БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Выпускная работа по
«Основам информационных технологий»
Магистрантка
кафедры менеджмента и организации здравоохранения
Семчик Светлана Леонидовна
Руководители:
кандидат технических наук
профессор, Руцкий Аркадий Владимирович,
ассистент Позняков Андрей Михайлович
Минск – 2008 г.
Оглавление
. 2
Список обозначений ко всей выпускной работе
. 3
Реферат на тему: «Использование информационных технологий в системе социального страхования»
. 4
Оглавление реферата:
4
ВВЕДЕНИЕ
.. 5
ГЛАВА 1 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
... 9
ГЛАВА 2 НОВЫЕ ПОДХОДЫ К СОЗДАНИЮ КОРПОРАТИВНЫХ СИСТЕМ
10
ГЛАВА 3 ПОСТРОЕНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ
... 17
ГЛАВА 4 ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ
.. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.. 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ К РЕФЕРАТУ
.. 35
Предметный указатель к реферату
. 36
Интернет ресурсы в предметной области исследования
. 37
Действующий личный сайт в
WWW (гиперссылка)
38
Граф научных интересов
. 39
Презентация магистерской (кандидатской) диссертации
. 40
Список литературы к выпускной работе
. 41
Приложения
. 42
ФСЗН РБ – Фонд социальной защиты Республики Беларусь.
КАИС – Корпоративная автоматизированная информационная система.
АСУ – Автоматизированная система управления.
ЭЦП – Электронно-цифровая подпись
ВВЕДЕНИЕ. 5
ГЛАВА 1 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ.. 9
ГЛАВА 2 НОВЫЕ ПОДХОДЫ К СОЗДАНИЮ КОРПОРАТИВНЫХ СИСТЕМ 10
ГЛАВА 3 ПОСТРОЕНИЕ КОРПОРАТИВНОЙ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ.. 17
ГЛАВА 4 ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ И ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ.. 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ К РЕФЕРАТУ.. 35
Систему социальной защиты любого государства необходимо рассматривать как глобальную систему адаптационного многоуровневого управления. Построение такой системы сегодня возможно только на базе передовых информационных технологий путем построения корпоративной автоматизированной информационной системы (КАИС).
Использование упреждающих методов управления на базе владения информационной ситуацией является одним из основных условий обеспечения нормального процесса функционирования государственных учреждений. Динамика их экономического состояния требует все большего количества оперативной и достоверной информации для своевременного принятия решений административно-управленческим персоналом и порождает ряд новых проблем управления информационными ресурсами. Решение таких проблем практически невозможно без широкого применения передовых информационных технологий и построения корпоративных систем. Применение их наиболее эффективно в управлении субъектами хозяйствования, имеющими сложную интегрированную организационную и функциональную структуру. Это в равной степени относится к белорусскому Фонду социальной защиты населения (далее – Фонд, ФСЗН) с трехуровневой системой управления и разветвленной сетью городских и районных отделов.
Корпоративная система крупной организационной структуры[3] – это специализированная совокупность административных, экономических, математических, социологических и других методов, программных и технических (аппаратных) средств, а также квалифицированного персонала, осуществляющего сбор, обработку и предоставление оперативной и достоверной информации руководству этой структуры и руководителям структурных подразделений для принятия компетентных управляющих решений и контроля их выполнения.
К числу наиболее важных причин, обуславливающих необходимость создания единой корпоративной автоматизированной информационной системы Фонда, следует отнести следующие.
Выполнение таких жизненно важных для Фонда функций, как создание и ведение единой информационной базы данных плательщиков Фонда на областном и республиканском уровнях, обеспечение достоверности информации о плательщике за счет перекрестного логического контроля представляемой плательщиком, другими организациями (Министерство внутренних дел, Министерство по налогам и сборам и др.) и собираемой районным отделом информации, невозможно обеспечить имеющимися автоматизированными средствами на уровне этих отделов, а на областном и центральном уровнях эти функции полностью не автоматизированы. По этой причине сроки, в течение которых руководство Фонда получает объективную информацию о поступлении финансовых средств, растянуты, что, в свою очередь, не позволяет разрабатывать оперативную стратегию планирования поступления средств.
Введение в республике системы индивидуального (персонифицированного) учета страховых взносов значительно увеличило нагрузку на Фонд и объемы обрабатываемой информации. Цели использования корпоративной автоматизированной информационной системы персонифицированного учета (КАИС ПУ), объединяющей все подразделения Фонда (районные/городские, областные и республиканский) для оперативного управления и координации действий по всей территории республики, можно сформулировать следующим образом:
· создание условий для назначения пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица;
· обеспечение достоверности сведений о стаже, заработке и страховых взносах;
· создание информационного банка данных для реализации и совершенствования пенсионного законодательства Республики Беларусь;
· создание условий для контроля застрахованными лицами за уплатой страховых взносов;
· информационная поддержка прогнозирования расходов на выплату пенсий, определения тарифа страховых взносов в Фонд, расчета макроэкономических показателей, касающихся государственного социального страхования;
· упрощение порядка и процедуры назначения государственных трудовых пенсий застрахованным лицам.
В реализации контрольной функции Фонда одно из центральных мест занимает проверка правильности перечисления работодателями отчислений страховых взносов. На уровне районных отделов проведение проверок занимает около 75% времени инспекторов (а число последних составляет примерно 85% всех сотрудников Фонда). Вместе с тем, по отчету за 2003 год около 41 тысячи проведенных проверок принесли дополнительно не очень большие суммы. Создание автоматизированной системы мониторинга и анализа ситуации с платежами позволила бы более адресно определять объекты первоочередных проверок и за счет этого повысит эффективность контрольных мероприятий.
