Реферат: работа
Название: работа Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
СОДЕРЖАНИЕ Введение……………………………………………………………………….…….2 Глава 1.EXCEL как инструмент в образовательном процессе…………………...3 1.1 Возможности использования Excel…………………………………………...3 1.2 Инструментарий Excel…………………………………………………………4 Глава 2. Особенности использования табличного процессора MS Excel учащимися на уроках основной школы …………………………………………..10 2.1 Использование табличного процессора MS Excel учащимися на уроках физики……………………………………………………………………………….10 2.2 Использование табличного процессора MS Excel учащимися на уроках математики……………………………………………………………………….....15 Глава 3. Особенности использования табличного процессора MS Excel учителем основной школы …………………………………………………………………...21 3.1 Основные подходы к рейтинговой системе оценивания……………..…….21 3.2Использование «Электронного журнала» учителем на базе MS Excel ……26 Заключение……………………………………………………………………….....28 Список литературы…………………………………………………………………29 ВВЕДЕНИЕ Наверное, трудно сейчас представить современного человека, не владеющего компьютером. Безусловно, компьютер занимает важное место в жизни человека. Данную работу я посвящу табличному процессору Excel – одному из компонентов пакета Microsoft Office. Табличный процессор Excel – самый популярный на сегодняшний день табличный редактор. Он позволяет легко оперировать с цифрами, обладает удобным интерфейсом – это как компьютер "общается" с пользователем, позволяет строить различные графики, множество диаграмм, которые способствуют более полному способу представления информации и усвоения материала. При написании этой курсовой работы я использовала текстовый редактор Word 7.0 из пакета Microsoft Office. Цель: Проанализировать использование табличного процессора MS Excel на уроках в основной школе. Задачи: 1. Исследовать возможности табличного процессора EXCEL. 2. Изучить использование табличного процессора MS Excel учащимися на уроках: - математики - физики 3. Изучить использование табличного процессора MS Excel учителем для: - подсчета качества знаний, степени - уровня успеваемости. - рейтинговой оценки знаний учащихся 4. Изучить как используется «Электронный журнал» на базе MS Excel как элемент информационного пространства образовательного учреждения. Глава 1.EXCEL как инструмент в образовательном процессе 1.1 Возможности использования Excel Excel - это не просто одна отдельная программа. Неправильно, когда говорят, что Excel - это программа! Это комплекс программ! Он входит в состав пакета задач Microsoft Office и предназначен для решения любой математической, экономической, физической и т.п. задачи, при условии, что исходная информация и результаты могут быть представлены в виде таблицы. · это может быть одно данное. Это тоже таблица, состоящая из одного элемента; · либо несколько данных, которые можно расположить в одной строке. Это опять же таблица, которую называют линейной; · либо прямоугольная таблица или матрица данных, как принято ее называть. Отсюда следует, что программный комплекс Excel имеет универсальное применение для решения огромного множества задач практически из любой области знаний. Единственное требование - это, чтобы исходная информация и результаты могли быть представлены в виде таблицы. 1. WORD - текстовой процессор; 2. EXCEL - табличный процессор; 3. POWER POINT - презентации, реклама; 4. ACCESS - создание и работа с базами данных; 5. OUTLOOK - программный комплекс, позволяющий связаться с внешним миром; 1.2 Инструментарий Excel Первая строка окна
ниже на рисунке окрашена, синим цветом. Она должна содержать наименование задачи. Вторая строка окна
Excel называется строкой меню команд. Глава 2. Особенности использования табличного процессора MS Excel учащимися на уроках основной школы 2.1 Использование табличного процессора MS Excel учащимися на уроках физики Табличный процессор или электронные таблицы Excel –очень мощное средство для автоматического вычисления, различных данных записанных в табличной форме. Excel на уроках физики можно использовать при проведении и проверки лабораторных работ, во время решения задач и для создания диаграмм, которые в свою очередь, могут быть использованы в других документах: текстах, презентациях. Покажем использование Excel на примере решения задачи № 394 ПРГ из задачника по физике А. П. Рымкевича 1994 года издания. Автомобиль массой m при трогании с места проходит путь s за время t. Коэффициент сопротивления движению равен . Найти:1) скорость vв конце разгона: 2)приобретенную кинетическую энергию Ek . 3)работу Атр. ; 4) среднюю полезную мощность N.
