Утверждаю: Принята
Директор МОУ ООШ № 7 решением педагогического совета
Карманова Н.И. протокол № 4 от 28.03.2007г. …………….
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –
КРАСНОГЛИННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ШКОЛА № 7
НОВОСИБИРСКОГО РАЙОНА
НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
т. 2-952-107
Учредитель: администрация муниципального образования –
Новосибирского района
630007 г
. Новосибирск, ул. Свердлова 14.
т. (383)2-23-03-08
(2007 – 2012 год)
1. ВВЕДЕНИЕ
Программа развития муниципального общеобразовательного учреждения основной общеобразовательной школы №7 на 2007 – 2012 годы (далее – Программа) – основополагающий документ, устанавливающий приоритеты, стратегию и основные направления её развития.
Цели и задачи Программы определены на основе анализа развития школы в предшествующий период, социально-экономического положения школы, текущего состояния системы образования, анализа внешних образовательных потребностей и внутреннего потенциала школы.
В Программе представлены основные концептуальные положения функционирования школы как системы, определены стратегия и тактика её дальнейшего развития, выделены главные направления преобразований, содержание предстоящей деятельности, планируемый результат и критерии его оценки.
Необходимость принятия Программы обусловлена следующим:
– уровень общего образования в сельской местности в целом заметно ниже городского;
– развитие сельской школы сегодня требует поддержки со стороны государства и
гражданского общества, их участия в решении проблем образования на селе.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы
|
Программа развития Муниципального образовательного учреждения – Красноглинной основной общеобразовательной школы №7 на 2007-2012 гг.
|
Нормативно-правовое обеспечение программы
|
· Закон Российской Федерации «Об образовании»
· Федеральный закон «Об утверждении Федеральной программы развития образования»
· Национальная доктрина образования РФ, одобренная постановлением РФ от 04.10.2000 № 751
· Концепция модернизации российского образования на период до 2010 г., одобренная распоряжением Правительства РФ от 29.12.2002 № 2866
· План действий Минобразования России на 2002 - 2004 гг. по реализации Концепции: модернизации российского образования до 2010 г., утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 23.07.2002 № 2866
· Концепция инновационного развития образования Новосибирской области и Новосибирского района
· Концепция развития образования Новосибирской области,
· Программа информатизации системы образования Новосибирской области.
|
Заказчик программы
|
Учредители
Родители
|
Разработчик программы
|
Директор
Администрация
|
Основные
исполнители
программы
|
Директор
Администрация
Педагогический коллектив
Учащиеся
Родители
Технические сотрудники
|
Цель Программы
|
Создание условий для реализации каждым обучающимся права на получение качественного образования в соответствии с интересами, склонностями и потребностями по средствам расширения и обновления направлений образовательного учреждения.
Создание:
· правовых,
· организационных,
· учебно-методических
· и экономических условий
для формирования всесторонне развитой личности, готовой к самоопределению путем модернизации образовательного пространства школы.
|
Задачи программы
|
1. Обеспечить общедоступное, качественное образование через:
· развитие системы предшкольной подготовки, предпрофильного, дополнительного образования,
· внедрение современных образовательных технологий,
· совершенствование материально-технической базы школы.
2. Создать в школе здоровьесберегающую среду.
3.Создать эффективную, постоянно действующую систему непрерывного образования педагогов, сформировать коллектив учителей, способных на современном уровне решать общую педагогическую задачу обучения и воспитания на основе принципов Педагогики Успеха в соответствии с основными направлениями модернизации образования в РФ.
4. Создать систему активного включения семьи в процесс самоопределения и самореализации обучающихся в соответствии с традициями национального семейного воспитания.
|
Основные направления реализации программы
|
1. Разработка программы развития образовательного учреждения
2. Разработка системы перспективного планирования по направлениям:
- общеобразовательная деятельность и методическая деятельность,
- воспитательная деятельность,
- здоровьесберегающая деятельность,
- деятельность по созданию системы предпрофильного обучения и дополнительного обучения,
- правовая и финансово-хозяйственная деятельность.
3. Создание системы мониторинга промежуточных и конечных результатов деятельности по реализации Программы развития
|
Сроки и основные этапы реализации Программы развития
|
I
.
Диагностико-конструирующий
(2007 г.)
- выявление перспективных направлений развития школы и моделирование ее нового качественного состояния в условиях модернизации современной школы.
Он предполагает:
- Подробное изучение микросреды школы, потребностей обучающихся и их родителей.
- Анализ состояния образовательного процесса в школе с целью выявления противоречий в его содержании и организации с учетом установленных потребностей обучающихся, их родителей и педагогов.
- Корректировку и экспертизу учебного плана на основе федерального и муниципального базисных учебных планов с учетом программы развития; создание программно-методического обеспечения к перспективному учебному плану; подбор базовых программ.
- Разработку диагностических материалов, используемых для оценки уровней обученности, развития, воспитанности обучающихся.
- Обучение учителей ИКТ.
II.
Основной этап
(2008 -2011 гг.)
- переход образовательного учреждения в новое качественное состояние.
Он предполагает:
- Модернизацию учебного плана и корректировку учебных программ.
- Создание системы диагностики.
- Организацию деятельности учителей, направленную на освоение педагогических технологий, развивающих личность школьника.
III.
Обобщающий
(2012 г.)
- анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития школы, фиксация созданных положительных образовательных практик и их закрепление в локальных нормативных актах школы.
Он предполагает:
1. Отслеживание, корректировку и обобщение результатов нововведений.
2. Оформление промежуточных результатов развития.
3. Проблемно-ориентированный анализ состояния школы на 2012 год.
|
Ожидаемые результаты реализации Программы развития
|
I.
Диагностико-конструирующий
(2007 г.)
- выявление перспективных направлений развития школы и моделирование ее нового качественного состояния в условиях модернизации современной школы.
Ожидаемый результат
1. Скорректированный учебный план.
