Реферат: Методические рекомендации по разработке инновационного проекта Днепропетровск
Название: Методические рекомендации по разработке инновационного проекта Днепропетровск Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Методические рекомендации по разработке инновационного проекта Днепропетровск 2008 Предлагаемые методические рекомендации помогут разработчикам инновационных предложений более системно выполнить работы по формированию проекта, учесть при планировании реализации проекта все факторы и возможные риски, влияющие на успешность этой работы, минимизировать затраты, и, в конечном итоге, добиться успеха. Содержание
Введение. Для успешной реализации инновационного проекта необходимо иметь четкий план действий. Как показывает практика, множество инновационных проектов терпят неудачи, так как авторы обращают внимание только на разработку самого бизнес-плана, при этом четкого плана практических действий по созданию производства (нового предприятия) у них может и не быть. Кроме того, представленные таким образом данные бизнес-плана могут быть недостаточно обоснованы. Подготовка инновационного проекта предполагает обоснование технологической, производственной, организационной и финансовой части проекта. В связи с этим, Днепровским региональным центром инновационного развития и Технологическим парком «Машиностроительные технологии» было принято решение о разработке методических рекомендаций с целью обеспечить разработчиков инновационных проектов необходимым методическим материалом. Предлагаемые методические рекомендации помогут разработчикам более системно выполнить работы по формированию инновационных проектов, учесть при планировании реализации проекта все факторы и возможные риски, влияющие на успешность этой работы, минимизировать затраты, и, в конечном итоге, добиться успеха. 1. Порядок разработки инновационного проекта. Для начала работы над проектом необходимо определить принципиальные технологические и конструкторские решения данного проекта, имеется в виду представить технологию производства инновационного продукта (услуги), определить и рассчитать необходимые производственные и материальные ресурсы. Следующий этап предполагает планирование всего процесса реализации проекта, для этого используются сетевые календарные планы, которые позволяют управлять осуществлением проекта, дают возможность определить работы, имеющие значительные резервы времени и допускают в определенных границах внесения изменений в сроки их выполнения. Для того, что бы оценить ликвидность инновационного продукта на рынке, необходимо проведение маркетинговых исследований, результаты которых найдут свое отображение в маркетинговом плане проекта. Это позволит иметь четкое представление о рынке, наличии конкурентов, даст возможность правильно разработать стратегию маркетинга в плане ценообразования и продвижения товара. Финансовый план проекта дает возможность конкретизировать затраты на весь проект, отобразить его в конкретных экономических показателях. Тут рассчитывается стоимость всего проекта, затраты и капиталовложения необходимые для доведения производства до серийного выпуска продукции, отображаются планируемые прибыли. Расчет показателей эффективности проекта позволяет оценить целесообразность его реализации и привлекательность для потенциальных инвесторов. В методических рекомендациях имеет место раздел, предусматривающий определение научной новизны положенных в основу проекта результатов исследований, а также степени его инновационности. Научная новизна разработок определяется экспертным путем, посредством их сравнения с ранее известными результатами. Степень инновационности проекта определяется, используя классификацию инновационных проектов. В частности, классификация и принципы, положенные в ее основу, могут быть использованы для определения формы и размеров государственной поддержки в реализации конкретных инновационных проектов. Использование новых технологий предполагает получение прав интеллектуальной собственности, их наличие позволяет в дальнейшем защитить инновационный проект от несанкционированного копирования и использования результатов. Определение рисков поможет, не только дать правильную оценку тому или иному предпринимательскому решению, определить вид риска по его видовому разнообразию, но и оценить с определенной вероятностью последствия возникновения неблагоприятных ситуаций, подобрать методы минимизации их воздействия и найти правильные решения по управлению проектными рисками. Представленные в рекомендациях материалы позволяют подготовить пакет документов инновационного проекта для его государственной регистрации. 2. Технические решения и расчеты. 2.1. Технология производства инновационного продукта. Данный раздел предполагает описание технологии производства инновационного продукта. В ходе описания необходимо учитывать все этапы производственного процесса. Для четкости следует представить технологический процесс поэтапно, а каждый этап разбить на технологические операции. Целесообразно отобразить технологию производства продукции в виде схем (рисунков) с указанием всех конструктивных элементов. В ходе проработки технологии формулируются требования к технологическому и вспомогательному оборудованию. 2.2. Расчет производительности, выбор, комплектация технологического и вспомогательного оборудования. Исходя из принятой технологии производства, предполагаемого объема выпуска готовой продукции необходимо рассчитать и обосновать выбор технологического, вспомогательного оборудования и комплектующих. При определении количества необходимого оборудования следует учитывать его производительность. Под производительностью понимают количество продукции, вырабатываемой (производимой) машиной (единицей оборудования) за единицу времени. Различают три вида производительности машин: конструктивную, техническую, эксплуатационную. Конструктивная производительность машины (единицы оборудования) – это максимально возможная по ее конструкции производительность при непрерывной работе в оптимальны условиях. Она применяется для сравнения и при выборе машин (оборудования). Техническая производительность характеризует максимально возможную выработку продукции в единицу времени (час, смена), которая может быть достигнута при непрерывной работе машины, без простоев и организационных издержек, в конкретных производственных условиях. Техническая производительность определяется за время чистой работы и представляет собой конструктивную производительность с введение коэффициентов, учитывающих условия работы. Эксплуатационная производительность – это производительность машин (единицы оборудования) в конкретных условиях работы, с учетом технологических и организационных перерывов. Сформировав требования к необходимому технологическому и вспомогательному оборудованию, его выбор производится путем поиска в специальных справочниках, из каталогов предприятий специализирующихся на выпуске оборудования для разных областей промышленности и производства, через дилерские сети подобных предприятий, посещая выставки. Тут необходимо представить конкретный перечень необходимого оборудования с разделом по группам, таблица 1. Указать, имеется ли в у инициатора проекта необходимое оборудование или его следует приобретать в Украине или за рубежом. Определить конкретных поставщиков комплектующих. Заключить договора о намерениях. Необходимое оборудование для реализации проекта Таблица 1
2.3. Расчет потребности основных видов ресурсов и источники их поставки. Обеспечение реальности запланированных объемов выпуска продукции и эффективности проекта необходимо подтвердить наличием материальных, трудовых и других видов ресурсов. Особое внимание необходимо уделить возможности территориального размещения инновационного проекта в ресурсной среде; наличие необходимых компонентов для обеспечения производства; наличие основных поставщиков материальных ресурсов и возможность их оперативной замены в условиях возникновения непредвиденных ситуаций; близость сырьевых ресурсов и разрешение транспортных проблем; качество сырья; наличие энергетических ресурсов; обеспеченность производства трудовыми ресурсами и решение проблем подготовки кадров. Рассматривая каждый из перечисленных факторов, необходимо правильно определить общую потребность в тех или иных ресурсах и детально описать источники их поставок. Для расчета потребности в сырье, материалах используют общеизвестные методики планирования. Потребность в материалах на плановый выпуск можно определить несколькими методами: - нормативным М = Пв * Нм , (1) где Пв – плановый выпуск продукции; Нм – норма затрат материалов на единицу продукции; - с помощью динамических коэффициентов М = Зб * Кп * Ксн , (2) где Зб – фактические затраты материалов в плановом периоде; Кп – коэффициент изменения производственной программы; Ксн – индекс снижения норм использования материалов в плановом периоде. Аналогично рассчитывают потребление в других ресурсах, в том числе энергетических. Итоговые расчеты целесообразно представить в виде таблицы 2. Расчет потребности в ресурсах на производственную программу. Таблица 2
Численность работников рассчитывается, как общее количество персонала основной деятельности (работники основного производства), так и не основной деятельности (работники, которые обслуживают основное производство) (таблица 3). Расчет потребности в персонале и заработной плате Таблица 3
Источники поставок ресурсов определяют те, которые подтверждаются договорами с основными поставщиками, договорами о намерениях. Сводные данные об обеспечении выпуска продукции основными видами сырьевых и энергетических ресурсов можно представить в виде таблицы 4. Обеспеченность выпуска продукции основными видами сырьевых и энергетических ресурсов Таблица 4
