Рассмотрено на заседании муниципального экспертного совета
управления образования администрации Старооскольского городского округа
от «09»сентября 2009 г.
Протокол № 4
|
Методические рекомендации
по вариативности использования основных и парциальных программ
в дошкольных образовательных учреждениях
Старый Оскол
2009
Программы дошкольного образования
Развитие современного общества предъявляет новые требования к дошкольным образовательным учреждениям, к организации в них образовательного процесса, выбору и обоснованию содержания основных и парциальных учебных программ, результативности их деятельности, подбору и обучению педагогических кадров. Одним из компонентов, влияющих на эффективность и качество образования детей в дошкольных образовательных учреждениях, является учебно-образовательная программа.
Современная дифференциация дошкольного образования, многообразие видов дошкольных образовательных учреждений предполагают значительную вариативность в использовании программ и педагогических технологий. В соответствии с п.5 ст.14 закона РФ «Об образовании» каждому образовательному учреждению предоставлено право самостоятельно разрабатывать или из комплекса вариативных программ выбирать те, которые наиболее полно учитывают конкретные условия работы дошкольных учреждений. В условиях новой образовательной политики вариативности образования разработан ряд отечественных программ и педагогических технологий нового поколения. Все программы предусматривают разные подходы к организации образовательного процесса в детском саду.
Все программы дошкольных учреждений можно разделить на комплексные
и парциальные
.
Комплексные,
или общеразвивающие, программы включают все основные направления развития ребёнка (физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое); содействуют формированию различных способностей (умственных, коммуникативных, двигательных, творческих), становлению специфических видов детской деятельности (предметная, игровая, театрализованная, изобразительная, музыкальная деятельность, конструирование и др.).
Парциальные
(специализированные, локальные) программы включают одно или несколько направлений развития ребёнка. Целостность образовательного процесса может достигаться не только путём использования одной основной (комплексной) программы, но и методом квалифицированного подбора парциальных программ.
Программы должны быть нацелены:
- на развитие любознательности как основы познавательной активности у дошкольника;
- на развитие способностей ребенка;
- на формирование творческого воображения;
- на развитие коммуникативности.
Программы должны обеспечить:
- охрану и укрепление здоровья детей, их физическое развитие;
- эмоциональное благополучие каждого ребенка;
- интеллектуальное развитие ребенка;
- создание условий для развития личности ребенка, его творческих способностей;
- приобщение детей к общечеловеческим ценностям;
- взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.
Программы должны предусматривать организацию детской жизни в трех формах:
- занятия как специально организованная форма обучения;
- нерегламентированные виды деятельности;
- свободное время, предусмотренное для ребенка в течение дня в детском саду.
Вариативность образования должна достигаться за счет базисности, а не парциальности. Главное требование к комбинированию программ - единство подходов (концепции, принципы) к воспитанию, обучению и развитию детей, которые лежат в их основе, а также к суммарной умственной и физической нагрузкам на ребёнка в целях охраны его здоровья. Важно отметить, что синтез парциальных программ является делом чрезвычайно сложным и ответственность за качество такого синтеза целиком ложится на педагогический коллектив дошкольного учреждения.
Одно из главных требований к основным программам - соблюдение преемственности с программами начального общего образования. В данных программах должны содержаться показатели уровней развития детей на разных возрастных этапах дошкольного детства.
С учетом изложенного, к основным комплексным
программам
можно отнести:
№ п.п
|
Программы
|
Авторы
|
Издательство
|
1
|
Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду
|
В.И.Логинова, Т.И.Бабаева, Н.А. Ноткина и др.
|
С-Пб.: «Детство-Пресс».2000 г
|
2
|
Радуга: Программа воспитания, образования и развития детей дошкольного возраста в условиях детского сада
|
Т.Н. Доронова, В.В. Гербова,
Т.И. Гризик. и др.
