Реферат: по дисциплине: Политология на тему: Роль политики в современном обществе
Название: по дисциплине: Политология на тему: Роль политики в современном обществе Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат |
Министерство образования Российской Федерации Майкопский Государственный Технологический Университет РЕФЕРАТ по дисциплине: Политология на тему: Роль политики в современном обществе Майкоп 2006г. Введение 3 Понятие и сущность политики 5 Политические отношения 8 Политика и лидерство 10 Заключение 18 Литература 19 ВВЕДЕНИЕ Политика как явление социальной жизни не является присущим человеческому обществу изначально. Первобытное (догосударственное) общество, существовавшее многие тысячелетия, было социально однородным. В нем не было политических учреждений и организаций, не было политических учреждений и организаций, не было и политики. Неполитическими в догосударственном обществе были власть, а также такие социальные институты, как род, собрание всех взрослых членов рода и другие. Усложнение общества по мере его развития, появление в нем противоречивых интересов обусловили возникновение государства и вместе с ним политики. Таким образом, политика своим происхождением обязана государству. Да и в буквальном переводе с греческого, политика означает «то, что относится к государству». Аристотель в своем трактате о политике определил ее как искусство управления государством, под которым в то время понималось государство – город (полис). Демокрит и другие мыслители считали, что политика не просто искусство, а наивысшее из всех искусств. Занятие политикой, полагали они, - дело высокоодаренных, мудрых, справедливых и честных людей. Мудрая политика – залог процветания государства, благосостояния общества и личности. Современные ученые характеризуют политику как искусство компромиссов, обращая внимание на ее гибкость; как гармонию желаемого и объективно достижимого, делая акцент на ее эффективности и динамизме. Правда, в последнее время в публичных выступлениях и печати употребляются и такие характеристики: «политика – грязное дело», «политика безнравственна». Политика по определению не может быть грязным и безнравственным делом. Таковы бывают подчас цели и мотивы людей, которые путем популизма, обмана, хитрости получают доступ к активной политической деятельности, превращая тем самым политику в политиканство. По мере исторического развития общества, совершенствования демократии политическое пространство неуклонно расширяется. В наше время все взрослые граждане любой демократической страны являются субъектами политики, политических отношений. Они в качестве избирателей (электората) выражают свою волю на выборах, формируют институты власти, путем участия в референдумах принимают важнейшие политические решения, реализуют принадлежащие им политические права и свободы. В данном реферате поставлена цель — проанализировать политику и ее роль в современном обществе как важнейшую его составную часть, изучить ее понятие и сущность, определить ее место в различных аспектах жизни общества. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПОЛИТИКИ Политика – сложное многомерное, многоаспектное и очень емкое понятие. По сферам общественной жизни она подразделяется на: экономическую, социальную, научную, национальную, экологическую, военную и т.д.; по направленности – на внутреннюю и внешнюю; по приоритетности – на нейтральную, открытых дверей, национального примирения, компромиссов; по содержанию и характеру – на прогрессивную и реакционную, на научно-обоснованную и волюнтаристскую и т.д. Политика имеет много свойств, проявлений и форм выражения. Богат и многообразен ее субъектный состав. Она изменчива, подвижна, динамична и вездесуща. Поэтому выработать ее научное определение довольно сложно. В самом общем виде политика есть человеческая деятельность, выражающаяся во взаимодействии между социальными общностями, классами, нациями, народами, партиями, государствами, гражданами и их объединениями по поводу политической власти, для улучшения условий жизни людей, обеспечения общественного и мирового порядка. В приведенном определении синтезированы наиболее важные признаки и аспекты политики. 1. Политика выражается, материализуется в деятельности политических субъектов с целью вызвать те или иные политические результаты, последствия. Так, внутренняя и внешняя политика государства находит выражение в основных направлениях его деятельности. Разработка и реализация стратегического политического курса страны немыслима без активной деятельности политических партий, функционирования исполнительных органов государства и др. В политической деятельности участвует множество субъектов, она характеризуется системностью и многообразием форм. Осуществляется она как на теоретическом, так и на практическом уровне. Исключительное значение имеет вопрос эффективности политической деятельности. 2.На политической арене действуют политические субъекты с самыми различными интересами и целями. Они с объективной необходимостью взаимодействуют во имя достижения главных политических целей. Это взаимодействие может строиться на принципах координации, субординации деятельности, политического согласия и противоборства. Мудрая политика предполагает тот факт, что в реальном взаимодействии политические субъекты взаимоусиливают, взаимодополняют, а не взаимоуничтожают друг друга. 