Реферат: Е. Л. Дра-чева, Ю. В. Забаев, Д. К. Исмаев и др.; под ред. И. А. Рябовой, Ю. В. Забаева, Е. Л. Драчевой. 2-е изд., стер. М. Кнорус, 2005. 576 с

Название: Е. Л. Дра-чева, Ю. В. Забаев, Д. К. Исмаев и др.; под ред. И. А. Рябовой, Ю. В. Забаева, Е. Л. Драчевой. 2-е изд., стер. М. Кнорус, 2005. 576 с
Раздел: Остальные рефераты
Тип: реферат

Экономика и организация туризма. Международный туризм / Е.Л. Дра-чева, Ю.В. Забаев, Д.К. Исмаев и др.; под ред. И.А. Рябовой, Ю.В. Забаева, Е.Л. Драчевой. — 2-е изд., стер. — М. : КНОРУС, 2005. — 576 с.

Всесторонне рассматривается международный туризм как феномен и индустрия, в частности, его виды и факторы, влияющие на туристские потоки. Подробно анали­ зируются составляющие индустрии международного туризма: предприятия разме­ щения и питания, транспорт, туроператоры и агенты и др. Излагаются принципы экономики, менеджмента и маркетинга туризма. Описываются понятия и разновид­ности туристского рынка и механизмы его регулирования.

Обобщен опыт практической и преподавательской работы, руководства диплом­никами и аспирантами в Московской академии туристского и гостинично-ресторанного бизнеса (МАТГР), МГУ им. М.В. Ломоносова, Финансовой академии при Пра­вительстве РФ, Международном институте гостиничного менеджмента и туризма и в других вузах. Приводятся многочисленные практические примеры. Для лучшего усвоения материала к каждой главе даны контрольные вопросы.

Для студентов, аспирантов и преподавателей кузов, слушателей системы после­вузовского образования, а также работников отрасли, федеральных и региональ­ных органов управления туризмом.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение................................................................................................. 9

1. Основные понятия международного туризма как системы............. 12

1.1.Системный подход к определению туризма.................................... 12

1.2.Категории туризма........................................................................... 16

1.3.Субъекты международного туризма.............................................. 20

1.4.Туристские потребности: мотивы и цели путешествий.................. 22

1.5.Классификация международного туризма..................................... 30

1.5.1.Классификация по типу предложения.......................................... 31

1.5.2.Классификация по способу организации поездки....................... 32

1.5.3.Классификация по цели путешествия........................................... 33

1.5.4.Классификация по способу передвижения................................... 37

Контрольные вопросы........................................................................... 38

Литература............................................................................................. 39

2. Международный туризм как социально-экономическое явление.. 40

2.1.Современное состояние туризма..................................................... 40

2.2.Туризм и развитие регионов........................................................... 43

2.3.Значение международного туризма................................................ 45

2.4.Социально-экономическая роль туризма....................................... 46

2.5.Факторы, определяющие развитие международного туризма........... 48

2.6.Международный туризм и занятость населения............................ 56

2.7.Тенденции развития современного туризма................................... 64

Контрольные вопросы........................................................................... 70

Литература............................................................................................. 70

3. Международное сотрудничество в области туризма....................... 71

3.1.Цели и задачи сотрудничества в области туризма......................... 72

3.2.Двустороннее сотрудничество........................................................ 72

3.3.Многостороннее сотрудничество.................................................... 73

3.4.Основные международные туристские организации..................... 77

Контрольные вопросы........................................................................... 82

Литература............................................................................................. 83

4. Рынок международного туризма...................................................... 84

4.1. Особенности рынка международного туризма............................. 84

4-2. Мировой и региональные рынки международного туризма....... 90

4.3. Методы изучения туристского спроса........................................... 92

4.3.1. Факторы туристского спроса...................................................... 93

4.3.2. Методы прогнозирования туристского спроса.......................... 93

4.33. Качественные подходы в туристских исследованиях.................. 94

4.4. Методы сегментации спроса на туристские услуги....................... 97

4.4.1.Мотивация путешественников...................................................... 101

4.4.2.Психологические детерминанты спроса............................................102

Контрольные вопросы........................................................................... 103

Литература............................................................................................. 104

5. География международного туризма............................................... 105

5.1. Географические факторы развития международного туризма.....105

5.1.1.Физико-географические факторы................................................. 105

5.1.2.Экономико-географические факторы.......................................... 110

5.2.География мировых туристских потоков....................................... 111

5.3.География некоторых видов международного туризма................ 115

5.3.1.Туризм с целью отдыха и развлечений....................................... 115

5.3.1.1.Спортивные мероприятия......................................................... 126

