Реферат: Производственно-педагогической практики охватывает наиболее общие направления учебно-воспитательного процесса в школе или вузе: учебная и воспитательная работа
Название: Производственно-педагогической практики охватывает наиболее общие направления учебно-воспитательного процесса в школе или вузе: учебная и воспитательная работа Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат | ||||||
Содержание производственно-педагогической практики охватывает наиболее общие направления учебно-воспитательного процесса в школе или ВУЗе: учебная и воспитательная работа, управленческая, коммуникативная, диагностическая, а также научно-исследовательская деятельность. В ходе практики на выпускном курсе студенты-практиканты продолжают знакомство с деятельностью классного руководителя или куратора и учителя или преподавателя-предметника по иностранному языку, а также выполняют обязанности классного руководителя или куратора и учителя или преподавателя-предметника по иностранному языку под руководством группового методиста и учителя или преподавателя-предметника. Исходя из перечисленных функций, область содержания практики может быть описана как совокупность видов деятельности по обучению иностранному языку, воспитательной деятельности, коммуникативной деятельности, научно-исследовательской и диагностической деятельности, а также управленческой деятельности. В процессе практики перечисленные виды деятельности конкретизируются при осуществлении студентами следующих заданий: • знакомство с организацией учебно-воспитательного процесса в классе или группе, работой учителей и классных руководителей или преподавателей и кураторов (изучают методический фонд учителя или преподавателя, школы или кафедры и университета, технические средства и наглядные пособия, учебные планы или рабочие программы и УМК, другую документацию); • подготовка, проведение и анализ занятий по иностранному языку, а также внеклассных мероприятий по специальности и/или внеклассных воспитательных мероприятий, разработка и изготовление наглядных пособий и дидактических материалов; • посещение и анализ пробных и зачетных занятий, внеклассных мероприятий по специальности и внеклассных воспитательных мероприятий; • изучение группы учащихся и составление психологической характеристики группы; • выполнение исследовательских заданий по педагогике, психологии, методике преподавания иностранного языка. Исходя из перечисленных видов деятельности, осуществляемых студентами-практикантами, в содержание программы практики студентов выпускного курса включены следующие разделы: I. Общее ознакомление с системой учебно-воспитательной работы в школе или ВУЗе, с основными звеньями управления учебно-воспитательным процессом, деятельностью учителей и классных руководителей или преподавателей и кураторов. II. Учебная работа по подготовке, проведению и анализу занятий иностранного языка. III. Внеклассная работа преподавателя-предметника по одной из специальностей. Воспитательная работа в классе школьников или студенческой группе. IV. Психолого-педагогическое изучение группы учащихся. V. Творческо-исследовательская деятельность. По каждому из разделов программы студент в период педагогической практики выполняет ряд практических заданий, объем которых определяется конкретным ежегодным планом прохождения практики. К прохождению педагогической практики студентами выпускного курса предъявляются следующие требования: • норма аудиторных занятий и внеклассных мероприятий должна быть выполнена каждым студентом-практикантом полностью; • практика проводится в классах средней общеобразовательной школы (группах студентов языкового и неязыковых факультетов ВУЗа) по иностранному языку. Цели и задачи производственно-педагогической практики Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 031201 предусматривает, что выпускник, получивший квалификацию «Лингвист-преподаватель» должен быть готовым к осуществлению профессиональной деятельности, направленной на учебно-воспитательный, управленческий, коммуникативный процесс в учебном заведении общего среднего, среднего и высшего профессионального образования. Практика является одной из ведущих форм подготовки будущего специалиста в области педагогической деятельности. Она помогает формировать у студентов такие качества как высокая профессиональная компетентность, психолого-педагогическое мастерство, социальная зрелость; способствует повышению уровня владения современными педагогическими технологиями, адаптированными к профессиональной среде. Цели производственно-педагогической практики: подготовка студентов к производственной деятельности в качестве преподавателя иностранных языков: формирование личностных качеств, необходимых современному специалисту сферы образования, отработка профессионально-педагогических умений. Основные задачи производственно-педагогической практики: - формирование целостного представления о педагогической деятельности; - вооружение студента современным комплексом методов и приемов проведения уроков и навыками руководства познавательной деятельностью школьников в соответствии с индивидуальными особенностями и особенностями группы учащихся; - развитие умения творчески применять на практике знания, полученные при изучении психологии, педагогики и теории обучения, формирование навыков педагогического общения, развитие психолого-педагогического мастерства; - психолого-педагогическая адаптация студента в коллективе; - овладение методами и приемами проведения