В работе Фонда уже используется ряд автоматизированных систем (в частности, АСУ информацией Фонда, КАИС ПУ и др.). Эффективность их функционирования можно повысить путем включения в единую информационную среду Фонда и тесной интеграции с другими, в том числе вновь вводимыми автоматизированными системами и информационными ресурсами Фонда.
При этом процесс информатизации общества, всех его сфер, насущно нуждается в глубоком и системном научном анализе во избежание негативных социальных последствий. Требуется разработка нового и уточнение существующего категориального аппарата, совершенствование теоретико-методологических основ анализа информационных процессов в обществе, что даст возможность создания адекватных требованиям социальной сферы современных информационных технологий[3].
Итак, цель данной работы – выяснить, возможности и результаты внедрения информационных технологий в систему социального страхования.
Задачи:
· изучить подходы к созданию КАИС;
· изучить систему построения корпоративной системы социальной защиты;
· изучить проблемы использования информационных технологий в социальном страховании.
Проблематика, связанная с анализом возможностей применения информационных технологий в системе социального страхования, а точнее в работе ФСЗН РБ, является весьма актуальной для органов социальной защиты. В связи с огромными массивами обрабатываемой информации, активным проникновением Интернета в повседневную жизнь человека во всем мире и в РБ, в частности, ведется активная работа по разработке нового или более совершенного программного обеспечения и его внедрению в работу органов социальной защиты.
В учебном пособии Гринберга А. С., Король И. А. «Информационный менеджмент» раскрываются основные понятия информационного менеджмента, организационного управления информационными потоками [1].
В статье Король И. А. «Интеграция информационных систем Фонда социальной защиты населения с использованием современных информационных технологий» приведена информационно-коммуникационная структура ФСЗН как основного элемента в системе социального страхования, рассмотрена комплексная система безопасности информации, корпоративный портал Фонда и его архитектура, а также другие направления, реализуемые в ФСЗН [2].
В статье «Теоретические основы информатизации систем социальной защиты» автором рассмотрены новые подходы к созданию корпоративных систем, основы построения корпоративных систем социальной защиты, цели, требования и задачи создания системы, укрупненная структура системы и другие вопросы [3].
С момента появления первых компьютеров одной из наиболее важных сфер их применения было организационное управление. В этом смысле создание и внедрение КАИС не является принципиально новым процессом. Речь идет об очередном витке автоматизации на основе применения новой техники и технологий, на котором не должен отрицаться ранее накопленный опыт.
Одна из главных отличительных особенностей этого очередного витка заключается в том, что внедрение компьютеров, цифровых систем связи и ассоциированных с этой техникой технологий затрагивает практически все аспекты деятельности Фонда и доходит буквально до каждого рабочего места.
Наиболее существенные «стартовые позиции» современного этапа автоматизации кратко можно охарактеризовать следующим образом.
Организационное управление в целом и в Фонде в частности получило на каждом рабочем месте мощный инструмент обработки информации в виде персональных ЭВМ, широкого набора периферийных устройств, а также программного обеспечения. С их помощью появилась возможность оформления информации в кратчайшие сроки (насколько это позволяют возможности человека) и в разнообразных удобных для восприятия формах, а также возможность автоматизировать ряд рутинных операций.
Компьютерные сети создали чрезвычайно полезную физическую среду для очень быстрого перемещения информации, а также создали беспрецедентные возможности для ее тиражирования.
На всех уровнях управления появилась возможность создания и эффективного использования электронных хранилищ информации
. По сравнению с традиционными хранилищами, такими как архивы, электронные имеют два важнейших преимущества:
· электронное хранилище позволяет значительно упростить и ускорить доступ к информации;
· при правильной организации формы хранения информации можно автоматизировать многие операции по ее обработке; например, электронный массив детализированных данных (не просто массив документов, а совокупность разделенных элементов данных, снабженных определенными атрибутами) позволяет автоматически или полуавтоматически пере структурировать их нужным образом (выбрать нужный «информационный срез»), чтобы решить конкретную аналитическую задачу.
На основе использования преимуществ электронных хранилищ информации появилась возможность использовать большие объемы информации не только для целей (долгосрочного или сравнительно долгосрочного) планирования, но и для целей оперативного управления. Ранее использование больших массивов данных сдерживалось высокой трудоемкостью их анализа.
Кроме того, в современных корпоративных хранилищах может регистрироваться и накапливаться информация не только об объекте управления и управленческих воздействиях, но и том, как функционировала сама система управления. Другими словами, возможно детально фиксировать в документальных и числовых структурах «технологический опыт» системы, который сегодня накапливается, главным образом, в памяти и профессиональных навыках работников этой системы. Это могут быть сведения о реальных информационных связях, маршрутах прохождения документов, хронометражи технологических операций и многие другие данные. Исследования показывают, что оптимизация технологии функционирования многих систем управления на основе новых научных методов (в том числе количественных) зачастую сдерживается не отсутствием формального аппарата и программ анализа и оптимизации, а сложностью и трудоемкостью получения реальных данных о функционировании системы (сегодня это возможно, и то не всегда, только через опрос сотрудников и анализ документов). Накапливаемую в электронных хранилищах технологическую информацию следует рассматривать как важнейший ресурс для повышения эффективности технологических процессов и процессов управления в Фонде и их оптимизации.
