Кодификатор составлен на базе обязательного минимума содержания литературного образования учащихся 5-х классов.
(Федеральный стандарт. Программа МОРФ для общеобразовательных учреждений. Литература, 5 класс).
Жирным шрифтом выделены крупные блоки содержания, которые разбиты на более мелкие блоки – темы (выделены курсивом) и вопросы содержания.
Код раздела
|
Код контролируемого раздела
|
Содержание, проверяемое заданиями КИМ
|
1
|
|
Фольклор и литература
|
|
1.1
|
Введение. Фольклор. Начальное понятие. Вымысел в фольклорном произведении.
|
|
1.2
|
Основные жанры фольклора. Нравственный идеал фольклора.
|
|
1.3
|
Детский фольклор. Игровые основы жанровой специфики детского фольклора.
|
|
1.4
|
Небылицы. Основные приёмы создания небылиц..
|
|
1.5
|
Сказка. Возникновение. Виды народных сказок. Как строится сказка. Начальное понятие о сюжете. Значение сказки в жизни нации и человека.
|
|
1.6
|
«Два Ивана-солтатских сына». Художественные особенности волшебной сказки.. Выражение нравственного идеала народа в сказке. Представление о положительном герое.
|
|
1.7
|
«Финист Ясный Сокол» как волшебная сказка. Проблема добра и зла в фольклоре.
|
|
1.8
|
«Жена-доказчица». Особенности бытовой сказки, отражение в ней уклада народной жизни.
|
|
1.9
|
«Снегурочка»- немецкая народная сказка. Общность сюжетов в сказках народов мира.
|
|
1.10
|
Творческая мастерская. Самостоятельный анализ выбранного произведения.
|
|
1.11
|
Русские сказочники.
|
|
1.12
|
Творческая лаборатория. Сочинение сказки (по предложенному началу).
|
2
|
|
Духовная литература.
|
|
2.1
|
Что такое духовная литература. Основные жанры духовной литературы.
|
3
|
|
Библия.
|
|
3.1
|
Новый Завет. Зачем сошел на землю Господь наш Иисус Христос. Избрание 12 апостолов. Нагорная проповедь Иисуса Христа. Притчи Иисуса Христа. Притча о сеятеле. Притча о семени т плевелах.
|
|
3.2
|
Библия как вечная книга и как памятник человеческой цивилизации.
|
|
3.3
|
Священное Предание и Священное Писание.
|
|
3.4
|
«Житие Бориса и Глеба». Жанр русского жития. Нравственные истоки святости.
|
4
|
|
Эпические жанры.
|
|
4.1
|
Литературная сказка как авторское произведение. Литературная сказка и фольклорная. Сказочная традиция в русской литературе.
|
|
4.2
|
В.А. Жуковский.»Сказка о царе Берендее». Литературная обработка фольклорных сюжетов. Нравственная проблематика сказки.
|
|
4.3
|
П.П. Ершов. «Конёк-горбунок». Понятие о стихотворной сказке. Прозаическая и поэтическая речь. Фольклорная основа сказки.
|
|
4.4
|
С.Т. Аксаков. «Аленький цветочек». Преображающая сила добра.
|
|
4.5
|
В.И. Даль. «У тебя у самого свой ум». Мораль в сказке.
|
|
4.6
|
Х.К. Андерсен. «Соловей». Истинные и мнимые ценности. Литературные приёмы создания сказочной ситуации.
|
|
4.7
|
О. Уайльд. «Соловей и роза». Тема, идея сказки и их образное воплощение.
|
|
4.8
|
Саша Черный. «Мирная война». Роль названия в литературном произведении. Герой в литературной и фольклорной сказке.
|
|
4.9
|
Творческая мастерская. Как рождается сказка.
|
|
4.10
|
Творческая мастерская. Самостоятельный анализ выбранного произведения.
|
|
4.11
|
Творческий практикум. Создание сказки по пословицам или самостоятельное сочинение сказки (по образцу литературной сказки).
|
5
|
|
Рассказ.
|
|
5.1
|
Отличие рассказа от сказки. Жанровые особенности рассказа.
|
|
5.2
|
Н.В. Гоголь. «Заколдованное место». Автор и рассказчик.
|
|
5.3
|
Л.Н. Толстой. «Кавказский пленник». Быль как форма повествования.
|
|
5.4
|
Герой и сюжет рассказа. Сравнительная характеристика героев. Нравственные ценности в рассказе.
