Заканчивается учебный год. Подводятся итоги проделанной работы. Есть время привести в систему работу школьной библиотеки по основным направлениям ее деятельности, продумать модель развития Вашей библиотеки. С чего же начать?
Трудно представить себе возможность решения новых задач, стоявших перед школьными библиотеками, без существенного обновления их фондов. Созданы ли у Вас оптимальные условия для удовлетворения информационных потребностей на основе использования информационных ресурсов?
Информационные ресурсы современной школьной библиотеки
включают в себя:
- книги и методические пособия;
- периодические издания, в том числе электронные журналы;
- аудио- видеоматериалы;
- традиционные каталоги и картотеки, электронные каталоги своей и других библиотек;
- полнотекстовые базы данных;
- компьютерные программы, CD-ROMы;
- Интернет и телевидение и т.д.
Проанализируйте информационные ресурсы Вашей библиотеки! Если они не отвечают современным требованиям, то продумайте эту проблему и выходите с предложениями к руководителю образовательного учреждения.
Каталоги и картотеки
являются составной частью информационных ресурсов библиотеки. Созданы ли они в Вашей библиотеке? Если нет, то в этих случаях трудно говорить о повышении уровня информационной культуры школьников. Значит нужно начинать эту работу.
Ознакомьтесь с задачами, которые в последнее время педагогическая наука и практика ставят перед школьными библиотеками, где среди умений и навыков работы с книгой называются процессы, которые почти невозможно освоить вне библиотеки и достаточно сложно научить осуществлять в библиотеке, не имеющей читального зала. Доведите эти требования до сведения администрации и педагогических работников (см.: Модели выпускника различных периодов обучения // Завуч. 1999. № 7. С. 27-42.). Библиотечно-библиографические знания и навыки:
5 класс:
- подбирает самостоятельно книги по теме;
- пользуется библиотечным каталогом, тематическими картотеками и использует эти материалы на уроке;
6 класс:
- подбирает самостоятельно дополнительную литературу к занятиям;
- владеет техникой работы с различными словарями и детской энциклопедией;
- правильно записывает на карточку нужную книгу, статью из газеты или журнала;
- может делать обзор новой литературы по теме;
7 класс:
- владеет техникой работы с различными словарями, энциклопедиями универсального порядка (БСЭ, ДЭ), справочной литературой различного типа;
- умеет пользоваться каталогами: систематическим, газетных и журнальных статей;
- умеет делать выписки из газет и журналов, систематизировать их, правильно оформлять и использовать в учебной работе;
8 класс:
- использует комментарии авторские, переводчика, редактора, подстрочные, в конце книги;
- применяет справочный аппарат книги;
- владеет приемами работы с указателем произведений к собранию сочинений, а также справочным томом сочинений;
- имеет навыки работы с публицистической и общественно-политической литературой;
- самостоятельно составляет список литературы для индивидуального плана обучения;
9 класс:
- в работе с критической литературой умеет находить ее в каталогах и карточках, использовать списки литературы внутри книги;
- владеет техникой работы с периодическими изданиями;
- владеет навыками работы с электронным каталогом;
- владеет методами и формами рекламы литературных произведений;
10 класс:
- пользуется межбиблиотечным абонементом (МБА);
- самостоятельно подбирает литературу для самостоятельного изучения учащимся младшего возраста и оказывает им помощь в составлении индивидуальных планов чтения;
11 класс:
- библиотечно-библиографические умения и навыки применяются при самостоятельной работе с различной литературой над индивидуальным планом обучения;
- в короткий срок подбирает необходимую литературу;
- использует рациональные способы ознакомления с нею;
- систематизирует информацию;
- свободно работает с любым видом каталогов, включая и электронный;
- конструирует и проводит библиотечные уроки, выставки, литературные вечера.
Характеристика уровней усвоения знаний
(см.: Орлова Т.В. Научно-методическое обеспечение комплексной программы развития школы. Карта преемственности в развитии общеучебных, сложных дидактических и исследовательских умений. Часть 2. // Завуч. 1998. № 3. С. 71-80.):
- работает с удовлетворением с различной литературой (справочники, энциклопедический материал, научно-популярная статья, занимательная литература), отыскивая, отбирая необходимый материал;
- свободно владеет поиском недостающей информации, умеет приобретать знания в процессе самостоятельной поисковой деятельности;
- умеет получить вывод из информации, а затем развернуть его в текст с движением от главной мысли до конкретного знания;
- имеет знания и умения по самообразованию и самообучению;
- может работать с несколькими информационными источниками сразу (учебник, занимательная литература, энциклопедические материалы, Интернет и т.д.) выбирая и конструируя короткую информацию.
