Реферат: Методические рекомендации по использованию компьютерных технологий на уроке английского языка. 15 Заключение 18
Название: Методические рекомендации по использованию компьютерных технологий на уроке английского языка. 15 Заключение 18 Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат |
ФГОУ ВПО “Южный федеральный университет” Педагогический институт Факультет лингвистики и словесности Отделение иностранных языков Реферат на тему: “Современное программное обеспечение в обучении английскому языку в школе и дошкольных образовательных учреждениях” Выполнила: студентка 1 курса английской группы “Д” Гладущак Ярослава Игоревна Руководитель: Яценко Ю.С. Ростов-на-Дону 2008 год Содержание 1.Компьютер и его роль в обучении английскому языку дошкольников и учащихся младших классов. 3 2.Использование компьютерных обучающих программ на уроках иностранного языка в школе. 7 3.Методические рекомендации по использованию компьютерных технологий на уроке английского языка. 14 Современная российская система образования, отказываясь от тех методов и принципов, которые не выдержали проверки временем и не соответствуют выдвигаемым обществом новым требованиям, стоит перед проблемой выбора новых путей развития образования. Одним из путей развития образования можно назвать внедрение новейших средств информационных технологий, что приобретает все большую актуальность. В отечественных и зарубежных изданиях компьютеризация учебного процесса рассматривается как один из актуальных факторов организации обучения тому или иному предмету. Появление и активное распространение дистанционных форм обучения является результатом развития информационных технологий и реакцией систем образования многих стран на происходящие в мире процессы интеграции в образовании, движения к информационному обществу. В системе образования овладение английским языком в настоящее время становится одним из неотъемлемых требований профессиональной компетенции, в связи с тем, что он становится монополизирующим языком в системе общения в целом и глобального компьютерного взаимодействия в частности. Это относится как ко многим функциям программного обеспечения и его внедрения в процесс обучения и профессиональной деятельности, так и к потребностям информационного развития при общении. Процесс обучения английскому языку является сложной, постоянно развивающейся системой. Компьютеризация обучения иностранному языку помогает облегчить доступ к информации и сократить время изучения языка. В школах и вузах все больше обращают внимание на новые технологии, появляются компьютерные классы, закупаются компьютерные программы для обучения различным предметам. Все больше обращают внимание на возможности мультимедиа-технологий в обучении иностранному языку. Преимущества таких технологий, по сравнению с другими комплексами обучения иностранному языку (видео- и аудиокассеты, учебники, тетради, таблицы, стенды, фотографии, иллюстрации), являются: интерактивность, объединение выше перечисленных средств обучения на одном носителе (PC–disk или DVD–disk), возможность индивидуального подхода и реализации принципа обучения на высоком уровне трудности, что вызывает быстрый темп изучения, дает возможность раскрывать разные стороны приобретаемых знаний, углублять их и связывать, а непрерывное обогащение ума обучаемого разносторонним содержанием создает благоприятные условия для более глубокого осмысления полученных сведений. Содержательная основа массовой компьютеризации образования, безусловно, связана с тем, что современный компьютер представляет собой эффективное средство оптимизации условий умственного труда вообще, в любом его проявлении. Р. Вильямс и К. Макли пишут: “Есть одна особенность компьютера, которая раскрывается при использовании его как устройства для обучения других, и как помощника в приобретении знаний, это его неодушевленность. Машина может “дружелюбно” общаться с пользователем и в какие-то моменты “поддерживать” его, однако она никогда не проявит признаков раздражительности и не даст почувствовать, что ей стало скучно. В этом смысле применение компьютеров является, возможно, наиболее полезным при индивидуализации определенных аспектов преподавания”[1] . Формы работы с компьютерными обучающими программами на уроках иностранного языка включают: - изучение лексики; - отработку произношения; - обучение диалогической и монологической речи; - обучение письму; - отработку грамматических явлений. На уроках английского языка с помощью компьютера можно решать целый ряд дидактических задач: формировать навыки и умения чтения, используя современное программное обеспечение; совершенствовать умения письменной речи школьников; пополнять словарный запас учащихся; формировать у школьников устойчивую мотивацию к изучению английского языка. 