Как уже отмечалось, внедрение в управление технических средств автоматизации и новых технологических приемов – процесс перманентный. В нем можно отмечать только определенные «волны», вызванные появлением новых классов техники и сформированных под эту технику технологических моделей.
Волна последнего десятилетия опирается, прежде всего, на мощные персональные компьютеры и сети таких компьютеров. В ее движении можно выделить этапы с характерной расстановкой акцентов.
Как правило, на начальном этапе наибольшее внимание уделяется технике. Так, появление ПЭВМ, их новые возможности, быстрый рост вычислительной мощности при одновременном снижении стоимости, расширение ассортимента программных средств вызвали стремление большинства предприятий и организаций заменить парк имеющихся у них компьютеров и оснастить персональными компьютерами рабочие места, а не только вычислительные центры. В это вкладывалась основная часть финансовых средств. На этом первом этапе обновление информационной технологии происходило, главным образом, за счет внедрения нового оборудования – в основном компьютеров и локальных сетей. Основными задачами этого этапа были автоматизация рутинных операций, массовый переход к электронной обработке и хранению информации.
К настоящему времени начальный этап технического оснащения в основном завершен. Подразделения и рабочие места Фонда оснащены персональными компьютерами и другой оргтехникой, большая часть вычислительной техники закупается сегодня для замены и модернизации устаревшей. Результаты данного этапа, безусловно, положительны, одним из важнейших из них является возросшая компетентность персонала в вопросах применения вычислительной техники для решения задач Фонда и задач управления.
Вместе с тем, практика показала уже не только специалистам, но и широкому кругу работников сферы управления сложность и не тривиальность задач автоматизации этой сферы. Сегодня мало кто станет отрицать, что компьютерное оснащение рабочих мест само по себе не способно существенно повысить эффективность управления и эффективность деятельности организации в целом. Но с другой стороны, оно создает для этого необходимую основу.
Сегодня главный акцент в процессах автоматизации управления делается уже не на технику, а на технологические аспекты. Прежде всего, это частные технологии, связанные с документационным обеспечением управления
на всех его уровнях. Другое важное направление – технологии коллективной работы с документами.
Необходимый информационный базис для этих технологий закладывается путем создания информационных хранилищ
, в которых концентрируется информация, которая на первом этапе была рассредоточена на рабочих местах. Как правило, эти технологии внедряются путем создания интегрированных информационно-технологических систем, для обозначения которых часто используют термин «корпоративная система».
Как известно, еще в недавнем прошлом создание и внедрение автоматизированных систем управления (АСУ) представляли собой многоэтапный процесс проектирования, в котором ряд компонентов системы создавался «с нуля». Такой процесс занимал много времени и требовал больших затрат ресурсов. Сегодня этот способ имеет весьма ограниченное применение. Это вызвано рядом причин, среди которых можно выделить следующие:
· организации стремятся провести базовый комплекс работ по автоматизации в кратчайшие сроки, чтобы быстрее получить отдачу от вложенных средств;
· финансовые трудности зачастую не позволяют даже планировать большой комплекс работ – автоматизация осуществляется постепенно, «отдельными порциями», от каждой из которых ожидается результат;
· стремление интегрироваться в более крупные системы заставляет следовать международным стандартам, использовать унифицированные технологии и широко распространенные технические, программные и технологические решения вместо проектирования собственных;
· прогресс информационной технологии сегодня настолько стремителен, что разработка и постоянное развитие крупных программно-технических систем под силу только очень мощным и авторитетным проектным организациям и фирмам, число которых в республике за последние годы сократилось.
В большинстве случаев корпоративные информационные системы создаются одним из следующих способов:
· «сборка» системы из предлагаемых на рынке разнородных компонентов силами специалистов самой организации;
· закупка крупной базовой системы корпоративного уровня и дополнение ее необходимыми компонентами в соответствии с потребностями организации;
· разработка системы силами проектной организации – системного интегратора, которая также идет по пути сборки компонентов или адаптации крупной системы, но способна дополнить их собственными компонентами, а также предложить дополнительный комплекс услуг автоматизации.
К числу основных критериев оценки таких систем, а также выбора их компонентов относятся:
· функциональная полнота и производительность;
· степень обеспечения безопасности данных;
· надежность;
· стоимость;
· простота эксплуатации;
· соответствие открытым стандартам;
· масштабируемость.
Однако было бы принципиальной ошибкой считать, что цель повышения эффективности деятельности организации может быть достигнута только внедрением корпоративной системы, пусть даже самой совершенной. Необходим комплекс мер, причем опыт (в том числе зарубежный) убедительно доказывает, что для достижения успеха затраты на нетехнические меры могут превышать стоимость внедрения технических и программных средств.
К числу наиболее важных из этих мер следует отнести:
· подготовка кадров
– важнейший компонент, сэкономить на котором означает потерять гораздо больше; этот тезис только в последнее время стали понимать многие руководители;
· продуманный выбор партнера
(например, системного или проектного интегратора), возможно на долгосрочную перспективу; этот вопрос сходен с кадровым, правильное его решение способствует успеху и наоборот, ошибка может привести к потере времени и денег; альтернативой здесь является создание в организации хорошо подготовленного и оснащенного информационно-технологического подразделения, в функции которого войдет реализация перечисляемых мер;
· детальный анализ управленческих процессов организации
, системы документооборота, информационных связей и исходя из этого определение технических и технологических потребностей;
· построение функциональных и информационных моделей управленческих процессов;
· выбор стратегии автоматизации
исходя из преследуемых целей; кадрового потенциала, финансовых возможностей;
· анализ
рынка информационных технологий, альтернативных проектных решений;
· планирование
(на разные временные интервалы) процесса автоматизации и его реализация, включая построение информационно-технологической системы;
· постоянное развитие
системы во всех ее аспектах: технических, технологических, методических, кадровых и др.