2.4. Проектные решения по определению потребности в производственных площадях, размещение технологического и вспомогательного оборудования, общестроительные решения. Задача данного раздела – определение основных технологических, строительных и архитектурно-планировочных решений, проектирование генерального плана производственного участка. Для определения площади необходимой под предполагаемое производство, надо иметь четкое представление о его технологии. Для этого необходимо разработать план расположения производственных узлов с учетом технологической цепочки производства, возможно с делением на участки, цеха, подразделения и т.п. Поскольку каждый участок предполагает наличие своего технологического оборудования, для определения необходимой площади следует иметь все габаритные размеры каждой единицы оборудования, нормативные размеры рабочих зон, дополнительных помещений. В виде схематического плана требуется представить каждый производственный участок с обозначением занимаемой площади, месторасположением технологического и вспомогательного оборудования, с учетом нормативов (пожарных, санитарных, техники безопасности и иных), расстояний между элементами технологического оборудования. Исходя из проведенных построений и расчетов каждого участка, определяется общая необходимая площадь производственного помещения. Кроме этого, также следует определить потребность в непроизводственных помещениях, включая административные здания, склады сырья и готовой продукции, подсобные помещения, сооружения, внутризаводские транспортные коммуникации. Генеральный план проектируемого производства предполагает обозначение месторасположения всех вышеперечисленных непроизводственных и производственных помещений, с указанием границ, площадей, общей характеристики инфраструктуры. Генеральный план должен быть выполнен в соответствии с требованиями санитарных и противопожарных норм. Имея информацию о требуемых площадях необходимо определить условия пользования: находятся ли они в собственности исполнителя; предполагается приобретение помещений, их строительство или реконструкция; рассматривается вариант долгосрочной аренды. При запланированном строительстве или реконструкции требуется наличие разрешений соответствующих органов, а также сметной документации с расчетами объемов, сроков, стоимости строительства и предполагаемых исполнителях работ. 3. Планирование работ по реализации проекта во времени. 3.1. Формирование перечня работ по реализации проекта, их временная и ресурсная оценка. Планирование работ по реализации проекта во времени наиболее удобно осуществлять и, в последующем, контролировать посредством разработки сетевого календарного плана. Для построения сетевой модели какого-либо процесса вначале составляется перечень необходимых работ. Перечень работ составляется в технологической последовательности их производства. Работы по проекту следует раскрыть достаточно детально, включая заключение договоров (контрактов), монтаж оборудования и т.п. Работы необходимо расписать от начала создания предприятия (строительства, реконструкции зданий) до момента серийного выпуска продукции. Необходимо предусмотреть затраты времени и средств на реализацию работ по выполнению следующих стадий проекта: - юридическая регистрация предприятия; - получение денежных средств; - осуществление программы капиталовложений; - наем рабочей силы; - изготовление опытной партии продукции; - создание дистрибьюторской сети; - получение заказов. По каждой стадии выполнения проекта формируется список работ с указанием их временной оценки. При достаточной уверенности в производительности исполнителей, временную оценку можно рассчитать по формуле: , смен; (3) где V i-j - объем работы; П i-j - сменная производительность. Если нет уверенности в производительности исполнителей, то временную оценку прогнозируют. В этом случае ее можно рассчитать по формуле: , смен; (4) где Т опт - оптимальные затраты времени на выполнение работ; Т max – затраты времени на выполнение работ при неблагоприятных условиях. Перечень работ по проекту целесообразно представить в виде таблицы 5. Перечень работ по проекту для построения сетевого календарного плана Таблица 5
* шифр работы заполняется после построения сетевого календарного плана. В качестве примера представим порядок работ по производству партии станков для обувной промышленности, таблица 6. Перечень работ по проекту и последовательность их исполнения Таблица 6
3.2. Формирование топологической сети календарного плана выполнения работ. Основными элементами сетевого календарного плана являются работы и события , а производными элементами путь и критический путь . Работы бывают трех видов: действительная (реальная) работа, или просто работа - процесс, требующий затрат времени и ресурсов; ожидание (технологический или организационный перерыв) – процесс, требующий затрат времени, но не требующий затрат ресурсов; зависимость, или фиктивная работа, - логическая связь между двумя событиями, не требующая затрат ни времени, ни ресурсов, а указывающая лишь на то, что возможность начала одной работы непосредственно зависит от окончания другой или нескольких других работ. Работу и ожидание изображают сплошными стрелками, зависимость – пунктирной стрелкой (рисунок 1). Длина и направление стрелок, не связаны с продолжительностью работ, т.е. стрелки изображены без масштаба. Рис.1. Изображение событий и работ на сетевом календарном плане. Событие – это факт окончания одной или нескольких работ. Событие на графике изображают кружками, в которые вписывают номера событий (рисунок 1). Всякая работа в сетевом графике соединяет два события: начальное событие данной работы, т.е. непосредственно предшествующее ей, и конечное событие данной работы. Поэтому обозначают работу номерами ее начального и конечного событий, например работа 01-02. События в графике можно нумеровать произвольно, но номер начального события работы должен быть меньше номера ее конечного события. Работа не может быть начата, пока не совершиться ее начальное событие, т.е. пока не будут выполнены все предшествующие ей работы. В тоже время ее выполнение является необходимым условием для совершения события, стоящего у ее конца (если в данное событие входит несколько работ, то оно считается совершившимся в момент окончания последней из них). Основной показатель работы – это ее продолжительность (в часах, сменах, рабочих днях) указываемая над стрелкой (рисунок 1). В сетевой график всегда входит два события – исходное и завершающее. Событие не имеющее предшествующих работ, т.е. начальное событие графика, называют исходным , а не имеющее последующих работ, т.е. конечное событие графика, - завершающим . Сетевой календарный план может иметь только одно исходное и одно завершающее событие. Непрерывную последовательность работ в сетевом графике называют путем. Длина пути определяется суммой продолжительности составляющих ее работ. Наиболее длинный путь между исходным и завершающим событиями, определяющий продолжительность процесса доведения производства до выпуска готовой продукции, называют критическим путем. Все остальные пути между исходным и завершающим событиями календарного плана имеют меньшую продолжительность. Их называют некритическими . Такие пути располагают запасом (резервом) времени по отношению к продолжительности процесса доведения производства до выпуска готовой продукции. Таким образом, работы этого пути имеют резерв времени на их выполнение, или, иначе говоря, они имеют ранние и поздние возможные сроки начала и окончания. Основные ошибки при разработке сетевых календарных планов. Разработка сетевого календарного плана – это сложный процесс, требующий кроме знания основ этой работы, еще и определенных навыков. Сетевой календарный план, разработанный с ошибками нельзя проанализировать и рассчитать. После первоначального построения, топологическую сеть необходимо анализировать и корректировать в части установления промежуточных связей между событиями, выявления работ, которые могут выполняться параллельно, выявления событий после наступления которых, очередная работа может быть начата и т.д. Для упрощения этого процесса рассмотрим основные ошибки, которые наиболее часто имеют место при построении топологических сетей календарных планов. В формализованном виде эти ошибки приведены на рисунке 2. На нем изображены следующие ошибки: а) – «замкнутый контур»; б) – работы без начального или конечного события; в) - «висящее» событие; г) - стрелка имеет обратное направление; д) – неправильное изображение параллельных работ. Рис. 2. Основные ошибки при разработке топологической сети календарного плана. Для примера, топологическую сеть календарного плана, составленного на основании табл.6, можно представить в виде рисунка 3. Рис. 3. Топологическая сеть календарного плана производства партии станков. 3.3. Способы расчета сетевого календарного плана. Для того чтобы приступить к расчету сетевого календарного плана, необходимо сначала рассчитать его параметры. При расчете определяются следующие параметры: - ранние и поздние сроки наступления событий, - критический путь, - полные (общие) резервы времени для работ, - свободные (частные) резервы времени для работ. Ранний срок наступления события – это путь от исходного первого до рассматриваемого события, определенный методом последовательного суммирования раннего срока наступления предшествующего работе события (Тiр ) с временной оценкой рассматриваемой работы: . (5) Из всех величин ранних сроков принимают большую. Поздний срок наступления события – это наибольший возможный путь от исходного события до рассматриваемого. Он определяется последовательным вычитанием из позднего срока наступления завершающего события (Tjп ) временных оценок предшествующих событию работ, лежащих на путях от завершающего события до рассматриваемого: . (6) Из всех величин поздних сроков принимают меньшую. Полный резерв времени для работы – это время, на которое можно увеличить ее продолжительность, не изменяя срока наступления конечного события: . (7) Свободный резерв времени для работы – это время, на которое можно увеличить ее продолжительность, не нарушая раннего срока наступления последующего события: . (8) Четырехсекторный способ расчета сетевых календарных планов. При этом способе, расчет осуществляется непосредственно на самой топологической сети календарного плана. Кружки событий делятся на четыре сектора (рисунок 4). В верхнем секторе записывают номер события, в нижнем – номер предшествующего события, в левом – ранний срок наступления события, в правом – поздний срок наступления события. Над стрелкой записывают временную оценку работы, общий и частный резервы времени. Под стрелкой – код работы. Рис. 4 Запись параметров при четырехсекторном способе расчета сетевого календарного плана. Работы, проходящие через события с одинаковыми ранними и поздними сроками свершения, не имеют резерва времени и принадлежат к критическому пути. На рисунке 5, для примера, приведен календарный план (изображенный на рис 3), рассчитанный четырехсекторным способом. Рис. 5. Сетевой календарный план производства партии станков, рассчитанный четырехсекторным способом Способ расчета сетевых календарных планов по потенциалам событий. При этом способе расчета сетевого календарного плана на его топологической сети рядом с каждым событием, в секторах, образуемых двумя пересекающимися линиями, записывают: внизу – номер предшествующего события, вверху – номер последующего события, слева – ранний срок наступления события, справа – потенциал данного события. Потенциал события (П) – это наибольшее оставшееся (потенциальное) время от данного события до последнего завершающего. Для начального события потенциал равен принятой продолжительности работ, а для конечного – нулю. Для всех остальных событий потенциал равен: , (9) где Пi - потенциал последующего события. Преимуществом сетевого календарного плана, рассчитанного по потенциалам событий, является удобство его использования для контролирования хода строительства. Резерв времени можно определить по формуле: , (10) где Т ост – время оставшееся до сдачи объекта в эксплуатацию. При ri = 0 работы идут по графику, при ri больше 0 работы идут с опережением, при ri меньше 0 работы идут с опозданием. Критический путь календарного плана в этом случае определяется путем движения по выполняемым работам от конечного события к исходному, а при разветвлении предшествующих событию работ, выбирается направление движения к событию, имеющему меньший потенциал. На рисунке 6, для примера, приведен сетевой календарный план, рассчитанный по потенциалам событий. Рис. 6. Сетевой календарный план производства партии станков, рассчитанный по потенциалам событий. 3.4. Привязка топологической сети календарного плана к масштабу времени и ресурсная оценка проекта. Для большей наглядности и удобства в пользовании, для контроля над ходом реализации проекта, сетевой календарный план можно построить с учетом масштаба времени. С учетом масштаба времени сетевой календарный план будет выглядеть так, как представлено на рисунке 7.
