Реферат: Е. Л. Дра-чева, Ю. В. Забаев, Д. К. Исмаев и др.; под ред. И. А. Рябовой, Ю. В. Забаева, Е. Л. Драчевой. 2-е изд., стер. М. Кнорус, 2005. 576 с
Название: Е. Л. Дра-чева, Ю. В. Забаев, Д. К. Исмаев и др.; под ред. И. А. Рябовой, Ю. В. Забаева, Е. Л. Драчевой. 2-е изд., стер. М. Кнорус, 2005. 576 с Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат |
Экономика и организация туризма. Международный туризм / Е.Л. Дра-чева, Ю.В. Забаев, Д.К. Исмаев и др.; под ред. И.А. Рябовой, Ю.В. Забаева, Е.Л. Драчевой. — 2-е изд., стер. — М. : КНОРУС, 2005. — 576 с. Всесторонне рассматривается международный туризм как феномен и индустрия, в частности, его виды и факторы, влияющие на туристские потоки. Подробно анали зируются составляющие индустрии международного туризма: предприятия разме щения и питания, транспорт, туроператоры и агенты и др. Излагаются принципы экономики, менеджмента и маркетинга туризма. Описываются понятия и разновидности туристского рынка и механизмы его регулирования. Обобщен опыт практической и преподавательской работы, руководства дипломниками и аспирантами в Московской академии туристского и гостинично-ресторанного бизнеса (МАТГР), МГУ им. М.В. Ломоносова, Финансовой академии при Правительстве РФ, Международном институте гостиничного менеджмента и туризма и в других вузах. Приводятся многочисленные практические примеры. Для лучшего усвоения материала к каждой главе даны контрольные вопросы. Для студентов, аспирантов и преподавателей кузов, слушателей системы послевузовского образования, а также работников отрасли, федеральных и региональных органов управления туризмом. СОДЕРЖАНИЕ Введение................................................................................................. 9 1. Основные понятия международного туризма как системы............. 12 1.1.Системный подход к определению туризма.................................... 12 1.2.Категории туризма........................................................................... 16 1.3.Субъекты международного туризма.............................................. 20 1.4.Туристские потребности: мотивы и цели путешествий.................. 22 1.5.Классификация международного туризма..................................... 30 1.5.1.Классификация по типу предложения.......................................... 31 1.5.2.Классификация по способу организации поездки....................... 32 1.5.3.Классификация по цели путешествия........................................... 33 1.5.4.Классификация по способу передвижения................................... 37 Контрольные вопросы........................................................................... 38 Литература............................................................................................. 39 2. Международный туризм как социально-экономическое явление.. 40 2.1.Современное состояние туризма..................................................... 40 2.2.Туризм и развитие регионов........................................................... 43 2.3.Значение международного туризма................................................ 45 2.4.Социально-экономическая роль туризма....................................... 46 2.5.Факторы, определяющие развитие международного туризма........... 48 2.6.Международный туризм и занятость населения............................ 56 2.7.Тенденции развития современного туризма................................... 64 Контрольные вопросы........................................................................... 70 Литература............................................................................................. 70 3. Международное сотрудничество в области туризма....................... 71 3.1.Цели и задачи сотрудничества в области туризма......................... 72 3.2.Двустороннее сотрудничество........................................................ 72 3.3.Многостороннее сотрудничество.................................................... 73 3.4.Основные международные туристские организации..................... 77 Контрольные вопросы........................................................................... 82 Литература............................................................................................. 83 4. Рынок международного туризма...................................................... 84 4.1. Особенности рынка международного туризма............................. 84 4-2. Мировой и региональные рынки международного туризма....... 90 4.3. Методы изучения туристского спроса........................................... 92 4.3.1. Факторы туристского спроса...................................................... 93 4.3.2. Методы прогнозирования туристского спроса.......................... 93 4.33. Качественные подходы в туристских исследованиях.................. 94 4.4. Методы сегментации спроса на туристские услуги....................... 97 4.4.1.Мотивация путешественников...................................................... 101 4.4.2.Психологические детерминанты спроса............................................102 Контрольные вопросы........................................................................... 103 Литература............................................................................................. 104 5. География международного туризма............................................... 105 5.1. Географические факторы развития международного туризма.....105 5.1.1.Физико-географические факторы................................................. 105 5.1.2.Экономико-географические факторы.......................................... 110 5.2.География мировых туристских потоков....................................... 111 5.3.География некоторых видов международного туризма................ 115 5.3.1.Туризм с целью отдыха и развлечений....................................... 115 5.3.1.1.Спортивные мероприятия......................................................... 126 5.3.1.2.Горнолыжный туризм............................................................... 128 5.3.2.Деловой туризм............................................................................. 132 5.3.2.1.Конгрессно-выставочный туризм............................................. 135 5.3.2.2.Инсентив-туризм........................................................................ 137 5.3.3. Лечебно-оздоровительный туризм........................................ 140 5.3.3.1.Понятие лечебно-оздоровительного туризма.......................... 140 5.3.3.2.Основные типы курортов.......................................................... 142 5.3.4.Религиозный туризм..................................................................... 154 Контрольные вопросы........................................................................... 