внеклассных мероприятий по предмету; - овладение навыками самоанализа и самооценки своей деятельности, а также навыками исследовательской работы. В процессе проведения педагогической практики студенты осваивают на практике следующие умения: - устанавливать доброжелательные, доверительные и заинтересованные отношения с учащимися, используя соответствующие психолого-педагогические приемы; - проводить изучение группы учащихся; - строить хорошие отношения с коллегами; - исследовать педагогический опыт учителя или преподавателя, выделять положительное в нем, приемлемое и неприемлемое для себя; - ставить и проверять в работе с учащимися, не вредя им, педагогические гипотезы, проводить для этого необходимую исследовательскую работу: наблюдение, анкетирование, тестирование, эксперименты, анализ школьной документации, бесед, результатов трудов учащихся, протоколирование уроков и т.п.; - вести школьную (вузовскую) документацию; - проверять письменные работы учащихся и проводить анализ этих работ; - планировать занятия и внеклассные занятия по предмету, разрабатывать конспекты занятий, внеклассных и воспитательных мероприятий; - выбирать наиболее эффективные формы, методы и приемы проведения занятий и внеклассных мероприятий с учетом особенностей физического и психического развития учащихся; - разрабатывать и изготавливать наглядные пособия и дидактический материал к занятиям и внеклассным мероприятиям; - проводить диагностику уровня развития группы учащихся; - осуществлять самоанализ и самооценку результатов собственной деятельности, а также анализировать пробные занятия и внеклассные мероприятия других практикантов; В ходе практики студенты ведут следующую документацию: • дневник педагогической практики; • индивидуальный план прохождения педагогической практики; • анализ посещенных занятий; • развернутые планы-конспекты занятий; • развернутые планы-конспекты внеклассных занятий: воспитательного мероприятия и одного занятия по специальности. Составляют: • психолого-педагогическую характеристику группы учащегося; • отчет о педагогической практике. По окончании практики перечисленные документы в срок, определенный планом, сдаются для анализа методисту по предмету. Для студентов, по разрешению деканата направленных для прохождения практики по месту жительства или месту работы, необходимо также предоставить характеристику с проставленной ему дифференцированной оценкой, заверенной руководителем учебного заведения и обсужденной на заседании принимающей кафедры. Содержание практической деятельности студентов 1. Ознакомление с системой учебно-воспитательной работы учебного заведения, с основными звеньями управления учебно-воспитательным процессом. 1. Организуются беседы: • с администрацией учебного заведения (кафедры) о постановке учебно-воспитательной работы с учащимися. В беседе освещаются задачи, стоящие перед педагогическим коллективом школы (кафедры), дается характеристика класса (студенческой группы), освещаются требования к педагогической работе; раскрываются формы учебно-воспитательной работы в школе (ВУЗе), характеризуется работа общественных организаций, постановка работы с родителями учащихся; анализ планов работы школы (ВУЗа), анализ расписания учебных занятий; знакомство с материальной базой учреждения; • в беседе с учителями или преподавателями-предметниками раскрываются очередные задачи и особенности организации и проведения учебной и внеклассной работы по специальности, дается характеристика учебно-методической базы ВУЗа; • с классными руководителями (кураторами) об особенностях классов (групп). В беседе дается общая характеристика классам (студенческим группам) и отдельным учащимся, уровню воспитанности школьников (студентов), активности их участия во внеучебной работе; до сведения практиканта доводится план воспитательной работы на период практики. 2. Организуется посещение и последующий анализ занятий и внеклассных мероприятий опытных учителей (преподавателей). 2. Изучение: • документации школы (кафедры): учебных планов школы (рабочих программ и УМК), расписанием занятий по иностранному языку и учебным предметам в прикрепленном классе (группе); с документами учета учебной и внеклассной работы по иностранному языку; • отдельных учащихся и группы учеников или студентов; • системы учебной и воспитательной работы по иностранному языку; • работы школьных (вузовских) предметных секций по специальности. 3. Участие в работе школьных (вузовских) и городских методических объединений, секций учителей или преподавателей-предметников. 4. Самостоятельная разработка и проведение учебно-воспитательной работы по специальности (система занятий, факультативных и внеклассных занятий по иностранному языку, ее психолого-педагогический анализ). 5. Проведение воспитательной работы с учащимися в соответствии с планом классного руководителя (куратора); проведение работы с родителями; участие в общешкольных (общевузовских) учебно-воспитательных мероприятиях (олимпиадах, слетах, смотрах, турнирах и т.д.). 