Реферат: В. М. Мозговой Олигофренопедагогика
Название: В. М. Мозговой Олигофренопедагогика Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат |
В.М.Мозговой Олигофренопедагогика
Курсовые работы Москва 2008 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М.А.ШОЛОХОВА В.М.Мозговой Олигофренопедагогика Курсовые работы Для студентов дефектологического факультета Москва Редакционно-издательский центр 2008 Мозговой В.М. Олигофренопедагогика. Курсовые работы Для студ. деф. ф-тов. М., РИЦ; МГГУ им. М.А. Шолохова, 2008. - 40 с. Пособие содержит тематику курсовых работ, методические указания к их написанию и списки литературы. Оно предназначено студентам дефектологического факультета педвузов, обучающихся по вечерней и заоч-ной формам обучения. Рецензенты: Лифанова Т.М., к.п.н., проф. (МГГУ им. М.А. Шолохова); Яковлева И.М., к.п.н., доц. (Московский городской педагогический университет). 11 '> Московский государственный гуманитарный университет им. М.А.Шолохова. 2008 Введение Курсовая работы является одной из важных видов самостоятельной работы студентов, В соответствии с учебным планом студенты дефектологических факультетов на отделении олигофренопедагогики вечерней и заочной форм обучения выполняют ее на III-IV курсах. Подготовка курсовой работы углубляет знания по отдельным разделам олигофренопедагогики: • общие основы коррекционной педагогики; • теоретические основы рассматриваемой науки; содержание обучения; • теоретические основы и практика воспитания детей с нарушениями интеллекта; • управление учреждениями VIII вида. Написание курсовой работы расширяет теоретические знания: помогает ориентироваться в имеющейся литературе; сопоставлять теоретические данные с результатами собственных наблюдений, экспериментов; дает возможность определить эффективность избранных приемов, обобщить свой опыт и опыт педагогов, сравнить его. Курсовая работа в конечном итоге может стать основой дипломной работы, а также быть представлена на научно-практической студенческой конференции, а для студентов-практиков - докладом-сообщением на педсовете, методическом объединении, семинаре. Данное пособие призвано помочь студенту в выборе темы, которая близка его опыту работы, интересам; подобрать соответствующую литературу, систематизировать её по проблеме, направлению.
3 Пособие составлено таким образом, что выбор темы конкретизируется методическими рекомендациям и к пси. Тематика курсовых работ достаточно обширна и состоит из 7 разделов. Библиографический список по каждому разделу составлен в алфавитном порядке и содержит работы фундаментального характера или статьи из журналов, отдельных сборников. Курсовая работа должна носить практический характер. С этой целью студенту необходимо познакомиться с отчетом работы школьного или дошкольного учреждения, проверить свои теоретические позиции и гипотезу через практику. Некоторые темы можно подготовить и представить в виде рефератов. Такая работа должна быть дополнена экспериментальным материалом, протоколами ПМПК, работами учащихся творческого характера. Студент может выполнить курсовую работу по индивидуальной тематике, в таком случае необходимо согласовать тему с научным руководителем.
Общие методические рекомендации и требования к написанию курсовой работы От правильности выбора темы курсовой работы зависит качество и успешность её выполнения. Выбор темы может определяться студентом с учетом его занятости практической деятельности. Если студент совмещает учёбу с работой в коррекционных учреждениях, где обучаются и воспитываются дети с нарушениями интеллекта, ему легче раскрыть темы практического характера, собрать материал по конкретной проблеме, провести эксперимент, познакомиться и изучить документацию на ученика. Студенты, не имеющие прямого отношения к практической деятельности в коррекционных учреждениях, могут выбрать тему первого раздела, например: "Основные этапы развития теории обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта" или "Олигофренопедагогика и ее связь со смежными науками", взять тему реферативного характера, например, "Состав учащихся коррекционной школы"; "Современные подходы к классификации умственной отсталости". При этом необходимо избегать повторов в изложении и использования большого количества цитат из первоисточников или фундаментальных книг. Воспитатели, учителя-предметники (русский язык, математика, трудовое обучение, физическая культура, музыка и пение, изобразительная деятельность, история, география, естествознание) могут выбрать темы, которые близки к роду их профессиональной деятельности. Студент выбирает тему, рекомендуемую данным пособием или предлагает свою, но в обязательном порядке согласовывает ее с руководителем. Студенты вечерней и заочной формы обучения, выполнявшие контрольные работы, могут продолжить, расширить, дополнить, добавить экспериментальный материал и представить данную работу в качестве курсовой. Студенты должны помнить, что при написании курсовой работы необходимо проявить больше самостоятельности, шире привлекать практический и экспериментальный материал к обсуждению полученных данных. Курсовая работа может иметь следующую структуру: 1. Титульный лист. (образец) МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И 11ЛУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М.А.ШОЛОХОВА Курсовая работа по олигофренопедагогике ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ VIII ВИДА Ковалева Инесса Павловна Студентка III (IV) курса Дефектологического факультета Отделения олигофренопедагогики (домашний адрес с индексом) Научный руководитель (уч. степень, звание, должность, ФИО) Москва год 2. Оглавление
