Реферат: Методические рекомендации по работе с интерактивными наглядными пособиями по географии. Глава 2
Название: Методические рекомендации по работе с интерактивными наглядными пособиями по географии. Глава 2 Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Государственное образовательное учреждение Тверской областной институт усовершенствования учителей Учебно-методический центр Курсовая работа на тему: «Развитие инновационного потенциала педагога в контексте приоритетного национального проекта «Образование»
Выполнила: учитель географии МОУ Лесная СОШ Иванова Надежда Николаевна Научный руководитель: Крюкова Марина Сергеевна Главный методист ТИУУ г.Тверь, 2008 год Содержание: 1.ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3 2. ГЛАВА 1………………………………………...…...……………………..7 1.1 Техническая характеристика интерактивной доски. 1.2 Что дают интерактивные доски в обучении 1.3 Где можно использовать в школе интерактивную доску? 1.3 Как научиться работать с интерактивной доской? 1.4 Что дает интерактивная доска по сравнению с просто проектором и экраном? 1.6 Информация для пользователя интерактивной карты. 1.7 Методические рекомендации по работе с интерактивными наглядными пособиями по географии. 3. ГЛАВА 2………………………………….……………………………….22 2.1 Виды работ с физическими интерактивными картами 2.2 Примеры заданий 2.3 Виды работ с отраслевыми интерактивными картами 2.4 Виды работ с региональными социально-экономическими интерактивными картами. 2.5 Элективный курс по картографии «Работа с интерактивной картой» 2.6 Тематическое планирование для 6-10 классов с использованием интерактивных карт. 4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………….....……………………………………..30 5. ЛИТЕРАТУРА ……………..……………..………………………………32 6. ПРИЛОЖЕНИЯ. ……………………………...…..………………………33 Цель моей работы – рассмотреть аспекты развития инновационного потенциала педагога в рамках национального проекта «Образование», на анализе работы с комплектом интерактивных карт при помощи интерактивной доски. Задачи : 1. Выяснить, как национальный проект «Образование» способствует развитию инновационного потенциала педагога. 2. Показать возможности интерактивных досок и наглядных интерактивных пособий в школе и на уроках географии. 3. Привести примеры построения работы на уроке с различными видами интерактивных карт. 4. Составить тематическое планирование в 6-10 классах с использованием интерактивных карт. 5. Разработать 8-ми часовой элективный курс по картографии «Работа с интерактивной картой» Сегодня связь между современным, качественным образованием и перспективой построения гражданского общества, эффективной экономики и безопасного государства очевидна. Для страны, которая ориентируется на инновационный путь развития, жизненно важно дать системе образования стимул к движению вперед – это и есть первоочередная задача приоритетного национального проекта «Образование». Для реализации данной задачи в проекте предусмотрено несколько взаимодополняющих подходов. Во-первых, выявление и поддержка «точек роста». Государство стимулирует учреждения и целые регионы, внедряющие инновационные программы и проекты, поощряет лучших учителей, выплачивает премии талантливой молодежи – то есть делает ставку на лидеров и содействует распространению их опыта. Государство поощряет тех, кто может и хочет работать, – это касается и учащихся школ, и студентов вузов, и преподавателей. Поддержку получают наиболее эффективные и востребованные образовательные практики – образцы качественного образования, обеспечивающего прогресс и профессиональный успех. С другой стороны, ряд направлений проекта нацелен на обеспечение доступности, выравнивание условий получения образования: обеспечение для всех школ высокоскоростного доступа к глобальным информационным ресурсам, размещенным в сети Интернет, поставки учебного оборудования и школьных автобусов, организация образования для военнослужащих. При этом проект предполагает внедрение новых управленческих механизмов. Создание в школах попечительских и управляющих советов, привлечение общественных организаций (советы ректоров, профсоюзы и т.д.) к управлению образованием – вот способы сделать образовательную систему более прозрачной и восприимчивой к запросам общества. Реализацию этого подхода обеспечивают конкурсные процедуры поддержки, предусмотренные в большинстве мероприятий проекта. Кроме того, проект привносит значительные изменения в механизмы финансирования образовательных учреждений. Бюджетные средства на реализацию программ развития, как правило, направляются непосредственно в образовательные учреждения, что способствует развитию их финансовой самостоятельности. Распределение средств в общем образовании осуществляется на основе подушевого принципа финансирования с учетом объективных особенностей организации образования для городских и сельских учащихся. Принципы установления поощрений лучшим учителям и доплат за классное руководство задают основы для введения новой системы оплаты труда учителей, ориентированной на стимулирование качества и результативности педагогической работы. В ходе реализации национального проекта «Образование» в школу поступили автобусы, интерактивные доски, кабинеты биологии, физики, химии, информатики и географии. В кабинет географии поступило огромное количество наглядных пособий, компасы, барометры, коллекции горных пород, около 100 бумажных карт, метеостанция и комплект из 62 интерактивных карт (см. приложении №1). Кабинет географии немыслим без наглядных пособий. Главное место в их ряду занимают карты. Предлагаемые пособия позволяют существенно расширить демонстрационные возможности традиционных карт. Вот лишь некоторые из их