Реферат: Методические рекомендации для оу краснодарского края о преподавании географии в 20072008 учебном году
Название: Методические рекомендации для оу краснодарского края о преподавании географии в 20072008 учебном году Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат |
Методические рекомендации для ОУ Краснодарского края о преподавании географии в 20072008 учебном году. В настоящее время цель школьного географического образования в условиях введения государственного стандарта основного общего и среднего (полного) общего образования сводится к решению следующих задач: - формированию целостного представления о природных, социальных, экономических процессах и явлениях на Земле; - усилению комплексно-географической, эколого-экономической, историко-культурной и практико-ориентированной составляющих в преподавании географии; - усилению роли страноведческих знаний в основной школе; - осуществлению комплексного подхода при изучении курса «География России» и его взаимосвязи с курсом географии своего края; - формированию умения работать с различными источниками географической информации, и в первую, очередь с географической картой; - реализации огромного воспитательного потенциала предмета через формирование личностных качеств и мировоззрения учащихся. Задачи, стоящие перед школьным образованием, реализуются через учебные программы и учебники, разработанные в соответствии со следующими нормативными документами: - Об утверждении Базисного учебного плана образовательных учреждений Российской Федерации (Приказ Министерства образования и науки России от 09.02.98 №322) - Об утверждении обязательного минимума содержания основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки России от 19.05.98 г. №1236) - Об утверждении обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования (Приказ Министерства образования и науки России от 30.06.99 г. №56) ИЛИ/И 1. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089) 2 . Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующие программы общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312) 3. Приказ департамента образования и науки Краснодарского края от 22.05.2007 № 47.01-1766/07-05 «О региональных учебных планах общеобразовательных учреждений Краснодарского края в 20072008 учебном году». На изучение географии в общеобразовательных учреждениях края, работающих по БУП-1998 г., выделяется по 2 часа учебного времени в каждом классе (с 6 по 9 классы), для среднего (полного) общего образования 2 часа в 10 классе. Для образовательных учреждений края, работающих по БУП 2004 г. на основе Регионального базисного учебного плана (приказ от 22.05.2007 № 47.01-1766/07-05, Приложение № 4) в 6-м классе «География» изучается в объеме 1 часа в неделю при пятидневной учебной неделе , в объеме 2 часов в неделю при шестидневной неделе (1 час за счет часов компонента образовательного учреждения). В 7 9 классах – 2 часа недельной нагрузки, в 10 11 классах базового уровня – 2 часа (1/1), профильного – 6 часов (3/3) (см: Приложение № 6 к приказу от 22.05.2007 № 47.01-1766/07-05). В инвариантной части БУП-98 г. и нового БУП-2004 г. выделяется не менее 10% учебного времени на изучение регионального компонента , который предоставляет большие возможности для изучения своей местности и края в отдельных темах курса географии. Для преподавания регионального компонента рекомендуются следующие учебные пособия: - Терская И.А., Терский А.В., Терский Д.А. «География Краснодарского края. Природа. Экономика» учебник для 8-9 классов.- Краснодар: «Перспективы образования», 2003 (в печати новое издание). - Горовая Н.А., Чеглокова Т.С. «География малой родины» рабочая тетрадь для учащихся 6 класса.- Краснодар: «Перспективы образования», 2001. - Петренко И.Г. «География Краснодарского края: Природа. Экономика» рабочая тетрадь для 8-9 классов.- Краснодар: «Перспективы образования», 2002. - Атлас «Краснодарский край и республика Адыгея», под ред. В.