Наметьте работу по пропаганде библиотечно-библиографических знаний:
- ведение справочно-библиографического аппарата с учетом возрастных особенностей читателей: каталоги, картотеки, рекомендательные списки;
- ознакомление учащихся с минимумом библиотечно-библиографических знаний: знакомство с правилами пользования библиотекой, знакомство с расстановкой фонда, приемы работы со справочно-библиографическим аппаратом, ознакомление с о структурой и оформлением книги, овладение навыками работы со справочными изданиями так далее;
- проведение факультативных занятий и кружков по программе библиотечно-библиографических знаний.
А возможно в Вашем образовательном учреждении необходимо начинать работу по формированию информационной культуры?
Как Вы предполагаете решать данную проблему? В этом случае Вам может помочь наш профессиональный журнал “Школьная библиотека”:
- Н.И Гендина. и др. Формирование информационной культуры школьников. Программа и результаты исследования. № 5. 2000;
- Н.И. Гендина. Дидактические основы формирования информационной культуры. № 1. 2002.
- г. Стародубова. Информина. Сценарий зачетного учебного занятия по курсу “Основы информационной культуры. № 1. 2002.
- Е. Бединская. Основы информационной культуры школьников. Программа для учащихся 5-6 классов. Тесты по курсу “Основы информационной культуры школьника”. № 3. 2002.
- Н.И.Гендина и др. Опыт формирования информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях. № 10. 2002.
- Л.П. Бирюкова Программа “Библиотечно-библиографические и информационные знания младшим школьникам” 1-4 классы. № 1. 2003.
А теперь подумайте: по какой модели работает Ваша библиотека?
Чтобы ответить на поставленный вопрос необходимо четко представить миссию Вашей библиотеки. В широком понимании миссия
- это философия и предназначение, смысл существования библиотеки.
Философия библиотеки
определяет ценности, убеждения и принципы, в соответствии с которыми библиотека намеревается осуществлять свою деятельность.
Предназначение
определяет действия, которые библиотека намеревается осуществлять, и то, какого типа библиотекой она намеревается быть. То есть миссия понимается как утверждение раскрывающее смысл существования библиотеки.
При формулировании целей миссии пропишите
, что из себя представляет Ваша библиотека, к чему она стремится, какие средства она готова использовать в своей деятельности и т.п., определите основные группы людей (учредители библиотеки, сотрудники библиотеки, пользователи библиотеки, деловые партнеры библиотеки, местное сообщество и общество в целом), чьи интересы оказывают влияние на деятельность библиотеки, а, следовательно, должны быть учтены при определении ее предназначения.
Формулируя миссию библиотеки, нужно выделить :
- основные задачи ее деятельности;
- функциональную специализацию;
- возможность взаимодействия с партнерами.
Миссия вырабатывается с учетом следующих факторов:
- история библиотеки, в процессе которой вырабатывалась философия библиотеки, формировался ее профиль и стиль деятельности;
- существующий стиль поведения и способ действия учредителя;
- состояние среды обитания библиотеки;
- ресурсы библиотеки;
- отличительные особенности, которыми обладает библиотека.
В сопроводительной записке отразить целевые ориентиры библиотеки, сферу деятельности библиотеки, ценности, убеждения и принципы, в соответствии с которыми библиотека намеревается осуществлять свою деятельность, способы осуществления деятельности, отражающие возможности, технологию, формы и методы работы. Миссия задает основные направления движения и отношения библиотеки. Конкретные указания относительно того, что, как и в какие сроки делать - для этого существует план работы библиотеки, который должен ориентироваться на миссию. Формой выражения миссии является положение о библиотеке ОУ или другой аналогичный документ. После определения миссии библиотеки необходимо определить модель развития Вашей библиотеки.
Из опыта работы можно выделить следующие модели библиотек:
- библиотека - информационный центр (медиатека);
- библиотека- центр общения;
- библиотека - центр культуры и т.д.
