Реферат: К. Д. Ушинский Каждый учитель, переступая порог класса, видит ребят, настороженно смотрящих на него. Они разные не только по цвету глаз или одежде, но и по темпераменту, по характеру, по способностям. Одни холерики
Название: К. Д. Ушинский Каждый учитель, переступая порог класса, видит ребят, настороженно смотрящих на него. Они разные не только по цвету глаз или одежде, но и по темпераменту, по характеру, по способностям. Одни холерики Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
МОУ Кошкинская средняя общеобразовательная школа ИТОГОВАЯ РАБОТА "Дифференциация обучения литературе на уроках разных типов" Выполнила: Чугунова Наталья Петровна, учитель русского языка и литературы Кошки, 2008 Содержание § 1. Сущность понятия "дифференциация обучения" . 5 § 2. Дифференциация на уроках литературы различных типов . 8 Уроки выразительного чтения. 10 Уроки анализа эпического произведения. 12 Уроки сопоставительного анализа. 15 Приложение. Конспект урока литературы в 7 классе . 20 Умение учителя занять во время урока всех учащихся есть критерий достоинства учителя К. Д. Ушинский Каждый учитель, переступая порог класса, видит ребят, настороженно смотрящих на него. Они разные не только по цвету глаз или одежде, но и по темпераменту, по характеру, по способностям. Одни холерики, другие сангвиники, третьи меланхолики, четвертые флегматики. У них разный жизненный опыт и уровень интеллекта. Как построить урок, чтобы учение всем приносило радость понимания, пробуждало интерес к предмету? Педагогическое мастерство учителя в том и состоит, чтобы умело сочетать различные формы работы: классную, групповую и индивидуальную, учитывая при этом общее для класса, типичное для групп и индивидуальное для отдельных учащихся. Ведь полноценный урок ориентирован на развитие интеллектуальных, творческих возможностей каждого учащегося, его индивидуальных особенностей, на всестороннее развитие личности, на активную роль в процессе обучения. Ещё совсем недавно главной задачей образования было дать каждому обучающемуся полное среднее образование независимо от его способностей и наклонностей. Но практика показала, что не все могут осваивать материал на одинаковом уровне. Если взять за основу лишь общеклассную организацию обучения, то учитель не сможет учесть подготовленности отдельных групп — как сильных, так и слабых, не сможет осуществить индивидуальный подход в обучении, выявить характер восприятия ученика, его мышления, желания учиться. Чтобы дать возможность проявить учащемуся свою индивидуальность, фантазию, избавить от чувства страха и вселить в них веру в свои силы, нужно учесть два основных требования: · Любой труд интересен, если он разнообразен. · Учение должно быть трудным, но посильным для каждого ученика. Этим требованиям и отвечает дифференцированное обучение как один из эффективных методов обучения. В современной психолого-педагогической науке проблеме дифференциации обучения посвятили ряд исследований Ш. А. Амонашвили, В. П. Беспалько, Е. В. Бондаревская, А. С. Границкая, В. В. Гузеев, В. В. Давыдов, Ю. А. Конаржевский, С. В. Кульневич, Г. К. Селевко, В. В. Сериков, И. Э. Унт, В. В. Фирсов, И. С. Якиманская и др. Но сегодня педагогические принципы дифференциации обучения нашли применение преимущественно в преподавании предметов естественно-математического цикла. В методике преподавания литературы эта проблема является недостаточно изученной и требует разрешения. Конечно, в методических исследованиях прошлого уделялось внимание личностным особенностям учеников, но учет их индивидуальных качеств и специфики восприятия литературы не был системным, комплексным. Дифференциация касалась, прежде всего, уровня подготовки учащихся, а потенциал восприятия текста, способы и этапы его изучения не учитывались. Таким образом, актуальность исследования определяется двумя факторами. Во-первых, теоретико-практической важностью поставленной проблемы, во-вторых, ее недостаточной методической разработанностью в связи с изменением содержания школьного литературного образования, требований к уровню подготовки выпускников. Объект исследования - процесс литературного развития школьников 5-11 классов и повышения его уровня на основе дифференциации обучения. Предмет исследования — методические условия, способы, приемы, формы и пути повышения уровня литературного развития учащихся на основе дифференциации обучения. Поиск путей повышения уровня литературного развития учащихся на основе дифференциации обучения определяет цель исследования . Важно определить, как взаимосвязаны ученик, учитель и литературное произведение, определить содержание и специфику дифференциации обучения на разных этапах школьного образования, на уроках литературы разных типов. § 1. Сущность понятия "дифференциация обучения" Дифференциация в переводе с латинского означает - разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени. Существующая