Реферат: 2 Индивидуально-групповой компонент. 2
Название: 2 Индивидуально-групповой компонент. 2 Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат | |||
Воспитательная система «Здоровей-ка» Шелестова Светлана Николаевна учитель начальных классов МОУ «СОШ №1»пгт. Пойковский Содержание 1. Введение. 1.1. База создания воспитательной системы. 1.2. Проблемы. Противоречия. 2. Воспитательная система класса. 2.1. Индивидуально-групповой компонент. 2.2. Ценностно-ориентационный компонент. · Цель, задачи. · Идеальная цель. · Модель выпускника. · Принципы, положенные в основу воспитательной системы. 2.3. Функционально-деятельностный компонент. · Системообразующий вид деятельности. · Формы и методы организации совместной деятельности и общения. · Основные функции воспитательной системы. · Организация самоуправления в классе. Законы класса. 2.4. Пространственно-временной компонент. · Место и роль класса в воспитательном пространстве образовательного учреждения. · Этапы становления и развития воспитательной системы. 2.5. Диагностико-аналитический компонент. · Критерии эффективности воспитательной системы. · Ожидаемые результаты. · Методы и приемы изучения результативности воспитательной системы. 3. Заключение 1. Введение Кредо «Компетентный учитель – здоровый ученик» Длительное время приоритет в образовательной школе отдавался процессу обучения. Сегодня, как никогда, остро встал вопрос о воспитании школьников, так как именно воспитание вводит ребенка в процесс социализации в обществе. В педагогической среде значительно возрос интерес к использованию системного подхода в обучении и воспитании школьников. Здоровье человека - актуальная тема для разговора во все времена. Как воспитание нравственности и патриотизма, так и воспитание уважительного отношения к своему здоровью необходимо начинать с раннего детства. По мнению специалистов-медиков, 75% всех болезней человека заложено в детские годы. Почему так происходит? Видимо, дело в том, что взрослые ошибочно считают, что для детей самое важное - это хорошо учиться. А можно ли хорошо учиться, если у тебя кружится голова, если организм ослаблен болезнями и леностью, если он не умеет бороться с недугом. 1.1.База создания воспитательной системы: класса МОУ «СОШ №1» пгт Пойковский расположена в самом большом и оживленном микрорайоне. Воспитательная система школы разрабатывалась и корректировалась в течение многих лет, исходя из запросов меняющегося общества, условий внешней и внутренней среды, а так же в соответствии с государственными документами, в которых определена стратегия развития образования: Закон РФ «Об образовании» Программа «Дети России» Концепция модернизации Российского образования до 2010 г. Программа «Дети Югры» Программа «Образование и здоровье» Системообразующим основанием воспитательной системы школы является детская организация РУМИД функционирующая с2001г. Создание воспитательной системы класса обусловлено требованием времени, социально-психологической ситуацией. Основополагающими при создании системы стали работы: Воспитательная система класса школы; Программа воспитания Н.Е. Щурковой; Психовозрастные особенности периодизации Л.С. Выготского; Ступени развития личности (основа воспитательной системы школы). 1.2.Проблемы и противоречия Проблемы. Противоречия. государство и общество выступают за развитие личности, сохранение творческой индивидуальности; большое внимание уделяется социализации личности, профессиональной ориентации; в государственных документах обсуждаются вопросы экологии, не только как проблемы экологической, но и нравственной. Мы хотим быть здоровыми активность, инициатива ребенка по отношению к своему собственному здоровью практически остается невостребованной; взрослые ошибочно считают, что для детей самое важное - это хорошо учиться; в обществе упал престиж образования; у большей части молодежи не сформирована ответственность за сохранение здоровья и свою судьбу; наблюдается значительное падение уровня досуговой культу 2. Воспитательная система класса 2.1. Индивидуально-групповой компонент Состоит из нескольких элементов: классный руководитель; учащиеся класса; родители учащихся; взрослые, участвующие в воспитательном процессе (социум). Приложение: 1. Характеристика классного коллектива. 2. 2.Социальный паспорт класса. 3. Мониторинг заболеваемости учащихся. 