3.Самая глубинная, сущностная черта политики как общественного явления — ее прямая или косвенная связь с политической властью. Только эта сущностная черта позволяет отделить политику от других общественных феноменов. Политическую власть можно сравнить с силовым (магнитным) полем, вокруг которого вращаются и взаимодействуют многочисленные политические субъекты. 4. Нет и быть не может бесцельной политики. Она затрагивает интересы миллионов людей, а потому является многоцелевой. Одна из главных и долгосрочных целей социальной политики — создание необходимых условий для улучшения жизни человека. Политическая сфера тесно переплетается с другими сферами — экономической, социальной, культурной, правовой, религиозной, а потому политика становится закономерно возрастающим мировым, общепланетарным фактором. В реальной действительности она органически вплетена в ткань социума. Никто не может избежать политического воздействия, политические страсти |и волны докатываются до самых отдаленных уголков страны и мира. Степень политизации общества зависит от многих обстоятельств, но с наибольшей скоростью она вырастает в переходные исторические периоды, когда кардинально трансформируются основы общественного устройства, мировоззрение людей, их ценностные ориентации. Как раз в такой ситуации находится сегодня Россия. Все ее политические субъекты демонстрируют невиданную ранее активность, стремятся лично участвовать в решении своей судьбы и судьбы страны. В демократических странах политика находит концентрированное выражение в разработке и проведении в жизнь стратегического политического курса развития страны на определенную перспективу. Разработкой вариантов стратегического политического курса в форме предвыборных программ занимаются партии, политические лидеры. В ходе предвыборной кампании эти программы разъясняются через средства массовой информации. Избиратели, голосуя за ту или иную партию (блок партий), делают свой выбор политического курса. По результатам выборов формируются законодательный (представительный) и исполнительный (правительство) органы страны. Для законодательного органа стратегический политический курс — концептуальная база законотворчества на весь период функционирования. Партия, победившая на выборах, формирует правительство, которое проводит стратегический политический курс в жизнь. Таким образом, разработка стратегии политики, выбор оптимального политического курса осуществляют партии, общество. Государство же выступает эффективным инструментом реализации политики с помощью аппарата управления и принуждения, через законодательную власть и правосудие. Однако это возможно лишь в обществе с устоявшимися демократическими традициями. Если посмотреть на данную проблему в историческом плане, а также на современные недемократические государства, то выяснится, что до сих пор практически во всех странах взаимодействие политики и государства далеко не оптимально. И главное отклонение от оптимального варианта разделения функций в политике между партиями, обществом и государством состоит в том, что государство доминирует в сфере политики. Оно не только реализует, проводит в жизнь стратегический политический курс, но и разрабатывает и определяет его, чем ущемляет политические права и свободы человека и гражданина. ПОЛИТИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ До недавнего времени в нашей стране основными субъектами политики и политических отношений признавались классы. Нет сомнения в том, что крупные социальные общности, в том числе классы, могут быть субъектами политики. Но этим проблема субъектов политики не исчерпывается. Субъекты политики — это социальные и национальные общности, организации, учреждения, способные участвовать в политической жизни, принимать политические решения и добиваться их реализации, изменять общественные отношения в соответствии со своими интересами и целями. Субъект политики — носитель активного, целенаправленного и обоснованного действия. С определенной долей условности политических субъектов можно классифицировать на три группы. Первая — субъекты социального и национального уровня (первоисточники власти): социальные общности, классы, группы, элиты, индивиды и др. Вторая — институциональные носители политической власти: государство и его органы, политические партии, общественно-политические организации и движения. Это постоянно действующие субъекты политики, претворяющие ее в жизнь. Третья группа — функциональные политические субъекты: оппозиция, лобби, средства массовой информации и др. Они борются за политическую власть, прямо или косвенно участвуют в ее осуществлении. Движущей силой политики служат интересы людей, тех или иных социальных общностей, групп, наций и т. д. Выражают и защищают эти интересы партии, общественно-политические организации, представительные органы государства. Без интереса политика мертва. Можно сказать, что в политике нет вечных