Реферат: Методические рекомендации для лабораторно-практических занятий: Лебечный, педиатрический и иностранный факультеты
Название: Методические рекомендации для лабораторно-практических занятий: Лебечный, педиатрический и иностранный факультеты Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат |
Студентам Методические рекомендации для лабораторно-практических занятий: 1. Лебечный, педиатрический и иностранный факультеты. 2. Медико-психологический факультет. · Лебный, педиатрический и иностранный факультеты. Занятие №1 (Л, П, И) * Тема раздела : Введение в медицинскую и биологическую физику * Тема занятия: Введение в физический практикум. * Цель занятия: Ознакомить студентов с организацией проведения и задачами, стоящими перед ними во время выполнения лабораторных и практических работ, а так же с правилами техники безопасности при работе с электрическими приборами и схемами. Тестовая оценка знаний по математике и физике нового набора студентов для адаптации учебной программы к их уровню знаний. * Теоретические вопросы: 1. Задачи, решаемые во время проведения лабораторных и практических занятий. 2. Организация проведения занятий на кафедре. 3. Правила техники безопасности при работе с электрическими приборами и схемами. · Практически выполнить Практическая работа: Тест для оценки исходного уровня знаний физико-математического профиля. · Литература 1. Эссаулова И.А. и др. Руководство к лабораторным работам по медицинской и биологической физике -М.: Высшая школа, 1987. 2. Горский Ф.К., Сакевич В.М. Физический практикум с элементами электроники. -Минск: Вышэйшая школа, 1980. Занятие №2 (Л, П, И) Тема раздела : Математическое описание медико-биологических процессов и обработка медицинских данных * Тема занятия: Производная и дифференциал функции. * Цель занятия: Усвоить основной смысл производной как характеристики быстроты изменения функции. Уяснить возможность использования производной в решении физических, биологических и медицинских задач. Знать производные элементарных функций. * Теоретические вопросы: 1. Функция и аргумент. Способы задания функциональной зависимости. 2. Понятие производной, ее механический и геометрический смысл. 3. Основные правила дифференцирования и производные элементарных функций. 4. Производные высших порядков. 5. Дифференциал функции. 6. Функции двух и нескольких переменных. Частные производные. Полный дифференциал. Выучить таблицу основных формул дифференцирования функций пп. 1-16 (Лобоцкая Н.Л. и др. Высшая математика. -Минск.: Вышэйшая школа, 1987. -С. 45) · Практически выполнить Решение примеров и задач медико-биологического содержание на нахождение производных и дифференциалов элементарных функций · Литература 1. Лобоцкая Н.Л. и др. Высшая математика. -Минск.: Вышэйшая школа, 1987. Занятие №3 (Л, П, И) Тема раздела : Математическое описание медико-биологических процессов и обработка медицинских данных Тема занятия: Неопределенный и определенный интегралы. * Цель занятия: Рассмотреть действие обратное дифференцированию - интегрирование. Ознакомиться с простейшими способами интегрирования. На конкретных примерах показать необходимость знания аппарата интегрального исчисления для решения медико-биологических задач. * Теоретические вопросы: 1. Первообразная функции и неопределенный интеграл. 2. Основные свойства неопределенного интеграла. 3. Простейшие способы интегрирования. 4. Определенный интеграл. 5. Связь между определенным и неопределенным интегралами. Выучить таблицу основных формул интегрирования (пп 1-19, Лобоцкая Н.Л. и др. Высшая математика. -Минск.: Вышэйшая школа, 1987. -С. 82) Практически выполнить: Решение примеров на нахождение неопределенных интегралов и расчет определенных интегралов. · Литература 1. Лобоцкая Н.Л. и др. Высшая математика. -Минск.: Вышэйшая школа, 1987. Занятие №4 (Л, П, И) Тема раздела : Математическое описание медико-биологических процессов и обработка медицинских данных Тема занятия : Оюыкновенные дифференциальные уравнения и их применение для решения медико-биологических задач * Цель занятия: Ознакомиться с элементами теории дифференциальных уравнений. На конкретных примерах медико-биологического содержания рассмотреть последовательность действий при составлении и решении дифференциальных уравнений * Теоретические вопросы: 1. Понятие о дифференциальных уравнениях. 2. Основные определения теории обыкновенных дифференциальных уравнений. 3. Дифференциальные уравнения первого порядка с разделяющимися переменными. 4. Составление и решение дифференциальных уравнений на примерах задач медико-биологического содержания * Практически выполнить: Разбор примеров на составление и нахождение решений дифференциальных уравнений. · Литература 1. Лобоцкая Н.Л. и др. Высшая математика. -Минск.: Вышэйшая школа, 1987. Занятие №5 (Л, П, И) · Тема раздела : Математическая обработка медико-биологической информации. · Тема занятия : Элементы теории вероятностей . · Цель занятия : Изучить основные положения теории вероятностей. Ознакомиться с некоторыми законами распределения дискретных и непрерывных случайных величин и их числовыми характеристиками. · Теоретические вопросы: 1. Случайное событие, вероятность случайного события. 2. Законы сложения и умножения вероятностей. 3. Законы распределения дискретных случайных величин и их числовые характеристики. 