Решение. Пройденный путь при равноускоренном движении , т.к. то - ускорение автомобиля, тогда - конечная скорость движения. - значение кинетической энергии. Полезная мощность двигателя идет на создание кинетической энергии и совершению работы против сил трения. Следовательно .Найдя формулы для расчетов можно в них подставить исходные данные, и получить ответ. Расчеты можно выполнить в электронной таблице. Для этого предварительно создаем файл с помощью MS Excel в который запишем исходные данные и формулы для окончательных расчетов, следующим образом: 1. Запуск Excel. Пуск – Программы – MS Excel. 2. В появившемся листе Excel вводим данные. а) На нескольких первых строчках рекомендуется записать комментарии:
Замечание. Поскольку данные записи являются длинными и не умещаются в ячейки, рекомендуется несколько ячеек выделить и объединить их в одну. 3. На нескольких следующих строчках вводим таблицу как в книге, и добавляем к ней пять столбцов для результатов вычисления: а, V, Ек , Атр , N.
В ячейках для результатов в первой строке этой таблице вводим формулы («Формулы начинаются со знака «=»). Например: если ячейки ускорения а, соответствует номер F12 то вводим: =2*В12/С12^2. Для скорости: = F12*С12. Для кинетической энергии: = Д12*G12^2/12. Для работы против сил трения Атр : =Е12*Д12*9,8*В12 Для мощности N: =(Н12+I12)/С12. Замечания: а) номера ячеек следует вводить на английском языке; б) по завершению ввода в данной ячейке вводится число, являющееся результатом вычисления по формуле. 4. Чтобы не набирать формулы в следующих стоках таблицы можно перетянуть формулы на строки ниже следующим образом: а) Выделить ячейку; б) Захватив точку в нижнем правом углу ячейки протянуть ее в нужное направление; в) Отпустить кнопку мыши; г) В новых ячейках появятся значения, вычисленные при таком перетягивании, номера строк или столбцов в формулах меняются. 5. При использовании ПРГ – задач полезно не только решить задачу и сделать вычисления с помощью электронной таблицы, но и выполнить эксперимент по исследовании одних величин от других. Например, исследуем изменение расчетных величин от времени. Для этого другие входные данные установить неизменными, а в ячейку C13 запишем формулу «=C12+5», где 5 это шаг изменения времени. Перетянув эту ячейку вниз на несколько строк, получим в этих ячейках новые значения. При этом в расчетных ячейках произойдет перерасчет формул. 6. Удобно изменения величин представлять в виде диаграммы. Для этого необходимо ее построить: а) Выделить область с числовыми данными; б) Вставка – Диаграмма; в) Выбирая нужные способы построения диаграммы, построить диаграмму; г) Выбрав режим отображения на полном экране можно видеть и таблицу и диаграмму. 7. Если теперь в диаграмме вводить какие либо изменения, то эти изменения одновременно будут отображаться на диаграмме. Например, можно исследовать зависимость расчетных величин от пройденного пути. Применить Excel в физике можно при проверки лабораторных работ. Особенно это актуально, если в классе много учащихся. Выполняя лабораторную работу ученики делают вычисления по одним и тем же формулам, но с разными исходными данными. Учителя порой трудно, даже с использованием микрокалькулятора, быстро проверить лабораторную работу. В помощь учителю можно порекомендовать составить и лабораторной работе электронную таблицу, так что в неё нужно будет вводить только исходные данные, а результаты вычислений ЭВМ найдёт сама по заранее введенным формулам. 2.2 Использование табличного процессора MS Excel учащимися на уроках математики I. Организационная часть. Вы на математике уже научились решать системы уравнений. Попробуйте решить вот такую систему уравнений: Оказывается, что это не так просто сделать. Сегодня на уроке мы научимся решать графически системы уравнений, используя возможности электронных таблиц. II. Повторение пройденного материала. Мы уже научились записывать арифметические выражения и различные формулы в среде Microsoft Excel. Давайте вспомним как это делается. Записать следующие выражения: а). Ответ: а) (1 + х )/4 . у; б) (х – 2)/(5 + 2 . х /(у ^ 2 + 3)); в) – 2 . х + х ^ 3/(3 . у ^ 2 + 4); г) ABS(х /(х ^ 2 + 1)) + ABS(х )/(х ^ 4 + 1). А теперь вспомним алгоритм построения диаграмм. 1. Составить таблицу; 2. Выделить таблицу. 3. С помощью Мастера построения диаграмм построить диаграмму. III. Обобщение и систематизация понятий для выполнения практической работы. Давайте построим график функции у = х2 . 1. Составим таблицу значений функции на промежутке [–5; 5] с шагом 0,5.
