Реферат: Методические рекомендации студентам-вожатым по подготовке и проведению внеклассного мероприятия
Название: Методические рекомендации студентам-вожатым по подготовке и проведению внеклассного мероприятия Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат |
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Государственное образовательное учреждение дополнительного образования для детей детский оздоровительно-образовательный Центр «Юность Урала»
Методические рекомендации студентам-вожатым по подготовке и проведению внеклассного мероприятия
г. Екатеринбург 2007 Главными задачами в летнем оздоровительном лагере – оздоровление детей и обеспечение занятости ребенка. Если ребенок в лагере ничем не будет занят, если он, скучный и неприкаянный, будет слоняться по территории, - ждите неприятностей. Дети, не занятые ничем, превращаются в бесконтрольных детей, и, значит, в любой момент могут свалиться с дерева, испачкать одежду, повредить себе глаз, испортить казенное имущество и т.п. То есть дети без контроля – это постоянная угроза их здоровью и вашему спокойствию и благосостоянию. Для того чтобы обеспечить контроль, как раз и необходимо обеспечить занятость. Дети должны быть чем-нибудь заняты! Осознайте это главное требование к вашей работе, примите его к выполнению, и вам гарантирована благосклонность руководства и самих детей. Одной их формы занятости детей считается любое отрядное мероприятие. Именно о составлении, планировании и проведении отрядного мероприятия пойдет речь в нашей «методичке». I Подготовка внеклассного мероприятия Предположим, что этап изучения детского коллектива в соответствии с алгоритмом уже осуществлен и вожатый выбрал данную форму мероприятия. В первую очередь определяется цель мероприятия, в соответствии с которой выбирается тема мероприятия, наиболее актуальная для детей, и формируется идея данного мероприятия. Вожатый должен мысленно спрашивать себя: «Что я хочу получить в результате своего воспитательного воздействия на детей через раскрытие данной темы?». Цель мероприятия должна отражать развивающую, корректирующую, формирующую функции. Обучающая функция может выступать в качестве одной из задач. Другими словами, «сообщить знания о…» не может быть целью мероприятия, а задачей – вполне. Чем конкретнее педагог сформулирует цель и задачи мероприятия, тем определеннее будут его представления о желаемых результатах. Только после этого стоит преступить к отбору содержания, методов и средств. II Конспект мероприятия и его структура Результат моделирования отражаются в конспекте мероприятия, которое имеет следующую структуру: - Название - Цель, задачи - Оборудование - Форма проведения - Ход В названии отражается тема досугового мероприятия. Оно должно не только отражать данное содержание, но и быть лаконичным, привлекательным по форме. Задачи должны быть конкретными и отражать данное содержание. Они не должны носить универсального характера: вместо задач «воспитывать любовь к родному городу» лучше ставить задачи «развивать интерес к истории города», «формировать желание у детей внести свой посильный вклад в подготовку города к юбилею», «способствовать формированию у детей чувства уважения к знаменитым горожанам прошлого, и т.д.» К оборудованию мероприятия относятся различные средства: пособия, игрушки.
I Как составить конспект мероприятия? По существу, конспект отрядного мероприятия составляется по аналогии конспекта открытого занятия. Организация мероприятия
Цель и задачи Определить цель проведения мероприятия, поставив себе вопрос «Зачем? Для чего?» Любая цель должна примерно начинаться так: - улучшение работы по… - совершенствование у детей… - подготовка детей к… Основные задачи вы определяете из поставленной вами цели мероприятия. Выделяется 3 основные задачи: - образовательная; - закрепляющая; - воспитательная. При определении 3-х основных задач, не бойтесь поставить перед собой вопросы: «Чему хочу я научить детей?», «Какие бы знания детей хотела бы я закрепить?», «В результате проведения данного мероприятия, чтобы я хотела воспитать у детей?» Начинаются примерно, задачи со следующих слов:
При определении цели и задач мероприятия вам необходимо запомнить: все задачи должны начинаться с глаголов, а цель – с определения. Участники мероприятия Здесь вы определяете участников мероприятия, указываете их возраст. Если мероприятие проводится совместно с другим отрядом – указывайте и название учреждения, из которого приехали ребята. Если запланированное мероприятие проводится в форме соревнований, то необходимо указать состав команды. Сроки и место проведения В этой графе указывается место проведения (спортивная площадка, игровая, веранда и т.д.) и дата проведения. В этой графе также указывается форма проведения мероприятия (викторина, конкурс, соревнование, эстафета и т.д.). Подведение итогов и награждение Определите подведение итогов: это могут быть итоги жюри, итоги по каждому виду конкурсов и соревнований. Продумайте награждение: дипломы, призы, переходящие кубки, вымпелы и др. Если мероприятие предусматривает экипировку команд, то пропишите и ее. Определите инструментарий, который вы будите использовать при проведении мероприятия: канцелярские принадлежности, сценические атрибуты и др. II Программа мероприятия или ход мероприятия Готовность вожатого и учащихся к проведению мероприятия - внешний вид - эмоциональное состояние - организованность (настрой на предстоящую работу) - наличие плана-конспекта мероприятия у вожатого и раздаточного материала у участников Ход занятия
o простота и доступность изложения o педагогический такт o психологический климат во время проведения мероприятия o доброжелательность o требовательность, уверенность o умение расположить к себе
Подведением итога мероприятия может быть: - награждение; - проведение тестирования; - конкурс рисунков и т.д. III Самоанализ проведенного мероприятия При самоанализе вожатый дает: - краткую характеристику проведенного мероприятия; - оценку цели и задачам, который ставил и анализ их достижения; - характеристику объема содержания; - оценку качества усвоения детьми; - характеристику применяемых им методов и оценку эффективности их использования; - оценка активности детей; - самооценку качеств и сторон своей личности (речь, логика, взаимоотношения с детьми и т.д.). Вожатому необходимо соотнести поставленные цель и задачи перед проведение мероприятия с достигнутыми и определить причины успеха или неудачи. Для того, чтобы провести самоанализ своего мероприятия, нужно ответить на вопросы:
В заключение вожатый высказывает свои предложения по улучшению качества своей работы на мероприятии, делает общие выводы и намечает меры по совершенствованию своего мастерства. Но главное в самоанализе заключается в том, что вожатый должен объяснить, почему именно так он решил провести мероприятие, что его заставило выбрать именно такую методику, стиль и характер собственно деятельности и работы детей. Всякая методика оправдана, если она дает максимальный обучающий и воспитывающий результат и соответствует силам и способностям вожатого.
|