Чтобы перемены в работе Вашей школьной библиотеке наступили,
прежде всего нужно преодолеть два барьера, замедляющие внедрение информационных технологий в практику работы:
Первый барьер
- психологический. Школьные библиотекари и учителя часто не только не знают, но и не хотят использовать нововведения. Это с одной стороны. А с другой стороны, директора школ и администрация не замечает необходимость и важность применения новых технологий в библиотеке. Информационный шквал вынуждает педагогов искать специалистов по работе с нетрадиционными носителями информации. Этими специалистами должны стать Вы, библиотечный работник, и быть готовыми к тому, чтобы принять на себя роль лидера в школе по работе с информацией. Вы готовы к этому?
Второй барьер
- методическая слабость. Для преодоления второго барьера :
- необходимо пройти переподготовку на курсах ООИПКРО, которые проводятся с целью оказания методической помощи: курсы базового повышения квалификации, проблемные: “Использование информационных технологий в профессиональной деятельности”, стажировки, семинары, мастер-классы и т.д.;
- в работе руководствоваться нормативными документами и методическими рекомендациями;
- заняться самообразованием, используя профессиональную литературу;
- наметить работу по самообразованию, используя опыт работы лучших школьных библиотек: посещение семинаров, участие в работе “круглых столов”, присутствие на открытых мероприятиях, индивидуальные консультации и т.д.
Какие же доводы помогут убедить директора Вашего образовательного учреждения обратить внимание на использование информационных технологий в школьной библиотеке?
- Расширение диапазона доступа. Виды и формы носителей информации различны. Эти источники существенно дополняют и обогащают друг друга. Происходит значительное расширение базы знаний, которое должно привести к качественным изменениям в содержании обучения. Возможно участие в широком круге активного образования.
- Влияние на качество содержания образования. Грамотный подход к использованию материалов на различных носителях, ресурсов Интернета способен существенно обогатить процесс обучения.
- Профессиональное развитие и современная квалификация кадров. Использование информационных технологий становится центральной необходимостью для профессионального роста коллектива школы.
Изначально проект модернизации подготавливается “внутри” библиотеки. Затем проект должен стать частью программы общешкольных преобразований. Нововведения школьной библиотеки имеет несколько этапов:
- зарождение инновации, осмысление профессии и себя в ней, поиск идей развития и превращение ее в концепцию, т.е. конкретизация, создание проекта;
- освоение инновации, реализация проекта, внедрение;
- распространение инновации, Ваша деятельность как передовой опыт для коллег;
Данная цель может быть реализована при наличии определенной базы.
Вами уже выявлено, что имеется в Вашей библиотеке для подобных преобразований?
- регулярно пополняемый фонд;
- квалифицированный персонал библиотеки;
- поддержка директора и администрации;
- проект развития библиотеки стал составной частью инновационного проекта развития школы;
- дополнительные информационные ресурсы (нетрадиционные носители информации, аудио-, видеотека, выход в Интернет и т.д.);
- техническое оснащение;
- налаженные партнерские связи в образовательном и библиотечном сообществах;
Основное содержание Вашего проекта должно предусматривать:
- совершенствование системы сбора информации и формирование баз данных;
- разработку путей распространения информации и организации доступа к информационным ресурсам;
- разработку новых информационно-консультационных услуг для пользователей и привлечение новых читателей.
Выбирая оптимальную стратегию развития Вы должны учесть особенности Вашей школьной библиотеки,
а именно:
- информационное обеспечение учащихся;
- информационная поддержка педагогов в учебной, научно-исследовательской деятельности, а также информационное сопровождение инновационных процессов в школе;
- помощь в самообразовании и саморазвитии детей и взрослых.
Методы осуществления проекта в каждой школьной библиотеке должны быть индивидуальны.
Особое значение для организации деятельности библиотеки имеет планирование
, которое бывает перспективным и текущим. При написании плана работы школьной библиотеки можно руководствоваться “Кратким справочником школьного библиотекаря”, методическими рекомендациями, составителем которых является Строкова Н.А. “Планирование работы школьной библиотеки” (1999г., ИПК), а также методическими рекомендациями, помещенные в профессиональные периодические издания: “Примерная структура годового плана” - ж. Библиотека, № 1, 1993;“Планирование работы школьной библиотеки” - ж. ШБ, № 4, 2000; “Размышления о планировании работы школьной библиотеки” - ж. ШБ, № 4, 2001; “Книжный фонд на кончике пера” - “ПС” ШБ № 3, 1998; “Время собирать отчеты” - БШ,” 9, 2002.
