Реферат: . Наполним музыкой сердца
Название: . Наполним музыкой сердца Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат | ||
МОУ гимназия №2. РЕФЕРАТ. Наполним музыкой сердца (Авторская песня в творчестве поэтов-бардов XX века). Выполнил: ученик 11в класса Кузьмичёв Ю.О. (Yug1n) Руководил: преподаватель русского языка и литературы Стрелкова Л.Б. г.Чехов 2005г. Содержание. Введение…………………………………………………….…………….3 1.Мое понимание произведений Юлия Кима………….……………….4 1.1. Немного о жизни и творчестве барда…..……………….……....4 1.2. Такой одинокий на фоне стальных кораблей…………………..7 2.Жизнь и творчество Булата Окуджавы……………………………...12 3.Жизненный путь Владимира Высоцкого………………….….......…16 3.1. Мое отношение к барду…………………………….…...……. 16 3.2. Биография (со слов его отца – С.В. Высоцкого)……....….….19 Заключение…………………………………………………….......……23 Литература………………………………………………………………24 Приложения……………………………………………………………..25 Введение. Во все времена, во всем мире, все народности великой планеты сочиняли песни. Песня – фольклорное или народное творчество – всегда была рядом с людьми: и в радости, и в горе. Люди шли на войну с песней, приветствовали рождение новой семьи песней, проводили досуг с песней… Каждому историческому периоду характерна своя песня. Она не только передавала жизнь людей, традиции и мораль, но и выражала мысли и мнения народа. В 60-х годах XX века в России появилась новая, характерная для этого периода Песня, именем которой я и назвал свою работу. Целью своей работы я поставил задачу как можно подробнее узнать об истоках Авторской песни, об отношении к ней со стороны народа и органов власти, а для себя – раскрыть тот потайной мир чувств, который двигал бардами при создании песен. Я хотел помочь всем заинтересованным войти в число “избранных”, то есть эрудированных и чутких слушателей, так как Авторская песня пишется культурными людьми для культурных людей. Я также хотел донести, что “гитарная лирика” не умерла, что она живёт и в нынешние дни, так как существуют поэты-барды и в XXI веке. Еще я хотел дать понять людям, что поэзия, будь то Авторская песня или просто стихотворение – это, прежде всего, отражение душевной боли поэта. Для меня важно, чтобы все осознавали, что автор выливает в свою песню его самые сокровенные чувства и тревоги! Авторская песня глубоко укоренена в поэтической традиции. Жанр любой песни, как известно, требует простоты. Но это вовсе не простота убожества или глупости (хотя и таких примеров множество, в особенности на эстраде). Духу Авторской песни как нельзя более соответствует прекрасная ясность классического стиха. Такая песня для нынешних городских детей - это обычно нечто весьма и весьма далекое. Авторская песня - это своеобразный источник исторических событий. Например, авторская песня бардов первой волны (Ю.Ким, Б.Окуджава и др.) является зеркалом 60-х годов XX века. Идея создания моей работы на данную тему методом исследования возникла на основе появления в литературе книжных изданий, содержащих рассказы и истории о поэтах-бардах, которые посвятили любимому делу всю свою жизнь. Знаменитый актёр В.Высоцкий, драматург Ю.Ким, а также многие певцы-музыканты и даже научные деятели были основателями и продолжателями Авторской песни. Юлий Ким(1936 г.р.). Песни Юлия Кима сразу поднимают настроение своим добрым юмором, здоровой энергией, веселостью. Думаю, это самый веселый автор из бардов первой волны. Юлий Ким стоит у истоков авторской песни. Родился он в Москве 23 декабря 1936 года. Родители были репрессированы в 1937-38 гг. Отец, Ким Черсан, был осужден по 58 ст. УК СССР, расстрелян в 1938, мать Всесвятская Нина Валентиновна, осуждена по 58 ст. УК СССР на 5 лет лагеря и 3 года ссылки, реабилитирована в 1954 году. Сам Юлий Черсанович окончил историко-филологический факультет Московского государственного педагогического института (1959), где и начал сочинять стихи и песни. После института попал по распределению на Камчатку в вечернюю школу. В 1962-68 гг. работал в московских школах. Юлий Ким активно участвовал в правозащитном диссидентском движении. В связи, с чем ему пришлось прекратить преподавательскую деятельность. Поскольку к началу 70-х Ю.Кима активно приглашали к работе в театре и кино, а концертная деятельность ему была запрещена, то он был вынужден зарабатывать на жизнь сочинительством по контрактам с кино, театрами и издательствами, ему также пришлось взять псевдоним Ю.Михайлов, под которым писатель публиковался вплоть до 1986 года. Его поэтическое творчество злободневно и вместе с тем глубоко исторично, оно отразило поиски и надежды, сомнения и разочарования, серьёзные нравственные испытания интеллигентов-“шестидесятников” на протяжении более чем трех десятилетий. Лирический герой Кима полон жизненных сил, озорного веселья, – в каком облике он не представал бы, будь то бравый офицер 1812 года (“Кавалергарды” см. приложения стр.27), романтичный покоритель морей или отбившийся от рук Колька-хулиган: Я знать ничего не знаю, Уроки не учу, Где хочу гуляю, Вытворяю, что хочу! А ты, пионер, не спи, Глаз не закрывай: Ты меня воспитывай! Игровым, победоносно-весёлым было и сатирическое слово Кима. Чего стоит выведенный им “типичный” характер преподавателя обществоведения. В произведении “Песня учителя обществоведения” (см. приложения стр.28) поэт иронически вскрывает внутреннюю форму солидного слова “обществоведение”, выявляя заодно и туманность его смыслового содержания: А я, бедный, общество ведаю, ведаю, А оно заведует мной… Поэт отразил в своем творчестве не только прошлое и настоящее, но и коснулся темы будущего, которое открывается перед нами. Это будущее трудно, оно требует от каждого из нас стойкости, готовности идти “своим путем”, не делая ни малейшей уступки лжи и следуя “нравственной категории, позволяющей безошибочно отличать дурное от доброго” (“Диалог о совести” см. приложения стр.29-30). - Я не знаю... Я только знаю, что совесть - Это нравственная категория, Позволяющая безошибочно Отличать дурное от доброго!