преимуществ: · Возможность приближения отдельных участков для более подробного их изучения; · Возможность отображения только необходимых на конкретном уроке подписей и условных обозначений карты; · Возможность рисовать на карте и наносить на нее надписи. Демонстрационные возможности интерактивных электронных карт существенно выше, чем печатных. При работе с электронной картой можно: · Приближать выбранные участки земной поверхности для более детального рассмотрения; · Снимать часть изображений, упрощая карту, делая её более наглядной; · Делать рисунки; · Наносить надписи при помощи обычной или экранной клавиатуры; · Ряд карт можно совмещать, что позволяет выявлять причинно-следственные связи и закономерности; · На некоторые карты добавлен привязанный к территории дополнительный иллюстративный и текстовой материал. Интерактивные физические карты представляют широкие возможности для выполнения творческих работ по моделированию (нарисуйте систему течений разных частей океана, господствующих ветров, водохранилищ и т.д.) и проектирования (транспортных путей, освоения новых территорий и т.д.) Широкие функциональные возможности электронных карт позволяют учителю использовать их во всех учебных курсах (см. приложение №2), реализовывать деятельность практико-ориентированный подход к обучению, активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке, применять разные формы и методические приемы работы с географической картой, формируя важнейшие географические умения – картографические. Для того чтобы научить учеников работать в таком современном ключе, сам педагог должен идти в ногу с новыми интерактивными технологиями, должен быть компетентным в своем предмете, должен любить свою профессию! 2. ГЛАВА 1 1.1 Техническая характеристика интерактивной доски. Интерактивная доска - это сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Достаточно только прикоснуться к поверхности доски, чтобы начать работу на компьютере. Специальное программное обеспечение для интерактивных досок позволяет работать с текстами и объектами, аудио- и видеоматериалами, Интернет-ресурсами, делать записи от руки прямо поверх открытых документов и сохранять информацию. Доска предоставляет уникальные возможности для работы и творчества и потрясающе легка в управлении. Интерактивная доска Interwrite Board (ранее GTCO Interwrite SchoolBoard) основана на запатентованной GTCO CalсComp Inc. (США) технологии «электромагнетик», обеспечивающей высокое разрешение, наилучшую скорость реакции и точность рукописного текста, а также прочность конструкции в течение многих лет активного использования. Активная поверхность интерактивной доски Interwrite Board — твердая, износостойкая, антивандальная, матовая, антибликовая. Интерактивная доска Interwrite Board позволяет использовать традиционные чертежные инструменты (линейка, транспортир, угольник и др.) для различных построений на уроках геометрии, алгебры, черчения, физики и др. Интерактивная доска Interwrite Board сохраняет работоспособность при частичном разрушении активной поверхности, что очень важно при эксплуатации в образовательных учреждениях. Интерактивная доска Interwrite Board изготавливается на заводах в США (7125 Riverwood Drive Columbia, MD 21046, USA). Специальное полностью русифицированное и адаптированное программное обеспечение интерактивной доски представляет собой интуитивно простое и удобное средство, с помощью которого вы можете подчеркивать, обводить и делать примечания поверх любого компьютерного приложения. Вы можете сохранить, напечатать или послать по почте ваши уроки и все примечания студентам, которые находятся вдали от класса. Программное обеспечение совместимо с MS Windows (98, 2000, NT, ME, XP, Vista), Mac OS и Linux. Три программируемые функциональные кнопки упрощают работу с доской, обеспечивая мгновенный доступ к запуску любимого приложения, Интернет-сайта или файла. Опыт применения интерактивных досок в процессе обучения показывает эффективность данного технического средства обучения. Преимущества использования интерактивной доски в сравнении с обычной классной доской очевидно. Интерактивная доска позволяет сделать урок более динамичным, информативным, повысить мотивацию учения учащихся через использования большого спектра наглядных пособий, которыми пополняются медиатеки школ и Межшкольных методических центров. У учителя появилась возможность моделировать различные биологические и физические процессы с помощью инструментария (библиотек), которые поставляются с программным обеспечением к интерактивной доске, цифровыми лабораториями. Первая проблема состоит в том, что не каждая школа может позволить себе приобрести интерактивную доску с необходимым программным обеспечением, который бы обеспечил минимальные возможности моделирования. В этом случае интерактивная доска используется, как проекционный экран, когда интерактивность достигается через управление презентацией или элементами интерфейса с помощью выбора управляющих элементов на сенсорном экране. Вторая проблема - учителю нужно время на освоение этих технологий, так как после этого он сможет осуществить выбор приемов и методов обучения с включением интерактивной доски в процесс преподавания предмета. Третья проблема – преодолеть стереотип, что доска является средством фронтальной работы с классом, что по средствам этого ТСО можно осуществлять дифференцирований подход в обучении, и эта проблема упирается в наличие хорошей технической базы и программного обеспечения. Перед учителем, который хочет включить в практику своей работы использование интерактивной доски, стоят последовательно следующие задачи: 1.2.Что дают интерактивные доски в обучении?