Неотъемлемой частью плана работы является анализ работы школьной библиотеки. Продумайте структуру анализа
, которая может включать следующие разделы:
- краткая справка о библиотеке;
- основные направления деятельности библиотеки;
- фонд библиотеки;
- анализ посещаемости библиотеки различными группами пользователей;
- обслуживание читателей с анализом книговыдачи, количественного показателя обращаемости и выполнения информационных запросов;
- работа по пропаганде чтения с анализом читаемости всех категорий читателей и т.д., то есть в анализе раскрываются те направления деятельности, которые отражены в плане работы.
При написании анализа используйте различные схемы, диаграммы, графики. Вы сможете проследить динамику в работе Вашей библиотеки, сделать выводы и определить конкретные цели на будущее и внести коррективы, обеспечивающие эффективное функционирование библиотеки, продумайте формы работы.
А теперь посмотрите все ли Вас устраивает в организации библиотечного пространства. Если не устраивает, то начните:
С создания образа видимой библиотеки, включающей в себя:
- организацию библиотечной среды, которая начинается с определения приоритетов открытого фонда. Если позволяют площади, то в фонде могут быть выделены различные функциональные зоны: зона периодики, библиографическая зона, информационная зона, игровая зона, зона отдыха и т. д. В читальном зале подход к организации зон должен продуман более глубоко. Соответственно назначению зоны должна быть и мебель. Очень хорошо, если в библиотеке будет путеводитель по библиотеке и по фонду. Предусмотрите место для информации (стенды, карты, альбомы и т. д.). Чтобы сделать фонд более открытым для читателя, должна быть система указателей и разделителей. Информационная среда должна вписываться в интерьер, быть ее продолжением, а не излишним украшением;
- организацию каталогов (алфавитный и систематический) и картотек (журнальных статей, персоналий, тематические, для родителей, алфавитно-предметная и т. д.);
- организацию пропаганды библиотечно-библиографических и информационных знаний: библиотечные уроки, индивидуальная работа по ликвидации библиографической неграмотности (беседы, игры, книжные выставки, конкурсы, викторины, КВН, занятия в кружках и т.д.) составление библиографических списков на основе запросов читателей, дайджесты и т.д.
С рассмотрения вопроса использования наглядности в деятельности библиотеки при воплощении приоритетных направлений совершенствования деятельности Вашей библиотеки:
- наглядность с целью усиления информационной функции библиотеки. Основой этого процесса является увеличение основного массива источников информации т.е. библиотечного фонда. Возникает потребность в четкой и понятной системе организации открытого доступа к фонду библиотеки, а именно сделать открытый доступ наглядным. Можно применить зигзагообразную расстановку стеллажей или поставить стеллажи с видимым пространством, что исключает иллюзию цельного образа. При организации открытого фонда нельзя допускать одинаковых названий;
- наглядность в целях совершенствования образовательной работы библиотеки;
Для привлечения внимания читателей к актуальным проблемам в мире и в нашем обществе целесообразно наглядно выделить в открытом доступе соответствующие рубрики. Неоценимую роль здесь играют выставки. При организации выставок и открытого доступа можно опираться на материалы областной детской библиотеки “Методика выставочной работы” и “Организация открытого доступа к книжным фондам” серии “Наши консультации”.
- наглядность в целях создания образа библиотеки, т.е. наглядность в предоставлении библиотечных услуг - буклеты, путеводители, памятки, приглашения, закладки, визитки, читательские билеты, стенды и т.д.;
- наглядность в целях усиления активной роли библиотеки в процессе общения с читателями, т.е. использование таких методов работы, которые предусматривают деятельное, заинтересованное отношение читателей к книге и библиотеке (конкурсы, игры, викторины, турниры, диспуты и т.д.);
-наглядность в целях усиления социальной направленности деятельности библиотеки.
