Реферат: Методические рекомендации для студентов факультета искусств I

Название: Методические рекомендации для студентов факультета искусств I
Раздел: Остальные рефераты
Тип: реферат

Министерство образования и науки Российской Федерации

Сыктывкарский государственный университет

Кафедра изобразительного искусства

История культуры и искусств

(зарубежное искусство)

Методические рекомендации

для студентов факультета искусств

I ЧАСТЬ

Сыктывкар

200 5

Утверждено на совместном заседании Ученого совета факультета

искусств СыктГУ 30.05.05 г. (протокол № 3)

Составитель — С.А. Бочаров, канд. пед. наук.

Макет обложки: Т.Акиньхова

От составителя

История искусства является одной из обязательных учебных дисциплин в системе профессионального художественного образования. Это объясняется тем, что овладение любой профессией невозможно без

знания истории предмета изучения. История искусства является частью

большой науки под названием искусствоведение. Чтобы усвоение дан-

ного курса проходило более осмысленно и целенаправленно, предла-

гаются данные методические рекомендации. Они включают в себя про-

грамму по истории зарубежного искусства, отражающую периоды с

древнейших времен, когда оно носило синкретичный характер, до клас-

сического периода в искусстве Древней Греции. Программа содержит

список литературы, которая поможет дополнить занятия, а также с целью

удовлетворения профессионального интереса по многим вопросам ис-

тории искусства сначала его зарождения. В рекомендациях изложены

планы семинарских занятий и вопросы для подготовки к экзамену. Тер-

минологический словарь позволит лучше закрепить некоторые специ-

альные термины в процессе изучения курса.

Помимо традиционных форм учебной работы со студентами (лек-

ций, семинаров) изучение истории искусства предполагает экскурсии в

музеи и выставочные залы, просмотры видео- и мультимедиаматериа-

лов, самостоятельную работу в библиотеках и читальных залах, напи-

сание рефератов и эссе по предлагаемым преподавателем проблемам

и вопросам.

Весь курс истории искусств разделен на условные периоды в соо-

ветствии с количеством часов в семестре, предусмотренных учебным

планом.

Содержание программы составлено на основе дидактических еди-

ниц двух стандартов: специальности 053000 — Народное художествен-

ное творчество и 052400 - Дизайн. Это обусловлено объединением

групп студентов двух специальностей в общий поток для чтения лекций

При составлении программы были учтены особенности требований

обоих стандартов.

Тематический план (лекций — 26; п.з — 8; сам.раб. - 34)

п\п

Наименование темы, раздела

Всего

часов

В том числе

лекций

практич.

СРС

1

I семестр

Введение в курс истории искусств

8

4

4

2

Зарубежное искусство

Культура первобытного общества.

Ранние синкретичные формы искусства.

Искусство палеолита

Искусство мезолита

Искусство неолита, железа, бронзы.

10

4

2

4

3

Предметная культура

Древнего Востока

Искусство Древнего Востока

Общая характеристика

Искусство Египта

История предметного мира Древнего Египта

Искусство Древнего царства

Искусство Среднего царства

Искусство Нового царства и позднего времени

12

4

2

6

4

Предметная культура и искусство Передней Азии (Месопотамии)

Культура государств Шумера, Аккада, Вавилона

Искусство Ассирии и Нововавилонского царства; искусство Урарту и ахеменидского Ирана

12

4

2

6

5

Культура и искусство Древней Индии (III тыс.до н. э –VII н. э )

Культура и искусство Древнего Китая

4

2

2

6

История предметного мира

Античной Греции

Культура и искусство Эгейского мира

Искусство Древней Греции:

Искусство гомеровского периода

(XI–VIII в. до н. э.)

Искусство периода архаики (VII–V в. до н. э.)

Культура и искусство греческой классики

2

16

2

4

2

10

Программа

Введение

Генезис искусства как предмет искусствоведения, где история искусства — составная часть науки об искусстве.

История искусства – наука о процессах развития пластических искусств со дня зарождения до современности. Классификация пластических видов искусства: тектонические (архитектура и декоративно-прикладное искусство) и изобразительные (скульптура, живопись, графика).

Визуальный характер восприятия пластических искусств.

Предметно-вещественный характер произведений пластических искусств.

Понятие «стиль» как комплекс устойчивых признаков, характеризующих образную и формальную структуру произведения определенной эпохи. Яркое проявление понятия «стиля» в условиях системы синтеза искусств.