1.3 Где можно использовать в школе интерактивную доску? 1. Компьютерный класс
Стоимость интерактивной доски примерно соответствует стоимости всего трех компьютеров. А эффективность повышается многократно. Для компьютерного класса интерактивную доску лучше всего установить на стене, а проектор – стационарно на потолочном подвесе, как это делают специалисты инсталляционного отдела компании Инфологика. 2. Мультимедийный кабинет
3. Предметный класс
Например, для учителя физики использование наглядных моделей, интерактивных анимации, поможет проще и доходчивее объяснить суть сложных физических явлений, продемонстрировать «виртуальные» опыты и эксперименты, без инвентаря и лаборантов (к тому же безопасно). Текст взят с сайта www.hitachi-interactive.ru. Не обязательно ждать, когда появятся разработки на русском языке – в Интернете огромное количество совершенно бесплатных интерактивных ресурсов по физике. А то, что они в основном англоязычные – совершенно не важно, если учитель хорошо объясняет материал. Для преподавателей по иностранным языкам ресурсов – еще больше, и варианты использования доски разработаны тоже самые разнообразные. ((c) Инфологика) Интерактивные упражнения для учеников, возможность включать в них звук и видео, останавливать воспроизведение в нужном месте, чтобы задать вопрос, проанализировать, обсудить, проверить и т.п. Распространенные и популярные во всем мире курсы английского, французского, немецкого языков уже выпускаются не только в виде книг, но и в виде версий, специально предназначенных для преподавания с интерактивной доской. 4. Мобильная доска
1.4 Как научиться работать с интерактивной доской?
Попробовав самостоятельно поработать с интерактивной доской, Вы очень быстро освоите основные функции и почувствуете уверенность в своих силах. 1.5 Что дает интерактивная доска по сравнению с просто проектором и экраном?
1.6 Информация для пользователя интерактивной карты. Кабинет географии немыслим без наглядных пособий. Главное место в их ряду занимают карты. Предлагаемые пособия позволяют существенно расширить демонстрационные возможности традиционных карт. Вот лишь некоторые из их преимуществ: · Возможность приближения отдельных участков для более подробного их изучения; · Возможность отображения только необходимых на конкретном уроке подписей и условных обозначений карты; · Возможность рисовать на карте и наносить на нее надписи. Демонстрационные возможности интерактивных электронных карт существенно выше, чем печатных. При работе с электронной картой можно: · Приближать выбранные участки земной поверхности для более детального рассмотрения; · Снимать часть изображений, упрощая карту, делая её более наглядной; · Делать рисунки; · Наносить надписи при помощи обычной или экранной клавиатуры; · Ряд карт можно совмещать, что позволяет выявлять причинно-следственные связи и закономерности; · На некоторые карты добавлен привязанный к территории дополнительный иллюстративный и текстовой материал. Как начать работу 1.Вставьте диск в устройство чтения CD/DVD-дисков. 2.Если автоматического запуска программы не произошло, запустите файл map.exe, расположенный в корневом каталоге CD-диска. 3.Как только на экране появилась карта, с ней можно начинать работать. Слева от карты расположены кнопки панели управления, на которой представлены все функции программы (рис.1). Рис.1. Панель управления 4.