Корпоративная автоматизированная информационная система Фонда социальной защиты населения – иерархическая организационно-техническая система, включающая:
· людские ресурсы (персонал, организационное управление, службу сопровождения);
· информационные ресурсы;
· коммуникационную инфраструктуру;
· информационно-технологические ресурсы, а именно, обеспечение следующих основных видов:
· организационный;
· научно-методический;
· интеллектуальный;
· документационный;
· лингвистический;
· программный;
· аппаратный.
Иерархическая организационно-техническая система предназначена для:
· решения основных задач Фонда;
· управления Фондом с широким применением современных информационных технологий и средств автоматизации.
Поскольку большая часть работы Фонда, его структурных подразделений и сотрудников связана с обработкой информации, будем считать, что цели, задачи и функционирование КАИС Фонда совпадают с целями, задачами и функционированием Фонда с точностью до некоторых социальных, финансовых, административно-хозяйственных аспектов, не связанных с информационными технологиями, равно как и с основной деятельностью Фонда.
К основным задачам Фонда относятся:
· сбор и аккумуляция обязательных страховых взносов и иных платежей на государственное социальное страхование;
· капитализация временно свободных средств Фонда, а также привлечение добровольных пожертвований (в том числе валютных средств) физических и юридических лиц;
· финансирование расходов на пенсии, пособия, санаторно-курортное лечение и оздоровление населения и иные выплаты в соответствии с законодательством о государственном социальном страховании;
· организация и ведение индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей государственного социального страхования;
· осуществление расширенного воспроизводства средств Фонда на основе принципа самофинансирования;
· проведение разъяснительной работы среди плательщиков обязательных страховых взносов и застрахованных по вопросам деятельности Фонда;
· сотрудничество с аналогичными фондами (службами) других государств и международными организациями по вопросам государственного социального страхования, находящимися в компетенции Фонда, участие в разработке и реализации в установленном порядке международных договоров Республики Беларусь по вопросам государственного социального страхования, заключение межведомственных соглашений с аналогичными фондами (службами) других государств в целях сотрудничества;
· подготовка предложений о размерах обязательных страховых взносов в Фонд для внесения их в установленном порядке в Совет Министров Республики Беларусь;
· контроль за своевременным и полным поступлением обязательных страховых взносов и иных платежей и принятие соответствующих мер к плательщикам, нарушающим порядок их уплаты;
· контроль за правильностью использования средств, направляемых на финансирование пенсий, пособий и других выплат по государственному социальному страхованию;
· выплата в установленном законодательством и международными договорами Республики Беларусь порядке пенсий и пособий гражданам, выехавшими на постоянное жительство за границу;
· руководство работой местных органов Фонда и оказание им необходимой методической помощи;
· внесение в установленном порядке предложений по совершенствованию законодательства о государственном социальном страховании;
· создание базы данных по всем категориям плательщиков обязательных страховых взносов, индивидуальный (персонифицированный) учет сведений о застрахованных лицах для целей государственного социального страхования;
· ведение в установленном порядке бухгалтерской и статистической отчетности;
· разъяснения по вопросам, относящимся к компетенции Фонда, информирование общественности республики о деятельности Фонда;
· формирование предложений по тарифам на доставку пенсий и пособий;
· рассмотрение обращений граждан и юридических лиц по вопросам, относящимся к деятельности Фонда.
В число основных задач управления Фондом входят:
· сбор, обработка и предоставление оперативной и достоверной информации руководству Фонда и его структурных подразделений;
· мониторинг и системный анализ;
· планирование;
· управление персоналом;
· контроль исполнения;
· документооборот;
· взаимодействие с вышестоящими органами управления;
· оперативное управление и контроль деятельности областных управлений с уровня центрального аппарата, районных и городских отделов с уровня областных управлений.
Главная цель создания и внедрения КАИС Фонда состоит в том, чтобы повысить эффективность деятельности Фонда и снизить трудовые, временные и материальные затраты на ее осуществление за счет (главным образом):
· совершенствования технологических процессов обработки информации;
· оптимизации информационных ресурсов и организации эффективного оперативного доступа к ним сотрудникам Фонда;
· автоматизации рутинных операций обработки информации и перемещения (электронных) документов.
Одна из главных исходных посылок в формулировании основных путей достижения поставленной цели состоит в том, что большая часть деятельности Фонда может быть представлена как совокупность технологических процессов обработки информации
. Информация является как основным «сырьем», так и основным продуктом деятельности Фонда. Следовательно, с точки зрения создания КАИС, наиболее существенной ролью в достижении поставленных целей является оптимизация технологических процессов обработки информации
, а также самой информации в форме информационных ресурсов
.
Совершенствование информационно-технологической составляющей деятельности Фонда должно рассматриваться в различных аспектах. Исходя из этого, более детальное содержание целей создания КАИС можно сформулировать следующим образом.