1. Компьютер и его роль в обучении английскому языку дошкольников и учащихся младших классов. Иностранный язык как предмет, способствующий развитию коммуникативной культуры и расширяющий познавательные возможности учащихся, предлагается изучать на всех ступенях обучения в школе, включая начальную. Признается, что раннее обучение иностранному языку создает условия для ранней коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к новому языковому миру, способствует преодолению в дальнейшем психологических барьеров в использовании иностранного языка как средства общения, приобщает детей к новому социальному опыту за счет расширения проигрываемых социальных ролей в игровых ситуациях семейно-бытового и школьного общения, формирует у учащихся готовность и способность к общению на иностранном языке с учетом их речевых возможностей и потребностей. Процесс обучения английскому языку является сложной, постоянно развивающейся системой. Компьютеризация обучения иностранному языку, помогает облегчить доступ к информации и сократить время изучения языка. На данный момент существует огромный выбор мультимедиа продуктов, Интернет страничек, содержащих информацию необходимую для изучения иностранного языка, электронных учебников, баз данных с тематическими текстами и упражнениями. Большое количество источников затрудняет поиск необходимой информации. На данный момент не каждый обучающий может разобраться с существующими Мультимедиа программами и включать их в процесс обучения. Многие школы используют компьютерные технологии и программное обеспечение для обучения ИЯ, которое предлагает рынок, но таких мультимедиа продуктов недостаточно, чтобы соответствовать: программе ВУЗа или школы, задачам преподавателя, и потребностям студента, школьника. В каждом среднем учебном заведении, обучение иностранному языку протекает по-разному, в зависимости от глубины изучения ИЯ, уровня овладения иностранным языком, задач преподавателя. Какое место занимает компьютер при бучении ИЯ? В настоящее время существует множество мнений о том, использовать компьютер в обучении иностранному языку или не использовать. Одни считают, что компьютер должен заменить преподавателя, другие - компьютер не способен подать материал так, как это делает преподаватель. Компьютер должен служить как вспомогательное средство, как любое другое техническое средство обучения или учебник. Не следует забывать, что компьютер обладает рядом преимуществ: в нем сочетается видео- аудио- информация, текстовая информация, возможность записи собственного голоса и дальнейшей самокоррекции произношения. Компьютер предоставляет огромные возможности тестирования уровня владения иностранным языком или темой, без участия или с частичным участием преподавателя, что сократит время проверки результатов. Тесты возможны самые различные: подстановочные, выборочные, правда-ложь, шаблонные. В качестве инструмента деятельности обучаемых и обучающих компьютер применяется в учебном процессе по ИЯ, прежде всего, для получения информационной и технической поддержки. Кроме того, обучающие могут использовать ПК как инструмент их профессиональной деятельности. Функции компьютера в качестве инструмента деятельности обучающего, представленные выше, основаны на его возможностях точной регистрации фактов, хранения и передачи большого объема информации, группировки и статистической обработки данных. Это позволяет применять его для оптимизации управления обучением, повышения эффективности и объективности учебного процесса при значительной экономии времени преподавателя по следующим направлениям: • получение информационной поддержки; • диагностика, регистрация и систематизация параметров обучения; • работа с учебными материалами (поиск, анализ, отбор, оформление, создание); • организация коллективной работы; • осуществление дистанционного обучения При работе с учебными материалами ПК предоставляет преподавателю разнообразные виды помощи, которая заключается не только в упрощении поиска необходимых сведений при создании новых учебных материалов за счет использования систем справочно-информационного обеспечения, но и в оформлении материалов для обучения (текстов, рисунков, графиков), а также в анализе существующих разработок. Автоматический анализ, отбор и прогнозирование эффективности учебных материалов являются важными направлениями использования компьютера в качестве инструмента информационной поддержки деятельности обучающего. Преподаватель может не только проводить отбор материалов для обучения (составлять лексические и грамматические минимумы, отбирать тексты и упражнения), но также анализировать тексты и целые учебные пособия.
Вместе с тем теория и практика обучения свидетельствуют о том, что одним из реальных современных средств интенсификации процесса обучения иностранному языку являются компьютерные программы. Возникает вопрос, может ли использование компьютерных программ во внеурочной деятельности младших школьников способствовать формированию более прочных лексических навыков и увеличению словарного запаса. 2.