(содержание, план), куда входит: введение, название глав, параграфов, заключение, список литературы и приложения). Каждый пункт плана 3. Введение. Во введении желательно обосновать актуальность темы и ее значимость в теоретическом и практическом плане. 4. Основная часть включает главы, в которых студент дает обзор литературных источников по исследуемой проблеме, отражает систему работы учреждения по заявленной теме, раскрывает суть констатирующего эксперимента, подтверждает практическим материалом. Методическая часть работы может подтверждаться конспектами занятий, практическими работами учащихся, разработками мероприятий. 5. Заключение (Выводы). Студент должен сделать вывод из полученных результатов, показать важность заявленной тематики. 6. Список литературы в алфавитном порядке. Требования к оформлению и записи литературных источников в конце курсовой работы. Варианты: 1. Гнездилов М.Ф. Методика русского языка во вспомогательной школе / М.Ф. Гнездилов. - М., Просвещение, 1965. 2. Мастюкова Е.М., Московкина Л.Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии / Е.М. Мастюкова, Л.Г. Московкина. - М., Ил ало с, 2003. 3. Ткачева В.В. О некоторых проблемах семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии / В.В.Ткачева // Дефектология. - 1998, № 4. 4. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / под ред. В.В. Воронковой. - М., Школа-Пресс, 1994. 5. Мозговой В.М. Развитие и коррекция двигательных функций учащихся с нарушениями интеллекта в процессе физического воспитания: автореферат дис. докт. пед. Наук / В.М. Мозговой. - М., 2005. 6. Якубовская Э.В. Особенности речевого развития учащихся 1 класса / Обучение и воспитание умственно отсталого ребенка под ред. М.Н. Перовой. -М., Прометей, 1983. 7. Приложения. При дословном использовании текста внизу листа дается сноска, где указывается фамилия, инициалы автора, год издания и номер используемой страницы. Курсовая работа выполняется на одной стороне листа с полями печатным шрифтом. Объем курсовой работы составляет примерно 30-40 страниц. Страницы нумеруются и брошюруются. Рекомендации по оформлению и записи литературных источников приведены выше. Сроки сдачи курсовой работы в деканат следует строго выдерживать, ориентируясь на график учебного процесса. Если работа не засчитывается, она отсылается студенту с подробными письменными замечаниями. Студент вносит поправки, исправляет замечания, ошибки и присылает (сдает) её па повторную рецензию. Основная литература ко всем темам 1 Аксенова А.К. Методика преподавания русского языка во вспомогательной школе / А.К. Аксенова. - М., Владос, 1999. 2. Анохин П.К.
Общие принципы компенсации нарушенных функций и их физиологическое обоснование // Труды научной сессии по дефектологии / П.К. Анохин. - 3. Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника / И.М. Бгажнокова. - М., 1987. 4. Белкин А.С. Нравственное воспитание во вспомогательной школе / А.С. Белкин - М., 1977. 5. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. Записки детского психиатра. Советы родителям / М.И. Буянов.-М., 1988. 6. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе /Под ред. В.В.Воронковой. - М., 1994. 7. Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии / ТА. Власова, М.С. Певзнер. - М.,1967. 8. Выготский Л. С. Проблемы дефектологии / Сост., авт.вступ. ст. и библиогр. Т.М.Лифанова: Авт. коммент. М.А.Степанова. - М.,1995. 9. Граборов А.Н. Основы олигофренопедагогики / Под ред. В.Г. Петровой и др./ А.Н. Граборов. - М., 2005. 10. Грошенков И.А. Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида / И.А. Грошенков. - М., 2006. 11. Грошенков И.А. Занятия изобразительным искусством во вспомогательной школе / И.А. Грошенков. - М., 1993. 12. Дмитриев А.А. Коррекция двигательных нарушений у учащихся вспомогательной школы средствами физического воспитания / А.А. Дмитриев. - Красноярск, 1987. 13. Дмитриев А.А. Физическая культура в специальном образовании / А.А. Дмитриев. - М, 2002. 14. Дулънев Г.М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе / Г.М. Дульнев. - М., 1981. 15. Евтушенко И.В. Музыкальное воспитание умственно отсталых детей / И.В. Евтушенко. - М., 2003. 16. Ерёменко И. Г. Олигофренопедагогика/И.Г. Еременко. -Киев; 1985. 17. Забрамная С. Д. Отбор умственно отсталых детей в специальные учреждения / С.Д. Забрамная. - М., 1998. 18. Замский Х.С. Умственно отсталые дети. История их изучения, воспитания и обучения /Х.С. Замский. - М.,1995. 19. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дошкольная олигофренопедагогика/ А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. - М., 2004. 20. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. - М., 2002. 21. Коррекционная педагогика: обучение трудных школьников / Учебное пособие: пер. с немецкого, предисловие Н.М. Назаровой. - М., 2006. 22. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция: Исправление недостатков характера у детей и подростков: Кн. Для учителя/ В.П. Кащенко. -М., 2006. 23. Левченко И.Ю., Киселева Н.А. Психологическое изучение детей с отклонениями в развитии / И.Ю. Левченко, Н.А. Киселева, - М.//Коррекционная педагогика, 2005. 24. Левченко И.Ю. Патопсихология: теория и практика: учебное пособие / И.Ю. Левченко. - М., 2000. 25. Левченко И.Ю. Психологические особенности подростков и старшеклассников с детским церебральным параличом / И.Ю. Левченко. - М., 2001. 26. Лурье Н.Б.