Место пластических искусств в мировой художественной культуре. Природа искусства и его функциональные цели, в т.ч. общественно-воспитательная. Художественная жизнь эпохи – объект изучения истории искусства. Специфические задачи пластических искусств. Восприятие пластических искусств через зрение, осязание, моторику, обоняние (садово-парковое искусство).

Искусство - отражение мира через художественно-образное познание его.

Сущность художественного процесса.

Национальные художественные школы, направления в искусстве. Творческий метод, поэтика, стилистика, индивидуальная творческая манера.

Традиции и новации в искусстве. Синтез искусств и проблема ансамбля. Народное искусство как особый тип художественного творчества.

Специфика и сущность различных видов искусств

Архитектура. Функциональное и эстетическое в архитектуре. Абстрактно – символическая природа образа в архитектуре. Специфика художественных факторов в архитектуре: план, объем, тектоника, декор. Создание архитектурного проекта. Основные группы конструктивных элементов в архитектурной композиции и их влияние на художественный образ. Понятие «ордер» в европейской архитектуре. Масштабы (внешний и внутренний), пропорции, ритм. Свет и цвет в архитектуре. Архитектурный ансамбль.

Декоративно-прикладное искусство

Специфические особенности ДПИ. Композиция формы и декора. Значение материала в художественном образе изделия. Народное и профессиональное декоративно-прикладное искусство. Виды и жанры ДПИ. Понятие «дизайн», его особенности как отрасли ДПИ и задачи.

Скульптура. Скульптура как синтез тектонического и изобразительного. Взаимосвязь с другими видами искусства. Виды скульптуры: монументальная, станковая, пластика малых форм. Круглая статуя и рельеф. Виды скульптурного рельефа. Жанры скульптуры. Статуарная группа, портрет, анималистика. Композиция в скульптуре. Постамент в скульптуре. Свет цвет в скульптуре. Проблема драпировок в скульптуре. Передача движения в скульптуре. Главная тема скульптуры – человек.

Живопись. Широта ее изобразительных и выразительных возможностей. Специфика художественных средств. Особенности воспроизведения пространства и объема на плоскости. Главная дилемма живописи. Виды живописи: монументально-декоративная, станковая, миниатюра. Специфика художественно-образных и технических средств выразительности каждого вида. Материалы в живописи.

Композиция, рисунок, цвет, линейно-плоскостной и пространственный ритм. Колорит и тон в живописи. Средства пространственного построения полотна. Историческая обусловленность метода изображения пространства. Роль точки зрения в передаче пространства.

Жанры живописи. Исторический жанр. Специфические задачи портрета, его классификация. Бытовой жанр. Пейзаж и специфика его задач. Пейзаж факта и пейзаж настроения. Интерьер и натюрморт - «портреты» среды человека. Проблема жанра и «авангард».

Графика. Специфические художественно-образные особенности искусства графики. Её отличия от других видов искусства. Виды графики: станковая, сопроводительная; «рисованная», «печатная» (эстамп). Книжная иллюстрация, карикатура, плакат. Его социальные функции, специфические изобразительные средства. Рекламный плакат и его графические приемы.

История и развитие искусства

Ранние синкретичные формы искусств

Понятие «древний мир»: хронологические и географические рамки. Место древних цивилизаций в человеческой культуре. Синхронизация древних культур. Происхождение искусства. Мифологическое мышление и пространственно-временные представления. Ритуал, миф, искусство. Искусство как выражение первобытного знания. Функциональная особенность произведений первобытного искусства. Синтетичность памятников первобытного искусства, соединение в них эстетических и познавательных начал.

Основные этапы развития ранних форм искусства

Поздний каменный век (верхний палеолит)

Первые изобразительные памятники. Эпохи ориньяк, солютре, шательпероне, гравет, мадлен. Наивный реализм искусства палеолита. Неумение и примитивизм изображений человека (статуэтки из Виллендорфа, Австрия и др.). Изображение отдельных животных и стада как свидетельство зачатков аналитического мышления у первобытного человека. Шедевры первобытной живописи в пещерах Ла Мадлен и Фон де Гом.

Средний каменный век (мезолит)

Климатические изменения в Европе. Вымирание крупных животных. Образование подвижных племен. Совершенствование орудий труда и охоты. Накопление жизненного опыта человека, представлений об окружающем мире. Вера в загробную жизнь. Схематизация и упрощение изображений. Повествовательность и сюжетное начало в изображениях. Сюжетная соподчиненность фигур. Силуэтность композиции и декоративность цвета.