Рис. 7. Изображение топологии сетевого календарного плана с привязкой к масштабу времени. *Затраты рассчитаны, исходя из условий оплаты по каждой работе. Для этого необходимо привести обоснование (условия) оплаты представленных работ, используем таблицу 7. Ресурсное обоснование работ по проекту Таблица 7
4. Маркетинговый план. 4.1. Конкурентная среда. В разделе необходимо представить информацию о ситуации в сфере экономической деятельности, в которой планируется реализация проекта, в части основных аспектов ее состояния (экономическое ситуация и перспективы ее развития, ситуация с энергоресурсами, существующее состояние с сырьем и материалами, а также источниками их поставок, состояние и тенденции развития технологии, развитие рынка капитала, социальное развитие территории и тенденции изменения занятости, экология, ситуация в сфере законодательства и другое). Охарактеризовать конкурентную среду, наличие компаний-монополистов или таких, которые занимают доминирующую позицию на рынке, сегментация (разделение) рынка между конкурентами. Необходимо привести информацию о предприятиях, которые производят подобную продукцию (услуги) и осуществляют ее сбыт на тех же рынках, необходимо также привести общую сравнительную характеристику качественных и количественных показателей произведенной продукции, особенности продукции предприятия и предложения по повышению ее конкурентоспособности. После определения главных конкурентов, необходимо проанализировать их и свои сильные и слабые стороны, с использованием данных SWOT-анализа, который представляет собой определение сильных и слабых сторон предприятия, возможности и угрозы, которые учитываются при разработке маркетингового плана. При осуществлении сравнительного анализа сильных и слабых сторон необходимо уделить внимание характеристикам, показателям, которые наиболее важны с позиции покупателей. Среди критериев, которые необходимо учитывать при оценке сильных и слабых сторон предприятия и его конкурентов, следует обозначить такие как монополия на определенную технологию производства, уровень качества и цен, возможность сервисного обслуживания, гибкость при исполнении специальных желаний потенциальных покупателей, скорость поставки товара и выполнения заказов, надежность поставки определенного объема товара и соблюдение ее сроков, квалификация сотрудников, которые работают непосредственно с покупателями. Каждый критерий оценивается от 0 (наиболее слабые позиции на рынке) до 5 (доминирующие позиции на рынке) балов, как для предприятия, так и для основных его конкурентов. Для проведения экспертной оценки определенных критериев, предприятие формирует группу из наиболее квалифицированных специалистов и привлекает внешних консультантов. Результаты такого анализа могут быть приведены в таблице 8. Анализ конкурентной среды Таблица 8
4.2. Анализ рынков сбыта продукции. В разделе необходимо указать предполагаемое положение предприятия на рынке сбыта и предложения касательно его улучшения в будущем, предложения по сервисному обслуживанию реализованной продукции. Необходимо представить характеристику основных и дополнительных рынков и их сегментов, на которых будет работать предприятие, их размеры, важнейшие тенденции и прогнозные изменения. Кроме того, следует отобразить средства коммуникации, ориентиры для цен и валовой прибыли, цикл покупок. Характеристика рынков и их сегментов должна содержать информацию о наименовании рынка и его сегментов, сведения о предприятиях-производителях, которые работают на данном рынке, о количестве потребителей, об объемах, которые приходятся на отдельных потребителей, о географической концентрации потребителей, о спросе на продукцию и изменения на него. Кроме того, дается информация о емкости рынка, как максимально возможном объеме сбыта данной продукции. Емкость рынка определяется объемом (в физических единицах или стоимостном выражении) проданных на нем товаров на протяжении года. При оценке емкости берут во внимание национальное производство, к которому прибавляют объем импорта данной продукции и вычитают объем экспорта. Необходимо также представить характеристику размеров рынка сбыта продукции. Если сфера сбыта охватывает территорию области, района, города, то это местный товарный рынок, если всю национальную территорию, то это «рынок страны». Описание проникновения на рынок должно содержать в себе информацию о принципах проникновения и положение предприятия на данном рынке (устойчивое - неустойчивое). Запланированные объемы реализации привести в виде таблицы 9. Запланированные объемы реализации продукции по годам (в натуральном и стоимостном выражении) Таблица 9
4.3. Стратегия маркетинга. Реализация стратегии маркетинга осуществляется через: формирование цены продукта; определение схем каналов сбыта продукции, выбор средств организации рекламной кампании. Необходимо описать стратегию предприятия в области цен и сравнить ее с ценами основных конкурентов. Дать объяснения в какой степени установленные цены помогут: проникнуть на рынок; сберечь и увеличить долю рынка в условиях конкуренции; получить достаточную прибыль. Необходимо показать правильность выбранной ценовой стратегии и расхождения между ценами предприятия и ценами конкурирующих компаний с позиций приобретения потребителями дополнительных ценностей в виде новизны, качества и т.п. Охарактеризовать ценовую стратегию с позиций взаимосвязи цены, части рынка и прибыли. Например, более высокая цена может уменьшить объем продаж, но дать в результате более высокую прибыль. Если цена продукта ниже цены конкурентов, объяснить, как при этом можно сберечь прибыльность своего производства (с помощью большого объема продаж, благодаря высокой эффективности производства, низкой стоимости труда и материалов, невысокими накладными затратами). Указать какие-либо скидки со стоимости, которые позволят стимулировать реализацию продуктов и услуг. По тактике реализации продукции, необходимо описать способы реализации (собственная торговая сеть, торговые представительства, посредники), которые могли бы быть использованы как в ближайшее время, так и в долгосрочной перспективе. Включить также описание специальных требований для реализации продукта. Проанализировать сравнительную эффективность различных методов реализации, включая специальную политику, которая касается скидок и т.п., в сравнении с тактикой конкурентов в этой области. Если используется собственная торговая сеть, показать ее структуру. Показать, какой объем будет приходиться на одного продавца в год, и какую заработную плату он будет получать. Составить смету затрат на реализацию продукции. Также привести схемы каналов распределения на пример нижеприведенных: Производитель – потребитель; Производитель – розничный торговец – потребитель; Производитель – оптовый торговец - розничный торговец – потребитель; Производитель – оптовый торговец – мелкооптовый торговец – розничный торговец – потребитель. Составным элементом плана маркетинга является план проведения рекламной кампании. В процессе его разработки необходимо: - четко определить конкретные цели и задачи рекламной деятельности фирмы; - принять решения о способах распространения рекламной информации; - составить бюджет затрат а рекламу. В таблице 10 приведен пример формы бюджета затрат на рекламу. Форма бюджета дает возможность найти ответы сразу на несколько важных вопросов относительно организации рекламной компании, а именно: - какие из средств рекламы предприятие предполагает использовать; - каким видам средств распространения рекламной информации будет отдано преимущество; - сколько будет стоить организация рекламной компании; - как эти затраты будут распределены по отдельным периодам Бюджет затрат на рекламу Таблица 10
5. Финансовые расчеты. 5.1. План капиталовложений. В виде таблицы необходимо представить информацию об объемах капиталовложений на покупку оборудования, на приобретение помещений, на проведение строительных работ таблица 11. Указать сроки осуществления капитальных вложений. План капиталовложений Таблица 11 тыс. грн.
5.2. Перечень необходимого оборудования производимого на территории Украины. В случае если необходимое оборудование производится на территории Украины, на основе приведенного обоснования количества необходимого производственного оборудования и вспомогательной техники, привести его перечень, с указанием стоимости и сроков поставок в период реализации проекта (таблица 12). Необходимое оборудование и комплектующие для реализации проекта Таблица 12
5.3. Перечень необходимо оборудования поставляемого по импорту. В случае если оборудование предполагается ввозить по импорту, также на основе приведенного обоснования количества необходимого производственного оборудования и вспомогательной техники, требуется привести его перечень, с указанием стоимости и периодичности поставок на срок реализации проекта, с указанием страны производителя (таблица 13). Номенклатура ввоза в Украину новых оборудования, комплектующих устройств, которые не производятся в Украине, необходимых для реализации проекта Таблица 13
5.4. Запланированный объем реализации инновационной продукции. Необходимо привести в форме таблицы предполагаемый объем реализации продукции в натуральном и стоимостном выражении, с разбивкой по годамедполагаемой реализации продукциидится на територии е строительных работех же рынках, что и предприятие.циив сфере. Запланированные объемы реализации продукции по годам Таблица 14
5.5. Смета затрат и источники их финансирования. В виде таблицы требуется представить все затраты связанные с реализацией проекта на срок его реализации, также указать источники их финансирования, такие как: средства инвесторов; собственные средства; кредитные ресурсы; средства государственного бюджета; средства от реализации продукции и другие (таблица 15). Смета затрат по проекту Таблица 15 тыс. грн.
5.6. Расчет себестоимости единицы продукции. Калькуляцию себестоимости необходимо привести отдельно по видам выпускаемой продукции. Калькуляция может проводиться укрупнено, исходя из принятых на предприятии норм затрат на единицу произведенной продукции, или путем прямой калькуляции расчетов исходя из норм ресурсов (таблица 16). Расчет плановой себестоимости единицы продукции Таблица 16 тыс. грн.
5.7. Расчет таможенной пошлины. В случае если проектом предусмотрено импорт оборудования, комплектующих, материалов, привести табличный расчет таможенной пошлины и налога на добавленную стоимость с разбивкой на срок реализации проекта (таблица 17). Расчет таможенной пошлины и НДС по проекту Таблица 17
5.8. Ведомость о доходах и расходах. Ведомость о доходах и расходах отображает операционную (производственную) деятельность предприятия и показывается ее эффективность (покрытие производственных затрат доходами от реализации произведенной продукции), полученная прибыль. Пример составления отчета о доходах и расходах приведен в таблицы 18. Ведомость о доходах и расходах Таблица 18 тыс. грн.