2. Разработанная программа развития школы.
3. Диагностические материалы.
II.
Основной этап
(2008-2011 гг.)
- переход образовательного учреждения в новое качественное состояние.
Ожидаемый результат
1. Общедоступное, качественное образование через:
· развитие системы предшкольной подготовки, предпрофильного образования;
· внедрение новых образовательных стандартов по всем образовательным дисциплинам;
· внедрение современных образовательных технологий;
· получение образования с использованием информационных технологий;
· рост образовательных и творческих достижений;
· совершенствование материально-технической базы школы;
2. Укрепление и сохранение здоровья детей посредством внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс.
3. Построение эффективной, постоянно действующей системы непрерывного образования педагогов, формирование коллектива учителей, способных на современном уровне решать общую педагогическую задачу обучения и воспитания на основе принципов Педагогики Успеха в соответствии с основными направлениями модернизации образования в РФ.
4. Создание системы активного включения семьи в процесс самоопределения и самореализации обучающихся в соответствии с традициями национального семейного воспитания.
III.
Обобщающий
(2012 г.)
- анализ достигнутых результатов и определение перспектив дальнейшего развития школы, фиксация созданных положительных образовательных практик и их закрепление в локальных нормативных актах школы.
Ожидаемый результат
- Анализ.
- Методические рекомендации по дальнейшему развитию школы
|
Факторы риска
|
- Необходимость вливания дополнительных средств для обеспечения сетевого взаимодействия и реализации Программы развития,
- Необходимость введения дополнительных штатных единиц сотрудников, обеспечивающих организацию сетевого взаимодействия, школы надомного обучения, школы раннего развития, здоровьесберегающего сопровождения учебно-воспитательного процесса,
- Улучшение материально - технической базы для обеспечения здоровьесберегающей деятельности в учебно-воспитательном процессе в школе.
|
Миссия школы
Миссия
школы заключается в формировании современно-образованной, высоко-нравственной личности, способной на мобильную ориентацию в условиях интенсивного развития социальных и экономических процессов.
Миссия на уровне
|
Миссия на уровне коллектива
|
Миссия на уровне социума
|
Личном
|
Создание морально-психологического комфорта
для
участников образовательного процесса.
|
Личностная самоактуализация школьников
|
Социальном
|
Формирование творчески мыслящей личности, ориентированной на выбор профессии.
|
Духовном
|
Формирование духовно богатой, свободной личности, способной в последующем на участие в духовном развитии общества.
|
АНАЛИТИЧЕСКО-ПРОГНОСТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ
ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
Аналитическим обоснованием Программы послужили:
· изучение основополагающих документов о государственных приоритетах развития образования;
· мониторинговое исследование состояния и запросов микросоциума;
· результаты деятельности педагогического коллектива за предшествующий период.
Внешние условия
– это изменяющиеся условия в социальной, политической и экономической жизни страны. Наиболее важные из них следующие:
- переход к рыночным отношениям в экономике, обуславливающий необходимость подготовки школьников к жизни в условиях рыночной экономики;
- ориентация социальной жизни страны на нормы и ценности гражданского общества, обуславливающая необходимость эффективно использовать существующие социальные институты и законодательство для защиты и реализации собственных прав и свобод;
- интеграция России в мировое сообщество, обуславливающая необходимость понимания учащимися культур других народов, необходимость патриотического воспитания, формирования установок толерантного сознания;
- информатизация мирового сообщества, обуславливающая необходимость создания информационной образовательной среды в школе, а также освоения ее школьниками на уровне пользователя новых информационных технологий.
Необходимо учитывать следующие внешние условия, относящиеся к изменениям в системе образования:
- обновление содержания образования;
- переход на новый финансово-хозяйственный механизм;
- развитие самостоятельности образовательных учреждений;
- введение новых форм аттестации выпускников;
- расширение применения информационных технологий.
Внутренние условия
- В школе создана гибкая система для реализации индивидуальных творческих интересов личности, организуется содержательный досуг как сфера восстановления психофизических сил ребёнка: проводятся конкурсы, фестивали, викторины, спортивные игры, эстафеты, праздничные концерты, в которых принимают участие все школьники.
Все эти мероприятия помогают заинтересовать обучающихся, заполнить свободное время, способствуют воспитанию базовой культуры личности, предотвращают негативные привычки, направлены на личностно-ориентированное воспитание обучающихся.
Активно и в системе ведется работа с родителями:
· составлен социально-педагогический паспорт школы и классов;
· проводятся заседания с родителями, учащимися, педагогами в форме «круглого стола», педсоветы-консилиумы, индивидуальные беседы классных руководителей и администрации школы с родителями, которые не обеспечивают надлежащего воспитания детям.
В целом воспитательная система ОУ побуждает ребенка к творчеству, создает условия ситуации успеха, личной значимости и основывается на высоких устойчивых достижениях обучающихся.
Для обеспечения учебно-воспитательного процесса школа располагает оптимальным перечнем учебно-наглядных пособий, учебного оборудования.
Администрация школы планово осуществляет оснащение школы техническими средствами обучения и учебно-наглядными пособиями. Учителя располагают разнообразным раздаточно-дидактическим материалом, осваивают ИКТ. Обеспечиваются условия для жизнедеятельности ОУ.
КЛЮЧЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЫ
И СПОСОБЫ ИХ РЕШЕНИЯ
В условиях модернизации российского образования перед ОУ поставлены важнейшие задачи:
1. Расширение доступности образования.
2. Повышение качества образования путем обновления содержания образования и введения новых образовательных стандартов.
3. Повышение эффективности образования через систему воспитания.
4. Интеграция образования в культуру, социализация личности
5. Информатизация образования
Анализ перечисленных выше задач, а также анкетирование родителей, учеников и учителей показывает, что они являются актуальными и востребованными участниками образовательного процесса нашей школы.