Начните работу с нажатия кнопки, на которой изображён знак вопроса. Вы увидите информацию о назначении каждой кнопки панели управления (см.рис.1) Где находятся условные знаки (легенда) карты Чтобы увидеть легенду карты, нужно щелкнуть мышкой по самой нижней кнопке панели управления (рис.1) с надписью «Легенда». Пункты легенды, по которым есть дополнительная информация, отмечены особым значком. Чтобы увидеть эту информацию, необходимо щелкнуть по нему мышкой. Как увеличить изображение на карте Для того чтобы увеличить изображение на карте, нажмите на кнопку, где нарисована лупа и стоит значок «+». Для выполнения обратной операции нужно воспользоваться кнопкой с изображением лупы и значком «-». (см.рис.1) Как перемещаться по увеличенной карте Чтобы можно было перемещаться по увеличенной карте, должен быть включен обычный режим работы программы. Для этого нажмите на кнопку с изображением курсора мышки в любом месте карты и, не отпуская кнопку, двигать мышь в нужную сторону. Как включать и выключать слои карты Электронная карта состоит из слоёв. Каждый слой содержит разную картографическую информацию. Физическая карта, например, включает следующие слои: рельеф суши и дна океана, реки, озёра, названия водных объектов, названия объектов суши, градусную сеть, океанические течения и др. (рис.2). Список слоёв, из которых состоит карта, вы увидите, если нажмете на самую верхнюю кнопку на панели управления. Каждый из этих слоев можно отключить: галочка напротив названия слоя показывает, отображается ли он в данный момент на карте. Для того чтобы включить слой, нужно щелкнуть мышкой по его названию, для того чтобы выключить – щелкнуть еще раз.
Рис.2. Слои карты Как рисовать на карте Для того чтобы рисовать на карте, нужно нажать на кнопку с изображением карандаша (рис.3). Рис.3. Кнопки для нанесения и удаления рисунков и надписей Для отключения режима рисования нужно щелкнуть по кнопке с изображением курсора мышки. Как наносить на карту надписи Щелкните по кнопки с изображением буквы, а потом по карте в нужном месте. Наберите в открывшемся окне необходимый текст (окно можно двигать по экрану мышкой). Размер шрифта можно менять, двигая ползунок вдоль шкалы. После того как текст набран, нажмите кнопку «ОК» (рис.4). Рис.4.Текстовое окно Созданную надпись можно передвигать по карте. Для этого надо щелкнуть по кнопке с изображением буквы и стрелок, а после просто перетащить надпись мышкой. Вы всегда можете изменить созданную надпись. Для этого вначале щелкните по кнопке с изображением буквы, после – по старой надписи, а затем исправьте текст. Как удалять с карты рисунки и надписи Если вам нужно очистить карту от всех ранее созданных рисунков и надписей, щелкните по кнопке с изображением ластика и красной стрелки и выберите ответ «ДА» (рис.3). Если вы хотите удалить только одну надпись или часть рисунка, щелкните по кнопке с изображением ластика, а потом по тому объекту, который вы хотите удалить. Не забудьте, затем отключить режим удаления, щелкнув по кнопке с изображением курсора мышки. Если вам нужно удалить все надписи, отключите соответствующий слой карты. Как открывать иллюстративный и текстовый материал карты На ряде карт есть слой, содержащий дополнительный иллюстративный и текстовый материал. Если он включен, на карте отображаются шарообразные значки с латинской буквой «i». При щелчке по ним мышкой раскрываются окна с дополнительной информацией, которые можно развернуть на весь экран (рис.5).