Для построения таблицы «Ведомость о доходах и расходах» формируются данные по расходам и поступления за каждый период проекта и за весь период с начала до текущего момента. Поступления проекта формируются по данным планируемых продаж по каждому виду продукции (услуг). Расходы по проекту определяются как сумма всех затрат, связанных с организацией выпускаемой продукции (услуг). 5.9. Расчет Кэш-фло. В виде таблицы формируется отчет о движении денежных средств (кэш-фло), где анализируются три отдельных направления движения денежных средств в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности IAS: от операционной, инвестиционной и финансовой деятельности. Каждое из направлений деятельности представлено отдельным расчетом с расшифровкой всех затрат и поступлений (таблица 19). План движения денежных средств Таблица 19 тыс. грн.
Для построения отчета о движении денежных средств (кэш-фло) при бизнес – планировании необходимо использовать прямой метод построения отчета. Данный метод предполагает выполнение расчета по формуле: Поступление от реализации продукции и услуг – Выплаты (производственные и другие операционные затраты) = Чистый денежный поток от операционной деятельности. При формировании отчета о движении денежных средств (кэш-фло) прямым методом в статье «Выплаты» раздела «операционная деятельность» не должна учитываться сумма амортизационных отчислений. Единственный эффект, который дает амортизационные отчисления при построении отчета, это изменение величины налогооблагаемой прибыли. Отчет о движении денежных средств (кэш-фло) должен отражать календарный план реализации проекта. Учет поступлений и затрат происходит по времени их возникновения, т.е. времени когда они должны произойти в будущем. Другими словами, моделируя будущие платежные операции предприятия – описывают календарное движение денежных средств. Планирование должно основываться на достоверных данных. При описании операционной деятельности необходимо прогнозировать условия закупки сырья и материалов и условия реализации продукции, такие как: периодичность, предоплата, сроки доставки, минимальный объем партии и др. 5.10. Прогнозный баланс. Балансовая ведомость отображает финансовое состояние предприятия в определенный момент времени. Данные баланса позволяют произвести комплексную оценку финансового и производственного потенциала предприятия до и после выполнения проекта, определить его ликвидность т платежеспособность. Форма составления прогнозного баланса приведена в таблице 20. Прогнозный баланс предприятия Таблица 20 тыс. грн.
5.11. Финансовый план. Сформировать финансовый план реализации проекта в виде таблицы 21. Финансовый план Таблица 21 тыс. грн.
*Имеется в виду Закон Украины о внесении изменений к Закону Украины «О специальном режиме инновационной деятельности технологических парков» и других законов Украины от 12.01.2006 №3333-IV. Которым предусмотрено представление проектам технологических парков целевых субсидий, в виде освобождения от ввозной пошлины при ввозе в Украину для реализации проектов технопарков нового оборудования, материалов и комплектующих, которые не производятся в Украине; суммы налога на прибыль, налогового векселя на сумму налогового обязательства, которое начисляется при импорте нового оборудования и комплектующих, со сроком погашения на 720 календарный день, а при импорте материалов, которые не производятся в Украине, со сроком погашения на 180 календарный день с дня предоставления векселя органу таможенного контроля. 6. Расчет показателей экономической эффективности проекта. Для расчета показателей эффективности проекта необходимо провести следующие действия: 1. Используя данные финансового плана проекта, определить объем затрат на проект и поступления от реализации проекта для каждого расчетного периода (год, квартал, месяц), которые входят в период реализации проекта. 2. Определить прогнозные коэффициенты дисконтирования и инфляции для каждого расчетного периода, который входит в сроки реализации проекта. 3. Рассчитать дисконтированные множители (ак ) на основании рекомендуемых коэффициентов дисконтирования (rk ) и инфляции (pk ), используя формулу 11: (11) где к – расчетный период. 4. Провести приведение (дисконтирование) на начальный момент времени (с учетом дисконтирования и инфляции) величин затрат на проект и поступлений от реализации, формула 12. (12) где Рк – затраты или поступления на расчетный период к. Полученные данные для удобства необходимо записать в таблицу 22. Пример расчета показателей эффективности проекта с учетом % дисконтирования и инфляции Таблица 22
Чистый дисконтированный доход (ЧДД, NPV) – это разница между сумой приведенных к начальному моменту времени поступлений от реализации проекта, которые генерируется на протяжении реализации проекта, и суммой приведенных к начальному моменту времени затрат на проект. ЧДД – это абсолютная величина, которая отображает размер прибыли инновационного проекта в ценах начального периода с учетом определенных прогнозных коэффициентов дисконтирования и инфляции. ЧДД рассчитывается по следующей формуле: , (13) где Рк – поступления за к -тый период; Ік - затраты на проект за к -тый период. На основе данных приведенных в таблице 22, получаем: ЧДД = 586,147 - 563,415 = 22,732 тис. грн. Индекс прибыльности ( profitability index , PI) – это критерий эффективности проекта, который определяется как отношение суммы поступлений от реализации проекта, приведенных к начальному моменту времени, к сумме затрат на проект также приведенных к начальному моменту времени. PI показывает относительную прибыльность проекта, или дисконтированную стоимость денежных поступлений от проекта в расчете на единицу вложений. В отличии от ЧДД, индекс прибыльности это относительная величина, и характеризует прибыльность вложений (инвестиций), т.е показывает во сколько раз поступления от реализации проекта превышают затраты на проект. Также как и ЧДД, индекс прибыльности зависит от величины установленных коэффициентов дисконтирования и инфляции. Индекс прибыльности рассчитывается по формуле: . (14) На основе данных приведенных в таблице 22, получаем: PI = 586,147 / 563,415 = 1,04 Внутренняя норма рентабельности (IRR - Internal Rate of Return ) – определяется как норма дисконта, при которой приведенных поступлений от реализации равняется величине приведенных затрат на проект. IRR характеризует норму прибыли на капитал, который инвестирован в проект. IRR возможно определить как норму дисконта, при которой ЧДД равняется 0. Т.е. это такой коэффициент дисконтирования r, который удовлетворяет следующее уравнение: (15) где r’ – внутренняя норма рентабельности (IRR); Pк - чистый денежный поток в периоде к ; Точный расчет величины IRR возможен только при помощи компьютера, однако возможен приближенный расчет IRR, который находится с помощью следующего алгоритма: 1. Выбрать любое начальное значение коэффициента дисконтирования r, например (r=0,20) 2. Рассчитать ЧДД, используя коэффициент дисконтирования r. 3. Если ЧДД = 0 – завершение расчетов. IRR = r . 4. Если ЧДД>0, увеличить коэффициент дисконтирования r. 5. Если ЧДД<0, уменьшить коэффициент дисконтирования r. 6. Повторить шаг 2. Для упрощения расчетов, целесообразно использовать функцию «ВСД» в программе Microsoft Office Excel. IRR иногда трактуют как предельный уровень доходности инвестиций, что может быть критерием целесообразности дополнительных капитальных вложений в проект. Период окупаемости (PBP) – это интервал времени от начала реализации проекта, за который достигается равенство суммарных поступлений от реализации проекта и суммарных расходов на проект, а также за пределами которого, приведенная прибыль остается положительной. Как видно из таблицы 22 только в 7 квартале 2007 года сумма прибыли стала положительной. Таким образом, период окупаемости составляет 7 кварталов. Интерпретация полученных результатов. Чистый дисконтированный доход (NPV). Если ЧДД инновационного проекта положительный, то проект – эффективный при данных прогнозированных коэффициентах дисконтирования и инфляции, т.е можно рассматривать вопрос о его финансировании. Чем больше ЧДД, тем эффективнее сам проект. Индекс прибыльности (PI). Индекс прибыльности взаимосвязан с ЧДД (NPV), а именно: если NPV положительный, то (PI) >1,и наоборот. Из этого следует, что если (PI) >1 , то проект прибыльный, а если (PI) <1 проект не прибыльный. Внутренняя норма рентабельности (IRR). Значение IRR должна превышать определенную для инвестора (кредитора) норму прибыли и должна быт больше чем банковская ставка по долгосрочным кредитам, в противоположном случае инвесторам (кредиторам) выгоднее вложить деньги в банк, чем потратить на финансирование проекта. В случае, когда (IRR) равняется или превышает определенную для инвестора норму прибыли на капитал, инвестиции в данный проект целесообразны. В противном случае инвестиции в проект не целесообразны. Период окупаемости (PBP) . Принятое значение периода окупаемости проекта зависит от длительности периода, на протяжении которого реализовывается проект. Следует отметить, что данный показатель не отображает эффективность проекта, так как при его расчете не учитываются доходы, которые получаются за пределами периода окупаемости. Данный показатель можно использовать как ограничительный критерий. Т.е., если период окупаемости определенного проекта превышает установленный инвестором период, то проект считается не приемлемый для финансирования. 7. Оценка научной новизны базовой разработки и степени инновационности проекта. 7.1. Научно-технический уровень проекта. В этом разделе необходимо привести информацию о проведенной работе в данном научно-техническом направлении за последние несколько лет, представить достигнутые результаты (теория, прикладные методики и др., основные публикации, диссертации, изобретения). Представить характеристики достигнутых результатов. Определить в чем заключается научная новизна проекта с указанием новых законополагающих эффектов, запатентованных технических решений. 7.2. Определение степени инновационности проектов по классификации. В предлагаемой классификации инновационные проекты разделяются по способу проведения опытно-промышленной проверки, характеристике инновационного продукта и ожидаемым экономическим результатам при его рыночной реализации. Классификация позволяет осуществлять бальную оценку проектов, что дает возможность оценки степени их инновационности и позволяет разделить их на группы (категории), организация работ внутри которых будет иметь соответствующие особенности. Так, проекты с суммарной бальной оценкой от 6 до 8 баллов отнесены к категории инвестиционных проектов, проекты с оценкой от 9 до 12 баллов относятся к средней инновационной категории, а проекты с оценкой от 13 до 17 баллов отнесены к высшей инновационной категории. Использование классификации для оценки инновационных проектов отличается достаточной простотой. Эксперт, оценивающий проект, должен ответить на три вопроса, причем с предложенными стандартными вариантами ответов, после чего осуществляется подсчет баллов и отнесение проекта к высшей, средней инновационной категории или к инвестиционным проектам. Пример приведенного ниже оценочного листа, свидетельствует, что, отвечая на вопросы, эксперт оценил рассматриваемый проект в 15 баллов (9 + 4 + 2), следовательно, проект следует отнести к высшей инновационной категории.
