Реферат: Методические рекомендации разработчикам учебно-программной документации
Название: Методические рекомендации разработчикам учебно-программной документации Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ПРИЛОЖЕНИЕ К МЕТОДИЧЕСКОМУ ВЕСТНИКУ №9 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ имени И.И.ПОЛЗУНОВА МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ разработчикам учебно-программной документации ФГОС III поколения Екатеринбург, 2010 ВВЕДЕНИЕУчебно-программная документация – составная часть основной профессиональной образовательной программы; система нормативных документов, определяющих цели и содержание образования и обучения по конкретной специальности. Важное место в комплекте учебно-программной документации занимают программы учебных дисциплин и программы профессиональных модулей. Разработкой программ для реализации ФГОС III поколения занимаются ФИРО, ИРРО, ОУ. Образовательные учреждения разрабатывают, прежде всего, программы учебных дисциплин вариативной части и профессиональных модулей. Разработчики могут столкнуться с определенными трудностями в отсутствии компетентных консультантов из ФИРО, ИРРО. Поэтому преподавателям ОУ – разработчикам программ предлагается обратить внимание на следующие моменты: 1. Необходимо знание сущности категорийного аппарата. 2. Необходимо знание возможных информационных источников. 3. Важно грамотно применить установленный алгоритм разработки программ, зафиксированный в макетах примерных программ. 4. Строго следовать разъяснениям по формированию примерных программ, утвержденным Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации. 5. Обратить внимание на рекомендации организаторов семинара-практикума. I. КАТЕГОРИЙНЫЙ АППАРАТ При разработке программ учебных дисциплин и профессиональных модулей важно иметь достаточную теоретическую подготовку, поскольку категорийный аппарат, раскрывающий новую парадигму образовательной политики, обновился. Кроме того, преподаватели в меньшей степени, чем административные работники, связаны с работой со всем пакетом нормативной документации. Поэтому подборка предлагаемых терминов поможет быстрее разобраться с содержанием утвержденного макета учебных дисциплин и профессиональных модулей. С перечнем основных терминов предлагается познакомиться в ниже представленном терминологическом словаре-справочнике. 1. Нормативные документы · Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) – это официальный документ, содержащий нормы и требования к образовательному процессу. · Основная профессиональная образовательная программа (ОПОП) – это совокупность (комплект) учебно-методической документации, определяющей в соответствии со стандартом содержание профессионального образования определенного уровня по конкретной специальности, нормативные сроки обучения. ОПОП включает: учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных дисциплин и модулей, программы учебной и производственной практик, методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии, другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся. · Базисный учебный план (БУП) является частью ОПОП по специальности СПО; БУП определяет перечень, объемы, последовательность изучения (по курсам) дисциплин, профессиональных модулей и входящих в них междисциплинарных курсов, виды учебных занятий, этапы учебной и производственных практик, виды государственной (итоговой) аттестации. · Программа – нормативный документ, определяющий место учебной дисциплины или профессионального модуля в подготовке специалиста; требования к знаниям и умениям в области определенной учебной дисциплины или профессионального модуля, содержание учебного материала и последовательность его изучения. 2. Основные термины, встречающиеся при разработке программ учебных дисциплин и профессиональных модулей · Компетентностный подход – это подход к определению целей, отбору содержания, организации образовательного процесса, выбору образовательных технологий и оценке результатов образования, основанный на предоставлении результатов образования в виде актуальной совокупности компетенций выпускников учебных заведений и соответствующих уровней сформированности этих компетенций; - это метод моделирования результатов обучения и их представления как норм качества образования. · Компетенция – это личностная способность специалиста решать определенный класс профессиональных задач. Понятие компетенции включает: - знание и понимание (теоретическое знание академической области, способность знать и понимать); - знание