Коррекционно-воспитательная работа с 27. Лурье Н.Б.
Воспитание глубоко умственно отсталого 28. МаллерА.Р., Цикото Г.В.
Воспитание и обучение детей 29. Мастюкова Е.М.
Лечебная педагогика / Е.М. 30. Мозговой В.М.
Развитие и коррекция двигательных 31. Мозговой В.М.
Основы олигофренопедагогики: 32. Морозова Н.Г.
Формирование познавательных 33. Обучение детей с нарушениями интеллектуального 34. Основы управления специальным образованием: Учеб. 35. Основы коррекционной педагогики / Под ред. 36. Певзнер М.С.
Дети-олигофрены / М.С. Певзнер. - М., 37. Певзнер М.С, Лубовский В.И.
Динамика развития 38. Перова М.Н.
Дидактические игры и упражнения по М. 1998. 39. Перова М.Н.
Методика преподавания математики в 40. Петрова ВТ.
Практическая и умственная деятельность 41.Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. - М., 2002. 42. Пинский Б.И.
Формирование двигательных навыков 43. Подласый И.П.
Педагогика: Учебник для студентов 44. Пороцкая Т.П.
Обучение географии во вспомогательной 45. Рубинштейн С.Я.
Психология умственно отсталого 46. Сластёнин В.А. и др.
Педагогика: Учебное пособие 47. Смирнова А. Н. Коррекционно-воспитательная работа 48. Специальная педагогика / Под ред. Н.М.Назаровой. - 49. Специальная психология: учеб. пособие для студ. высш. 50. Специальная педагогика в трех томах / Под ред. Н.М. 51. Улъенково У.В.
Дети с задержкой психического развития 52. Черник Е.С. Физическое воспитание во вспомо- гательной школе / Е.С. Черник. - М., 1994. 53. Шиф Ж.И. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы / Ж.И. Шиф. - М., 1966. 54. Эстетическое воспитание во вспомогательной школе / Под ред. Т.Н.Головиной. - М.,1972. Раздел 1. Общие вопросы олигофренопедагогики Темы 1.1. Актуальные проблемы коррекционной педагогики. Их решение в процессе обучения, воспитания и развития детей с нарушениями интеллекта. 1.2. Основные этапы развития теории обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта. 1.3. Олигофренопедагогика в системе педагогических и смежных наук. Связь её с данными науками. 1.4. Методы научных исследований и их реализация в олигофренопедагогике. Методические указания В курсовых работах 1 раздела должны найти отражение теоретические основы олигофренопедагогики. Студентам необходимо раскрыть наиболее актуальные вопросы, стоящие в настоящее время перед дефектологией в целом, определить задачи обучения и воспитания детей с нарушениями интеллекта, выявить различия между специальной и обшей дидактикой. Важно выяснить, какими понятиями и категориями пользуется олигофренопедагогика, как это проявляется в учебно-воспитательном процессе, какие основные этапы развития теории обучения воспитания известны студенту, что из предыдущих этапов нашло место в современной теории обучения детей с нарушениями интеллекта. Олигофренопедагогика тесно связана с другими науками: общей педагогикой, историей общей и коррекционной педагогики, философией, целым рядом медицинских наук, с общей и специальной психологией, социологией. Раскройте эту связь. При написании курсовых работ этого раздела студенты должны пользоваться специальной терминологией, определить сущность коррекционного обучения, особое внимание уделив вопросу компенсаторных возможностей детей со сниженным интеллектом. Раскрывая содержание темы 1.4. студентам необходимо не только перечислить методы научных исследований, но и показать специфику использования их в коррекционной педагогике, указать критерии их оценки, вариативность. Проведите сравнение использования конкретных методов исследования. Для этого обследуйте нормального и аномального ребенка, покажите, как они используются в конкретной группе детей, в процессе обучения, каковы их результаты. Литература 1. Дефектологический словарь / Под ред. А.И. Дьячкова. -М.,1970. 2.Дульнев Г.М. Книга для учителя вспомогательной школы / Г.М. Дульнев. - М.,1959. 3. Дьячков А.И.
Основы обучения и воспитания 4. Замскип
X
. С.
Умственно отсталые дети. История их 5. Ерёменко И. Г.