врагов и вечных друзей, а есть вечные интересы. Объективная основа интереса — потребность, а из всех потребностей определяющими являются экономические. Следовательно, за различными инициативами, действиями политических субъектов открыто или в замаскированном виде стоят интересы. И по тому, насколько стратегический политический курс страны выражает коренные интересы широких народных масс, политику считают народной или антинародной. Объекты политики — это те социальные общности, группы, нации и народности, граждане и их объединения, на которые политика воздействует в определенных целях. В демократических странах существует тенденция сближения и частичного совпадения субъекта и объекта политики. Отношения между политическими субъектами, складывающиеся при разработке стратегического политического курса, в ходе предвыборной борьбы за овладение политической властью, а также деятельность по реализации последней называют политическими отношениями. Политические отношения есть разновидность общественных отношений. «Политические отношения между людьми, — писал К. Маркс, — являются, естественно, также и социальными, общественными отношениями, как и все отношения, в которых люди находятся друг с другом». Однако политические отношения обладают и определенной спецификой, отличающей их от других видов общественных отношений. Во-первых, они возникают, как правило, между крупными социальными общностями, нациями, а также партиями, государствами по поводу политической власти. Во-вторых, политические отношения в обобщенном виде выражают коренные потребности и интересы социальных групп, классов, народа. В-третьих, наиболее остро они проявляются в борьбе, соперничестве различных политических сил за использование государства и государственной власти в своих целях. В-четвертых, они представляют собой форму реализации политических взглядов и убеждений, функционирования политических институтов. Политические отношения не статичны. Они сложны и подвижны, они есть единство объективного и субъективного, стихийного и сознательного. ПОЛИТИКА И ЛИДЕРСТВО Среди участников политических отношений центральное место занимает личность. Она играет в политическом процессе ключевую роль, потому что всякая политика осуществляется через людей, посредством людей, во имя людей. Вся система политических отношений, форм, институтов замыкается в конечном счете на человеке, ради него существуют государство, право, власть. Он — главная фигура на политической сцене. Личность как субъект политических отношений выступает в качестве носителя политического сознания и политической культуры, а главное — в качестве обладателя политических прав и свобод. Так, гражданин вправе свободно письменно или устно высказывать любые политические мысли и идеи, кроме прямо запрещенных законом. Конституция Российской Федерации запрещает пропаганду или агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, а также пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Важной формой участия граждан в политической жизни страны является их право вступать в различные партии, общественно-политические организации, участвовать в управлении делами государства. Коллективная форма проведения политических акций — право граждан собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование. Граждане формируют все выборные органы государства, наделяют их властными полномочиями, имеют право требовать от их отчета в работе. Однако самые широкие возможности личности активно участвовать в политической жизни страны открывает |непосредственная (прямая) демократия. Сегодня она используется в виде референдумов и выборных кампаний. Но возможности прямой демократии реализуются крайне недостаточно. Возьмем, к примеру, народный контроль над деятельностью государственных и негосударственных органов, учреждений и организаций. Такой контроль оказался невостребованным. Бесконтрольность же обернулась ростом бюрократизма, невиданным расцветом коррупции, вседозволенностью и безответственностью на всех уровнях государственного управления. В последние годы большую политическую остроту приобрела проблема борьбы с преступностью и укрепления законности, успешно решить которую без привлечения живых сил общества, без использования прямой демократии вряд ли удастся. В этой связи уместно напомнить следующую заповедь светлых умов Древней Греции: «Народ должен сражаться за законы, как за стены своего дома». Законы сравниваются со стенами дома. Почему? Потому, что стены дома выполняют охранительную функцию, защищают человека от непогоды, других внешних воздействий. Законы тоже выполняют охранительную функцию: защищают честь, достоинство и неприкосновенность личности от противоправных (преступных) посягательств. Но не надо ждать, пока законность появится сама по себе. Народ, а не только правоохранительные органы, должен активно бороться за ее утверждение. Ведь законность — великое благо и для общества, и для человека. Напротив, произвол, беззаконие - реальная угроза безопасности личности. Следовательно, каждый гражданин объективно заинтересован в торжестве законности, и этот интерес должен воплотиться в реальные дела. Так, в