В организационно-методическом плане:
· улучшить управляемость за счет упорядочивания управляющих воздействий, контроля исполнения заданий, информационных потоков в Фонде;
· обеспечить прозрачность и контролируемость технологических процессов обработки информации;
· повысить эффективность и качество управления путем информационной поддержки принятия решений должностными лицами;
· снизить ущерб от ошибочных действий руководителей и сотрудников;
· повысить производительность труда и качество работы сотрудников за счет предоставления им эффективно организованного информационного обслуживания, оптимизации должностных позиций и применения более эффективных технологических схем и методик.
В техническом плане:
· автоматизация рутинных операций обработки информации по всем направлениям деятельности Фонда;
· минимизировать затраты трудовых, временных и финансовых ресурсов на выполнение технологических операций;
· в максимально возможной степени реализовать электронные формы документооборота;
· интегрировать компоненты информационных систем, уже эксплуатирующихся в Фонде, в единую информационную среду, ориентированную на потребности должностных лиц всех уровней управления, структурных и функциональных подразделений и сотрудников;
· использовать типовые технические и программные решения, их тиражируемость в отделениях и подразделениях Фонда, обеспечить высокую степень их системной интеграции и межсистемного взаимодействия.
В плане коммуникаций:
· обеспечить высокоскоростной обмен информацией между подразделениями Фонда на основе использования вычислительных сетей, а также обмен информацией с внешними поставщиками и потребителями информации;
· ускорить выполнение технологических операций за счет ускорения обмена данными между подразделениями, а также компонентами информационных ресурсов;
· обеспечить высокую степень безопасности информации;
· вывести на качественно новый уровень информационное обеспечение внешних потребителей – работодателей, нанимателей, граждан.
В целом, внедрение корпоративной автоматизированной информационной системы будет способствовать и создаст необходимые организационно-технические условия для:
· повышения поступлений страховых взносов за счет внедрения эффективной системы их персонифицированного учета;
· снижения трудовых, временных и материальных затрат на осуществление деятельности Фонда;
· повышения доходной части бюджета Фонда (в частности, путем более точно определяемых объектов проверок);
· осуществления на качественно новом уровне взаимодействия как подразделений и отделений Фонда, так и Фонда с государственными органами управления, партнерами, клиентами, гражданами.
Система должна обладать следующими характеристиками:
· масштабируемость – возможность модульного наращивания системы в рамках унифицированной архитектуры, в том числе на различных аппаратных платформах;
· открытость – возможность расширения системы и ее интеграции с другими информационными системами;
· производительность – возможность максимальной обработки информации в единицу времени;
· оперативность – возможность работы в режиме «on-line» для осуществления мобильного доступа к информационным ресурсам и достоверного отражения текущего финансового состояния Фонда;
· поддержка механизма транзакций – способность системы поддерживать логическую целостность базы данных при одновременной работе многих пользователей, а также в случае сбоев и аварий;
· защита данных – способность восстановления данных при физическом разрушении аппаратуры баз данных;
· надежность – способность нормального функционирования в условиях сбоев и отказов компонентов аппаратного обеспечения системы;
· безопасность – многоуровневый контроль доступа к функциям и объектам (ресурсам) системы и устранение несанкционированного доступа к данным;
· эффективность – улучшение экономических и других целевых показателей автоматизируемого объекта.
Со стороны КАИС к персоналу предъявляются следующие требования:
· высокий уровень профессиональной подготовки и достаточный уровень квалификации в области информационных технологий;
· стремление и готовность к повышению квалификации;
· соблюдение трудовой и технологической дисциплины.
С содержательной точки зрения, данные должны быть:
· достоверны и актуальны. Актуальность означает в данном случае, что содержание данных адекватно времени запроса; следовательно, данные в информационном ресурсе Фонда должны обновляться как можно скорее после их обновления в источнике информации либо непосредственно в момент этого обновления.
· реализовать с максимально возможной степенью автоматизации эффективную информационную и технологическую поддержку основных технологических операций обработки информации в решении задач Фонда и задач управления Фондом;
· обеспечить эффективное взаимодействие функционирующих в Фонде информационных систем;
· обеспечить оптимальный баланс унификации и специализации форм информации и операций по ее обработке, разработать комплекс типовых решений, допускающих тиражирование, масштабирование и адаптацию в процессе эксплуатации системы;
· разработать и реализовать систему организационно-методических и организационно-технических мер поэтапного внедрения КАИС Фонда;
· разработать систему организационно-методических мер, направленных на обеспечение высокой эффективности функционирования КАИС;
· разработать систему методической, технологической, справочной и другой документации по организации и функционированию КАИС Фонда во всех ее аспектах;
· обеспечить возможность развития и модернизации системы.
Информационно-коммуникационная структура Фонда базируется на телекоммуникационной сети Фонда. Все оборудование принадлежит Фонду, используются лишь каналы связи «Белтелекома».
Центральный аппарат Фонда соединен с Минским городским управлением и его районными отделами, а также Минским областным управлением по оптоволоконному каналу со скоростью 1 Мбит/с, который также является собственностью Фонда.
Все остальные областные управления Фонда соединены с центральным аппаратом по арендуемому у «Белтелекома» цифровому каналу связи со скоростью 2 Мбит/с.
Основной вид каналов, соединяющих районные отделы с областными управлениями, это цифровые каналы, арендуемые у «Белтелеком», со скоростью 64 Кбит/с. В этом году пропускная способность этих каналов будет увеличена до 512 Кбит/с.
В процессе своей деятельности Фонд формирует и использует информационные ресурсы, содержащие ряд сведений, подлежащих защите с целью обеспечения их конфиденциальности, целостности и достоверности.