Предлагаемая классификация может служить методической основой для системного изучения инновационных проектов, их структурных и количественных характеристик; позволяет осуществлять их укрупненную оценку; может служить методической основой для формирования системы государственной поддержки инновационной деятельности. Классификация инновационных проектов Таблица 23
8. Охрана прав интеллектуальной собственности и сертификация продукции. 8.1. Наличие прав на интеллектуальную собственность. В этом разделе необходимо привести информацию о наличии патентов, авторских свидетельств, которые используются в проекте, с указанием наименования, номера охранного документа, даты приоритета, авторов и собственников, срока действия охранного документа, поддерживается ли патент в силе. 8.2. Сертификация инновационной продукции. В случае если производимый продукт требует сертификации, представляется документальное подтверждение. Указываются условия получения таких сертификатов. 9. Риски при реализации проекта. 9.1. Оценка рисков. Этот раздел поможет выявить и проанализировать возможные риски, которые могут возникнуть при реализации проекта. Здесь представлено описание самых главных видов рисков, которые характерны для инновационного проекта и меры, которые необходимо принять по их минимизации. Управление рисками включает в себя четыре основных задачи: идентификация, анализ, планирование и контроль рисков. Идентификация рисков – при выполнении этой задачи выявляются и описываются риски, которые могут возникнуть при реализации проекта, а также взаимосвязи рисков между собой. Для систематизации этой работы риски можно разделить на группы. При разработке и реализации инновационных проектов, могут быть определены следующие группы рисков: политические, технологические, организационные, коммерческие, форс-мажорные и т.д. На этапе анализа производится оценка рисков. Осуществляется оценка вероятности наступления рисковых событий и ущерба, который они могут нанести. Выделяются наиболее важные из них. По ним будут разрабатываться мероприятия по минимизации, которые будут тщательно отслеживаться на протяжении всего срока выполнения проекта. После идентификации и анализа рисков, на стадии планирования разрабатываются мероприятия по минимизации рисков и устранению последствий наступления рисковых событий, если они все же произойдут. Соответствующие документы включают в себя описание действий по реагированию на возникновение каждой из возможных проблемных ситуаций и перечень лиц, ответственных за осуществление соответствующих действий по их нейтрализации. Задачей контроля является мониторинг выявленных рисков и осуществление планово-предупредительных мероприятий. На основании данных такого мониторинга происходит инициирование ответной реакции на проблемную ситуацию в случае выявления таковой. Правильно организованный контроль реализации проекта обеспечивает руководство компании качественной и своевременной информацией для принятия решений по предотвращению рисковых ситуаций. По ходу реализации проекта могут выявляться новые риски или меняться степень их влияния на проект. Именно поэтому управление рисками представляет собой замкнутый цикл, в котором за контролем опять следует стадия идентификации и так вплоть до окончания проекта. 9.2. Способы минимизации рисков. Способы минимизации проектных рисков, можно разделить на три группы: 1. Распределение (разделение) рисков. Распределение рисков между участниками проекта и по этапам реализации инновационного процесса повышает надежность получения положительного результата или, по крайней мере, снижает уровень потерь при наступлении рисковой ситуации. Так, применительно к инновационному процессу, мы предусматриваем проведение опытно-промышленной проверки новой технологии прежде, чем начинаем строительство полноразмерного предприятия. Это, в частности, и является элементом управления минимизацией технологического риска. Опытно-промышленная проверка, в свою очередь, также может быть разделена на этапы и отдельные элементы, наиболее рисковые из которых будут выполняться в первую очередь, что позволит избежать неоправданных дальнейших затрат при получении отрицательного результата. Распределение рисков можно осуществлять не только по видам работ, этапам инновационного процесса, но и по их исполнителям – участникам проекта. При этом нужно сделать ответственным за конкретный вид риска того участника, который сможет точно и качественно рассчитать и контролировать данный риск. Повышение рисков у одного из участников, как правило, следует учитывать и сопровождать адекватным изменением в распределении доходов от проекта. 2. Резервирование средств. Резервирование средств на покрытие непредвиденных расходов представляет собой способ минимизации риска не получения конечного положительного результата. Резервирование средств увеличивает стоимость проекта, но повышает вероятность получения общего положительно результата. Затраты на создание резервов для восстановления отказа должны быть всегда ниже размера потерь, которые могут быть связаны с ним. Для того чтобы снизить риск, в плане достаточности финансирования, необходимо, кроме прочего, учитывать такие виды рисков: - риск незавершенного строительства; - риск временного снижения объемов продаж продукции; - налоговый риск (в случае изменения налогового законодательства, в случае невозможного использования налоговых льгот). Необходимо предусматривать дополнительные объемы или источники финансирования проекта и создание резервных фондов с отчислением в них определенного процента с выручки от реализации продукции. 3. Страхование рисков. В случае если участник проекта не может обеспечить реализацию проекта при наступлении какого-либо рискового события собственными силами, необходимо застраховать риск. К рискам, которые возможно и целесообразно страховать, относятся: 1) вероятные потери в результате пожаров и других стихийных бедствий; 2) вероятные потери в результате автомобильных аварий; 3) вероятные потери в результате порчи или уничтожения продукции при транспортировке; 4) вероятные потери в результате ошибок сотрудников фирмы; 5) вероятные потери в результате передачи сотрудниками фирмы коммерческой информации конкурентам; 6) вероятные потери в результате невыполнения обязательств субподрядчиками; 7) вероятные потери в результате приостановки деловой активности фирмы; 8) вероятные потери в результате возможного заболевания, смерти или несчастного случая с сотрудником фирмы. Существует группа рисков, которые не берутся страховать страховые компании, но при этом именно взятие на себя не страхового риска является потенциальным источником прибыли предпринимателя. Но если потери в результате страхового риска покрываются за счет выплат страховых компаний, то потери в результате не страхового риска возмещаются из собственных средств предпринимательской фирмы. Основными внутренними источниками покрытия риска являются: собственный капитал фирмы, а также специально созданные резервные фонды. Кроме внутренних, есть еще и внешние источники покрытия вероятных потерь (например, за дочерние структуры отвечает материнские). В некоторых случаях могут использовать фьючерсные контракты и сделки, как способ минимизации рисков в отдельной его части. Для планирования управления рисками, в проектной документации следует предусмотреть формирование таблицы идентификации, анализа и планирование управления рисками: Основные виды рисков при реализации проекта. Таблица 24
Чем длиннее и подробнее будет эта таблица, тем лучше разработчик проекта видит возможные проблемные ситуации, и соответственно, тем надежнее получение положительного результата при реализации инновационного проекта. 10. Описание проекта для его государственной регистрации. Законом Украины № 3333-IV от 12.01.06. О внесении изменений к Закону Украины «О специальном режиме инновационной деятельности технологических парков» предусмотрены государственные льготы при реализации проектов технологических парков. Государственная регистрация проектов осуществляется Министерством образования и науки Украины, в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Украины №1657 от 29.11.06. Для государственной регистрации материалы проекта должны быть представлены в соответствии с Примерной формой утвержденной Приказом Министерства образования и науки Украины №900 от 15.11.07. Форма подготовки материалов проекта для государственной регистрации приведена в Приложении 1. Приложение 1