162 Литература............................................................................................. 162 6. Международный туризм как индустрия........................................... 163 6.1.Структура индустрии международного туризма.......................... 164 6.2.Стандартная международная классификация средств размещения............................................................................... 175 6.2.1.Обзор систем классификации средств размещения туристов...........175 6.2.2.Межрегиональная гармонизация критериев гостиничной классификации.................................................................. 182 6.3.Классификация предприятий питания............................................ 196 6.4.Информационно-экскурсионное обслуживание в сфере международного туризма........................................................ 202 6.4.1.Состояние системы информационно-экскурсионного 6.4.2.Методика информационно-экскурсионной работы..........................212 6.4.3.Композиция экскурсии........................................................................219 6.5.Транспортные средства в международном туризме...................... 221 6.5.1.Туризм и транспортные системы................................................. 221 6.5.2.Автобусный и автотранспортный туризм...........................................235 6.5.3.Железнодорожный транспорт..............................................................240 6.5.4.Воздушный транспорт.................................................................. 244 6.5.5.Водный транспорт................................................................................248 6.6. Индустрия развлечений.................................................................. 251 Контрольные вопросы.................................................................................255 Литература...................................................................................................256 7. Организация туристских путешествий.............................................. 257 7.1. Роль и место туристских фирм в организации туристских поездок............................................................................................................257 7.2.Агентское соглашение...................................................................... 261 7.3.Особенности организации российскими туроператорами 7.4.Налаживание партнерских отношений с иностранными турфирмами...................................................................................................264 7.5.Основные функции российского туроператора по направлению..............................................................................................266 7.6.Основные функции российского туроператора по приему...................269 7.7.Функции и технология работы туристских агентств.............................272 Контрольные вопросы..................................................................................274 Литература.....................................................................................................275 8. Государственное и общественное регулирование 8.1.Сущность, структура и инструменты государственного 8.2.Механизмы поддержки развития международного туризма ..............280 8.3.Правовое регулирование международной туристской 8.4.Сертификация в международном туризме..................................... 285 8.5.Стандартизация в международном туризме.................................. 289 8.6.Лицензирование как форма государственного 8.7.Налоговое регулирование международной туристской деятельности....................................................................... 295 8.8. Туристская политика государства............................................... 299 8.8.1.Сущность туристской политики................................................... 299 8.8.2.Инвестиционная политика в отношении международного туризма300 8.8.3.Зарубежный опыт регулирования кадровой политики в международном туризме.................................................................... 302 8.8.4. Зарубежный опыт проведения экологической политики......... 304 8.9.Правовая основа туристского бизнеса в разных странах.....................308 8.10. Общественные объединения в туризме........................................ 312 8.10.1. Международные неправительственные организации......................313 8.10.2. Международные региональные организации...................................315 8.10.3. Международные молодежные и профсоюзные организации.......316 8.10.4.Национальные ассоциации туристских агентств....................... 316 Контрольные вопросы........................................................................... 316 Литература............................................................................................. 317 9. Туристские формальности................................................................. 318 9.1.Виды формальностей в международном туризме.......................... 318 9.2.Полицейские формальности............................................................ 324 9.3.Паспортные формальности............................................................. 326 9.4.Визовые формальности................................................................... 330 9.5.Таможенные формальности и валютный контроль........................ 336 9.6.Медико-санитарные формальности................................................ 341 9.7.Формальности безопасности в международном туризме.............. 343 9.8.Страхование в туризме.................................................................... 351 9.8.1.Медицинское страхование туристов............................................ 360 9.8.2.Имущественное страхование в туризме....................................... 367 9.8.3.Страхование гражданской ответственности в туризме............... 369 Контрольные вопросы........................................................................... 376 Литература............................................................................................. 376 10.Туристские ресурсы.......................................................................... 377 10.1.Определение и сущность туристских ресурсов............................ 377 10.2.Подходы к классификации туристских ресурсов......................... 378 10.3.Характеристика природных ресурсов.......................................... 381 10.4.Культурно-исторические ресурсы................................................ 384 10.5.Социально-экономические ресурсы ............................................. 385 10.6.Информационные туристские ресурсы......................................... 386 Контрольные вопросы........................................................................... 387 Литература............................................................................................. 