Реферат: Особенности ротации персонала на предприятии

Название: Особенности ротации персонала на предприятии
Раздел: Остальные рефераты
Тип: реферат

1617

Психология

Особенности ротации персонала на предприятии

Курсовая

37

2007

900

Координаты: электронная почта acher@wiseowl.ru, ancher77@mail.ru

Icq 170552870, телефон 89168119086. www.wiseowl.ru

Содержание

Введение. 3

1. Особенности и виды ротации персонала. 5

1.1 Особенности ротации персонала. 5

1.2 Виды ротации персонала в организации. 8

2. Экспериментальное исследование управления профессиональной карьерой в организации. 14

2.1 Организация исследования. 14

2.2 Описание методов исследования. 15

2.3 Обработка и интерпретация результатов. 20

2.4 Советы и рекомендации начинающему карьеристу. 32

Заключение. 34

Список литературы.. 35

Приложения. 37

Введение

Актуальность исследования обусловлена тем, что в последние несколько лет тема карьеры приобрела широкую популярность в среде российских ученых и практиков, что вызвано реформированием всех основных сфер нашего общества, становлением рыночной экономики, повлекшими за собой изменение отношения ко многим процессам и явлениям, до сих пор остававшимися вне поля зрения в силу их негативного восприятия или низкого уровня актуальности. То, что раньше считалось отклонением от нормы, отождествлялось с карьеризмом, сегодня возводится в ранг важного показателя развития человека в системе социальной структуры, существенного фактора и условия улучшения социально-психологического климата, повышения производительности труда в организации и ее конкурентоспособности.

Ротацией считается такое использование внутренних источников комплектования управленческих кадров, как перемещение, смена круга задач и обязанностей, руководителей. Метод эффективен для организации находящейся в стадии интенсивного роста и ищущей внутренние резервы для дополнительного повышения эффективности в своей работе.

Цель данной работы – исследовать особенности ротации персонала на предприятии.

Объект исследования: Менеджеры различных организаций в количестве 30 человек

Предмет исследования : психологические перспективы карьерного роста и влияние на него психологической адаптации.

Гипотеза исследования:

Возможность ротации значительно выше у человека легко адаптирующегося в коллективе.

Методики исследования

1. Анкетирование;

2. Тест Склонны ли вы к служебному росту, карьере

3. Тест - опросник МУН (мотивация успехов и неудач) А. Реана,

4. Мотивация профессиональной деятельности (методика К. Замфир в модификации А. Реана)

Заключение

Таким образом, проведя теоретическое и практическое исследование можно сделать выводы:

Время от времени сотрудники организации перемещаются с одной должности на другую, из одного подразделения в другое. Это происходит как по инициативе руководства, так и по собственной инициативе сотрудника. Собственно, такое перемещение и называется ротацией. В теории управления персоналом под ротацией понимается система переводов и перемещений сотрудников внутри подразделения или компании на новые рабочие места на регулярной, правомерной и организованной основе.

Смысл ротации заключается в том, что:

1) разнообразие приносит сотруднику удовлетворение новой занимаемой должностью, новыми выполняемыми функциями, новыми поставленными задачами, достижением новых целей и результатов, то есть развитием собственной карьеры. Следовательно, сотрудник не ищет «новизны» в другой компании (хуже — у конкурентов);

2) воспитывается чувство общности между сотрудниками всей компании, усиливается их готовность к компромиссу, сотрудничеству, работе в команде.

Однако следует помнить, что сотрудник, переведенный на новую должность, быстро усваивает новые должностные обязанности и значительно медленнее — новые для себя социальные роли или новые аспекты уже привычных поведенческих ролей. Поэтому сотрудник может успешно справляться с профессиональными (функциональными) задачами, но испытывать дополнительные трудности и даже попадать в конфликтные ситуации вследствие не подтверждения своих ролевых ожиданий.

Введение в должность и адаптация сотрудника на новом рабочем месте — задача как непосредственного руководителя, так и менеджера по персоналу. Для этого сотрудник получает План вхождения в должность.

Список литературы

1. Акопов В.Г. профессиональное сознание – ключевое понятие теоретической и практической подготовки специалистов. // Психологические аспекты формирования профессионального сознания в процессе подготовки специалистов в вузе. – Куйбышев, 1989. – С.164—203.