Проекттехнологічного парку___________________________________________________________________ (назва технопарку) 1. Назва проекту ___________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________ 2. Пріоритетний напрямок діяльності технопарку, відповідно до якого виконується проект ___________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________ 3. Виконавець (ці) проекту ___________________________________________________________________ (найменування, місцезнаходження, ідентифікаційний код ___________________________________________________________________ ЄДРПОУ, форма власності, телефон, факс, Е-mail, банківські реквізити, ___________________________________________________________________ реєстраційний № платника податків у ДПАУ) ___________________________________________________________________ 4. Характеристика інноваційної продукції________________________________ (назва, тип, модель, шифр, науково - ___________________________________________________________________ технічний рівень, ступінь новизни, патентна захищеність) ___________________________________________________________________ ___________________________________________________________________ 5. Місце реалізації проекту____________________________________________ ___________________________________________________________________ 6. Основні ринки збуту інноваційної продукції ___________________________ ___________________________________________________________________ (короткий опис та в додатку копії договорів (контрактів) на постачання ____________________________________________________________________продукції або протоколів намірів із параметрами інноваційної продукції) 7. Терміни реалізації проекту __________________________________________ 8.1. Загальна вартість проекту__________________________________________ у тому числі витрати по роках на такі заходи: - проведення наукових досліджень____________________________________ - дослідно-конструкторські роботи____________________________________ - підготовка дослідного виробництва і випуск дослідної та дослідно-промислової партії інноваційної продукції ____________________________ - створення промислового виробництва________________________________ 8.2. Джерела та умови фінансування проекту: - власні кошти (у тому числі позики)___________________________________ - кошти державної фінансової підтримки _______________________________ у тому числі · державного бюджету _________________________________________ · місцевих бюджетів ___________________________________________ · кошти спеціальних рахунків ___________________________________ у тому числі - виконавця(ців) проекту ____________________________________________ - керівного органу технопарку ________________________________________ - кошти інвесторів__________________________________________________ - кредитні ресурси __________________________________________________ 8.3. За період реалізації проекту в умовах дії спеціального режиму інноваційної діяльності: - обсяг реалізації інноваційної продукції (у вартісних і натуральних показниках)______________________________________________________ - експорт інноваційної продукції (у вартісних і натуральних показниках) - постачання за імпортом товарів, робіт, послуг для реалізації проекту (вартість) 8.4. Сума зборів, податків та інших обов’язкових платежів за період реалізації проекту в умовах дії спеціального режиму інноваційної діяльності: - надійдуть до державного бюджету___________________________________ - місцевого бюджету ________________________________________________ - державних цільових фондів _________________________________________ - передбачається отримати цільових субсидій у сумі _____________________ у тому числі - зарахувань податку на прибуток на спецрахунки _______________________ - ввізного мита _____________________________________________________ - податкових векселів з ПДВ _________________________________________ 8.5. Податкові зобовьязання за основним видом діяльності виконавця (ців) проекту в рік, що передує початку реалізації проекту, і за період виконання проекту по роках ____________________________________________________ 9. Термін окупності проекту___________________________________________ 10. Екологічний ефект та забезпечення норм техніки безпеки при виконанні проекту_____________________________________________________________ ___________________________________________________________________ 11. Соціальний ефект: - кількість задіяних робочих місць ________________________________ - у тому числі буде створено додатково______________________ - середньомісячна заробітна праця виробничого персоналу та темпи росту її по роках_________________________________________________________ - інші види_________________________________________________________ 12. Бюджетна ефективність по роках за час виконання проекту Б.еф.=О.б.-О.с., де О.б. - обсяги коштів, які надійдуть до бюджету та державних цільових фондів, О.с. – обсяг коштів, які будуть зараховані на спецрахунки: Додаток: 1. Номенклатура та обсяги ввезення в Україну нових устаткування, обладнання, комплектувальних виробів та матеріалів, які не виробляються в Україні, необхідних для реалізації проекту - на __ арк. в 1 прим. 2. Бізнес-план проекту - на ___ арк. в 1 прим. Керівник технопарку або Керівник (и) виконавця (ців) керівного органу технопарку проекту _________________ ___________________ (підпис, П.І.Б.) (підпис, П.І.Б.) М.П. М.П. Реєстраційний № ______ Дата реєстрації "___"__________ ____ Додаток 1 до Проекту Номенклатура та обсяги ВВЕЗЕННЯ в Україну нових устаткування, обладнання, комплектувальних виробів та матеріалів, які не виробляються в Україні, необхідних для реалізації проекту _____________________________________________________________________________________________ (повна назва проекту, реєстраційний №, дата реєстрації) технологічного парку__________________________________________________________________________________ (назва технопарку, місто) Виконавці проекту______________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________________ Термін реалізації проекту________________________________
Керівник технопарку або Керівник(и) виконавця (ців) керівного органу технопарку проекту _______________________ ________________________ (підпис, П.І.Б.) (підпис, П.І.Б.) М.П. М.П. Додаток 2 до Проекту Бізнес-план проекту технопарку (назва технопарку) 1. Загальні відомості про проект. 1.1. Повна назва проекту технопарку (далі - проект). 1.2. Пріоритетний напрямок діяльності технопарку, відповідно до якого виконується проект. 1.3. Виконавець(ці) проекту. (Надати повні й короткі найменування організацій-виконавців, їхні форми власності, ідентифікаційні коди ЄДРПОУ, поштові реквізити, телефони, факси, Е-mail, банківські реквізити, реєстраційні номери в податковій інспекції). 1.4. Термін виконання проекту. Початок __________ Завершення_________ 2. Характеристика проекту. 2.1. Загальні відомості. 2.1.1. Стислий опис проекту та інноваційної продукції: 2.1.1.1. Відповідність проекту пріоритетним напрямам діяльності технопарку. (Відповідність проекту пріоритетним напрямкам діяльності технопарку визначити з огляду сфери застосування інноваційного продукту (інноваційної технології) у відповідній галузі промисловості) 2.1.1.2. Вирішення проблем загальнодержавного, регіонального або галузевого рівня, що знайшли своє відображення в рішеннях директивних органів. (Привести назву та реквізити директивного документу). 2.1.1.3. Виробнича інфраструктура, необхідна для виконання проекту. (Надати коротку інформацію щодо необхідної виробничої інфраструктури, яка включає в себе наявність виробничих приміщень, необхідні інженерні комунікації, транспортну розв’язку та ін.). 2.1.1.4. Рішення організаційного, виробничого, адміністративного, або іншого характеру, що поліпшують структуру та якість виробництва і (або) соціальної сфери. (Привести шляхи організації управлінської та виробничої структури, заходи щодо вдосконалення якості виробництва, та (або) соціальної сфери) 2.1.1.5. Характеристика та області застосування інноваційної продукції. (Коротко вказати що є інноваційним продуктом по проекту, галузі господарства, у яких можливе його застосування, можливості експорту або заміщення імпорту) 2.1.2. Фінансові показники (Фінансові показники надати в тис. грн) :
2.1.3. Джерела й умови фінансування проекту:
2.1.4. Обсяги виробництва (Пункт заповнити на основі розрахунків проведених у розділі «Фінансовий план») за 5 років дії спеціального режиму інноваційної діяльності: - обсяг реалізації (у вартісних і натуральних показниках), усього; - експорт продукції (у вартісних і натуральних показниках); - постачання за імпортом товарів, робіт, послуг для реалізації проекту (вартість); за 5 років після закінчення терміну дії спеціального режиму інноваційної діяльності: - обсяг реалізації (у вартісних і натуральних показниках), усього; - експорт продукції (у вартісних і натуральних показниках). 2.1.5. Економічна ефективність проекту. (Пункт заповнити на основі розрахунків проведених у розділі «Ефективність проекту»). Навести наступні показники: o термін окупності проекту; o чистий дисконтований дохід; o внутрішня норма рентабельності. 2.1.6. Бюджетна і соціальна ефективність проекту. (Пункт заповнити на основі розрахунків проведених у розділі «Фінансовий план») сума зборів і відрахувань за 5 років дії спеціального режиму: - надійде до державного та місцевого бюджетів та державних цільових фондів; - цільові субсидії (податок на прибуток, мито); - у тому числі будуть зараховані на спецрахунки; сума зборів і відрахувань за 5 років після закінчення терміну дії спеціального режиму, що надійде до державного та місцевого бюджетів та державних цільових фондів; соціальний ефект: - кількість задіяних у проекті робочих місць; - у тому числі буде створено додатково; інші види ефектів. 2.2. Значимість проекту. 2.2.1. Масштаб проекту. (Визначити масштаб проекту з огляду на проблему, що вирішує даний проект за такими ознаками: міжнародний, загальнодержавний, регіональний, міжгалузевий, галузевий, місцевий.) 2.2.2. Інформація про вирішення проблем загальнодержавного, регіонального або галузевого характеру відображена у відповідних нормативних документах. (Необхідно привести інформацію щодо наявності нормативних документів, у випадку якщо проектом передбачено вирішення відповідних проблем, що знайшли своє відображення у вказаних документах. Прикладом рішень директивних органів можуть виступати державні, регіональні або галузеві програми розвитку економіки, законодавчі нормативні акти, що регулюють виробничу діяльність у різних галузях народного господарства та промисловості.). 