С замечательной наглядностью обрисовал Ким беспомощность человека, зажатого в тиски двоемыслия и вынужденного изъясняться на языке идеологических штампов. Однако идеологический железобетон оказался чрезвычайно прочен, и Киму понадобился жесткий сатирический язык, с однозначной ясностью выявляющий истинное положение вещей. Ким обратился к самым опасным в ту пору темам, называя своими именами то, что видели многие, но о чем говорить вслух боялись. В «Адвокатском вальсе» (см. приложения стр.28-29); посвященной отважной защитнице диссидентов С. В. Каллистратовой, дается афористичная характеристика правосудия застойных времен: Судье заодно с прокурором Плевать на детальный разбор: Им лишь бы прикрыть разговором Готовый уже приговор. В этом грустно-задумчивом трехсложнике слышится отдаленная перекличка с Некрасовым. Впрочем, Ким вышел на связь не только с «веком минувшим», но и с восемнадцатым столетием. 0б этом свидетельствуют и сатирическая новелла «Волшебная сила искусства», где действует драматург Капнист, и цикл песен к спектаклю «Недоросль», где Ким выступил достойным поэтическим «соавтором» Фонвизина (песня «Скотинин» — тому пример). Особенность песен Кима в непосредственном озорстве и веселости. Редко встречаются песни с грустным или глубоко серьезным смыслом, хотя надо отдать должное, ведь автор прибегал к довольно щепетильным темам, хоть и не открыто пел о них, но зато, спрятав за умелое озорство слов, критиковал всё, что постыло… Прочитав “Забудь былое” (см. приложения стр.29-30), очевидно, что Ким хотел высмеять безразличие к вечному. Это видно из следующих строк: Зачем былое ворошить? Кому так легче будет жить? Новое время по нашим часам! Пойдем лучше в гости: У наших соседей Родился чудный мальчик! Назвали - Чингисхан. Этим произведением Юлий Черсанович, я считаю, еще раз доказал, что человек, незнающий своего прошлого, не имеет и будущего. Я думаю, что это произведение посвящено всем тем индивидуумам, которые никогда за свою жизнь не держали в руках учебник по истории. Если бы наши люди не были бы такими равнодушными и безразличными к чужим проблемам, может быть, нам удалось бы избежать появления на свет новых Чингисханов. Мне кажется, что этим поучительным стихотворением автор хотел показать нам сущность русского человека. Пока у нашего брата порядок в доме, ему абсолютно наплевать на то, что творится вокруг него. Самое интересное то, что человек, живя в своем замкнутом мирке, не желая знать о чужих бедах, постепенно сам оказывается погрязшим в заботах, которых можно было бы и избежать, поучившись на чужих ошибках. По-моему, здесь придется к месту поговорка о том, что: “Умный учится на чужих ошибках, а дурак – на своих”. Именно о таких “дураках” хочет рассказать Ким нам в своем стихотворении “Забудь былое”. А ведь эта пословица, как и песня Юлия Черсановича, остается актуальной и по сегодняшний день. А всё потому, что русский человек из века в век продолжает повторять ошибки своих предков. Я думаю, что именно это бездействие русского человека и хочет подчеркнуть Юлий Ким своим произведением. Мне кажется, что из-за вот такого абсолютного безразличия ко всему, у нас время от времени и появляются «чудные мальчики –Чингисханы». Человечество должно перенимать из поколения в поколении опыт своих предков, анализировать их ошибки, а вместо этого большинство нынешних людей рассуждают также как и герои песни Кима: …Тебе так разве легче жить? Вот тебе пиво, еда, вино, А что когда было, - то было давно! Этими строками, я думаю, Юлий Черсанович перефразировал старую русскую пословицу: “Пока гром не грянет – мужик не перекрестится”. И действительно, пока беда далеко от нас, мы смотрим на неё сквозь пальцы, а замечаем мы ее уже слишком поздно, когда она подкрадывается к нам совсем близко. Для Кима, как барда, характерен критический жанр. Он великолепно смешивает его с сатирой и придает каждой песне необычайную смелость, праздничность, веселость и интерес. Юлия Черсановича можно назвать психолого-педагогическим поэтом, недаром он обладал прекрасным даром драматурга, композитора… Ким был одним из тех, кто не боялся правды и произносил ее вслух, делая это с особой поэтической одаренностью. Многие сегодняшние поэты могли бы только позавидовать его фантастическому умению превращать в стихи то, что складывается из слов… Мне в поэзии Кима очень близка его необычайная возвышенность, энергичность и правдивость событий. 25 июня 2001 года Юлий Черсанович Ким ответил на ряд вопросов Анатолия Обыденкова, корреспондента “Новой газеты”. Данное интервью под названием “Юлий Ким. Такой одинокий на фоне стальных кораблей.” приведено ниже: Юлий Ким всегда стоял в стороне от мейнстрима нашей авторской песни. Оттого, видимо, и привнес в культуру песен про костры и туризм театральность и иронию. И наверное, он мог бы повторить вслед за «своим» Остапом Бендером: «Белеет мой парус, такой одинокий на фоне стальных кораблей».
Беседовал Анатолий ОБЫДЕНКИН 25.06.2001. Песни Ю.Кима прозвучали в 50 фильмах и сразу стали любимы. Вот только несколько названий: “12 стульев”, “Бумбараш”, “Обыкновенное чудо”, “Пять вечеров”, “Формула любви”, “Тень”, “Собачье сердце”, “Человек с бульвара капуцинов”, “Сватовство гусара”, “Красавец мужчина”, “Похождение зубного врача”, “Ярославна - королева Франции”, “Короли и капуста”, “Усатый нянь”. Их пели Андрей Миронов и Валерий Золотухин, Михаил Боярский и Алиса Фрейндлих, Олег Табаков и Ролан Быков, Анатолий Папанов и Евгений Леонов. В 40 спектаклях звучат песни Ю.Кима. Два десятка пьес, сочиненных им, идут в театрах более чем 20 городов России. Только в Москве - это театр им. В.Маяковского, им. Моссовета, ТЮЗ, Табакерка, У Никитских ворот, Станиславского, Эрмитаж, оперный театр Станиславского и Немировича-Данченко. В 1998 году Юлий Ким стал лауреатом премии «Золотой Остап». В 1999 году лауреат Государственной премии им.Булата Окуджавы. Член Союза Кинематографистов(1987), Союза Писателей(1991), Пенклуба(1997). Четыре песни Кима "Губы окаянные" (см. приложения стр.26), "Отважный капитан", "Рыба-кит" и "Чёрное море" вошли в лучшие авторские песни "ПЕСНИ НАШЕГО ВЕКА". Юлий Ким – один из основоположников авторской (бардовской) песни. Его песни знакомы и любимы тысячами поклонников, многие поколения выросли на них.
