого-педагогической помощи в приобретении школьниками опыта, связанного с профессиональным становлением; - развитие широкого спектра познавательных и профессиональных интересов, ключевых компетенций, обеспечивающих успешность в будущей профессиональной деятельности; - формирование способности принимать адекватное решение о выборе дальнейшего направления образования, пути получения профессии. «Для решения задач предпрофильной подготовки целесообразно использовать метод проектов, создающий условия для разнообразной по содержанию и уровню сложности практической деятельности в соответствии с интересами и способностями учащихся» [19]. Учащиеся 9-х классов стоят перед выбором первичного профессионального самоопределения: - пойти в 10-й класс, а затем выбрать вид и уровень продолжения образования; - или после 9-го класса пойти учиться в учебное заведение среднего или начального профессионального образования, на краткосрочные профессиональные курсы и др. «Необходимость профессионального выбора в этом возрасте обусловлена также и внутренними причинами – глубоко личной потребностью каждого молодого человека найти себя в социуме, получить образование, интересную профессию, обеспечивающую достойное существование, прожить счастливую жизнь. Таким образом, учащимся 9-х классов в любом случае необходимо быть готовыми к профессиональному самоопределению» [14], совершить «выбор профессии» или «выбор профиля обучения». «Выражение «выбор профессии» указывает на то обстоятельство, что человек находится в условиях неопределённости. В такую же ситуацию попадает ученик, выбирая профиль обучения, - ограничены его знания, информированность о типах профессий, предметах труда» [20]. Предоставить информацию обо всех типах профессий, существующих в обществе, должна профессиональная ориентация. Предпрофильная подготовка сама по себе вариативна, она может реализовываться в различных формах. Проанализировав опыт организации предпрофильной подготовки в школах области и страны, можно придти к следующему выводу: за основу взята базовая модель предпрофильного обучения. «Анализ действующего Базисного учебного плана (утвержденного приказом Минобразования России от 09.02.98 № 322) и минимально необходимой потребности в учебном времени на предпрофильную подготовку позволяет определить, что базовый минимальный объем предпрофильной подготовки должен быть равен примерно 100 учебным часам в год, что в среднем составляет 3 учебных часа в неделю, 34 учебные недели в году» [4]. В некоторых школах предпрофильному обучению отводится больше времени и в эту деятельность включаются ученики 8-х классов (Великосельская СОШ Гаврилов - Ямского муниципального округа, Березниковская СОШ Борисоглебского муниципального округа и др.) и даже ученики 5-6 классов (курсы по выбору в Московской городской педагогической гимназии). §2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА КАК ФАКТОР САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ
Современный этап развития человечества называют научно-технологическим. Он устанавливает приоритет способа над результатом любой деятельности с учетом ее социальных, экономических, психолого-педагогических, эстетических и других факторов. Технологический этап развития мировой цивилизации обуславливает необходимость осуществления технологического образования подрастающего поколения, которое выступает составной частью технологической культуры общества и каждого отдельного человека. Эта необходимость осознается во всем мире. Так, в январе 1996 года Международная конференция констатировала, что технологическое образование должно стать обязательным компонентом общего образования, так как в технологическом мире человек должен уметь проектировать свою жизнь и деятельность. Профессор В.Д. Симоненко подчеркивает, что сейчас нужно готовить не просто профессионала, а субъекта собственной жизнедеятельности. Быстрая смена технологий и профессий приводит к тому, что человеку приходится несколько раз менять профессию, поэтому он должен иметь широкую технологическую подготовку, а лозунг «Знание на всю жизнь» должен быть заменен установкой «Знание через всю жизнь». Можно отметить, что именно технологическая подготовка школьников является основой профессиональной ориентации, «рассматривается как один из этапов формирования трудовых ресурсов для общественного производства» [15]. Школьники приобщаются к миру профессий; знакомятся с распространенными механизмами, приборами, инструментами и другими средствами труда; стремятся выбрать путь профессионального самоопределения, осознанно планируя направления дальнейшей специализации. Старшеклассники в соответствии со своими познавательными и профессиональными интересами углубленно изучают профильные технологические дисциплины, уточняют жизненные и профессиональные планы, конкретизируют пути дальнейшего профессионального образования, планируют будущее трудоустройство и карьеру. Л.