Так, в соответствии с Законом Республики Беларусь «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного социального страхования» органы Фонда обязаны обеспечить конфиденциальность информации, содержащуюся в индивидуальном лицевом счете каждого застрахованного гражданина.
В этом направлении, Фондом совместно с Государственным центром безопасности информации при Президенте Республики Беларусь ведется планомерная работа по созданию Комплексной системы безопасности информации Фонда.
Разработаны ряд документов, в том числе Концепция безопасности информации Фонда и План ее реализации. Разработан ряд организационно-распорядительных документов, основные из которых:
· инструкция о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения;
· перечень сведений ограниченного распространения;
· политика корпоративной электронной почты Фонда;
· политика использования ресурсов сети Интернет;
· политика парольной защиты.
Завершена работа по созданию службы каталогов, а именно централизованной доменной структуры всех объектов корпоративной системы Фонда (Active Directory). Это позволило решить задачи применения единых в рамках системы политик, развертывания инфраструктуры открытых ключей, создания системы корпоративной электронной почты и организации централизованного доступа к ресурсам сети Интернет сотрудников Фонда.
На сегодняшний день в Фонде совместно с ЗАО «Авест» разработаны средства криптографической защиты информации, позволившие организовать и начать промышленную эксплуатацию в Фонде системы приема электронных документов персонифицированного учета с использованием технологии электронной цифровой подписи (ЭЦП). Для управления открытыми ключами ЭЦП в областных, Минском городском управлениях и районах отделах Фонда созданы независимые удостоверяющие центры, осуществляющие управление открытыми ключами для своих абонентов.
Разработанные средства позволяют создать в Фонде единую иерархическую структуру управления открытыми ключами ЭЦП и шифрования.
В 2007 году завершены работы по развертыванию инфраструктуры открытых ключей корпоративной системы Фонда, обеспечивающей все необходимые сервисы для использования в системе Фонда технологии открытых ключей.
Сегодня с целью создания этой инфраструктуры осуществляется переход от существующей структуры с многими корневыми удостоверяющими центрами к иерархической инфраструктуре с одним корневым удостоверяющим центром и несколькими подчиненными удостоверяющими центрами.
Для этого выполняются работы по:
· по созданию корневого удостоверяющего центра;
· по созданию подчиненных удостоверяющих центров;
· по созданию регистрационных центров и обеспечению их взаимодействия с удостоверяющими центрами;
· по разработке структуры информационных баз данных удостоверяющих и регистрационных центров, порядка санкционирования доступа к данным базам;
· а также по разработке политики применения сертификатов отрытых ключей шифрования и электронно-цифровой подписи для всех систем Фонда.
Внедрение в Фонде указанной инфраструктуры позволит существенно расширить применение разработанных средств криптографической защиты информации, а именно:
· позволит обеспечить прием электронных документов персонифицированного учета от плательщиков по открытым каналам связи с применением шифрования;
· позволит организовать систему защищенной корпоративной электронной почты Фонда;
· позволит внедрить ЭЦП в систему электронного документооборота Фонда;
· позволит обеспечить функционирование автоматизированной системы управления архивом электронных документов;
· позволит организовать идентификацию и аутентификацию внутренних и внешних пользователей корпоративной системы Фонда с использованием цифровых сертификатов.
В 2007 году в Фонде совместно с ООО «Новаком групп» начаты работы по созданию корпоративного портала Фонда. Первой подсистемой, которая реализована в 2007 года, является система передачи, приема и обработки информации персонифицированного учета с использованием Интернет-технологий и ЭЦП с выходом на уровень электронного представительства. Это практически позволит исключить визиты в Фонд плательщиков, а также исключить работу с бумажными документами персонифицированного учета.
Портал Фонда в дальнейшем позволит решить следующие задачи:
· обеспечение гибкой и расширяемой среды, позволяющей с максимальной эффективностью внедрять решения по автоматизации процессов обработки информации поступающей, исходящей и хранящейся в Фонде;
· интеграция различных информационных систем Фонда с целью создания единого представления данных персонифицированного учёта;
· создание электронного представительства Фонда в сети Интернет для его клиентов с гарантированно безопасным каналом доступа.
В основу построения портала Фонда положено использование сервис-ориентированной архитектуры SOA (Service Oriented Architecture) как «основного принципа организации и использования распределенного множества функциональных возможностей, которые могут контролироваться различными владельцами».
Портал Фонда имеет трехуровневую структуру:
нижний уровень – SOA-платформа;
средний уровень – базовые прикладные сервисы;
верхний уровень – конкретные задачи информационного взаимодействия.
Другие перспективные направления, реализуемые в Фонде.
1) Перевод системы персонифицированного учета на Интернет-технологии (или технологии «тонкого клиента») на базе телекоммуникационной сети Фонда. Схема функционирования АСУ ПУ Интернет предполагает отказ от баз данных районного и областного уровней. Работа пользователей будет осуществляться с единой базой данных, расположенной на уровне центрального аппарата Фонда. Так же отпадет необходимость в настройке и поддержке прикладного программного обеспечения на районном и областном уровнях, поскольку оно размещено на сервере приложений в центральном аппарате Фонда. Разработка такой системы была продиктована необходимостью обеспечения постоянно растущих требований к надёжности, скорости и удобству работы с системой, а также минимизацией затрат на сопровождение, модернизацию, администрирование и техническую поддержку.