Итак, Булат Окуджава... Творчество Булата Окуджавы входило в мою жизнь, в мое сердце долго и медленно. Но, войдя в нее, оно впитывалось буквально кожей и всасывалось кровью. Наверное, не один я так отношусь к песням Булата Шалвовича Окуджавы. И.... не скажешь лучше, чем сказал сам поэт в песне "Молитва" (см. приложения стр.30): "Но из прошлого, из былой печали, Как не сетую, как там не молю, Проливается черными ручьями Эта музыка прямо в кровь мою." ... Бывает, не хватает терпения, бывает, что первый куплет, не окончившись, уносит воображение вдаль и песня звучит уже как отдаленное эхо собственной мечты или воспоминаний. Я вдруг понял, что любить поэта, певца, музыканта и его песни - это не развлечение - это большая работа и от того, как мы сделаем эту работу зависит, поймем ли мы что-то, прочувствуем, или просто проэксплуатируем кассетник... Булат Шалвович родился в Москве в семье партийных работников. В 1934 г. переехал вместе с родителями в Нижний Тагил. Там отец был избран первым секретарем городского комитета партии, а мать - секретарем райкома. В 1937 родители арестованы; отец расстрелян, мать сослана в карагандинский лагерь. Окуджава возвратился в Москву, где вместе с братом воспитывался у бабушки. В 1940 переехал к родственникам в Тбилиси. В школьные годы с 14-летнего возраста был статистом и рабочим сцены в театре, работал слесарем, в начале Великой Отечественной войны - токарем на оборонном заводе. В 1942 после окончания девятого класса средней школы добровольцем ушел на войну. Служил в запасном минометном дивизионе, затем после двух месяцев обучения был отправлен на Северо-Кавказский фронт. Был минометчиком, потом радистом тяжелой артиллерии. Был ранен под г. Моздок. В 1945 Окуджава демобилизовался. Окончил экстерном среднюю школу и поступил на филологический факультет Тбилисского университета, где учился с 1945 по 1950. После окончания университета, с 1950 по 1955 по распределению учительствовал в деревне Шамордино и районном центре Высокиничи Калужской области, затем - в одной из средних школ г. Калуги. Там же, в Калуге, был корреспондентом и литературным сотрудником областных газет "Знамя" и "Молодой ленинец". В 1955 реабилитированы родители. В 1956 возвратился в Москву. Участвовал в работе литературного объединения "Магистраль". Работал редактором в издательстве "Молодая гвардия", затем - заведующим отделом поэзии в "Литературной газете". В 1961 уходит со службы и целиком посвящает себя свободному творческому труду. Открытием для меня была песня "К чему нам быть на ты..." (см. приложения стр. 30-31). В детстве, когда я видел в кино или читал в книжках о том, как муж с женой и дети с родителями всю жизнь разговаривают друг с другом на "Вы" я фыркал, а порой и отказывался, читать или смотреть эти вещи. Я считал это глупостью и пережитком... уж не знаю чего. Не то что бы это было что-то про пролетарское, но, наверное, следы некоей пропаганды в таком фыркании были, но думаю, что не только они... Может, это было и мальчишество... панибратство.... но.... Не знаю.. просто не понимал я, как это муж и жена живя кучу лет вместе, говорят на Вы и всё тут. А вот недавно я впервые почувствовал всю прелесть общения на "Вы"... Я вдруг впервые услышал эту песню... Не знаю, была ли это Любовь, или Наваждение, или все вместе взятое, но я вдруг стал проваливаться в это Вы в общении с разными новыми, но уже ставшими мне дорогими людьми... Рано или поздно мы все перешли на Ты, но почему-то в последнее время, когда это происходит я слышу... "Зачем мы перешли на "ты"? За это нам и перепало - На грош любви и простоты, А что-то главное пропало". Я не думаю, что, женись я, я бы смог бы смог общаться с моей любимой на Вы - но, я и теперь совсем по-другому смотрю на это. Я не фыркаю когда беседую на Вы и.... иногда задумываюсь, а стоит ли переходить на Ты... и уже давно не предлагаю этого первым, хотя и не отказываюсь, если мне это предлагают Вы будете смеяться, но я боюсь порой переходить на Ты. Я боюсь потерять что-то главное... А когда перехожу, то очень хочу и очень стараюсь не потерять это главное.... Наверное, я бы мог найти множество примеров подобных открытий в песнях Окуджавы, но я не хочу открывать Америку. Собственно - все это только, мои впечатления, вступление к нескольким стихотворениям, как и на других моих страничках этого цикла. Как я уже сказал в начале, мне сложно много говорить о том, чем для меня является поэзия Булата Шалвовича Окуджавы. Окуджава научил меня поверить в силу Любви, в хрупкость и одновременно силу нашего мира. В то, что только от нас, от наших устремлений, честности, доброты зависит тонкое равновесие... Пытаясь понять Окуджаву, я впервые задумался над значением слова мудрость... Совесть, благородство и достоинство — вот оно, святое наше воинство. Протяни ему свою ладонь, за него не страшно и в огонь. Вот чему учит нас поэт — быть совестливыми, благородными и достойными своих отцов и дедов, воевавших за наше будущее на войне. Всенародной любовью пользуется военная лирика Булата Окуджавы. Всем нам известна песня «Мы за ценой не постоим» (см. приложения стр.31-32) из кинофильма «Белорусский вокзал». Стихи звучны, их хочется напевать. И никто не напишет так живо, так восхитительно и реалистично о войне, кроме ее участника. Ведь Булат Окуджава, едва окончив девятый класс, добровольцем отправился на войну служить в минометном полку. Поэт прошел всю войну и был демобилизован лишь в 1945 году по причине тяжелого ранения. Булат рассказывает нам об участвовавшем в боях солдате, которому он и посвящает свое произведение. По-моему, именно от лица того самого простого солдата автор пишет следующие строки: И, значит, нам нужна одна победа, Одна на всех - мы за ценой не постоим. И действительно, я считаю, что Великая победа не принадлежит кому-то в отдельности, она является заслугой всего русского народа. А за ценой, как справедливо заметил Окуджава, никто и не стоял. Несмотря на то, что потери нашей страны были огромны, люди верили в победу и даже не допускали мысли о поражении. Я считаю, что только благодаря мужеству и героизму наших предков мы смогли одолеть фашизм, о борьбе с которым бард поет в своей песне “Мы за ценой не постоим”. Герои всех военных песен и стихов Булата Шалвовича — простые солдаты, такие незаметные на первый взгляд, но сохранившие доброту, надежду, веру. И они умирают, погибают на поле боя ради того, чтобы сохранить эти чувства в тылу, не дать исчезнуть близким и родным. Даже в военной лирике (см. приложения стр.32-33) Булат стремится к изображению добра, а не гор трупов и кровавых сражений: Война нас гнула и косила. Теперь конец и ей самой. Четыре года мать без сына... Бери шинель — пошли домой. В поэзии Окуджавы органически сочетаются слово, грусть, ирония, печаль и любовь. Своими учителями Б.