как действовать (практическое и оперативное применение знаний к конкретным ситуациям); - знание как быть (ценности как неотъемлемая часть способа восприятия и жизни с другими в социальном контексте). Общая компетенция (ОК) способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении задач общего рода деятельности. Профессиональная компетенция (ПК) – способность успешно действовать на основе практического опыта, умения и знаний при решении задач профессионального рода деятельности. · Умения – это владение способами (приемами, действиями) применения усваиваемых знаний на практике. · Знания – понимание, сохранение в памяти и умение воспроизводить основные факты науки и вытекающие из них теоретические обобщения (правила, законы, выводы). · Учебный цикл – совокупность дисциплин (модулей), обеспечивающих усвоение знаний, освоение умений и формирование компетенций в соответствующей сфере профессиональной деятельности. · Дидактическая единица – элемент содержания учебного материала, изложенного в виде утвержденной в установленном порядке программы обучения в рамках определенной учебной дисциплины или профессионального модуля; - система понятий, объединенных на основе их смысловых, логических связей и образующих целостную усваиваемую единицу информации. · Уровень освоения – это набор приемов и методов современных образовательных технологий, направленных на формирование необходимых компетенций в рамках освоения отдельной дидактической единицы. Виды уровней освоения: - ознакомительный – узнавание ранее изученных объектов, свойств; - репродуктивный – выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством; - продуктивный – планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач. · Средство обучения – это все те средства, с помощью которых обучающий учит, а обучаемые учатся (слово, книга, схемы, модели, доска, технические средства и т.д.). · Укрупненная группа (группы) специальностей – 030000 Гуманитарные науки 080000 Экономика и управление 090000 Информационная безопасность 100000 Сфера обслуживания 120000 Геодезия и землеустройство 130000 Геология, разведка и разработка полезных ископаемых 140000 Энергетика, энергетическое машиностроение и электротехника 150000 Металлургия, машиностроение и материалообработка 190000 Транспортные средства 220000 Автоматика и управление 230000 Информатика и вычислительная техника 240000 Химическая и биотехнологическая 270000 Архитектура и строительство · Направление (направления) подготовки - 030900 Юриспруденция 034700 Документоведение и архивоведение 080100 Экономика 080200 Менеджмент 090300Информационная безопасность вычислительных, автоматизированных и телекоммуникационных систем 090905 Информационная безопасность 100400 Туризм 100700 Торговое дело 101100 Гостиничное дело 120700 Землеустройство и кадастры 130400 Горное дело 140400 Электроэнергетика и электротехника 150400 Металлургия 151000 Технологические машины и оборудование 190600 Эксплуатация транспортных машин и комплексов 220700 Автоматизация технологических процессов и производств 230100 Информатика и вычислительная техника 230700 Прикладная информатика 240100 Химическая технология 270800 Строительство 3.Термины, встречающиеся при разработке программ профессиональных модулей · Профессиональный модуль (ПМ) – часть основной профессиональной образовательной программы, имеющая определенную логическую завершенность по отношению к заданным ФГОС результатам образования, и предназначенная для освоения профессиональных компетенций в рамках каждого из основных видов деятельности. · Междисциплинарный курс (МДК) – система знаний, умений и практического опыта, отобранная на основе взаимодействия содержания отдельных учебных дисциплин с целью внутреннего единства образовательной программы профессионального модуля. · Раздел профессионального модуля – часть примерной программы профессионального модуля, которая характеризуется логической завершенностью и направлена на освоение одной или нескольких профессиональных компетенций (может включать МДК или его часть, части учебной и производственной практик). · Профессиональная деятельность – это совокупность функций, действий, операций, которые приходится выполнять специалисту при осуществлении должностных обязанностей в соответствии с профессией. · Вид профессиональной деятельности – это одна или несколько определенных функций, которые выполняются специалистом при выполнении должностных обязанностей в процессе профессиональной деятельности. · Практический опыт – способность осознанно, быстро и точно выполнять трудовую деятельность по специальности в учебных и производственных условиях, сформированная на основе профессиональной теоретической и практической подготовки. II. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ИСТОЧНИКИ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММ Необходимая информация для разработчика программ сосредоточена в следующих нормативных документах: · Федеральный государственный образовательный стандарт СПО по специальности III поколения; · основная профессиональная образовательная программа СПО по специальности нового поколения; · базисный учебный план по специальности СПО; · примерные программы учебных дисциплин ГОС II поколения. Информацию об укрупненной группе специальностей и направлениях подготовки специалистов можно найти в приказе Минобрнауки России от 28 сентября 2009 г. № 355. III. АЛГОРИТМ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММ Основные подходы к разработке программ сформулированы и представлены в макетах и разъяснениях. Федеральным институтом развития образования разработаны макеты примерных программ учебных дисциплин и профессиональных модулей. Макеты программ учебных дисциплин и программ профессиональных модулей подчинены единой логике, единство требований отражено и в структуре. Кроме того, Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации разработаны и утверждены разъяснения по формированию примерных программ учебных дисциплин. Макеты программ и разъяснения по формированию примерных программ объединены в единый пакет, который должен стать для разработчика «настольной книгой». При разработке программ важно соблюдать единство требований. Для этого необходимо внимательно изучить подстрочные комментарии, прописанные письменным шрифтом к каждому пункту программ, как учебных дисциплин, так и профессиональных модулей. Прописанные комментарии не следует включать в разрабатываемую программу. А также не следует в разрабатываемую программу включать пункты макетов программ, если они по учебной дисциплине не предполагаются. РЕКОМЕНДАЦИИ РАЗРАБОТЧИКУ ПРОГРАММ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН Общие рекомендации Работа по разработке программ учебных дисциплин должна проходить в рамках утвержденной структуры (макет программы) и в соответствии с разъяснениями ФИРО, утвержденными Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации. · Основными источниками при разработке программ учебных дисциплин являются ФГОС III поколения, базисный учебный план, примерные программы ГОС II поколения. Конкретные рекомендации Титульный лист. Заполняется строго по установленному образцу. Например: Программа учебной дисциплины Основы философии 2010 г . На обороте титульного листа прописывается для какой специальности данная программа учебной дисциплины предназначается. ОУ самостоятельно принимает решение и устанавливает единообразие в заполнении этой части. Можно пойти по пути указывания как одной конкретной специальности, так и укрупненной группы специальностей. Выбор подхода вытекает из принципа целесообразности (в зависимости от того преподается учебная дисциплина только на одной или нескольких специальностях). Список укрупненных групп специальностей и направлений подготовки разработчик может увидеть на стр. 4-5 данных рекомендаций. Также следует обратить внимание на следующие моменты: · название организации-разработчика пишется то, что используется в официальных документах. Например: ГОУ СПО «Уральский государственный колледж имени И.И.Ползунова». · указывается и прописывается то количество разработчиков, которое принимает участие в разработке (1 человек или более). Оформляется запись следующим образом: Разработчик: Минина Е.Я., преподаватель ГОУ СПО «Уральский государственный колледж имени И.И.Ползунова» г.Екатеринбург. · Программа должна пройти экспертизу. Содержание. Необходимая составная часть программы. Она является обязательной. В содержании прописываются все разделы программы с указанием страниц разрабатываемого документа. Разделы программы: Раздел 1. Паспорт программы учебной дисциплины · Здесь вновь прописывается название дисциплины (запись идентичная записи на титульном листе). · Характеризуя область применения программы, необходимо вновь прописать, как и на обороте титульного листа, специальность или группу(ы) специальностей. Записи должны быть идентичны. · Ниже прописывается, где еще программа может быть использована. Текст записи может быть следующим: в дополнительном профессиональном образовании (повышении и переподготовки) и