Новый каменный век (неолит)

Появление организованного скотоводства и земледелия. Влияние магии, земледельческой мифологии на искусство. Нарастание упрощенности и условности в образах человека. Отражение реальной действительности в орнаменте, и влияние последнего на схематизацию изобразительных памятников.

Бронзовый век

Дальнейшее разделение труда. Появление новых сфер духовной деятельности человека. Реалистические тенденции в прикладном искусстве. Зарождение архитектуры как искусства. Мегалитические сооружения – менгиры, дольмены, кромлехи. Преобладание массивной формы в композициях первобытных сооружений. Культовый характер архитектурных сооружений.

Значение первобытного искусства в развитии мышления, чувственного восприятия и духа творчества в человеке.

Эстетическая сила воздействия первобытного искусства.

Предметная культура Древнего Востока

Особенности формирования художественной культуры Востока. Замедленность темпов развития цивилизаций Древнего Востока. Пережитки родового строя в сознании людей. Обожествление животных и сил природы. Социальная и политическая миссия искусства, его символический характер. Искусство на службе деспотии и жречества. Синтез искусств, ремесла и искусства. Каноны, их роль в формировании мастерства и искусства в целом; каноны как тормоз для творческих исканий.

Сирио-палестинский, анатолийский, мессопотамский центры развития искусства и художественной культуры.

Искусство предметного мира Древнего Египта

Географические и климатические особенности и их роль в становлении египетской культуры. Закрытость и традиционность цивилизации. Религиозные представления и роль заупокойного культа в развитии культуры и искусства. Изобразительный канон. Особенности изображения пространства: «египетская перспектива».

Додинастический период ( IV тысячелетие до н.э.) Политическая раздробленность страны. Вера в загробную жизнь. Связь образов с формированием заупокойного культа. Палетка Нармера и формирование «египетского стиля»; статичность фигуры, ясность композиций, разномасштабность персонажей, соединение различных точек зрения в одном изображении. Архитектура гробниц (мастаба).

Древнее царство ( III тыс. до н.э.) Завершение формирования стилевых особенностей египетского искусства. Основные памятники архитектуры Древнего царства. Геометризм и массивность; использование стоечно-балочной конструкции в храмах. Пещерный характер пространства. Мотив обелиска в храмах Солнца. Пирамиды в Гизе. Портретная скульптура. Канон и условность скульптуры. Плоскостная и пристенная скульптура. Рельеф и роспись. Построчная композиция изображений, повествовательность сюжетов. Декоративность изображений. Художественное ремесло.

Среднее царство ( XXI - XVIII вв. до н.э.) Особенности культуры периода. Следование образцам Древнего царства, обогащение традиций приемами местных центров. Развитие реалистических тенденций в искусстве. Новые схемы рельефов. Новые архитектурные образы. Ансамбль Ментухотепов в Дейр-Эль-Бахри. Скульптурный портрет. Портрет Аменемхета III. Монументальная живопись (росписи в Бени-Хасане). Художественное ремесло.

Новое царство ( XVI - XI вв. до н.э.) Характерные преобразования в культурной жизни Египта. Завоевания фиванских фараонов. Влияние на культуру Египта соседских цивилизаций. Храмовые комплексы в Карнаке и Луксоре. Заупокойные храмы (храм царицы Хатшепсут). Фиванская скульптурная школа. Индивидуализация образов (портрет Хатшепсут, жрецов Аменхотепа и Раннаи). Монументальная живопись (роспись Нахта). Расцвет прикладного искусства.

Религиозные реформы Эхнатона, их влияние на архитектуру и изобразительное искусство: отказ от канонов, жизненность сцен и обстановки, одухотворенность образов (портреты Эхнатона и Нефертити). Росписи дворца в Ахетатоне. Значение амарнского периода для последующего развития египетской культуры. Памятники гробницы Тутанхамона. Искусство 2-й половины Нового царства. Возрождение храмового строительства (храм Амона в Карнаке, храм Рамзеса II в Абу-Симбеле). Скульптуры храма в Абу-Симбеле. Возврат к каноническим композициям. Стилистика фиванской живописи: декоративные тенденции в захоронениях знати, реалистические искания в захоронениях художников. Рельеф «Плакальщики».