Окуджава считает А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого, Б.Л.Пастернака. Во второй половине XX века Булат возрождает любовную лирику и ее музыкально-разговорные жанры. С нами женщины. Все они красивы. И черемуха — вся она в цвету. Может, жребий нам выпадет счастливый: Снова встретимся в городском саду. Он восхваляет женский образ, его красоту, как это было еще во времена рыцарских баллад. Нет, не ищет он недостатков у женщин, не укоряет их, не желает осквернить их, наоборот, Окуджава находит в женщинах доброе, положительное начало и повествует о нем своим читателям. Булат Шалвович Окуджава получил множество наград. Он написал множество стихотворений, вошедших в сборники «Лирика», «Милости судьбы» и другие. Поэт умер 12 июня 1 997 года в Париже. Согласно завещанию его похоронили на Ваганьковском кладбище в Москве. Творчество Булата Окуджавы будет жить в нашей памяти, наших сердцах; мы будем смотреть кинофильмы, в которых исполняются его творения, читать его стихи, напевать его песни. А почему? Да потому, что они настолько добры и грустны, преисполнены печалью и тоской по Родине и близким, чрезвычайно эмоциональны. «Искусство стремится непременно к добру», — эти слова Николая Васильевича Гоголя можно с твердой уверенностью отнести и к творчеству Булата Окуджавы, в котором тема добра в искусстве нашла свое яркое воплощение. Владимир Высоцкий(1938-1980). В Окуджаве что-то есть оттуда... из века ХIХ. Высоцкий отражает другое время. Но этой разницей во времени, мне кажется, он и ценен. Нет, бесценен, потому что отражает другое время. Я считаю, что песни Владимира Высоцкого не поддаются какой-либо классификации, сравнению, временным оценкам. В репертуаре Высоцкого 425 песен на свои стихи и около 150 на чужие. Если Окуджава учил и учит меня (нас) чему-то простому и высокому, то Высоцкий, проживая в который раз свои песни, заставляет и меня (нас) проживать, то о чем он поёт. Каждый раз, когда я включаю кассету с его песнями и слушаю - я фактически ощущаю его присутствие. "Присутствие" - по всей видимости, главное слово, которое ассоциируется у меня с именем Высоцкого. Сам Высоцкий не раз говорил, что во всем ему хочется дойти до исчерпывающей полноты, раскрыть весь смысл, затронуть все стороны жизни. Отчасти он этого добился. Особенно мне нравятся военные песни Владимира Семеновича. Песни Высоцкого о войне — это, прежде всего, песни настоящих людей. Людей из плоти и крови. Сильных, усталых, мужественных, добрых. Таким людям можно доверить и собственную жизнь, и Родину. Такие не подведут. На мой взгляд, песня «Он не вернулся из боя» (см. приложения стр.36-37) — одна из главных в творчестве Высоцкого. То, что пусто теперь,— не про то разговор, вдруг заметил я: нас было двое... Для меня словно ветром задуло костер, когда он не вернулся из боя. В этой песне, по-моему, помимо интонационной и психологической достоверности, есть и ответ на вопрос: почему поэт, человек, который по своему возрасту явно не мог принимать участия в войне, все-таки пишет о ней, более того — не может не писать? Я думаю, что все дело в судьбе. В твоей личной судьбе, которая начинается вовсе не в момент рождения человека, а гораздо раньше. В личной человеческой судьбе, которая никогда не бывает чем-то отдельным, обособленным от других людских судеб. Она, твоя судьба,— часть общей, огромной судьбы твоего народа. И существуешь ты на земле, продолжая не только собственных родителей, но и многих других людей. Тех, которые жили до тебя. Тех, которые когда-то защитили твой первый вздох, первый крик, первый шаг по земле. Особенный вес в творчестве автора имеют песни-сказки. Обращаясь к традиционным ситуациям, поэт основательно их переиначивал, строил свои сюжеты поверх сказочного. Каждое отклонение от привычного варианта несет у него интересные смысловые оттенки, недоступные никакому другому поэту. Одним из примеров можно привести знаменитую “антисказку” “Лукоморья больше нет” (см. приложения стр. 35-36), которая написана по мотивам произведений Пушкина, но интерпретирована по-новому, “смелому” способу. Лукомоpья больше нет, от дубов пpостыл и след, Дуб годится на паpкет, так ведь нет - Выходили из избы здоpовенные жлобы, Поpубили все дубы на гpобы...В коллекции поэта не мало песен-сказок, но именно эта привлекла моё внимание. Язык Высоцкого богат остроумием, подчас даже нецензурным, яркостью передачи мысли, особым умением перевернуть замысел оригинала. В этом мини-произведении завуалирована критика на существующие порядки, и ничто кроме сказки не сможет так умело скрыть “коварный” замысел автора. Автор, играючи, легко воспользовался предоставленной ему возможностью и оставил после себя немало сатирических произведений. Пародийно-стилизационное начало неизменно присутствует в тех ранних песнях Высоцкого, которые зачастую бездумно именуются «блатными» (сам поэт предлагал называть их «дворовыми») — песнями, сочиненными от лица «простого» человека, как правило, связанного с криминальными кругами. И простоту этих песен я постарался протащить через все времена и оставить ее в песнях, на которых лежит более сильная, серьезная нагрузка» — так