|
М.: «Просвещение». 1993 г, 1994 г, 1997 г. М. «Просвещение».1997г
|
3 3
|
Программа воспитания и обучения в детском саду
|
Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой
|
М.: «Мозаика –Синтез». 2007 г
Издание 5-е.
|
4
|
Истоки: Базисная программа развития ребёнка-дошкольника
|
Научный ред. Л.А. Папрамонова
|
М.: «Карапуз»,
2001г
|
5
|
Кроха: Программа воспитания и развития детей
раннего возраста в условиях дошкольного учреждения
|
Г.Г.Григорьева,
Д.В. Сергеева,
Н.П. Кочеткова и др.
|
М.: «Просвещение»,
2000 г
|
6
|
Развитие: Основные положения
|
Л.А. Венгер, О.М.Дьяченко, Е.Л. Агеева и др.
|
М.: Новая школа,
1997г
|
7
|
Примерная общеобразовательная программа воспитания, обучения и развития детей раннего и дошкольного возраста
|
Под ред.
Л.А. Парамоновой
|
Центр «Дошкольное детство», 2004 г
|
8
|
Одаренный ребенок
|
Л.А. Венгер, О.М.Дьяченко,
Е.Л. Агаева и др.
|
М.: МоиПК,
1995 г, 1997 г
|
9 9
|
Школа 2100
|
Под ред. А.А.Леонтьева
|
М.: «Баласс», 2002 г
|
Комплексные программы непрерывного образования
|
1
|
Из детства - в отрочество: Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей от 1до7 лет
|
Т.Н. Доронова, Л.Г. Голубева, Н.А. Гордова и др.
|
М.: «Просвещение», 2002 г
|
2
|
Преемственность: Программа
|
Н.А.Федосова, Т.С. Комарова, Т.Я. Шпикалова.
|
М.:АПКиПРО, 1999 г
|
1.
3
|
Сообщество
|
К.А. Хансен,
Р.К. Кацфманн
К.Б. Уолш.
|
Гендальф, 1999 г
|
2.
4
|
Золотой ключик: Программа воспитания и обучения детей дошкольного и мл. школьного возраста
|
Г.Г.Кравцов, Е.Е.Кравцова, Е.Л. Бережковская и др.
|
М.: «Просвещение», 1994г
|
Парциальные программы
№
|
Программы
|
Авторы
|
Издательство
|
Программы познавательного, экологического развития
|
1
|
Юный эколог: Программа и условия ее реализации в детском саду
|
С.Н. Николаева.
|
М.: «Новая школа», 1993 г
М.: «Мозаика-Синтез»,
1999 г, 2000 г
|
2
|
Наш дом- природа: Программа экологического образования дошкольников
|
Н.А. Рыжова.
|
М.: ИСАР, 1998 г
|
3
|
Семицветик: Программа и руководство по культурно- экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста
|
В.И. Ашиков,
С.Г. Ашикова
|
М.: «Российское педагогическое агентство», 1997 г
|
4
|
Зеленая тропинка
|
С.Н. Николаева.
|
М.: «Просвещение», 2001 г
|
5
|
Мы: Программа экологического образования детей
|
Н.Н.Кондратьева,
Т.А. Шиленок,
Т.А Маркова и др.
|
Санкт-Петербург, «Детство-Пресс», 2000 г
|
Программы социально-нравственного развития дошкольника
|
6
|
Я, ты, мы: Программа социальной компетентности ребёнка
|
О.Л. Князева,
Р.Б. Стеркина
|
М.: «Дрофа», 1999 г
|
7
|
Я - человек: Программа социального развития
|
С.А. Козлова
|
М.: «Школьная пресса», 2003 г
|
8
|
Основы безопасности детей дошкольного возраста: Программа для дошкольных образовательных учреждений
|
Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева Р.Б. Стеркина
|
М.: АСТ, 1998 г
|
9
|
Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа: Учебно-методическое пособие
|
О.Л. Князева,
М.Д. Маханева
|
С.-Пб.: «Детство-Пресс», 1999 г
|
10
|
Свет Руси: Программа духовно-патриотического воспитания детей 5 -7лет
|
В.Н.Вишневская.
