Реферат: Пропедевтический курс химии и результаты. 6 Характеристика курса химии по программе г. М. Чернобельской «введение в химию». 9 Педагогические методы, средства и формы. 15
Название: Пропедевтический курс химии и результаты. 6 Характеристика курса химии по программе г. М. Чернобельской «введение в химию». 9 Педагогические методы, средства и формы. 15 Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат | |
СОДЕРЖАНИЕ 1. ПРОПЕДЕВТИКА В ШКОЛЬНОМ ХИМИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ.. 5 2. ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ КУРС ХИМИИ И РЕЗУЛЬТАТЫ. 6 3. ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ХИМИИ ПО ПРОГРАММЕ Г.М. ЧЕРНОБЕЛЬСКОЙ « ВВЕДЕНИЕ В ХИМИЮ». 8 4. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ, СРЕДСТВА И ФОРМЫ. 14 ПРИЛОЖЕНИЕ Химия, являясь частью естественно-научного образования, вносит существенный вклад в научное понимание мира. Изучение зависимости свойств веществ от состава и строения, природы химических связей и способов их преобразования при химических реакциях, обусловленности многообразия веществ и методов их практического использования составляет основу таких мировоззренческих идей, как материальное единство органических и неорганических веществ, единство и взаимосвязь способов химического движения материи. До недавнего времени, при выполнении задачи всеобщего среднего образования, преподавание химии в общеобразовательной школе велось по единым программам и учебникам, соответствующим линейному построению курса химии. Единые учебные программы не могли реализовать основной дидактический принцип- доступность усвоения учебного материала всеми учащимися. Несоответствие содержания учебных программ времени, отведенному на изучение предмета, вызывало перегрузку учащихся, затрудняло организацию учебно-воспитательного процесса. Попытки модернизации курса химии сводились, как правило, к механическому сокращению некоторых тем и разделов, в первую очередь, прикладной и практической направленности. Согласно закону Российской Федерации «Об образовании» основное образование является обязательным и все учащиеся должны получить базовую общеобразовательную подготовку по химии в VIII-IX классах. Это привело к изменению целей обучения, курсы химии основной школы ориентированы на учащихся, для которых школьное образование - единственный путь к достижению естественно-научной грамотности. Школьное химическое образование основывается на принципах гуманизации, гуманитаризации, дифференциации с целью дать учащимся в рамках базового уровня образования целостное представление об основах химической науки, ее теоретических и прикладных аспектах, сформировать у обучающихся навыки грамотного поведения в быту, на производстве и т.п. В настоящее время преподавание химии в общеобразовательных учреждениях может осуществляться как по программам и учебникам линейного принципа построения, так и по программам и учебникам концентрического принципа построения. Структура современного химического образования предполагает наличие следующих ступеней: - пропедевтики химических знаний в курсах «Ознакомление с окружающим миром», «Природоведение» (1-4 кл.), «Окружающий мир» (1-3, 1-4 кл.), «Естествознание» (5-7 кл.), «Природоведение» (5 кл.); - профильных курсов химии (10-11 кл.). 1. ПРОПЕДЕВТИКА В ШКОЛЬНОМ ХИМИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ В основу единой концепции школьного химического образования положены идеи государственности образовательной системы, дифференцированного подхода к обучению учащихся, гуманизации образования. Идея дифференцированного подхода к обучению школьников предполагает выбор учащимися на определенной ступени обучения тех учебных дисциплин, которые представляют для них наибольший интерес и с которыми они связывают свою дальнейшую профессиональную специализацию. Дифференциация в обучении школьников может быть осуществлена и традиционно, например, при изучении различных факультативных курсов или на занятиях в кружках. Наряду с дифференцированным подходом к обучению учащихся все большее распространение в школах получает интеграция учебных дисциплин. Первый опыт интеграции уже получен в процессе экспериментального преподавания в некоторых школах страны курса «Естествознание» в V-VII классах. Пропедевтическая химическая подготовка учащихся осуществляется в начальной школе и в V-VII классах основной школы. Элементы