2) Создание архива электронных документов. Основной целью создания архива электронных документов является создание условий для надежного и долговременного хранения электронных документов и информационных ресурсов Фонда, обеспечения их целостности и доступности. Но для этого необходимо, в первую очередь, решить проблему перевода бумажных документов персонифицированного учета в электронный вид.В 2008 году будут разработаны нормативные документы Фонда, определяющие правовой статус электронного документа и информационного ресурса при его создании, копировании, преобразовании, а также предъявлении в качестве доказательства при рассмотрении возникающих разногласий между Фондом и потребителями документированной информации. Это стандарты предприятия:
· Правила удостоверения формы внешнего представления электронных документов на бумажном носителе;
· Электронные документы на выходе оптических читающих устройств на правах подлинника. Порядок создания, применения и учета.
В 2009 году на базе этих стандартов необходимо разработать два технических кодекса, и дополнительно еще один, а именно обеспечения аутентичности электронного документа и информационного ресурса при долговременном хранении.
Наиболее существенные «стартовые позиции» современного этапа информатизации кратко можно охарактеризовать следующим образом.
1) Организационное управление в целом и в Фонде в частности получило на каждом рабочем месте мощный инструмент обработки информации в виде персональных ЭВМ, широкого набора периферийных устройств, а также программного обеспечения. С их помощью появилась возможность оформления информации в кратчайшие сроки (насколько это позволяют возможности человека) и в разнообразных удобных для восприятия формах, а также возможность автоматизировать ряд рутинных операций.
2) Компьютерные сети создали чрезвычайно полезную физическую среду для очень быстрого перемещения информации, а также создали беспрецедентные возможности для ее тиражирования.
На всех уровнях управления появилась возможность создания и эффективного использования электронных хранилищ информации. По сравнению с традиционными хранилищами, такими как архивы, электронные имеют два важнейших преимущества:
· электронное хранилище позволяет значительно упростить и ускорить доступ к информации;
· при правильной организации формы хранения информации можно автоматизировать многие операции по ее обработке; например, электронный массив детализированных данных (не просто массив документов, а совокупность разделенных элементов данных, снабженных определенными атрибутами) позволяет автоматически или полуавтоматически структурировать их нужным образом (выбрать нужный «информационный срез»), чтобы решить конкретную аналитическую задачу.
На основе использования преимуществ электронных хранилищ информации появилась возможность использовать большие объемы информации не только для целей (долгосрочного или сравнительно долгосрочного) планирования, но и для целей оперативного управления. Ранее использование больших массивов данных сдерживалось высокой трудоемкостью их анализа.
Кроме того, в современных корпоративных хранилищах может регистрироваться и накапливаться информация не только об объекте управления и управленческих воздействиях, но и том, как функционировала сама система управления. Другими словами, возможно детально фиксировать в документальных и числовых структурах «технологический опыт» системы, который сегодня накапливается, главным образом, в памяти и профессиональных навыках работников этой системы. Это могут быть сведения о реальных информационных связях, маршрутах прохождения документов, хронометражи технологических операций и многие другие данные. Исследования показывают, что оптимизация технологии функционирования многих систем управления на основе новых научных методов (в том числе количественных) зачастую сдерживается не отсутствием формального аппарата и программ анализа и оптимизации, а сложностью и трудоемкостью получения реальных данных о функционировании системы (сегодня это возможно, и то не всегда, только через опрос сотрудников и анализ документов). Накапливаемую в электронных хранилищах технологическую информацию следует рассматривать как важнейший ресурс для повышения эффективности технологических процессов и процессов управления в ФСЗН и их оптимизации.
Как уже отмечалось, внедрение в управление технических средств автоматизации и новых технологических приемов – процесс перманентный. В нем можно отмечать только определенные «волны», вызванные появлением новых классов техники и сформированных под эту технику технологических моделей.
Волна последнего десятилетия опирается, прежде всего, на мощные персональные компьютеры и сети таких компьютеров. В ее движении можно выделить этапы с характерной расстановкой акцентов.
Как правило, на начальном этапе наибольшее внимание уделяется технике. Так, появление ПЭВМ, их новые возможности, быстрый рост вычислительной мощности при одновременном снижении стоимости, расширение ассортимента программных средств вызвали стремление большинства предприятий и организаций заменить парк имеющихся у них компьютеров и оснастить персональными компьютерами рабочие места, а не только вычислительные центры. В это вкладывалась основная часть финансовых средств. На этом первом этапе обновление информационной технологии происходило, главным образом, за счет внедрения нового оборудования – в основном компьютеров и локальных сетей. Основными задачами этого этапа были автоматизация рутинных операций, массовый переход к электронной обработке и хранению информации.
К настоящему времени начальный этап технического оснащения в основном завершен. Подразделения и рабочие места Фонда оснащены персональными компьютерами и другой оргтехникой, большая часть вычислительной техники закупается сегодня для замены и модернизации устаревшей. Результаты данного этапа, безусловно, положительны, одним из важнейших из них является возросшая компетентность персонала в вопросах применения вычислительной техники для решения задач Фонда и задач управления.
Вместе с тем, практика показала уже не только специалистам, но и широкому кругу работников сферы управления сложность и не тривиальность задач информатизации этой сферы. Сегодня мало кто станет отрицать, что компьютерное оснащение рабочих мест само по себе не способно существенно повысить эффективность управления и эффективность деятельности организации в целом. Но с другой стороны, оно создает для этого необходимую основу.