Использование компьютерных обучающих программ на уроках иностранного языка в школе. Существует множество компьютерных программ, помогающих учителю английского языка и учащимся при овладении английским языком. Компьютерные обучающие программы имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения. Они позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях, помогают осознать языковые явления, сформировать лингвистические способности, создать коммуникативные ситуации, автоматизировать языковые и речевые действия, а также обеспечивают возможность учёта ведущей репрезентативной системы, реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы учащегося. Проанализируем некоторые из них. а) Изучение лексики. При введении и отработке тематической лексики, например покупки, продукты питания, одежда, числа, еда, дом и офис можно использовать компьютерные программы “Triple play plus in English”, “English on holidays”, “English Gold' и другие. Этапы работы с компьютерными программами следующие: демонстрация, закрепление, контроль. На примере компьютерной программы "English on holidays" рассмотрим эти этапы. На I-м этапе: введение лексики, например, по теме "Weather". Используя демонстрационный компьютер, учитель выбирает автоматический режим: на экране появляются картинки, изображающие природные явления: снег – snow, ливень – shower, гроза – thunderstorm, пасмурно – humidity, изморозь – drizzle, ясно – clear, солнечно – sunny, холодно – cold, облачно – cloudy, град – hail и другие. Затем следуют фразы: What a beautiful day! - Какой прекрасный день! What awful weather! - Какая ужасная погода! Is it usually as hot as this? - Здесь всегда так жарко? What's the forecast for tomorrow? - Какой прогноз погоды на завтра? It's windy! - Дует сильный ветер! It's raining - идёт дождь Учащиеся смотрят и слушают. Время работы - примерно 1 минута. На II-м этапе идёт работа по отработке произношения и закрепление лексики. Учитель или учащийся переключает программу с автоматического режима в обычный, щёлкает мышкой, наведя стрелку на нужное слово или фразу. Учащиеся повторяют за диктором хором. При наличии в классе нескольких компьютеров, учащиеся работают индивидуально или парами, используя наушники и микрофон. Время работы – примерно 5-10 минут, оно зависит от количества слов изучаемой темы. На III-м этапе проводится контроль изученной лексики. Учащиеся выбирают задание, содержащее разное количество вопросов по теме: 10, 20, 30. По окончании сдачи экзамена на экране появляется таблица результатов в процентах. Если в классе только один компьютер, он используется как демонстрационный при введении и фронтальном закреплении лексики. Контроль тематической лексики можно осуществлять, индивидуально используя раздаточный материал – карточки. Задания на карточках могут быть аналогичны заданиям компьютерной программы, например: Укажите правильный вариант перевода снег - tennis, shower, snow, umbrella, thunderstorm, boxing, basketball. Какое из написанных слов является лишним по смыслу Winter, February, cool, December, November, January и т. п. Компьютерная программа "English on holidays" охватывает лексический материал по теме "Город" и позволяет контролировать лексику сразу по всем разделам темы. В этом случае предлагается большее количество вопросов: 60, 90, 120. б) Отработка произношения. Многие обучающие программы предусматривают режим работы с микрофоном. После прослушивания слова или фразы учащийся повторяет за диктором и на экране появляется графическое изображение голоса диктора и учащегося, при сравнении которых видны все неточности. Учащийся стремится добиться графического изображения произнесённого звука максимально приближённого к образцу. компьютерные программы (“Triple play plus in English”, “English on holidays”, “English Gold', English Course. в) Обучение диалогической речи. Пример работы с диалогами компьютерной программы "Triple play plus in English". Из предложенных 12 диалогов, выбирается один, например "В кафе". На экране появляются несколько картинок - сцен данного диалога. I - этап - знакомство с диалогом. Good morning! Good morning! What would you like? I'd like some coffee, please. Do you want milk in your coffee? Yes, please. Hey, this coffee is too cold. I'm sorry. Here is some hot coffee. Thank you. How is it now? It's just right. Would you like some more coffee? No, thanks. How much is it? Ninety - five cents, please. Thank you. Have a nice day. II - этап - разучивание диалога. При наличии нескольких компьютеров в классе учащиеся работают парами. Они повторяют за диктором фразы, здесь же может быть использован режим работы с микрофоном. Младшие школьники могут выполнять упражнения на составление данных предложений из группы слов, например: like, lyke, what, you, wood, your, yu, would. Ученик наводит стрелку на нужное слово, щёлкает мышкой, чтобы составить предложение What would you like? и т.