Реферат: Тема: Структура литературоведения как науки
Название: Тема: Структура литературоведения как науки Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат |
Практическое занятие № 1 (2 ч.). Тема: Структура литературоведения как науки. Содержание занятия : Основные и вспомогательные дисциплины литературной науки. Форма проведения занятия : реферативные сообщения студентов. Терминологическая база: библиография, история литературы, история литературы, литературная критика, палеография, поэтика (частная общая, историческая), текстология, теория литературы. План аудиторного занятия: 1) Расскажите об особенностях, целях, объектах изучения и методах работы основных литературоведческих дисциплин:
2) Назовите вспомогательные отрасли литературоведения и дайте характеристику следующих из них:
Литература: 1) Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2001. (статьи «Литературоведение», «Критика литературная», «Библиография», «Атрибуция», «Палеография»). 2) Елина Е.Г., Книгин И.А. Текстология // Введение в литературоведение: Литературное произведение: Основные термины и понятия. М., 2000. С.415-424. 3) Жирмунский В.М. Введение в литературоведение. Л., 1996. С. 30-50. Практическое занятие № 2 (2 ч.). Тема: Художественный образ и его специфика в литературном произведении. Содержание занятия : Особенности художественного образа в словесном произведении. Внутренняя структура образа. Форма проведения : Разбор теоретических вопросов. Аудиторный анализ текста. Терминологическая база : архетип, мимесис, научное понятие, персонаж, условность, художественный образ, художественная деталь, художественный топос (топика). Задания для самостоятельной подготовки:
· какими особенностями обладает художественный образ (соотнести с понятием в научной сфере)? · как соотносятся между собой объект действительности и его образ в искусстве, где между ними пролегает граница? · в чем выражается условность художественного образа? · какой принцип П. Палиевский отождествлял с внутренней структурой образа? 4. Прочитайте стихотворение В. Набокова «На качелях» и ответьте на предложенные ниже вопросы. · Какие образы встречаются в этом стихотворении? Определите, по каким параметрам они приближены к физическим реалиям, а по каким нетождественны им, условны. · Какие типы художественного образа встречаются в этом тексте: образы-детали, топосы, архетипы и проч.? · Какой образ можно признать ключевым для текста? Почему? · Сколько смысловых частей можно выделить в стихотворении? Какие образы движения лежат в основе этого деления? · Отличается ли чем-нибудь движение персонажа вверх на качелях от его движения вниз? Или же "рисунок" этого движения совпадает? Сравните детали в первой и второй частях стихотворения. · Какие значения (в том числе оценочные) имеют в культуре образы «верха» и «низа»? Совпадает ли авторская трактовка этих образов с традиционной? Аргументируйте свой ответ, опираясь на текст. · Какое сравнение лежит в основе главного образа стихотворения? Задания для закрепления: 1) Назовите последовательно все образы в любимом стихотворении. Какие типы образов Вам встретились? 2) Определите, какое сравнение лежит в основе ключевого образа любимого стихотворения. Литература: 1. В.А. Скиба, Л.В. Чернец Образ художественный // Введение в литературоведение. – М. 2000. – С. 209-220. 2. Палиевский П. В. Внутренняя структура образа // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Образ. Метод. Характер. - М., 1962, с. 72 — 93. Практическое занятие № 3 (2 ч.). Тема: Художественное время и пространство. Содержание занятия: Особенности художественного времени и пространства. Символические значения временных и пространственных координат. Понятие хронотопа. Форма проведения : Подготовка индивидуальных сообщений по теоретическим вопросам. Аудиторный анализ текста. Терминологическая база: время художественное, деталь, пространство художественное, символ, хронотоп. Задания для самостоятельной подготовки:
Задания для закрепления: 1) Найдите детали пространственно-временной организации в стихотворении В.В. Набокова «На качелях». Какие из них представлены более развёрнуто? Почему? Литература: 1) Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. - М., 1975, с. 234 - 236, 373 - 384, 391 - 402, 406. 2) Есин А.Б. Время и пространство // Введение в литературоведение. М., 2000. С. 47-62. 3) Литературная энциклопедия терминов и понятий. М., 2003. 4) Роднянская И. Художественное время и художественное пространство// Литературный энциклопедический словарь. - М., 1987, с. 487 - 489. 5) Эко У. Шесть прогулок в литературных лесах. Спб., 2002. С. 91-137. Практическое занятие № 4. (4 ч.). Тема: Сюжет и фабула художественного текста. Содержание занятия: Понятия сюжета, фабулы, мотива, события. Естественная последовательность и авторское распределение событий в литературном произведении. Принципы сюжетосложения. Форма проведения : Разбор теоретических вопросов. Подготовка сообщений. Аудиторный анализ текста. Терминологическая база: мотив, событие, сюжет, фабула, нарратив, внесюжетные элементы. Задания для самостоятельной подготовки: 1) Повторите значения терминов сюжет и фабула в современном литературоведении. 2) Вспомните основные концепции сюжета (А.Н. Веселовский, формалисты, В. Поспелов). 3) Что Ю.М. Лотман называл «событием» в художественном тексте? 4) Дайте характеристику понятию «мотив». 5) Проанализируйте рассказ А.П. Чехова «Человек в футляре», опираясь на предложенные ниже задания: · 1. Назовите события, ложащиеся в основу повествования. Аргументируйте свой ответ. Какие семантические границы пересекают персонажи в момент события? · 2. Выделите фабульную основу рассказа. Соблюдена ли в рассказе естественная хронология событий? · 3. Сколько фабульных линий в этом рассказе? Аргументируйте свой ответ, используя текст рассказа. · Сколько сюжетных линий в рассказе? Аргументируйте свой ответ. · Назовите мотивы, встречающиеся в тексте. Какие из них вы отнесёте к числу сюжетообразующих? Докажите, опираясь на текст рассказа. Задания для закрепления: 1) Выделите фабулу и сюжет в рассказе В.Ф. Одоевского «Новый год». О каких событиях идёт речь? 2) Охарактеризуйте авторское распределение событий. 3) Найдите внесюжетные элементы в рассказах «Человек в футляре» и «Новый год». Литература:
1) Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. - М., - М., 1975, с. 234 - 236, 373 - 384, 391 - 402, 406. 2) Веселовский А. Н. Историческая поэтика. - М.,1989, с. 300 - 307. 3) Кожинов В. В. Сюжет. Фабула. Композиция // Теория литературы. Основные проблемы историческом освещении. - М., 1964. 4) Лотман Ю. М. Структура художественного текста // Лотман Ю. М. Об искусстве. - Спб.,1998, с. 210 - 245. |