Олигофренопедагогика/ И.Г. Еременко. 6. Лапшин В.А., Пузанов Б.П. Основы дефектологии/ В.А. Лапшин, Б.А. Пузанов. - М., 1990. 7. Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом/ Н.Н. Малофеев. - М., 1996. Раздел 2. Состав учащихся специальной (коррекционной) образовательной школы Темы: 2 1 Умственная отсталость и её признаки. 2.2. Классификация умственной отсталости. 2.3. Состав учащихся специальной 2.4. Отграничение умственной отсталости от 2.5. Отбор детей в специальные (коррекционные) 2.6. Характеристика детей с основной формой 2.7. Характеристика детей-олигофренов с грубыми 2.8. Характеристика детей-олигофренов с 2.9. Характеристика детей-олигофренов с грубым 2.10. Характеристика детей-олигофренов с 2.11. Характеристика поздних форм умственной Методические указания Все темы этого раздела требуют от студентов применение знании по ранее изученным дисциплинам: психология умственно отсталого ребенка, клиника умственной отсталости, история олигофренопедагогики, основы медицинской генетики, так как при написании любой из тем, необходимо рассмотреть факторы, положенные в основу описываемых классификаций и определить, как это влияет на обучение. При написании темы 2.4 необходимо ответить, по каким показателям дети направляются психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК) в коррекци-онную школу VIII вида и почему. А затем раскрыть отличие детей с интеллектуальными нарушениями от других состояний (ЗПР, с психически инфантилизмом, астеническими состояниями, с речевой патологией, двигательными нарушениями). Тему 2.5 целесообразно раскрыть с учетом реального отбора детей в спецучреждения, особое внимание уделив педагогическим методам. Необходимо проанализировать состав детей в школе, классе, где проводится обследование, определить, совпадает ли поставленный диагноз ПМПК с реальными возможностями ученика в процессе обучения. Опишите ваши предложения по улучшению отбора детей в такие учреждения. Темы 2.6 -2.11 представляют интерес в двух аспектах: - определение четкой границы каждой формы умственной отсталости; - выработка вариантов коррекционной работы, проводимой с детьми, описание их отличия: определение роли обучения и учителя-дефектолога в этом процессе. Работы должны быть написаны на основе изучения личных дел учащихся, дневников наблюдения, протоколов ПМПК, бесед с учителями, воспитателями. Необходимо выяснить, какие компенсаторные возможности существуют у детей и как их реализовать в процессе обучения. Раскройте динамику обучения. Литература 1. Власова Т.Н., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии / Т.Н. Власова, М.С. Певзнер. - М., 1973. 2. Воспитание детей с задержкой психического развития в процессе обучения / Под ред. Власовой ТА. - М., 1981. 3. Демидов А.Ю. Влияние пола на фенотипические особенности болезни Дауна//Дефектология. 1972, №1. 4. Дульнев Г.М., Лурия А.Р. Принципы отбора детей во вспомогательные школы / Г.М. Дульнев, А.Р. Лурия. - М., 1973. 5. Забрамная С.Д. Отбор детей во вспомогательные школы / С.Д. Забрамная. - М., 1988, 6. Забрамная С.Д. Наглядный материал для психолого- педагогического обследования детей в медико-педагогических комиссиях / С.Д. Забрамная. - М., 1988. 7. Лебединская К.С, Райская М.М., Грибанова Г.В. Подростки с нарушениями в аффективной сфере / К.С. Лебединская, М.М. Райская, Г.В. Грибанова. - М., 1988. 8. Левченко И.Ю. Патопсихология: теория и практика: учебное пособие / И.Ю. Левченко. - М., 2000. 9. Лубовскш В. И. Психологические проблемы диагностики аномального развития детей / В.И. Лубовский. - М.,1989. 10. Ляпидевский С. С, ШостакБ. И. Клиника олигофрении/ С.С. Ляпидевский, Б.И. Шостак. - М., 1973. 11. Марковская И.Ф. Задержка психического развития (клиническая и нейропсихологическая диагностика) /И.Ф. Марковская. - М., 1993. 12. Певзнер М.С. Дети-олигофрены / М.С. Певзнер. - М., 1959. 13. Певзнер М.С., Лебединская К. С. Учащиеся вспомогательной школы /М.С. Певзнер, К.С. Лебединская.-М., 1979. 14. Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников / В.Г. Петрова, И.В. Белякова. - М., 2002. 15. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника/ С.Я. Рубинштейн. - М..1978. 16. Умственное развитие учащихся вспомогательной школы / Под ред.Ж.И.Шиф. -М., 1961. 17. Шиф Ж. И. Особенности умственного развития учащихся вспомогательной школы / Ж.И. Шиф. - М., 1965. Раздел 3. Теория образования и обучения детей с нарушениями интеллекта Темы 3.1. Педагогическое изучение учащихся специальной (коррекционной) образовательной школы. 3.2. Психолого-педагогическая характеристика детей с нарушениями интеллекта. 3.3. Школьное обучение - основа коррекции, компенсации и развития детей с нарушениями интеллекта. 3.4. Реализация принципов обучения в коррекционной образовательной школе VIII вида (сознательность и активность обучения). 