Рис.5. Дополнительный иллюстративный и текстовый материал 1.7 Методические рекомендации по работе с интерактивными наглядными пособиями по географии. Существует три основных вида работ с электронной картой: 1)работа со слоями карты; 2)работа с дополнительным материалом; 3)использование дополнительных возможностей программы (выполнение рисунков, надписей и др.) Работа со слоями карты Наиболее полезной функцией электронных карт является возможность комбинирования их слоев. Это позволяет выявлять причинно-следственные связи и закономерности. Например, на карту строения земной коры можно наложить слой с рельефом и сделать вывод о соответствии крупных форм рельефа определенным структурам земной коры. Прием наложения карт актуален и при изучении отраслей хозяйства. Сопоставляя карты «Электроэнергетика России», «Топливные ресурсы» и «Плотность населения», ученики выявляют закономерности размещения электростанций разных типов по территории нашей страны. Комбинируя слои карты, во-первых, можно снимать с нее информацию, которая неактуальна на данном уроке (например, на уроке, посвященном формам рельефа, с физической карты можно снять градусную сеть, течения и полезные ископаемые). Во-вторых, с помощью разного сочетания слоёв на основе базовой карты можно создать целый набор специализированных карт, например карты без названий (для организации индивидуальных ответов у доски и проведения географических диктатов); частично подписанные карты (к примеру, с названиями только объектов суши); контурные карты Работа с дополнительным материалом Еще одной важной характеристикой электронных карт является наличие информационного блока. Этот блок отражает специфику карты, заостряя внимание на наиболее значимых особенностях географических объектов и территорий. Например, информационный блок к физической карте полушарий содержит сведения о крупнейших реках, озерах, формах рельефа Земли и т.д. Большинство дополнительных материалов снабжено иллюстрациями. Это увеличивает наглядность пособия, а также дает возможность разнообразить формы работы на уроке. Например, на основе фотографий географических объектов и пунктов легенды можно обсуждать смысл каждого условного знака карты, давать развернутое описание объекта, сравнивать объекты. Сопоставление фрагментов карты и космических снимков позволяет лучше понять, что такое карта, а также хорошо иллюстрирует искажения, возникающие при переносе поверхности шарообразной Земли на плоскость (обсуждение этой проблемы можно построить на основе сравнения формы Австралии на карте и на спутниковой фотографии). Использование дополнительных возможностей программы Функция рисования значительно расширяет область применения электронных карт на уроке, увеличивает их наглядность. Появляется возможность выделять объект или группу объектов, на которые необходимо обратить внимание, добавлять на карту информацию (например, о направлениях ветров для объяснения схемы течений в океане) и т.д. Функцию рисования можно задействовать при выполнении творческих заданий (например, по восстановлению формы объектов, относящихся к слоям, снятым с карты). Возможность наносить на карту подписи облегчает процедуру организации географических диктантов (работ, посвященных проверке знания номенклатуры), позволяет ставить перед учениками задания на классификацию или сортировку объектов (например, расположить горы в порядке уменьшения их преобладающей высоты). 2 ГЛАВА 2.1. Виды работ с физическими картами Картографические наглядные пособия можно разделить на группы по частоте использования на уроках. Есть карты, которые используются на нескольких уроках при изучении какой-то темы. Это карты материков, районов России. Есть и такие карты, которые нужны только на одном уроке: это, как правило, отраслевые карты (электроэнергетики, металлургии, машиностроения России и др.). Каждый учитель может назвать карты, к которым он обращается наиболее часто. К ним, без сомнения, относится физическая карта мира. При изучении географического положения материков , сняв с физической карты мира слой с градусной сетью, можно попросить ребят провести важнейшие меридианы и параллели, а затем, включив нужный слой, осуществить самопроверку. При изучении рельефа учащиеся часто выполняют задания, посвященные описанию (составлению характеристики) рельефа материка или отдельных частей суши. Возможность снять с физической карты названия форм рельефа и тем самым фактически превратить ее в цветную контурную карту позволяет видоизменить эти задания, сделав акцент на проверку номенклатуры. Для организации контроля знаний о формах рельефа можно заранее подготовить электронную карту – нанести числа на выбранные формы рельефа, а затем предложить учащимся назвать эти формы. Пособие позволяет менять надписи, следовательно, есть возможность создавать разные варианты работы. Используя дополнительный иллюстративный материал карты, можно попросить учащихся сравнить внешний вид высоких и низких, молодых и возрожденных гор, например Уральские и Скандинавские с Гималаями и Кордильерами. При изучении климата материков есть возможность графически показать влияние на него отдельных климатообразующих факторов (например, влияние направления ветров на распределение атмосферных осадков). При изучении гидросфера суши можно:
2.2. Примеры заданий 1 .Нарисуйте среднее и нижнее течение Замбези. Укажите местоположение водопада Виктория. ( Для того чтобы задание было выполнено, необходимо заранее нарисовать линию верхнего течения реки на плоскогорье, т.е. просто обвести данную часть реки при включенном слое с водами суши.) 2 .Нарисуйте котловину озера Ньяса и реку Шире, соединяющую озеро Ньяса и реке Замбези. (Для проверки точности выполнения задания необходимо просто включить слой, отображающий реки и озера, и сравнить рисунок учащегося с реальной конфигурацией объектов.) 3 .Обозначьте на карте Южной Америки границы водного бассейна реки Амазонки. 4 .Обозначьте на карте Северной Америки границы водного бассейна реки Маккензи. 5 .Проведите линию водораздела между бассейнами Амазонки и Ориноко. Как видно из приведенных примеров, возможность рисования на карте значительно расширяет ее роль, как наглядного пособия при объяснении нового материла. Поясняющие рисунки, которые учитель ранее традиционно делал на доске, теперь можно делать на карте, при чем либо заранее, либо непосредственно в процессе объяснения. Интерактивные физические карты представляют широкие возможности для выполнения творческих работ по моделированию (нарисуйте систему течений разных частей океана, господствующих ветров, водохранилищ и т.д.) и проектирования (транспортных путей, освоения новых территорий и т.д.) 2.3. Виды работ с отраслевыми картами Рассмотрим работу с отраслевой электронной картой на уроке, посвященном изучению электроэнергетики. Урок по теме «Электроэнергетика России» Ход урока 1 .Беседа о назначении энергии для развития цивилизации. 2 .Формулировка понятия «электроэнергетика» (понятие может вводиться как в ходе рассказа учителя, так и путем беседы с учащимися; и в том, и в другом случае можно опираться на электронную карту). Для введения понятия «электроэнергетика» (часть топливно-энергетического комплекса, которая объединяет процессы генерации, передачи, трансформации и потребления электроэнергии) на электронной карте, превращенной в контурную карту, необходимо последовательно открывать слои: 1) с электростанциями разных типов (генерации электроэнергии); 2) с линиями электропередачи (передача электроэнергии, которую нельзя запасать впрок, поэтому электростанции объединяются в энергосистемы); 3) с плотностью населения (потребление электроэнергии). 3 .Работа с учебником с целью выявления особенностей электростанций разных типов. На этом этапе, как правило, заполняется таблица «Особенности электростанций разных типов». Включив слой карты, содержащий дополнительный материал, можно посмотреть, как выглядит тепловая электростанция (Сургутская, Костромская – крупнейшие ТЭС России), гидроэлектростанция (Усть-Илимская, Волжская), атомная электростанция (Ленинградская). 4 .Характеристика особенностей размещения электростанций разных типов на основе работы с электронной картой. Выявить особенности размещения тепловых электростанций можно, включив слои ТЭС, плотностью населения и топливной промышленностью. Это позволит: 1)сделать выводы о приуроченности ТЭС и Единой энергосистемы к Главной полосе расселения; 2)найти виды топливных ресурсов, на которых работают разные тепловые электростанции. Районы концентрации ГЭС и АЭС определяются при раздельном включении соответствующих слоев карты. Закономерности размещения АЭС позволит выявить включение слоев АЭС, плотностью населения и топливной промышленностью (АЭС строили в районах, не имеющих значительных ресурсов топливных полезных ископаемых и обладающих большими потребностями в электроэнергии из-за высокой концентрации населения и промышленных предприятий). Так же можно охарактеризовать и размещение электростанций, использующих альтернативные источники энергии. В качестве проектного задания можно предложить ученикам разместить на территории России ветровые и солнечные электростанции, обосновав свой выбор. 5 .Включение слоев со всеми электростанциями позволяет определять, электростанции какого типа преобладают в России, а также выполнить задание по выделению региональных энергосистем (Камчатской, Чукотской, Якутской и др.) 6 .Написание эссе о проблемах и перспективах электроэнергетики. Карта, на которой включены все слои, позволяет поразмышлять над вопросом о проблемах и перспективах развития электроэнергетики в России. Где электростанции нужно строить в первую очередь? Почему? Какие экологические проблемы, связанные со строительством и работой электростанций, характерны для разных регионов России? 