6. Ведение школьной (вузовской) документации: классного журнала, дневников учащихся и др. (журнал посещаемости группы и др.). Руководство практикой и контроль за ее проведением Контроль за ходом, организацией и проведением практики осуществляет факультетский руководитель практики. Функции факультетского руководителя практики: • распределяет студентов по базам практики, готовит проект приказа о ее проведении; • устанавливает связи с руководителями образовательных учреждений, баз практики; • проводит совещания с групповыми руководителями, методистами и работниками образовательных учреждений по организации практики; • организует и проводит установочную и итоговую конференции по практике; • контролирует ход практики, работу групповых руководителей и методистов; • составляет отчет о результатах практики, рекомендации по ее дальнейшему совершенствованию. Научное руководство практикой осуществляют преподаватели факультета (групповые руководители) и методисты. Функции группового руководителя практики: • знакомит руководителей и работников базовых образовательных учреждений с задачами и содержанием практики, студентами-практикантами; • совместно с работниками школ определяет график проведения учебных и внеклассных занятий, различных форм психолого-педагогической деятельности; • совместно с методистами факультета и работниками образовательных учреждений организует и проводит консультации по различным видам деятельности, входящим в программу практики, организует дискуссии, «круглые столы» по проблемам практической подготовки студентов; • подводит итоги практик для каждого студента и группы в целом, готовит отчет и представляет его факультетскому руководителю; Функции методиста: • оказывает помощь в подборе литературы, необходимой для прохождения практики; • наблюдает, оценивает и анализирует все виды деятельности студентов; • участвует в подведении итогов практики всей группы: • анализирует отчетную документацию о работе в период практики; • готовит студентов к участию в итоговой конференции по практике, выделяет научные достижения, помогает оформить их в виде докладов, тезисов, сообщений, наглядно; • составляет отчет по итогам работы, представляет его факультетскому руководителю. Функции студента-практиканта: • присутствует на установочном совещании по организации и проведению практики; • составляет индивидуальный план практики под руководством группового руководителя, методиста и руководителя практики базового учреждения; • выполняет все виды работ, предусмотренные программой практики, тщательно готовится к проведению каждого вида психолого-педагогической деятельности, предусмотренного программой практики, к выполнению функций педагога-психолога учебного заведения; • практикант подчиняется правилам внутреннего распорядка учреждения-базы практики, распоряжениям администрации и руководителей практики. В случае невыполнения требований, предъявляемых к практиканту, студент может быть отстранен от прохождения практики; • осуществляет подготовку ко всем видам деятельности, разрабатывает конспекты, программы и протоколы диагностических исследований, необходимые учебные материалы, консультируется у руководителей практики; • посещает занятия и мероприятия преподавателей, педагогов-психологов образовательного учреждения, а также студентов-практикантов, находящихся с ним на практике, анализирует их; • изучает опыт работы педагогов-психологов, преподавателей и специалистов учреждений - баз практики; • ведет УИРС в соответствии с темой курсовой (выпускной квалификационной) работы; • участвует в методических объединениях преподавателей: • ведет дневник практиканта, записывает и анализирует результаты наблюдений, конспекты учебных занятий, все виды психолого-педагогической деятельности в период практики; • по завершению практики сдает методисту все отчетные материалы: Студенту, не прошедшему практику, назначается повторное прохождение практики по решению деканата без отрыва от учебных занятий в университете. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Титульный лист и структура дневника по производственно-педагогической практике Дневник по производственно-педагогической практике Студента(ки) ________ курса группы ____________________________ ___________________________________ (ФИО) Руководитель практики от Вуза: _________________________________________ (ФИО) _________________________________________ (должность) Место прохождения практики: ___________________________________ ___________________________________ Ханты-Мансийск 2010 Структура отчетов в Дневнике по производственно-педагогической практике: 1. Расписание звонков, смена (1-я или 2-я), класс (группа) 2. Даты проведения открытых занятий. 3. Учет посещаемости учащихся ... класса (группы) 4. Общая успеваемость учащихся. 5. Психолого-педагогическая характеристика учащегося. 6. Тематический план или рабочая программа на учебный год. 7. Подписанные учителем или преподавателем планы-конспекты занятий: не менее 2 планов-конспектов учебных занятий по основному языку, один план-конспект внеклассного мероприятия по предмету или воспитательного мероприятия, а также методический анализ одного посещенного занятия и самоанализ одного проведенного занятия. 8. Отзыв и оценка преподавателя о работе студента в период практики. 9. Заключение руководителя практики от университета, оценка. ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Схема плана-конспекта урока (занятия) Занятие № Дата Название образовательного учреждения ФИО преподавателя Класс (группа) Количество человек в классе (группе) Тема занятия: Цель: Задачи: Прогнозируемый результат: Оборудование:
Подпись руководителя _____________________________ _________________________ (должность, Ф.И.О.) (подпись) Заключение руководителя практики от университета Оценка за производственную практику _______________________________ Подпись руководителя ____________________________________ «_____» ____________________ 20___г. |