Реферат: Методическое указание по написанию курсовой работы по курсу: «Химические средства защиты растений» для бакалавров и специалистов по специальности 110201 «Агрономия»
Название: Методическое указание по написанию курсовой работы по курсу: «Химические средства защиты растений» для бакалавров и специалистов по специальности 110201 «Агрономия» Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Министерство сельского хозяйства РФ ФГОУ ВПО «Кубанский государственный аграрный университет»
Кафедра фитопатологии, энтомологии и защиты растений
МЕТОДИЧЕСКОЕ УКАЗАНИЕ по написанию курсовой работы по курсу:
« Химические средства защиты растений»
для бакалавров и специалистов по специальности 110201 «Агрономия» заочного обучения
Краснодар, 2010 Печатается по решению учебно-методической комиссии факультета защиты растений, агрохимии и почвоведения. Протокол №______от__________2010 года. Составили: Э.А. Пикушова Л.А. Шадрина Курсовая работа по курсу «Защита растений» выполняется студентами агрономических специальностей. Цель работы состоит в самостоятельном изучении методов защиты сельскохозяйственных культур от вредных организмов, в изучении физико-химических и токсикологических свойств пестицидов, приобретении навыков по разработке оптимальной системы химической защиты сельскохозяйственных культур от вредителей, болезней и сорняков. При разработке системы химической защиты необходимо предусматривать все меры, обеспечивающие охрану человека и окружающей среды от воздействия пестицидов. Курсовая работа оформляется в соответствии со стандартами СТП КубГАУ 1-87, учитываются требования ГОСТ 2.105-79, ГОСТ 7.1-84. Задание на курсовую работу выдает преподаватель (приложения 1,2). Титульный лист оформляется по форме (приложение 4) Курсовая работа выполняется по плану: Введение 1. Методы защиты растений 1.1. Агрономический метод; 1.2. Биологический метод; 1.3. Биотехнологический метод; 1.4. Химический метод. 2. Препаративные формы и способы применения пестицидов 2.1. Препаративные формы пестицидов и способы их применения; 2.2. Протравливание семян; 2.3. Опрыскивание. 3. Физико – химические и токсикологические свойства пестицидов 4. Расчет потребности пестицидов для защиты сельскохозяйственных культур от вредителей болезней и сорняков. 5. Техника безопасности при хранении, транспортировке и применении пестицидов 6. Мероприятия по охране окружающей среды Список используемой литературы ВВЕДЕНИЕ Студент раскрывает народнохозяйственное значение заданной культуры, роль методов в интегрированной защите сельскохозяйственных культур от вредителей, болезней и сорняков, обосновывает пути рационального применения пестицидов, выделяет место химического метода в общей системе защитных мероприятий. 1. МЕТОДЫ ЗАЩИТЫ РАСТЕНИЙ
1.1. Агротехнический метод Студент должен показать значение агротехнического метода защиты в предотвращении потерь урожая сельскохозяйственных культур от вредителей, болезней и сорняков в мире и России. Анализируется место этого метода среди других методов защиты растений. Необходимо показать перспективы агротехнического метода. Показать звенья системы агротехнических мероприятий, которые обеспечивают максимальное снижение вредоносности вредителей и болезней (севооборот, сроки и нормы высева семян, удобрения, приемы обработки почвы (вспашка, культивация и т.д.). 1.2. Биологический метод Из учебной и научной литературы студент должен показать роль биологического метода защиты растений в технологии возделывания культур в настоящее время и раскрыть пути дальнейшего применения этого метода. Необходимо указать, в каких случаях целесообразно применять биологические препараты, рассмотреть вопрос об увеличении эффективности природных энтомофагов, биологических препаратов на основе грибов, бактерий и вирусов в борьбе с вредными организмами. 1.3. Биотехнологический метод В подразделе необходимо дать определение этого метода. Показать перспективы применения методов получения безвирусного посадочного материала, устойчивых сортов (метод меристемной ткани, генная инженерия), генномодифицированных гибридов. 1.4.Химический метод По учебнику и научной литературе необходимо показать значение химического метода в комплексе методов защиты растений от вредителей, болезней и сорняков. Раскрыть перспективы этого метода (совершенствование ассортимента пестицидов, способы их применения и т.д.). Выделить место химического метода в общей системе мероприятий по защите растений. Обратить внимание на пути экологизации защиты растений и предотвращения загрязнения окружающей среды. 2. ПРЕПАРАТИВНЫЕ ФОРМЫ И СПОСОБЫ ПРИМЕНЕНИЯ ПЕСТИЦИДОВ 2.1. Препаративные формы пестицидов и способы их применения Пользуясь методическим указанием «Препаративные формы и свойства рабочих жидкостей пестицидов» студент дает характеристику основным препаративным формам препаратов, описывает их состав и указывает способы их применения. 2.2. Обработка семян сельскохозяйственных культур. Описываются основные направления в обработке семенного посадочного материала: дражирование, инкрустация и обеззараживание семенного материала в хозяйствах с использованием стационарных и передвижных машин. Необходимо подчеркнуть экологичность указанных направлений, так же указать на чем должно обосновываться решение о целесообразности и выборе протравителя. Указать значение апробации и фитоэкспертизы семян в обработке семян сельскохозяйственных культур. 2.3. Опрыскивание Описываются два аспекта опрыскивания биологический и физико-химический, различные виды наземного и авиационного опрыскивания. Обращается внимание на особенности каждого вида опрыскивания (размер капель, плотность). 3. ФИЗИКО-ХИМИЧЕСКИЕ И ТОКСИКОЛОГИЧЕСКИЕ СВОЙСТВА ПЕСТИЦИДОВ