Позднее время ( XI в. - 332 г. до н.э.) Упадок Египта и угасание культуры. Пышность и нарядность фиванского искусства. Психологизм и монументальность портрета. Реалистические тенденции в период правления эфиопской династии. Сочетание египетской традиции и иноземных влияний. Ретроспективизм культуры саисского периода, восстановление культа древних царей, архаический характер архитектуры и скульптуры.

Предметная культура и искусство Передней Азии и Ирана

Древняя Месопотамия. Географическое положение, характер цивилизации. Особенности религиозных представлений, преемственность культур на территории Месопотамии, их периодизация. Сравнение с искусством Древнего Египта. Значение для мирового искусства.

Искусство Шумера и Аккада . Сложение храмовой типологии в Шумере (храм в Уруке, «Овальный Храм» в Хафадже). Круглая скульптура и рельеф. Мелкая пластика и ювелирные изделия.

Скульптура аккадского периода (голова Саргона II). Искусство глиптики. Архитектура и изобразительное искусство позднешумерского и старовавилонского периодов. Дворцы и зиккураты. Круглая скульптура и рельеф (стела Хаммурапи). Характер изображения человека и животных. Монументальная живопись.

Ассирия и Нововавилонское царство. Сложение дворцовой планировки (дворец Саргона II). Ассирийский рельеф (рельефы дворца Ашшурбанипала в Ниневии), его источники и эволюция. Архитектура (вавилонский заккурат, ворота богини Иштар) и изобразительное искусство Вавилона I тыс. до н.э. (сюжеты на темы предстояния перед божеством, зооморфные фигуры и священные эмблемы). Камнерезное искусство (печати).

Искусство царства Урарту. Заимствование ассирийской клинописи и языка. Связь изобразительного творчества с рельефами Ассирии и искусством народов Северного Причерноморья. Заимствование элементов персидской архитектуры (ападаны). Строительство крепостных сооружений. Многокомнатные пещерные храмы и гробницы. Особенности оформления фасадов и интерьеров.

Ахеменидский Иран. Архитектура Персеполя (дворцовый комплекс Дария I, Ксеркса I, Артаксеркса I). Особенности планировки и отделки интерьеров. Гробница Кира. Ападаны. Искусство иранского рельефа — отражение образа жизни народа. Использование среднеазиатского изобразительного канона на основе ассирийских традиций. Особенности изображения людей в иранском рельефе. Статуарность и объемность рельефных изображений. Изразцовый фриз из Суз – «Воины».

Культура и искусство Древней Индии. Специфика исторического развития Индии. Символический характер искусства Индии. Синтез пластических искусств. Архитектура: ступа, стамбха, скальные храмы, мавзолеи. Особенности индийской скульптуры: одухотворенность и чувственность. Природный характер индийской пластики. Живопись Аджанты. Значение искусства Индии.

Культура и искусство Древнего Китая. Особенности исторического развития Китая и его влияние на искусство. Природа как объект религиозного поклонения и философского осмысления. Эстетическая ценность природы. Передача пространства и времени в изобразительном искусстве. Пейзаж как самостоятельный жанр. Архитектура Древнего Китая. Мелкая пластика и прикладное искусство.

История предметного мира Античной Греции

культура и искусство Эгейского мира. Понятие античного искусства, его периодизация. Особенности эгейской культуры как связующего звена между Востоком и Древней Грецией; её роль в развитии культуры народов Средиземноморья. Искусство Крита, его своеобразие. Кносский дворец. Росписи. Мелкая пластика. Критская керамика. Изобразительное искусство. Архитектура и изобразительное искусство Тиринфа и Микен (цитадели, гробницы, мегарон). Мелкая пластика и керамика.

Искусство Древней Греции. Периодизация, особенности цивилизации. Роль классической традиции в истории искусства.

Искусство гомеровского периода (Х I VIII в.в. до н. э.) Формирование храмовой типологии. Деревянная скульптура. Мелкая пластика. «Геометрическая керамика». Вазопись.

Искусство архаики (VII - VI в.в. до н. э.). Города – государства. Развитие архитектурной системы. Типы храмов («в антах», простиль, амфипростиль, периптер). Ордер, его конструкция и декоративная функция. Характеристика ордеров.

Скульптура архаики. Синтез скульптуры и архитектуры в греческом храме. Композиция фронтонов, фризов, метоп. Типы керамики. Чернофигурная и краснофигурная техника вазописи.