2.2. Ценностно-ориентационный компонент. Идеальная цель: Воспитать физически и психически здоровую личность, способную строить жизнь, достойную человека. Цель - создание условий для максимального разностороннего развития личности каждого ученика и подготовка к самореализации в жизни с сознательным выбором здорового образа жизни. Задачи: формирование и развитие коллектива класса; создание благоприятных психолого-педагогических условий для развития личности, самоутверждения каждого учащегося, сохранение неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей; гуманизация отношений между учащимися и педагогами, учащимися и родителями, родителями и педагогами; формирование нравственных смыслов и духовных ориентиров; организация социально-значимой творческой деятельности учащихся. Модель выпускника Любящий свою Родину. Не разделяющий мир на «своих» и «чужих», уважающий историю и культуру каждого народа. Здоровый ребенок, обладающий физическим, психическим и духовным здоровьем: владеющий представлениями о здоровье и ЗОЖ, о значении гигиенических процедур, физических упражнений как деятельности, имеющей представления об охране органов чувств, о правилах поведения в обществе, способный к осуществлению физкультурно-оздоровительной деятельности, владеющий навыками отдыха и социальной безопасности. Активно познающий мир, умеющий учиться, способный к организации своей деятельности, готовый к преодолению трудностей. Уважающий и принимающий ценности семьи и общества. Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, уважающий свое и чужое мнение, принимающий решения с учетом позиций всех участников, умеющий дружить и сотрудничать. Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки. Ориентированный в событиях, происходящих в мире, стране, своем городе, школе Принципы, положенные в основу воспитательной системы. 1. Принцип ценности личности. Любить+понимать+принимать+помогать. 2. Принцип успешности и творчества . Благодаря творчеству ребенок выявляет свои способности. Успех помогает раскрытию потенциала. 3. Принцип демократизма. Учит интересам воспитанников, поощрение и поддержка самоуправления. 4. Принцип психологического комфорта. Позитивное самочувствие в школе, в классе человека, каждого ребенка, взрослого. Снятие стрессообразующих факторов учебного процесса. 5. Принцип самоактуальности. Побудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию своих природных и социально-приобретенных возможностей. 6. Принцип доверия и поддержки . Вера в ребенка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению. 7. Принцип дифференцированного подхода . Возраст, определенный период развития, знание особенностей каждого определяется его местом в общем цикле развития и в котором общие законы развития находят всякий раз качественно своеобразное выражение. Каждый возраст является ответственным за определенные психологические образования, которые служат опорой, базой для последующего развития. 2.3. Функционально – деятельностный компонент. Системообразующие ценности. Здоровье - главное условие человеческой жизни. За основу взята программа В.Н.Косаткина, разрабатывается программа по здоровью «Я здоровье сберегу» Компетенции в воспитательной системе приобрели следующие направления. Теоретической основой выделения групп ключевых компетенций послужили сформулированные в отечественной психологии положения относительно того, что: человек есть субъект общения, познания, труда (Б.Г. Ананьев); человек проявляется в системе отношений к обществу, другим людям, к себе, к труду (В.Н. Мясищев) 1.Компетентности, относящиеся к самому себе как личности, как субъекту жизнедеятельности. 2.Компетентности, относящиеся к взаимодействию человека с другими людьми. 3.Компетентности, относящиеся к деятельности человека, проявляющиеся во всех ее типах и формах. 1. Компетенции, относящиеся к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения. Они суть: компетенции здоровьесбережения: знание и соблюдение норм здорового образа жизни, знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода; физическая культура человека, свобода и ответственность выбора образа жизни; компетенции ценностно-смысловой ориентации в Мире: ценности бытия, жизни; ценности культуры (живопись, литература, искусство, музыка) науки; производства; истории цивилизаций, собственной страны; религии; компетенции гражданственности: знания и соблюдение прав и обязанностей гражданина; свобода и ответственность, уверенность в себе, собственное достоинство, гражданский долг; знание и гордость за символы государства (герб, флаг, гимн); компетенции самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития, личностной и предметной рефлексии: смысл жизни; языковое и речевое развитие; овладение культурой родного языка. 2. Компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы компетенции социального взаимодействия: с обществом, коллективом, семьей, друзьями, конфликты и их погашение, сотрудничество, толерантность, уважение и принятие Другого (раса, национальность, религия, статус, роль, пол), социальная мобильность; компетенции в общении: устном, письменном, диалог, монолог, порождение и восприятие текста; знание и соблюдение традиций, ритуала, этикета; деловая переписка; коммуникативные задачи. 