2. Аверченко Л. К. Законы психологии в помощь менеджеру. Новосибирск, 1992

3. Алексеев А. А., Громова Л. А. Психогеометрия для менеджеров. Л.,1991.

4. Берг В. Карьера - суперигра. М.: АО Интерэксперт, 1998. 272 с.

5. Бердяев Н.А. Самопознание: Опыт философской автобиографии. М.: Мысль, 1990. 220 с.

6. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы. М.: Прогресс, 1988. 400 с.

7. Головаха Е.И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев: Наукова думка, 1988. 144 с.

8. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера земли. Л.: Гидрометеоиздат, 1990. 528 с.

9. Дидактический материал по курсу "Твоя профессиональная карьера" / Под ред. С.Н. Чистяковой. М.: Просвещение, 1998. 112 с.

10. Давыдов В.В. Учение А.Н. Леонтьева о взаимосвязи деятельности и психического отражения // А.Н. Леонтьев и современная психология. – М., 1983. – С.128-140.

11. Жариков Е. С. Уроки психолога для руководителя. М., 1990.

12. Журавлев А. Л. Социально-психологические проблемы управления//Прикладные проблемы социальной психологии. М.,

13. Иванова Е.М. Психотехнология изучения человека в трудовой деятельности. Учебно-методическое пособие для ентов факультетов психологии государственных ун-тов. М.: МГУ, 1992. 94 с.

14. Йовайша Л.А. Проблемы профессиональной ориентации школьников. - М.: Педагогика, 1983.- 128 с.

15. Климов Е.А. Психолого-педагогические проблемы профессиональной консультации. М.: Знание. Сер. "Педагогика и психология", 1983. №2. 95 с

16. Климов Е.А. Введение в психологию труда. М.: Изд-во МГУ, 1988. 199 с.

17. Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1990. 159 с.

18. Климов Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. Обнинск: МГУ, Центр "Детство", 1993. 56 с.

19. Люшер М. Сигналы личности. Ролевые игры и их мотивы. — Воронеж: Модэк, 1995.

20. Поляков В.А. Технология карьеры. М.: Дело ЛТД, 1995. 128 с.

21. Пряжников Н.С. Теория и практика профессионального самоопределения. М.: МГППИ, 1999. 108 с.

22. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Изд-во: Институт практической психологии, Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996. 246 с.

23. Психологическое сопровождение выбора профессии / Под ред. Л.М. Митиной. М.: МПСИ, Флинта, 1998. 184 с.

24. Практическая психология в тестах или как научиться понимать себя и других. Сост. Р. И С. Римские М., АСТ-ПРЕСС КНИГА , 2001

25. Укке Ю.В. Диагностика сознательного выбора профессий у японских школьников \\ Вопросы психологии, 1990. №6. С. 150-157.


Приложение 1

Тест «Склонны ли вы к служебному росту, карьере?

1

Можете ли вы командовать людьми?

Да

Нет

2

Любите ли вы работать на приусадебном участке?

3

Доставляет ли вам удовольствие когда вас ценят?

4

Какое из двух достоинств (авторитетность или нежность) вы цените больше?

5

Ощущаете ли вы дискомфорт, находясь в центре внимания?

6

Чем, по вашему мнению, можно определить уровень цивилизации?

Степенью эмансипации женщин;

уровнем развития техники.

7

Раздражает ли вас чья-то нерешительность, неуверенность?

8

Чему вы отдадите предпочтение: « или

честности»

«правильности»?

9

Считаете ли вы, что в детстве слишком долго находились под влиянием матери?

10

На что во время знакомства вы в первую очередь обращаете внимание:

на внешность нового знакомого;

на то, что и как он говорит.

11

Впадаете ли вы в ярость, если не можете настоять на своем?

.

12

Какой вид карьеры кажется вам наиболее привлекательным:

известного актера Гарри Купера;

Джимми Кларка, чемпиона автогонок

13

Часто ли вам приходится выполнять общественную работу?

14

Бываете ли вы инициатором смелых начинаний?

15

Ждете ли вы, пока дела решатся сами по себе?

16

Раздражает ли вас то, что вы живете, к примеру, в комнате без штор на окнах?

17

Какой цвет вам больше нравится?

Голубой;

красный.

18

Легко ли вы принимаете решения?