определил роль этого песенного цикла в своей творческой судьбе сам автор. Обратите внимание на глубину и точность его формулировок, на четкость осознания им своей творческой, эстетической задачи. «Блатное» начало — лишь одна из красок Высоцкого-художника, применяемая им осознанно и ответственно. Без этой краски не было бы той эмоциональной доходчивости, того человеческого „контакта, которого так безошибочно добивался Высоцкий и в своих ранних песнях, и во всем последующем творчестве. «Первую свою песню я написал в Ленинграде где-то в 1961 году. Дело было летом, ехал я в автобусе, и увидел впереди себя человека, у которого была распахнута рубаха и на груди была видна татуировка — нарисована была очень красивая женщина, а внизу написано: «Люба, я тебя не забуду!» И мне почему-то захотелось про это написать. Я сделал песню «Татуировка» (см. приложения стр.37), только вместо «Любы» поставил для рифмы «Валю». И в тот день, когда прощались на вокзале, Я тебя до гроба помнить обещал, — Я сказал: «Я не забуду в жизни Вали!» «А я — тем более!» — мне Леша отвечал. Я считаю, что эта песня проста, но не примитивна (а это огромная разница!). Посмотрите, как раздваивается здесь значение слова «образ», как возникает внутреннее напряжение между смыслом отвлеченно высоким («светлый образ») и смыслом неожиданно заниженным и вполне конкретным («образ на груди»). Не делили мы тебя и не ласкали, А что любили — так это позади, — Я ношу в душе твой светлый образ, Валя, А Леша выколол твой образ на груди. Пусть это шутка, но в дальнейшем подобное раздвоение обнаружится у Высоцкого и в контекстах предельно серьезных. Двусмысленное слово сразу создает предпосылки для раздвоения голосов автора и героя. При всем стремлении автора сблизиться с простоватым героем, «влезть в шкуру» другого человека — иронической дистанции между ними не ощутить нельзя. Ясно, например, что просторечное «красивше» (вместо правильного «красивее») идет, от персонажа, а не от автора. В то же время, на мой взгляд, Высоцкий не отгораживается от персонажа полностью. Игровое обращение со словом в конструкции «моя — верней, твоя — татуировка» — это уже шутка, возможная в устах как «простого», так и образованного человека. Да и сюжетная ситуация песни: противоречие между мужской дружбой и любовной ревностью — в сущности своей вечна и актуальна для людей всех социальных слоев. Не менее чем песни, меня поражает, как он контактировал с аудиторией. Вежливо. Тихо. Просто. Честно. Его связь со слушателями, как еще одна струна на гитаре, дребезжала в душе и заставляла опять и опять тихо трястись… Его песни и слова – это страховка и поддержка во всём. Высоцкого можно назвать своеобразным психологом душ человеческих. Он глубоко заглядывает внутрь происходящего и передает это своими простыми словами, пропустив через себя каждую строчку. Только ему характерно такое разнообразие стилей, тогда как многие другие барды пользовались лишь одним избранным видом… Я никогда не любил ни максимализма, ни идолопоклонничества. Высоцкий для многих, увы, стал идолом, кумиром. Он знал, что так будет. И с меня, когда взял я да умер, Живо маску посмертную сняли Расторопные члены семьи,- И не знаю, кто их надоумил,- Только с гипса вчистую стесали Азиатские скулы мои.Он предрек все это в "Памятнике" (см. приложения стр. 33-35... Творчество Владимира Семёновича оставило в истории поэтической России неувядающий след. Его любили и любят люди, его песни до сих пор звучат в молодёжных компаниях. Этот человек велик по своей сути. Биография (по словам его отца С.В. Высоцкого). ТАКИМ БЫЛ НАШ СЫН. Владимир Высоцкий
оставил большое творческое наследие, попытки проанализировать которое сделаны и на страницах периодической печати, и в книгах о нем. Разумеется, это только начало, и специалистам предстоит немалая работа по изучению и осмыслению его наследия. Мне же, отцу, хочется рассказать о тех моментах жизни сына, которые проливают свет на истоки его личности, его характера, а в конечном счете – и его творчества. Отличался ли Володя от других детей? Нет. Разве что был более непоседлив, бесстрашен, а потому, как правило, становился заводилой и в играх, и в проказах. Приходил он домой с ободранными коленками, было понятно, что играли «в войну». Обожженные брови, копоть на лице доказывали, что не обошлось без взрыва то ли гранаты, то ли патронов. В Большом Каретном прошли годы его отрочества, здесь он учился в средней школе с 5-го по 10-й класс, здесь «познал» жизнь двора и подсмотрел многих персонажей своих песен, особенно ранних. Заключение. Что для меня авторская песня? А что для меня кино, театр, чтение стихов, создание стихов, музыка, фотография?.. Каждое из вышеперечисленных понятий заполняет меня и составляет меня. (Конечно, я состою и из многого другого тоже). Мне сложно выразить в процентах, сколько во мне авторской песни, а сколько - поэзии, сколько кино и театра, кого во мне больше - Окуджавы или Высоцкого... Это - невозможно делить... Оно живет во мне единым целым и делает меня таким, каков я есть... Но, я смело могу сказать, что многое во мне - от авторской песни. Как именно я полюбил авторскую песню и почему? Прежде, чем ответить на этот вопрос, я хочу спросить (самого себя) - А почему мы вообще любим? Любим друг друга. Любим актеров. Любим музыкантов. Любим книги. Любим еду. Любим определенные местечки и уголки... Наверное, все это тесно связано со средой обитания, воспитанием, вкусами родителей, друзей и учителей. Наверное, что-то заложено и в генах. Конечно, там не прописаны имена Булата Окуджавы и Владимира Высоцкого, но что-то в наших характерах предопределено, и формирование наших вкусов только отчасти связано с перечисленным выше. Авторская песня научила меня Вере, Надежде и Любви. Булат Окуджава, научил меня верить, Владимир Высоцкий - надеяться, Юлий Ким - замечать и любить природу - все вместе они научили меня любить... Хотя в принципе, если бы я переставил местами слова и фамилии - суть бы не изменилась. Я не хочу называть их моими кумирами. Я вообще не люблю ни понятия кумира, ни даже просто этого слова... Я осмелюсь повториться и назвать их учителями. Не моими учителями. Просто - Учителями. Эти песни наполняли мою душу романтикой, рассказами о любви и чистых отношениях людей. Да и сами авторы оказались такими как их песни. Никто из них не подвел, не прислуживал властям, не писал по официальному заказу. Каждый бард необычен, неповторим. Каждому свойственно своё восприятие мира. Но все они, тем не менее, легко воспринимаются народным мнением, служат источником правды. Литература: 1) Андреев Ю.