Реферат: Методические рекомендации по преподаванию химии в образовательных учреждениях Республики Карелия в 2010-2011 учебном году
Название: Методические рекомендации по преподаванию химии в образовательных учреждениях Республики Карелия в 2010-2011 учебном году Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Методические рекомендации по преподаванию химии в образовательных учреждениях Республики Карелия в 2010-2011 учебном году
Современное общество предъявляет высокие требования к выпускнику школы. Изменения, происходящие в жизни общества, отражаются на состоянии современного школьного образования, его содержании, организации и результатах образовательных процессов в школе. Усвоения школьниками суммы знаний по различным предметам уже недостаточно, необходимо развитие личности, его познавательных и созидательных способностей. Школа формирует систему универсальных знаний, умений и навыков, а также универсальной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования. Как сказано в Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» (Вестник образования России № 4, 2010г.) главной задачей современной школы является раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. В 2010-2011 учебном году организацию учебно-воспитательного процесса по химии рекомендуется осуществлять в соответствии со следующими нормативными документами федерального и регионального уровня: 1. Закон Российской Федерации «Об образовании». М. Творческий центр,2007. 2. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования, утверждённая приказом Министра образования № 2783 от 18.07.2002г. 3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации № 1756-р от 29.12.2001года. 4. Обязательный минимум содержания по химии для средней (полной) школы, утверждённый приказом Минобразования России от 30.06.99 № 56 5. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утверждённый приказом Министерства образования РФ 05.03.2004г. № 1089. 6. Концепция школьного химического образования. Программно-методические материалы. Автор – составитель С.В.Суматохин. М.Дрофа, 2001. 7. Республиканский базисный учебный план для образовательных учреждений Республики Карелия, реализующих программы общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и по делам молодёжи Республики Карелия. 8. Приказ министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 14.08.2009г. № 593 «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» 9. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.12.2009г. № 822 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2010 – 2011 учебный год» В образовательных учреждениях РК обучение химии организовано по следующим учебно-методическим комплектам:
Впервые в образовательном пространстве Республики появился УМК автора Жилина Д.М. Он предусматривает использование открытых цифровых образовательных ресурсов, в первую очередь из коллекции ФЦИОР http://fcior.edu.ru Выполнение практических работ в рамках УМК опирается на оборудование цифровой лаборатории L-Микро, которое можно рассматривать как часть УМК. Комплект учебников для 8 и 9 классов полностью раскрывает содержание предмета, предусмотренного Стандартом по химии основной школы, и формирует целостную картину химического знания и подготавливает к дальнейшему изучению химии в старшей школе. В соответствии с принципом наглядности, учебники иллюстрированы схемами и фотографиями экспериментальных установок, веществ, результатов экспериментов и др. Задания ГИА включены в контекст задачника. Особенности УМК «Химия. 8-9 классы» Д.М. Жилина:
Старшая ступень (10-11 классы) Учебник «Химия, 10 класс. Базовый уровень» А.В. Мануйлова открывает учебно-методический комплект (УМК) по химии для старшей школы (10 и 11 классы). Весь УМК будет состоять из двух базовых, двух профильных учебников для 10 и 11 классов, двух методических пособий к этим учебникам (с контрольными материалами), а также электронного приложения к УМК на компакт-диске. Подробно с особенностями УМК Д.М.Жилина можно ознакомиться на сайте издательства БИНОМ Методическая служба www.metodist.lbz.ru в разделах «Авторские мастерские», «Телекурсы». Каждый авторский коллектив предлагает программу, разработанную в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта и примерными программами по химии: 1. Программа курса химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений/ О.С.Габриелян.- М.: Дрофа, 2008.-78с. 2. Сборник программ и примерное тематическое планирование к учебникам химии Г.Е.Рудзитиса, Ф.Г. Фельдмана для 8-9 классов и 10-11 классов/ Под ред. Г.Е. Рудзитиса.- М. Просвещение, 2008.- 54с. Количество часов по классам в неделю и контрольных работ в год регламентируется нормативными документами и имеющимися программами.
