Реферат: «Основные направления применения информационных технологий в таможенном деле Республики Беларусь»
Название: «Основные направления применения информационных технологий в таможенном деле Республики Беларусь» Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат | ||||||||||||||
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Выпускная работа по «Основам информационных технологий» Магистрант кафедры таможенного дела, ФМО Козлова Татьяна Владимировна Руководители: кандидат экономических наук, доцент Цеханович Татьяна Феликсовна; старший преподаватель Громко Николай Иванович Минск – 2009 г. ОглавлениеСписок обозначений ко всей выпускной работе. 3 Глава 1. Использование информационных технологий в таможенном деле РБ 7 Глава 2. Автоматизация системы контроля доставки товаров. 10 Глава 5.Система электронного декларирования товаров и транспортных средств 17 Глава 6.Система управления рисками. 21 Предметный указатель к реферату. 29 Интернет ресурсы в предметной области исследования. 31 Действующий личный сайт в WWW... 34 Тестовые вопросы по Основам информационных технологий. 36 Презентация магистерской диссертации. 37 Список литературы к выпускной работе. 40 Список обозначений ко всей выпускной работеВЭД – внешнеэкономическая деятельность ГТК – Государственный таможенный комитет ДКД – документ контроля доставки ДТС – декларация таможенной стоимости ЕАД – Единый административный документ ЕАИС ТК СГ - Единая автоматизированная информационная система Таможенного комитета Союзного государства ЕС – Европейский союз ИТТ – информационные таможенные технологии КТС – корректировка таможенной стоимости РБ – Республика Беларусь СВХ – склад временного хранения СУР – система управления рисками ТК РБ – Таможенный кодекс Республики Беларусь ФТС – Федеральная таможенная служба ЭГТД – электронная грузовая таможенная декларация ЭД – электронное декларирование ЭЦП – электронная цифровая подпись Реферат на тему «Основные направления применения информационных технологий в таможенном деле Республики Беларусь»ВведениеОбозначим, что информационные технологии – это совокупность методов и средств обработки и образования информационных данных для получения информации нового качества. Использование информационных технологий является неотъемлемой составляющей в реализации современной таможенной политики. Особую роль информационных технологий в таможенном деле подчеркивает тот факт, что в Таможенном кодексе Республики Беларусь есть отдельный раздел (глава 34 ТК РБ), посвященный информационным системам и технологиям. Ни в одном другом кодексе Республики Беларусь подобного раздела не существует. Стоит также отметить, что и в проекте Кодекса Союзного государства также существует отдельная глава (глава 4), посвященная информационным системам и технологиям. Главной задачей информационных технологий является управление информацией внутри таможенной системы с целью повышения эффективности таможенного оформления и контроля, создания благоприятных условий для участников внешнеэкономической деятельности и при этом максимальное выявление нарушений таможенного законодательства. В современных условиях без использования информационных технологий практически невозможно сделать таможенное оформление быстрым и прозрачным. Одним из основных направлений развития информационных таможенных систем является внедрение технологий электронного декларирования, интегрированных с системами управления рисками. Таможенные органы каждого государства участвуют в международном информационном обмене с таможенными органами иностранных государств, а также международными и иными организациями в порядке и на условиях, определяемых их национальным законодательством. Это предусмотрено Киотской конвенцией, в которой содержаться рекомендации в отношении ИТТ, где сказано, что новые или измененные формы национального законодательства должны предусматривать: · Электронный способ обмена информации · Сочетание документарных и электронных методов удостоверения подлинности и идентичности · Право таможенной службы оставлять у себя информацию для использования в таможенных целях и при необходимости обмениваться информацией с другими таможенными службами. Глава 1. Использование информационных технологий в таможенном деле РБСегодня таможенными органами РБ самостоятельно и совместно с таможенными органами других стран проводиться обширная работа с целью внедрения в работу сотрудников таможенных органов на всех уровнях информационных таможенных технологий. В рамках Таможенного комитета Союзного государства Беларуси и России с использованием современных информационных технологий создана достаточно эффективная система контроля за доставкой товаров , в основе которой лежит информационное взаимодействие белорусских и российских таможенных органов. Это позволяет осуществлять надежный контроль за перемещением товаров, находящихся под таможенным контролем, по территории Союзного государства. Еще одним направлением работы