По индивидуальному заданию студент, пользуясь «Методическими указаниями по научно-обоснованному применению инсектицидов, фунгицидов и гербицидов в интегрированных системах защиты сельскохозяйственных культур /5,6,7/ и «Списком пестицидов и агрохимикатов разрешённых к применению на территории Российской Федерации» /10/, подбирает информацию о физико-химических свойствах пестицидов и представляет её в таблице 1. Сведения по токсиколого – гигиенической характеристике пестицидов заносятся в таблицу 2. 4. РАСЧЕТ ПОТРЕБНОСТИ ПЕСТИЦИДОВ ДЛЯ ЗАЩИТЫ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ КУЛЬТУР ОТ ВРЕДИТЕЛЕЙ, БОЛЕЗНЕЙ И СОРНЯКОВ Из ассортимента препаратов, представленных в задании, студент должен выбрать на указанной культуре против конкретных вредных объектов пестициды и рассчитать потребность в них. Расчет потребности пестицидов ведется на каждое мероприятие и записывается в таблицу 3.
Таблица 1 - Физико-химические свойства пестицидов
Таблица 2 - Токсиколого-гигиеническая характеристика пестицидов
Таблица 3 - Расчет потребности пестицидов для защиты озимой пшеницы (пример) от вредителей, болезней и сорняков
Норма расхода препаратов берется из таблицы 1. Норма расхода рабочей жидкости зависит от вида опрыскивания и заполняется из справочной литературы (8). Рабочая концентрация рассчитывается по формуле: К = Н ∙ 100 Рж , где К – концентрация рабочей жидкости, %; Н – норма расхода препарата на 1 га/л; кг; Рж – норма расхода рабочей жидкости, л/га; 100 – коэффициент для пересчета, %. Если в систему защитных мероприятий на озимых колосовых включена обработка семян, то для расчета препарата на всю площадь, нужно сначала рассчитать норму высева семян на 1 га. Норма высева семян озимой пшеницы и ячменя рассчитывается исходя из нормы высева семян на 1 га и массы 1000 зерен. Например: масса 1000 зерен - 40 г. Количество семян необходимое на 1 га – 5 млн. шт. Составляется пропорция: 1000 семян – 40 г 5 000 000 семян – Х Х = 40∙ 5 000 000 = 200000 г = 200 кг 1000 Учитывая возможные факторы, снижающие всхожесть семян, норма высева может быть увеличена на 10-15% и составит для озимой пшеницы 220 кг. Потребность семян для остальных культур рассчитывается по формуле:
ПС = НВ ∙ S , где ПС – потребность семян на всю площадь; НВ – норма высева семян на 1 га для заданной культуры (заполняется из приложения); S – площадь, га Потребность препарата на всю площадь вычисляется по формуле: Ппр = Н ∙ ПС , где ПС – потребность семян на всю площадь; Н – норма расхода препарата на 1 кг/т; Все расчеты представляются в курсовой работе. 5. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ХРАНЕНИИ, ТРАНСПОРТИРОВКЕ И ПРИМЕНЕНИИ ПЕСТИЦИДОВ В разделе из учебника «Химическая защита растений» (2) выбираются положения техники безопасности для каждого вида применения химических средств защиты (опрыскивания, обработки семян). 6. МЕРОПРИЯТИЯ ПО ОХРАНЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ По каждому препарату, включенному в таблицу 3 выбрать из учебника сведения о возможных воздействиях на окружающую среду: - циркуляция и детоксикация в воде, в воздухе; - поведение в почве и влияние на почвенные организмы; - действие пестицида на птицу, полезных насекомых и рыб. Проанализировать возможные пути снижения загрязнений окружающей среды при использовании данных пестицидов. В справочнике пестицидов и агрохимикатов обратить внимание на буквенные обозначения, стоящие перед торговым названием препарата. (Р) – перед торговым названием препарата означает запрещение использования препарата в санитарной зоне вокруг рыбохозяйственных водоемов на расстоянии 500 м от границы затопления при максимальном стоянии паводковых вод, но не ближе 2 км от существующих берегов. Для препаратов, предназначенных для обработки семян, запрещается проводить обработку семян в указанной зоне, высев обработанных семян разрешен. Цифровые обозначения от (1) до (4) в первой графе после названия препарата означают классы опасности в полевых условиях. Расшифровка классов опасности и соблюдение соответствующих экологических регламентов при применении этих препаратов приведены в приложении №2 из «Списка пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации, 2009». Приложение 1 ЗАДАНИЯ К КУРСОВОЙ РАБОТЕ Из приложения 2 в соответствии со своим номером задания студент должен выбрать препараты, рекомендованные для защиты культуры от вредных организмов.