Родители обучающихся желают
, чтобы школа обеспечила:
- возможность получения ребенком качественного основного общего и среднего (полного) образования;
- качественную подготовку школьников к поступлению в учреждения среднего и начального профессионального образования;
- интересный досуг детей;
а также создавала условия для:
- удовлетворения интересов и развития разнообразных способностей школьников;
- формирования информационной грамотности и овладения современными информационными технологиями;
- сохранения и укрепления здоровья детей.
Обучающиеся желают
, чтобы в школе:
- было интересно учиться;
- имелись комфортные психолого-педагогические и материальные условия для успешной учебной деятельности, общения, самореализации.
Педагоги
ожидают:
- создания в школе комфортных психолого-педагогических и материальных условий для осуществления профессиональной деятельности;
- улучшения материально-технического обеспечения образовательного процесса;
- создания условий для творческой самореализации в профессиональной деятельности.
Проблема
|
Способы решения проблемы
|
Система управления
|
Недостаточное использование механизмов привлечения дополнительных ресурсов родителей и других представителей общественности к участию в финансово–хозяйственной деятельности школы. Пассивное отношение значительной части родителей к образованию.
|
Создание управляющего совета школы.
Формирование системы индивидуальных консультаций с психолого-педагогической службой.
Совершенствование и систематическое обновление школьного сайта.
|
Недостаток молодых кадров и мотивов совершенствования уровня профессиональной компетентности работающих педагогов.
|
Внедрение новой системы оплаты труда.
|
Резкое увеличение количества справок, анализов, отчетов в связи с необходимостью проведения мониторинга качества реализации образовательных проектов.
|
Расширение использования электронных носителей в управлении школой; перевод всего архива школы и учёта информации в электронную форму. Разработка мониторинга обученности школьников в виде таблиц EXCEL.
|
Научно-методическая работа
|
Проблема
|
Способы решения проблемы
|
В настоящее время учителю приходится работать в состоянии неопределенности. Быстрая смена образовательных парадигм, и, как следствие, фрагментарная осведомленность части учителей о результатах современных исследований в области педагогики, педагогической психологии и частных методик.
|
Создание такого информационного пространства в школе, которое будет способствовать повышению не только информированности педагогов, но и их профессиональной компетентности:
Повышение компетентности педагогов в процессе их включения в инновационную работу:
· разработку мультимедиа программ для организации эффективной работы по внедрению информационных технологий.
· работу над темами самообразования,
· организацию творческих групп,
· участие в научно-практических конференциях различного уровня.
|
Постоянно меняющееся программное обеспечение и появление новой компьютерной техники приводит к тому, что уровень владения учителями ИКТ отстает от современных требований к учителю.
|
1. Прохождение учителями курсов по освоению современных информационных технологий.
2. Проведение семинаров, мастер-классов, педагогических мастерских учителями, владеющими ИКТ, для коллег.
|
Новые требования к подготовке обучающихся приводят к необходимости постоянного обновления дидактических материалов (направленных на подготовку к ЕГЭ, к экзамену в 9 классе в новой форме, материалов, предполагающих компетентностный подход в обучении и т.д.)
|
Оптимизация системы дидактического обеспечения образовательного процесса.
|
Вариативность учебного процесса с одной стороны и отсутствие типовых учебных программ для углубленного изучения отдельных предметов с другой, приводят к необходимости модификации имеющихся типовых или разработке собственных экспериментальных образовательных программ.
|
Оптимизация системы программ факультативов и элективных курсов, а также нетиповых учебных программ для углубленного изучения отдельных предметов.
|
Учебная деятельность
|
Проблема
|
Способы решения проблемы
|
Снижение мотивации обучения. Теряется интерес к изучению «трудных» предметов.
|
Разработка программ элективных курсов предпрофильной подготовки, направленных на повышение интереса к предмету. Сотрудничество с учреждениями в области профориентационной работы
|
Информационный взрыв: объем потенциально полезного знания превосходит возможности его освоения на несколько порядков. Жесткие рамки формальной системы образования размываются; новые «несистемные» образовательные институты - научные лаборатории, электронные и интернет-СМИ; справочные и «рефератные» сайты; учебные центры фирм-производителей и дистрибуторов; частные консультанты и репетиторы.
|
1.Внедрение современных методов, приемов, элементов педагогических технологий, повышающих эффективность образования в условиях информационного взрыва:
- информационно-коммуникационных технологий,
- проблемного обучения,
- метода проектов,
- технологии развития критического мышления через чтение и письмо,
- деятельностного подхода.
2.Совершенствование форм и методов учебной исследовательской деятельности. Создание Научного общества школьников.
3.Разработка и внедрение целевой подпрограммы «Совершенствование системы работы с одаренным ребенком в условиях общеобразовательной школы в рамках реализации комплексной программы модернизации образования».
|
Противоречие между потребностью родителей и обучающихся в образовании повышенного уровня, желанием значительной части школьников продолжить обучение в вузах и чрезмерной перегруженностью школьников, трудностями в усвоении программы средней школы частью обучающихся.
25-30 % обучающихся не могут усваивать сложные разделы физики, химии, математики.
|
1. Внедрение технологии дифференцированного подхода к обучению.
2. Развитие существующей системы предпрофильной подготовки.
|
Слабая практико-ориентированная направленность знаний.
|
1.Оценивание результатов обучения не только на основе анализа знаний, умений и навыков, но и по совокупности компетенций и личностных качеств, приобретенных школьниками.
2. Создание условий для перехода на итоговую аттестацию обучающихся 9классов в форме ЕГЭ.
|
Предшкольное обучение
|
Проблема
|
Способы решения проблемы
|
Предшкольное образование (4-6 лет) существует сегодня, как правило, в форме дошкольных учреждений с жестко стандартизированной услугой, которые не обеспечивают достаточно широкого охвата детей услугами дошкольного образования. При этом подготовка к следующему этапу обучения строится, порой, как простой перенос элементов школьного обучения в детский сад.
|
Открытие классов предшкольной подготовки.
|
Воспитательная работа
|
проблемы
|
Причины и факторы, способствующие её появлению
|
Способы решения проблемы
|
Увеличение количества детей раннего возраста, состоящих на учете КДН, ВШУ.
|
1. Недостаточный уровень психолого-педагогическая компетенции и навыков практической работы участников воспитательного процесса по вопросам ранней профилактики.