|
|
5.5
|
Ф.М. Достоевский. «Мальчик у Христа на ёлке». Особенности рождественского рассказа. Влияние духовной литературы на светскую литературу.
|
|
5.6
|
А.И. Куприн. «Чудесный доктор». Особенности рождественского рассказа.
|
|
5.7
|
А.П. Чехов. «Лошадиная фамилия», «Пересолил». Юмористический рассказ, приём создания комического эффекта в произведении.
|
|
5.8
|
О. Генри. «Вождь краснокожих». Языковые средства создания комического эффекта.
|
|
5.9
|
Дж. Лондон. «Сказание о Кише». Сказание как форма рассказа. Героический характер.
|
|
5.10
|
А. Конан Дойл. «Дьяволова нога» как детективный рассказ. Детективный сюжет Тема возмездия в рассказе.
|
|
5.11
|
Б.С. Житков. «Механик Салерио». Характер в литературе. Смелость, мужество как этические категории.
|
|
5.12
|
К.Г. Паустовский. «Кот Ворюга». Рассказ о животных. Изображение животных в фольклоре и литературе.
|
|
5.13
|
В.Ю. Драгунский. «Девочка на шаре». Проблема взросления..
|
|
5.14
|
Д.И. Хармс. «Черная вода, Л. Петрушевская «Пуськи Бятые», «Все непонятливые». Понятие об игровом рассказе.
|
|
5.15
|
Творческая мастерская. Тайны рассказа. Самостоятельный анализ выбранного произведения.
|
|
5.16
|
Творческий практикум. Мой первый рассказ.
|
6
|
|
Повесть
|
|
6.1
|
Отличие повести от рассказа: сюжет, время, герой, жанровые особенности повести.
|
|
6.2
|
А.С. Пушкин. «Барышня-крестьянка». Художественные средства создания характеров в повести. Лаконизм и динамика как отличительные черты пушкинской прозы.
|
|
6.3
|
Марк Твен. «Приключения Тома Сойера». Соотношение художественного вымысла и реальности в художественном произведении. Автобиографическое в повести. Главный герой повести. Основные сюжетные линии. Особенности юмора в повести.
|
7
|
|
Сказочная повесть.
|
|
7.1
|
Особенности сказочной повести. Характер художественного вымысла. Различие фантастического и волшебного. Герои сказочной повести и сказки.
|
|
7.2
|
Н.В. Гоголь. «Ночь перед Рождеством». Волшебное, фантастическое и реально-бытовое в повести. Нравственные истоки победы добра над злом.
|
|
7.3
|
Л. Кэрролл «Алиса в стране чудес». Языковые средства создания чудесных ситуаций.
|
|
7.4
|
Творческая мастерская. Герои и события сказочной повести.
|
8
|
|
Лирические жанры.
|
|
8.1
|
Лирика как род литературы. Понятие о лирическом стихотворении как жанре.
|
|
8.2
|
А.С. Пушкин. «Птичка», «Туча», «Ещё дуют холодные ветры», «Бесы».
|
|
8.3
|
М.Ю. Лермонтов. «Казачья колыбельная песня», «Утёс», «На севере диком стоит одиноко…»
|
|
8.4
|
Ф.И. Тютчев. «Есть в осени первоначальной…», «Чародейкою зимою», «Весенние воды».
|
|
8.5
|
А.А. Фет. «Ласточки пропали», «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Ещё весны душистой нега…», «Зреет рожь над жаркой нивой…»
|
|
8.6
|
Мир и человек в лирических произведениях. Стихи и проза. Начальное понятие о рифме. Ритм и интонация в стихе. Ритм как основа музыкальности лирики. Начальное понятие о фигурах речи, эпитете, метафоре, олицетворении, аллегории.
|
|
8.7
|
Творческая мастерская. Секреты поэтического мастерства.
|
|
8.8
|
Творческий практикум. Первый поэтический опыт или чтение любимого лирического произведения.
|
9
|
|
Драматические жанры.
|
|
9.1
|
Специфика драматических произведений. Автор в драме. Время в драматическом произведении. Особенности читательского восприятия драматического произведения..
|
|
9.3
|
Т.Г. Габбе. «Город мастеров» как пьеса-сказка.. Художественной своеобразие драмы. Специфика художественной условности в драматургии.
|
|
9.4
|
Творческая мастерская. Как создается сценарий.
|
|
9.5
|
Творческий практикум. Создание сценария мультфильма или диафильма. Самостоятельный анализ выбранного драматического произведения.
|
10
|
|
Итоговая читательская конференция. Фольклор и литература.
|