Таможенного комитета явилось создание в рамках союзной программы единой автоматизированной информационной системы Таможенного комитета Союзного государства (ЕАИС ТК СГ). В результате реализации данной программы объединены телекоммуникационные сети таможенных органов Республики Беларусь и Российской Федерации, организовано информационное взаимодействие на уровне информационных центров таможенных органов, разработаны подсистемы обмена данными и ведения баз данных таможенной информации о товарах и транспортных средствах, перемещенных через таможенную границу. Создание информационной системы с единой (Союзной) автоматизированной базой таможенных данных, позволяет белорусским и российским таможенным органам не зависимо от расстояний практически в режиме реального времени обмениваться необходимой информацией. Продолжалась работа над внедрением электронного декларирования товаров. Прогрессивная технология позволит существенно ускорить процесс таможенного оформления, избежать непосредственного контакта таможенника и субъекта хозяйствования. Это будет происходить за счет предоставления предварительной информации электронным способом путем взаимодействия информационной системы таможенных органов и информационных систем заинтересованных лиц, а также за счет применения системы анализа и управления рисками. Стоит отметить и то, что в настоящее время все белорусские таможни уже подключены к высокоскоростным цифровым каналам связи, активно ведутся работы по модернизации телекоммуникационной сети пунктов таможенного оформления. В предстоящие годы развитие информационных таможенных технологий станет приоритетным направлением в работе Государственного таможенного комитета. Глава 2. Автоматизация системы контроля доставки товаровДействующая система контроля доставки товаров создавалась в начале 90-х годов исключительно как таможенная замкнутая система, ориентированная на традиционный бумажный документооборот. Однако за последние 10 лет она значительно развилась и теперь информационно связана с аналогичной системой ФТС России. Работа по модернизации транзитной системы продолжается. В ней будут реализованы следующие принципы: - обмен информацией в виде электронных сообщений в реальном режиме времени; - исключение дублирования информации; - предварительное информирование; - использование системы оценки рисков; - ведение статистики транзитных перевозок; - включение участников ВЭД в электронную транзитную систему. Новая система будет обеспечивать полноценный доступ перевозчикам, экспортерам и импортерам в таможенную информационную систему по аналогии с Новой компьютеризированной транзитной системой ЕС. Наибольший эффект реализация этого принципа даст тогда, когда мы введем для добросовестных участников ВЭД упрощенную процедуру отправки и доставки. Основное отличие: по общей процедуре отправитель должен представить товары и транспортные средства в таможенный орган (на склад СВХ); по упрощенной процедуре товары уйдут со склада отправителя сразу на склад получателя. Сам алгоритм будет выглядеть следующим образом: субъект хозяйствования отправляет товар и представляет информацию о нем в таможню отправления путем подачи электронного сообщения. Таможня проверяет полученные сведения, используя систему анализа рисков, и либо выдает разрешение на отправку товара, либо инициирует досмотр груза. Принятое таможней отправления решение направляется в таможню назначения. Когда товар прибывает на склад получателя, он информирует об этом таможню назначения, которая в свою очередь также выносит соответствующее решение и информирует таможню отправления о закрытии доставки. При этом каждая из приведенных технологических операций (за исключением таможенного досмотра) осуществляется исключительно в формате электронного сообщения, дистанционно. По общей процедуре товар будет доставлен на СВХ, и получатель товара должен прийти в таможенный орган за получением разрешения на использование товара, что и происходит в настоящее время. Введение упрощенной процедуры доставки товаров даст максимальный эффект для участников ВЭД при одновременном использовании возможностей системы ЭД [3]. Глава 3. Переход на ЕАДС целью внедрения в национальную систему транзита элементов Европейской системы транзита, в Беларуси с 1 января 2008 начато оформление документа контроля доставки (ДКД), гармонизированного с Единым административным документом (ЕАД), применяемым в странах Европейского Союза при перевозке под таможенным контролем товаров, экспортируемых в страны ЕС [9]. Основным преимуществом ДКД/ЕАД для перевозчика является то, что он может, пока оформляется экспортная поставка, помимо разрешения на перевозку товаров под таможенным контролем по территории Республики Беларусь, получить гарантию таможенных органов ЕС и справочный номер перевозки по территории ЕС, который необходимо назвать в пункте пропуска при въезде на территорию стран ЕС. Это позволяет значительно сократить время пересечения границы. На