В зависимости от авторской линии количество лабораторных опытов и практических работ варьирует. Учителю необходимо ориентироваться на тот обязательный минимум лабораторных опытов и практических работ, который указан в примерных программах по химии, разработанных к государственному образовательному стандарту основного общего и полного (общего) среднего образования по химии. С целью подготовки учащихся к изучению нового учебного предмета «Химия» в 8 классе, развития познавательного интереса, формирования предметных знаний, умений и навыков, ознакомления со становлением и развитием науки химии, интеграции знаний по предметам естественного цикла основной школы на основе учебной дисциплины «Химия» по инициативе администрации ОУ в 7 классе может преподаваться пропедевтический курс химии. Для реализации пропедевтического курса могут быть использованы следующие пособия: Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Ахлебинин А.К.Химия. Вводный курс. 7 класс. М.: Дрофа, 2007. с.159 Габриелян О.С., Шипарева Г.А. Химия. Методическое пособие к пропедевтическому курсу «Химия. Вводный курс. 7 класс». М.: Дрофа, 2007.с.203 Габриелян О.С., Аксёнова И.В. Химия. Практикум к учебному пособию «Химия. Вводный курс. 7 класс». М.: Дрофа, 2010.с.75 В школьном химическом образовании на изучение предмета в старшей школе на базовом уровне отводится один час в неделю. В этих условиях задача учителя состоит в том, чтобы раскрыть роль химии в жизни современного общества и каждого отдельно взятого человека, показать её вклад в формирование единой научной картины мира. Поэтому нет смысла загружать учащихся сведениями, превышающими базовый стандарт. Если в отдельных школах выделяется второй час на изучение химии, то появляется возможность, как рекомендовал О.С. Габриелян «не проходить, а изучать, не знакомиться, а усваивать это содержание». Один час в неделю обрекает учителя химии на лекционно-семинарскую форму проведения учебных занятий. В этой связи возникают проблемы обучения решению расчётных задач, формирования экспериментальных умений, накопляемости отметок и оценки качества знаний по предмету. Помогут в решении названных проблем следующие публикации: Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Сладков С.А.Об особенностях обучения химии на базовом уровне старшей школы // Химия в школе.- 2008.-№ 3.- с.17-20. Габриелян О.С. Особенности обучения химии на базовом уровне старшей школы: несколько методических советов коллегам // Приложение к газете «Первое сентября». Химия. -2008.- № 32.- с. 1- 7. Приходько Н.В. Некоторые методические приёмы обучения решению расчётных задач по химии школьников со слабой математической подготовкой // Приложение к газете «Первое сентября». Химия. 2010 - № 7. – с.44-48. Толстолужинская С.Б. Озадаченная химия // Приложение к газете «Первое сентября». Химия. – 2010. - № 4.- с.10-16.- № 7.- с.3-8. В соответствии с постановлением Минобрнауки от 24.02.2009г.№142 «Об утверждении Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов» Российская академия образования по заказу Министерства образования и науки РФ реализует проект «Разработка, апробация и внедрение ФГОС второго поколения». Принципиальным отличием ФГОС второго поколения является его ориентация на результат образования, результат не предметный, а личностный, какая личность покинет школу. Понимание результата зависит от той парадигмы, в рамках которой рассматривается образование. В отечественной науке разработана деятельностная парадигма образования, которая предполагает в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности. В стандарте цели общего образования представлены в виде системы ключевых задач, отражающих направления формирования качеств личности. Базовым документом, необходимым для создания базисных учебных планов, программ, учебно-методических материалов и пособий является фундаментальное ядро содержания общего образования, которое нормирует содержание учебных программ и организацию учебной деятельности по отдельным учебным предметам. С ядром стандарта второго поколения по химии, а также с местом курса «Химия» в базисном учебном (образовательном) плане можно ознакомиться на сайте www.standart.edu.ru ФГОС второго поколения предусматривает формирование у учащихся компетенций, уровень овладения которыми будет свидетельствовать о его компетентности, готовности к дальнейшему обучению и самоопределению. Поэтому, в целях подготовки к реализации ФГОС второго поколения, рекомендуем ознакомиться со следующими публикациями: Белов С.