Культура и искусство греческой классики ( V - IV вв. до н.э.) Периодизация. Архитектура и ранняя классическая скульптура храмов Афины Афайи на о.Эгин и Зевса в Олимпии. Проблема передачи движения как одна из творческих задач. Варианты ее решения. Скульпторы мирон и Поликлет, их вклад в формирование новых приемов выразительности в скульптуре.

Архитектура высокой классики: планировка и основные архитектурные памятники Афинского акрополя. Пропилеи. Храм Ники Апторос. Эрехтейон. Парфенон: конструктивно-художественные особенности. Развитие скульптуры высокой классики. Творчество Фидия. Погребальные и вотильные рельефы. Вазопись высокой классики.

Архитектура поздней классики. Формирование регулярной системы планировки. Театр в Эпидарве. Мавзолей в Галикарнасе. Развитие скульптуры, скульпторы: Лисипп, Скопас, Пракситель, Леохар. Их вклад в развитие греческих традиций в скульптуре.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

Семинар 1

Тема: Искусство первобытно-общинного строя

План:

1. Происхождение искусства. Функциональные особенности произведений первобытного искусства. Искусство как выражение первобытного знания.

2. Искусство верхнего палеолита (поздний каменный век) в различные исторические периоды. Изобразительные особенности шедевров первобытной пластики и живописи эпохи палеолита.

3. Искусство мезолита (среднего каменного века). Эволюция художественных образов; характерные особенности произведений данного периода.

4. Искусство неолита. Влияние магии и мифологии на художественные образы. Орнамент как результат отражения реальности.

5. Эпоха бронзы и железа. Зарождение архитектуры как искусства. Выразительные особенности первых архитектурных сооружений. Прикладное искусство.

***

История искусства зарубежных стран. Под ред. М. Доброклонского. М.: Изобр. Иск-во. 1981.Т.1.С.10-22.

История искусства зарубежных стран. Под ред. М. Доброклонского. М.:АХ СССР. 1961. Т. 1 С.9-16.

Гнедич П.П. Всемирная история искусств. М.: Современник. 1996. С.7-16.

Любимов Л.Д. Искусство Древнего мира. М.: Просвещение, 1980. С.7-16.

История зарубежного искусства. Под ред. Кузьминой М.Г., Мальцевой Н.Л. М.: Изобр. искусство. 1984. С.18-23.

История искусств. Минск. Литература. 1997.

История искусства. М.: Искусство — XXI век; Республика, 2003. С. 8-23.

У истоков творчества /Под ред. Василевского Р.С. Новосибирск. Наука. 1978.

Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. Очерки. Вып. I. М.:Искусство.1968.

Семинар 2

Тема: Искусство Древнего Египта.

План:

1.Особенности искусства Древнего Востока: общая характеристика.

2. Египетское искусство додинастического периода и Древнего царства:

формирование основных принципов изображения и художественных традиций.

3. Архитектура Древнего царства.

4. Портретная пластика и росписи Древнего царства.

5. Основные тенденции в развитии искусства Среднего царства. Поиски новых архитектурных образов. Реалистические начала в скульптуре и росписях.

***

История искусства зарубежных стран / Под ред. М. Доброклонского. М.: Изобр. Иск-во. 4 изд. 1980.С.37-50.

История искусства зарубежных стран. / Под ред. Чубовой А. П. М.: АХ СССР. 1961. С.21-35.

История искусства. М.: Искусство — XXI век; Республика, 2003. С. 26-39.

Померанцева Н.А. Эстетические основы искусства Древнего Египта. М.: Искусство. 1985. С.12-39; 100-107.

Власов В.Г. Стили в искусстве. Словарь. СПб.: Кольна, 1995. С. 206-211.

Гнедич П.П. Всемирная история искусств. М.: Современник. 1996. С.7-46.

История зарубежного искусства. Под ред. Кузьминой М.Г., Мальцевой Н.Л. М.: Изобр. искусство. 1984. С.26-33.

История искусства Древнего Востока. Под ред. Флиттнер Н. Д. Л.: 1941.Т.1.

Вып. 2.

Семинар 3

Тема: Искусство Древнего Египта ( продолжение)

План:

1. Искусство периода Нового царства (фиванский период): архитектура, скульптура, живопись, прикладное искусство.

2. Революционные преобразования в искусстве времен Эхнатома (амарнский период)

3. Искусство второй половины эпохи Нового царства.