Н. Серебренников выделяет двойственный характер целеполагания технологической подготовки школьников: «Технологическая подготовка включает в себя две группы целей и задач. Первая связана с решением культуросообразных общеобразовательных вопросов обучения, развития и практической подготовки молодёжи к жизни в окружающем и обществе. Вторая закладывает на этапе обучения в школе основы последующей профессиональной подготовки подрастающего поколения. Построение системы целей комплексной технологической подготовки школьников может быть адекватным, если обеспечивает реализацию интегративной цели – достижение подготовленности личности к самостоятельному труду и профессионально-образовательной деятельности в современных социально-экономических условиях» [7]. «В рамках существующих нормативных положений на предпрофильную подготовку в 9-м классе отводится не менее 3-х часов в неделю, в том числе за счёт занятий, ранее отводившихся на изучение технологии. Такое решение связано с тем, что самоопределение учащихся должно происходить при поддержке прикладного технологического обучения» [17]. «Критерием эффективности комплексной технологической подготовки школьников выступает готовность выпускников школы к трудовой деятельности и получению профессии» [7]. Сегодня в профориентации и профессиональном самоопределении учащихся преобладают мотивы, которые, по представлениям молодежи, малыми усилиями с их стороны обеспечивают быстрое достижение высокого материального благополучия. Старшеклассники недостаточно информированы о рынке труда и, соответственно, целесообразных способах будущего поступления в соответствующие профессиональные учебные заведения, а затем и на работу, с учетом региональных перспектив занятости населения. Для технологической подготовки важной социальной целью должно быть также формирование у учащихся профильных технологических знаний, умений и навыков. С учетом местных особенностей рынка труда при определении профильных направлений технологического обучения в IX- XII классах, можно сделать более обоснованный выбор выпускниками направлений дальнейшего профобразования, что должно сократить экономические потери государства от нерационального профессионального самоопределения молодежи. Логично предположить, что именно технологическая подготовка школьников станет основой для проведения практико-ориентированных элективных курсов, а учитель технологии будет ключевой фигурой в организации предпрофильного обучения учащихся. «Основная направленность курсов – приобретение опыта в конкретном виде профессионального труда, связанного по возможности с содержанием профилей, предусмотренных для изучения в старшей школе. Это помогает школьникам рассматривать изучаемые элективные курсы в свете своей будущей профессиональной деятельности» [11]. «Элективные курсы должны способствовать созданию положительной мотивации» [6] («Я пойду на технологический профиль (выберу такую-то профессию), потому что мне интересно то-то и то-то, у меня это хорошо получается»). «Содержание курса и форма его организации, должны помочь ученику оценить свой потенциал с точки зрения образовательной перспективы».[6] «Я выбрал данный курс не потому, что мои друзья его выбрали, или на других курсах я не смогу выполнить задания, а потому, что я намерен выбрать ту или иную специальность и поступить в соответствующее учебное заведение». Успешность приобретения учащимся практико-ориентированного опыта профессиональной деятельности обеспечивают профессиональные пробы. «Профессиональные пробы – это моделирование элементов конкретного вида профессиональной деятельности (завершенный процесс), которое способствует сознательному и обоснованному принятию решения относительно оценки, самооценки успешности ее выполнения; это примеривание своих индивидуальных особенностей к конкретному труду в соответствии с его требованиями» [11]. В технологической подготовке и предпрофильном обучении школьников применяются следующие формы профессиональных проб: выполнение технологически завершенного изделия; серия имитационных (деловых) игр; творческие работы (проекты, рефераты); комплекс сельскохозяйственных действий и др. Особенно важную роль в выполнении профессиональных проб играет проектное обучение. «Проектное обучение позволяет осуществлять практико-ориентированное обучение по широкому спектру видов и форм практической деятельности, что обеспечивает создание целостной системы профессиональных проб. Кроме того, участие в коллективной проектной деятельности создаёт условия выбора вида и цели труда. Это является одним из важных условий определения уровня и формы последующего обучения и принятия после 9 класса решения либо о продолжении обучения в старших классах средней школы, либо о переходе в систему начального или среднего профессионального образования» [10]. Глава II . РАЗРАБОТКА ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ЭЛЕКТРОТЕХНИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