д. Количество верных предложений отражается на экране. Таким образом, учащиеся в игровой форме осваивают правописание и разучивают диалог. III - этап - инсценирование диалога. Учащиеся воспроизводят диалог сначала с опорой на картинки, затем инсценируют его самостоятельно. IV этап - это контроль диалогической речи после изучения всех 12-ти диалогов. Учащиеся выбирают карточку с заданием (учитель сам готовит карточки с описанием ситуации) и составляют свой диалог, используя лексику данной программы и проявляя свою фантазию. г) Обучение письму. Этот вид работы решает сразу две задачи: правильное написание английских слов и освоение клавиатуры. Компьютерная обучающая программа "Bridge to English" помогает решить эти задачи. Почти каждое задание предусматривает печать на клавиатуре английских слов и предложений. д) Отработка грамматических явлений. Все обучающие компьютерные программы, так или иначе, предусматривают отработку определённых грамматических структур. В программе "Bridge to English" 20 уроков, и в каждом уроке отрабатываются свои грамматические явления: утвердительные, отрицательные и вопросительные предложения, степени сравнения прилагательных, причастие, страдательный залог, местоимения somе, any, структуры there is/there are, предлоги и т.д. Все виды работы одного урока направлены на отработку определённого грамматического явления. (детям предлагается список слов, и диктор просит их поставить тот или иной артикль, употребить правильно время, предлог, местоимение и т.д и когда ученик обнаруживает данное слово, то появляется картинка, если нет – тогда ему предлагается ещё одна попытка). В разделе "Грамматика" программы "Профессор Хиггинс" имеется два раздела теоретический и практический. Проверяя знания учащегося, программа отмечает его успехи, при необходимости подсказывает. Тренировочные упражнения составлены по принципу «от простого – к сложному»: звуки, слова, фразы, специальный раздел «Омонимы», пословицы, скороговорки, тематические диалоги, стихи, диктант. Словарный запас — около 5000 слов. В теоретической части содержатся правила, схемы, поясняющие примеры. В практической — закрепляющие упражнения. Обилие иллюстраций помогает усвоить различные грамматические конструкции. Программа "English Gold" ("Deutsch Gold") содержит 144 микродиалога, каждый из которых отрабатывает определённую грамматическую структуру, например, Present Continuous используется во многих диалогах, например, разговор родителей о своих детях, которые играют в саду. После прослушивания диалога, учащиеся воспроизводят его с опорой на картинку, затем самостоятельно. Language in Use - компьютерный курс для эффективного изучения английского языка. Освоение курса- понимание письменной и устной речи на уровне Intermediate. Данный курс позволяет овладеть языком на уровне, необходимом для сдачи международных кембриджских экзаменов Key English Test (KET), Preliminary English Test (PET) и начать подготовку к First Certificate in English (FCE) . Программа основана на всемирно известном учебно-методическом комплексе Language in Use английского издательства Cambridge University Press . Особенности программы: · 300 часов интенсивных занятий. · 137 уроков, из них 22 видеоурока. · 6700 озвученных слов с толкованием. · Множество интерактивных упражнений, аудиозаписей, анимаций, игр, иллюстраций превосходного качества. · Анимированный грамматический справочник. · Передовая система распознавания речи для работы над произношением. · Индивидуальное планирование. · Тесты, подробный анализ результатов с рекомендациями. Intellect. 25 кадр. Английский язык. В основе обучения лежит уникальная методика, основанная на использовании эффекта 25-го кадра. Это позволяет добиться удивительной скорости в освоении лексики иностранного языка. За каждые 60 часов занятии ученик усваивает до 3000 слов и выражений! Материал разбит на части, темы и уроки. Каждый урок, в свою очередь, состоит из нескольких этапов: суггестологический режим, аудиорежим, режим самоконтроля и тесты. · В суггестологическом режиме происходит обучение при помощи эффекта 25-го кадра. Учебный материал подаётся в виде пар слов или предложений (иностранное - русское) с частотой 25 кадров в секунду. В этой части занятия большое количество информации будет накапливаться в подсознании. · В аудиорежиме учебный материал подаётся в обычном темпе. Каждое иностранное слово озвучено. Чистота звука и безупречность дикции опытных преподавателей-носителей языка дадут возможность выработать правильное произношение. Применение метода образного восприятия позволяет вывести из подсознания на сознательный уровень накопленную ранее информацию, а также эффективнее запоминать лексику иностранного языка. · В режиме самоконтроля будет предложено вспомнить перевод того или иного выражения. Таким образом, Вы сможете закрепить изученный материал и заодно проконтролировать себя. Тесты дадут объективную оценку полученных знаний, так как, отвечая на вопросы тестов невозможно воспользоваться помощью словаря или грамматического справочника. · Параллельно с освоением лексики иностранного языка рекомендуется изучать фонетику и грамматику . Для этого можно воспользоваться полным грамматическим справочником, который включён в программу. · Вы можете обратиться к словарю каждого урока, а также к общему словарю всего курса. Каждое иностранное слово в словаре озвучено. 