химических знаний на этих этапах обучения могут быть включены в интегрированные курсы «Окружающий мир» (начальная школа), «Естествознание» (V-VII классы) либо в систематические курсы биологии и физики. Химические знания, вводимые на этих этапах обучения, служат решению задачи формирования у школьников первоначального целостного представления о мире. В процессе пропедевтической подготовки учащиеся должны получить представление о составе и свойствах некоторых веществ, а также первоначальные сведения о химических элементах, символах химических элементов, химических формулах, простых и сложных веществах, химических явлениях, реакциях соединения и разложения. Знакомство учащихся с этими вопросами в начальной и основной школах позволит в общеобразовательном систематическом курсе сократить время на изучение химии на эмпирическом уровне, быстрее перейти к рассмотрению химических явлений на основе учения о строении вещества. 2. ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ КУРС ХИМИИ И РЕЗУЛЬТАТЫ. В нашей школе с пятого класса ведется курс «Физика-химия» по автору Гуревич. Ведется данный курс два года - пятый и шестой классы. Для того, чтобы полученные знания учащихся закрепились по химии, я провожу факультатив по химии в седьмом классе. Есть очень хороший курс, пропедевтический, в седьмом классе, автор Чернобельская Г.М «Мир глазами химии». Данный курс рассчитан на 34 часа (1 раз в неделю). Он дает и теоретические и практические знания. Для изучения этого курса есть учебники: Чернобельская Г.М, Дементьев А.И «Введение в химию»(7 кл.), имеются методические рекомендации к учебнику, авторы И.В.Тригубчак, Г.А.Шипарева. Данный пропедевтический курс я провожу шестой год. Первые три года у меня не было методических пособий и учебника. Поэтому мне приходилось работать по учебникам авторов Рудзитис Г.Е, Фельдман Ф.Г «Химия, 8 класс». За основу была взята тема «Основные первоначальные химические понятия», а также решение задач. Научить решать задачи при нашем тематическом планировании очень трудно, так как на эту тему отводится по 1-2 урока. С этой целью и была поставлена задача: пропедевтика в обучении химии. Первый год обучения: Ребята пришли подготовленными, так как они изучали курс «Физика-химия» автор Гуревич в пятом и шестом классе. Они знали все определения кислот, оснований, солей, оксидов, основные понятия атом, молекула, простые и сложные вещества, кислород, водород, химические знаки. Эти понятия мы даем только в восьмом классе, поэтому с ними было легко работать. В основе курса было решение задач. Второй год обучения: Так же учащиеся были подготовлены, пришли в седьмой класс после изучения курса «Физика-химия» автора Гуревич. В 7 классе основные химические понятия мы с ними только повторяли и больше времени уделяли решению задач. Итоги контрольных работ тоже неплохие. Но самый лучший результат этого года был получен на районной олимпиаде: Соломенникова Лена, учащаяся 9 класса, заняла первое место. В итоге, в республиканской олимпиаде, она вошла в десятку сильнейших. Третий год обучения: С 7 класса занимались по учебнику Сатбалдина С.Т, Лидина О.А (химия 8-9 классы). Также курс включал в основном темы «Основные первоначальные понятия», где больше всего мы уделяли решению задач. Каковы же результаты? В 8 классе достигли определенных успехов, которые были представлены на открытом уроке. Урок записан на видеокассету и показан на методическом объединении. На открытом уроке присутствовали учителя нашей школы, учителя химии района. На уроке было показано умение решать задачи на примеси, теоретический выход, избыток веществ, а также знакомство с решением задач на смеси веществ. Дано решение олимпиадной задачи. На районной олимпиаде в девятом классе Никитина Настя заняла 3 место. Четвертый год обучения: Класс большой, слабый в обучении. Проводился курс тоже один раз в неделю, научились решать только базовые задачи за восьмой класс. Пятый год обучения: Занимаются дополнительно с седьмого класса только двое учащихся. Класс слабый, поэтому не целесообразно проводить данный курс со всеми учащимися. Шестой год обучения: Учащихся восемь человек, в обучении очень способные, трое учащихся с пятого класса выбрали профессию, связанную с биологией и химией. Поэтому для данного класса необходимо проводить со всеми учащимися пропедевтический курс по химии с седьмого класса. Проанализировав эти результаты можно вывести такие рекомендации: 1. Курс можно проводить с 7 класса, особенно, если проводится курс Гуревича «Физика, химия» 2. Обязательно учитывать обучаемость класса и их желание, т.