Реферат: Методические рекомендации по их подготовке Раздел «Художественная культура Древнего мира»
Название: Методические рекомендации по их подготовке Раздел «Художественная культура Древнего мира» Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат |
Тельпис А.Ю., ассистент кафедрф философии и культурологии
Темы семинарских занятий и методические рекомендации по их подготовке Раздел «Художественная культура Древнего мира». Тема 1. Традиционная китайская культура. План. 1. Сущность конфуцианства и даосизма и их роль в культуре Китая. 2. «Китайские церемонии». 3. Художественная культура Китая (философские, литературные, архитектурные памятники; синтез поэзии, каллиграфии и живописи). 4. Вклад культуры Древнего Китая в мировую культуру (философия, научные открытия, технические изобретения). Литература: 1. Введение в культурологию. Уч. пособие для вузов / Под ред. В.В. Попова, М.: Владос, 1995, раздел 2, главы 4, 5, 6; стр. 127-218. 2. История и культурология. Уч. пособие для студентов вузов / Под ред. Н.В. Шишовой, М.: Логос, 1999, гл.3; стр. 52-82. 3. Культурология. Курс лекций / Под ред. А.А. Радугина, М.: Центр, 1996, гл.2; стр. 151-181. 4. Поликарпов В.С. Лекции по культурологии. М.: Гардарика, 1997, гл.2; стр. 51-147. 5. Смирнова В.В. Мировая художественная культура. М.: Аз, 1995. 6. Очерки по истории мировой культуры. Уч. пособие / Под ред. Т.Ф. Кузнецовой. М., 1997, гл.2; стр. 53-141. 7. Кравцова М. Е. История культуры Китая. –СПб, 1999. Тема 2. Искусство Японии. План.
Литература: 1. Иофан Н. А. Культура Древней Японии. – М., 1974 г. 2. Конрад Н. И. Очерк истории культуры средневековой Японии. – М, 1980. 3. Сэнсом Дж. Б. Япония. Краткая история культуры. – СПб: Евразия, 2002. Раздел «Художественная культура Средневековья» Тема 3. Византийская культура. План.
Литература: 1. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. - М.1999. 2. Диль Ш. История Византийской империи. – М., 1948. 3. Диль Ш. Основные проблемы византийской истории. /Пер. с франц. и предисл. Б.Т. Горянова, под ред. С.Д. Сказкина. – М., 1947. 4. История Византии. В 3-х т. – М., 1967. 5. Культура Византии, вторая половина VII- XII в. /Г.Г. Литаврин и др. – М., 1989. 6. Культура Византии, IV – первая половина VII в. /З.В. Удальцова и др. – М., 1984. 7. Курбатов Г.Л. История Византии (от античности к феодализму): Учеб. пос. – М., 1984. 8. Удальцова З. В. Византийская культура. – М., 1988. Тема 4. Основные направления художественной культуры Киевской Руси и Московского царства. План. 1. Древнерусская литература: жанры, темы, идеи, авторы. 2. Архитектура средневековой Руси: а) сравнительное описание Киевской и Новгородской Софии; б) История создания Московского Кремля, типы его сооружений; в) особенности архитектурных памятников во Владимире, Суздале, Пскове, Ярославле, Новгороде; г) развитие светского строительства XVI в. (палатный, шатровый стиль); д) архитектурный стиль «нарышкинское (московское) барокко» XVI I в. 3. Живопись Древней Руси и Московского царства: иконы, фрески, русская иконопись Х - XVI I вв.: Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий, С. Ушаков. 4. Становление и развитие музыкального искусства. Литература: 1. Вагнер Г.К. Искусство Древней Руси. М. 1993. 2. Георгиева Т.О. История русской культуры. М. 1998. 3. Ильина Т.В. История искусства. Отечественное искусство. М. 1994. 4. История русского искусства: В 3-х т. – М.: Изобразительно искусство, 1991. 5. Литература и культура Древней Руси. Словарь-справочник/ под ред. В. В. Кускова. – М., 1994. 6. Рапацкая Л.А. Русская художественная культура. М. 1998. 7. Черный В. Д. Искусство средневековой Руси: Учеб. пособие. – М., 1997. Раздел «Художественная культура эпохи Возрождения»