2. Увеличение количества семей с нарушением воспитательной функции
3. Отсутствие психологического сопровождения воспитательного процесса и психологической диагностики асоциальных отклонений
4. Повышение интенсивности негативного воздействия социальной и медиасреды (компьютерные игры, фильмы и т.п.)
5. Недостаточная информированность детей данного возраста о последствиях (социальных и медицинских) своих негативных действий.
|
1. Повышение методического мастерства классных руководителей в вопросах профилактики
2. Повышение уровня психологической и педагогической компетенции всех участников воспитательного процесса в вопросах профилактики (педагоги, родители, соц.педагог)
3. Повышения качества совместной работы с социальными партнерами
4. Создание программы психологического мониторинга детей «группы риска»
5. Активное вовлечение детей «группы риска» во внеурочную деятельность.
6. Разработка системы классных часов и уроков профилактики для младших школьников
7. Разработать систему мероприятий по пропаганде здорового образа жизни
|
Снижение количества обучающихся, занятых в системе дополнительного образования
|
1. Отсутствие объединений дополнительного образования, учитывающих потребности старших школьников
2.Острая нехватка объединений дополнительного образования, ориентированных на интересы мальчиков-подростков и детей «группы риска».
|
1. Мотивирование учителей школы на участие в районных воспитательных программах с обучающимися своего класса.
2. Расширение направлений дополнительного образования.
|
Безопасность и здоровьесберегающая среда
|
Проблема
|
Способы решения проблемы
|
Ухудшение здоровья школьников из-за:
1) проблем экологии,
2) усложнения образовательных программ ведущих к чрезмерной перегруженности детей.
|
1. Поддержание безопасной и здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении через осуществление системы мероприятий по обеспечению безопасности здания, помещений, образовательного процесса.
2. Внедрение здоровьесберегающих технологий.
3. Совершенствование физкультурно-оздоровительной и просветительской работы с учащимися и родителями.
4. Предупреждение перегрузки обучающихся в учебном процессе через оптимальную организацию рабочего дня и недели с учётом санитарно-гигиенических норм и возрастных особенностей детей.
5. Привлечение максимально возможного количества обучающихся к занятиям в спортивных секциях.
6. Создание психологической консультации для старшеклассников.
|
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
|
Проблема
|
Способы решения проблемы
|
Непрерывное изменение требований к оснащению образовательного процесса.
|
1.Обеспечение необходимым компьютерным и учебным оборудованием кабинетов.
2.Приобретение дополнительной аудио- и видеотехники для образовательного учреждения;
3.Пополнение фонда медиатеки, учебников, художественной и научно-популярной литературы школьной библиотеки.
|
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ
деятельности школы в рамках реализации Программы:
- Оптимизация учебно-воспитательного процесса.
- Расширение общественного участия в управлении школой.
- Обеспечение социально-психологического комфорта обучающихся.
- Деятельность ассоциации сельских школ.
СУЩНОСТЬ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Оптимизация учебно-воспитательного процесса
Базовое звено образования – общеобразовательная школа, модернизация которой предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определённой суммы знаний, но и на развитие личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования.
Воспитание как первостепенный приоритет в образовании должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития. Важнейшие задачи воспитания – формирование у обучающихся гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда
(Концепция модернизации Российского образования).
«Воспитательный процесс в школе – пишет Н.Е. Щуркова должен быть организован таким образом, чтобы каждый ребёнок был защищён не только физически, чтобы его вещи, его духовный мир были также под защитой педагога и товарищей по классу и школе».
Н.Е. Щуркова видит смысл деятельности педагога в том, чтобы помочь ребёнку создать жизнь как отдельный, особенный объект изучения и осмысления.
Данное направление программы позволяет развернуть перед детьми палитру возможных вариантов, раскрыть последствия того или иного выбора и предоставить право выбора достойной для себя жизни, сформировать у школьника умение выстраивать свою сегодняшнюю жизнь.
Расширение общественного участия
Развитие образования невозможно без его открытости перед обществом, а открытость заключается в общественном участии в образовательной деятельности. Открытость позволит получить объективное представление о развитии, освободиться от существующих в нём догм и стереотипов, вступить в конструктивный общественный диалог, развивающий взаимодействие и обеспечивает взаимопонимание.
Открытость образования обеспечивается заложенным в Федеральный закон «Об образовании» принципом государственно- общественного управления. Этот принцип необходимо реализовывать, так как инновационное развитие образования невозможно без широкой общественной поддержки и активного общественного участия в выработке образовательной политики, поиске эффективных путей обеспечения доступного и качественного образования.
Особое внимание следует уделить работе с сельским социумом, поскольку эффективность реализации проектов по оптимизации деятельности сельских образовательных учреждений будет зависеть от согласованных действий руководителей предпринимателей, педагогов, родителей; представителей общественных организаций и всех заинтересованных лиц.
Участие в создании сельского образовательно-воспитательного пространства приведёт к «строительству судьбы» выпускников школы, а значит, и своего села.
Обеспечение социально-психологического комфорта
обучающихся
Освоение основ психологии, социологии является фундаментом психолого-педагогического обеспечения управления в системе образования. Важно знать, понимать социально-педагогические проявления личности ребёнка, его взаимодействия с людьми, с группой, психологическую совместимость людей, социально-психологические проявления в больших группах.