19

Какие виды спорта вам больше по душе?

Те, которые развивают ловкость;

те, которые развивают силу.

20

Признаете ли вы руководителя, представляющего противоположный пол, если он достаточно компетентен?


Приложение 2

Вопросы к тесту МУН

1. Включаясь в работу, я, как правило, оптимистично настроен, надеюсь на ус­пех.

2. Обычно я действую активно.

3. Я склонен к проявлению инициативы.

4. При выполнении ответственных заданий я по мере сил стараюсь найти любые причины, чтобы отказаться.

5. Часто выбираю крайности: либо очень легкие, либо совершенно невыполни­мые задания.

6. При встрече с препятствиями я, как правило, не отступаю, а ищу способы их преодоления.

7. При чередовании успехов и неудач я склонен к переоценке своих успехов.

8. Плодотворность деятельности в основном зависит от меня самого, а не от чье­го-то контроля.

9. Когда мне приходится браться за трудное задание, а времени мало, я работаю гораздо хуже, медленнее.

10. Я обычно настойчив в достижении цели.

11. Я обычно планирую свое будущее не только на несколько дней, но и на месяц, на год вперед.

12. Я всегда думаю, прежде чем рисковать.

13. Я обычно не очень настойчив в достижении цели, особенно если меня никто не контролирует.

14. Предпочитаю ставить перед собой средние по трудности или слегка завышен­ные, но достижимые цели.

15. Если я потерпел неудачу и задание не получается, то я, как правило, сразу теряю к нему интерес.

16. При чередовании успехов и неудач я склонен к переоценке своих неудач.

17. Я предпочитаю планировать свое будущее лишь на ближайшее время.

18. При работе в условиях ограниченного времени результативность моей дея­тельности обычно улучшается, даже если задание достаточно трудное.

19. Я, как правило, не отказываюсь от поставленной цели даже в случае неудачи на пути к ее достижению.

20. Если я сам выбрал себе задание, то в случае неудачи его притягательность для меня еще более возрастает.

Приложение 3

Образец заполнения бланка мотивов профессиональной деятельности

Мотивы профессиональной деятельности

1

2

3

4

5

1. Денежный заработок

+

2. Стремление к продвижению по работе

+

3. Стремление избежать критики со стороны руководителя или коллег

+

4. Стремление избежать возможных наказаний или неприятностей

+

5. Потребность в достижении социального престижа и уважения со стороны других

+

6. Удовлетворение от самого процес­са и результата работы

+

7. Возможность наиболее полной самореализации именно в данной деятельности

+

Ф,И,О, пп №…………………………………………………………………


Приложение 4

Результаты методики К. Замфир в модификации А. Реана

№вопроса

1

2

3

4

5

6

7

1

Александр

3

4

3

4

3

3

3

2

Борис

4

4

4

3

3

3

4

3

Владимир

3

3

3

3

3

2

3

4

Галина

3

4

4

5

3

4

3

5

Дарья

4

3

3

2

4

4

4

6

Елена

3

4

4

3

3

3

4

7

Ёлсиф

3

4

4

4

3

4

3

8

Ж. Жанна

3

4

5

5

3

2

1

9

Зинаида

4

4

3

4

4

4

4

10

Игорь

3

4

4

3

3

3

4

11

Константин

4

4

4

5

3

2

3

12

Леонид

5

4

4

4

3

2

3

13

Мария

3

4

4

3

4

5

4

14

Николай

3

2

3

3

3

4

2

15

Ольга

3

4

3

5

3

4

4

16

Павел

3

3

3

3

3

3

3

17

Ренат

4

4

2

3

5

5

5

18

Светлана

3

3

5

4

4

2

2

19

Тимофей

4

4

5

4

3

3

3

20

Ульяна

3

2

4

2

3

3

4

21

Федор

3

4

3

5

3

2

3

22

Хасан

3

3

5

5

3

2

3

23

Цесна

4

3

3

2

4

5

5

24

Чаруш

3

4

4

3

3

2

3

25

Шерхан

3

2

4

4

3

2

4

26

Щетти

3

4

3

3

3

2

3

27

Эдуард

4

4

4

4

3

2

2

28

Юлия

3

4

2

2

3

2

2

29

Яков

3

3

5

5

3

1

1

30

Ярославна

4

4

3

3

4

5

5