профессиональной подготовке по рабочей профессии (название профессии). Если же разрабатывается программа учебной дисциплины «Основы философии», «Экономика организации», например , для технических специальностей, то выше прописанное положение просто не указывается. Таким образом, подобная запись не является обязательной для всех программ учебных дисциплин. Эта запись касается программ учебных дисциплин Профессионального цикла Раздела 1 «Общепрофессиональные дисциплины». · Указывая место дисциплины в структуре ОПОП, можно сделать следующую запись: дисциплина входит в цикл – указать его название (ОГСЭ, ЕН, Профессиональный цикл. Раздел 1 «Общие профессиональные дисциплины»). Например: дисциплина входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл. · Для заполнения пункта 1.3 (цели и задачи дисциплины) программы учебной дисциплины раздела «Паспорт», следует обратиться к содержанию ФГОС. В таблице 3 «Структура ОПОП СПО» по всем дисциплинам, входящим во все учебные циклы, разработаны и включены перечень основных умений и перечень основных знаний. · Пункт 1.4 (рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины) раздела «Паспорт» можно заполнить на основе данных Базисного учебного плана специальности, ОПОП специальности ОУ или примерной ОПОП специальности. Если в ОУ идет процесс разработки Базисного учебного плана, ОПОП, то разработчикам программ можно включиться в распределение учебной нагрузки, предложенной разработчиками ФГОСов по специальности. В содержании таблицы 3 «Структура ОПОП СПО» указаны по каждому учебному циклу количество часов на все ученые дисциплины цикла: максимальная учебная нагрузка обучающегося и количество часов обязательных учебных занятий. По учебному циклу ОГСЭ указано количество часов, обязательных учебных занятий по каждой дисциплине, входящей в учебный цикл. Распределение часов внутри учебного цикла дисциплин может проводиться, учитывая расчасовку примерных программ учебных дисциплин ГОС второго поколения, корректируя данные Учебных планов специальности, созданных для реализации ГОС второго поколения. Раздел 2. Структура и примерное содержание учебной дисциплины При разработке пункта 2.1 «Объем учебной дисциплины и виды учебной работы» обратите внимание на то , что · данные по объему часов, которые вы будете вносить в таблицу по видам учебной деятельности, должны соответствовать данным пункта 1.4 раздел «Паспорт» примерной программы учебной дисциплины. Это относится - к максимальной учебной нагрузке; - обязательной аудиторной учебной нагрузке; - самостоятельной работе обучающегося. · обязательная аудиторная нагрузка конкретизируется. Количество часов проставляется против тех видов учебной деятельности, которые утверждены, остальные не указываются и часы не проставляются. Например , учебная дисциплина «Основы философии». По данной дисциплине не предполагается ни лабораторная, ни практическая, ни курсовая работа, поэтому запись в программе может выглядеть следующим образом: I вариант: Лабораторные занятия – Практические занятия – Контрольная работа 2 Курсовая работа – II вариант: Все виды деятельности, не предусмотренные учебным планом, не вписываются и не проставляются прочерки. Указывается только тот вид деятельности, который предусмотрен УП. Контрольная работа - 2 · запись по самостоятельной работе делается по аналогии с выше изложенными вариантами. Если самостоятельная работа предусмотрена, то прописываются виды самостоятельной работы с указанием часов. Например: - разработка проектов - 10 - проведение анализа статей - 4 · форма итоговой аттестации по учебной дисциплине прописана в базисном учебном плане. Итоговая аттестация может быть проведена в форме экзамена, зачета, дифференцированного зачета. При разработке тематического плана и содержания учебной дисциплины (пункт 2.2 программы учебной дисциплины) обратите внимание на то, что · структура тематического плана учебной программы ФГОС III поколения имеет черты сходства и различия с имеющимися в образовательной практике программами; · важным источником являются программы стандартов II поколения; · содержание каждой темы программы соответствует дидактической единице; · для каждой темы вводится уровень освоения: 1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств); 2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкциям под руководством); 3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач). (Информация по уровням освоения приведена из подстрочного примечания макета примерной программы). · темы