3. Компетенции, относящиеся к деятельности человека компетенция познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, проблемные ситуации — их создание и разрешение; продуктивное и репродуктивное познание, исследование, интеллектуальная деятельность; компетенции деятельности: игра, учение, труд; средства и способы деятельности: планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование, исследовательская деятельность, ориентация в разных видах деятельности; компетенции информационных технологий: прием, переработка, выдача информации; преобразование информации (чтение, конспектирование), компьютерная грамотность; владение электронной, Интернет-технологией. Эти компетенции, проявляясь в поведении, деятельности человека, становятся, как отмечалось нами выше, его личностными качествами, свойствами. Соответственно, они становятся компетентностями, которые характеризуются и мотивационными, и смысловыми, и отношенческими, и регуляторными составляющими. Функции воспитательной системы по отношению к ребенку: образовательная – направленная на формирование у детей целостной и научно-обоснованной картины мира; воспитательная – содействующая духовно-нравственному, физическому становлению личности школьника, его самореализации; защитная – связана с психологической защитой ребенка от негативных влияний среды; компенсирующая – предполагает создание дополнительных условий для развития творческих способностей детей, их самореализации а таких сферах деятельности, как познание, игра, общение; интегрирующая и корректирующая – заключается в том, что при соблюдении определенных условий класс может интегрировать и корректировать различные влияния, которые испытывает ребенок как в классе, так и вне его. Педагогическое обеспечение: аналитическая - изучение и анализ особенностей детей, уровня воспитанности ребенка, детского коллектива; прогностическая – предвидение результата намеченного, построение модели, определение ближних и дальних перспектив; коммуникативная – регулирование, содействие, установление, построение оптимальных взаимоотношений «учитель – ученик», «ученик – ученик», «учитель – родители», «родители – ученик»; организационно-координирующая - помощь и сотрудничество в планировании, обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей, с общественностью, развитие классного самоуправления с целью привития навыков самоорганизации, ответственности, готовности и умения принимать жизненные решения. Стимулирование творческой, исследовательской деятельности учащихся, защита прав и свобод воспитанника, ведение документации. Формы и методы организации совместной деятельности и общения. Циклы тематических классных часов. Книга рекордов класса. Летопись класса «Наш классный класс». Презентация класса «Богатырь» Игра – путешествие по нашей большой Родине. Защита проекта «Что нужно растениям для жизни?» Ролевая игра «Учимся дружить» Спортивные праздники «Папа, мама, я - спортивная семья» Творческие дела «Птичкам зимой надо помогать» Экскурсии. Встреча с интересным человеком. Портфолио учащихся и класса. Развитию и проявлению индивидуальности ребенка способствуют следующие формы и приемы: Тренинг саморазвития; Интервью. Вопросник. «Мозговой штурм». Листы достижений. Анкета «Я познаю себя»; Практикум «Правила поведения» (составление эталонов поведения для своего возраста); Практикум «Правила здорового человека»; Дневник здоровья. Схема построения ученического самоуправления. Законы класса: добра, правды, здоровья, заботы, уважения. Организация самоуправления в классе. Классный руководитель командир класса Классный коллектив, микрогруппы. (разделение происходит не по желанию, а в процессе или игры, или жеребьевки). Выбор командира путем голосования (открытого или закрытого). Командир назначает заместителей (актив класса). В классе создаются: группы творческих дел; санитары, физорги, библиотекари, цветоводы, редколлегия, ответственные за тетради. Актив – командиры групп. Планирование работы в классе, исходя из цели и задач, на котором этапе находится класс. 