к. химия в 7 классе – факультативный курс. 3. ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА ХИМИИ ПО ПРОГРАММЕ Г.М. ЧЕРНОБЕЛЬСКОЙ « ВВЕДЕНИЕ В ХИМИЮ». Для проведения этого курса есть учебники, авторы Г.М.Чернобельская, А.И. Дементьев «Введение в химию», есть методическое пособие авторы И.В.Тригубчак, Г.А.Шипарева «Введение в химию. Методические рекомендации к учебнику седьмого класса», издательство Владос, М., 2003 г. Данный курс включает такие разделы: Глава I «Химия - наука о веществах и их превращениях». Глава II «Зачем и как изучают вещества». Глава III «Почему и как протекают химические реакции». Глава IV «Химия и планета Земля». Глава V «Химия и наш дом». Каковы цели изучения этих разделов, что должны знать учащиеся, что должны понимать и уметь? • Актуализировав материал, знакомый учащимся из повседневной жизни и знания, полученные на уроках биологии, физики, географии, конкретизировать представления детей о веществах и их свойствах, а также об основных химических процессах, протекающих в природе. • Подчеркнуть роль химии как интегрирующей науки естественного цикла, углубить межпредметные связи с другими предметами этого направления. • Добиваться понимания учащимися необходимости соблюдения основных правил техники безопасности при работе в кабинете химии; обучить навыкам проведения простейших экспериментальных операций. • Развивать наблюдательность. • Используя игровые методы обучения, укреплять в детях чувство товарищества, взаимоподдержки, сотворчества. - что веществом называется субстанция, характеризующаяся определенным набором свойств; - что выводы о свойствах вещества можно сделать на основании наблюдений и измерений; - что вещества могут участвовать в физических и химических процессах, в ходе которых изменяются их свойства; - основные правила техники безопасности; - разницу между физическими и химическими свойствами, физическими и химическими явлениями; - сущность основных химических процессов, протекающих в природе; - важность и необходимость изучения свойств веществ и правильного применения этих знаний; - работать с простейшим химическим оборудованием, планировать и проводить эксперименты. • Добиваться осознанного понимания учащимися необходимости изучения свойств веществ для определения возможных областей их использования. • Расширять кругозор учащихся, используя сведения из истории развития науки. • Совершенствовать практические умения и навыки учащихся. • Путем введения заданий аналитического характера развивать логический аппарат учащихся. - что все вещества состоят из молекул и атомов; - что простые вещества состоят из одинаковых атомов, а сложные - из разных атомов; - что единицей измерения массы в химии является одна углеродная единица; - что таблица Д.И.Менделеева содержит основные сведения о каждом химическом элементе, в том числе его символ и значение относительной атомной массы; - обозначения основных химических элементов. - разницу между чистым веществом и смесью; - разницу между простым и сложным веществом; - разницу между сложным веществом и смесью; - разницу между химическим элементом и простым веществом. - выполнять практические операции по разделению различных смесей (растворение, фильтрование, декантация, выпаривание, разделение жидкостей с помощью делительной воронки, перегонка жидкости); - пользуясь таблицей Д.И.Менделеева, определять значения относительных атомных масс химических элементов; - давать характеристику качественного и количественного состава вещества по его химической формуле; - зная химическую формулу вещества, вычислять его относительную молекулярную массу. Цели изучения главы III: • Обобщить и закрепить сведения о визуальных признаках химических реакций. • Сформировать представления об энергетическом механизме протекания химических реакций, о тепловом эффекте реакции. • Расширять кругозор учащихся, развивать логические способности. •. Углублять межпредметные связи (химия-физика). - визуальные признаки химических реакций; - закон сохранения массы веществ при химических реакциях; - типы химических реакций (экзо- и эндотермические, каталитические и некаталитические, реакции соединения и разложения); - что такое скорость химической