ряде субъектов Российской Федерации делаются первые шаги по возрождению на новой основе народных дружин для обеспечения общественного порядка. Сегодня практически на всех окнах нижних этажей домов стоят металлические решетки, двери подъездов и квартир тоже металлические. Однако это пусть необходимая, но пассивная форма индивидуальной и групповой защиты от преступных посягательств. Таким путем решить проблему укрепления законности нельзя. Необходимо искать и находить оптимальные формы участия граждан в борьбе с антисоциальными проявлениями. В наше время большую актуальность приобрела проблема политической активности российских граждан. Углубляющийся системный кризис в обществе порождает противоречивые формы этой активности. С одной стороны, рост числа различных протестов населения в виде пикетирования правительственных учреждений, голодовок из-за длительных задержек выплаты зарплаты, пенсий и др. С другой — массовые отказы граждан от участия в голосовании по выборам, как в федеральные, так и в региональные органы. Все это углубляет противостояние народа и органов власти. Лидерство появилось вместе с человечеством. Оно неизбежно и универсально. Там, где есть социальные группы, закономерно существует лидерство. Среди различных видов и разновидностей лидерства политическое лидерство (в нации, обществе, государстве) занимает особое положение. Оно более значимо, более действенно. Политический лидер может занимать командные высоты, распространять свое влияние на всю страну. Руководители крупных государств обладают такими влиянием и известностью, что их знают во всех уголках Земли. Словом, политические лидеры — наиболее признаваемый, наиболее универсальный, наиболее интересующий всех элемент политики и политической жизни. Что такое политическое лидерство? Его общепризнанного определения нет. Мыслители разных эпох и народов, начиная с Плутарха, рассматривали политическое лидерство под углом зрения индивидуальной роли выдающейся личности в политике, в государственной деятельности. Российские народники подходили к этой проблеме с позиций соотношения «героев и толпы». Западные политологи на первых порах делали акцент также на изучении личных черт лидера (теория черт), объясняли феномен лидерства выдающимися качествами личности политика. Они утверждали, что превосходящие интеллектуальные и волевые дарования придают личности особое значение, которое рано или поздно приводит к лидерству. Современные исследователи связывают политическое лидерство не только с личными чертами лидеров, но и с социальными и иными условиями, в которых они действуют, - влияние конкретной ситуации на лидеров (и последних на ситуацию), отношение подчиненных к лидеру, уважение и готовность подчиняться ему (психологическая теория). Политический лидер отличается от лидеров других сфер (бизнеса, спорта) тем, что его деятельность сопряжена с политической властью и длящимися властеотношениями. Как носитель властных полномочий политический лидер обладает способностью подчинять других своей воле, побуждать членов общества к активным действиям во имя достижения определенных целей. Лидерство по своей сути способно сплачивать людей, мобилизовать их на борьбу за улучшение условий жизни, причем может выполнять эту функцию в течение длительного времени путем последовательного решения задач, подчиненных общей цели. Результаты деятельности политических лидеров могут быть различными: хорошими и плохими, отличными и ужасающими. Все зависит от качества деятельности, поведения политического лидера. Само по себе наделение человека властными полномочиями, назначение на высокую государственную должность не делает его автоматически политическим лидером. Например, английская Королева не является политическим лидером, равно как и германский президент. Вместе с тем деятельная, поддерживаемая народом личность, заняв высокую должность, может использовать ее для приобретения статуса политического лидера. Такое произошло во Франции, когда Де Голль придал посту президента страны новое, более важное значение, а сам превратился в крупного политического лидера. Действия политических лидеров напрямую связаны с ситуацией, в которой они находятся. Лидеры не могут быть оторваны от окружающей их среды, которая предлагает, подсказывает и даже диктует какие-то действия. Вообще среда одновременно создает и ограничения, и вариантные возможности деятельности. Одни политические лидеры успешнее, чем другие, используют возможности, создаваемые средой. Например, один политический лидер находит верный выход из кризисной ситуации в стране, направляя ее развитие по пути прогресса. Другой политик неумелыми и неуверенными действиями углубляет кризисную ситуацию. Древние мыслители утверждали, что сильный политик идет впереди событий, слабого они волокут за собой. Крупный политический лидер-преобразователь чувствует ситуацию и знает, как позволить ей развиваться до той точки, когда он сможет ее использовать с пользой для дела. Он обладает способностью обратить ситуацию в свой актив. Термин «харизма» заимствован из теологии, где он означает некий божественный дар. М. Вебер расширил это понятие до светского