387 11.Методология статистики международного туризма........................ 388 11.1.История вопроса............................................................................ 389 11.2.Концепция статистики международного туризма......................... 392 11.3.Основные единицы туризма........................................................... 395 11.4.Классификация спроса в статистике туризма................................ 397 77.1.Статистика туристских потоков.................................................... 400 11.1.Статистика туристских доходов и расходов................................ 405 11.2.Классификация предложения в международном туризме............ 409 11.3.Организация и методы статистического учета в международном туризме.................................................................... 409 Контрольные вопросы........................................................................... 416 Литература............................................................................................. 417 12.Основы экономики международного туризма................................. 418 12.1.Принципы и проблемы экономики туризма................................. 418 12.2.Лимитирующие факторы туризма................................................ 422 12.3.Затраты в туризме.................................................................................422 12.4.Туристский продукт....................................................................... 427 12.5.Туристское потребление................................................................ 433 12.6.Туристский экспорт и импорт....................................................... 436 12.7.Инвестиции в туризм..................................................................... 437 12.8.Коэффициент дохода от туризма (мультипликатор).................... 438 Контрольные вопросы........................................................................... 442 Литература............................................................................................. 443 13.Основы менеджмента в международном туризме........................... 444 13.1.Специфика менеджмента в туризме.............................................. 444 13.2.Понятие и сущность менеджмента в туризме............................... 456 13.3.Структура, направления и виды менеджмента в туризме.................457 13.4.Функции менеджмента в туризме.................................................. 464 13.5.Внешняя и внутренняя среда в туризме....................................... 465 13.6.SWOT-анализ в туризме................................................................ 470 Контрольные вопросы........................................................................... 473 Литература............................................................................................. 473 14.Основы маркетинга в международном туризме.............................. 474 14.1.Концепция маркетинга международного туризма..............................475 14.2.Анализ рынка международного туризма.............................................477 14.2.1.Маркетинговая информационная система.........................................478 14.2.2.Определение проблем и постановка целей исследования................480 14.2.3.Сбытовые территории................................................................ 480 14.2.4.Сегментация туристского спроса............................................... 481 14.2.5.Внешняя и внутренняя среда...................................................... 484 14.3.Маркетинговое планирование.............................................................485 14.4.Разработка нового туристского продукта...........................................486 14.4.1.Маршрут путешествия......................................................................488 14.4.2.Структура услуг...................................................................................489 14.4.3.Качество услуг....................................................................................489 14.4.4.Жизненный цикл турпродукта..........................................................491 14.5.Цены на туристские услуги..................................................................493 14.5.1.Основные ценообразующие факторы..............................................494 14.5.2.Политика цен на туристские услуги................................................496 14.6.Продвижение туристского продукта на рынке...................................497 14.6.1.Планирование продвижения турпродукта на рынке.........................498 14.6.2.Выбор каналов продвижения и рекламоносителей..........................500 14.6.3.Составление рекламного обращения .. ..........................................503 14.6.4.Исполнение и оценка эффективности рекламы................................505 14.7.Каналы распределения и сбыта турпродукта......................................506 '4.7.1. Выбор каналов распределения и сбыта турпродукта........................506 14.7.2. Значение материальной базы турагентства для сбыта турпродукта.......................................................................... 509 14.8.Внутренний маркетинг.................................................................. 510 14.9. Маркетинговый контроль............................................................. 511 Контрольные вопросы........................................................................... 512 Литература............................................................................................. 514 15. Информационные технологии в международном туризме............ 515 15.1.Сущность информации и виды информационных 15.2.Предпосылки возникновения и эволюция компьютерных систем бронирования................................................... 523 15.2.1.Современное состояние системы «Amadeus»............................ 527 15.2.2.Новые возможности системы «Galileo»..................................... 533 15.2.3.Интеграция глобальных дистрибьюторских систем в Интернет ............................................................................................. 537 15.3. Интернет-технологии в туристском менеджменте..................... 542 15.3.1.Элементы и свойства туристских сайтов.................................... 547 15.3.2.Основные зарубежные туристские сайты 15.4. Системы управления знаниями.................................................. 560 Контрольные вопросы........................................................................... 564 Задания................................................................................................... 565 Литература............................................................................................. 565 |