§1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «Я - ЭЛЕКТРИК»
Пояснительная записка Специалисты электротехнических профессий в настоящее время востребованы во всех отраслях промышленности, и имея такую специальность, человек более свободен в выборе места работы. Электрификация быта, облегчая труд в домашнем хозяйстве, является источником травматизма, связанного с эксплуатацией электрических устройств. И в связи с этим, даже в пределах этого небольшого курса необходимо обратить внимание детей на правила обращения с электрическими приборами и источниками напряжения в домашних условиях. Курс «Я - электрик» является практико-ориентированным и предназначен для изучения в рамках предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов. Его изучение рассчитано на 10 учебных часов и основано на знаниях, полученных на уроках физики в 8 классе: раздел «Электрические явления» и знаниях полученных на уроках технологии в 5 - 7 классах: раздел «Электромонтажные работы». Программа курса направлена на выявление у школьников профессиональных предпочтений, собственных возможностей в сфере электротехнических работ, формирование адекватных представлений о профессиональной деятельности, избираемой профессии и специальности. Данная программа основана на деятельном, личностно – ориентированном подходах к обучению. Она обеспечивает преемственность изучения предмета «Технология» в основной и средней школе. Главным отличием программы курса «Я - электрик» от других программ предпрофильной подготовки является то, что основой данной программы являются профессиональные пробы. Профессиональная проба помогает «окунуться» в будущую профессию, убедиться в ее достоинствах, определиться в недостатках. Конечно, не в каждой профессии возможны профпробы без подготовки, освоение многих специальностей требует нескольких лет обучения и постоянного повышения квалификации. Итоговым результатом обучения может являться защита проекта по одной из изученных тем. Защита пройдёт на ежегодной школьной отчётной конференции, посвящённой итогам предпрофильной подготовки за учебный год. Цели курса: - осмысление учащимися перспективы собственной трудовой и профессиональной деятельности в области электроэнергетики; - создание условий для профессионального самоопределения, для проектирования траектории выбора направления дальнейшего образования (в том числе и в соответствующих профильных классах). Задачи курса: - познакомить учащихся с основными принципами производства, передачи и потребления электрической энергии; - научить правилам безопасной работы с электрооборудованием; - способствовать формированию общетрудовых, общепроизводственных, специальных знаний, умений и навыков электроэнергетической сферы; - создать условия для профессионального самоопределения. После изучения курса ученики должны знать: - профессии и специальности электротехнического направления; - требования, предъявляемые профессией к работнику; - содержание, характер и условия труда электрика и смежных профессий; - перспективы развития энергетики; - требования к качествам личности при выборе профессии; - пути получения профессионального образования; - правила техники безопасности, производственной санитарии и гигиены при выполнении электротехнических работ; - назначение и устройство ручных инструментов, приспособлений, измерительных приборов, оборудования, правила их использования на примере профессиональной пробы. После изучения курса ученики должны уметь: - сопоставлять свои возможности и способности с требованиями интересующей профессии; - соблюдать требования техники безопасности, и правила пользования ручными инструментами, приспособлениями, оборудованием; - пользоваться приборами для измерения параметров электрического тока; - читать и составлять электросхемы; - выполнять простейшие электротехнические задания; - работать в коллективе. После изучения курса ученики должны использовать полученные знания и умения в повседневной жизни для: - проектирования траектории выбора направления дальнейшего обучения; - построения планов трудоустройства и профессиональной карьеры; - выполнения простейших электроремонтных и электромонтажных работ в быту; - обеспечения безопасности при выполнении электротехнических работ. Таблица 1 Учебно-тематический план