3.5. Реализация принципа доступности и прочности в процессе обучения в коррекционной школе VIII вида. 3.6. Реализация принципа систематичности и последовательности в обучении детей с нарушениями интеллекта. 3.7. Принципы наглядности, реализация его в обучении детей с нарушениями интеллекта (младшее и старшее звено, на разных учебных предметах). 3.8. Индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения в школе VIII вида на разных учебных предметах. 3.9. Методы обучения детей с нарушениями интеллекта и их реализация: а) словесные; б) наглядные; в) практические. 3.10. Урок как основная форма учебной работы в специальной (коррекционной) образовательной школе. 3.11. Дидактическая игра и игровые приёмы в обучении детей с нарушениями интеллекта. 3.12. Использование элементов программированного обучения в коррекционной образовательной школе VIII вида на разных уроках. 3.13. Ручной труд как средство коррекции психофизических недостатков и пропедевтики трудового обучения учащихся с нарушениями интеллекта. 3.14. Основы трудового обучения учащихся с нарушениями интеллекта в коррекционной образовательной школе. 3.15. Уроки физической культуры, их структура и содержание. Коррекция недостатков физического развития и моторики средствами физических упражнений на уроках. 3.16. Изобразительная деятельность, её роль в развитии мелкой моторики рук, формировании пространственной ориентировки при выполнении рисунков 3.17. Уроки музыки и пения. Коррекция эмоционально-волевой сферы, поведения. Связь уроков музыки с эстетическим воспитанием. Методические указания Общим для всех перечисленных тем является коррекционно-воспитывающая направленность учебного процесса. Раскрывая конкретную тему, студент должен показать особенности процесса обучения в образовательной коррекционной школе; дать характеристику процессу обучения, показать роль учителя-дефектолога в формировании знаний, умений и навыков у учащихся; помнить, что теория и практика обучения детей с нарушениями интеллекта строится на основе общедидактических принципов с учётом познавательных возможностей учащихся коррекционной школы. Это поможет правильно раскрыть принципы обучения (темы 3.4 - 3.7); методы обучения (тема 3.9), урок как основную форму учебной деятельности детей с нарушениями интеллекта (темы 3.10, 3.13-3.17). Отдельно остановимся на методических рекомендациях к темам 3.1, 3.2, 3.3, 3.8, 3.11, 3,12. Эти темы могут вызвать у студентов определенные трудности как в составлении плана, так и в подборе практического и экспериментального материала. При написании курсовой работы по теме 3.1 студент должен остановиться на трёх аспектах данной проблемы. Во-первых, показать важность для учителя-дефектолога владения методами педагогического изучения ученика; при этом необходимо выявить динамику его развития, определить факторы, которые влияют на процесс обучения вообще и получения знаний, в частности. Во-вторых, наметить пути и способы воздействия на ученика с целью коррекции его психофизических недостатков развития. В-третьих, обобщить опыт работы учителей-предметников или учителя начальных классов по организации педагогического изучения ребенка, показать, какие виды документации помогают раскрыть потенциальные возможности того или иного школьника. Тему 3.2 достаточно полно можно раскрыть на примере изучения двух-трех учеников различных клинических групп. Для этого обследуйте ребенка-олигофрена и дементного с прогредиентным заболеванием, или олигофрена и плохо успевающего ученика массовой школы или, наконец, ученика коррекционной школы VIII вида и с ЗПР VII вида. Сопоставление характеристик детей за несколько лет обучения поможет студенту найти отличие, установить сходство и показать динамику развития, особенности их познавательной деятельности, отношение к учебному процессу. Курсовые исследования можно дополнить проведением эксперимента по выполнению учениками различных заданий учебного характера. Работа над темой 3.3 полностью должно опираться на материалы первоисточников, в которых отражены: • особенности процесса обучения в коррекционной • структура процесса обучения; • этапы процесса обучения. Этот материал можно найти в работах Л.С.Выгот-ского, Л.В.Занкова, А.Н.Граборова, Г.М.Дульнева, И.Г.Ерёменко, В.В.