4. Плотность распределения случайных величин. 5. Нормальный закон распределения. · Практически выполнить Лабораторная работа: Изучение нормального закона распределения случайной величины. Цель работы : Ознакомиться с особенностями нормального закона распределения случайной величины, получить практический навык расчета статистических характеристик случайной величины. · Литература: 1. Лобоцкая Н.Л. Высшая математика. - Минск: Вышэйшая школа, 1987. 2. Конспект лекций. Занятие №6 (Л, П, И) · Тема раздела : Математическая обработка медико-биологической информации. · Тема занятия : Основы математической статистики. · Цель занятия : Ознакомиться с основами статистической обработки экспериментальных данных при определении величины случайной ошибки. · Теоретические вопросы: 1. Случайная величина. Генеральная совокупность и выборка. 2. Статистическое распределение выборки. Полигон и гистограмма. 3. Выборочные характеристики: математическое ожидание, стандартная ошибка и ошибка среднего. 4. Доверительный интервал. Оценка случайных погрешностей при прямых и косвенных измерениях. · Практически выполнить: Решение примеров на расчет погрешностей при прямых и косвенных измерениях. · Литература: 1. Лобоцкая Н.Л. высшая математика. - Минск: Вышэйшая школа. 1987. 2. Конспект лекций. Занятие №7 (Л, П, И) · Тема раздела : Математическая обработка медико-биологической информации. · Тема занятия : Элементы дисперсионного и корреляционного анализа. · Цель занятия : Получить представление о дисперсионном и корреляционном анализах связей между случайными переменными процессами. · Теоретические вопросы: 1. Статистическая и корреляционная зависимости 2. Уравнение регрессии, коэффициент линейной корреляции. 3. Понятие о дисперсионном анализе. Коллоквиум по разделу: « Математическое описание медико-биологических процессов и обработка биомедицинских данных» · Литература: 1. Лобоцкая Н.Л. Высшая математика. -Минск: Вышэйшая школа. 1987. - 2. Конспект лекций. Занятие №8 (Л, П, И) * Тема раздела : Основы информатики и вычислительной техники * Тема занятия: Эволюция и cтруктурная организация цифровых компьютерных систем. * Цель занятия: Ознакомиться с историей создания и развития компьютерной техники в общем и персональных компьютеров в частности. Знать структурную организацию и принципы функционирования современных компьютерных систем. * Теоретические вопросы: 1. Информация и единицы ее измерения. 2. Эволюция средств вычислительной техники. Поколения ЭВМ. 3. Принцип фон Неймана в построении компьютерных систем. Структурная схема цифровых ЭВМ. 4. История создания и современные тенденции в развитии ПК. 5. Физическая структура IBM-подобных ПК. Принцип открытой архитектуры в построении компьютерных систем. · Практически выполнить: Лабораторная работа: Управление файлами, папками и дисками в среде Windows Explorer Цель работы: Ознакомиться с основными понятиями пользовательского интерфейса Windows 98: рабочий стол, линейка задач, кнопка «Пуск», окна, папки, ярлыки. Получить практический навык по манипуляции файлами, папками и дисками в среде Windows Explorer. · Литература 1. Ремизов А.Н. Медицинская и биологическая физика. –М: Высшая школа, 1996. –С 55-61. 2. Конспект лекций. 3. Э л ектронная верс ия лекции «Персональные компьютеры: эволюция, основные устройства и их характеристики» (ауд. № 314, время: 14.00-19.00) Занятие №9 (Л, П, И) * Тема раздела : Основы информатики и вычислительной техники * Тема занятия : Логическая структура и основные устройства персональных компьютеров. * Цель занятия: Ознакомиться с логической структурой ПК. Знать основные устройства ПК, их назначение и характеристики * Теоретические вопросы: 1. Логическая структура ПК (классический вариант). 2. Современная (мультишинная и хабовая) архитектура ПК. Понятие о чипсете. 3. Микропроцессоры для ПК, их назначение и основные характеристики. 4. Системная и локальные шины для ПК. Основные стандарты локальных шин. 5. Внешние интерфейсы (последовательный и параллельные порты, шины USB, Firewire, SCSI, IDE/ATA). 6. Устройства ввода/вывода информации, их назначение и основные характеристики: · Накопители на гибких и жестких магнитных и оптических дисках; · Клавиатура; · Дисплеи и видеоадаптеры; · Печатающие устройства; · Сканеры. · Практически выполнить: Лабораторная работа: Создание и редактирование документов в среде Microsoft Word for Windows Цель работы: Ознакомиться с основными понятиями пользовательского интерфейса в среде Microsoft Word for Windows. Получить практический навык по созданию и редактированию текстовых документов с помощью современных текстовых редакторов. · Литература 1. Конспект лекций. 2. Методическая разработка кафедры. 3. Э л ектронная верс ия лекции «Персональные компьютеры: эволюция, основные устройства и их характеристики» (ауд. № 314, время: 14.00-19.00) Занятие №10 (Л, П, И) * Тема раздела : Основы информатики и вычислительной техники * Тема занятия: Системное и прикладное программное обеспечения персональных компьютеров * Цель занятия: Ознакомиться с программным обеспечением для ПК и его классификацией. Знать назначение и функциональные возможности современного системного и прикладного программного обеспечения. * Теоретические вопросы: 1. Структура программного обеспечения ПК: операционные, сервисные, инструментальные системы, коммуникационные системы и системы технического обслуживания ПК, прикладные системы. 