Тема 5. Высокое Возрождение. Титаны Итальянского Возрождения. План. 1. Понятие титанизма. Какими особенностями обладали титанические личности? Обратная сторона титанизма. 2. Жизнь, творчество, научные и технические изобретения, трактаты Леонардо да Винчи. 3. Масштаб и разнообразие его творчества Микеланджело. 4. Понятия «леонардовское» и «микеланджеловское» начало в искусстве. 5. Творчество Рафаэля – золотая середина Возрождения. 6. Значение творчества титанов Возрождения в мировой художественной культуре. Литература: 1. Алпатов И.В. Художественные проблемы итальянского Возрождения. М., 1976. 2. Брагина А.Х. и др. Культура эпохи Возрождения. М., 1986. 3. Гуковский И.А. Итальянское Возрождение. Л., 1990. 4. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. М., 1993. 5. Любимов Л.Д. Искусство Западной Европы. Возрождение в Италии. М., 1996. 6. Малая история искусств. М., 1978. 7. Муратов П.П. Образы Италии. М., 1994. 8. Рутенбург В.И. Титаны Возрождения. СПб., 1991. Раздел «Западноевропейская культура XVII – XVIII вв.» Тема 6. Изобразительное искусство Испании и Фландрии XVII в. Творчество Пауля Рубенса и Д. Веласкеса План. 1. Реализм «золотого века» испанской живописи. 2. Творческий путь выдающегося испанского живописца Д. Веласкеса. 3. Тематика и жанровое своеобразие реалистического творчества художника. 4. Портретное наследие мастера: парадные портреты придворной знати; портреты карликов и шутов; портреты членов королевской семьи. 5. Этапы творчества Рубенса. Создание собственной мастерской. 6. Жанровое и тематическое разнообразие живописи Рубенса. 7. Возникновение исторического жанра в творчестве художника (цикл картин, посвященных Марии Медичи). 8. Вклад Рубенса в развитие жанра парадного портрета. 9. Влияние творчества Рубенса на развитие национального искусства Фландрии и европейской живописи в целом. Литература: 1. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М., 1990. 2. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. М., 1993. 3. Прусс И.Г. Западноевропейское искусство XVII в. М., 1974. 4. Ренессанс. Барокко. Классицизм. М., 1966. 5. Ротенберг И. Западноевропейская живопись XVII в. М, 1989. Тема 7 . Архитектура барокко. Творчество Л. Бернини План. 1. Принципы и художественные приемы барочной архитектуры. Новые подходы к оформлению городского пространства. Церковь Джезу Д. делла Порта и паллаццо Барберини. 2. Л. Бернини: преобразования собора Св. Петра в Риме и архитектурного ансамбля перед собором. 3. Л. Бернини – создатель барочной скульптуры. Разнообразие жанров и тематика скульптурного наследия мастера. 4. Ф. Борромини – мастер динамичной архитектуры. Литература: 1. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. М., 1990. 2. Ильина Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство. М., 1993. 3. Прусс И.Г. Западноевропейское искусство XVII в. М., 1974. 4. Ренессанс. Барокко. Классицизм. М., 1966. 5. Ротенберг И. Западноевропейская живопись XVII в. М, 1989. Раздел «Западноевропейская культура XIX – начала ХХ вв.» Тема 8. Импрессионизм и постимпрессионизм План.