3. Методические рекомендации по использованию компьютерных технологий на уроке английского языка. Эффективность обучения иностранному языку с использованием компьютерных технологий во многом зависит от учителя. Стремление прогрессивных педагогов удовлетворить возрастающие потребности в образовании путем использования возможностей Новых Информационных Технологий вызывает к жизни и новые формы обучения. Выделим основные методические функции, реализуемые средствами компьютера: 1. Первичные: - информативная - основным преимуществом компьютера является возможность хранения и переработки больших объемов информации, поэтому ПК широко используется в процессе обучения языкам в качестве информационной системы; - тренировочная - применение компьютера для тренировки с целью формирования прочных навыков оставалось до недавних пор основной областью внедрения вычислительной техники в учебный процесс по ИЯ. Отмечаются даже некоторые преимущества персонального компьютера по сравнению с преподавателем в процессе тренировки и закрепления учебного материала: неограниченное количество времени, полная беспристрастность, объективность и безграничное терпение; - контролирующе-коррегирующая - применение персонального компьютера для текущего и итогового контроля результатов учебной деятельности дает следующие преимущества: реализация дифференцированного и индивидуального подходов в условиях проведения фронтального контроля; осуществление сильной обратной связи; воплощение требования максимальной объективности контроля; сокращение временных затрат на проведение контроля; освобождение преподавателя от трудоемкой работы по обработке результатов контроля. 2. Второстепенные : - коммуникативная - возможно общение на зарубежных чатах; - организационно -стимулирующая - в настоящее время компьютер привлекает своей новизной и сам по себе является стимулирующим фактором; Эти преимущества способствовали широкому распространению контролирующих программ и включению модулей контроля в большинство компьютерных программ обучения, которые предусматривают автоматическое выполнение следующих операций: 1) принятие и распознавание ответа обучаемого; 2) анализ и определение правильности ответа; 3) запоминание результата и/или сообщение о нем учащемуся. Профессиональная поддержка деятельности преподавателя с помощью компьютера как инструмента деятельности осуществляется с использованием специальных средств, создаваемых для этих целей. К таким средствам относятся преимущественно генеративные программы и экспертные системы. Учителям иностранного языка, которые работают с использованием современных технологий предлагаем несколько форм такого обучения: 1. Обучение с компьютерной поддержкой – Computer – assisted Language Learning (CALL); 2. «Мозговой штурм»; 3. «Электронная почта»; 4. Компьютерное информирование; 5. Компьютерное накопление учебного материала; 6. Экспертное консультирование; 7. «Беседа» с компьютером; 8. Дистанционное обучение. Компьютерное обучение имеет много преимуществ перед традиционными методами обучения. Наблюдается возможность работать с несколькими компьютерными программами: 1. «Английский для всех» из серии обучающих компьютерных программ «Гуру Софт». 2. «Learn to Speak English. The Complete Interactive Course»; 3. «Magic Land». Роботландия («Волшебная страна»); 4. «Professor Higgins» («Профессор Хиггинс»); 5. «Давайте общаться по-английски»; 6. Учебно-познавательная энциклопедия «Encarta for Kids»; 7. Обучающая компьютерная программа «Triple Play Plus In English»; 8. Обучающая энциклопедия о жизни Голливудских звёзд «English in Action. All Stars»; 9. «TOEFL Test» (сборник тестов); 10. Сборник рассказов «Love English»; 11. Обучающая программа «Bridge to English (I, II)», и т.д. Современность предъявляет всё более высокие требования к обучению практическому владению иностранным языком в повседневном общении и профессиональной сфере. Объёмы информации растут и часто рутинные способы её передачи, хранения и обработки являются неэффективными. Использование информационных технологий раскрывает огромные возможности компьютера как средства обучения. Компьютерные обучающие программы имеют много преимуществ перед традиционными методами обучения. Они позволяют тренировать различные виды речевой деятельности и сочетать их в разных комбинациях, помогают осознать языковые явления, сформировать лингвистические способности, создавать коммуникативные ситуации, автоматизировать языковые и речевые действия, а также обеспечивают возможность учёта ведущей репрезентативной системы, реализацию индивидуального подхода и интенсификацию самостоятельной работы ученика. Литератур а 1. Бухаркина М.Ю. Мультимедийный учебник: что это? 2001. 2. Евдокимова М. Г. Компьютерные технологии обучения иностранным языкам: методологические и педагогические аспекты//Телекоммуникация и информатизация образования. 2001. 3. Карамышева Т.В Изучение иностранных языков с помощью компьютера. Издательство « Союз», 2001. 4. Полат Е.С. Интернет во внеклассной работе по иностранному языку.2001. 5. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. 1999. 6. Вильямс Р., Макли К. Компьютер в школе. – М.: Просвещение, 2002. 7. http://lang-complex.narod.ru/Articles.html 8. http://www.curator.ru/ 9. http://www.ozon.ru/context/detail/id/1510073/?partner=ffr 10. http://www.falsefriends.ru/soft_games.htm Приложение [1] Вильямс Р., Макли К. Компьютер в школе. – М.: Просвещение, 2002. |