2.4. Пространственно-временной компонент. Место и роль класса в воспитательном пространстве школы. Воспитательная система имеет свою среду – жизненное пространство, в котором осуществляется совместная деятельности и общение членов классного коллектива, развиваются межличностные и деловые отношения, формируются индивидуальные и групповые ценностные ориентации: учебный кабинет; предметные кабинеты; спортивный зал; школьная библиотека; актовый зал; реакриации (игровые); столовая. Этапы становления и развития воспитательной системы. Условно можно выделить четыре этапа в становлении системы: I этап – проектирование системы – 1 кл. II этап – этап внедрения системы – 2 кл. III этап – этап стабильного функционирования системы-3кл IV этап – этап завершения функционирования и обобщение результатов работы – 4 кл. 2.5. Диагностико-аналитический компонент. Критерии эффективности воспитательной системы: мониторинг здоровья; воспитанность учащихся; защищенность и комфортность ребенка в классе; удовлетворенность учащихся и их родителей жизнедеятельностью в классе; сформированность классного коллектива до мерцающего маяка; имидж класса; проявление индивидуальности («лица») классной общности. отслеживание пропусков по болезням учащихся. Мониторинг здоровьесберегающей деятельности – это комплексное системное изучение состояния здоровья школьников, учебной и внеучебной нагрузки, а также анализ организации здоровьесберегающих технологий. Задачи мониторинга: Изучение и анализ учебной и внеучебной нагрузки школьников, их режима дня. Изучение и анализ состояния здоровья школьников 1-4-х классов. Мониторинг пропусков по болезни. Ожидаемые результаты. Выпускник начальной школы личность, способная делать выбор, ответственный выбор в нравственном и здоровьесберегающем самоопределении, знающая свой край; позитивно относящаяся к миру, к людям, с развитой мотивацией самоактуализации; способная к сотрудничеству и взаимодействию в коллективе. При подведении результатов можно оценить уровень ключевых компетенций у учащихся. культурной: обладающий знаниями в области своего здоровья сбережения. общекультурный уровень; знание исторических традиций, своеобразие родного края, страны, своей семьи. знание природных и экологических особенностей, проблем своего края; умение находить и оценивать возможности своего коллектива, находить пути его развития; социальной - участие в социально значимой деятельности. организаторской – участие в организации исследовательской, познавательной деятельности; организация общественных и классных дел. коммуникативной - владение навыками культуры общения, способность к творчеству, умение выстраивать диалог в разнообразных ситуациях. способность к самосовершенствованию - знание своих достоинств и недостатков, умение разрабатывать программу личного роста. Методы и приемы улучшения результативности воспитательной системы с детьми: методика Шиловой «Изучение воспитанности учащихся»; тесты Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте», А.А. Андреевой «Удовлетворенность школьной жизнью»; анкеты «Я и мой класс», «Я и моя школа», «Удовлетворенность школьной жизнью»; конкурс идей и проектов: «Класс, в котором я хотел бы учиться», «Школа будущего» игры «Лидер», «Морские командные учения» (межличностные отношения); сочинения; недописанный тезис: «Сегодня я узнал…», «Хороший класс – это…», «Самое интересное дело – это…»; альтернативный тезис: «Смотреть телевизор или…»; анкетирование родителей, интервьюирование: собеседование; наблюдение; рефлексия. 3. Заключение. В процессе формирования личности воспитание играет важную роль, именно через воспитательный процесс в сознание и поведение человека включаются основные нравственные и культурные ценности, которыми руководствуется общество в своей жизнедеятельности. Поэтому от эффективности системы воспитания зависит, в конечном счете, состояние общественного сознания и общественной жизни.
Творческий день детей и родителей. Конкурс будущих хозяюшек. Коллективные дела. Пожелания друзьям. Список использованной литературы: 1. Системное управление инновационными процессами в общеобразовательной школе. Дисс. О.И.- канд. пед. наук. М., 2006. 3. Лузан С.А. Различие систем ценностей и ценностных ориентаций социальных субъектов как источник конфликтов. Дисс... канд. социол. наук. М., 2003. 4. Новикова Л.И. Воспитательная система школы: исходные позиции // Сов. педагогика. 1991. № 11. 5. Поляков С.Д. Основы теории инновационных процессов в сфере воспитания. Диссертация доктора пед. наук. Ульяновск, 2003. С. 57. 6. Моисеев А.М., Моисеева О.М. Актуальные вопросы управления развивающейся школы: Концепция управления развитием школы. Новокузнецк, 2004 7. Воспитательная система класса: Герасимова Наталья Федоровна, учитель физики. 8. Хуторской А.В. (редактор составитель). Общепредметное содержание образовательных стандартов. Проект «Стандарт общего образования». — М., 2002. 9. Хуторской А.В. Ключевые компетенции и образовательные стандарты. Доклад на отделении философии образования и теории педагогики РАО 23 апреля 2002. Центр «Эйдос» www.eidos.ru/news/compet.htm |