2. Операционные системы для ПК, их назначение. Стандарты ОС для ПК (СР/М, MS DOS, OS/2, Unix). Особенности и основные характеристики современных графических операционных сред Windows 9х и Windows 2000. 3. Назначение, классификация и основные характеристики современного сервисного ПО (интерфейсных систем, оболочек ОС, утилит). 4. Назначение и классификация инструментальных систем в составе ПО ПК. Языки программирования и их характеристики. 5. Назначение и краткая характеристика систем технического обслуживания ПК. 6. Прикладное программное обеспечение и его назначение: · Системы управления базами данных. · Электронные таблицы. · Текстовые редакторы. · Интегрированные системы. · Издательские системы. · Экспертные системы. · Электронные словари и системы компьютерного перевода. · Системы оптического распознавания текста. · Математические пакеты. · Средства работы с графикой. · Практически выполнить: Лабораторная работа: Введение в технологию обработки информации в середе Microsoft Excel . Цель работы: Ознакомиться с основными понятиями пользовательского интерфейса в среде Microsoft Excel for Windows. Получить практический навык по обработке информации в среде электронных таблиц.. Литература 1. Конспект лекций. 2. Методическая разработка кафедры. 3. Э л ектронная верс ия лекции «Программное обеспечение персональных компьютеров» (ауд. № 314, время: 14.00-19.00) Занятие №11 (Л, П, И) * Тема раздела : Основы информатики и вычислительной техники * Тема занятия : Компьютерные сетевые технологии и их примение * Цель занятия: Знать преимущества сетевой организации компьютерных сетей, получить представление о наиболее распространенных сетевых топологиях и сетевых конфигурациях. Получить представление о принципах функционирования сети Internet и e - mail . * Теоретические вопросы: 1. Преимущества сетевой организации компьютерных систем. Виды компьютерных сетей. 2. Основные топологии и конфигурации компьютерных сетей. 3. Аппаратная и программная организация компьютерных сетей (средства коммуникации, сетевые адаптеры, коннекторы, хабы, сетевые программные средства). 4. Глобальная компьютерная сеть Internet. Технология поиска информации в WWW. 5. Электронная почта (e-mail). · Практически выполнить: Лабораторная работа: Введение в Internet -технологии Цель работы: Ознакомиться с основами технологии поиска информации в сетях Internet, получить представление о телеконференциях, электронной почте и организации беседы по компьютерной сети (chat). Литература 1. Конспект лекций. 2. Методическая разработка кафедры. 3. Э л ектронная верс ия лекции «Компьютерные сетевые технологии» (ауд. № 314, время: 14.00-19.00) Занятие №12 (Л, П, И) · Тема раздела : Механические колебательные и волновые процессы. Акустика. · Тема занятия : Механические колебания и волны Цель занятия : Ознакомиться с колебательными и волновыми процессами и их физическими характеристиками. Знать эффект Доплера и его применение в медицине. Теоретические вопросы: 1. Механические колебания: гармонические, затухающие. 2. Энергия гармонических колебаний. 3. Вынужденные колебания. Резонанс. Автоколебания 4. Разложение колебаний в гармонический спектр. 5. Механические волны, их виды и скорость распространения. 6. Уравнение волны. Энергетические характеристики волны. 7. Эффект Доплера и его применение для неинвазивного измерения скорости кровотока · Практически выполнить: Демонстрационная работа: «Принцип действия доплеровского индикатора скорости кровотока» Цель работы: Получить представление о принципе действия доплеровского индикатора скорости кровотока, основанного на явлении эффекта Доплера. Литература 1. Ремизов А.Н. Медицинская и биологическая физика. – М.: Высшая школа, 1996. 2. Конспект лекций 3. Методическая разработка кафедры. · Самостоятельно решить задачи №№ 2.37, 2.43, 2.51, 2.66 Ремизов А.Н. Сборник задач по мед. И биологической физике. – М.: Высшая школа, 1987. Занятие №13 (Л, П, И) · Тема раздела : Механические колебательные и волновые процессы. Акустика. · Тема занятия : Акустика. Цель занятия : Ознакомиться с физиологическими характеристиками звуковых ощущений, биофизическими механизмами звукового восприятия. Знать физические основы применения акустических методов в медицине. Теоретические вопросы: 1. Акустика. Физические характеристики звука. 2. Характеристики слухового ощущения и их связь с физическими характеристиками звука. Закон Вебера-Фехнера. Уровни интенсивности, уровни громкости звука и единицы их измерения. Аудиометрия и фонокардиография. 3. Физические основы работы аппарата восприятия звука. 4. Поглощение и отражение звуковых волн, акустический импеданс. Реверберация. 5. Ультразвук. Природа ультразвука и его основные характеристики. Источники ультразвука. 6. Воздействие ультразвука на биосистемы. Хирургическое и терапевтическое применение ультразвука. Ультразвуковая диагностика. 7. Инфразвук, вибрации и их влияние на организм. · Практически выполнить: Лабораторная работа: «Снятие спектральной характеристики уха на пороге слышимости» Цель работы: Снять нижнюю пороговую спектральную характеристику уха и определить диапазон частот, для которых ухо обладает максимальной чувствительностью к звуку. Литература 1. Ремизов А.Н. Медицинская и биологическая физика. – М.: Высшая школа, 1996. 