традиционная классно-урочная система диктует методы и способы организации учебной деятельности в традиционном классе, рассчитанные на некоего среднего ученика, характеризуется преобладанием фронтальных работ. Это часто приводит к тому, что слабым ученикам не хватает времени на осмысление теоретического материала, мало практики; сильным же ученикам недостаёт темпа продвижения, сложности и оригинальности заданий, отвечающих особенностям их познавательной деятельности. При дифференцированном обучении учащиеся приобретают большую свободу действий. Они сознательно делают акцент на определённых предметах и уделяют им основное внимание за счёт того, что по предметам, которые им хуже даются, они согласны на базовый уровень. В группах, подобранных таким образом, создаются более благоприятные условия для равномерного продвижения с учётом уже индивидуальных особенностей учащихся. Дифференцированный подход в обучении – это: · Создание разнообразных условий обучения для различных групп с целью учета особенностей их контингента; · Комплекс методических и психолого-педагогических мероприятий, обеспечивающих обучение в гомогенных группах. В технологии уровневой дифференциации важна ориентация на личность ученика, его интеллектуальное и нравственное развитие, уровень обученности в данной области знаний и степень общего развития, то есть ранее приобретённый опыт, особенности психического склада личности (памяти, мышления, восприятия, умения управлять и регулировать свою эмоциональную сферу и т.п.), особенности характера и темперамента. Дифференцированное или разноуровневое обучение – такая организация учебно-воспитательного процесса, при которой каждый ученик имеет возможность овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разных уровнях (высокий, средний, низкий), но не ниже базового, в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей личности. При этом за критерий оценки деятельности учащегося принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению.
Осуществление дифференцированной организации учебной деятельности в личностно-ориентированном образовании потребует: · изучение индивидуальных особенностей и учебных возможностей учащихся; · определение критериев деления учащихся на группы; · умение совершенствовать способности и навыки учащихся при индивидуальном руководстве; · умение анализировать их работу, подмечая сдвиги и трудности; · перспективное планирование деятельности учащихся (индивидуальное и групповое) направленное на руководство учебным процессом. "Важным условием является системность действий, когда дифференциация обучения последовательно осуществляется и на всех этапах изучения произведения, и на всех типах уроков".[1] § 2. Дифференциация на уроках литературы различных типов На вступительных уроках информация учителя "должна возбуждать внимание учеников, а их деятельность — дифференцироваться по интересам".[2] Как показывает практика, целесообразно к вступительным урокам давать дифференцированные домашние задания на выбор. Так, например, к уроку "Русские народные сказки", могут быть предложены следующие домашние задания: 1. Пересказать любимую сказку. 2. Пересказать любимую народную сказку и прокомментировать иллюстрацию к ней (свою или выполненную художником). 3. Составить кроссворд "Герои русских народных сказок". Первый урок по творчеству И.С. Тургенева может содержать следующие дифференцированные задания: 1. (Низкий уровень). Заполните недостающую информацию в таблице (в случае затруднения обращайтесь к учебнику). Биография И. С. Тургенева (низкий уровень)
2. (Низкий уровень). Какие впечатления детских лет отразились на будущем творчестве писателя? 3. (Средний уровень). Каковы общественно – политические взгляды И.С. Тургенева? Чем характерна эпоха, в которой жил писатель? 4. (Средний уровень). Идейно – эстетическая позиция И.С. Тургенева. Обоснуйте свой ответ. 5. (Высокий уровень). Какой русский писатель в ответ на эссе И.С. Тургенева "Довольно" написал "Недовольно"? А как откликнулся на "Довольно" Ф.М. Достоевский? 6. (Высокий уровень). Назовите 3-4 произведения И.С. Тургенева, в сюжете которых использованы музыкальные мотивы. На мой взгляд, на данном уроке наиболее эффективна групповая форма работы. Учащиеся работают в группах по 3 – 4 человека. В процессе ответов групп учащиеся составляют план по теме. На этом уроке учитель играет роль консультанта и при решении учебных задач оказывает помощь учащимся в той степени, в которой они нуждаются. Группы школьников или отдельные ученики могут получать задания разной сложности и работать самостоятельно. Домашнее задание может включать следующие задания по выбору учащихся: 1. (НУ) Какие требования к своим героям предъявляет Тургенев? (Задание репродуктивного типа, рассчитано на запоминание и воспроизведение фактов). 