5.3.1.2.Горнолыжный туризм............................................................... 128

5.3.2.Деловой туризм............................................................................. 132

5.3.2.1.Конгрессно-выставочный туризм............................................. 135

5.3.2.2.Инсентив-туризм........................................................................ 137

5.3.3. Лечебно-оздоровительный туризм........................................ 140

5.3.3.1.Понятие лечебно-оздоровительного туризма.......................... 140

5.3.3.2.Основные типы курортов.......................................................... 142

5.3.4.Религиозный туризм..................................................................... 154

Контрольные вопросы........................................................................... 162

Литература............................................................................................. 162

6. Международный туризм как индустрия........................................... 163

6.1.Структура индустрии международного туризма.......................... 164

6.2.Стандартная международная классификация

средств размещения............................................................................... 175

6.2.1.Обзор систем классификации средств размещения туристов...........175

6.2.2.Межрегиональная гармонизация критериев

гостиничной классификации.................................................................. 182

6.3.Классификация предприятий питания............................................ 196

6.4.Информационно-экскурсионное обслуживание

в сфере международного туризма........................................................ 202

6.4.1.Состояние системы информационно-экскурсионного
обслуживания..................................................................................... 202

6.4.2.Методика информационно-экскурсионной работы..........................212

6.4.3.Композиция экскурсии........................................................................219

6.5.Транспортные средства в международном туризме...................... 221

6.5.1.Туризм и транспортные системы................................................. 221

6.5.2.Автобусный и автотранспортный туризм...........................................235

6.5.3.Железнодорожный транспорт..............................................................240

6.5.4.Воздушный транспорт.................................................................. 244

6.5.5.Водный транспорт................................................................................248

6.6. Индустрия развлечений.................................................................. 251

Контрольные вопросы.................................................................................255

Литература...................................................................................................256

7. Организация туристских путешествий.............................................. 257

7.1. Роль и место туристских фирм в организации туристских

поездок............................................................................................................257

7.2.Агентское соглашение...................................................................... 261

7.3.Особенности организации российскими туроператорами
международных туров.............................................................................263

7.4.Налаживание партнерских отношений с иностранными турфирмами...................................................................................................264

7.5.Основные функции российского туроператора

по направлению..............................................................................................266

7.6.Основные функции российского туроператора по приему...................269

7.7.Функции и технология работы туристских агентств.............................272

Контрольные вопросы..................................................................................274

Литература.....................................................................................................275

8. Государственное и общественное регулирование
международной туристской деятельности...............................................276

8.1.Сущность, структура и инструменты государственного
регулирования туризма..................................................................... 277

8.2.Механизмы поддержки развития международного туризма ..............280

8.3.Правовое регулирование международной туристской
деятельности в разных странах......................................................... 283

8.4.Сертификация в международном туризме..................................... 285

8.5.Стандартизация в международном туризме.................................. 289

8.6.Лицензирование как форма государственного
регулирования туризма..................................................................... 291

8.7.Налоговое регулирование международной

туристской деятельности....................................................................... 295

8.8. Туристская политика государства............................................... 299

8.8.1.Сущность туристской политики................................................... 299

8.8.2.Инвестиционная политика в отношении международного туризма300

8.8.3.Зарубежный опыт регулирования кадровой политики

в международном туризме.................................................................... 302

8.8.4. Зарубежный опыт проведения экологической политики......... 304

8.9.Правовая основа туристского бизнеса в разных странах.....................308

8.10. Общественные объединения в туризме........................................ 312

8.10.1. Международные неправительственные организации......................313

8.10.2. Международные региональные организации...................................315

8.10.3. Международные молодежные и профсоюзные организации.......316

8.10.4.Национальные ассоциации туристских агентств....................... 316

Контрольные вопросы........................................................................... 316

Литература............................................................................................. 317

9. Туристские формальности................................................................. 318

9.1.Виды формальностей в международном туризме.......................... 318

9.2.Полицейские формальности............................................................ 324

9.3.Паспортные формальности............................................................. 326

9.4.Визовые формальности................................................................... 330

9.5.Таможенные формальности и валютный контроль........................ 336

9.6.Медико-санитарные формальности................................................ 341

9.7.Формальности безопасности в международном туризме.............. 343

9.8.Страхование в туризме.................................................................... 351

9.8.1.Медицинское страхование туристов............................................ 360

9.8.2.Имущественное страхование в туризме....................................... 367

9.8.3.Страхование гражданской ответственности в туризме............... 369

Контрольные вопросы........................................................................... 376

Литература............................................................................................. 376

10.Туристские ресурсы.......................................................................... 377