2.4. Виды работ с региональными социально-экономическими картами Тема «Поволжский район» Характеристика района обычно дается по определенному плану. При комплексном описании района на основе электронной карты можно легко создать логический опорный комплект, который проиллюстрирует любой пункт плана характеристики. Состав Поволжского района. Административно-территориальное деление России изучалось ранее, поэтому, сняв с электронной карты все слои, можно попросить ребят подписать субъекты Федерации, входящие в состав района, а затем осуществить самопроверку, включив слой с их названиями. Положение Поволжья по отношению к другим странам и районам можно охарактеризовать тем же путем, что и состав (подписать страны и районы - соседи на «немой» карте). Для оценки положения относительно экономических центров и транспортных путей можно воспользоваться функцией рисования: выделить на карте, где включен слой с путями сообщения, экономические центры и важнейшие транспортные магистрали, проходящие через территорию района (Волгу (указать возможность выхода в Белое, Балтийское, Азовское и Черное моря; активизировать слой с дополнительной информацией и показать фотографию с Волго-Донского канала), железные дороги (5 из 6 магистралей, связывающих западные и восточные районы страны), магистральные нефте- («Дружба») и газопроводы). Такая последовательность действий учителя соответствует логике построения опорного конспекта, по которому ученики легко сделают выводы о выгодном экономико-географическом транзитном положении района. При характеристике природных условий Поволжья нужно сопоставлять много карт (физическую района, агроклиматическую России и др.). Сведения о природных ресурсах района содержаться в одном из слоев социально-экономической карты. На этом этапе можно вновь актуализировать опорные знания учащихся, полученные в ходе характеристики природы и хозяйства России, и попросить их, используя функцию рисования, обозначить на электронной карте важнейшие месторождения полезных ископаемых (нефти, газа, серы, поваренной соли), а также другие виды ресурсов на территории района. Включив слой карты с природными ресурсами, можно осуществить самопроверку. Историю освоения района учитель может «нарисовать», выключив все слои электронной карты и превратив ее в контурную карту. При изучении населения Поволжья , превратив электронную карту в контурную, можно сделать опорный конспект, посвященный национальному и религиозному составу населения района. Сняв с карты слой с названиями, целесообразно попросить ребят подписать города-миллионеры Поволжья. Изучение хозяйственного комплекса района можно построить на основе анализа слоя карты, содержащего дополнительный материал. Этот слой может служить и иллюстрацией к рассказу учителя, и основой для фронтальной беседы, и источником для организации самостоятельной работы. В первом случае учитель сопровождает свой рассказ об отраслях специализации Поволжья (машиностроение: автомобилестроение (Тольяти – ВАЗ, Энгельс – троллейбусы, Набережные Челны – КамАЗ, Ульяновск – УАЗ); авиационная и ракетно-космическая промышленность (Самара, Казань, Саратов); химическая промышленность (Нижнекамск, Волгоград); электроэнергетика (Балаковская АЭС); пищевая промышленность) демонстрацией иллюстративного материала карты. Во втором случае, выводя на экран фотографии и включив слои карты с природными ресурсами, сельскохозяйственными районами, транспортными путями, населенными пунктами и их названиями, учитель просит ребят назвать отрасли специализации Поволжья и выявить причины, по которым они здесь сформировались. Эта же работа может быть организована как индивидуальная самостоятельная. «Осью» Поволжья является Волга: на электронной карте это выделяется с помощью рисования. Проблемы и перспективы развития района можно отразить на логическом опорном конспекте, включив нужные для этого слои электронной карты. Широкие функциональные возможности электронных карт позволяют учителю использовать их во всех учебных курсах(см.приложение №2), реализовывать деятельность практико-ориентированный подход к обучению, активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке, применять разные формы и методические приемы работы с географической картой, формируя важнейшие географические умения – картографические. 2.5 Элективный курс по картографии «Работа с интерактивной картой». Цель - научить составлять подробную характеристику небольшого участка земной поверхности Задачи: 1.Освоить способы работы с интерактивной картой. 2. Познакомиться с разными типами карт. 3.Научиться самостоятельно, работать с интерактивной картой.