|
М.: АРКТИ, 2004 г
|
11
|
Наследие
|
М.Ю. Новицкая.
|
М.: Линка-Пресс, 2003 г
|
12
|
Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду
|
О.С.Ушакова.
|
М.: Сфера, 2002 г
|
13
|
Занятия по развитию речи в детском саду: Программа и конспекты
|
Под ред. О.С.Ушаковой.
|
М.: Совершенство, 1998 г
|
Программы интеллектуально-личностного развития
|
14
|
Дошкольник и экономика: Программа
|
А.Д. Шатова.
|
М.: МИПКРО, 1996 г
|
15
|
Росток: Программа по ТРИЗ - РТВ для детей дошкольного возраста
|
А.М. Страунинг.
|
«Принтер», 2000 г
|
16
|
Умка - ТРИЗ
|
Л.М.Курбатова.
|
Москва, 1999 г
|
17
|
Программа математического развития
детей дошкольного возраста в системе «Школа-2000»
|
Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова.
|
«Баласс», 1998 г
|
18
|
Обучение дошкольников грамоте
|
Под ред. Н.В.Дуровой.
|
М.: Школа-Пресс, 1998 г
|
Программы художественно-эстетического цикла
|
19
|
Природа и художник: Художественно-экологическая программа по изобразительному искусству для дошкольных образовательных учреждений
|
Т.А. Копцева.
|
М.: ИХО РАО, 1999 г
|
20
|
Красота- радость- творчество: Программа эстетического воспитания детей дошкольного возраста
|
Т.С. Комарова и др.
|
М.: Педагогическое общество России, 2000 г
|
21
|
Росинка. В мире прекрасного
|
Л.В. Куцкова,
С.И. Мерзлякова
|
М.: «Просвещение», 2003 г
|
22
|
Программа по изобразительной деятельности в детском саду
|
Г.С. Швайко.
|
М.: ВЛАДОС, 2000 г
|
23
|
Цветные ладошки
|
И.А.Лыкова.
|
М.: «Карапуз», 2007 г
|
24
|
Конструирование и ручной труд в детском саду
|
Л.В. Куцакова.
|
М.: «Совершенство», «МИПКРОПресс»,
1998 г, 1999 г
|
25
|
Художественный труд: Программа по трудовому обучению
|
Н.А. Малышева.
|
М.: «Просвещение», 1999 г
|
26
|
Музыкальные шедевры: Авторская программа и методические рекомендации
|
О.П. Рыданова.
|
М.: Гном-Пресс, 1999 г
|
27
|
Гармония: Программа развития музыкальности у детей
|
К.В. Тарасова, Т.В. Нестеренко, Т.Г. Рубан.
|
М.: Центр «Гармония»,
1993 г
|
28
|
Гармония: Программа интеллектуально-художественного и творческого развития личности дошкольника
|
Д.И. Воробьева.
|
С.- Пб.: ЛГОУ, 1996 г,
1997 г
«Детство-Пресс», 2003 г
|
29
|
Малыш: Программа развития музыкальности у детей раннего возраста
|
В.А. Петрова.
|
М.: «Виоланта», 1998 г
|
30
|
Театр- творчество- дети: Программа развития творческих способностей средствами театрального искусства.
|
Н.Ф. Сорокина,
Л.Г. Миланович.
|
М.: МИПКРО, 1995 г
|
Программы физического развития и здоровья дошкольников
|
31
|
Играйте на здоровье: Программа и технология ее применения в ДОУ
(3-4года) (5-6лет)
|
Л.Н. Волошина,
Т.В. Курилова
|
«ГНОМ и Д», 2004 г
|
32
|
Физическая культура – дошкольникам:
Программа по физическому воспитанию дошкольников
|
Л.Д. Глазырина.
|
«Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 1999 г
|
33
|
Здравствуй!
|
М.Л. Лазарев.