практике это выглядит так. На основании электронной копии экспортной декларации формируется электронный макет ЕАД и отправляется посредством электронной почты партнеру в ЕС. Там эта информация проверяется и предварительно посылается в таможенные органы ЕС, которые принимают предварительное решение на перемещение данного товара по территории ЕС (в данный документ вносятся сведения о гарантии, которую предоставляет партнер, и справочный номер перевозки). Эти сведения предоставляются белорусской стороне, справочный номер перевозки передается водителю, документ формы ДКД/ЕАД распечатывается, одновременно с экспортом оформляется перевозка под таможенным контролем, и водитель въезжает на территорию ЕС, где ему необходимо только назвать регистрационный номер перевозки, по которому сотрудники таможни находят сведения в базе данных, предварительно внесенные туда экспедитором. По свидетельству перевозчиков, которые уже пользовались новой процедурой ДКД/ЕАД, это ускоряет прохождение границы на 1 – 1,5 часа [3]. Глава 4. Автоматизированная система управления процессами контроля в автодорожных пунктах пропуска (АСУПКАПП)АСУПКАПП создана в целях повышения эффективности проведения контрольных процедур в автодорожных пунктах пропуска. Ее ведение позволит осуществлять информационное взаимодействие между всеми контролирующими органами, находящимися в пункте пропуска: пограничный, транспортный, фитосанитарный, ветеринарный, санитарно-карантинный, таможенный контроль. В Беларуси готовится к внедрению новая автоматизированная система управления процессами контроля в пунктах пропуска. Она предусматривает следующий механизм: шлагбаум перед транспортным средством открывается после того, как в электронном уведомлении собирается исчерпывающая информация, что ни одно из контролирующих ведомств претензий к перемещаемому грузу не имеет. Ранее белорусские службы на границе используют при взаимодействии преимущественно бумажный носитель, но в 2008г. этот механизм был полностью переведен на безбумажную основу. Он будет функционировать по следующему принципу: каждая размещенная в пункте пропуска служба работает с одним и тем же грузом в собственном сегменте электронной системы, в итоге перевозчик работает лишь с «одним окном». Преимущества новой системы прежде всего в сокращении времени прохождения пункта пропуска за счет исключения повторного ввода одной и той же информации сотрудниками различных служб, а также использования ранее накопленной информации, возможности четкого контроля за соблюдением очередности и времени выполнения контрольных операций всеми службами, учета количества лиц, товаров и транспортных средств, в том числе за счет применения автоматизированной системы распознавания и регистрации номеров транспортных средств, установления последовательности движения объектов контроля и аналитической обработки информации с целью оптимизации процессов контроля. Глава 5.Система электронного декларирования товаров и транспортных средствСистема электронного декларирования – это комплекс программных средств, объединяющий подсистемы декларанта и таможенного органа, который позволяет осуществлять таможенное оформление и таможенный контроль товаров и транспортных средств. Функционирование системы основано на принципах обмена информацией между декларантами и уполномоченными должностными лицами таможенного органа (таможенными инспекторами), исключительно в электронном виде с использованием электронной цифровой подписи (ЭЦП). Наличие ЭЦП удостоверяет, что передаваемые сведения имеют юридическую силу. Подсистема декларанта позволяет: - подготовить в электронном виде транспортные, коммерческие, финансовые и др. документы, необходимые для таможенного оформления; - заполнить ГТД в электронной форме (ЭГТД) на основе сведений, указанных в этих документах, и заверить ее ЭЦП; - отправить комплект документов и ЭГТД в XML-формате в подсистему таможенного органа в виде авторизованного сообщения; - по запросу таможенного инспектора, переданному в виде сообщения, осуществить досылку необходимых документов и сведений. В подсистеме таможенного органа таможенный инспектор: - принимает комплект документов, присланных из подсистемы декларанта; - проверяет, правильно ли оформлена ЭГТД, соответствуют ли сведения, заявленные в ЭГТД, сведениям, содержащимся в предоставленных электронных документах; - отправляет в виде сообщения запрос на досылку необходимых сведений и документов, если сведений, предоставленных декларантом, недостаточно, чтобы начать основное таможенное оформление; - выгружает ЭГТД в формат штатного средства таможенного оформления и контроля (автоматизированного рабочего места ТО и ТК – АРМ ТО и ТК); - после завершения основного таможенного оформления в АРМ ТО и ТК загружает ЭГТД в систему электронного декларирования и осуществляет выпуск ЭГТД [11]. Электронная форма декларирования создает необходимые условия и ориентирована на реализацию единого, сквозного алгоритма автоматической