А.. Наша авторская…: История, теория и современное состояние самодеятельной песни. М., 1991. 2) Берестов В. Лестница чувств. М., 1995 ( Приложение к журналу «Валант». № 47-48 ) 3) Грушинский : Книга песен. Куйбышев,1990. 4) Люди идут по свету : Книга – концерт /сост. Л.П. Беленький и др. М.,1989. 5) Бардовская песня : Комментированный сборник песен современных авторов /Авт. – сост. Н.Кутейникова. М.,1993. 6) Некрасов Е. Шесть вечных струн .М., 1990. 7) Новиков В.И. Авторская песня : М., 1997. 8) Семеро у костра : Сборник бардовских лирических песен / Сост. Р.Шипов. М., 1996. 9) Наполним музыкой сердца : Антология авторской песни / сост. Р.Шипов. М., 1989. Приложения. Тексты песен Юлия Кима: Губы окаянные. Губы окаянные,Думы потаенные.Ой, бестолковая любовь,Головка забубенная.Бестолковая любовь,Головка забубенная. Все вы губы помнитя,Ой, все вы думы знаетя.Ой, до чего ж вы мое сердцеЭтим огорчаете. Позову я голубя,Ой, позову я сизого.Ой, пошлю Дролечке письмо,И мы начнем все сызнова.Забудь былое. И вот приходит грозный муж, зубами скрипя:- Ты где и с кем вчера была? Совсем забыла стыд?Выкладывай всю правду, а то я тебя!А жена ему и говорит:- Утю-тю-тю-тю! Зачем былое ворошить? Тебе так легче, что ли, жить? Вот тебе пиво и ветчина, А что вчера было, - то было вчера! И вот приходит педагог, очками блестя:- Ответьте, кто такой Нерон и кем разрушен Рим?Скажите хоть, когда и где распяли Христа?..А мы ему и говорим:- Утю-тю-тю-тю! Зачем былое ворошить? Тебе так разве легче жить? Вот тебе пиво, еда, вино, А что когда было, - то было давно! - Вчера, конечно, мы с Нероном - утю-тю-тю!Весь Рим сожгли и Карфаген уделали дотла!Там был какой-то малый - он нес галиматью,Так мы его живьем к столбу гвоздями... Мда... Зачем былое ворошить? Кому так легче будет жить? Новое время по нашим часам! Пойдем лучше в гости: У наших соседей Родился чудный мальчик! Назвали - Чингисхан.Кавалергарды. Красотки, вот и мы - кавалергарды!Наши палаши - чудо хороши!Ужасны мы в бою, как леопарды!Грудь вперед, баки расчеши! Выступаем справа по три Весело, весело! Палаши вынимаем Наголо, наголо! Враг бежал без боя, взяли мы село. Sacre blue ! Но где же здесь вино? Кавалергарды мы и кавалеры:Зря не будем врать - вам не устоять!Графини, герцогини, королевы -Все одно - нам не привыкать! Выступаем справа по три Весело, весело! Палаши вынимаем Наголо, наголо. Враг бежал без боя, взяли мы село. Sacre nom ! Но где же здесь вино? В бою, в любви - нигде мы не бежали,Боже сохрани! Боже сохрани!Уж если мы падем в пылу батальи,-То, слава Богу, ляжем не одни... Выступаем справа по три Весело, весело! Палаши вынимаем Наголо, наголо! Враг бежал без боя, взяли мы село. Sacre blue ! Но где же здесь вино?Песня учителя обществоведения. Люди все, как следует, спят и обедают,чередуют труд и покой.А я, бедный, общество ведаю, ведаю...А оно заведует мной. А оно все требует, чтоб его ведали,изучали вдоль, поперек.И, притом, не как-нибудь хитро и въедливо,а вот только так и назубок. А меня учащие вовсе замучили:не жалея сил молодых,ставят мне вопросики острые, жгучие,а я все сажуся на них. Я им говорю: дескать, так-то и так-то, мол,а если не так, значит, ложь.А они кричат: "А где факты, мол, факты, мол?Аргументы вынь и положь!" И хоть я совсем человек не воинственный,все-тки погожу, погляжу,а потом возьму аргумент свой единственный,выну и на них положу... Выберу я ночку глухую, осеннюю,уж давно я все рассчитал,лягу я под шкаф, чтоб при слабом движениина меня упал "Капитал"!Адвокатский вальс. Конечно, усилия тщетныИ им не вдолбить ничего:Предметы для них беспредметны,А белое просто черно. Судье заодно с прокуроромПлевать на детальный разбор -Им лишь бы прикрыть разговоромГотовый уже приговор. Скорей всего, надобно простоПросить представительный судДать меньше по сто девяностой,Чем то, что, конечно, дадут. Откуда ж берется охота,Азарт, неподдельная страстьМашинам доказывать что-то,Властям корректировать власть? Серьезные взрослые судьи,Седины, морщины, семья...Какие же это орудья?То люди, как люди, как я! Ведь правда моя очевидна,Ведь белые нитки видать!Ведь людям должно же быть стыдноТаких же людей не понять! Ой, правое русское слово -Луч света в кромешной ночи!И все будет вечно хреново,И все же ты вечно звучи!Диалог о совести. - Я недавно сделал открытие:Открыл я недавно словарь -Оказывается, "совесть -Это нравственная категория,Позволяющая безошибочноОтличать дурное от доброго". - Но как же быть, когда идет игра, Партнеры лгут, блефует кто как может, И для победы правды и добра Тебе солгать необходимо тоже - И как же быть тогда? - Я понимаю... Я только говорю, что совесть -Это нравственная категория... - Но как же быть, когда идет борьба За идеал и лучшие надежды? Ну, а в борьбе нельзя без топора, А где топор - там щепки неизбежны. И как же быть тогда? - Да-да, конечно... Я только говорю, что совесть -Это нравственная категория... - Но если все охвачены однимБезумием - не на день, а на годы?Идет потоп - и он неудержимИ увлекает целые народы!Так что же может слабый человекВ кошмаре, чей предел непредсказуем?Что может он, когда безумен век?И кто виновен в том, что век безумен?Кого судить?Кому судить?За что судить? - Я не знаю... Я только знаю, что совесть - Это нравственная категория, Позволяющая безошибочно Отличать дурное от доброго!Тексты песен Булата Окуджавы: Молитва.