Воронковойи др. Покажите взаимосвязь развивающего характера обучения с его корригирующим влиянием на личность ученика с нарушениями интеллекта. В качестве практического подтверждения можно изучить работы учащихся, педагогические характеристики за несколько лет обучения, творческие работы, дневники наблюдения. Эти примеры помогут раскрыть роль школьного обучения в развитии конкретного ученика. Наблюдения показали, что большинство студентов, выбравших тему 3.8, допускали одну существенную ошибку - пытались раскрыть систему обучения, а не индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения. Индивидуальный подход и дифференцированное обучение - родственные процессы, однако, это не синонимы. Они оба направлены на учет познавательных возможностей и личностных характеристик учащихся. Но в основе индивидуального подхода лежит уровень возможностей ученика овладевать учебным материалом предмета. Все дети обучаются по одной и той же учебной программе, в едином темпе, слушают одно и то же объяснение, выполняют одни и те же задания. Но кто-то из них не может овладеть программой успешно, или забыл правило, не справляется с заданием, тогда учитель осуществляет индивидуальный подход, оказывает направляющую или предупреждающую помощь. В основе дифференцированного обучения лежат типологические различия по определенным показателям: обучаемость, темп работы, утомляемость, понимание изложенного материала. Внутри класса создаются типологические группы, обучение осуществляется по разным программам и на разном уровне сложности; комплектуются сильная, средняя и слабые группы по обучению математике или родному языку. Подробно студент может познакомиться с данной проблемой по литературным источникам авторов: И.Г.Ерёменко, С.Л.Мирский, В.В.Воронкова, Г.М.Дульнев, В.В.Экидр. При написании курсовой необходимо подчеркнуть значение индивидуального подхода при различных формах и подходах к процессу обучения, в том числе и при дифференцированном. Особо следует остановиться на сочетании индивидуальной, фронтальной и групповой работы. Раскрывая тему 3.11, студенту необходимо чётко определить понятия игра, дидактическая игра и игровые приёмы, затем дать описание дидактическим играм и игровым приёмам, используемым на различных уроках и учебных предметах: по родному языку, математике, географии, истории, естествознанию, как в младших, так и в старших классах. Студенту будет интересно исследовать следующие проблемы игровой деятельности: •способы игры детей с нарушением интеллекта, причины отклонений в игровой деятельности; • роль учителя в организации и проведении игры; • учёт возрастных и индивидуальных особенностей • этапы урока и как игра помогает усвоить материал; использования дидактических игр и приемов. В приложение к работе можно включить игры, подобранные по отдельным темам (дисциплинам). В курсовой работе по теме 3.12 необходимо в первую очередь обосновать использование элементов программированного обучения в коррекционной школе. С этой целью необходимо познакомиться с работами М.А.Арнольдова, Т.М.Лифановой, М.Н.Перовой, П.Г.Тишинаидр. Студент должен раскрыть сущность метода выполнения упражнений с элементами программирования, показать его коррекционное значение, высказать своё мнение о положительных и отрицательных моментах, выявить и обосновать этапы урока, на котором может быть использовано программированное обучение, представить различные разработки элементов программирования. Литература 1. Арнольдов М.А.
О возможностях эффективного 2. Арнольдов М.А., Константинова Л.П.
Самостоятельная 3. Артпедагогика и арттерапия во вспомогательном 4. Бабенкова Р.Д., Захарин Б.И.
Об уроках физической 5. Барская Н.М.
Проблемы индивидуального подхода в 6. Вайзман Н.П.
Психомоторика умственно отсталых детей 7. Воронцова В.В.
Дифференцированный подход к 8. Воронкова В.В., Мирскип С.Л., Эк В.В., Тишин П.Г. классов вспомогательной школы в процессе обучения // Сборник научных трудов. М.,1984. 9. Головина Т.Н.
Изобразительная деятельность учащихся 10. Грошенков И.А.
Занятия изобразительным искусством 11. Дмитриев А.А.
Физическая культура в специальном 12. Дулънев Г.М.
Основы трудового обучения во 13. Еременко И.Г.
Проблема дифференцированного 14. Жидкина Т. С, Кузьмина Н.Н.
Методика преподавания 15. Козленке Н.А.
Физическое воспитание учащихся 16. Лифанова Т.М.
Рабочая тетрадь по физической 17. Лифанова Т.М.
Использование элементов 18. Лифанова Т.М., Пшеничная Н.Б.
Практический 19. Лифанова Т.М. Дидактические игры и занимательный материал для уроков естествознания. Кн. 1-2. / Т.М. Лифанова. - М., 1993. 20. Мирский С.Л.
Типологические особенности учащихся 21. Мирский С.Л.
Методика профессионально-трудового 22. Мирский С.Л.
Индивидуальный подход к учащимся 23. Мозговой В.М.
Умственная работоспособность 24. Мозговой В.М.
Развитие двигательных возможностей 25. Обучение во вспомогательной школе: лекции по 26. Павлова Н.
77. Трудовое обучение в 1-3 классах 27. Перова М.Н.
Дидактические игры и упражнения по 28. Перова М.Н., Эк В.В.
Обучение элементам геометрии 29. Петрова В.Г.
Практическая и умственная деятельность 30. Пинский Б. И.
Психология трудовой деятельности 1969. 31. Пороцкая Т.Н.
Применение учебных фильмов во 32. Пороцкая Т.Н.
Опыт работы с учебником и тетрадью 33. Пузанов Б.П.
Методические рекомендации по 34. Тишин П.Г.