обработки заявляемых в декларации сведений в центральной базе данных на уровне региональных таможенных органов с осуществлением автоматического анализа рисков и выдачей соответствующих решений, как уполномоченному должностному лицу ТО, так и декларанту. Она хорошо сочетается с такой таможенной технологией, как предварительная подача декларации. Электронная декларация может быть передана по каналам связи из любого региона страны. Основные характеристики системы электронного декларирования: – возможность адаптации к изменениям бизнес-процессов в связи с изменениями нормативно-правовой базы; – корпоративность, позволяющая охватывать деятельность всех подразделений таможенного органа, участвующих в процессе оформления; – распределенность обработки данных в подсистеме таможенного органа и подсистемах декларантов; – возможность обслуживания более 1000 рабочих мест; – минимальное количество требований к техническим параметрам и программному обеспечению рабочих мест конечных пользователей. Система электронного декларирования за счет использования принципов обмена информацией между декларантами и таможенными инспекторами исключительно в электронном виде позволяет получить следующую выгоду: ускорить процедуру таможенного оформления товаров и транспортных средств; увеличить товарооборот; снизить трудоемкость работы должностных лиц таможенных органов; ускорить поступление таможенных платежей в государственный бюджет; уменьшить влияние субъективных факторов на процедуру таможенного оформления и таможенного контроля [11]. Глава 6.Система управления рискамиТаможенные органы при реализации задач, возложенных на них, в рамках своей компетенции осуществляют комплекс мер в целях обеспечения соблюдения таможенного законодательства. В частности, в целях обеспечения соблюдения законодательства о лицензировании Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь осуществляется контроль за деятельностью лиц, имеющих лицензию на осуществление деятельности в области таможенного дела. Для эффективного использования ресурсов таможенных органов в деле выявления и пресечения нарушений таможенного законодательства в Беларуси начала применятся система управления рисками (далее – СУР). В развитых странах мира основой таможенного администрирования стала система управления рисками. С ее помощью принцип выборочности таможенного контроля обретает логически выстроенное, обоснованное содержание. Введение системы управления рисками не представляется возможным без разработки и внедрения соответствующих информационных технологий (и в первую очередь - систем обработки баз данных). В соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 19 марта 2008 г. № 419 «Об утверждении Положения о системе управления рисками и некоторых вопросах взаимодействия таможенных органов и республиканских органов государственного управления в рамках применения данной системы»: управление риском - систематическая работа по разработке и практической реализации мер по предотвращению и минимизации рисков, оценке эффективности их применения, предусматривающая непрерывный сбор и анализ имеющейся у таможенных органов информации. Цель системы управления рисками - создание современной системы таможенного администрирования, обеспечивающей осуществление эффективного таможенного контроля, исходя из принципа выборочности, оптимального распределения ресурсов таможенных органов на наиболее важных и приоритетных направлениях работы в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений таможенного законодательства [1]. Основная роль в организации деятельности должностных лиц таможенных органов по минимизации рисков отводится аналитической работе. На основе изучения практики таможенного контроля определяется: · область риска - таможенные процедуры и категории международного передвижения, с которыми связывается наибольшая вероятность совершения правонарушения; · индикаторы – определенные критерии, которые, в совокупности, служат в качестве практического инструмента для выбора объекта повышенного таможенного контроля; · профиль риска - сочетание факторов риска, основанных на собранной информации, которая была проанализирована и классифицирована по определенным критериям. Механизмы минимизации рисков при осуществлении таможенного контроля представляют: - использование различных источников информации для выявления рисков, совокупность применяемых мер по минимизации; - применение мер по минимизации рисков в соответствии с профилем, а также самостоятельно должностным лицом таможенного органа, если это допустимо; - использование информационно-технических и программных средств при осуществлении таможенного контроля, позволяющих реализовывать систему управления рисками; - использование системы обратной связи (функции контроля и организация отчетности). Действующие в настоящее время механизмы минимизации рисков не в полной мере, по объективным причинам, совершенны, так как не учитывают всей специфики применения технических