Содержание программы Тема 1. Введение в курс «Я - электрик». Требования, предъявляемые профессией к ученику. Перспективы развития энергетики. Инструктаж по технике безопасности. Оказание первой медицинской помощи пострадавшим от поражения электрическим током. (2ч) Ключевые слова: Самоопределение, профессиональная подготовка, профессиограмма, квалификационные требования, энергетика, электроаппаратура, электроустановка. Электрический удар, электрическая травма, искусственное дыхание. Теоретические сведения: Общие требования к общеобразовательной, профессиональной подготовке и состоянию здоровья специалистов, занятых производством, эксплуатацией, обслуживанием и ремонтом электротехнической аппаратуры и приборов. Содержание, характер и условия труда электрика и смежных профессий. Психофизиологические качества личностей, необходимые для работы по электротехническим специальностям. Уровень специальной профессиональной подготовки. Понятие об энергетике, производство и передача электроэнергии, линии электропередач, основные сведения об электротехническом производстве. Организация труда на рабочем месте. Профессиональная подготовка, самоопределение, обзор рынка трудовых ресурсов по специальности в нашей местности и по стране. Инструкции по технике безопасности, производственная санитария и гигиена труда. Виды поражения человека электрическим током. Меры оказания помощи при поражении человека электрическим током. Деятельность учеников: - определение уровня готовности учеников к выполнению профессиональных проб (выполнение тестовых заданий по электротехнике); - знакомство с квалификационными требованиями, предъявляемыми профессией электрика к соискателю; - выполнение тестовых заданий на анализ психофизиологических характеристик, необходимых для проектируемой трудовой деятельности; - знакомство с инструкциями по технике безопасности; - отработка приёмов оказания первой помощи при поражении человека электрическим током; Самостоятельная внеурочная деятельность: - корректировка знаний по электротехнике; - выполнить доклад на одну из предложенных тем: а) выдающие учёные-электротехники; б) история развития электротехники; - подготовка к следующему занятию: а) повторить, знакомые из курса физики, основные характеристики электрического тока: сила тока, напряжение, сопротивление проводника, мощность тока; б) повторить назначение приборов для измерения электрических параметров. Тема 2. Выполнение профессиональных проб (4ч) Ключевые слова: Профессиональная проба, электрические измерения, электротехническая арматура Теоретические сведения: Квалификационные характеристики профессий «электромонтер» и «электромонтажник», их должностные обязанности. Документация, используемая при электротехнических работах. Электросхемы. Основные электрические характеристики: сила тока, напряжение, сопротивление, мощность. Приборы для измерения электрических параметров (амперметр, вольтметр, омметр, авометр). Электротехническая арматура (выключатели, розетки, вилки, провода). Электроприборы (трансформаторы, генераторы, электродвигатели). Инструменты для электромонтажных работ. Деятельность учеников: - ознакомление с квалификационными характеристиками «электромонтёра по ремонту и обслуживанию электрооборудованию»; - ознакомление с квалификационными характеристиками «электромонтажника электрических сетей и электрооборудования»; - ознакомление с должностными обязанностями электромонтёра; - ознакомление с должностными обязанностями электромонтажника. Работы по выбору из предложенного списка: - измерение электрических параметров электроизмерительными приборами; - выполнение простейшего ремонта электроэлементов (розетки, выключателя, соединительной вилки); - замена выключателя, розетки, вилки; - замена нагревательных элементов; - разделка экранированных проводов. Вязка сложных жгутов с последующей разделкой концов; - пайка проводов с применением флюсов и канифоли; - подключение люстры (светильника), бра; - монтаж заземления и зануления; - монтаж квартирной проводки. Самостоятельная внеурочная деятельность: - составить творческий отчёт по выполнению профессиональной пробы (по предложенному образцу); - выбрать тему творческой проектной работы (можно использовать предложенные варианты). Тема 3. Выполнение творческой проектной работы (4ч) Теоретические сведения: Проектная работа, выбор объекта для проектной работы, самостоятельный подбор учебно-информационного материала для выполнения проектной работы, составление конструкторско-технологической документации. Расчёт простейших электрических цепей на основе закона Ома, электрических параметров электроэлементов по заданным формулам. Самоанализ своей работы. Общая характеристика типичных неисправностей. Обнаружение неисправностей. План их устранения. Пути получения дальнейшего образования. Деятельность учеников: - выбор проектной работы из предложенных с учётом потребностей школы и выполнение проектной работы; - сравнение смежных электротехнических специальностей; - анализ прогноза потребности Рыбинского района и Ярославской области по электротехническим профессиям; - построение траектории выбора дальнейшего обучения. Самостоятельная внеурочная деятельность: - оформление творческого задания (проектной работы) и подготовка к её защите (защита проекта будет происходить на ежегодной отчётной конференции посвящённой итогам предпрофильной подготовки за учебный год). Контроль выполнения рассматриваемой программы осуществляется по следующим параметрам качества: - уровень оценивания учениками своих возможностей и способностей при выборе профессии; - степень информированности учащихся о содержании, характере и условиях труда работников электротехнической сферы; - степень самостоятельности учащихся при выполнении профессиональных проб; - характер деятельности (репродуктивная, творческая); - качество выполняемых работ и творческого проекта. Таблица 2 Критерии оценивания результатов проделанной работы