лабораторных, практических работ, тематика курсовой работы (проекта) прописываются, если они предусмотрены и внесены в базисный учебный план специальности; · контрольные работы не обязательны во всех темах раздела и во всех разделах. Количество часов, отводимых на контрольные работы по учебной дисциплине в тематическом плане, должно совпадать с данными, указанными в таблице «Объем учебной дисциплины и виды учебной работы» Раздел 2 Структура и примерное содержание учебной дисциплины Пункт 2.1 Раздел 3. Условия реализации программы дисциплины · В пункте 3.1 « Требования к минимальному материально-техниескому обеспечению» указывается наименование учебного кабинета и лаборатории (если она имеется и необходима для изучения дисциплины). · Далее указывается оборудование учебного кабинета. Например: - посадочные места по количеству обучающихся; - рабочее место преподавателя; - комплект учебно-наглядных пособий; - другое (т.е. перечисляете то, что требуется). · Технические средства обучения. Например: - компьютер с лицензионным программным обеспечением; - интерактивная доска; - Т V; - др. · Оборудование лабораторных и рабочих мест лаборатории. Например: - лабораторные стенды; - измерительная аппаратура; - другое. В пункте 3.2. «Информационное обеспечение обучения» приводится список рекомендуемых информационных источников, которые в свою очередь подразделяются на основные и дополнительные источники. Запись источников (печатного издания) необходимо делать в соответствии с требованиями, указанными в подстрочном примечании макета примерной программы. Последовательность записи печатного издания следующая: ФИО автора, название печатного издания, вид издания, место (город) издания, издательство, год издания, количество страниц. Например: Губин В.Д. Основы философии: Учебное пособие -М.: Форум, 2008, -288 с. Раздел 4 . Контроль и оценка результатов освоения дисциплины При заполнении таблицы в данном разделе программы следует обратить внимание на следующее: · содержанием рубрики таблицы «Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)» являются умения и знания, прописанные в разделе Программы «Паспорт программы учебной дисциплины» пункт 1.3. Эти же данные можно взять, обратившись к содержанию таблицы 3 «Структура ОПОП СПО» ФГОС III поколения, где по учебным циклам дисциплин расписаны все учебные дисциплины; · содержание рубрики таблицы «Формы и методы контроля и оценки результатов обучения» можно взять из раздела Программы «Тематический план и содержание учебной дисциплины». (Раздел 2. Структура и примерное содержание учебной дисциплины, пункт 2.2). Как правило, это будут: - лабораторные работы; - практические работы; - контрольная работа; - виды самостоятельной работы. РЕКОМЕНДАЦИИ РАЗРАБОТЧИКУ ПРОГРАММ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ МОДУЛЕЙ Общие рекомендации · Изучить структуру, содержание макета примерной программы профессионального модуля и содержание разъяснений, сделанных к макету, чтобы определить для себя направления поиска. · Помнить, что разработка программ профессиональных модулей должна проходить в рамках установленной структуры и в соответствии с разъяснениями ФИРО, утвержденными Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Министерства образования и науки Российской Федерации. · Обратить внимание на то, что важным источником для разработчика является нормативно-правовая документация: ФГОС III поколения, ОПОП, Базисный ученый план, примерные программы ГОС II поколения. · Определяющим фактором является понимание сущности содержания категорийного аппарата: - профессиональная деятельность; - профессиональные виды деятельности; - профессиональный модуль; - раздел профессионального модуля; - междисциплинарный курс; - практика и формы ее проведения (концентрированная или рассредоточенная). ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕМЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ · Профессиональные модули в структуре ОПОП находятся в учебном цикле дисциплин, который называется «Профессиональный цикл. Раздел 2 Профессиональные модули». · Название каждого профессионального модуля прописано во ФГОС. Таблица 3 «Структура ОПОП СПО». · Название конкретного профессионального модуля вытекает из названия вида профессиональной деятельности выпускника. · Содержание профессионального модуля, формы организации работы обучающихся в рамках ПМ призваны сформировать умения, знания, практический опыт, профессиональные и общие компетенции, необходимые для реализации вида профессиональной деятельности.