2. Горский Ф. К., Сакевич Н.М. Физический практикум. – М высшая школа, 1980 3. Конспект лекций 4. Методическая разработка кафедры. · Самостоятельно решить задачи №№ 2.88, 2.92, 2.94, 2.97 Ремизов А.Н. Сборник задач по мед. И биологической физике. – М.: Высшая школа, 1987. Занятие №14 (Л, П, И) · Тема раздела : Биореология. Физические основы гемодинамики · Тема занятия : Физические основы гемодинамики и биореологии Цель занятия : Ознакомиться с основными законами гидродинамики, реологии и их применением для изучения закономерностей течения крови по крупным и мелким кровеносным сосудам. Теоретические вопросы: 1. Основные понятия гидродинамики. Условие неразрывности струи. Уравнение Бернулли. 2. Вязкость жидкости. Уравнение Ньютона. Единицы вязкости. Кровь как неньютоновская жидкость. Феномен Фареуса-Линдквиста. Факторы, влияющие на вязкость крови в живом организме. 3. Формула Пуазейля. Гидравлическое сопротивление. Распределение давления и скорости течения крови в сосудистой системе. 4. Ламинарное и турбулентное течения. Число Ройнольдса. Условия проявления турбулентности в системе кровообращения. 5. Методы измерения вязкости жидкостей, определение вязкости крови. 6. Пульсовая волна. Роль эластичности кровеносных сосудов в системе кровообращения. 7. Физические принципы определения давления и скорости движения крови. 8. Работа и мощность сердца, их количественные оценки. · Практически выполнить: Лабораторная работа: »Определение вязкости жидкости вискозиметрами Оствальда и ВК-4 и исследование зависимости вязкости раствора от концентрации». Цель: Освоить методику определения вязкости жидкостей вискозиметрами Оствальда и ВК-4. Исследовать зависимость вязкостей растворов от концентрации. Литература 1. Ремизов А.Н. Медицинская и биологическая физика. – М.: Высшая школа, 1996. 2. Конспект лекций · Самостоятельно решить задачи №№ 2.105; 2.117; 2.119; 2.129 Ремизов А.Н. Сборник задач по мед. И биологической физике. – М.: Высшая школа, 1987. Занятие №15 (Л, П, И) · Тема раздела : Биореология. Физические основы гемодинамики. · Тема занятия : Молекулярные явления в жидкостях · Цель занятия : Рассмотреть влияние поверхностного натяжения, явлений смачивоемости и капиллярности на протекание процессов жизнедеятельности в организме Теоретические вопросы : 1. Особенности молекулярного строения жидкостей. 2. Поверхностное натяжение, единицы измерения коэффициента поверхностного натяжения. 3. Явления смачивания и несмачивания. Капиллярные явления. Давление Лапласа. Газовая эмболия. 4. Поверхностные явления в альвеолах. Сурфактант. 5. Методы измерения коэффициента поверхностного натяжения . · Практически выполнить: Лабораторная работа: «Определение поверхностного натяжения методом измерения максимального давления в пузырьке воздуха». Цель: Освоить методику определение поверхностного натяжения жидкостей по методу Ребиндера, исследовать температурную зависимость поверхностного натяжения жидкостей. · Литература 1. Ремизов А.Н. Медицинская и биологическая физика. – М.: Высшая школа, 1996. 2. Горский Ф. К., Сакевич Н.М. Физический практикум. – М высшая школа, 1980 3. Конспект лекций 4. Методическая разработка кафедры. · Самостоятельно решить задачи №№ 2.120; 2.121; 2.122; 2.123. Ремизов А.Н. Сборник задач по мед. И биологической физике. – М.: Высшая школа, 1987. Занятие №16 (Л, П, И) · Тема раздела : Основы биомеханики · Тема занятия : Ìеханические свойства биологических тканей. Цель занятия : Изучить основные механические свойства тканей. Знать их значение в реализации функций различных органов. Теоретические вопросы: 1. Деформации и их виды. Закон Гука для упругих деформаций. 2. Механические свойства биотканей (мышечная и костная ткани, кровеносные сосуды). 3. Механические модели биообъектов. 4. Молекулярные основы упруго-эластических свойств биообъектов. Активное и пассивное напряжение мышц. 5. Сочленения и рычаги в опорно-двигательном аппарате человека. 6. Механическая работа человека. Эргометрия. · Практически выполнить: Лабораторная работа: «Определение модуля упругости кости по изгибу». Цель: Осуществить проверку выполнения закона Гука для костной ткани. Определить численное значение модуля упругости кости. · Литература 1. Ремизов А.Н. Медицинская и биологическая физика. – М.: Высшая школа, 1996. 2. Горский Ф. К., Сакевич Н.М. Физический практикум. – М высшая школа, 1980 3. Конспект лекций 4. Методическая разработка кафедры. · Самостоятельно решить задачи №№ №№ 2.125-2.128 Ремизов А.Н. Сборник задач по мед. И биологической физике. – М.: Высшая школа, 1987. Занятие №17 (Л, П, И) * Тема раздела : Термодинамика и энергетика биологических систем. * Тема занятия : Биоэгнергетика. Первое начал, второе начала термодинамики и живые организмы. * Цель занятия: Знать основные понятия и положения термодинамики, уметь интерпретировать их применительно к энергообмену в биологических системах. Теоретические вопросы: 1. Термодинамика и предмет ее изучения. Биоэнергетика, биотермодинамика. 2. Основные понятия и исходные положения термодинамики. 3. Первое начало термодинамики и его применение к живым системам. 4. Энерготраты организма. Теплопродукция организма как следствие необратимости реальных процессов. Первичная и вторичная теплота организма. 5. Тепловой баланс организма. Способы теплообмена. Термометрия и калориметрия. 