Возможности программированного Раздел 4. Современные подходы к воспитанию детей с нарушениями интеллекта. Содержание и основные направления воспитательного процесса Темы 4.1. Система и составные части нравственного 4.2. Особенности эстетического воспитания 4.3. Гражданское и правовое воспитание. 4.4. Антиалкогольное и антинаркотическое 4.5. Воспитание сознательной дисциплины у 4.6. Половое воспитание. 4.7. Трудовое воспитание. Коррекционно- 4.8. Физическое воспитание учащихся 4.9. Система работы учителя, воспитателя над 4.10. Самоуправление в ученическом коллективе. 4.11. Управление современной специальной 4.12. Методическая работав системе внутришколь Методические указания Курсовые работы данного раздела относятся к творческим исследованиям, так как в них могут быть представлены материалы практических разработок тематических мероприятий, конспекты занятий, вечеров, праздников. Студенту необходимо очень серьёзно подойти к описанию и обобщению практического опыта работы учителей, воспитателей, показать, как в процессе учебно-воспитательной работы формируются у учащихся гражданские и нравственные качества; обеспечивается нормальное физическое развитие; осуществляется становление эстетических взглядов, вкусов, правовых норм поведения, социализация в обществе и, конечно же, развитие умственных способностей. Помните, что стратегической линией построения воспитательного процесса в учреждениях коррекционного характера является положение, выдвинутое Л.С.Выготским: воспитание дефективного ребёнка должно базироваться на том, что одновременно с дефектом возникают и компенсаторные возможности для преодоления его последствий, которые должны быть использованы в качестве движущей силы. Надо не смягчать трудности, вызванные дефектом, а направлять все силы на его компенсацию. При подготовке материала к работе необходимо достаточно чётко его проанализировать, а при написание подчеркнуть коррекционную направленность и значение различных видов деятельности, в том числе ее коллективных форм. Это поможет определить и выделить уровень развития сознания у детей, навыки нравственного поведения, сформированность у них положительных черт личности, воспитания нравственных чувств. Особое внимание при написании следует уделить таким важным сторонам личности ученика коррекционной школы как разрыв, расхождение между словом и делом, намерениями, желаниями и совершаемыми поступками, разумом и эмоциональными проявлениями. Как воспитатель, учитель выравнивает функционирование всех этих сторон личности. Определите, каким способом учитель-дефектолог преодолевает у ребенка с нарушением интеллекта интеллектуальное и двигательное торможение, общественный инфантилизм в труде и поведении, покажите роль учителя в управленческой деятельности школы. Литература 1.
Антипов В.И.
Внеклассные занятия по труду во 2. Астафьев КВ., Михалёв В.И.
Физическое воспитание 3. Бабенкова Р.Д., Юровский С.Ю., Захарьин Б. И. 4. Воспитательная работа во вспомогательной школе/ Под 5. Долгобородова Н.П., Лялин Н.А., ПикИ.Д.
Воспитание 6. Дулънев Г.М.
Воспитательная работа во вспомога 7. Евтушенко Е.А.
Использование драмы, художественного 8. Евтушенко И. В.
Уровни притязания и эмоциональной 9. Колосов В. Д.
Беседы о половом воспитании / В.Д. 10. Коломинскип Н.Л.
Развитие личности учащихся 11. Коррекционная роль обучения во вспомогательной 12. Малкин М.Д.
Работа классного руководителя с 13. Мачихина В. Ф.
Внеклассная воспитательная работа во 14. Микулина Е.Д.
Опыт работы с классом вспомога 15. Мозговой В.М., Дмитриев А.А., Самыличев А.С. во вспомогательной школе / В.М. Мозговой, А.А. Дмитриев, А.С. Самыличев. - М., 1986. 16. Мозговой В.М.
Планирование и контроль метода-ческой 17. Мозговой В.М.
Принципы и методы управления 18. Об образовании. Закон РФ. М., 1996. 19. Организация и планирование воспитательной работы 20. Педагогика: Учебник // Под ред. П.И. Пидкасистого. 21. Пузанов Б.
77. Изучение исторического и обществовед 22. Пузанов Б.П.
Методические рекомендации по органи 23. Смирнова А. Н. Коррекционно-воспитательная работа 24. Соболев А.С.
Музыкальное воспитание во вспомога 25. Типовое положение о специальном (коррекционном) 26. Турчинская К.М. Профориентация во вспомогательной школе /КМ. Турчинская. -Киев, 1976. 27. Шамова Т.И.
Исследовательский подход в управлении 28. Шишкова АД.
Из опыта работы по эстетическому 29. Ямбург Е.А.
Педагогический ансамбль школы / Е.А. Раздел 5. Воспитание детей и подростков с нарушениями интеллекта в семье Темы 5.1. Сенсорное воспитание детей с нарушениями интеллекта в семье. Условия правильного семейного воспитания. 5.2.Особенности воспитания детей с нарушениями интеллекта в семье. 5.3.Организация режимных моментов, участие родителей и детей в реализации нравственного, физического и трудового направления в воспитании. 5.4. Содружество семьи, школы, медицинских учреждений в воспитании детей с нарушениями интеллекта. Методические указания При написании курсовых работ этого раздела необходимо остановиться на следующих проблемах: • какие меры можно осуществлять с целью • как и каким способом можно своевременно • как организовать обучение, воспитание и развитие • наличие у родителей определенного объема • участие школы в судьбе ребенка с нарушениями Литература 1.
Буянов М.И.
Ребенок из неблагополучной семьи: 2. Волковская Т.Н.
Особенности работы с родителями в 3. Дети-сироты: консультирование и диагностика развития 4. Забрамная С.Д.
Ваш ребёнок учится во вспомогательной 5. Керол Тингей-Мшаэлис.
Дети с отклонениями в разви 6. Красовская Л. Г.
Работа педагогического коллектива с 7. Лурье Н.Б.
Воспитание глубоко умственно отсталого 8. Малкин М.Д.
Работа классного руководителя с 9. Маллер А.Р.
Ребенок с ограниченными возможностями. 10. Мастюкова Е.М., Московкжа Н.Г.
Они ждут вашей 11. Раку А. И. Организация работы вспомогательной 12. Смирнова А.Н.
Воспитание умственно отсталого в семье 13. Ткачева В.В.