· Краткое описание профессиональной деятельности выпускника сделано разработчиками ФГОС (см. ФГОС III поколения по конкретной специальности раздел IV, пункт 4.1, 4.2). Виды профессиональной деятельности по конкретной специальности определены и прописаны также разработчиками ФГОС (см. ФГОС конкретной специальности, раздел IV пункт 4.3). · Структура профессионального модуля включает в себя несколько междисциплинарных курсов и практику. Схематично структуру можно представить следующим образом:
ИНФОРМАЦИОННО-СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ Титульный лист программы
Раздел 1. Паспорт примерной программы профессионального модуля
Раздел 2. Результаты освоения профессионального модуля
Раздел 3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ Пункт 3.1. Тематический план профессионального модуля
В помощь разработчику ПМ. Создавая Разделы ПМ, следует обратить внимание на следующие моменты: · Название разделов должно начинаться отглагольнмым существительным и отражать совокупность осваиваемых компетенций, умений, знаний. · Название раздела ПМ не должно повторять название ПМ или МДК. Например: ПМ – «Разработка технологических процессов изготовления деталей машин» МДК – «Технологические процессы изготовления деталей машин» Раздел ПМ – «Ведение технологических процессов изготовления деталей машин». · Деление ПМ на разделы может происходить на основе следующих факторов: - формирование конкретной ПК или группы ПК; - различные места прохождения практики; - соотнесение с предметом деятельности; - наличие нескольких междисциплинарных курсов. · В зависимости от особенностей содержания конкретного профессионального модуля разделы ПМ могут быть составлены с одним или несколькими МДК. Если за основу деления ПМ на разделы берем фактор – формирование ПК, то структура разделов ПМ может быть следующей: Раздел 1 ПМ = часть МДК1 + часть МДК2 (берется та часть содержания МДК, которая формирует ПК1 , т.е. ПК1 (МДК1 )+ПК1 (МДК2 ) =Раздел 1. Раздел 2 ПМ = часть МДК1 + часть МДК2 (берется другая часть содержания МДК, которая формирует ПК2 , т.е. ПК2 (МДК1 ) + ПК2 (МДК2 ) = Раздел 2. Разделы ПМ на основе этого же фактора могут быть созданы по другой схеме: Раздел 1 = МДК1 + часть МДК2 или наоборот. Пункт 3.1 (продолжение таблицы)
Пункт 3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю · С основными принципами наполнения содержанием пункта 3.2. можно познакомиться в рекомендациях разработчику программы учебных дисциплин (Методические рекомендации разработчикам учебно-программной документации ФГОС III поколения, стр.9). · Наполнение содержанием МДК профессиональных модулей осуществляется на основе использования содержания примерных программ ГОСов 2-го поколения. При этом учитывается перечень тех профессиональных и общих компетенций, которые должны быть сформированы у обучающихся в ходе реализации МДК, т.е. выдержать требования к результатам освоения ОПОП (коды ОК и ПК прописаны в таблице 3 «Структура ОПОП» ФГОС III поколения, рядом с названием каждого МДК. Пример наполнения МДК можно увидеть в таблице «Наполнение МДК» Наполнение МДК
Раздел 4. Условия реализации программы профессионального модуля
Раздел 5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ, использованных для разработки методических рекомендаций - Материалы НПК., М., ноябрь 2009 г. - Материалы семинара, г. Каменск-Уральский, декабрь 2009г. - Материалы НМК, г. Челябинск, 2010 г. - Материалы ФИРО, г. Екатеринбург, 5-6 октября 2010 г. |