Цель социально-психологической работы в нашей школе – решение проблем, т.е. преодоление трудностей и обеспечение условий для становления ребёнка, на находящегося в трудной жизненной ситуации. Проблема социальной жизни ребёнка главный объект деятельности социально-психологической службы. Проблемные ситуации существуют у каждого ребёнка как растущего организма. Встречая на пути противоречия между новым уровнем социальных качеств и ранее сложившимися мерками, требованиями, у ребёнка возникают препятствия на пути самостоятельного решения жизненно важных задач, т.е. «проблемная жизненная ситуация». И если семья или ближайшие окружающие не помогут ребёнку преодолеть эти препятствия, то это может перерасти в «ситуацию риска», ребёнок может оказаться в «социально опасном положении», и его уже относят к группе риска. Кроме того, современные дети переживают множество трудностей из-за неблагоприятных условий жизни в семье и школе, т.е. трудных жизненных ситуаций.
Важность социально-психологической службы и заключается в том, чтобы не допустить, чтобы ребёнок оказался в «социально опасном положении», научить проявлять себя как личность, помочь в выстраивании взаимоотношений с детьми, взрослыми, семьёй.
В книге «Психология неадаптивной активности» В.Л. Петровский подчёркивает, что человек есть дитя прогресса, но рано или поздно дитя вырастает, в том числе и плохое, если ему суждено остаться «вечным студентом».
Сущность индивида как личности в том, чтобы производить новое и, творя, передавать созданное другим людям. Личностное, т.е. «человеческое в человеке» определяется его способностью быть значительным другим для значительно других – это значит передавать другим людям то, что ценно для них и к чему сам индивид причастен именно как субъект. Творчество выступает здесь как условие становления индивида личностью, идеального продолжения себя и других.
Деятельность ассоциации сельских школ
Концепция модернизации Российского образования уделяет проблемам развития сельской школы особое внимание.
Данная программа строится на основе сетевого взаимодействия
Модель сетевого взаимодействия, при котором ребёнку оказывается услуга в разных учреждениях, как одно целое, для достижения качества, доступности и эффективности – является наиболее приемлемым вариантом для достижения результативности.
Данная модель позволит обеспечить равные возможности к полноценному качественному образованию в соответствии с их интересами и склонностями, независимо от материального достатка семьи, места проживания, национальной принадлежности и состояния здоровья. Располагая сетью сельских школ: № 61, № 4, № 49, мы имеем возможность посредством своего участия в эксперименте по апробации новых подходов обеспечить всем детям равные возможности к качественному образованию.
Село сохраняется тогда, когда у жителей есть возможность обеспечить своим детям нормальное образование. Выбрав модель сетевого взаимодействия хочется улучшить качество подготовки учеников, тем самым повысить их конкурентоспособность, а также расширить возможности получения дополнительного образования.
Основные направления
|
МЕРОПРИЯТИЯ
|
Сроки
|
1. Обновление содержания образования
|
· Оптимизация учебно-воспитательного процесса
1.1.Разработка и корректировки учебного плана, введение новых факультативных курсов в соответствии с потребностями школьников.
1.2.Апробирование новых государственных программ, адаптация учебного материала к возможностям школьников (соответствующим стандартам первого поколения).
1.3.Внедрение современных технологий обучения, обучение компьютерной грамотности.
1.4. Технологизация передового педагогического опыта.
|
2007-2012
2007-2012
2007-2012
2008-2012
|
2. Дифференциа-ция и индивидуали-зация обучения.
|
2.1. Создание системы работы с одаренными детьми:
- Выявление способных и одаренных детей.
- Индивидуальная оценка творческих способностей и возможностей каждого школьника.
- Организация дифференцированного обучения, осуществление индивидуального подхода в обучении.
- Внедрение новых форм итоговой аттестации выпускников (ЕГЭ).
- Создание условий для самовыражения личности каждого обучающегося, развитие его неповторимой индивидуальности (участие в предметных неделях, интеллектуальных играх, конкурсах, олимпиадах):
школьных олимпиадах, «Медвежонке», «Кенгуру», «Золотом руне».
2.2. Систематизация работы со слабоуспевающими:
- выявление причин слабого усвоения ЗУН;
- организация деятельности по корректировке уровня сформированности общеучебных умений и навыков.
2.3. Организация обучения детей с ограниченными возможностями:
- организация индивидуального обучения;
- проведение школьного ПМПК;
- осуществление индивидуального образовательного маршрута по программе 7-8 вида;
- коррекционные занятия с психологом и логопедом;
- вовлечение детей во внеклассную работу школы.
|
2007-2012
2007-2012
2007-2012
|
3. Развитие системы
непрерывного образования
|
3.1. Создание и организация деятельности «Школы будущего первоклассника»:
- разработка и утверждение положения о «Школе будущего первоклассника;
- организация занятий с детьми;
- социальное, педагогическое и психологическое просвещение родителей будущих первоклассников.
3.2. Организация предпрофильной подготовки обучающихся:
- изучение спроса рынка труда и потребностей обучающихся;
- анализ ресурсного обеспечения предпрофильного обучения;
- разработка и утверждение элективных курсов;
- проведение элективных курсов;
- организация профессиональных консультаций и информационной работы в выпускных классах;
- составление портфолио выпускника;
- выстраивание взаимодействия со школами сети и учреждениями профессионального образования, промышленные предприятиями;
3.3.Организация тесного взаимодействия педагогов начального и среднего звена школы:
- взаимопосещения уроков и внеклассных мероприятий;
- проведение малых педагогических советов «Создание условий адаптации в 5 классе», методических советов «Единство требований к обучающимся 1 и 2 ступени, учет индивидуальных особенностей детей».
3.4.Анализ адаптации школьников в переходный период 1,5 кл.
|
2007-2012
2007-2012
2007-2012
2007-2012
|
4. Повышение профессионализма педагогичес-
ких кадров школы
|
4.1. Создание базы данных о педагогических работниках школы.
4.2. Мониторинг методических потребностей педагогов:
- сбор и обработка информации об УВП;
- выявление затруднений в педагогической деятельности.