4. Искусство Позднего времени как отражение угасания культуры Египта.

***

История искусства зарубежных стран. / Под ред. Чубовой А. П. М.: Изобр. искусство.1980. С.55-62.

История искусства зарубежных стран./ Под ред. Чубовой А. П. М.: АХ 1980. С.35-47.

История зарубежного искусства. Под ред. Кузьминой М.Г., Мальцевой Н.Л. М.: Изобр. искусство. 1984. С.33-37.

История искусства. М.: Искусство — XXI век; Республика, 2003. С. 26-39

Власов В.Г. Стили в искусстве. Словарь. СПб.: Кольна, 1995. С. 206-211.

Гнедич П.П. Всемирная история искусств. М.: Современник. 1996. С.17-46.

Очерки истории искусства. Под ред. Поспелова Г. Г. М.: Сов. Художник. 1987. С.44-90.

Семинар 4

Искусство Передней Азии.

План:

1. Художественно-стилистические особенности искусства Шумера и Аккада.

2. Особенности искусства Ассирии и Вавилона.

3. Искусство царства Урарту.

4. Искусство ахеменидского Ирана.

***

История искусства зарубежных стран./ Под ред. М. Доброклонского. М.: Изобр. Иск-во. 1980.С.64-87.

История искусства зарубежных стран. / Под ред. Чубовой А. П. М.: АХ СССР. 1961. С. 48-72.

История искусства. М.: Искусство — XXI век; Республика, 2003. С. 42-63.

Любимов Л.Д. Искусство Древнего мира. М.: Просвещение, 1980. С. 97-137.

Власов В.Г. Стили в искусстве. Словарь. СПб.: Кольна, 1995. С. 275-278.

Гнедич П.П. Всемирная история искусств. М.: Современник. 1996. С.60-74.

История зарубежного искусства. М.: Изобр. искусство. 1984. С.38-40.

Очерки истории искусства. / Под ред. Поспелова Г. Г. М.: Сов. Художник. 1987. С.44-90.

Вопросы к экзамену

1. Искусство как особая форма общественного сознания.

2. Понятие «художественный образ».

3. Функции искусства. Связь искусства с явлениями общественной жизни.

4. Стиль как конкретное историческое явление.

5. Виды искусства и их специфические особенности.

6. Синтез искусств. Взаимное влияние архитектуры, монументальной скульптуры, живописи и прикладного искусства.

7. Происхождение искусства.

8. Функции первобытного искусства.

9. Связь первобытного и традиционного искусства.

10. Основные этапы развития первобытного искусства.

11. Искусство шательперонского и ориньякского периодов.

12. Искусство граветтского и самотрейского периодов.

13. Искусство мадленского периода.

14. Искусство мезолита: художественно-стилистические особенности.

15. Искусство неолита: ранний неолит, поздний неолит.

16. Искусство эпохи бронзы и железа.

17. Общая характеристика искусства Древнего Востока.

18. Общая характеристика искусства Древнего Египта. Периодизация.

19. Искусство додинастического периода.

20. Архитектура Древнего царства.

21. Изобразительное и прикладное искусство Древнего царства.

22. Характерные особенности развития искусства Среднего царства.

23. Архитектура Среднего царства.

24. Изобразительное искусство Среднего царства: скульптура, рельефы, росписи, мелкая пластика.

25. Архитектура Нового царства. Общая характеристика.

26. Архитектурный ансамбль в Корнаке и Луксоре.

27. Особенности гробниц и храмов периода Нового царства. Храм царицы Хатшепсут.

28. Изобразительное искусство периода Нового царства.

29. Реформы Эхнатона. Особенности искусства амарнского периода.

30. Искусство II половины Нового царства. Храм Рамзеса II.

31. Искусство Египта Позднего времени.

32. Сравнительная характеристика искусства Передней Азии и Древнего Египта.

33. Искусство Ассирии. Общая характеристика.

34. Архитектура Ассирии.

35. Изобразительное искусство Ассирии.

36. Искусство царства Урарту: архитектура, прикладное искусство.

37. Искусство Вавилона.

38. Искусство Ахеменидского Ирана: скульптура, рельефы.

39. Особенности формирования древнеиндийской и индийской скульптуры.

40. Архитектура Древней Индии.

41. Художественные особенности древнеиндийской и индийской скульптуры.

42. Живопись Аджанты.

43. Пещерные храмы в Аджанте.

44. Общая характеристика искусства Древнего Китая.