2. (СУ) Какие особенности романа И. С. Тургенева ″Отцы и дети″ могли вызвать его противоречивые оценки? - Катков М. Н.: укорял писателя за незаслуженное осмеяние ″отцов″ и идеализацию радикально настроенной молодёжи. - Антонович М. А.: усматривал в романе чрезмерное восхваление ″отцов″ и злую сатиру на молодое поколение. - Писарев Д. И., Страхов Н. Н.: отметили глубину социально-философской проблематики романа и указали на объективное отношение автора к герою.) (Данное задание направлено на обобщение фактов). 3. (ВУ) Представьте себя биографом. Создайте жизнеописание одного из "отцов" романа "Отцы и дети". "Выразительное чтение способствует интенсификации читательского восприятия и становится “контрольным срезом” понимания текста. Хорошо прочитанный текст ускоряет постижение его смысла, а для понимания грамотное чтение даёт не меньше, чем смысловой анализ."[3] Рассмотрим дифференциацию в обучении выразительному чтению стихотворения М. Ю. Лермонтова "Бородино". Как показывает практика, работу на таких уроках лучше начинать с чтения текста учителем или заранее подготовленным учеником (можно использовать и аудиозапись чтения данного текста профессиональным артистом). Только после этого учащиеся читают текст про себя и определяют его композиционные особенности. Проверяя первичное восприятие текста, можно задать вопрос учащимся о том, какие чувства они испытали, слушая данные строки. Определение особенностей организации текста стихотворения ведётся в группах по 3-4 человека через дифференцированные вопросов и задания: 1. (НУ) В чём особенность построения стихотворения? Кто участвует в разговоре? 2. (СУ) Что такое строфа? Сколько строф в стихотворении? Какое количество из них отведено монологу старого солдата? 3. (ВУ) Чего добивается автор, доверяя рассказ об историческом событии старому солдату? Во фронтальной работе группам предлагаю соотнести следующую информацию с текстом стихотворения М.Ю.Лермонтова, выделить в стихотворении нужные части, подобрать цитаты.
После совместного составления плана стихотворения можно предложить учащимся обратиться к анализу отдельных строф. Анализ Бородинского боя 10 строфа (НУ): 1. Какой темп выберете для чтения этой строфы? Почему? 2. Какие слова помогают передать движение? 11 строфа (СУ, ВУ): 3. (СУ) Какие зрительные образы и чувства возникают при чтении этой строфы? 4. (СУ) Какая часть речи помогает передать картину сражения? Выбор каких глаголов вам показался неожиданным? 5. (ВУ) Почему нет эпитетов и исключение сделано только для одного ("кровавых")? 6. (ВУ) Как используется звукопись? 12 строфа (НУ): 1. Какие слова усиливают картину ужаса от происходящего? 2. В каких словах звучит гордость и торжество? Задания ко всему стихотворению: 1. (СУ) Как вы себе представляете рассказчика? 2. (ВУ) Составьте партитуру настроения героев стихотворения. Домашнее задание: выучить наизусть отрывок из стихотворения. Уроки анализа эпического произведения "При изучении эпических произведений в 8-м классе дифференцированные задания могут быть направлены как на исследование особенностей сюжета и композиции, системы образов, выявление роли эпизода в произведении и др., так и на совершенствование разных областей литературного развития."[4] Рассмотрим дифференциацию обучения на примере урока "Особенности композиции рассказа Л.Н. Толстого "После бала". Контраст как основа композиции рассказа." Вопросы и задания низкого и среднего уровней ориентированы на повторение ранее изученного материала и формирование умения применять знания в новой ситуации. 1. Что такое рассказ? Назовите признаки рассказа. Докажите, что "После бала" – рассказ. 2. Когда написан рассказ? О каком времени пишет Л.Н. Толстой? Какое значение имеет время написания рассказа? 3. Вопрос высокого уровня формирует умение видеть логику превращения фактов жизни в факты искусства: Почему Л.Н. Толстой в преклонном возрасте вернулся к воспоминаниям своей молодости, положив их в основу сюжета рассказа "После бала"? Повторяемый на уроке материал способствует актуализации темы урока: - Против чего выступал писатель в своих произведениях, с чем боролся? Почему писатель обращается к истории взаимоотношений его брата и Вареньки Корейш? (По фактам биографии Л. Н. Толстого, изложенным в статье учебника). - Основной объект рассказа, как он меняется на протяжении повествования. (Внутреннее чувство героя, его ощущение мира). Какую из частей вы считаете главной, несущей основное содержание произведения? - Особенности композиции "рассказ в рассказе". В каких произведениях Л.Толстого повествование ведётся от 1-го лица? На этапе анализа текста учащимся предлагается заполнить таблицу "На балу и после бала". При этом группы выполняют часть общей учебной задачи, хотя для каждого уровня литературного развития даётся отдельное задание:
На этапе контроля и обратной связи учащимся можно предложить следующие задания: - (НУ) При каком освещении происходит сцена бала, а при каком – экзекуция? Существенна ли эта разница для автора? Почему? (Какое освещение можно считать искусственным, а какое естественным? В чём смысл этого различия?). Задание развивает навыки цитирования, интерпретации. - (СУ) Отражает ли заглавие рассказа особенности композиции этого произведения? Обоснуйте свой ответ, используя варианты заглавия «Дочь и отец», «Отец и дочь», «Рассказ о бале и сквозь строй», «А вы говорите …», «После бала». (Сравните окончательное название с первоначальными вариантами.). Задание развивает навыки самостоятельного анализа и обобщения. - (ВУ) С помощью каких языковых средств автор противопоставляет картины бала и экзекуции? Задание формирует умение применять знания в новой учебной ситуации, развивает навыки самостоятельного анализа. Домашнее задание на таком уроке может носить творческий характер: - Покажите этот рассказ при помощи цвета (красок). Его структуру, строение. Объясните, почему это так. (НУ. Задание формирует умение сопоставительного анализа, обостряет эстетическую наблюдательность.) - Допишите рассказ. (Возможный финал). (СУ) - Представьте себе, что Иван Васильевич решил написать письмо Вареньке Б.. Напишите письмо от его лица (т.е. от первого). (Задания СУ и ВУ формируют овладение основами и навыками литературного текстопостроения и смыслопорождения). Работа с текстом на уроках анализа произведения является основной. Причём "чем разнообразнее формы работы с классом, с группами, с отдельными учащимися, тем выше эффективность учебного процесса в целом".[5] Уроки сопоставительного анализа На уроках такого типа дифференциация заданий позволяет вовлечь в работу учащихся всех уровней. Рассмотрим это на примере групповой работы по сопоставлению основных положений в споре Базарова и Кирсановых – старших. Учащиеся заполняют таблицу: "Идейные разногласия Базарова и Кирсановых – старших"
Отдельным учащимся с высоким уровнем литературного развития можно предложить следующее задание: Составьте словарь языка и стиля Базарова по таким разделам: 1) научные термины и понятия, обусловленные образованием, общественными и научными интересами персонажа; 2) просторечия, пословицы, поговорки, лексика, свидетельствующая о его близости к народу; 3) собственные афоризмы Базарова; чёткость в выражении мыслей как результат их глубокой продуманности, убеждённости; лаконизм и меткость характеристик; 4) образные средства речи; 5) синтаксические особенности: обилие коротких предложений; резкая, отрывистая интонация. "Эффективность обучения сопоставительному анализу повышается при работе в группах, которые выполняют а) общие задания, но на материале разных текстов; б) разные задания, являющиеся частью общей учебной задачи; в) задания повышенной сложности. Дифференциация обучения позволяет включить в активную познавательную деятельность всех учеников, создавая каждому на уроке оптимальную образовательную ситуацию."[6] Успешное развитие познавательной активности и самостоятельности учащихся возможно тогда, когда учебный процесс организован как интенсивная интеллектуальная деятельность каждого ребёнка с учётом его особенностей и возможностей; только зная потребности, интересы, уровень подготовки, познавательные особенности ученика, можно полнее использовать его роль в овладении знаниями, умениями и навыками, развития способностей. Применение уровневой дифференциации на уроках литературы, как одного из путей учета индивидуальных особенностей учащихся, и возможно, и необходимо. Дифференцированные задания способствуют более прочному и глубокому усвоению знаний, развитию индивидуальных способностей, развитию самостоятельного творческого мышления. Описанный опыт применяется мною уже в течение нескольких лет. Отмечаю, что разноуровневые задания облегчают организацию занятия в классе, создают условия для продвижения школьников в учебе в соответствии с их возможностями. Разноуровневые задания, составленные с учетом возможностей учащихся, создают в классе благоприятный психологический климат. У ребят возникает чувство удовлетворения после каждого верно выполненного задания. Успех, испытанный в результате преодоления трудностей, даёт мощный импульс повышению познавательной активности. У учащихся, в том числе и у слабых, появилась уверенность в своих силах, они уже не чувствуют страха перед заданиями, школьники пробуют свои силы в вопросах и заданиях более высокого уровня. Все это способствует активизации мыслительной деятельности учащихся, созданию положительной мотивации к учению. Предлагая задания творческого характера, я убедилась в том, что учащиеся, в том числе и слабые, смогут самостоятельно их выполнить. Результаты показывают, что творческие задания стимулируют познавательную активность слабых школьников. Ребята, потратившие определенные усилия на творческие задания, охотно принимают участие в обсуждении этих заданий, с интересом выслушивают объяснения приемов их решения даже в тех случаях, когда они этих приемов сами найти не смогли. Дифференцированный подход в обучении позволяет осуществить личностно – ориентированный подход в обучении, отражает гуманистическое направление в психологии и педагогике, способствует развитию индивидуальных особенностей обучающихся. 