толкования. Применительно к политическому лидеру «харизма» означает те особые качества, благодаря которым личность становится над: обычными людьми. Эти качества помогают лидеру усиливать веру в себя и тем самым укрепить свою власть над остальными. По мнению М. Вебера, харизматический лидер стоит вне классов, статусов, демагогической политики, он не интегрирован в бюрократические структуры, а потому может объединить вокруг себя нацию, предотвратить бюрократизацию власти, защитить от нее человека. К современным харизматическим лидерам западные политологи относят, например, Р. Рейгана, объясняя его личную популярность такими качествами, как последовательность и решительность, которые он проявлял в любой ситуации. Английские политологи считают весьма соответствующим харизматическим субъективные качества М. Тетчер. С их точки зрения, ее политика преследовала цель добиться национального согласия. Такая политика не только стала стратегией нации, но и объединила ее на основе традиционных для Англии моральных и религиозных ценностей. По мнению западных политологов, харизматический лидер может осуществить «харизматический прорыв», т. е. превратиться из харизматического лидера в лидера тоталитарного толка. Сам М. Вебер не предполагал «харизматического прорыва», способствующего установлению тоталитарного режима, — его беспокоила угроза для демократии со стороны бюрократизма. Для него харизматический лидер — возможность защиты демократии от бюрократии. Принципиальное значение для любого политического лидера имеет авторитет, проявляющийся в соответствии лидера тем ожиданиям людей, которые должны подтвердиться в его деятельности. А люди обычно оценивают действия политика, исходя из своих ценностно-нравственных ожиданий и надежд. Если эти ожидания и надежды оправдываются и подтверждаются поведением лидера, то доверие к нему, уважение перерастает в авторитет. Если этого нет, то авторитет либо не складывается, либо он недостаточен. Словом, людям необходимо убедиться в возможности политика реализовать свой потенциал на практике, в его способности воплощать слово в дело. Отрыв же политика от своей социальной базы может привести его к «политической слепоте и глухоте», ошибкам в работе, потере доверия. Подобные политики нередко прибегают к обману, принуждениям, авантюризму. Практика проведения перестройки, радикальных реформ в нашей стране убедительно подтверждает данный вывод. За это время многие политики фазных уровней, во всем копировавшие Запад, оторвались от народа, от насущных жизненных проблем, не выполняли обещаний, не подтверждали надежд и ожиданий на лучшую жизнь и поэтому ушли в политическое небытие. Первая причина коренится в недоброй нашей традиции безмерного восхваления политиков самых высоких этажей, оправдания их любых действий и решений, а когда они сходят с политической арены — критики и разоблачений. Названная традиция дает знать о себе и сегодня. Вторая причина, пожалуй, самая главная, — это бесконтрольность и безответственность политиков разных уровней. Причем тон здесь нередко задают политики самого высокого ранга, чей пример сугубо негативно влияет на весь механизм политической власти. Право народа контролировать деятельность всех без исключения должностных лиц и органов государства абсолютно и бесспорно. Это право вытекает из того, что сувереном и единственным источником власти в Российской Федерации согласно ст. 3 Конституции является ее многонациональный народ. Однако в Конституции не предусмотрено, как, каким путем и в каких формах суверен или какой-то иной орган осуществляет контроль, например, за главой государства, перед кем и в каком порядке Президент отчитывается и отвечает за свою деятельность. Подобная ситуация сложилась во всех субъектах Федерации. Значит, бесконтрольность, безответственность разлились по всей Руси великой со всеми вытекающими отсюда последствиями должностной вседозволенности и невиданной коррупции. Пока общество, широкие его слои не осознают безусловной необходимости демократического контроля, пока не созрела общественная нетерпимость к злоупотреблениям, эгоизму, бесконтрольность будет искать и находить себе лазейки, разлагающе влиять на общество. С контролем нерасторжимо связана ответственность. Она играет стабилизирующую роль в организации, регулировании и саморегулировании политических отношений. Психологической формой ответственности выступает чувство ответственности как устойчивая черта характера, связанная с убеждениями, как проявление самоконтроля, самодисциплины. Политический лидер, обладающий обостренным чувством ответственности за порученное дело, способен не только предвидеть последствия своих решений, действий и поступков, но и критически оценивать их с точки зрения политических интересов государства и гражданского общества. Политическая ответственность — емкое понятие. Это и мера требовательности к себе и другим, и мера необходимого поведения, и понимание, предвидение политических последствий своих поступков, принимаемых политических решений, и готовность держать перед людьми за них отчет и ответ. Если результаты действий и решений политика причиняют вред обществу и