45. Природа и искусство Китая.

46. Особенности декоративного искусства Древнего Китая.

47. Искусство эпохи Шань (Инь).

48. Искусство эпохи Чжоу.

49. Искусство эпохи Чжаньго и Хань. Прикладное искусство.

50. Архитектура и скульптура эпохи Чжаньго и Хань.

51. Значение китайской культуры и искусства.

52. Искусство Трои.

53. Кикладская культура.

54. Особенности минойской культуры.

55. Архитектура Крита.

56. Изобразительное искусство Крита.

57. Рельефы и гончарное искусство Крита.

58. Характеристика микенской культуры.

59. Архитектура Тиринфа и Микен.

60. Прикладное искусство из шахтовых гробниц.

61. Гробницы микенской культуры.

62. Своеобразие исторического развития Древней Греции.

63. Культура и искусство Древней Греции: Общая характеристика.

64. Искусство Гомеровской эпохи.

65. Характеристика «геометрического стиля» в прикладном искусстве Древней Греции.

66. Формирование ордерной системы в Греческом искусстве.

67. Структура греческого храма.

68. Характеристика дорического ордера.

69. Характеристика ионического ордера.

70. Скульптура периода архаики. Вазопись.

Терминологический словарь

Абака – верхняя плита дорической капители, имеющая в плане квадратную форму.

Амфипростиль – небольшой греческий храм с четырехколонными портиками на главном и заднем фасадах.

Антаблемент- горизонтальная, поддерживаемая колоннами часть архитектурного ордера. Состоит из архитрава, фриза, карниза.

Ападана – главный зал в царских дворцах Ахеменидского Ирана, многоколонный, с плоским деревянным потолком.

Архитрав – балка, опирающаяся на колонны. Нижняя часть антаблемента.

База – опорная часть колонны.

Барельеф – низкий рельеф, выступающий наполовину или менее объема изображения.

Волюта – декоративная деталь в форме завитка в ионической коринфской капители.

Вихара – в древнеиндийском храме монастырское общежитие.

Глиптика – искусство резьбы по драгоценному или поделочному камню, реже – дереву.

Гипостильный зал – многоколонный зал, имеющий ряд нефов.

Горельеф –высокий рельеф, изображение которого выступает более чем на половину объема.

Дольмен – первобытная гробница, состоящая из каменных плит и сложенная в виде шалаша.

Зиккурат – в архитектуре Вавилона и Ассирии многоярусная ступенчатой формы храмовая богиня.

Каннелюры – вертикальные желобки на стволах колонн, пилонов, пилястр.

Карниз – выступающий вперед край крыши, является частью антаблемента. Карниз делится на три части: поддерживающую, слезник, венчающую.

Кромлех – в первобытной архитектуре сооружения в виде каменных столбов, расположенных по концентрическим окруженностям и имеющим поперечные балочные перекрытия.

Мастаба – раннеегипетская ступенчатая пирамида – гробница с подземной погребальной камерой.

Мегарон – тип древнейшего греческого жилища (3-2 тыс. до н.э.): прямоугольный зал с очагом и входным портиком.

Мезолит – средний каменный век (VIII – IV тыс. до н.э.)

Менгиры – в первобытном искусстве каменные столбы, поставленные в ряды. Имели магическое и ритуальное назначение.

Метоны – элемент дорического ордера в виде плиты с рельефным изображением. Метоны чередуются с трилифами.

Неолит – новый каменный век (V – III тыс. до н.э.).

Неф – часть внутреннего пространства помещения (в виде галереи), отделенная от других рядом колонн.

Ордер – порядок в расположении частей античных зданий.

Пагода – культовое сооружение Китая.

Палеолит – древний каменный век с 35 тыс. по 9 тыс. до н. э.

Периптер – античный храм, окруженный по периметру колоннами.

Перистиль – двор, окруженный колоннадой.

Пилон – столб призматической или пирамидальной формы, имеющий в плане прямоугольник.

Пронаос – полуоткрытая входная часть античного храма.

Простиль – небольшой греческий храм с четырьмя колоннами на главном фасаде.

Стамбаха – священный столб в древнеиндийском храме.

Стела – вертикальная каменная плита с надписями или изображениями.

Стилобат – трехступенчатое основание древнегреческого храма.

Ступа – мемориальный памятник в честь деяния Будды.

Триглиф – элемент дорического ордера в виде слабовыступающей плиты с вертикальными врезами. Триглиф чередуется с метонами.