1. Беляева Н.В. Дифференциация обучения как средство повышения уровня литературного развития учащихся // Русская словесность. 2004. № 5. С. 42–50. 2. Беляева Н.В. Как провести диагностическую работу по литературе? Литература. 2006. № 6. 3. Беляева Н.В. Дифференциация обучения на уроках литературы. //Литература. 2008. № 17-24. 4. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно ориентированного образования. Ростов-н/Д., 2000. 5. Кульневич С.В. Педагогика личности. От концепций до технологий. Ростов-н/Д., 2001., 6. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Анализ современного урока. -Ростов/Дон 2002. 7. Лебедев Ю.В. Иван Сергеевич Тургенев: Кн. для учащихся старших классов средней школы. М.: Просвещение, 1989. 8. Перевозный А.В. Дифференциация школьного образования: сущностные характеристики и структура // Школьные технологии. 2007. № 2. 9. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998. 10. Тургенев И.С. Воспоминания о Белинском // Тургенев И.С. Литературные и житейские воспоминания. М., 1987. С. 184. 11. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения. — Педагогика, 1990. 12. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. — М., 1996. Конспект урока литературы в 7 классе "Художественные особенности "Сказок" М.Е. Салтыкова-Щедрина". (Программа по литературе (5 - 9 классы) под ред. В.Я. Коровиной) Цель урока: раскрыть художественное своеобразие сказок Салтыкова – Щедрина, открыть в них важный человеческий смысл, помочь ученикам уловить в сатирических образах не только смех над тем, как можно извратить, изуродовать свою жизнь и даже свой облик, но и слезы о том, как легко и незаметно человек способен отказаться от своего высокого предназначения и безвозвратно потерять себя. Образовательные задачи: - выявить жанровые особенности сказок "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил", "Дикий помещик"; - дать характеристики генералов, помещиков, мужиков в сказках "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил" и "Дикий помещик"; - выяснить художественные приемы М.Е. Салтыкова Щедрина; - изучить понятие "гротеск"; - показать актуальность "Сказок". Развивающие задачи: - развивать способности школьников к рефлексии своей деятельности, поведения, личности; - способствовать развитию устной речи, творческих возможностей. Воспитательные задачи урока: - обобщить, что подлежит отрицанию в сказках Щедрина; - пробудить чувства уважения и любви к своей стране и народу. Внутрипредметные и межпредметные связи: - исторические сведения об основах капиталистического общества периода его полной зрелости и начавшегося упадка; - знания жанровых признаков сказок и повестей; - суть сатирических приемов: аллегории, гиперболы, эзопова языка. Домашнее задание предыдущего урока: - выразительное чтение сказок "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил" и "Дикий помещик"; - повторение сатирических и юмористических приемов по словарю литературоведческих терминов. Форма урока: урок – практикум, работа в группах. Методы: - репродуктивный, (частично – поисковый при заполнении таблицы) для учащихся с низким уровнем литературного развития; - частично – поисковый (для учащихся среднего уровня); - исследовательский (для учащихся высокого уровня). Ход урока 1. Вступительное слово учителя. Работа с эпиграфом: "Есть книги - волею приличий Они у века не в тени Из них цитаты брать - обычай - Во все положенные дни. В библиотеке иль читальне Любой - уж так заведено - Они на полке персональной Как бы на пенсии давно. На них печать почтенной скуки И давность пройденных наук; Но, взяв одну такую в руки, Ты, время, Обожжешься вдруг…" А.Т. Твардовский Употребление какого слова удивило вас? Почему именно это слово употребил А.Твардовский? Разберемся в этом на сегодняшнем уроке. 2. Работа в группах. Группы формируются с учетом уровня мотивации, способностей и литературной подготовки. "Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил" 1 группа (НУ): - краткий пересказ сказки; - какие эпизоды при чтении вызвали улыбку? 2 группа (СУ): - заполните таблицу "Жанровое своеобразие "Повести…"
3 группа (ВУ): - Сравнительная характеристика генералов и мужика в "Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил" (заполнить таблицу); - В каком произведении герой оказывается в подобной ситуации (попадает на необитаемый остров) и в чём его от генералов? - Какими приемами Салтыков-Щедрин обличает, судит враждебную ему действительность? (Аллегория (иносказание), гипербола, эзопов язык.) Докажите.