4.3. Информационно-консультативная деятельность:
- информирование педагогов о новинках педагогической, психологической методической литературы, новых направлениях в развитии образования;
- обеспечение доступности в Интернет;
- организация консультаций по вопросам педагогической деятельности.
4.4. Организация взаимодействия учителей внутри ОУ, со школами: № 61, 49, 4, д\с «Гномик» и организациями
- деятельность МО и МС;
- круглые столы;
- создание творческих групп учителей (информатика);
- взаимопосещение уроков;
- проведение мастер - классов;
4.5. Повышение квалификации и самообразования педагогических кадров:
- участие в семинарах;
- курсы повышения квалификации;
- обмен опытом на МС, МО и «круглых столах»
- создание портфолио учителя;
- аттестация педагогических кадров.
4.6. Обобщение опыта педагогов:
- участие в конкурсах педагогического мастерства;
- открытые уроки и мастер – классы.
4.7. Проведение предметных недель для педагогов сети и школы.
4.8. Развитие системы стимулирования педагогов.
|
2007-2012
2008-2012
2007-2012
2007-2012
2007-2012
2007-2012
2007-2012
|
5. Развитие ученического самоуправления
|
5.1. Организация работы совета классных завучей.
5.2. Сборы актива школы.
5.3. Дни самоуправления.
|
2007-2012
|
6. Трудовое воспитание
|
6.1. Работа объединений дополнительного образования:
- деятельность кружков «Умелые руки», «Резьба по дереву», «Золотая соломка»», «Иголка – волшебница».
6.2. Организация трудовой практики:
- благоустройство и озеленение.
6.3. Работа творческих детских коллективов:
- изготовление подарков и сувениров для ветеранов
ВОВ, ветеранов труда, родителей, учителей, одноклассников к 8 марта, 9 мая, Дню учителя, Дню защитников Отечества, Дню школы, Дню Святого Валентина;
- организация выставки детского творчества.
6.4. Встречи с людьми сельского труда:
- организация экскурсий на животноводческий комплекс, гараж и мастерские ЗАО «Толмачёвское»;
- встречи с героями хлебного поля.
6.5. «Трудовой десант» – уборка пришкольной территории.
6.6. Проведение бесед о трудовом воспитании и обязанностях в семье и школе.
6.7. Организация общественно – полезного труда школьников:
- генеральная уборка класса и школы;
- акция «Милосердие»;
- «Трудовой десант» – уборка пришкольной территории;
- организация дежурства по классу и школе;
- операция «Ветеран живёт рядом».
|
2007-2012
2007-2012
2007-2012
2007-2012
2007-2012
|
7. Спортивно-оздоровительное воспитание
|
7.1. Проведение Недели и дней Здоровья:
- лыжные гонки;
- спортивные соревнования, игры, спартакиады, кроссы, олимпиады;
- подвижные игры на свежем воздухе;
- шашечные и теннисные турниры.
7.2. Проведение физминуток на уроках.
7.3. Организация деятельности «Школы безопасности»:
- акция «Безопасная дорога в школу»;
- ежедневные минутки безопасности в классах;
- урок «Безопасные каникулы»;
- классные часы по профилактике ДДТ, ПБ;
- практикум по эвакуации при пожаре;
- конкурс рисунков, плакатов, стихов «Выбираем здоровье!»
7.4. Участие в ежегодном районном конкурсе «Безопасное колесо».
7.5. Профилактика вредных привычек:
- беседы и классные часы по профилактике
курения и наркомании;
- конкурс рисунков и плакатов, выпуск листовок;
- «Путь к доброму здоровью», «Мы и здоровье», «Дорога к Солнцу»;
- лекция и консультация врача – нарколога;
- тематические классные часы по пропаганде здорового образа жизни «В здоровом теле – здоровый дух».
7.6. Организация работы лагеря дневного пребывания при школе.
7.7. Сотрудничество с медицинским персоналом ФАП поселка.
7.8. Проведение тематических консилиумов и собраний педагогов по вопросам сохранения здоровья обучающихся.
|
2007-2012
2007-2012
2007-2012
2007-2012
2007-2012
2007-2012
|
8. Гражданское воспитание
|
8.1. Краеведческая деятельность:
- изучение истории родного края;
- экскурсии в краеведческий музей г. Новосибирска;
- встречи с интересными людьми села, ветеранами ВОВ и труда;
- акция «Поиск» (сбор информации об участниках локальных войн).
8.2. Организация конкурса «Лучший класс года».
8.3. Проведение торжественных мероприятий, праздников.
- митинг «С днём Победы!» 9 мая;
- литературно – музыкальная композиция «Непобедимая и легендарная» 23 февраля;
- праздники получения паспорта, дня Конституции;
- торжественные линейки, посвященные Дню Знаний, Дню Школы, Последнему звонку.
8.4. Организация конкурсов и соревнований:
- «Вперёд, мальчишки!» к 23 февраля;
- конкурс рисунков, плакатов и стихов к
Дню Защитника Отечества, Дню Победы;
- фотолетопись «Моя семья в годы войны».
8.5. Проведение классных часов: «Мои права и обязанности», «Мы и закон», «Наша Родина – Россия» и другие.
8.6. Организация встреч с представителями правовых структур, органов правопорядка.
8.7. Организация конкурсов, викторин, дискуссий по правовой тематике.
|
2007-2012
2007-2012
2007-2012
2007-2012
2007-2012
|
9. Духовно-
нравственное
воспитание
|
9.1. Проведение Недели Вежливости и уроков нравственности:
- дни доброго общения «Давайте говорить друг другу комплименты»;
- оформление «Поляны добрых пожеланий»;
- подготовка приятных сюрпризов;
- классные часы о доброте, вежливости, милосердии;
- дискуссии по нравственной тематике;
- конкурс стихов и сочинений «Что значит быть добрым;
- тренинги нравственного самосовершенствования.
9.2. Организация дней самоуправления.