и программных средств, действие человеческого фактора, а также материально-техническую оснащенность некоторых таможенных постов, пунктов пропуска и их территориально - географическое положение. Выявление рисков основано на практическом использовании и анализе различного рода информации, имеющейся в таможенных органах. К основным источникам такой информации относятся: 1. Базы данных электронных копий: 1) грузовых таможенных деклараций; 2) уведомлений о направлении товаров; 3) деклараций таможенной стоимости (ДТС); 4) корректировки таможенной стоимости (КТС); 4) таможенных приходных ордеров (ТПО); 5) электронных журналов; 6) центральный реестр участников ВЭД. 2. Базы данных межгосударственного и межведомственного информационного обмена: 1) с Европейским бюро по борьбе с мошенничеством (OLAF); 2) с ГТС Украины; 3) с Министерством государственных доходов Республики Казахстан; 4) с таможенными службами других иностранных государств (по мере заключения соответствующих соглашений); 5) с министерствами, ведомственными службами. 3. Специализированные базы данных: 1) паспортов сделок; 2) валютного контроля; 3) образцы оттисков печатей уполномоченных банков и других компетентных органов, используемых для целей валютного контроля; 4) информации об административных правонарушениях. 4. Информация, содержащаяся на бумажных носителях грузовой таможенной декларации, таможенной декларации, ДТС, КТС, акты таможенного осмотра (досмотра), в товаротранспортных и товаросопроводительных документах. 5. Информация, полученная в результате оперативно-розыскной деятельности. 6. Информация, содержащаяся в правовых актах, изданных по результатам инспекционной деятельности таможенных органов и служебных проверок. 7. Обращения и жалобы граждан, запросы контролирующих органов, информация, представленная участниками внешнеторговой деятельности на добровольной основе, информация СМИ и сети «Интернет», а также иные источники. Уполномоченные должностные лица, осуществляя анализ информации из выше перечисленных источников, производят его по направлениям деятельности подразделений таможенных органов и в соответствии с типовыми критериями отнесения товаров и внешнеторговых операций к группам риска. Перечень таких критериев устанавливается и доводится до таможенных органов правовым актом Государственного таможенного комитета Республики Беларусь. В соответствии с рекомендациями Киотской конвенции, при осуществлении таможенного контроля, сотрудники таможенных органов должны руководствоваться принципом выборочности на основе применения системы управления рисками. Заключение27 ноября в Минске на заседании Межгоссовета ЕврАзЭС были подписаны документы, которые положили начало функционированию Таможенного союза трех государств: Беларуси, России и Казахстана. Главы таможенных администраций изучили развитие информационных технологий, позволяющих таможенным органам вести обмен данными, взаимодействие таможенных и транспортных органов. Создание Таможенного союза с 1 июля 2010 года определило новые задачи, направленные на развитие сотрудничества таможенных органов союзных государств. Ранее, решением Комиссии таможенного союза от 29 мая 2009 г. № 54 создана Экспертная группа по направлению «Информационные технологии в таможенном союзе». Основная задача Комиссии таможенного союза сегодня, наладить взаимодействие всех информационных баз данных при осуществлении деятельности таможенных органов союза. Для этого необходимо, прежде всего: – наладить оперативную систему межведомственного взаимодействия – разработать нормативно-правовую базу, дающую юридическую основу – внедрить электронный документооборот в деятельность таможенных органов – обеспечить безопасность передачи информации – обеспечить полноту предоставляемой информации и доступность ее заинтересованным субъектам – четко регламентировать деятельности субъектов хозяйствования в сфере применения информационных технологий для таможенных целей – обеспечить подготовку сотрудников таможенных органов в сфере применения информационных технологий Таможенный союз является ступенькой в международной интеграции, предшествующей экономическому союзу. Поэтому сейчас важным является скорейшее проведение в жизнь всех поставленных задач. А авторизованное сообщение, 12 алгоритм, 8 анализ рисков, 13 АСУПКАПП, 10 Б Базы данных, 16 Д декларант, 11 дистанционно, 8 ДКД/ЕАД, 9 документооборот, 7 Е единая автоматизированная информационная система Таможенного комитета Союзного государства, 6 И информационные таможенные технологии, 7 информационные технологии, 4, 14, 18 информация, 14 О обработка информации, 11 П предварительное информирование, 8 принципы, 7 Р режим реального времени, 7 риск, 15 С система контроля доставки товаров, 7 система контроля за доставкой товаров, 6 система управления рисками, 14 Союзное государство, 6 Т таможенная граница, 6 таможенное оформление, 4 таможенном деле, 4 Таможенный комитет, 6 Таможенный союз, 19 Э Электронная форма