реакции; - факторы, влияющие на изменение скорости химической реакции; - что такое катализатор, механизм его влияния на химическую реакцию. - причины, приводящие к химической реакции; - механизм протекания химических реакций; - влияние внешних факторов на протекание химических реакций; - подчинение химических законов общим законам природы (закон сохранения энергии системы); - принцип действия катализатора. - составлять уравнения химических реакций; - объяснять реакцию по составленному уравнению; - классифицировать химические реакции; - готовить и проводить лабораторный эксперимент. • Расширять кругозор учащихся. • Формировать и совершенствовать навыки самостоятельной и коллективной творческой работы. • Поддерживать благоприятный психологический климат в коллективе. • Совершенствовать навыки подготовки и проведения химического эксперимента. • Развивать творческие способности учащихся. - методы получения, свойства и значение кислорода и озона; - что такое аллотропия и аллотропные модификации; - основные физические и химические свойства воды; - начальные сведения о строении атомов; - этапы круговорота основных биогенных химических элементов в природе. - критерии выбора методов для промышленного и лабораторного получения веществ; - сущность процесса восстановления; - основной смысл и схему явления фотосинтеза; - необходимость рационального и бережного использования природных ресурсов. - работать с основной и дополнительной литературой по предмету, готовить доклады; - грамотно готовить и проводить демонстрационный эксперимент; - выступать перед аудиторией, аргументировано доказывать свою точку зрения. • Показать роль химии как интегрирующей науки естественного цикла, имеющей огромное прикладное значение. • Расширять кругозор учащихся; обобщать и анализировать знания о влиянии различных веществ на организм человека. • Формировать и укреплять межпредметные связи. • Знакомить учащихся с профессиями, связанными с химией, проводить профориентационную работу. - Примерное содержание белков, углеводов, жиров в различных пищевых продуктах; - схему переработки белков, жиров и углеводов в организме; - источники важнейших витаминов и их влияние на жизнедеятельность организма; - назначение наиболее распространенных лекарственных средств; - правила безопасности при обращении с препаратпми бытовой химии. - значение белков, углеводов и жиров для жизнедеятельности человека; - роль витаминов и микроэлементов в обеспечении нормального уровня развития организма; - значение правильного питания и здорового образа жизни; - губительное действие на организм наркотиков и алкоголя; - прикладное значение химических знаний. - готовить крахмальный клейстер; - определять белок и крахмал с помощью качественных реакций; проводить химическую реакцию для получения осадка берлинской лазури. 4. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ, СРЕДСТВА И ФОРМЫ. В данном курсе применяются такие же методы, средства и формы, что и в изучении химии с восьмого по одиннадцатый классы. 1. Педагогические методы по типу источника знаний: Более всего в седьмом классе применяется беседа, объяснение с проведением демонстраций, показом различных иллюстраций. Учащиеся учатся работать с книгой, выполняют различные упражнения и, особенно интересует учащихся выполнение различных лабораторных работ. 2. Педагогические методы по типу познавательной деятельности: - объяснительно-иллюстративный; - репродуктивный; - исследовательский; - эвристический. 3. Активные методы обучения. Интересно можно проводить уроки в виде дискуссий, сюжетно-ролевой игры, соревнования, инсценировки. Например: Урок № 4. Тема «Свойства веществ, которые мы измеряем». Ребятам предлагается ролевая игра-соревнование «Путешествие на неисследованную планету». Урок № 5. Тема «Физические и химические процессы вокруг нас: противники или соратники». В конце урока можно инсценировать спор между химиком и физиком. Урок № 7. Тема «Какие опыты ставит наша планета». Урок можно провести в форме сюжетно-ролевой игры. Урок № 16. Тема «Химическая эстафета». Этот урок проводится с элементами спортивной эстафеты и лучше всего проводить в спортивном зале школы. Этот урок проводится с целью закрепить в сознании учащихся материал, усвоенный при изучении главы II по разделу «Зачем и как изучают вещества». Урок № 28. Тема «Кому угрожает опасность?». Этот урок можно провести в виде диалога-диспута. Он посвящен проблемам охраны окружающей среды и пройден в форме импровизированного диалога между Природой и Человеком. В первую очередь это учебник. Из учебника учащиеся много интересного узнают теоретические данные, выполняют различные упражнения и лабораторные работы. В данном учебнике «Введение в химию» Г.