§2. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЗАНЯТИЙ Методическое обеспечение элективного курса включает в себя: - программу курса; - справочную литературу; - систему творческих заданий для учащихся; - творческие работы учащихся, выполненные в предыдущие потоки; - материалы для оказания помощи учащимся в проведении учебной практики, проектной деятельности, исследований; - оборудование для проведения экспериментов, проектной деятельности; - разработки занятий. Руководителем курса может быть учитель физики и технологии. Материальной базой для преподавания курса может служить оборудование физического кабинета, различные виды электроконструкторов, цифровые образовательные ресурсы (CD – диски, Интернет – ресурсы). Профессиональные пробы предполагается выполнять в школьной мастерской. Занятие №1: « Введение в курс «Я - электрик». Требования, предъявляемые профессией к ученику. Перспективы развития энергетики. Инструктаж по технике безопасности. Оказание первой медицинской помощи пострадавшим от поражения электрическим током». (2ч) Цели занятия: - дать возможность учащимся осмыслить перспективы собственной трудовой и профессиональной деятельности в области электроэнергетики; - познакомить учеников с основными требованиями, предъявляемыми к ним профессией; содержанием, характером и условиями труда электрика и смежных профессий; - рассказать учащимся об основных принципах производства, передачи и потребления электрической энергии; - научить правилам безопасной работы с электрооборудованием; Тип занятия : комбинированный Проект плана занятия: 1. Организационный момент: Приветствие учащихся. Мобилизация внимания учащихся, проверка их готовности к уроку. Знакомство учащихся с планом урока. 2. Психологическая подготовка к восприятию нового материала: Современный человек не мыслит своего существования без электрического тока, но ток является не только необходимым условием нашего существования, но и смертельной опасностью при неумелом его использовании. Поэтому, в первую очередь, необходимо изучить правила безопасности при работе с электрическим током и, исходя из этого, правила ремонта и монтажа электрических проводок. 3. Основная часть: а) проверка соответствия ученика выбранному типу профессий («Ч-Т», «Ч-Пр», «Ч-Ч», «Ч-З», «Ч-ХО» с помощью опросника ДДО) и типу личности (реалистический, социальный, артистический, конвенциальный интеллектуальный с помощью опросника Джона Голланда) (приложения 1, 2); б) ознакомление с требованиями, предъявляемыми профессией к работнику (приложение 3); в) составить представление о перспективах развития энергетики (Интернет-ресурсы); г) виды поражения человека электрическим током (плакаты и электронные ресурсы); д) изучение безопасных приёмов работы с электрооборудованием (плакаты, практическая работа); е) проведение теста: «Основы электротехники» (приложение 4). Занятие №2: «Профессиональные пробы по специальности «электромонтёр по ремонту и обслуживанию электрооборудования». Цели: - способствовать формированию общетрудовых, общепроизводственных, специальных знаний, умений и навыков электроэнергетической сферы; - создать условия для профессионального самоопределения; - обеспечить возможность получения законченного продукта деятельности учащихся и выполнения профессиографического задания. Проект плана занятия: - ознакомить учащихся с родственными или смежными профессиями различных отраслей на примере конкретного вида профессиональной деятельности. Тип занятия : комбинированный 1. Организационный момент: Приветствие учащихся. Мобилизация внимания учащихся, проверка их готовности к уроку. Знакомство учащихся с планом урока. 2. Психологическая подготовка к восприятию нового материала: Одна из наиболее перспективных специальностей на сегодняшний день – это профессия электромонтёра. Она подходит для тех, кто хочет реализовать мечту о настоящей мужской работе, кого интересует творческий характер труда. Чтобы заниматься этим интересным, но нелёгким делом, нужна смекалка и сообразительность, физическая выносливость, ловкость рук, хорошее зрение и цветовосприятие, развитое чувство равновесия. Основная часть: а) краткий рассказ о характеристиках электрического тока, видах электросхем, приборах для измерения электрических параметров, электротехнической арматуре, инструментах для электроремонтных работ (приложение 12); б) ознакомление учеников с квалификационными характеристиками профессии «Электромонтёр», с должностными обязанностями электромонтёра и инструкциями по т\б. (приложения 13, 10); в) выполнение профессиональных проб по инструкциям (приложение 5); г) составление отчёта по выполненной работе (приложение 7).