Пока Земля еще вертится, пока еще ярок свет, Господи, дай же Ты каждому, чего у него нет: Мудрому дай голову, трусливому дай коня, Дай счастливому денег... И не забудь про меня. Пока Земля еще вертится, Господи, - Твоя власть! - Дай рвущемуся к власти навластвоваться власть, Дай передышку щедрому хоть до исхода дня. Каину дай раскаянье... И не забудь про меня. Я знаю: Ты все умеешь, Я верую в мудрость Твою, Как верит солдат убитый, что он проживает в раю, Как верит каждое ухо тихим речам Твоим, Как веруем и мы сами, не ведая, что творим! Господи, мой Боже, зеленоглазый мой, Пока Земля еще вертится, И это ей странно самой, Пока еще хватает времени и огня, Дай же Ты всем понемногу... И не забудь про меня. К чему нам быть на ты… К чему на ты нам быть, к чему? Мы искушаем расстоянья . Милее сердцу и уму старинное: "Вы - пан, я - пани". Какими прежде были мы, Приятно, что ни говорите, Услышать из вечерней тьмы: "Пожалуйста, не уходите". Я муки адские терплю, А нужно, в сущности, немного - Лишь прошептать: "Я Вас люблю, Мой друг, без Вас мне одиноко". К чему мы перешли на "ты"? За это нам и перепало. На грош любви и простоты, Но что-то главное пропало
Мы за ценой не постоим.
Здесь птицы не поют, Деревья не растут, И только мы, плечом к плечу, Врастаем в землю тут. Горит и кружится планета, Над нашей родиною дым, И, значит, нам нужна одна победа, Одна на всех - мы за ценой не постоим. Одна на всех - мы за ценой не постоим. Припев: Нас ждет огонь смертельный, И все ж бессилен он. Сомненья прочь, уходит в ночь отдельный Десятый наш, десантный батальон. Десятый наш, десантный батальон. Едва огонь угас - Звучит другой приказ, И почтальон сойдет с ума, Разыскивая нас. Взлетает красная ракета, Бьет пулемет, неутомим... И, значит, нам нужна одна победа, Одна на всех - мы за ценой не постоим. Одна на всех - мы за ценой не постоим. Припев. От Курска и Орла Война нас довела До самых вражеских ворот - Такие, брат, дела. Когда-нибудь мы вспомним это - И не поверится самим... А нынче нам нужна одна победа, Одна на всех - мы за ценой не постоим. Одна на всех - мы за ценой не постоим. Припев.
* * * А мы с тобой, брат, из пехоты, А летом лучше, чем зимой. С войной покончили мы счеты... Бери шинель - пошли домой. Война нас гнула и косила. Пришел конец и ей самой. Четыре года мать без сына... Бери шинель - пошли домой. К золе и пеплу наших улиц Опять, опять, товарищ мой, Скворцы пропавшие вернулись... Бери шинель - пошли домой. А ты с закрытыми очами Спишь под фанерною звездой. Вставай, вставай, однополчанин, Бери шинель - пошли домой. Что я скажу твоим домашним, Как встану я перед вдовой? Неужто клясться днем вчерашним? Бери шинель - пошли домой. Мы все - войны шальные дети, И генерал, и рядовой Опять весна на белом свете... Бери шинель - пошли домой. * * * Не вели, старшина, чтоб была тишина. Старшине не все подчиняется. Эту грустную песню придумала война... Через час штыковой начинается. Земля моя, жизнь моя, свет мой в окне... На горе врагу улыбнусь я в огне. Я буду улыбаться, черт меня возьми, в самом пекле рукопашной возни. Пусть хоть жизнь свою укорачивая, я пойду напрямик в пулеметное поколачиванье, в предсмертный крик. А если, на шаг всего опередив, достанет меня пуля какая-нибудь, сложите мои кулаки на груди и улыбку мою положите на грудь. Чтоб видели враги мои и знали бы впредь, как счастлив я за землю мою умереть! ...А пока в атаку не сигналила медь, не мешай, старшина, эту песню допеть. Пусть хоть что судьбой напророчится: хоть славная смерть, хоть геройская смерть - умирать все равно, брат, не хочется. Тексты песен Владимира Высоцкого: Памятник. Я при жизни был рослым и стройным,Не боялся ни слова, ни пулиИ в привычные рамки не лез,-Но с тех пор, как считаюсь покойным,Охромили меня и согнули,К пьедесталу прибив "Ахиллес". Не стряхнуть мне гранитного мясаИ не вытащить из постаментаАхиллесову эту пяту,И железные ребра каркасаМертво схвачены слоем цемента,-Только судороги по хребту. Я хвалился косою саженью - Нате смерьте! - Я не знал, что подвергнусь суженью После смерти,- Но в обычные рамки я всажен - На спор вбили, А косую неровную сажень - Распрямили. И с меня, когда взял я да умер,Живо маску посмертную снялиРасторопные члены семьи,-И не знаю, кто их надоумил,-Только с гипса вчистую стесалиАзиатские скулы мои. Мне такое не мнилось, не снилось,И считал я, что мне не грозилоОказаться всех мертвых мертвей,-Но поверхность на слепке лоснилась,И могильною скукой сквозилоИз беззубой улыбки моей. Я при жизни не клал тем, кто хищный, В пасти палец, Подходившие с меркой обычной - Опасались,- Но по снятии маски посмертной - Тут же в ванной - Гробовщик подошел ко мне с меркой Деревянной... А потом, по прошествии года,-Как венец моего исправленья -Крепко сбитый литой монументПри огромном скопленье народаОткрывали под бодрое пенье,-Под мое - с намагниченных лент. Тишина надо мной раскололась -Из динамиков хлынули звуки,С крыш ударил направленный свет,-Мой отчаяньем сорванный голосСовременные средства наукиПревратили в приятный фальцет. Я немел, в покрывало упрятан,- Все там будем! - Я орал в то же время кастратом В уши людям. Саван сдернули - как я обужен,- Нате смерьте! - Неужели такой я вам нужен После смерти?! Командора шаги злы и гулки.