9.3. Проведение традиционных школьных мероприятий:
- «Почта поздравлений», День Святого Валентина;
- поздравление женщин и девочек 8 марта.
9.4. Посещение театра, кинопросмотры.
9.5. Организация шефской работы в детском саде.
9.6. Изучение нравственного наследия писателей и поэтов страны.
9.7. Подготовка праздничных поздравлений одноклассникам, педагогам, родителям.
9.8. Организация экскурсий, знакомство с историческими и памятными местами страны, города, села.
|
2007-2012
2007-2012
2007-2012
2007-2012
|
9. Воспитание познавательных интересов
|
9.1. Организация конкурса «Лучший ученик года».
9.2. Проведение читательских конференций, конкурсов сочинений и стихов, викторин.
9.3. Проведение интеллектуальной игры «Умники и умницы».
9.4. Организация конкурсов по развитию внимания, памяти, мышления.
9.5. Привлечение обучающихся к занятиям в кружках и факультативах.
|
2007-2012
2007-2012
2007-2012
|
10. Эстетическое воспитание
|
10.1. Посещение музеев, театров, художественных выставок, цирка.
10.2. Работа объединений дополнительного образования:
- деятельность кружков: «Оформительский», «Вокальный», «Кукольный театр».
10.3. Проведение праздничных концертов к тради-ционным праздникам (Дню Учителя,
8 марта, Дню школы, 23 февраля, 9 мая, Дню матери).
10.4. Оформление выставки к праздникам:
- Дню учителя «Не смейте забывать учителей»;
- Дню Победы «Никто не забыт, ничто не забыто»;
- 8 марта «При солнышке тепло, при матери–добро»
- 23 февраля «Наши выпускники в рядах Российской Армии».
10.5.Подготовка и проведение литературно-музыкальных композиций к традиционным школьным праздникам.
10.6. Проведение традиционных школьных праздников (Осенний бал, Новый год, Последний звонок).
10.7. Организация конкурсов:
- осенних букетов;
- «А, ну-ка, девочки!»;
- сочинений «Как прекрасен этот мир»;
- стихов и песен.
10.8. Участие в районных, областных смотрах-конкурсах детского творчества («Земли сибирской роднички», «Жаворонок».
|
2007-2012
2007-2012
2007-2012
2007-2012
2007-2012
2007-2012
2007-2012
|
11. Связь семьи и школы
|
11.1. Проведение классных и общешкольных родительских собраний.
11.2. Привлечение родителей к организации дополни-тельного образования.
11.3. Участие родителей во внеурочной деятельности (экскурсии, походы, поездки, вечера, турниры, конкурсы, ремонт и благоустройство класса и школы);
11.4. Участие родителей в подготовке и проведении общешкольных традиционных мероприятиях (вечера- встречи выпускников, праздников первого и последнего звонка, выпускного вечера, спортивных праздников,
8 марта, оформлении стенных газет).
11.5. Участие родителей в профориентационной работе школы и класса (экскурсии на предприятия, профконсультации, беседы- рассказы о своей профессии).
11.6. Деятельность родительского комитета класса и школы.
11.7. Психолого – педагогическое просвещение родителей (лектории, беседы, консультации, обзор и выставка литературы).
11.8. Обобщение положительного семейного опыта.
11.9. Проведение концертов для родителей к традиционным праздникам.
11.10. Оформление семейного стенда для родителей.
11.11. Проведение тематических классных часов, посвященных семейным корням «Военная летопись моей семьи», «Моя семья в фотографиях и воспоминаниях».
11.12. Проведение дней открытых дверей.
|
2007-2012
2008-2012
2007-2012
2008-2012
2007-2012
2007-2012
2007-2012
2007-2012
2007-2012
|
12. Повышение уровня воспитательного потенциала педагогического коллектива
|
12.1. Проведение МО классных руководителей.
12.2. Взаимопосещение внеклассных мероприятий и классных часов.
12.3. Участие в семинарах по воспитательной работе.
12.4. Повышение квалификации.
12.5. Организация конкурса «Самый классный классный».
12.6. Создание условий для реализации способностей педагогов.
12.7. Обобщение передового педагогического опыта.
12.8. Координация воспитательной работы в школе и в социуме.
|
2007-2012
|
Пополнение банка данных о родителях: состав семьи, занятость, образовательный статус (анкетирование).
Пропаганда успешного и семейного опыта воспитания
Организация помощи родителям в воспитательном процессе
Сотрудничество в деятельности образовательно-го учреждения
|
· Расширение общественного участия
- Изучение форм взаимоотношения семьи и образовательного учреждения.
- Изучение образовательных и культурных потребностей семьи и населения (анкетирование, общественные опросы).
- Обеспечение общественного признания и поддержки семьям, уделяющим достаточно внимания воспитанию собственных детей.
- Распространение положительного опыта семейного воспитания,
- Привлечение СМИ.
- Консультации специалистов (врачей, педагогов – психологов, правоохранительных органов, работников службы занятости).
- Лектории.
Создание и деятельность Совета школы.
- Участие в педагогических советах, социально педагогических советах, в работе методических объединений.
- Участие в работе районных мероприятий родителей и общественности.
- Организация встреч с интересными людьми села, работниками ЗАО «Толмачёвское».
- Привлечение к организации классных часов, конкурсов, спортивных состязаний, смотров, совместных концертов.
- Проведение Дней открытых дверей, Дня школы.
- Посещение уроков и другие мероприятия.
- Беседы с родителями, обмен мнениями («Круглый стол») о совершенствовании образовательного процесса.
|
2007-2012
2007-2012
2007-2012
2007-2012
|
1. Работа с детьми
|
- Обеспечение социально-
психологического комфорта обучающихся
1.1. Посещение квартир обучающихся.
- неблагополучных и многодетных семей;
- состоящих на учёте в ПДН и ВШУ;
- операция «Контакт»;
- операция «Подросток».
1.2. Посещение уроков.