Приложение 2 Ассортимент пестицидов для изучения физико-химических и токсиколого-гигиенические свойств
Приложение 3
Нормы высева семян сельскохозяйственных культур
Приложение 4
КУБАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КАФЕДРА ФИТОПАТОЛОГИИ, ЭНТОМОЛОГИИ И ЗАЩИТЫ РАСТЕНИЙ
КУРСОВАЯ РАБОТА по курсу «Химические средства защиты растений»
Задание №1. ТЕМА: «Разработка системы химической защиты озимой пшеницы от фузариозных корневых гнилей, клопа вредного черепашки и однолетних двудольных сорняков на площади 200 га». Выполнил: студент(ка) группа АШ-51 Сидорова Л.А. Проверил: доцент кафедры ФЭЗР Иванова Д.А.
Краснодар, 2010 СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 1.Груздев Г.С. Химическая защита растений. М., Агропромиздат, 1987, - 415 с. 2.Гусева А.А. Эффективность авиационного применения пестицидов. Труды КГАУ, 2001, вып. 390 (418), - С. 176 – 183. 3.Чулкина В.А. и др. Агротехнический метод защиты растений (учебное пособие). М., ЮКЗА, 2000, - 335 с. 4.Справочник пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации, 2009. - М., - 619 с. 5.Мельников Н.Н. и др. Пестициды и окружающая среда, М., «Химия», 1999, - 240 с. 6.Мигулин А.А. Сельскохозяйственная энтомология. - М., - 1983.- 415 с . 7.Пересыпкин В.Ф. Сельскохозяйственная фитопатология. М.,- 1989. - 480 с. 8.Пикушова Э.А. Биоэкологические основы защиты растений. - Учебное пособие. - Краснодар. – 2003.- 132 с. 9.Пикушова Э.А., Мордалева Л.Г., Савотикова Ю.Ю. Механизм действия и ассортимент гербицидов. - Учебное пособие. - Краснодар, - 2007. – 152 с. 10. Пикушова Э.А., Веретельник Е.Ю., Горьковенко В.С. К разработке интегрированных систем защиты зерновых культур от вредителей, болезней и сорняков. - Учебное пособие. - Краснодар, - 2007. -159 с. 11. Пикушова Э.А., Шадрина Л.А., Мордалева Л.Г. и др. Учебно-методическое пособие «Научно-обоснованное применение инсектицидов и акарицидов в интегрированных системах защиты с.-х. культур от вредителей.» – Краснодар, -2010.-85с. 12. Пикушова Э.А., Мордалева Л.Г. Горьковенко В.С. и др. Методическое указание для проведения лабораторно-практических занятий по теме: «Техника безопасности при хранении, транспортировке и применении пестицидов». - Краснодар, - 2007. - 35 с. 13. Пикушова Э.А., Мордалева Л.Г., Веретельник Е.Ю. и др. Метод. указ. по научно-обоснованному применению гербицидов в интегрированных системах защиты с.-х. культур от сорных растений. – Краснодар, -2005. -99С. 14. Пикушова Э.А., Веретельник Е.Ю. Учебное пособие к разработке интегрированных систем защиты яблони от вредных организмов для студентов биологических факультетов. – Краснодар,- 2002. – 46 с. 15. Рекомендации по комплексной защите сельскохозяйственных культур от вредителей, болезней и сорной растительности в Краснодарском крае на 2006-2012 гг. – Краснодар, -2006.- 197 с. 16. Тютерев С.Л. Совершенствование химического метода защиты сельскохозяйственных культур от семенной и посевной инфекции. СПб., 2000, - 251 с. 17. Пикушова Э.А., Шадрина Л.А., Мордалева Л.Г. и др. Учебно-методическое пособие «Научно-обоснованное применение фунгицидов в интегрированных системах защиты с.-х. культур от болезней». Краснодар, -2008. -97с. 18. Пикушова Э.А., Шадрина Л.А. Учебное пособие для самостоятельного изучения курса: «Защита растений» студентами биологических специальностей факультета заочного обучения. – Краснодар, -2003 -73с. 19. Пикушова Э.А., Веретельник Е.Ю. Шадрина Л.А. и др. Учебно-методическое пособие «Препаративные формы и свойства рабочих жидкостей пестицидов». – Краснодар, -2010, 27с. |