Сегодня главный акцент в процессах автоматизации управления делается уже не на технику, а на технологические аспекты. Прежде всего, это частные технологии, связанные с документационным обеспечением управления на всех его уровнях. Другое важное направление – технологии коллективной работы с документами. Необходимый информационный базис для этих технологий закладывается путем создания информационных хранилищ, в которых концентрируется информация, которая на первом этапе была рассредоточена на рабочих местах. Как правило, эти технологии внедряются путем создания интегрированных информационно-технологических систем, для обозначения которых часто используют термин «корпоративная система».
1) Гринберг, А.С., Король, И.А. Информационный менеджмент: учеб. Пособие для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003 – 2005 с.
2) Король, И. А. Интеграция информационных систем Фонда социальной защиты населения с использованием современных информационных технологий [Электронный ресурс] – 1 февраля 2008. – Режим доступа: http://www.ssf.gov.by/priside/about/publications/. – Дата доступа: 21.09.2008.
3) Теоретические основы информатизации систем социальной защиты [Электронный ресурс] – 1 февраля 2008. – Режим доступа: http://www.ssf.gov.by/priside/about/publications/. – Дата доступа: 21.09.2008.
АСУ, 3, 7, 13, 30
КАИС, 3, 5, 6, 7, 8, 10, 17, 20, 21, 23, 24
Корпоративная система, 5
Портал, 29
Фонд, 3, 5, 6, 7, 19, 26, 29
ФСЗН, 3, 5, 9, 33
ЭЦП, 3, 27, 28, 29
http://www.ssf.gov.by/
На сайте Фонда социальной защиты Республики Беларусь размещена информация о фонде, государственном социальном страховании, персонифицированном учете граждан, широкая правовая база со множеством нормативно-правовых актов касательно социального страхования, полезные ссылки на официальные сайты государственных органов.
http://www.
fss.
ru/
Сайт Фонда социального страхования Российской Федерации.
http://mintrud.gov.by/
Сайт министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь. На нем размещены материалы о деятельности, статусе и структуре Фонда, Нормативно-правовые документы, сведения об информационной системе «Соцстрах».
http://
svetlana-
semchik.narod.ru/
Магистранта Сёмчик С.Л. гуманитарного факультета
Специальность «управление в социальных и экономических системах»
Смежные специальности
· 08.00.01 –
Экономическая теория
|
1. Экономические законы и закономерности.
2. Социально-экономическое развитие.
3. Экономическая рациональность.
|
· 08.00.10 –
Финансы, денежное обращение и кредит
|
1. Ценообразование в различных областях и сферах экономики и во внешней торговле.
|
· 08.00.13 –
Математические и инструментальные методы экономики
|
1. Математическое моделирование и использование информационных технологий в социально-экономических исследованиях, программировании, прогнозировании и управлении.
2. Методы принятия оптимальных решений.
3. теория и методология математического моделирования экономических процессов и систем.
|
|
Основная специальность
· 08.13.10 –
Управление в социальных и экономических системах
|
1. Разработка моделей описания и оценок эффективности решения задач управления и принятия решений в социальных и экономических системах.
2. Разработка проблемно-ориентированных систем управления, принятия решений и оптимизации экономических и социальных систем.
3. Разработка методов и алгоритмов прогнозирования оценок эффективности, качества и надежности организационных систем.
|
|
Сопутствующие специальности
· 01.01.05 –
Теория вероятностей и математическая статистика
|
1. Статистические выводы и анализ данных.
2. Вероятностно-статистическое моделирование.
|
· 12.00.03 –
Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право
|
1. Государственное регулирование хозяйственной деятельности и его формы.
2. Правовое регулирование учета, отчета и анализа хозяйственной деятельности.
3. Правовое регулирование обеспечения качества продукции (работ, услуг), цен и ценообразования.
|
· 22.00.03 –
Экономическая социология
|
1. Социальные основы экономических процессов
|
· 22.00.04 –
Социальная структура, социальные институты и процессы
|
1. Социальная политика.
2. Социальные отношения и взаимодействия.
|
|
http://svetlana-semchik.narod.ru/presnt.ppt/
1) Король, И. А. Интеграция информационных систем Фонда социальной защиты населения с использованием современных информационных технологий [Электронный ресурс] – 1 февраля 2008. – Режим доступа:. – Дата доступа: 21.09.2008.
2) Кунгурова, Н.И., Терехов, В.К. Социальная работа. – Мн.: МФЦП, 2007. – 448 с.
3) Кунгурова, Н.И. Социальная работа: теория и практика: учеб. пособие. – Мн. БГПУ, 2003. – 225 с.
4) Постовалова, Т.А. Право социального обеспечения: в вопросах и ответах. – Мн.: Тесей, 2007. – 228 с.
5) Постовалова, Т.А. Социальное право Европейского союза. – Мн.: Тесей, 2007. – 298 с.
6) Романова, Е. В. Право социального обеспечения. – СПб, 2007. – 218 с.
7) Савинов, А. Н. Организация работы органов социального обеспечения. – М., 2003. – 220 с.
8) Социальная работа / В. И. Курбатов [и др.] ; под общ. ред. В. И. Курбатова. – Ростов н/Д: Феникс, 1999. – 245 с.
9) Социальная работа теория и организация: пособия для студентов вузов / П.П. Украинец, С.В. Лапина, С.Н. Бурова [и др.] ; под общ. ред. П.П, Украинец, С.В. Лапина. – 2-е изд. – Минск : ТетраСистемс, 2007. – 228 с.
10) Теоретические основы информатизации систем социальной защиты [Электронный ресурс] – 1 февраля 2008. – Режим доступа:. – Дата доступа: 21.09.2008.
|