2. Построим точечную диаграмму. А теперь построим график функции у = 3х2 – 4х + 1 1.
2. IV. Практическая работа. А теперь давайте попробуем решить нашу систему уравнений. – Что мы понимаем под понятием: “Решить систему уравнений”? (Найти такие значения х и у, которые будут удовлетворять и первое уравнения и второе) – Что мы понимаем под понятием: “Решить графически систему уравнений”? (В одной координатной плоскости построить графики первого и второго уравнения системы и найти координаты точек их пересечения) Итак, построим в одной координатной плоскости графики уравнений: у = |x – 1| + |x + 1| и у = |x – 2| – |x + 2|. 1. Составим таблицы значений:
2. Построим точечную диаграмму. Решением системы является промежуток [–2; –1]. Ответ: x ? [–2; –1]. V. Закрепление пройденного материала. Решить графически следующие системы уравнений: 1)
2)
Ответ: (–2,8; 2,8); (–2; 2) 3)
Ответ: (–0,75; –2) VI. Подведение итогов. VII. Домашнее задание. Решить графически систему уравнений . Ответ: (1,2; 1,5) Глава 3. Особенности использования табличного процессора MS Excel учителем основной школы 3.1 Основные подходы к рейтинговой системе оценивания Применение рейтинговой системы оценивания знаний в общеобразовательной школе становиться актуальным, так как позволяет обучающимся самостоятельно реально отследить процесс усвоения учебного материала; преодолеть страх перед получением неудовлетворительной оценки. Использование Excel для рейтинговой оценки позволяет преподавателю осуществлять мониторинг процесса обучения на всех этапах обучения и прогнозировать дальнейшее развитие каждого ученика и класса в целом; дифференцировать значимость оценок за выполненную работу; развивать нравственные качества личности обучающегося. Еще одно возможное интересное направление использование табличного процессора Excel – использование рейтинговой оценки знаний учащихся. Рейтинг необходим везде, где есть необходимость сравнивать результаты деятельности людей. Он обладает непрофессиональной универсальностью и может быть заимствован из любой другой сферы. Рейтинг всегда подразумевает конкурсность, соревнование. Это понятие наиболее разработано в спорте. В настоящее время рейтинговая оценка все шире используется в педагогике, в учебном процессе. Система рейтинговой оценки зависит от способов организации учебного процесса. В таблице «Рейтинговая оценка» учитываются результаты разных видов деятельности учащихся на занятиях: -выполнение контрольных работ; -выполнение лабораторных работ; -результаты сдачи зачетов. Каждый вид деятельности оценивается из определенного количества баллов.