Психолого-педагогическая диагностика 14. Ткачева В.В.
Психолого-педагогическое изучение семьи, 15. Цикото Г.В.
О семейном воспитании умственно Раздел 6. Дошкольная олигофренопедагогика Темы 6.1 .Организация коррекционно-воспитательной работы в специальном дошкольном учреждении для детей с нарушениями интеллекта. 6.2.Формирование у дошкольников с нарушениями интеллекта прикладных жизненно важных умений и навыков. 6.3.Основные этапы обучения игре дошкольников с нарушениями интеллекта. Особенности игровой деятельности. 6.4. Формирование у дегей-дошкольников с нарушениями интеллекта представлений об окружающем мире в процессе коррекционного обучения и воспитания. 6.5.Сенсорное воспитание детей-дошкольников с нарушениями интеллекта. Методические указания Данный раздел курсовых работ является для студентов важным, так как требует раскрытия сложных вопросов диагностики умственной недостаточности в дошкольном возрасте. Необходимо проанализировать опыт работы дошкольного учреждения, сделать выводы о специфике формирования различных навыков у данной категории детей, показать, как в процессе общественного дошкольного воспитания создаются условия для ранней коррекции психических функций. Остановитесь на вопросах организации жизни и быта детей, игровой деятельности, ориентировки детей в окружающей среде, коррекции и развитии речи, формировании математических представлений и умений, навыков трудового и физического воспитании. Особый интерес представляют курсовые работы по проблеме сенсорного воспитания, формированию навыков изобразительной деятельности. Литература 1. Баряева Л Б., Зарин А.П., Ложко Е.А.
Дошкольное 2. Гаврилушкина О.П., Соколова Н.Д.
Воспитание и 3. Дошкольное воспитание аномальных детей: Книга для 4. Катаева А.А., Стребелева Е.А.
Дошкольная 5. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников /А. А. Катаева, Е.А. Стребелева. - М., 1991. 6. Морозова Н.Г.
Формирование познавательных интересов 7. Носкова Л.П.
Вопросы воспитания и обучения 8. Программа для специальных дошкольных учреждений: 9. Соколова Н.Д.
Рекомендации к организации и 10. Соколова Н.Д.
Особенности игровых действий Раздел 7. Обучение и воспитание детей с тяжелой степенью интеллектуального недоразвития Темы 7.1.Основные направления коррекционно-воспитательной работы с детьми дошкольного возраста с тяжелой степенью умственной отсталости. 7.2. Содержание и особенности построения 7.3. Трудовое обучение и воспитание как одно из 7.4.Развитие устной речи детей с тяжелой степенью умственной отсталости в процессе обучения и воспитания. Методические указания Темы этого раздела посвящены проблеме обучения, воспитания и социальной реабилитации детей с нарушениями интеллекта в степени имбецильности. Цель курсовых работ по данной теме - изучить и описать наиболее эффективные приемы коррекционно-воспитательной работы с данной категорией детей, показать как процесс обучения и воспитания влияет на психические функции ребенка, его личность в целом. Среди детей-имбецилов встречаются дети с синдромом Дауна; глубоко умственно отсталые дети, страдающие фенилкетонурией; с текущими заболеваниями шизофрении и гидроцефальными процессами; дети, тяжёлое умственное недоразвитие которых сочетается с детским церебральным параличом (ДЦП). Тема должна быть раскрыта с привлечением конкретной группы детей, материала, который собрали студенты па занятиях, общих мероприятиях. Следует описан, различные виды деятельности детей-имбецилов, (>г<и>гши> трудовом, ш ровой, бытовой; проследить динамику рачвития, покачать vro па конкретных примерах. Лнтором курсовой работы могут быть описаны проблемы социально-бытовой и трудовой адаптации, значимость ■пой проблемы для жизни данной категории детей. Литература 1. Дементьева Н.Ф., Поперечная Л.Н.
Медико- 2.
Дементьева Н.Ф., Цикото Г.В., Исаева Т.Н.
Обучение и 3. Дементьева Н.Ф., Басаева Т.Н., Исаева Т.Н. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями /Н.Ф. Дементьева, Т.Н. Басаева, Т.Н. Исаева. - М., 1996. 4. Коррекционно образовательные программы для детей 5. Коррекционно-образовательные программы для детей 6. Коррекционно-образовательные программы для детей 7. Коррекционно-образовательные программы для детей 8. Маллер А.Р.
Социально-трудовая адаптация глубоко 9. Маллер А.Р., Цикото Г.В.
Обучение, воспитание и 10. Маллер А.Р.
Выполнение практических заданий 11 .Программа обучения глубоко умственно отсталых детей. М., 1983. 12. Программа обучения детей дошкольного возраста с 13. Черна М.
Совместные занятия физическими 14. Юдилевич Я.Г.
Учет индивидуальных особенностей Учебное издание Василий Маркович Мозговой Олигофренопедагогика Курсовые работы В авторской редакции набор и верстка Власова О.А. I кадписано в печать 30.11.2007 г. Формат 60x90 1/16 Объем 2,5 п.л. Тираж 100 экз. Заказ №21
|