|
М.: «Мнемозина», 2004 г
|
34
|
Здоровье
|
В.Г. Алямовская.
|
Москва, 1999г
|
35
|
Искорка
|
Л.И. Симошина.
|
Москва, 1997г
|
Программы обучение детей дошкольного возраста иностранному языку
|
36
|
Иностранный язык для дошкольников: Программа обучения иностранным языкам детей дошкольного возраста
|
Н.Д. Гальскова,
В.В. Пономарева,
В.И. Пономарева.
|
М.: Центр инноваций в педагогике, 1997 г
|
37
|
Двуязычный детский сад
|
под ред. Е. Ю. Протасовой, Н. М. Родиной и др.
|
М.: Центр инноваций в педагогике, 1996 г
|
38
|
Иностранный язык для дошкольника и уроки общения
|
Н.А. Тарасюк.
|
Москва, 1999 г
|
39
|
Английский для дошкольников
|
Н.Ю. Черепова.
|
ГИППВ, изд. «Аквариум» 2000 г
|
40
|
Английский язык: методическое пособие для работы с детьми старшего дошкольного возраст
|
Ю.Л.Минаев, Н.Е.Зубкова, Боровикова Е.Т.
|
Москва, 1998 г
|
41
|
Программа обучения иностранному языку в детском саду
|
Е. И. Негневицкая.
|
Москва, 1997 г
|
42
|
Английский язык для самых маленьких
|
под редакцией Н.А. Бонк.
|
Москва, Росмен 2006г.
|
43
|
Программа обучения английскому языку в средних, старших, подготовительных группах
|
Н. Решетова, Т.Сорокина.
|
Москва, 1997
|
Коррекционно-развивающие программы и технологии
|
44
|
Программа коррекционного обучения
|
Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина
Под ред.Л.С. Волковой
|
М.: ВЛАДОС, 2003г
|
45
|
Программа обучения детей с недоразвитием фонетического строя речи
|
Г.А.Каше, Т.Б.Филичева
|
М.: ВЛАДОС, 2003 г
|
46
|
Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа)
|
Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина
|
М.: Просвещение», 1993 г
|
47
|
Подготовка детей к школе с задержкой психического развития
|
С.Г. Шевченко.
|
«Школьная пресса», 2005 г
|
48
|
Программа воспитания и обучения детей с интеллектуальной недостаточностью
|
Л.Б. Баряева.
|
М.: «Просвещение», 1999 г
|
49
|
Обучение и воспитание заикающихся дошкольников
|
Под ред. А.И. Павловой.
|
М.: «Просвещение», 1983 г
|
50
|
Программа дошкольного образовательного учреждения компенсир. вида для детей с нарушением интеллекта
|
Е.А. Екжанова,
Е.А. Стребелева.
|
М.:«Просвещение», 2003 г
|
51
|
Воспитание и обучение умственно-отсталых детей дошкольного возраста
|
О.П. Гаврилушкина, Н.Д. Соколова.
|
М.:«Просвещение», 1991 г
|
52
|
Программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста с церебральным параличом
|
Н.В. Симонова.
|
М.:«Просвещение», 1999 г
|
Таким образом, реализуемые программы дошкольного учреждения определяют содержание дошкольной ступени образования, ее компетентность и направленность, исходя из приоритетных целей и задач. Они гарантируют необходимый и достаточный уровень для всестороннего развития ребёнка и являются внутренним стандартом образования, а также основанием для лицензирования, аккредитации дошкольного учреждения.
Методические рекомендации составлены на основании:
инструктивно-методических писем ГОУ ДПО БелРИПКППС 2008 – 2009г.г., 2009 – 2010г.г.;
Белая, К.Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы./ Белая, К.Ю./ – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 96 с.
Исп. Котельникова И.В.,
методист МОУ ДПО (ПК)
специалистов «СОГИУУ»,
Величкова Н.Н.,
методист МОУ ДПО (ПК)
специалистов
«СОГИУУ».
|