6. Второй закон термодинамики. Энтропия и её свойства. 7. Термодинамические потенциалы и их физический смысл. 8. Стационарное и равновесное состояния открытой термодинамической системы. Организм как открытая система. Теорема Пригожина. · Практически выполнить: Лабораторная работа: «расчет килородного обеспечения организма в зависимости от эффективности энергообмена» Цель работы: на основе эмпирических формул произвести расчет некоторых энергетических параметров организма. По результатам вычислений построить график зависимости объема кислорода, потребляемого организмом, от энерготрат организма. · Литература 1. Ремизов А.Н. Медицинская и биологическая физика. – М.: Высшая школа, 1996. 2. Конспект лекций 3. Губанов Н.И., Утепбергенов А.А. Медицинская биофизика. – М.: Высшая школа, 1978. 4. Методическая разработка кафедры. · Самостоятельно решить задачи №№ №№3.1, 3.4, 3.8, 3.17 Ремизов А.Н. Сборник задач по мед. И биологической физике. – М.: Высшая школа, 1987. · Медико-психологический факультет Занятие №1 (МПС) * Тема раздела : Введение в медицинскую информатику * Тема занятия: Введение в лабораторный практикум по информатике. * Цель занятия: Ознакомить студентов с организацией проведения и задачами, стоящими перед ними во время выполнения лабораторных работ, а так же с правилами техники безопасности при работе с компьютерной техникой. Тестовая оценка знаний по математике и физике нового набора студентов для адаптации учебной программы к их уровню знаний. * Теоретические вопросы: 4. Задачи, решаемые во время проведения лабораторных занятий по информатике. 5. Организация проведения занятий на кафедре. 6. Правила техники безопасности при работе с компьютерной техникой. * Практически выполнить: Практическая работа: Тест для оценки исходного уровня знаний физико-математического профиля. Занятие №2 (МПС) Тема раздела : Введение в медицинскую информатику Тема занятия: Базовые понятия информатики. * Цель занятия: Усвоить исходные (базовые) понятие информатики: информация, информационные процессы, информатика, информационные технологии, единицы измерения количества информации. * Теоретические вопросы: 7. Информация. Роль информации в жизни человека и общества. 8. Содержание и формы представления информации. 9. Информационные процессы. Средства обработки информации. 10. Информатика. Единицы измерения информации. 11. Измерения объема информации в компьютерной технике. 12. Роль информации и информационных процессов в медицине и здравоохранении. * Практически выполнить: * Лабораторная работа: Основы пользовательского интерфейса с IBM ПК . Цель работы:
· Литература 1. Конспект лекций. Занятие №3 (МПС) Тема раздела : Основы пользовательского интерфейса в среде Windows * Тема занятия: Элементы рабочего стола. Окно Windows . Операции с окнами. * Цель занятия: Ознакомиться с основными понятиями ОС Windows: рабочий стол, фон рабочего стола, ярлык, папка, документ, окно и операциями над ними. * Теоретические вопросы: 1. Рабочий стол Windows и его элементы. 2. Объекты Windows : папка, ярлык, документ. Операции с объектами Windows . 3. Окно Windows и его элементы. Операции с окнами. * Практически выполнить: · Лабораторная работа : «Элементы рабочего стола. Окно Windows . Операции с окнами. · Цель: Получить практический навык работы с объектами Windows , окнами и элементами рабочего стола · · Литература 1. Басалыга В.И. и др. Основы компьютерной грамотности. Изд. 3-е перераб. и доп. –Мн.: НТЦ «АПИ», 2001 Занятие №4 (МПС) Тема раздела : Основы пользовательского интерфейса в среде Windows * Тема занятия: Меню Пуск и Справочная система. Стандартные Windows -приложения: Блокнот, WordPad , Paint , Калькулятор * Цель занятия: Ознакомиться с меню Пуск и Справочной системой Windows. Получить практический навык работы со стандартными Windows-приложениями. * Теоретические вопросы: 1. Назначение меню Пуск и его команды. 2. Панель управления и настройки ПК на ее основе. 3. Справочная система Windows . 4. Стандартные Windows -приложения: Блокнот, WordPad , Paint , Калькулятор. * Практически выполнить: · Лабораторная работа : «Меню Пуск и Справочная система Windows . Стандартные приложения Windows » · Цель: Ознакомиться сменю команд Пуск и настройками ОС Windows на основе Панели управления. Получить практический навык работы со стандартными приложениями Windows . · Литература 1. Басалыга В.И. и др. Основы компьютерной грамотности. Изд. 3-е перераб. и доп. –Мн.: НТЦ «АПИ», 2001. Занятие №5 (МПС) Тема раздела : Основы пользовательского интерфейса в среде Windows Тема занятия : Файловый менеджер Windows Explorer * Цель занятия: Ознакомиться с назначением и функциональными возможностями файловых менеджеров. Получить практический навык работы с файловым менеджером Windows Explorer. * Теоретические вопросы: 1. Назначение и функциональные возможности файловых менеджеров. Популярные файловые менеджеры (Norton Commander, Explorer, Far- менеджер , Windows Commander). 2. Окно файлового менеджера Windows Explorer. Панель команд, панель инструментов, рабочие панели. 3. Настройки Windows Explorera. 4. Управление объектами (дисками, папками и ярлыками) в среде Windows Explorera . * Практически выполнить: · Лабораторная работа : «Файловый менеджер Windows Explorer – основы практического применения» · Цель: Ознакомиться с элементами и настройками окна Windows Explorer . Получить практический навык работы с объектами Windows в среде файлового менеджера Windows Explorer . · Литература 1. Басалыга В.