И. Чистякова, Минск, 1996. На основе обязательного минимума содержания основного общего и среднего (полного) образования подготовлены программы : - Программы общеобразовательных учреждений. География. 6-11 кл. Сост. В.И. Сиротин, М: Просвещение, 2000. - География. Программы для общеобразовательных учреждений.6-11 кл.-, М.: Дрофа, 2002-2004. В целях повышения качества организации обучения учащихся в ОУ края разработаны рекомендации ГАС и ККИДППО по составлению и оформлению модифицированных (авторизованных) программ и календарно-тематического планирования (см. письмо департамента образования и науки Краснодарского края, адресованное руководителям муниципальных органов управления образованием, от 26.12.2005 г. № 01.12/752). С целью сохранения единого образовательного пространства и обеспечения учащихся учебниками приказом МО РФ от 14.12.2006 г. № 321 «Об утверждении перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы образования и имеющих государственную аккредитацию на 2007/08 учебный год» («Вестник образования» № 1, 2007г.). В преподавании географии на сегодняшний момент для каждого класса предлагается несколько вариантов учебников, большинство из которых можно использовать практически в любой комплектации. Во всех завершенных и незавершенных «линиях» учебников выдержаны линии методической и содержательной преемственности. Все рекомендованные (допущенные) учебники, которые используются учителями Краснодарского края можно объединить в две группы. Первой группе соответствуют учебники завершенной классической линии: 1. Герасимова Т.П. и др. «Начальный курс географии», 6 кл, 2003, Дрофа. 2. Коринская В.А., Душина И.В., Щенев В.А. «География», 7 кл, 2006, Дрофа. 3. Баринова И.И. «География России. Природа», 8 кл, 2005, Дрофа. 4. Дронов В.П., Ром В.Я. «География России. Население и хозяйство», 9 кл., 2005, Дрофа. Так же к этой группе относятся учебники: 1. Крылова О.В. « Физическая география», 6 кл, 2004, Просвещение. 2. Крылова О.В. « Материки и океаны», 7 кл., 2005, Просвещение. 3. Раковская Э.В. «География. Природа России», 8 кл, 2005, Просвещение. 4. Алексеев А.П, Николина В.В. «География. Население и хозяйство России», 9 кл, 2005, Просвещение. Ко второй группе относятся учебники, соответствующие федеральному компоненту стандарта общего образования 2004 г : 1. Лобжанидзе А.А. Под общей ред. Дронова В.П., Кондакова А.М. «География. Планета Земля. «Сферы», 6 кл., 2005, Просвещение. 2. Душина И.В., Коринская В.А., Щенев В.А. «География. Наш дом – Земля: материки, океаны, народы и страны», 7 кл., 2005, Дрофа. 3. Дронов В.П. и др. «География России. Природа. Население. Хозяйство», 8 кл., 2005, Дрофа. 4. Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А. «География России. Хозяйство и географические районы», 9 кл., 2005, Дрофа. 5. Алексеев А.П. и др. «География России.», 8 кл., 2006, Дрофа. 6. Алексеев А.П .и др. «География России», 9 кл, 2006, Просвещение.
Учебники для среднего (полного) общего образования: 1. Максаковский В.П . «Экономическая и социальная география мира», 10 кл., 2005, Просвещение. 2. Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. «Экономическая и социальная география мира», 10 кл, 2005, Просвещение. Для осуществления преподавания географии в профильных классах рекомендуется использовать следующие программы и учебники. На базовом уровне среднего (полного) общего образования рекомендуется программа по курсу «География мира» 10 класс (В.И.Сиротин) (см.: География. Программы для общеобразовательных учреждений. 6-11 кл., М.:Дрофа, 2002-2004г.) и учебники: «Экономическая и социальная география мира», 10 кл. Максаковский В.П. или Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. На профильном уровне среднего (полного) общего образования учителю рекомендуется использовать примерную программу на основании приказа департамента образования и науки Краснодарского края от 9.08.06 № 02.01/1057 об использовании примерных учебных программ, рекомендованных Министерством образования РФ (письмо департамента государственной политики в образовании от 07.07.2005 г. № 03-1263, примерные программы, размещенные на официальном сайте Минобрнауки России htt :// www.mon.gov.ru). По причине отсутствия учебника профильного обучения учителю рекомендуется использовать материал учебных пособий: «Экономическая и социальная география мира» Максаковского В.