Следующим направлением деятельности школьного библиотекаря является продумывание системы в работе по основным блокам:
Работа с фондом художественной литературы:
- своевременное проведение обработки и регистрации поступающей литературы;
- обеспечение свободного доступа читателей к фонду библиотеки;
- выдача изданий читателям библиотеки;
- соблюдение правильности расстановки фонда;
- систематическое наблюдение за своевременным возвратом в библиотеку выданных изданий;
- ведение работы по сохранности фонда;
- работа по мелкому ремонту изданий с привлечением к ней библиотечного актива;
- периодическое списание фонда с учетом ветхости и морального износа;
- обеспечение работы читального зала.
Работа с фондом учебной литературы:
- анализ состояния фонда учебников, определение потребности;
- формирование сводного заказа ОУ на учебники РКУ, предоставление его на утверждение руководителю ОУ;
- “содержательная защита” заказа в РОО/ГОО;
- прием и обработка поступивших учебников: оформление накладных, запись в книгу суммарного учета, оформление картотеки;
- прием и выдача учебников;
- анализ уровня обеспеченности по предметам;
- анализ уровня обеспеченности по классам и в целом по школе;
- информирование учителей и учащихся о ФКУ и РКУ, а также о новых поступлениях учебников;
- участие в формировании Перечня ШКУ;
- информирование учителей, родителей об обеспеченности учебниками из фонда библиотеки: перечень учебников, имеющихся в библиотеке, сведения об учебниках планируемых к поставкам в ОУ за счет бюджетных средств, сведения о недостающих учебниках и т.д.;
- проведение работы по сохранности учебного фонда;
- работа с резервным фондом учебников: ведение его учета, размещение и хранение, составление сведений для обменного фонда, передача в другие школы;
- периодическое списание фонда с учетом ветхости и морального износа.
Воспитательная работа:
- формирование у читателей навыков независимого библиотечного пользователя: обучение пользованию книгой и другими носителями информации: поиску, отбору и критической оценке информации;
- способствование формированию личности учащихся средствами культурного наследия, формами и методами индивидуальной и массовой работы: беседы, диспкты, литературные игры, викторины, литературно-музыкальные композиции, библиотечные занятия и др.;
- популяризация литературы библиотечными формами работы, организация выставок, стендов и проведение культурно-массовой работы;
- создание актива школьной библиотеки и совместная работа;
- работа с детскими библиотеками.
Информационная работа.
- сопровождение учебно-воспитательного процесса информационным обеспечением педагогов: совместная работа по составлению заказа на учебную литературу, обзоры новых поступлений, подбор литературы в помощь проведению предметных недель и других общешкольных и классных мероприятий, оформление в кабинетах книжных выставок на изучаемую тему по какому-либо предмету, оказание помощи в подборе материала при работе над методической темой школы, оказание помощи в подборе материала для подготовки педагогических советов, заседаний методобъединений и т. д.;
- сопровождение учебно-воспитательного процесса информационным обслуживанием учащихся: на абонементе, в читальном зале, по межбиблиотечному абонементу, подбор литературы для написания рефератов, докладов, сообщений; оказание помощи в подготовке к общешкольным и классным мероприятиям, проведение индивидуальных и групповых библиотечных занятий;
- информационное обслуживание родителей: предоставление информации о пользовании библиотекой их детьми, оформление выставок для родителей на актуальные темы, индивидуальная работа по подбору дополнительного материала для учащихся начальной школы, выступление на родительских собраниях.
Далее нужно продумать работу по повышению квалификации:
- работа по самообразованию с использованием опыта лучших школьных библиотекарей: посещение семинаров, участие в работе “круглых столов”, присутствие на открытых мероприятиях, индивидуальные консультации и т.д.;
- регулярное повышение квалификации на курсах ООИПКРО;
- работа в творческих мастерских;
- участие в работе семинаров;
- совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий;
- расширение библиотечно-библиографических услуг. Повышение их качества на основе использования новых технологий: компьютеризация библиотеки, использование электронных носителей, создание видеотеки, создание аудиотеки и т.д.