декларирования, 12 Интернет ресурсы в предметной области исследованияhttp://www.vak.org.by/index.php - официальный интернет-портал Высшей аттестационная комиссия Республики Беларусь. Высшая аттестационная комиссия Республики Беларусь является республиканским органом государственного управления, реализующим функцию государственного регулирования в области аттестации научных и научно-педагогических работников высшей квалификации, и подчиняется Президенту Республики Беларусь. Содержание сайта: в разделе Нормативные документы размещается основное содержание сайта; в разделе Каталог файлов собраны и доступны для скачивания файлы нормативных документов с приложениями, шаблоны регистрационных документов; в разделе Паспорта, программы представлены краткие паспорта специальностей и программы-минимум кандидатских экзаменов по специальностям; в разделе Ведомственная отчетность представлены формы отчета о работе совета по защите диссертаций и отчета о работе экспертного совета. http://www.customs.gov.by/ru/ - официальный интернет-портал Государственного таможенного комитета Республики Беларусь. Сайт предоставляет возможность узнать о последних новостях в области осуществления таможенного дела в Республике Беларусь, получить сведения о Государственном таможенном комитете Республике Беларусь (руководство, центральный аппарат, таможни), борьбе с контрабандой и административными таможенными правонарушениями, итогах (статистике) внешней торговли Республики Беларусь, правилах таможенного транзита. Сайт ежедневно обновляется. http://www.consultant.ru/ - (аналогичен http://www.pravo.by/) интернет-портал, предоставляющий возможность ознакомления с действующими нормативными актами, проектами актов законодательства Российской Федерации. Сама же компания "Консультант Плюс", образованная в 1992 году, является разработчиком компьютерной справочной правовой системы КонсультантПлюс. Система КонсультантПлюс содержит свыше 4 400 000 документов. http://news.belta.by/ - официальный интернет-портал Белорусского телеграфного агентства. Данный сайт является Национальным источником информации. Белорусское телеграфное агентство (БЕЛТА) - крупнейшее информационное агентство Республики Беларусь - уже почти 90 лет неизменно сохраняет официальный статус государственного информационного агентства страны и остается наиболее авторитетным источником оперативной информации о деятельности высших органов власти Беларуси. На сайте все новости классифицированы по группам: Президент, политика, экономика, общество, регионы, в мире, культура, спорт, калейдоскоп, а также архив новостей. Данный сайт является одним из ведущих в сфере оперативного предоставления официальной информации из первоисточников. http://www.pravo.by/ - Национальный правовой интернет-портал Республики Беларусь. Сайт представляет особую ценность, как источник актуальной правовой информации. Ознакомиться с текстом нормативных правовых актов на сайте можно двумя путями: через раздел сайта «Эталонный банк данных» через раздел сайта «Национальный реестр», где размещена электронная версия Национального реестра нормативных правовых актов. Действующий личный сайт в WWWhttp://www.ktatsiana2009.narod.ru Граф научных интересовМагистранта Козловой Т.В. факультет международных отношений Специальность управление в социальных и экономических системах
Тестовые вопросы по Основам информационных технологийv304.txt <question type="close" id="304"> v804.txt <question type="close" id="804"> Список литературы к выпускной работе1. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 19 марта 2008 г. № 419 «Об утверждении Положения о системе управления рисками и некоторых вопросах взаимодействия таможенных органов и республиканских органов государственного управления в рамках применения данной системы» 2. Внешнеэкономическая деятельность в Республике Беларусь: правовые перспективы: монография / С.С. Вабищев. – Мн.: Молодеж. Научн. Об-во, 2005. – 232с. 3. Ежемесячный информационно - практический журнал Государственно таможенного комитета Республики Беларусь «Таможня и ВЭД». 4. Игнатюк, А.З. Таможенное право Республики Беларусь. - Мн.: Амалфея, 2002. - 400 с. 5. Рагулин П.Г. Информационные технологии: Электронный учебник. - Владивосток: ТИДОТ ДВГУ, 2004. - 208 с. 6. Саак Андрей Эрнестович, Пахомов Евгений Вячеславович, Тюшняков Виталий Николаевич «Информационные технологии управления: Учебник для вузов. 2-е изд.», - Санкт-Петербург, 2009 - 320 с. 7. Сиротский А.Н., Гошин В.А. Основы таможенного дела: Учебник / В.А. Гошин, А.Н. Сиротский, Н.А. Дубинский и др.; Под ред. А.Н. Сиротского, В.А. Гошина. – Мн.: БГУ, 2003. – 475 с. 8. Сиротский А.Н. и др. Таможенное дело. Словарь-справочник / Науч. ред. А.Н. Сиротский. – Мн.: РУП «Белтаможсервис», 2004. – 368 с. Интерент-источники: 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. http://autoprofi.ua 10. http://www.vak.org.by 11. http://gov.cap.ru 12. http://www.gtk.gov.by 13. http://dvtu.customs.ru |