П.; «Общая география» Герасимовой Т.Н. и др; «География человеческой деятельности» Холиной В.Н.; «Коммерческая география. Россия и мировой рынок» Плисецкого Е.Л.; «Глобальная география» Гладкого Ю.Н., Лаврова С.Б., а также элективные курсы, названия и содержание, которых соответствуют разделам программы профильного обучения: Короновский Н.В. «Геология», Розанов Л.Л. «Геоэкология» и Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. «Глобальная география». В преподавании элективных курсов учителю поможет следующая литература: - Программы элективных курсов. География. 9 класс. Профильное обучение/ авт.-сост. С.Е. Дюкова.-М.: Дрофа, 2006. - Программы элективных курсов. География. 10-11 классы. Профильное обучение/авт.-сост.В.П. Дронов.-М.:Дрофа, 2006. - Короновский Н.В. «Геология», 10-11 кл.: учеб. пособие – М.: Дрофа, 2004, 2006. - Розанов Л.Л. «Геоэкология», 10-11 кл.: учеб. пособие – М.: Дрофа, 2005. - Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. «Глобальная география», 10-11 кл.: учеб. пособие – М.: Дрофа, 2007. Также рекомендуем программы элективных курсов, которые с 2004 г. печатаются в научно-методических журналах «География в школе» и «География и экология в XXI веке»; «Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область «Обществознание» /Министерство образования РФ – НФПК – М.: Вита - Пресс, 2004.); журналы «Кубанская школа» №1-2, 2004 и «Вестник образования» №1, 2005, а также региональные сборники программ элективных курсов: Сборник программ элективных курсов. Выпуск № 5 для 9 классов. Краснодар, 2005 и сайт http: //www. profile- edu. ru и др. Второй год в Краснодарском крае по географии проводится единый государственный экзамен (ЕГЭ). В системе работы учителя географии рекомендуется: 1. При подготовке учащихся к экзамену обратить особое внимание на повторение и обобщение наиболее значимых и одновременно наиболее трудных для учащихся элементов содержания: построение профиля, определение расстояний, азимутов и анализ топографической карты; применение географических знаний о Земле как планете для решения задач; география ведущих отраслей промышленности мира и России; политическая карта мира; народы России и основные языковые семьи, страны СНГ и т.д. 2. Совершенствовать методику усвоения учащимися: - ключевых географических понятий - установление причинно-следственных связей - объяснение географических процессов и явлений - умение читать карту - знание географической номенклатуры - способность четко формулировать свои мысли 3. Практиковать текущий контроль (мини-контрольные работы) в тестовой форме, проверяющие как знание текущего материала, так и пройденного ранее. 4. Приучать выпускников к внимательному и неукоснительному выполнению инструкций, использующихся в материалах ЕГЭ, к четкому, разборчивому письму. Познакомиться с новыми документами ЕГЭ 2007 г. можно на портале информационной поддержки проекта «Единый государственный экзамен» http :// ege . edu . ru , а также на сайте Федерального института педагогических измерений http://www.fipi.ru. Для подготовки к экзамену рекомендуется ознакомиться с изданиями: - Единый государственный экзамен: география: контрольно-измерительные материалы: 2006-2007/ под общ. ред. Г.П. Аксакаловой.- М.: Просвещение, 2007. - Барабанов В.В. География: методическое пособие для подготовки/ В.В. Барабанов, Э.М. Амбарцумова, С.Е. Дюкова- М.: Просвещение, 2007. - Барабанов В.В. ЕГЭ 2007. География: Типовые тестовые задания/ В.В. Барабанов, Э.М. Амбарцумова, С.Е. Дюкова, О.В. Чичерина - М.: Издательство «Экзамен», 2007.
Исполнитель : О. Б. ГОЛОВАНОВА, ст. преподаватель кафедры естественнонаучного и экологического образования ККИДППО, конт.тел. 8 (861) 232-49-00 |