3. Беседа по выполненным заданиям. Начать работу с классом лучше с ответов учащихся 1 группы (НУ). 4. Задание всему классу 1. Запишите в тетради определение "гротеска". Гротеск - предельное преувеличение, основанное на фантастике, на причудливом сочетании фантастического и реального. Крайняя форма гротеска - абсурд. 2. Приведите примеры гротеска в "Сказках". Сказка "Дикий помещик" (1869) 1 группа: - краткий пересказ; - назовите элементы народной сказки; - найдите отличия от народных сказок. 2 группа: - сравнительная цитатная характеристика помещика и мужиков в сказке "Дикий помещик"; - сравните обе сказки по сюжету, идее.
3 группа: (по выбору учащихся) - Создайте собственную небольшую сказку на одну из школьных тем в духе сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина. 5. Беседа по выполненным заданиям. Беседа начинается с ответов 1 группы (задание сложнее, чем было дано им к первой сказке). После ответов 2 группы можно подвести учащихся к выводу: Сказка "Дикий помещик" - как бы вероятное продолжение истории с генералами (это то, что случилось бы с ними, если бы не отыскался мужик; они ведь и так без него чуть было не растерзали друг друга; и не встреться им мужик, они бы вконец одичали, озверели). Салтыков-Щедрин в "Диком помещике" словно бы доводит до логического завершения свое сказочное сатирическое исследование. Главные пороки генералов, помещика и мужика - лень, паразитизм и излишняя покорность. Мир, в котором ничего не умеющие делать генералы управляют государством, а трудолюбивый мужик прозябает в нищете, существовать не может. Салтыков - Щедрин становится защитником "униженных и оскорбленных", борцом против духовного рабства. Ответ 3 группы должен повести школьников к выводу о том, что "Сказки" Салтыкова – Щедрина и через 150 лет не утратили своей актуальности, способности "обжигать" (вернуться к эпиграфу урока). 6. Рефлексия. Выскажитесь, как вам работалось сегодня на уроке, какие были удачи, что показалось трудным. Почему? 7. Домашнее задание ( по выбору учащихся ): - Рассмотрите иллюстрации Б.Ефимова, Н.Муратова, Е.Рачева к сказке. Сравните их, определите, какие эпизоды запечатлены художниками. - Составить опорный сигнал (или логическую схему) "Сказки М.Е. Салтыкова – Щедрина". - Сочинить сатирическую сказку, обличающую современные пороки людей. - Создайте короткометражный видеофильм (или слайд-шоу) по одной из сказок Щедрина. Вы можете точно следовать за сюжетом сказки, а можете изменить его. Тогда это будет фильм не по сказке, а по мотивам сказки. Придумайте название фильма. Фильм снимается по эпизодам. Напишите для примера сценарий одного эпизода. [1] Беляева Н.В. Дифференциация обучения на уроках литературы//Литература. 2008.№19. С. 42 [2] Беляева Н.В. Дифференциация обучения на уроках литературы//Литература. 2008.№20. С. 42 [3] Беляева Н.В. Дифференциация обучения на уроках литературы//Литература. 2008.№19. С. 43 [4] Беляева Н.В. Дифференциация обучения на уроках литературы//Литература. 2008.№20. С. 44 [5] Беляева Н.В. Дифференциация обучения на уроках литературы//Литература. 2008.№19. С. 44 [6] Беляева Н.В. Дифференциация обучения на уроках литературы//Литература. 2008.№20. С. 47 |