И. и др. Основы компьютерной грамотности. Изд. 3-е перераб. и доп. –Мн.: НТЦ «АПИ», 2001. 2. Методические материалы к занятию. Занятие №6 (МПС) Тема раздела : Windows -приложения * Тема занятия: Технология обработки информации в среде текстового редактора MS Word : основы практического применения * Цель занятия: Ознакомиться с назначением и функциональными возможностями текстовых редакторов в целом и редактора Microsoft Word 2000 в частности. Изучить назначение элементов окна MS Word и панелей Стандартная, Форматирование. Получить практический навык работы по загрузке текстового редактора, созданию и сохранению документа Word. * Теоретические вопросы: 1. Назначение текстовых редакторов. 2. Основные характеристики и функциональные возможности текстового редактора Microsoft Word . 3. Окно MS Word и его элементы. 4. Меню команд, панели Стандартная, Форматирование. 5. Создание, открытие и сохранение документа Word на ВЗУ. * Практически выполнить: · Лабораторная работа : "Технология обработки информации в среде MS Word : ввод и редактирование информации " · Цель: Ознакомиться с назначением элементов окна MS Word. Получить практический навык по созданию, редактированию и сохранению документов в среде MS Word. · Литература
Занятие №7 (МПС) Тема раздела : Windows -приложения * Тема занятия: Технология обработки информации в среде текстового редактора MS Word : форматирование документов * Цель занятия: Ознакомиться с понятием форматирования документа * Теоретические вопросы: 1. Понятие о форматировании документа. 2. Форматирование символов (тип шрифта, размер, очертание, цвет, выделение цветом, положение символа относительно других символов строке и т.д.). 3. Абзацы, междустрочные интервалы, выравнивание текста в пределах строки. 4. Работа с нумерованными и маркированными списками. 5. Создание буквицы в начале абзаца. 6. Вставка специальных символов и знаков. 7. Нумерация страниц и колонтитулы 8. Вставка разрывов документа 9. Создание таблиц. 10. Предварительный просмотр документа. * Практически выполнить: · Лабораторная работа : "Технология обработки информации в среде MS Word : форматирование документов " · Цель: Ознакомиться с операцией форматирования документа MS Word. Получить практический навык по форматированию документов в среде MS Word. · Литература
Занятие №8 (МПС) Тема раздела : Windows -приложения * Тема занятия: Технология обработки информации в среде текстового редактора MS Word : Работа с несколькими окнами. Набор формул. Создание надписей. Вставка таблиц, рисунков и других объектов * Цель занятия: Ознакомиться с созданием и настройкой пользовательских панелей инструментов. Получить практический навык работы со встроенным редактором и формул и блоком WordArt. Научиться форматировать многоколоночный текст. Освоить технологию вставки в текстовый документ таблиц, рисунков, формул. * Теоретические вопросы: 1. Понятие панели инструментов в MS Word . Стандартные панели. 2. Технология создания и редактирования пользовательской панели инструментов. 3. Встроенный редактор формул: основы создания и редактирования формул. 4. Блок создания надписей WordArt и его применение. 5. Технология вставки в документ рисунков из файла. 6. Вставка в документ колонтитулов, сносок, примечаний и другой справочной информации. * Практически выполнить: * Лабораторная работа : "Технология обработки информации в среде MS Word : Работа с несколькими окнами. Набор формул. Создание надписей. Вставка таблиц, рисунков и других объектов " · Цель: Ознакомиться с технологией создания и настройкой пользовательских панелей инструментов. Получить практический навык набора формул и создания рисунков всреде MS Word. Освоить технологию создания текста сложной конфигурации инструментовпользова · Литература 1. Басалыга В.И. и др. Основы компьютерной грамотности. Изд. 3-е, перераб. и доп. –Мн.: НТЦ «АПИ», 2001. 2. Методические материалы к занятию. Занятие №9 (МПС) * Тема раздела : Windows-приложения * Тема занятия: Технология обработки информации в среде Microsoft Excel: Основы практического применения. * Цель занятия: Ознакомиться с назначением и функциональными возможностями электронных таблиц. Познакомиться с назначением элементов окна. Получить практический навык по вводу числовой и текстовой информации в среде Microsoft Excel, использованию формул и построению графиков. * Теоретические вопросы:
* Практически выполнить: · Лабораторная работа : Введение в обработку информации в среде Microsoft Excel: создание таблицы, редактирование и форматирование таблицы, операции с ячейками и рабочими листами. · Цель работы: Ознакомиться с основными понятиями пользовательского интерфейса в среде Microsoft Excel for Windows. Получить практический навык по вводу и редактированию числовой и текстовой информации, научиться манипулировать ячейками и рабочими листами в среде Microsoft Exсel. · Литература 1. Басалыга В.И. и др. Основы компьютерной грамотности. Изд. 3-е, перераб. и доп. –Мн.: НТЦ «АПИ», 2001. 2. Методические материалы к занятию. Занятие №10 (МПС) * Тема раздела : Windows-приложения * Тема занятия: Технология обработки информации в среде Microsoft Excel: численные и статистические расчеты, построение графиков и диаграмм. * Цель занятия: Ознакомиться с возможностями электронных таблиц по созданию графиков и диаграмм, а так же по численным и статистическим расчетам. Получить практический навык организации и проведения численных расчетов с помощью встроенных и конструируемых пользователем формул в среде Microsoft Excel. Уметь применять формулы для базового статистического анализа и создания объектов презентационной графики. * Теоретические вопросы: 1. Понятие формулы в среде MS Excel . Ввод и редактирование формул, конструируемых пользователем. 2. Адреса ячеек: абсолютные и относительные ссылки. 3. Встроенные стандартные функции Excel . Понятие Мастера функций. Последовательность действий при расчетах с помощью встроенных функции. 4. Базовый статистический анализ в среде MS Excel . 5. Диаграммы и графики в среде MS Excel . Мастер диаграмм. Создание объектов презентационной графики. * Практически выполнить: · Лабораторная работа : Введение в обработку информации в среде Microsoft Excel: Численные и статистические расчеты. Построение графиков и диаграмм. · Цель работы: Ознакомиться с последовательностью действий по вводу и редактированию встроенных и пользовательских формул. Получить практический навык численных и статистических расчетов, научиться создавать и редактировать объекты презентационной графики в среде Microsoft Excel · Литература 1. Басалыга В.И. и др. Основы компьютерной грамотности. Изд. 3-е, перераб. и доп. –Мн.: НТЦ «АПИ», 2001. 2. Методические материалы к занятию. Занятие №11 (МПС) * Тема раздела : Windows-приложения * Тема занятия: Технология обработки информации в среде Microsoft Excel: работа с базами данных. * Цель занятия: Ознакомиться с возможностью создания базы данных в среде Microsoft Excel. Получить практический навык по обработке информации в списках в среде Microsoft Excel, применению логических функций. Теоретические вопросы:
* Практически выполнить: · Лабораторная работа: Технология обработки информации в среде Microsoft Excel: обработка информации в списках. · Цель работы: Научиться создавать базу данных Microsoft Excel, форматировать данные, ознакомиться с возможностями Microsoft Excel сортировать, фильтровать списки, создавать сводные таблицы и строить диаграммы. · Литература
Занятие №12 (МПС) Тема раздела : Windows -приложения * Тема занятия: Основы архивации данных. Компьютерные вирусы и антивирусные средства. * Цель занятия: Ознакомиться с назначением и функциональными возможностями утилит архивации данных и компьютерных средств противовирусной обороны. Получить практический навык работы по архивации данных в среде архиватора WinRar, с популярным антивирусным пакетом Касперского AVP. * Теоретические вопросы: 1. Задачи, решаемые при архивации данных. 2. Общие принципы работы архиваторов. Основные параметры оценки архиваторов. 3. Функциональные характеристики архиватора WinRar . Виды архивов, поддерживаемых WinRar `ом. 4. Понятие о компьютерных вирусах. Виды компьютерных вирусов. 5. Средства противовирусной обороны. * Практически выполнить: · Лабораторная работа : "Основы архивации данных в среде архиватора WinRar ", "Основы практического применения антивирусного пакета AVP " · Цель: Ознакомиться с пакетами WinRar (архиватор) и AVP (антивирусный пакет Касперского). Получить практический навык работы по архивации/разархивации данных, обнаружению и обезвреживанию компьютерных вирусов. · Литература 1. Басалыга В.И. и др. Основы компьютерной грамотности. Изд. 3-е перераб. и доп. –Мн.: НТЦ «АПИ», 2001. 2. Конспект лекций 3. Методические материалы к занятию. Занятие №13 (МПС) Тема раздела : Основы медицинской информатики Тема занятия: Эволюция средств вычислительной техники. Структурная организация персональных компьютеров (ПК). * Цель занятия: Ознакомиться с историей создания и развития средств вычислительной техники вообще и ПК в частности. Знать физическую и логическую структуру современных ПК, основные устройства ПК, их характеристики и их стандарты. * Теоретические вопросы: 1. Эволюция средств ВТ. Типы ЭВМ. 2. Поколения ЭВМ. И их характеристики. 3. История создания и развития ПК. Виды ПК. 4. Перспективы и тенденции в развитии ПК. 5. Физическая структура ПК 6. Логическая структура ПК (классическая и современная). 7. Основные устройства ПК и их характеристики: a. Микропроцессор; b. Локальные шины и их стандарты; c. Средства расширения ( SCSI и IDE -интерфейсы); d. Современные внешние интерфейсы ( USB , Firewire ); e. ОЗУ и ПЗУ; 8. Устройства ввода информации и их характеристики: a. Клавиатура; b. Манипуляторы (мышь, дожойстик, трекбол, тачпад); c. Сканеры; 9. Устройства вывода информации и их характиристики: a. Дисплеи и дисплейные адаптеры; b. Печатающие устройства; c. Звуковые карты (аудиоадаптеры) d. Цифровые фото- и видеокамеры. * Практически выполнить: Компьютерный тест по теме «Эволюция средств вычислительной техники. Структурная организация Персональных компьютеров (ПК)». · Литература 1. Конспект лекций. Занятие №14 (МПС) Тема раздела : Основы медицинской информатики * Тема занятия: Системное и прикладное программное обеспечения персональных компьютеров * Цель занятия: Ознакомиться с программным обеспечением для ПК и его классификацией. Знать назначение и функциональные возможности современного системного и прикладного программного обеспечения. * Теоретические вопросы: 6. Структура программного обеспечения ПК: операционные, сервисные, инструментальные системы, коммуникационные системы и системы технического обслуживания ПК, прикладные системы. 