10.1.Определение и сущность туристских ресурсов............................ 377

10.2.Подходы к классификации туристских ресурсов......................... 378

10.3.Характеристика природных ресурсов.......................................... 381

10.4.Культурно-исторические ресурсы................................................ 384

10.5.Социально-экономические ресурсы ............................................. 385

10.6.Информационные туристские ресурсы......................................... 386

Контрольные вопросы........................................................................... 387

Литература............................................................................................. 387

11.Методология статистики международного туризма........................ 388

11.1.История вопроса............................................................................ 389

11.2.Концепция статистики международного туризма......................... 392

11.3.Основные единицы туризма........................................................... 395

11.4.Классификация спроса в статистике туризма................................ 397

77.1.Статистика туристских потоков.................................................... 400

11.1.Статистика туристских доходов и расходов................................ 405

11.2.Классификация предложения в международном туризме............ 409

11.3.Организация и методы статистического учета

в международном туризме.................................................................... 409

Контрольные вопросы........................................................................... 416

Литература............................................................................................. 417

12.Основы экономики международного туризма................................. 418

12.1.Принципы и проблемы экономики туризма................................. 418

12.2.Лимитирующие факторы туризма................................................ 422

12.3.Затраты в туризме.................................................................................422

12.4.Туристский продукт....................................................................... 427

12.5.Туристское потребление................................................................ 433

12.6.Туристский экспорт и импорт....................................................... 436

12.7.Инвестиции в туризм..................................................................... 437

12.8.Коэффициент дохода от туризма (мультипликатор).................... 438

Контрольные вопросы........................................................................... 442

Литература............................................................................................. 443

13.Основы менеджмента в международном туризме........................... 444

13.1.Специфика менеджмента в туризме.............................................. 444

13.2.Понятие и сущность менеджмента в туризме............................... 456

13.3.Структура, направления и виды менеджмента в туризме.................457

13.4.Функции менеджмента в туризме.................................................. 464

13.5.Внешняя и внутренняя среда в туризме....................................... 465

13.6.SWOT-анализ в туризме................................................................ 470

Контрольные вопросы........................................................................... 473

Литература............................................................................................. 473

14.Основы маркетинга в международном туризме.............................. 474

14.1.Концепция маркетинга международного туризма..............................475

14.2.Анализ рынка международного туризма.............................................477

14.2.1.Маркетинговая информационная система.........................................478

14.2.2.Определение проблем и постановка целей исследования................480

14.2.3.Сбытовые территории................................................................ 480

14.2.4.Сегментация туристского спроса............................................... 481

14.2.5.Внешняя и внутренняя среда...................................................... 484

14.3.Маркетинговое планирование.............................................................485

14.4.Разработка нового туристского продукта...........................................486

14.4.1.Маршрут путешествия......................................................................488

14.4.2.Структура услуг...................................................................................489

14.4.3.Качество услуг....................................................................................489

14.4.4.Жизненный цикл турпродукта..........................................................491

14.5.Цены на туристские услуги..................................................................493

14.5.1.Основные ценообразующие факторы..............................................494

14.5.2.Политика цен на туристские услуги................................................496

14.6.Продвижение туристского продукта на рынке...................................497

14.6.1.Планирование продвижения турпродукта на рынке.........................498

14.6.2.Выбор каналов продвижения и рекламоносителей..........................500

14.6.3.Составление рекламного обращения .. ..........................................503

14.6.4.Исполнение и оценка эффективности рекламы................................505

14.7.Каналы распределения и сбыта турпродукта......................................506

'4.7.1. Выбор каналов распределения и сбыта турпродукта........................506

14.7.2. Значение материальной базы турагентства

для сбыта турпродукта.......................................................................... 509

14.8.Внутренний маркетинг.................................................................. 510

14.9. Маркетинговый контроль............................................................. 511

Контрольные вопросы........................................................................... 512

Литература............................................................................................. 514

15. Информационные технологии в международном туризме............ 515

15.1.Сущность информации и виды информационных
технологий в туризме......................................................................... 516

15.2.Предпосылки возникновения и эволюция

компьютерных систем бронирования................................................... 523

15.2.1.Современное состояние системы «Amadeus»............................ 527

15.2.2.Новые возможности системы «Galileo»..................................... 533

15.2.3.Интеграция глобальных дистрибьюторских систем

в Интернет ............................................................................................. 537

15.3. Интернет-технологии в туристском менеджменте..................... 542

15.3.1.Элементы и свойства туристских сайтов.................................... 547

15.3.2.Основные зарубежные туристские сайты
онлайн-бронирования........................................................................ 550

15.4. Системы управления знаниями.................................................. 560

Контрольные вопросы........................................................................... 564

Задания................................................................................................... 565

Литература............................................................................................. 565