Занятие №3: «Профессиональные пробы по специальности «электромонтажник электрических сетей и электрооборудования». Цели: - способствовать формированию общетрудовых, общепроизводственных, специальных знаний, умений и навыков электроэнергетической сферы; - создать условия для профессионального самоопределения; - обеспечить возможность получения законченного продукта деятельности учащихся и выполнения профессиографического задания; - ознакомить учащихся с родственными или смежными профессиями различных отраслей на примере конкретного вида профессиональной деятельности. Тип занятия : комбинированный Проект плана занятия: 1. Организационный момент: Приветствие учащихся. Мобилизация внимания учащихся, проверка их готовности к уроку. Знакомство учащихся с планом урока. 2. Психологическая подготовка к восприятию нового материала: Электромонтажник электрических сетей и электрооборудования – это квалифицированный рабочий, выполняющий работы по монтажу вторичных цепей, кабельных сетей, освещения и осветительных сетей, распределительных устройств в промышленных, жилых, культурно-бытовых, административных зданиях и на инженерных сооружениях, а также выполняющий работы по монтажу сигнализации, централизации и блокировки на железнодорожном транспорте и наземных линиях метрополитена. Основная часть: а) краткий рассказ о разновидностях проводов и электрических кабелей, назначении электроприборов: трансформаторов, электродвигателей, генераторов, инструментов для электромонтажных работ (приложения 14, 15); б) ознакомление учеников с квалификационными характеристиками профессии «Электромонтажник», с должностными обязанностями электромонтажника и инструкциями по т\б. (приложения 16); в) выполнение профессиональных проб по инструкциям (приложение 6); г) составление отчёта по выполненной работе (приложение 7). Выполнение творческой проектной работы (4ч) Технология выполнения проектной работы: - выбор объекта для выполнения проекта; - постановка целей проектной работы; - разработка проекта. Выполнение проекта: - составление электрических схем практической части проекта; - расчёт простейших электрических цепей на основе закона Ома; - подбор марки и сечения проводов для монтажа электропроводки; - монтаж электропроводки. Обсуждение результатов выполненных проектов (своего и чужих): - изучение основных неисправностей электромонтажа; - обнаружение неисправностей; - разработка плана их устранения; - устранение неисправностей. Роль и место курса «Я – электрик» в предпрофильной подготовке Элективный курс «Я – электрик» может являться важной составляющей предпрофильной подготовки школьников. Как и любой другой практико-ориентированный курс, он нацеливает на проведение профессиональных проб по конкретной профессии. Данный курс может использоваться в нескольких вариациях. Он может быть проведён как самостоятельный курс по выбору во втором полугодии. Его можно разбить на две составляющие. Первую часть (2 часа) превратить в водно-ознакомительный курс, добавив одну небольшую профессиональную пробу и провести в первом полугодии. Остальные 8 часов изучить во втором полугодии как самостоятельный курс по выбору. И третий вариант: этот курс может стать составной частью большого (32 – 35 часов) курса по выбору, который ориентирован на изучение нескольких профессий технической направленности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Многие из старшеклассников испытывают серьезные нравственные и психологические затруднения при выборе профиля и профессионального пути вообще. Далеко не всегда профессиональные сведения приобретают личностный смысл и становятся ценностными ориентирами для учащегося, выступают основным показателем развития социальной зрелости. Изучение практико-ориентированных элективных курсов, в рамках предпрофильной подготовки, должно помочь учащимся выстроить линию поведения, определить смысл выбранной профессии, совершить компетентный выбор. Проведенное исследование позволяет сформулировать основные выводы : 1. Проанализированы концептуальные основы школьников и опыт предпрофильной подготовки (нормативно-правовые акты, теоретические исследования по данному вопросу), которые позволили определить место предпрофильного обучения в профессиональном становлении личности. 2. Выявлен фактор самоопределения учащихся через технологическую подготовку школьников, как один из этапов формирования трудовых ресурсов для общественного производства. 3. Разработана рабочая программа практико-ориентированного курса «Я – электрик» - одна из составляющих «Портфеля практико-ориентированных курсов технической направленности». 4. Изучены и широко используются для диагностики профессиональных интересов старшеклассников методики Е.А. Климова и Джона Голланда. 5. Разработано и экспериментально проверено методическое обеспечение элективного курса, включающее: - пособие для учащихся, материалы для учителя; - справочную литературу; - систему творческих заданий для учащихся; - материалы для оказания помощи учащимся в проведении учебной практики, проектной деятельности, исследований; - разработки занятий. 6. Рассмотрены различные подходы и формы выполнения профессиональных проб, их значимость в приобретении учеником практико-ориентированного опыта в интересующей его профессиональной деятельности. 7. Разработаны критерии оценивания результатов выполнения профессиональных проб. Таким образом, цель и задачи исследования, связанные с совершенствованием предпрофильной подготовки по разделам технической направленности, можно считать выполненными. Полученные результаты и выводы нельзя считать окончательными. Для этой темы отчётливо видны направления продолжения работы. Требуются разработки элективных курсов по ряду других технических специальностей, востребованных на рынке труда (профессии строительных, строительно-отделочных, машиностроительных, санитарно-технических и других направлений).