7. Операционные системы для ПК, их назначение. Стандарты ОС для ПК (СР/М, MS DOS, OS/2, Unix). Особенности и основные характеристики современных графических операционных сред Windows 9х и Windows 2000. 8. Назначение, классификация и основные характеристики современного сервисного ПО (интерфейсных систем, оболочек ОС, утилит). 9. Назначение и классификация инструментальных систем в составе ПО ПК. Языки программирования и их характеристики. 10. Назначение и краткая характеристика систем технического обслуживания ПК. 11. Прикладное программное обеспечение и его назначение: · Системы управления базами данных. · Электронные таблицы. · Текстовые редакторы. · Интегрированные системы. · Издательские системы. · Экспертные системы. · Электронные словари и системы компьютерного перевода. · Системы оптического распознавания текста. · Математические пакеты. · Средства работы с графикой. * Практически выполнить: Компьютерный тест по теме « Системное и прикладное программное обеспечения персональных компьютеров». · Литература 1. Конспект лекций Занятие №15 (МПС) Тема раздела : Основы медицинской информатики * Тема занятия: Основы файловой организации данных * Цель занятия: Ознакомиться физическим устройством и принципами функционирования накопителей на магнитных дисках. Знать основы файловой организации данных на ПК. * Теоретические вопросы: 1) Внешние запоминающие устройства и их характеристики (НГМД, НМД, НОД, DVD -диски, НМЛ). 2) Физическое устройство накопителей на магнитных дисках (НМД). 3) Интерфейсы, поддерживаемые современными НМД. 4) Логическая структура жесткого магнитного диска для хранения информации. 5) Основные понятия файловой системы (ФС): a) Основные стандарты современных ФС; b) Файл: имя, тип и атрибуты; c) стандартные типы файлов; d) групповые имена (шаблоны) файлов; e) Каталог; 6) Объекты Windows : документ, папка, ярлык. * Практически выполнить: Компьютерный тест по теме «Основы файловой организации данных». · Литература 1. Конспект лекций. Занятие №16 (МПС) * Тема раздела : Компьютерные сетевые технологии и их применение * Тема занятия: Локальные и глобальные компьютерные сети. * Цель занятия: Знать преимущества сетевой организации компьютерных сетей, получить представление о наиболее распространенных сетевых топологиях и сетевых конфигурациях, о сетевом программном обеспечении. * Теоретические вопросы: 6. Преимущества сетевой организации компьютерных систем. Виды компьютерных сетей. 7. Основные топологии и конфигурации компьютерных сетей. 8. Базовые методы передачи информации в компьтерных сетях (сетевые протоколы). 9. Сетевые устройства и средства коммуникаций. 10. Сетевые программные средства (сетевые ОС, почтовые клиенты, сетевые пейджеры). * Практически выполнить: Лабораторная работа: Основы технологии обмена электронными сообщениями в среде почтового клиента MS Outlook Express. Цель работы: Ознакомиться с основами технологии получения, просмотра и отправки почтовых сообщений с помощью популярного почтового клиента MS Outlook Express. Литература 4. Конспект лекций. 5. Методическая разработка кафедры. 6. Э л ектронная верс ия лекции «Компьютерные сетевые технологии» (ауд. № 314, время: 14.00-19.00) Занятие №17 (МПС) * Тема раздела : Компьютерные сетевые технологии * Тема занятия: Основы Internet-технологий * Цель занятия: Ознакомиться с историей создания и развития всемирной компьютерной сети Internet. Знать уровни представления и протоколы Internet’a. Иметь представление об основных и вторичных службах Internet’a (WWW, DNS, e-mail, Web-mail, FTP) * Теоретические вопросы: 1. История создания и развития всемирной компьютерной сети Internet . 2. Уровни представления Internet’a . 3. Транспортные и прикладные протоколы Internet ’ a . 4. Основные и вторичные службы Internet ’ a ( WWW , DNS , e - mail , FTP , Web - mail ). * Практически выполнить: · Лабораторная работа : Введение в Internet-технологии Цель работы: Ознакомиться с основами технологии поиска и просмотра информации в сетях Internet, получить представление о телеконференциях, электронной почте и организации беседы по компьютерной сети (chat). · Литература 1. Басалыга В.И. и др. Основы компьютерной грамотности. Изд. 3-е, перераб. и доп. –Мн.: НТЦ «АПИ», 2001. 2. Э л ектронная верс ия лекции « Internet : история, архитектура, протоколы и службы» (ауд. № 314, время: 14.00-19.00) 3. Методические материалы к занятию. Занятие №18 (МПС) Тема раздела : ОС Windows и Windows -приложения * Тема занятия: Итоговое занятие по разделам «Основы пользовательского интерфейса ОС Windows . Стандартные Windows -приложения. Компьтерные сетевые технологии» * Цель занятия : Обобщение знаний и проверка уровня практических навыков и умений по: 1) Основам пользовательского интерфейса ОС Windows; 2) Стандартным Windows-приложениям; 3) Компьютерным сетевым технологиям. * Перечень практических навыков и умений, включенных в задания контрольной работы (см. на доске объявлений кафедры) * Практически выполнить: * Контрольная работа : «Основы пользовательского интерфейса ОС Windows и стандартные Windows -приложения» * Компьютерный тест. · Литература
|