Затем подсчитывается общая сумма баллов, набранных каждым обучаемым и процент этой суммы по отношению к максимально возможному количеству баллов. Может быть также определен ранг (место) каждого ученика. Для создания подобной рейтинговой таблицы могут быть использованы следующие инструменты Excel. Для подсчета итоговой суммы используется функция суммирования =СУММ(D9:M9) Для реализации функции удобнее всего использовать инструмент автосумммирование на панели инструментов стандартная . Для подсчета итога в % можно использовать формулу =N9/$M$23*100 Следует обратить внимание на необходимость использования абсолютной ссылки на ячейку, в которой хранится максимально возможная сумма баллов $M$23. Для реализации абсолютной ссылки используется функциональная клавиша F4. Для определения ранга следует использовать функцию ранг =РАНГ(O9;$O$9:$O$18) В строке Число указывается адрес ячейки с результатом. В строке Ссылка указывается диапазон ячеек со всеми результатами в абсолютном формате. Для выставления итоговой оценки используется логическая функция ЕСЛИ =ЕСЛИ(O9>90;"отлично";ЕСЛИ(O9>85;"хорошо";ЕСЛИ(O9>75;"удовлетворительно";"плохо"))) с критериями выставления 5, 4, 3 и 2
Каждый учитель в конце учебного периода высчитывает качество знаний, степень обученности и % успеваемости. Знаю, что в разных школах использую отличные формулы, поэтому привожу формулы, с помощью которых вычисляем мы. Качество знаний : Где Кз – качество знаний; N5 – количество обучающихся, имеющих отметку «5»; N4 – количество обучающихся, имеющих отметку «4»; Nобщ – общее количество обучающихся; Степень обученности : , Где Соб – степень обученности; N5 – количество обучающихся, имеющих отметку «5»; N4 – количество обучающихся, имеющих отметку «4»; N3 – количество обучающихся, имеющих отметку «3»; N2 – количество обучающихся, имеющих отметку «2»; Nобщ – общее количество обучающихся; % успеваемости : , Где %усп – процент успеваемости; Nн/а – количество обучающихся, не аттестованных по предмету; N2 – количество обучающихся, имеющих отметку «2»; В какой-то момент мне надоело вычислять значения вручную и я сделал «шаблон» в Excel, который существенно увеличил скорость составления соответствующего отчёта. Своим опытом я поделился со своими коллегами-учителями, которые тоже захотели иметь у себя подобный «шаблон». В результате была создана программка, общий вид которой можно увидеть на рисунке: Ячейка H2 и диапазон ячеек B6:F6 заполняются учителем вручную. В ячейках В9, В12 и В15 отображаются соответственно показатели качества знаний, степени обученности и % успеваемости. Формулы, записанные в этих ячейках: В9=(B6+C6)/H2*100 В12=(B6+C6*0,64+D6*0,36+E6*0,14)/H2*100 В15=ОКРУГЛ((100-100*(F6+E6)/H2);2) В ячейке H6 записана формула =СУММ(B6:F6), с помощью которой идёт проверка правильности ввода данных. 3.2Использование «Электронного журнала» учителем на базе MS Excel Электронный классный журнал – это новейшая система учета успеваемости для школ и других учебных заведений. Прекрасный инструмент для администрации и учителей, который облегчает их каждодневную бумажную рутину, а также удобный помощник для родителей, чтобы контролировать успехи своего ребенка в учебе и быть на связи со школой. В основе разработки лежала идея сохранения знакомого каждому педагогу внешнего вида журнала, который и стал образцом внешнего вида нашей системы. Интуитивно понятный интерфейс позволяет учителям с легкостью освоить нововведение, а главное — затрачивать минимум времени на заполнение, и даже экономить время и силы на составлении регулярной отчетности. В планах развития системы — создание общего информационного поля образовательных учреждений, с участием органов управления образования, научно-методических центров и других уполномоченных организаций. Специалисты самых разных уровней смогут получатьсводную отчетность, анализировать статистику и более эффективно управлять качеством образования. Не вызывает сомнения, что вскоре Электронный журнал придет в каждую школу. И это неудивительно. Помимо курса на модернизацию образования (в том числе и в отношении использования информационных технологий в школе), озвученного президентом, есть ряд