2.3. Ступінь новизни науково-технічних рішень проекту. 2.3.1. Науково-технічний рівень розробки в порівнянні з кращими світовими аналогами. (Визначити науково-технічних рівень за наступними ознаками: не має аналогів у світі, перевищує світовий рівень, не має аналогів в Україні, перевищує рівень вітчизняних аналогів по всіх показниках або частково. Дати роз’яснення в чому полягає новизна проекту) 2.3.2. Наявність прав на інтелектуальну власність, що використовуються в проекті, та рівень їх захисту. (Навести перелік існуючих патентів на винахід, авторських свідоцтв, know-how, що безпосередньо пов’язані з формуванням суті проекту і використовуються в ньому. ) 2.4. Науково-технічний доробок за проектом. 2.4.1. Досягнуті результати в даному науково-технічному напрямку. (Вказати період часу, протягом якого ведуться роботи в даному науково-технічному напрямку. Досягнуті результати (теорія, приладні методики та ін., основні публікації, дисертації, винаходи. Навести характеристики досягнутих результатів за останні п’ять років). - виробнича інфраструктура, необхідна для виконання проекту. 2.5. Опис інноваційної продукції. 2.5.1. Опис та призначення інноваційної продукції. (Чітко визначити що є інноваційним продуктом проекту, у комерційному сенсі, що саме пропонується для ринкової реалізації.). 2.5.2. Технічні параметри. (Надати інформацію за технічними параметрами, можливо, для більшої наглядності, у вигляді таблиці) 2.5.3. Характеристики інноваційної продукції, у тому числі новизна споживчих якостей. (Навести техніко-економічні показники, експлуатаційні характеристики). 2.5.4. Переваги перед аналогами в країні і за кордоном. (Привести порівняльні технологічні, технічні та експлуатаційні характеристики, конкурентоспроможність продукту на вітчизняному та світовому ринках (таблиця 1) Таблиця 1
2.5.6. Технологічна оцінка інноваційної продукції (Зазначити, у чому виявляються нові якості запропонованої продукції в порівнянні з аналогами та вказати, які інноваційні елементи проекту забезпечили нові якості інноваційної продукції). 2.6. Можливі області застосування інноваційної продукції (Вказати на галузі, у яких можливе застосування продукції, конкретні споживачі, покупці, наявність запитів споживачів, можливості експорту або заміщення імпорту, партнери по кооперації для подальшого використання). 2.7. Перспективи подальшого вдосконалення продукції. (Зазначити напрямки подальшого удосконалення споживчих властивостей запропонованої продукції за рахунок: Техніко-економічних показників. Експлуатаційних характеристик. Гарантійне обслуговування. Технологічного процесу виготовлення. Організації випуску матеріалів і комплектуючих виробів, що заміняють імпорт. Зазначити термін досягнення цих результатів). 3. Оцінка ринків збуту. Конкуренція на ринку. Стратегія маркетингу. 3.1. Форма реалізації інноваційної продукції. (Зазначити, у яких формах передбачається реалізація інноваційної продукції окремо в Україні і за кордоном (вироби, послуги, програмна продукція, право на використання об'єктів інтелектуальної власності: винахід, промисловий зразок, know-how та ін). Включити опис будь-яких спеціальних вимог для реалізації продукції). 3.2. Аналіз ринку збуту інноваційної продукції. 3.2.1. Патентна чистота на потенційних ринках. (У тому разі, якщо за тематикою проекту проводилися патентні дослідження, привести відомості про мету досліджень, глибину пошуку, ким проводилися). 3.2.2. Потенційні покупці й заплановані обсяги продажу протягом терміну здійснення проекту по роках. (Вказати назви фірм або організацій, був здійснений перший продаж або ні, обґрунтування перспектив продажу, наявність запитів споживачів, укладених договорів на постачання продукції. Заплановані обсяги реалізації привести у вигляді таблиці 2). Заплановані обсяги реалізації по роках Таблиця 2
3.2.3. Аналіз конкурентоспроможності на вітчизняному та світовому ринках (Охарактеризувати конкурентне середовище, наявність компаній-монополістів або таких, що займають домінуючу позицію в сфері продажу. Навести інформація щодо підприємств, які виробляють аналогічну продукцію (послуги) та здійснюють її збут на тих же самих ринках, що й підприємство). 3.2.4. Оцінка насиченості ринку, тобто ступеня задоволення потреб потенційних покупців у запропонованій продукції й конкурентній аналогічній продукції в Україні і за кордоном. (Вказати об’єм світового ринку та ринку України, чи достатній він для задоволення потреб потенційних покупців) 3.2.5. Оцінка динаміки потреби ринку в інноваційній продукції - по роках. (Визначити за результатами маркетингових досліджень, проведених на даному ринку. Потреби ринку виражаються в об’ємах споживання інноваційного продукту на час впровадження та на довгострокову перспективу. Потреби ринку в запропонованій інноваційній продукції можуть змінитися за рахунок впливу зовнішніх факторів таких як, наприклад, моральне старіння подібних аналогів та вилучення їх з обігу та ін. ) 3.2.6. Сегменти ринку. (Зазначити на кого спрямована інноваційна продукція. Характеристика ринку та його сегментів повинна містити інформацію про найменування ринку і його сегментів, про кількість споживачів, про обсяги, що приходяться на окремих споживачів, про географічну концентрацію споживачів, про попит на продукцію та його зміну) 3.3. Стратегія реалізації інноваційної продукції 3.3.1. Ціни (Описати стратегію в області цін і порівняти її з ціноутворенням конкурентів. Пояснити, у якій мірі запропоновані ціни допоможуть проникнути на ринок, зберегти частку ринку в умовах конкуренції, одержати достатній прибуток. Показати правильність цінової стратегії і розходження між вашими цінами та цінами конкурентів або продуктів, що заміщають, і послуг із погляду придбання споживачами додаткових цінностей у вигляді новизни, якості, і т.п. Якщо ціни запропонованого продукту нижчі цін конкурентів, пояснити шляхи збереження прибутковості виробництва (із допомогою великого обсягу продажу, завдяки високій ефективності виробництва, низькій вартості праці і матеріалів, невисокими накладними витратами) Зазначити будь-які знижки з ціни, що дозволять стимулювати реалізацію продуктів або послуг) 3.3.2. Канали товарообігу. (Описати способи реалізації (власна торгова мережа , торгові представництва, посередники), що могли б бути використані як найближчим часом, так і в довгостроковій перспективі. Доцільно привести схеми каналів розподілу на зразок нижченаведених: Виробник – споживач; Виробник – роздрібний торговець – споживач; Виробник – оптовий торговець - роздрібний торговець – споживач; Виробник – оптовий торговець – дрібнооптовий торговець - роздрібний торговець – споживач. Проаналізувати порівняльну ефективність різноманітних методів реалізації, включаючи спеціальну політику, що стосується знижок і т.п., у порівнянні з тактикою конкурентів ) 3.4. Організація реклами 3.4.1. План рекламних заходів для просування на ринок запропонованої продукції. (Рекламна програма включає визначення цілей і задач рекламної діяльності, прийняття рішень про засоби поширення рекламної інформації, упорядкування бюджету витрат на рекламу. Привести план рекламних заходів для просування на ринок запропонованого продукту у таблиці 3) Рекламні заходи Таблиця 3
3.5. Сервіс і гарантії 3.5.1. Сервісне обслуговування після реалізації продукції. (Надати інформацію про сервісне обслуговування у випадку, коли запропонована продукція потребує подальшого сервісного обслуговування) 3.5.2. Надання гарантії на продукцію. (Вказати умови надання гарантій, строк дії гарантії) 4. Організаційний план розробки проекту з виробництва інноваційної продукції. 4.1. Стан робіт з реалізації проекту до моменту його затвердження. (Структурувати інформацію в такий спосіб ( у відсотках до обсягу даного виду робіт) · досліджені та обґрунтовані наукові аспекти %; · досліджені та обґрунтовані технічні аспекти %; · проведено теоретичні та експериментальні дослідження %; · розроблено технологію, ескізний і технічний проекти %; · розроблено робочу документацію, створено дослідні зразки %; · проведено підготовку та освоєння виробництва %; · є необхідні права на інтелектуальну власність, know-how %; · є дозволи екологічного контролю %; · проведено соціальні дослідження %; · проведено маркетингові дослідження %; · матеріально-технічна база %; · промислові потужності %; · чисельність необхідного персоналу %; · визначене та узгоджене фінансування проекту %; · визначене та узгоджене місце виконання проекту %. 4.2. Календарний план виконання робіт за проектом 4.2.1. Основні етапи виконання проекту. (Інформація має містити відомості про основні етапи, терміни, обсяги та виконавців робіт за кожним етапом та сумарно, включаючи термін початку промислового випуску (табл.4). Календарний план Таблиця 4
4.2.2. Сітьовий календарний план реалізації проекту з прив’язкою до потрібних ресурсів. 4.3. Організація виробництва інноваційної продукції. 4.3.1. Стислий перелік технологічних процесів виготовлення інноваційної продукції. 4.3.2. Кошторис витрат за проектом з позначкою джерел фінансування. (Привести у вигляді таблиці 5) Кошторис витрат за проектом Таблиця 5 тис. грн.
4.3.3. План капіталовкладень.(табл.6) План капіталовкладень Таблиця 6 тис. грн.