Б. Из опыта формирования химических компетенций учащихся // Химия в школе. -2009.-№ 10.- с. 25 – 28. Габриелян О.С. Компетентностный подход в обучении химии // Химия в школе.- 2007- № 2.- с.16-22. Герус С.А., Пустовит С.О. Методика формирования компетенций: опыт, теория, перспективы // Химия в школе.-2007- №10-с.12-17. Герус С.А., Пустовит С.О. Теория и практика формирования компетенций в курсе химии // Приложение к газете «Первое сентября». Химия.-2008.-№ 10.-с.13- 18. Григорьев Д.В., Степанов П.В.Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. – М.: Просвещение, 2010.- (Стандарты второго поколения). Кендиван О.Д-С. Практико-ориентированные проблемно- творческие задачи // Приложение к газете «Первое сентября». Химия. 2010- № 8.- с.40-44. Концепция Федерального Государственного образовательного стандарта общего образования. – М.: Просвещение, 2010.- (Стандарты второго поколения). Примерные программы основного общего образования. Химия.- М.: Просвещение, 2010. - (Стандарты второго поколения). Примерные программы внеурочной деятельности. – М.: Просвещение, 2010.- (Стандарты второго поколения) Проектная деятельность в основной и старшей школе. – М.: Просвещение, 2010. - (Стандарты второго поколения). Формирование универсальных учебных действий в основной школе. – М.: Просвещение, 2010.- (Стандарты второго поколения). Шалашова М.М. Ключевые компетенции учащихся: проблема их формирования и измерения // Химия в школе. -2008.- № 10.- с.15- 21. Шалашова М.М. Компетентностный подход в изучении химии и оценивание компетенций учащихся средней школы // Химия в школе. -2009.- № 10.- с.9- 15. Шалашова М.М. Использование контекстных задач для оценивания компетенций учащихся // Химия в школе.-2009.- № 4.- с.24 -28. Проводимая модернизация образования требует совершенствования государственной (итоговой) аттестации выпускников с целью повышения объективности оценки результатов образования. Выпускники 11 классов сдают ЕГЭ по химии. Во многих ОУ РФ ведётся эксперимент по внедрению новой формы государственной (итоговой) аттестации выпускников девятых классов по химии (см. сайт издательства Бином Методическая служба: www.metodist.lbz.ru ). Методическую помощь учителю при подготовке к итоговой аттестации выпускников могут оказать следующие материалы, размещённые на сайте ФИПИ (http://www.fipi.ru): 1. Методическое письмо «Об использовании результатов ЕГЭ 2010г. в преподавании химии в образовательных учреждениях среднего (полного) общего образования» 2. Методическое письмо «Об использовании результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы в новой форме в 2010г в преподавании химии в общеобразовательных учреждениях» 3. Документы, регламентирующие разработку контрольных измерительных материалов для государственной (итоговой) аттестации и ЕГЭ по химии (кодификатор и спецификация). 4. Учебно-методические материалы для членов и председателей региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развёрнутым ответом. 