2.6. Тематическое планирование 6-10 классов с использованием интерактивных карт (см.приложение №2) ЗАКЛЮЧЕНИЕ Тема этой работы очень актуальна и современна. Цель достигнута путем решения поставленных задач. В данной работе рассмотрены аспекты развития инновационного потенциала педагога в рамках национального проекта «Образование», проанализирована работа с комплектом интерактивных карт при помощи интерактивной доски. Достигнуты следующие задачи: Рассмотрено, как национальный проект «Образование» способствует развитию инновационного потенциала педагога. Показаны возможности интерактивных досок и наглядных интерактивных пособий в школе и на уроках географии. Приведены примеры построения работы на уроке с различными видами интерактивных карт. Разработаны тематическое планирование в 6-10 классах с использованием интерактивных карт и элективный курс для 10 класса. Инновационный путь развития, жизненно важен для системы образования, он стимулирует к движению вперед – это и есть первоочередная задача приоритетного национального проекта «Образование». С другой стороны, ряд направлений проекта нацелен на обеспечение доступности, выравнивание условий получения образования: обеспечение для всех школ высокоскоростного доступа к глобальным информационным ресурсам, размещенным в сети Интернет, поставки учебного оборудования и школьных автобусов, организация образования для военнослужащих. Кабинет географии немыслим без наглядных пособий. Главное место в их ряду занимают карты. Предлагаемые пособия позволяют существенно расширить демонстрационные возможности традиционных карт. Демонстрационные возможности интерактивных электронных карт существенно выше, чем печатных. Интерактивные физические карты представляют широкие возможности для выполнения творческих работ по моделированию и проектирования Широкие функциональные возможности электронных карт позволяют учителю использовать их во всех учебных курсах реализовывать деятельность практико-ориентированный подход к обучению, активизировать познавательную деятельность учащихся на уроке, применять разные формы и методические приемы работы с географической картой, формируя важнейшие географические умения – картографические. Для того чтобы научить учеников работать в таком современном ключе, сам педагог должен идти в ногу с новыми интерактивными технологиями, должен быть компетентным в своем предмете, должен любить свою профессию! ЛИТЕРАТУРА 1.Крылова О.В., Крылов А.И., Корниенко П.А. «Методические рекомендации по работе с интерактивными наглядными пособиями по географии» Ресурсы интернета: 1.http//:www.kitc.ru/sivt/oborudovanie/interakt_oboryd/inter_doski/interwrite _board/i.. · 6 КБ 2.http//:www.invitech.ru 3.http//:www.spint.ru/equipment.asp 4.http//:www.avs.kz/content/view/7/1/ · 7 КБ 5.http//:www.delight2000.com 6.http//:www.smartboard.ru 7. http//:www.polymedia.ru/catalog 8.http//:www.foroffice.ru/products/desk.html · 121 КБ 9.http//:www.hitachi-interactive.ru 10.http//:www.it-n.ru/ 11.http//:www.darff.ru/smart_index.shtml 12.http//:www.osp.ru/pcworld/2007/09/4584987/ · 57 КБ 13.http//:ito.edu.ru/2007/Moscow/II/1/II-1-7123.html · 14 КБ 14.http//:www.kp.ru/daily/24100/327500/ · 48 КБ 15.http//:itc.tgl.ru/wiki/index.php/Семинар_Интерактивная_доска_на_уроке · 14 КБ 16.http//:www.rost.ru/projects/education/education_main.shtml · 22 КБ 17.http//:www.mon.gov.ru/pro/ 18.www.eurekanet.ru/ewww/info/nationalproject.html ПРИЛОЖЕНИЕ №1. СПОСОК ИНТЕРАКТИВНЫХ КАРТ Мировые карты: 1. Великие географические открытия 2. Зоогеографическая карта мира 3. Карта океанов 4. Климатическая карта мира 5. Климатические пояса и области мира 6. Политическая карта мира 7. Почвенная карта мира 8. Природные зоны мира 9. Строение земной коры и полезные ископаемые мира 10. Физическая карта мира 11. Физическая карта полушарий Карты материков: 1. Австралия. Социально-экономическая карта 2.Антарктида 3. Арктика 4. Африка. Политическая карта 5. Африка. Физическая карта 6. Евразия. Политическая карта 7. Евразия. Физическая карта 8. Европа. Физическая карта 9. Зарубежная Европа. Социально-экономическая карта 10. Северная Америка. Политическая карта 11. Северная Америка. Физическая карта 12. Южная Америка. Политическая карта 13. Южная Америка. Физическая карта Карты России: 1. Агроклиматические ресурсы России 2. Агропромышленный комплекс России 3. Водные ресурсы России 4. Восточная Сибирь. Физическая карта 5. Геологическая карта России 6. Дальний Восток. Физическая карта 7. Европейский Север и Северо-запад России. Социально-экономическая карта 8. Европейский Север России. Физическая карта 9. Европейский Юг России. Физическая карта 10. Европейский Юг России. Социально-экономическая карта 11. Западная Сибирь. Социально-экономическая карта 12. Западная Сибирь. Физическая карта 13. Земельные ресурсы России 14. Климатическая карта России 15. Лесная промышленность России 16. Машиностроение и металлообработка России 17. Народы России 18. Плотность населения России 19. Поволжье. Социально-экономическая карта 20. Поволжье. Физическая карта 21. Политико-административная карта России 22. Почвенная карта России 23. Природные зоны и биологические ресурсы России 24. Растительность России 25. Северо-запад России. Физическая карта 26. Социально – экономическая карта России 27. Тектоника и минеральные ресурсы России 28. Топливная промышленность России 29. Транспорт России 30. Урал. Социально-экономическая карта 31. Урал. Физическая карта 32. Физическая карта России 33. Химическая промышленность России 34. Центральная Россия. Социально-экономическая карта 35. Центральная Россия. Физическая карта 36. Черная и цветная металлургия России 37. Экологические проблемы России 38. Электроэнергетика России
|