неоспоримых преимуществ электронного журнала перед своим бумажным прототипом. Электронный журнал доступен в любом месте, где есть интернет, за ним не надо «стоять в очереди», как это часто бывает в школах, когда учителя подолгу не могут передать друг другу классный журнал для заполнения четвертных оценок. Что уж говорить о классных руководителях и администрации, которые должны работать по итогам учебных периодов с уже заполненным журналом. Доступ к данным системы регулируется согласно полномочиям пользователей. Информация предоставляется администрации, учителям, родителям и ученикам в строгом соответствии с их правами. Информация, поступающая в Электронный журнал, немедленно становится доступна на сайте. Всегда актуальная информация об изменениях расписания, заменах, любых значимых событиях. Вместе со скоростью, с которой информация становится доступна, здесь заключено еще одно заметное преимущество для администрации школы: при работе с многими журналами больше не требуется выстраивать порядок работы с разными классами, так как всегда наглядно видно, в какой части журналы уже заполнены, а кроме этого можно контролировать работу учителей в журналах разных классов. В системе отображается полная статистика и представлены все необходимые расчетные показатели. Отчеты в школе, которые заполнялись вручную, Электронный журнал создает автоматически. Динамическое обновление данных об успеваемости, представление динамики на графиках. Администрация контролирует заполняемость журнала и видит полную картину успеваемости любых срезах: по классу, по предметам, индивидуально по учителю или ученику. Родители видят оценки своих детей и полученные замечания — в день их выставления, они всегда в курсе заданного домашнего задания, тем пропущенных уроков. Уведомления посредством электронной почты и смс-сообщений позволяют оперативно оповещать пользователей согласно их предпочтениям. Заключение.Итак, в своей работе мы попытались рассказать об основных возможностях табличного процессора Excel. Применение этого табличного процессора позволяет легко оптимизировать и ускорить работу по обработке информации. Ведь не зря доказано, что представление информации в табличном виде, а также в виде графиков, диаграмм позволяет более наглядно и лучше представить информацию. Перспективные направления в разработке электронных таблиц основными фирмами-разработчиками определены по-разному. Фирма Microsoft уделяет особое внимание совершенствованию набора функциональных средств Excel, и в этом ее пакет явно лидирует среди всех электронных таблиц. Фирма Lotus основные усилия сконцентрировала на разработке инструментов групповой работы. Пакет Quattro Pro в результате тестирования получил достаточно высокие оценки, но ни одна из особенностей пакета не вызвала к себе повышенного внимания. Наиболее привлекательными оказались лишь возможности сортировки данных. Список литературы1. Информатика: Учебник / Под ред. проф. Н.В.Макаровой.-М.: Финансы и статистика, 1997.-768 с.: ил. 2. Информатика: Учеб. пособие для учащихся старших классов образовательных учреждений и абитуриентов / Под. ред. В.А.Каймина. М.: АСТ, 1996.-205 с. 3. Информатика и образование. Журнал. N 2, 1998. 4. Словарь по кибернетике: Св. 2000 ст. / Под ред. в.С. Михалевича.- 2-е изд. - К.: Гл. ред. УСЭ им. М.П. Бажана, 1989. - 751 с. 5. Котеров Д.В. «Самоучитель PHP4» СПб.: БХВ-Петербург, 2001. 6. Кирсанов Д. «Веб-дизайн», СПб: «Символ Плюс», 2001. 7. Круг С. «Веб-дизайн или не заставляйте меня думать», СПб: «Символ Плюс», 2001. 8. Косентино К. «PHP. Web-профессионалам», К.: BHV, 2001 г. 9. Левингстон Д., Браун М. «CSS и DHTML. Web-профессионалам», К.: BHV, 2001 г. 10. Угринович Н. «Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов», М.: Бином, 2003 г 11. http://pedsovet.org/component/option,com_mtree/task,viewlink/link_id,3695/Itemid,118/ 12. http://sch35-k.h14.ru/ 13. festival.1september.ru/articles/210471 14. www.titorov.ru/index 15. Журнал информатика и образование №5, год издания 2005Автор статьи : М.Б.Суханов. Страницы72-75 16. Журнал ИНФО информатика и образование, №4 год выпуска 2009 Авторы статьи: Зарубина И.Н.,Зарубин Н.П. страницы с 52-54 |