А теперь Вам необходимо продумать совместную работу с районным/городским методическим кабинетом:
- консультации по текущим вопросам (комплектование, учет и организация библиотечного фонда, подготовка выступлений на семинарах и т.д.);
- “содержательная защита” заказа на учебно-методическую литературу;
- обсуждение проекта плана работы школьной библиотеки с учетом главной темы года и знаменательных дат;
- использование банка разработок РМК библиотечных занятий, викторин, конкурсов, литературных вечеров, конференций и т.д.;
- получение методических рекомендаций по оформлению выставок, стендов и т.д.;
- посещение семинаров, проводимых на базе других школьных библиотек;
- собеседование по нормативно-правовым вопросам.
Следующий шаг по наведению порядка - это организация ведения документации школьной библиотеки
. Найдите возможность завести в библиотеке папки по следующим темам:
1. Нормативно-правовые документы, включающие законодательные и нормативные акты:
- Конституция Российской Федерации, в которой без прямого упоминания о библиотечном деле говорится о гарантированных правах граждан, обеспечение которых невозможно без участия библиотек.
- Федеральный закон “Об образовании” от 10июля 1992г. №3266 ;
- Концепция модернизации Российского образования. Распоряжение правительства РФ № 1756-р от 29.12.01г.
- Постановление от 04.10.2000г. № 751 “О национальной доктрине образования в Российской Федерации”.
- Федеральный закон “О библиотечном деле”. Принят государственной Думой 23 ноября 1994 года.
- Важнейшее место в законодательной базе, касающейся библиотек, занимает Закон Российской Федерации “Основы законодательства Российской Федерации о культуре”.
- Конвенция ООН о правах ребенка. Принята на сессии Генеральной Ассамблеи ООН в ноябре 1989 г. Ратифицирована СССР в июле 1990 г.
- Примерное положение о библиотеке общеобразовательного учреждения. Письмо МОРФ от 14.01.98г. № 06-51-2ин/27-06.
- Примерные правила пользования библиотекой общеобразовательного учреждения. (Методические рекомендации МОРФ).
- Примерные должностные обязанности методиста по библиотечным фондам школьных учебников. (Типовой образец документа).
- Примерная должностная инструкция школьного библиотекаря. (Типовой образец документа).
- Тарифно-квалификационные требования по должностям “Библиотекарь”, “заведующий библиотекой”;
- Инструкция об учете библиотечного фонда. Приказ МОРФ № 2488 от 24.08.2000г.
- Примерный трудовой договор;
2. Локальные акты, т.е. документы, которые регламентируют работу Вашей библиотеки:
- Положение о библиотеки ОУ;
- Правила пользования библиотекой ОУ;
- Должностные инструкции работников библиотеки;
- Паспорт библиотеки;
3. Статистические данные работы библиотеки.
4. Анализ работы школьной библиотеки.
5. План работы школьной библиотеки (годовой и месячный).
6. Режим работы школьной библиотеки.
7. Циклограмма работы школьной библиотеки.
8. Документы учета и контроля:
- Книга суммарного учета основного фонда;
- Инвентарная книга;
- Журнал учета книг, принятых взамен утерянных;
- Журнал учета изданий, не подлежащих инвентарному учету;
- Книга суммарного учета учебников;
- Журнал учета поступивших учебников;
- Тетрадь учета учебных материалов временного хранения;
- Картотека учебников;
- Журнал учета обмена учебниками с другими школами;
- Журнал выдачи учебников по классам или индивидуальные формуляры;
- Диагностические карты уровня обеспеченности учебной литературой по предметам;
- Обеспеченность учебной литературой по классам;
- Анализ состояния библиотечного фонда учебников по предметам и параллелям с определением потребности;
- Дневник работы школьной библиотеки;
- Тетрадь сдачи документов в бухгалтерию;
- Папка с копиями накладных и счетов;
- Акты о проведении инвентаризации;
- Акты списания;
9. Папка с методическими рекомендациями.
10. Папка с программой и материалами по проведению занятий по библиотечно-библиографической и информационной культуре.
11. Папка с планами и сценариями (по темам и видам).
Круг функциональных обязанностей школьного библиотекаря очень широк, ведь в большинстве случаев в школьной библиотеке работает один человек, и все виды работ ложатся на его плечи. Знания и умения, которыми он должен владеть, очень разнообразны. Да и степень подготовки библиотекарей различна. Данные разработки носят рекомендательный характер, однако они могут быть полезны и начинающим, и библиотекарям с большим опытом работы.
|