4. Постимпрессионистическое видение мира: разнообразие авторских систем. 5. Направления постимпрессионизма: неоимпрессионизм, символизм, группа «Наби» и др. 6. Поль Сезанн. Творчество и судьба. 7. В. Ван Гог и постимпрессионизм. 8. Экзотическое творчество П. Гогена. Литература: 1. Дмитриева Н.А. Винсент Ван Гог. Человек и художник. – М.: Наука, 1980. 1. Емохонова Л.Г. Мир художественной культуры.- М., 1999. 2. Западноевропейское искусство вт. пол XIX в. – М., 1975. 3. Импрессионисты, их современники, их соратники./ Ред.Чагодаев. – М., 1975. 4. Калитина Н.Н. Французское изобразительное искуство конца XVIII-XX в.в. – Л., 1980. 5. От Моне до Пикассо. Французская живопись вт. пол. XIX в.- нач. XX в. Эрмитаж. – Л.: Аврора, 1989. 6. Прокофьев В.Н. Постимпрессионизм. – М., 1973. 7. Энциклопедия импрессионизма и постимпрессионизма /Сост. Петровец.- М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. 8. Энциклопедия искусства XX в. /Автор-сост. О.Б. Краснова. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. Тема 9. Модернизм и архитектура План. 1. Модернизм и творчество А. Гауди. 2. Вклад конструктивизма в развитие архитектуры XX в. 3. Идеи функционализма и его сторонники. 4. Идеи М. Корбюзье и их воплощение в архитектуре. Литература: 1. Корбюзье М. Архитектура XX века./Пер. с франц. – М., 1970. 2. Малахов Н.Я. О модернизме. – М., 1975. 3. Полевой В.М. Искусство XX в. – М., 1991. 4. Самин Д.К. Антонио Гауди //Сто великих архитекторов. – М., 2000. 5. Сарабьянов. Стиль модерн. 6. Фуско Р. М. Корбюзье – дизайнер. Мебель. – М., 1986. 7. Энциклопедия искусства XX в. /Автор-сост. О.Б. Краснова. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. Раздел «Русская художественная культура» Тема 10. Художественные объединения «Серебряного века» План. 1. Супрематизм и К. Малевич. Предшественники, ученики и последователи. 2. Объединение художников «Голубая роза». Связь с модерном, представители и их работы. 3. Общество художников имени А.И. Куинджи: художественные принципы, крупные выставки. 4. Объединение художников «Бубновый валет»: обращение к живописно-пластическим исканиям (П. Кончаловский, А. Куприн, И. Машков). 5. «Ослиный хвост» – художественные искания и крупнейшие представители. 6. Русский авангард: основные представители и их произведения. Литература: 1. Георгиева Т.О. История русской культуры. – М., 1998. 2. Емохонова Л.Г. Мир художественной культуры.- М., 1999. 3. Кравченко С.А. В. Куприн. – М., 1973. 4. Кузьмина М. Поп-арт.//Модернизм. – М., 1973. 5. Малахов Н.Я. О модернизме. – М., 1975. 6. Полевой В.М. Искусство XX в. – М., 1991. 7. Русанова А.А. Символизм в русской живописи. – М., 1995. 8. Сарабьянов Д. Русская живопись конца 1900 – начала 1910 г.г. – М., 1971. 9. Сидоров А.А. Русская графика начала XX в. – М., 1984. Тема 12. Искусство постмодерна План. 1. Понятие «постмодерн». Содержание понятия. Художественные направления, школы и стили искусства XX в. 2. Поп-арт и неоавангардизм: новая трактовка искусства. 3. Современное искусство: темы и образы. Искусство и СМИ. Литература: 1. Емохонова Л.Г. Мир художественной культуры.- М., 1999. 2. Кузьмина М. Оп-арт.//Модернизм. – М., 1973. 3. Кузьмина М. Поп-арт.//Модернизм. – М., 1973. 4. Полевой В.М. Искусство XX в. – М., 1991. 5. Рейгардт Л.Я. Современное западное искусство. Борьба идей. – М., 1983. 6. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Мир художественной культуры. – М., 2000. 7. Турчин. По лабиринтам авангарда. 8. Шукурова А.Н. Архитектура Запада и мир искусства XX в. – М., 1990. 9. Энциклопедия искусства XX в. /Автор-сост. О.Б. Краснова. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002.
|