Фриз – 1) средний элемент антаблемента; 2) ленточная композиция в скульптуре или живописи.

Фронтон – стена, подпирающая двускатную кровлю. Устанавливается на антаблементе.

Целла – святилище античного храма.

Чайтья – древнеиндийский храм-молельня (часто пещерный) для поклонения ступе.

Энтазис – легкая припухлость ствола колонны (примерно на 1\3 ее высоты).

Библиографический список

Аполлон: Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура: Терминологический словарь / Под ред. А.М. Кантора. М., 1997.

Антонова Е.В. Очерки культуры древних земледельцев Передней и Средней Азии: Опыт реконструкции мировосприятия. М., 1984.

Аронов В.Р. Художник и предметное творчество: Проблемы и формы взаимодействия материальной и художественной культуры XX века. М., 1987.

Бартенев И.А. Формы и конструкця в архитектуре. Л, 1968.

Бартенев И.А., Баташкова В.И. Очерки истории архитектурных стилей. М., 1983.

Вельдфлин Г. Основные понятия истории искусств. СПб, 1994.

Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. М., 1985.

Власов В.Г. Иллюстративный художественный словарь. СПб, 1993.

Власов В.Г. Стили в искусстве: Словарь. СПб, 1995

Герчук Ю.Я. Основы художественной грамоты: Язык и смысл изобразительного искусства. М., 1998

Современный словарь-справочник по искусству / Ред. И сост. А.А. Мелик-Пашаев. М.: АСТ. 1999

***

Афанасьева В.К., Луконин В., Померанцева Н. Искусство Древенго Востока. М., 1986. (Малая история искусства)

Варга Домокош. Древний Восток: Иллюстрированная история. Будапешт, 1979.

Всеобщая история архитектуры. М., 1970. Т. 1-2.

Винкельман И.И. История искусства древности. СПб, Государственный Эрмитаж, 2000.

Вощинина И.А. Античное искусство. М., 1982.

Древние цивилизации. М., 1989.

Кобылицына М.М. Античная скульптура М., 1953.

Колпинский Ю.Д., Бритова Н.Н. Искусство этруссков и Древнего Рима. М., 1983.

Матье М.Э. Искусство Древнего Востока. М., 1968.

Очерки истории искусства / Под ред. Н.Е. Григоровича, Г.Г. Поспелова. М., 1987.

Рифкин Б.И. Античное искусство. М., 1972

Сидорова Н.А. Античная расписная керамика. М., 1985

Чубова А.П., Иванова А.П. Античная живопись. М., 1966

Искусство первобытного общества

Мариманов А.Б. Первобытное и традиционное искусство. М, 1970.

Столяр А.Д. Происхождение изобразительного искусства. М, 1985

Формозов А.А. Пасхальные рисунки и их изучение. М., 1978.

Искусство Древнего Востока

Замаровский В. Их величества пирамиды. М., 1981.

Матье М.Э. Искусство Древнего Востока. М., 1970.

Павлов В.В., Ходжаш С.И. Египетская пластика малых форм. М., 1985.

Целлар К. Архитектура страны фараонов. М., 1990

Искусство Древнего Востока

Луконнин В.Г. Искусство Древнего Ирана. М., 1977.

Мелларт Дж. Древнейшие цивилизации Ближнего Востока. М..,1982

Флиттнер Н.Д. Искусство Двуречья и соседних стран. Л., М., 1958.

Искусство Эгейского мира и Древней Греции

Эгейское искусство. М., 1972

Виппер Б.Р. Искусство Древней Греции. М., 1972

Сидорова Н.А. Искусство Эгейского мира. М., 1972

Соколов Г.И. Искусство Древней Греции. М., 1980.

Шлюмберже Д. Эллинизированный Восток. М., 1985.

История культуры и искусств

(зарубежное искусство)

Методические рекомендации

для студентов факультета искусств

I ЧАСТЬ

Составитель — С.А. Бочаров

Макет обложки: Т.Акиньхова

Редактор Е.М. Насирова

Компьютерный макет Е.Б. Кокшаровой

Подписано в печать 16.06.05

Формат 60X 84/16. Печать офсетная. Бумага газетная.

Усл.п.л. 1,2. Уч.-изд.л. 1,0.

Тираж 300 экз. Заказ № 59.

РИО СГУ

167001. Сыктывкар, Октябрьский пр., 55