4.3.4. Часова потреба у наявних і необхідних для виробництва продукції устаткуванні, сировині та матеріалах. (Привести потреби необхідного обладнання для виробництва продукції, необхідні об’єми сировини та матеріалів, їхня вартість (табл. 7) Необхідне обладнання устаткування, матеріали для проекту Таблиця 7
4.3.5. Кількість і кваліфікація необхідного виробничого персоналу та його заробітна плата (Надати відомості щодо прогнозної потреби в кадрах. Викласти основні напрямки кадрової політики, спрямованої на підвищення кваліфікації робітників основних спеціальностей та продуктивності їх праці. Чисельність працюючих розрахувати, як загальна кількість персоналу основної діяльності, так і неосновної діяльності (табл.8) Розрахунок потреби в персоналі та заробітній платні Таблиця 8
4.3.6. Організаційна структура виконавця. Потреба в кооперації при виробництві інноваційної продукції. (Надати організаційну структуру виконавця, як підрозділи виконавця будуть взаємодіяти між собою і як їхня діяльність буде координуватися. Надати інформацію про організації-співвиконавці, умови кооперації виробництва інноваційної продукції, наявність попередніх погоджень ). 4.4. Постачання матеріалів, устаткування, обладнання, комплектувальних виробів за імпортом для виконання проекту та організації виробництва з розрахунком їх потреби. 4.4.1. Підстави для ввезення по імпорту. (Представити обґрунтування доцільності ввезення та обсягів імпорту. Необхідно надати матеріали і документи щодо: - відсутності випуску в Україні імпортованих матеріалів; - нового устаткування, обладнання та комплектуючих виробів; - попередніх погоджень постачань за імпортом). 4.4.2. Номенклатура ввезення, обсяги, вартість імпорту, постачальники (довідково) (таблиця 9). Номенклатура ввезення в Україну нових устаткування, обладнання, комплектуючих виробів та матеріалів, які не виробляються в Україні та необхідних для реалізації проекту Таблиця 9
4.4.3. Розрахунок обсягів постачань сировини, матеріалів та комплектуючих за імпортом. (таблиця 10) Розрахунок обсягів постачань за імпортом Таблиця 10
4.4.4. Розрахунок постачань за імпортом по роках (таблиця 11). Розрахунок постачань за імпортом по роках Таблиця 11
4.4.5. Заходи з організації виробництва в Україні для поступового імпортозаміщення. (Надати пропозиції щодо заходів поступового імпортозаміщення ) 5. Забезпечення охорони прав інтелектуальної власності та сертифікація продукції. 5.1. Охорона прав інтелектуальної власності 5.1.1. Ступінь розкриття результатів науково-технічних досліджень. (Демонстрація на виставках дослідних зразків інноваційної продукції, публікації) 5.1.2. Наявність прав на інтелектуальну власність, що залучається до проекту та рівень їх захисту. (Вказати на наявність прав на інтелектуальну власність та рівень їх захисту. Надати підтвердження відсутності закордонних аналогів технологічного процесу) 5.1.3. Охоронні документи (Привести інформацію щодо наявності патентів, авторських посвідчень, що використовуються у проекті, із зазначенням назви, номеру охоронного документа, дати пріоритету, авторів і патентовласників, терміну дії охоронного документа, чи підтримується патент у силі) 5.2. Сертифікація інноваційної продукції 5.2.1. Отримані сертифікати. 5.2.2. Необхідні сертифікати, умови і терміни їх одержання. (Вказати нормативні документи, які вказують на необхідність отримання сертифікатів продукції, привести умови та терміни одержання таких сертифікатів) 6. Фінансовий план 6.1. Фінансовий план проекту 6.1.1. Перелік інноваційної продукції (назва, тип, марка, шифр) (Привести у вигляді таблиці 12) Перелік інноваційної продукції Таблиця 12
6.1.2. Запланований обсяг реалізації по роках (Обсяг реалізації привести у натуральному та грошовому виразі (таблиця 13,14) Запланований обсяг реалізації інноваційної продукції у натуральних показниках Таблиця 13
Запланований обсяг реалізації інноваційної продукції у вартісних і натуральних показниках Таблиця 14
6.1.3. Розрахунок планованої собівартості одиниці продукції (Розрахунок привести за статтями витрат та елементам витрат, таблиця 15, 16) Розрахунок планованої собівартості одиниці продукції за статтями витрат Таблиця 15
Розрахунок місткості елементів витрат в одиниці продукції Таблиця 16
6.1.4. Розрахунок мита та податку на додану вартість (таблиця 17) Розрахунок мита та ПДВ за проектом Таблиця 17
6.1.5. Цільові субсидії, що надаються під час дії спеціального режиму інноваційної діяльності. (таблиця 18) Цільові субсидії під час реалізації проекту Таблиця 18
6.1.6. Збори і відрахування, що надійдуть до бюджету та державних цільових фондів унаслідок реалізації проекту (таблиця 19). Збори і відрахування, що надійдуть до бюджету та державних цільових фондів унаслідок реалізації проекту Таблиця 19
6.1.7. Фінансові показники проекту (таблиця 20). Фінансові показники проекту Таблиця 20
6.1.8. Кошторис витрат за проектом за рахунок коштів спецрахунку (таблиця 21) Кошторис витрат за проектом за рахунок коштів спец рахунку Таблиця 21
7.1.9. Розрахунок грошових потоків за проектом (таблиця 22). Розрахунок грошових потоків за проектом Таблиця 22
7. Ефективність проекту. 7.1. Економічна ефективність проекту 7.1.1. Економічна доцільність реалізації проекту (Надати наступні показники: окупність, чистий дисконтований дохід, внутрішня норма рентабельності, показники зниження енергоємності, матеріалоємності виробництва продукції, збільшення експорту, зменшення імпорту тощо. 7.1.2. Обсяг реалізації продукції за проектом. (Привести об’єми реалізації в натуральних і вартісних показниках за 5 років дії спеціального режиму). 7.1.3. Термін окупності проекту (Навести розрахунок графічним або розрахунковим методом). 7.1.4. Цільові субсидії, отримані під час реалізації спеціального режиму інноваційної діяльності технопарку за час реалізації проекту. (Привести результати розрахунку використовуючи табл. 18) 7.1.5. Сума зборів та відрахувань, які будуть отримані бюджетом та державними цільовими фондами внаслідок реалізації проекту. (Привести результати розрахунку використовуючи табл. 19) 7.1.6. Бюджетна ефективність реалізації проекту по роках (Визначити бюджетну ефективність по роках за час виконання проекту, використовуючи наступну формулу: Б.еф.=О.б.-О.с., де О.б. - обсяги коштів, які надійдуть до бюджету та державних цільових фондів, О.с. – обсяг коштів, які будуть зараховані на спецрахунки. Позитивна динаміка ефективності не пізніше, ніж за рік до закінчення терміну дії спеціального режиму інноваційної діяльності). 7.2. Соціальна ефективність проекту 7.2.1. Соціальна спрямованість проекту. 7.2.2. Кількість задіяних робочих місць, у тому числі буде створено додатково. 7.2.3. Середня заробітна плата виконавців проекту та її зростання. 7.2.4. Покращення умов роботи працюючих. 7.3. Екологічна ефективність проекту 7.3.1. Нинішній стан навколишнього середовища, існуючі проблеми. 7.3.2. Вплив заходів передбачених проектом на навколишнє середовище. (Відбити можливий вплив виробництва на навколишнє середовище тепер і в майбутньому. Зазначити чи є виробництво екологічно безпечним; як будуть утилізувати ся відходи; чи можлива їх переробка; чи не виникнуть проблеми з утилізацією пакувальних матеріалів. Описати плани зменшення впливу на навколишнє середовище, напрямки і терміни реалізації цих планів) 7.3.3. Джерела фінансування проведення природоохоронних заходів з визначенням термінів виконання. 7.4. Інші види ефектів. 8. Ризики проекту 8.1. Ідентифікація можливих ризиків. (Необхідно привести аналіз потенційних ризиків, що враховує наступні фактори: політичні, соціальні, технологічні, економічні, ринкові. При прийнятті рішення про доцільність бізнес-плану всі ці фактори необхідно врахувати у формі передбачуваного ризику. Для запобігання ризикам необхідно їх ідентифікувати, оцінити, вибрати методи та інструменти, які дозволять запобігти їх появі, або ж їх контролювати) 8.2. Оцінка можливих ризиків. (Пункт повинен містити аналіз ступеню всіх можливих для проекту ризиків. У цьому аналізі слід пояснити, чому цей ризик є важливим для проекту, показати ступінь можливого підвищення цього ризику та міри, за допомогою яких вдасться його зменшити. Ризики, що відносяться до загальної соціально-економічної ситуації (політична нестабільність, існуюча та майбутня правова база для інвестицій, перспективи економічного розвитку в цілому, фінансова нестабільність (можливі зміни в оподаткуванні, інфляція тощо), не конвертованість національної валюти). Виробничі ризики (підвищення поточних витрат, зрив графіку поставок сировини, матеріалів, технологічного устаткування, паливно-енергетичних ресурсів, нові вимоги по екології, нестача трудових ресурсів, зміна умов транспортування). Ринкові ризики зміна попиту на продукцію, втрата позицій на ринку, зміна якісних ознак продукції, поява конкуруючої продукції, несвоєчасність виходу на ринок). 8.3. Джерела та заходи їх запобігання, можливе страхування при виконанні проекту. (Конкретні заходи, які дозволять або зовсім позбутись, або значно зменшити негативний вплив кожного фактору ризику на кінцеві наслідки впровадження проекту розвитку підприємства) 10. Рівень техніки безпеки під час виконання проекту. (Вказати на рівень техніки безпеки на виробництві на початок реалізації проекту, та шляхи її покрашення у майбутньому). 11. Висновки. (Довільний текст). 12. Додатки. (В додатках привести документи, які можуть слугувати підтвердженням або більш детальним поясненням інформації, представленої в бізнес-плані. До таких документів можна віднести: - біографії керівників підприємства чи проекту, що підтверджують їх компетенцію та досвід роботи; - результати маркетингових досліджень; - висновки експертів (аудиторів); - план підприємства; - гарантійні листи або контракти (листи намірів) с постачальниками та споживачами продукції; - договори оренди, найму, ліцензійні згоди; - висновки служб державного нагляду з питань екології та безпеки; - статті з журналів та газет про діяльність підприємства; - відгуки авторитетних організацій). Керівники проекту (Інформація про керівників проекту та відповідальних виконавців має містити прізвища, імена, по батькові, посади, учені ступені й звання, телефони, факси, E-mail). Перечень использованной литературы 1. Закон України Про внесення змін до Закону України «Про спеціальний режим інноваційної діяльності технологічних парків» та інших законів України ( 3333-15)/Закон України. 2006. 2. Постанова Кабінету Міністрів України №1657 від 29 листопада 2006р. «Деякі питання організації діяльності технологічних парків». 3. Наказ № 900 від 15 жовтня 2007 р. Про затвердження Примірної форми проекту технологічного парку - Міністерство освіти і науки України. 4. Методика визначення економічної ефективності витрат на наукові дослідження і розробки та їх впровадження у виробництво – Міністерство економіки України. 5. Методичні рекомендації з розроблення бізнес-плану підприємств затверджені Наказом Мінекономіки України №290 від 06.09.2006р. 6. Буров В.П., Галь В.В., Казаков А.П., Морошки В.А. Бизнес-план инновационного проекта. Методика составления. Методическое пособие. – М.: ЦИПКК АП, 1997. – 106с. 7. Висиленко В.О., Шматько В.Г. Інноваційний менеджмент: Навчальний посібник. За ред.. В.О. Василенко. – Київ: ЦУЛ, Фенікс, 2003. – 440с. 8. Мазур И.И., Шапиро З.Д., Ольдерогге Н.Г. Управление проектами: Учеб. пособие для ВУЗОВ/ Под общ. ред. И.И. Мазура. – М.: ЗАО «Изд-во «Изд-во», 2001. – 574с. 9. Стодник В.В., Йохна М.А. Інноваційний менеджмент: Навчальний посібник – К.: Академвидав, 2006. – 464с. 10. Черваньов Д.М. Менеджмент інвестиційної діяльності підприємств: Навчальний посібник. – К.: Знання – Прес, 2003. – 622с. 11. Федоренко В.Г. Інвестиційний менеджмент: Навч. посіб. – К.:МАУП, 1999. – 184с. |
Работы, похожие на Реферат: Методические рекомендации по разработке инновационного проекта Днепропетровск