5. Перечень учебных изданий, рекомендуемых ФИПИ для подготовки к экзамену. Каждое время рождает свои требования к учебному процессу. Современный урок химии – это результат совместной деятельности учителя и учащихся. Важный момент в современном уроке – формирование мотивации к обучению. Практика показывает, что главный мотивирующий фактор – увлечённость самого учителя, его предметные интересы. Совместная деятельность возможна, если есть совместная заинтересованность и ученики являются сподвижниками учителя, а это возможно, если каждый урок будет интересен для учителя и ученика. Современный урок – это поиск ответов на вопросы: Как сделать? Как доказать? Как проверить? В настоящее время распространены вопросы: Что? Почему? Не обойтись без использования ИКТ при подготовке к уроку и на уроке. В настоящее время особое внимание обращается на развивающую роль методов обучения, обучение познанию, моделирование, проблемное обучение, сотрудничество учителя и учащихся, обучение приобретению опыта творческой деятельности и поиску информации. Внимание учителей обращаем на следующие публикации: Абрамова С.И. Компьютерные технологии на уроках химии // Приложение к газете «Первое сентября». Химия.-2010.- № 2.- с.7- 22. Кендиван О.Д.-С. Об особенностях практико-ориентированных учебных задач // Химия в школе.- 2009.- № 6.- с.39- 42. Кузнецова Л.М. Современный урок: технологии и методические приёмы // Приложение к газете «Первое сентября». Химия.- 2010.- № 1.- с.1- 5. Нечитайлова Е.В. Интерактивная доска на уроке химии // Химия в школе.- 2009.- № 6.- с. 33- 38. Нечитайлова Е.В. Изучение физических свойств металлов с использованием интерактивной доски // Химия в школе.- 2009.- № 9.- с.22-24. Общая методика обучения химии в школе./ Под ред. Р.Г. Ивановой. М.: Дрофа, 2008. Платонова Т.И. Современный учитель готовит современный урок // Приложение к газете «Первое сентября». Химия.- 2009.- № 18.- с.1-4. Ульянова Т.С. Об интерактивных методах обучения // Химия в школе.- 2009.- № 1.- с.28-32. Химия – особая учебная дисциплина, при изучении которой наряду с теоретическими знаниями формируются также экспериментальные и расчётные умения и навыки. Поэтому необходимо обратить внимание на выполнение практической части программы (демонстрационный и ученический эксперимент), особенно при изучении химии на базовом уровне в 10 и 11классе, демонстрационный эксперимент должен присутствовать на каждом уроке, рекомендуется использование домашнего эксперимента. В современных условиях учителя стремятся перевести реальную работу с веществами на виртуальный уровень. Это приводит к отчуждению детей от реальных веществ, от химических манипуляций. На мониторе компьютера они видят условные цвета, не ощущают запаха, не учатся пользоваться посудой и приборами, т.к. не держат их в руках, а просто нажимают кнопки. Обучение должно вести детей от живого вещества к компьютерной модели. Одним из важных аспектов деятельности учителя является организация работы с одаренными детьми. Предлагаем учителю Методические рекомендации по организации работы с одарёнными детьми на примере учебных дисциплин естественно-математического цикла, помещённые на сайте www.ipk.karelia.ru в разделе деятельность отдел ЕМО, которые могут стать практической основой для целенаправленной работы педагога с учащимися. Также интерес могут представлять следующие электронные ресурсы: http://www/center/fio/ru/ http://www.center.eidos.ri/master/index.htm http://www.trizland.ru http://www.abitu.ru/start/about.esp (программа «Юниор - старт в науку») http://vernadsky.dnttm.ru/ (конкурс им. Вернадского) http://www.step-into-the-future.ru/ (программа «Шаг в будущее) http://www.mendeleev.ru (Конкурс исследовательских работ им. И.И.Менделеева) http://www.iteach.ru (программа Intel - «Обучение для будущего».Конкурсы проектов с использованием ИКТ). Рекомендуем муниципальным методическим службам ознакомить учителей химии с предложенными методическими рекомендациями по преподаванию предмета в 2010-2011 учебном году, а также обратить внимание педагогов на сайт издательства БИНОМ Методическая служба (www.metodist.lbz.ru), где можно ознакомиться содержанием видеолекций, мастер-классов по проекту ФГОС второго поколения, ЕГЭ, итоговой государственной аттестации, химическому эксперименту, нанохимии ит.д. Май 2010г. Методист отдела ЕМО ГОУ РК «ИПКРО» Кузнецова Г.П. Тел.70-69-16 kuznecova@ipk.karelia.ru |