1.3. Проверка дневников у обучающихся школы, состоящих на учёте.
1.4. Представление детей на районную КДН и ЗП.
1.5. Организация обучения детей на дому.
1.6. Деятельность СПС.
1.7. Профилактические беседы в классах.
1.8. Индивидуальные беседы с проблемными обучающимися.
1.9. Организация досуга и отдыха детей.
1.10. Индивидуальные беседы при инспекторе ПДН с обучающимися, состоящими на учёте в ПДН и ВШУ.
1.11. Проведение лекций и бесед по правовому просвещению.
1.12. Профориентационная работа:
а) анкетирование 8 – 9 классы;
б) беседы;
в) тренинги, деловые игры.
1.13. Профилактика наркоман и табакокурения:
а) День Здоровья. Всемирный день отказа от куре ния.
б) Неделя здоровья:
- тематические линейки;
- конкурсы рисунков и плакатов;
- беседы;
- тематические классные часы по пропаганде ЗОЖ;
- тематические вечера.
в) Встречи обучающихся с наркологом и другими специалистами.
1.14. Занятия в школе раннего развития, Дни открытых дверей для будующих первоклассников, коррекционно-развивающая работа, программа «Успех» в период подготовки к экзаменам.
|
2007-2012
|
2. Работа с
педагогами
|
2.1. Собеседование с классными руководителями (выявление проблемных детей, детей с девиантным поведением, формирование «группы риска»).
2.2. Составление индивидуальных характеристик на детей, состоящих на учёте.
2.3. Индивидуальные беседы с педагогами (оказание помощи в решении проблем).
2.4. Проведение инструктажей для классных руководителей по заполнению социальных паспортов и анкет для родителей.
2.5. Обновление картотеки.
2.6. Оформление социального паспорта школы.
2.7. Выступление на педагогических советах.
2.8. Рейды совместно с классными руководителями в неблагополучные и многодетные семьи.
2.9. Изучение летней занятости «трудных детей».
2.10. Профориентационная работа.
а). Информационная работа по предпрофильному обучению детей с асоциальным поведением (предоставление информации).
2.11. Профилактика наркомании и табакокурения:
- инстуктажи классных руководителей и учителей;
- предоставление информации.
Индивидуальная консультация по запросу, семинары-просвещения, лекционно-практические занятия «Конфликтология».
|
2007-2012
|
3. Работа с родителями
|
3.1. Участие в педагогических советах, социально педагогических советах, в работе методических объединений.
3.2. Участие в работе районных мероприятий родителей и общественности.
3.3. Организация встреч с интересными людьми села, работниками ЗАО «Толмачёвское».
3.4. Привлечение к организации классных часов, конкурсов, спортивных состязаний, смотров, совместных концертов.
3.5. Проведение Дней открытых дверей, Дня школы.
3.1. Индивидуальные профилактические беседы с родителями.
3.2. Рейды совместно с инспектором ПДН в семьи проблемных подростков.
3.3. Заседание ОИДН.
3.4. Выступления на общешкольных собраниях.
3.5. Профориентационная работа:
а) Родительские собрания для 8 – 9 классов
(предоставление информации предпрофильной подготовке).
3.6. Профилактика наркомании и табакокурения:
а) Родительские собрания.
б) Лектории (оказание помощи родителям в воспитании детей, пропаганда здорового образа жизни).
3.7. Консультации.
|
2007-2012
|
Организация преподавания отдельных учебных дисциплин на базе школ сети
Другая работа в сети
|
· Деятельность ассоциации сельских школ (сетевое взаимодействие)
- Осуществление разработки и корректировки учебного плана.
- Преподавание уроков математики и физики
- Внедрение новых технологий.
- Организация работы с одарёнными детьми.
- Организация предпрофильной подготовки.
- Организация взаимодействия педагогов школ.
- Работа объединений дополнительного образования.
- Организация деятельности «Школы безопасности»
- Организация работы лагеря дневного пребывания.
- Деятельность родительского комитета школ № 61, 4, 49, детского сада «Гномик»
- Информационная работа по предпрофильному обучению.
|
2007-2012
2007-2012
|
Для реализации программы необходимо
:
1. Повышение квалификации кадров;
2. Укомплектование учебниками и методической литературой, регулярное пополнение библиотеки методической, научно-популярной, познавательной, справочной и художественной литературой.
3. Пополнение материально-технической базы.
КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Внутренние критерии
1. Критерий результативности
, то есть соответствия образовательным стандартам и требованиям к изучению предметов (показатели: стабилизация или рост достижений школьника).
2. Критерий развития творческих способностей обучающихся
(показатели: гибкость мышления, критичность, цельность восприятия)
3. Критерий нравственного развития школьников
(показатели: отношение к другим людям, к себе, учебе, к труду, природе).
4. Критерий безопасной и здоровьесберегающей среды
(
показатели: поддержание здоровья школьников).
Внешние критерии
1. Критерий результативности на уровне роста научно-методического обеспечения
1.1 Профессиональный рост
Показатели:
-квалификационная категория педагогов,
-конкретные научно-методические разработки;
-победы в профессиональных конкурсах;
-представление педагогического опыта в публикациях различного уровня.
1.2. Разнообразие учебных курсов
Показатели:
- разнообразие учебных курсов (количество учебных курсов по предмету и по классу); - разнообразие элективных курсов; - разнообразие факультативов; - разнообразие УМК (количество УМК по учебным курсам, количество УМК по каждому учебному курсу, количество УМК по элективным курсам).
2. Критерий удовлетворенности всех субъектов развития
(показатели – отношения субъектов; методики - опросы, анализ поля конфликтов).
3.
Мотивационный критерий
(показатели – потребность педагогов постоянного обновления методического инструментария; стремление к поиску новых знаний; потребность в обновлении содержания образования; методики - экспертный анализ, конвент – анализ, наблюдение, анкетирование).
Срок реализации программы 5 лет
|