государству, за ними неизбежно должны следовать моральные, политические и юридические санкции. Однако в России политики чаще всего уходят от ответственности. Никто и никак не ответил за бессмысленную «шоковую терапию», за приватизацию, которая обернулась разграблением общенародного достояния и возникновением криминально-мафиозного рынка, за позорную чеченскую войну с собственным народом. Но это уже не политика, а политиканство. Безответственность, безнаказанность разлагающе действуют на общество, деформируют политику. В переходные периоды развития страны, в условиях глубокого системного кризиса политические преобразования и решения приобретают отчетливо выраженную личностную окраску, политическая власть перестает быть анонимной, резко возрастает личная ответственность политика перед народом за результаты своей деятельности. Наш опыт учит, что необходимо законодательно определить основания, санкции и процедуру политической ответственности, возродить народный контроль как важнейший вид прямой демократии, решительно искоренять безответственность и безнаказанность, которые не только развращают политических лидеров, но и наносят непоправимый ущерб обществу. Моральные аспекты политики приобретают в наше время большую актуальность, активно обсуждаются в прессе, научной литературе. Нередко ставится вопрос, совместимы ли вообще понятия политики и нравственности, не являются ли эти категории взаимоисключающими. Проблема соотношения политики и морали особо обостряется во время избирательных кампаний, борьбы за власть, посты, должности, противоборства с политическими противниками. А в борьбе за политическую власть, дескать, все средства хороши. Именно тогда политические действия развертываются в своеобразном поле напряжения между политикой и моралью. Соотношение политики и морали напрямую зависит от политического режима. В странах с антидемократическими, реакционными режимами, где процветают неправовое насилие, террор, злоупотребление властью, бюрократизм и коррупция, происходит разрыв морали и политики. Напротив, в условиях демократического режима политика реализуется в рамках законности, пронизывается началами гуманизма и нравственности. Еще Никколо Макиавелли утверждал, что право и мораль разные и не соприкасающиеся сферы человеческой деятельности. Его взгляды и рекомендации находят сторонников и сегодня. По этому поводу русский философ В. С. Соловьев в конце XIX в. писал: «Полное разделение между нравственностью и политикой составляет одно из господствующих заблуждений и зол нашего века. С точки зрения христианской и в пределах христианского мира эти две области — нравственная и политическая — хотя и не могут совпадать друг с другом, однако должны быть теснейшим образом между собой связаны». Современная политическая ситуация в России сложна, противоречива и труднопредсказуема. Основная причина тому — глубокий социально-экономический и духовный кризис в стране. В этих условиях обострились противоречия между политикой и моралью, чему во многом «помогли» крупные ошибки политического руководства, которые усилили безнравственность российской политики, углубили духовный кризис в обществе. Опасность такого пути очевидна. Назрела жизненная необходимость повернуть российскую политику в русло подлинного гуманизма и нравственности. Без этого не может начаться духовное возрождение общества. ЗАКЛЮЧЕНИЕ На исходе ХХ века еще четче стало видно влияние политики, политических институтов и процессов на судьбы отдельных людей и целых народов. В эпицентре мировых политических событий оказалась Россия. В настоящее время нет, пожалуй, другой такой страны, где так ярко и одновременно проявились бы парадоксы и перспективы общественно-политической жизни: политизированность широких слоев населения, средств массовой информации и политическая пассивность этого же населения, отказ участвовать в выборах органов власти; возникновение массы новых институтов и форм политического участия и отсутствие опыта и знаний демократического участия в управлении делами государства; раскрытие мощного научного политологического потенциала и игнорирование его политических структур. Народ и его воля – единственный и абсолютный источник власти, служащий стержнем политики, центром притяжения политических сил. Именно вокруг власти разворачиваются важнейшие политические события, противоборство различных политических партий и движений. Но и сегодня главным носителем и проводником власти выступает государство, деятельность которого составляет основное содержание его внутренней и внешней политики. ЛИТЕРАТУРА 1. Андреев С.С. Политика как социальное явление. – М.: Просвещение, 1999. 2. Белов Т.А. Политология. – М.: Дрофа, 2003. 3. Гаджиев К.С. Политическая наука. – М.: Мирос-Аргус, 2000. 4. Демидов А.И., Федосеев А.А. Основы политологии. – М.: Просвещение, 1998. 5. Краснов Ю.К. Политика: теория, практика. – М.: Просвещение, 1999. 6. Мухаев Р.Т. Политика как общественное явление. – М.: ИНФРА-М, 2004. 7. Политология для юристов / Под ред. Н.Н. Матузова. – М.: Юристъ, 1999. 8. Политология: учеб. для вузов по спец. «Юриспруденция» / Отв. ред. В.Д. Перевалов. – М.: Норма, 2005. |