Я решил: как во времени оном -Не пройтись ли, по плитам звеня?-И шарахнулись толпы в проулки,Когда вырвал я ногу со стономИ осыпались камни с меня. Накренился я - гол, безобразен,-Но и падая - вылез из кожи,Дотянулся железной клюкой,-И, когда уже грохнулся наземь,Из разодранных рупоров все жеПрохрипел я похоже: "Живой!" И паденье меня и согнуло, И сломало, Но торчат мои острые скулы Из металла! Не сумел я, как было угодно - Шито-крыто. Я, напротив,- ушел всенародно Из гранита. Лукоморья больше нет… Лукомоpья больше нет, от дубов пpостыл и след,Дуб годится на паpкет, так ведь нет -Выходили из избы здоpовенные жлобы,Поpубили все дубы на гpобы... Припев: Ты уймись, уймись, тоска у меня в гpуди, Это только пpисказка, сказка впеpеди... Распpекpасно жить в домах на куpиных на ногах,Hо явился всем на стpах Веpтопpах,Добpый молодец он был - бабку-ведьму подпоил,Ратный подвиг совеpшил, дом спалил... Припев. Тpидцать тpи богатыpя поpешили, что зазpяБеpегли они цаpя и моpя,Каждый взял себе надел, куp завел и в нем сиделОхpаняя свой удел не у дел... Ободpав зеленый дуб дядька ихний сделал сpуб,А с окpужающими туп стал и гpуб,И pугался день-деньской бывший дядька их моpской,Хоть имел участок свой под Москвой... А Русалка, вот дела - честь недолго беpегла,И однажды, как смогла, pодила,Тpидцать тpи же мужика не желают знать сынка,Пусть считается пока сын полка... Как-то pаз один колдун, вpун болтун и хохотун,Пpедложил ей, как знаток бабских стpун,Мол, pусалка, все пойму и с дитем тебя возьму,И пошла она к нему как в тюpьму... Пpипев. Там и впpавду ходит кот, как напpаво, так поет,А как налево - так загнет анекдот,Hо ученый, сукин сын, цепь златую снес в тоpгсин,А на выpучку - один в магазин... Как-то pаз за Божий даp получил он гоноpаp,В Лукомоpье пеpегаp на гектаp,Hо хватил его удаp и чтоб избегнуть Божьих каpКот диктует пpо татаp мемуаp... Пpипев. А бpадатый Чеpномоp, лукомоpский пеpвый воp,Он давно Людмилу спеp, ой, хитеp!Ловко пользуется, тать, тем, что может он летать,Зазеваешься - он хвать - и тикать. А ковеpный самолет сдал в музей в запpошлый год,Любознательный наpод так и пpет,И без опаски стаpый хpыч баб воpует - хнычь, ни хнычь,Ой, скоpей его pазбей паpалич! Hету мочи, нету сил - Леший как-то недопил,Лешачиху свою бил и вопил:"Дай pубля, пpибью а то, я ж добытчик, али кто?!!А не дашь, тоды пpопью долото!!!\" "Я ли ягод не носил?!\",- снова Леший голосил,-"А коpы по скольку кил пpиносил!Hадpывался издаля все твоей забавы для,А ты жалеешь мне pубля, ах ты тля!!!\" И невиданных звеpей, дичи всякой нету ей,Понаехало за ей егеpей,Так что занчит не секpет - Лукомоpья больше нет,И все, о чем писал поэт - это бpед... Ты уймись, уймись, тоска, душу мне не pань, Раз уж это - пpисказка, значит дело дpянь... Он не вернулся из боя.
Почему все не так? Вроде все как всегда: то же небо, опять голубое, тот же лес, тот же воздух и та же вода, только он не вернулся из боя. Он молчал невпопад и не в такт подпевал, он всегда говорил про другое, он мир спать не давал, он с восходом вставал, а вчера не вернулся из боя. То, что пусто теперь,— не про то разговор, вдруг заметил я: нас было двое... Для меня словно ветром задуло костер, когда он не вернулся из боя. Нам и места в землянке хватало вполне, нам и время текло для обоих... Все теперь одному, только кажется мне, это я не вернулся из боя. Татуировка.
Не делили мы тебя и не ласкали, А что любили — так это позади, — Я ношу в душе твой светлый образ, Валя, А Леша выколол твой образ на груди. И в тот день, когда прощались на вокзале, Я тебя до гроба помнить обещал, — Я сказал: «Я не забуду в жизни Вали!» «А я — тем более!» — мне Леша отвечал. И теперь реши, кому из нас с ним хуже, И кому трудней — попробуй разбери: У него — твой профиль выколот снаружи, А у меня — душа исколота снутри. И когда мне так уж тошно, хоть на плаху, — Пусть слова мои тебя не оскорбят, — Я прошу, чтоб Леша расстегнул рубаху, И гляжу, гляжу часами на тебя. Но недавно мой товарищ, друг хороший, Он беду мою искусством поборол: Он скопировал тебя с груди у Леши И на грудь мою твой профиль наколол. Знаю я, своих друзей чернить неловко, Но ты мне ближе и роднее оттого, Что моя — верней, твоя — татуировка Много лучше и красивше, чем его! Юлий Ким (1936г.р.). Булат Окуджава (1924-1997). Владимир Высоцкий (1938 – 1980). |