Литература 1. Перечень поручений президента Российской Федерации по итогам заседания Совета при президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию 25 октября 2005 г. ПР-2065 от 10.12.2005. 2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г. – М.,2002. 3. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (приложение к приказу Минобразования РФ от 18.07.2002 Москва №2783). 4. Рекомендации об организации предпрофильной подготовки учащихся основной школы в рамках эксперимента по введению профильного обучения учащихся в общеобразовательных учреждениях на 2003/04 учебный год (приложение к письму Минобразования России от 20.08.2003 № 03-51-157ин/13-03). 5. Технология: Программы начального и основного общего образования. Авторы: М.В. Хохлова, П.С. Самородский, Н.В. Синица, В.Д. Симоненко. – М., Вентана-Граф, 2008.6. Каспржак А.Г. Проблема выбора: элективные курсы в школе. – М., Новая школа, 2004. 7. Серебренников Л.Н. Комплексная технологическая подготовка школьников. – Ярославль, ЯГПУ, 2004. 8. Старт на улице Гагарина: методическое пособие. \Под ред. Л.Н. Серебренникова – Ярославль, Канцлер, 2008. 9. Предпрофильная подготовка сельских школьников: опыт программно-методического обеспечения. /Под ред. Л.В. Байбородовой, Л.Н. Серебренникова. – Ярославль, ЯГПУ, 2005. 10. Предпрофильная подготовка: структура и опыт организации: Учебно-методическое пособие. /Под ред. Л.В. Байбородовой, Л.Н. Серебренникова. - Ярославль, ЯГПУ, 2005. 11. Чистякова С.Н. Педагогическое сопровождение самоопределения школьников. – М., Академия, 2005. 12. Введение предпрофильной подготовки в основной школе: методические рекомендации для руководителей школ. / Сост. Куприянова Г.В. – Ярославль, ИРО, 2005. 13. О подходах к организации предпрофильной подготовки учащихся: методические рекомендации по работе с педагогами. / Сост. Куприянова Г.В. – Ярославль, ИРО, 2005. 14. Артюхова И.С. Предпрофильная подготовка учащихся 9х классов. // Школьный психолог, 2005. - №20. 15. Овечкин В.П. Технологическое образование в постиндустриальном обществе. // Школа и производство, 2008. - №5. 16. Пинский А.А. Предпрофильная подготовка учащихся выпускных классов основной средней школы: Результаты первого года эксперимента. // Профильная школа, 2004. - №6. 17. Серебренников Л.Н. Предпрофильная практико-ориентированная подготовка школьников. // Школа и производство, 2006. - №5. 18. Серебренников Л.Н. Состояние и перспективы технологического образования на современном этапе развития школы. // Школа и производство, 2006. - №4. 19. Серебренников Л.Н. Проектная деятельность школьников в предпрофильной подготовке: диагностико-ориентационные функции. // Школа и производство, 2007. - №2. 20. Тахтамышева Г.Ч. Выбор профиля обучения на этапе предпрофильной подготовки. // Профильная школа, 2004. - №2. |