М.Чернобельской и А.И.Дементьева, представлены исторические данные, интересный материал о веществах и связь химии с жизнью, с нашим бытом. Для объяснения материала применяются различные плакаты, схемы. Для самостоятельных работ чаще всего используются карточки - задания, тестовые задания. Для получения дополнительных знаний, учащиеся используют различные учебные пособия: - «Словарь химических терминов»; - «Энциклопедия для школьников»; - «Химические викторины» и т.д. Для изучения химии в седьмом классе используются различные педагогические формы: - Работа в парах: учащиеся теоретический материал могут изучить, помогая друг другу запомнить основные химические понятия, а также работа в парах необходима при выполнении лабораторных работ. - Групповая: эта форма хорошо применима при проведении сюжетно-ролевых игр, соревнованиях, а также при проведении обобщенных уроков. - Индивидуальная: эта форма более всего проводится при самостоятельных работах - при решении упражнений ребята выполняют задания по карточкам, решают задачи, а также очень интересная форма индивидуальной работы -подготовка докладов и сочинений на химическую тему. Например: Урок № 21. Тема «Он всюду и везде». Предлагаем доклады о веществе - кислород. Урок № 22. Тема «Такое важное окисление». Предлагается учащимся написать сочинение по теме «Что было бы, если бы не - было процесса (горения, дыхания, гниения или коррозии» Урок № 23. Тема « Сказка о волшебном горшочке», доклад «Процесс фотосинтеза» и т.д. Урок № 24. Тема «Значение одного маленького процента»: об аллотропии кислорода. Предлагается учащимся написать сочинение на тему «Два брата из семьи Кислорода». Урок № 25. Тема «Живая вода» - доклады посвященные одному из богатств нашей планеты - воде. По пропедевтическому курсу в седьмом классе был проведен открытый урок (Обобщение темы «Химическая формула»). На уроке учащиеся показали умение давать качественную и количественную характеристику вещества по его формуле, умение вычислять молекулярную массу и массовую долю каждого элемента, вычисление количества вещества по известной массе данного вещества. Результаты самостоятельной работы учащихся: - «отлично» - четыре учащихся; - «хорошо» - три учащихся; - «удовлетворительно» - один учащийся. Анализируя все полученные данные, я считаю, что все же необходим пропедевтический курс по химии. Но такую работу необходимо проводить совместно с учителями начальных классов в курсе «Окружающий мир», учителям физики в курсе «Физика-химия» в 5-6 классах. Этот совместный труд дает свои результаты. Учащиеся дополнительно занимаются по химии. Выбирают профессии связанные с этим предметом. Получают углубленные знания по химии. Подобная работа в условиях дифференцированного подхода к обучению учащихся приобретает особое значение: в младших (V-VII) классах она формирует устойчивый интерес школьников к химии, готовит их к выбору профиля своего дальнейшего обучения в старших классах, развивает творческие способности. Таким образом, предлагаемая система школьного химического образования, ее структура открывают возможность в значительной мере демократизировать процесс приобретения знаний учащимися, способствуют формированию и развитию их интереса к обучению вообще и химии в частности. 1. Андросова В.Г. Внеклассная работа по химии в сельской школе. - М.: Просвещение, 1983 г. 2. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. -М.: Сентябрь, 1996 г. 3. Дьякович СВ. Методика факультативных занятий по химии. -М.: Просвещение, 1985. 4. Злотникова Э.Г. «Урок окончен- занятия продолжаются». -М.: Просвещение, 1992 г. 5. Кирюшин Д.М, Полосин B.C. Методика обучения химии. -М.: Просвещение, 1970 г. 6. Тригубчак И.В, Шипарева Г.А. Введение в химию. Методические рекомендации к учебнику 7 класса. Издательство «Владос», М. - 2003 г. 7. Чернобельская Г.М, Дементьев А.И. Введение в химию 7 класс. Издательство «Владос», М.- 2003 г 8. Программно-методические материалы. Химия 8-11 классы. Издательство «Дрофа», М - 1999 г. 9. «Оценка качества». Подготовка выпускников основной школы по химии. - «Дрофа», Москва, 2001г. |