Реферат: Методические рекомендации по профессиональному самообразованию учителя иностранного языка
Название: Методические рекомендации по профессиональному самообразованию учителя иностранного языка Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Модернизация образования требует от учителя осознания себя как активного участника образовательного процесса. Поэтому личностное и профессиональное развитие педагога немыслимо без самообразования. Под самообразованием традиционно понимают осуществляемую человеком познавательную деятельность. Но самообразование может быть продуктивным, только если педагог испытывает потребность в собственном развитии, владеет способами самопознания и самоанализа, понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности. При совершенствовании своего мастерства и развитии компетентности перед учителем встают задачи как личностного, так и профессионального развития. При этом уровни личностного, морального и интеллектуального развития обусловливают успешность профессионально-педагогической деятельности. В настоящее время учителя ИЯ находятся в сложной ситуации, так как в методике обучения иностранным языкам за последние годы произошли большие изменения. Если раньше учитель страдал от недостатка интереса и потребности в изучении ИЯ со стороны общества, отсутствия новейшей научно-методической литературы, недостатка информации о стране изучаемого языка и контактов с его носителями, то теперь положение во многом изменилось: учитель имеет доступ к многообразным отечественным и зарубежным материалам по ИЯ. Порой учитель стал затрудняться в выборе приоритетов в профессиональной деятельности, осуществлении объективной оценки и самооценки ее результатов и проведении коррекции на этой основе. Учителю нелегко ориентироваться в потоке методической литературы по изучению ИЯ. Работу по развитию профессионального самообразования следует начинать в вузе, чтобы суметь наилучшим образом подготовить учителя к работе в новых, постоянно меняющихся условиях многообразия образовательных программ, учебников, выработать способность адаптироваться к педагогическим инновациям и быстро реагировать на современные процессы социального и экономического развития общества. Основу профессионального самообразования учителя ИЯ составляет его методическая компетенция: умение систематически планировать свою педагогическую деятельность, владение широким спектром методических приемов и умение адекватно использовать их применительно к возрасту учащихся и поставленным целям обучения; умение ориентироваться в современной методической литературе, осуществляя соответствующий условиям выбор пособия и других средств обучения; готовность и желание повышать свой профессиональный уровень. Примерный план профессионального самообразования учителя иностранного языка в 2008-2009 учебном году. Программа самообразования рассчитана на 2-3 года и может состоять из 10 примерных разделов: - цель программы; - актуализация программы; - самодиагностика, анализ собственной деятельности; - формирование общей концепции саморазвития; - основные направления работы над собой; - этапы деятельности и содержание работы; - работа по направлениям; - ожидаемые результаты; - литература. Цель программы: - сделать проблемный анализ собственной деятельности, своих возможностей; - наметить основные направления работы над собой по повышению профессионального самообразования: а) овладеть обновленным содержанием образования; б) изучить специфику функционирования факультативов и т.д.; в) разработать и внедрить новые формы и методы организации учебного процесса; г) изучить, обобщить и распространить новые формы эффективной педагогической практики. Актуализация программы – умение вычленить системообразующие идеи, подлежащие профессиональной трансформации. Самодиагностика – определить уровень сформированности у себя умений и навыков саморазвития. Можно в баллах заполнить карту «Самодиагностика», на основе выставленных оценок коллегами по различным компонентам: мотивационному, когнитивному, нравственно-волевому, гностическому, управленческому, коммуникативному. Определив уровень сформированности умений и навыков саморазвития, выстраивается общая концепция саморазвития «Я в перспективе». В разделе «Работа по направлениям» прописываются все виды деятельности по саморазвитию на 2-3 года: - изучение психолого-педагогической литературы; - разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса; - обобщение собственного опыта педагогической деятельности; - участие в системе школьной методической работы; - участие в системе учебно-методической работы районного и областного уровней; - работа в составе органов управления школой. 2. Разделы плана: 1. Цели профессионального развития. Цель 1. В течение учебного года освоить содержание и методику обучения в 11 классе. Цель 2. Разработать дидактические материалы по обучению в 11 классе: календарно-тематическое и поурочное планирование, тексты текущих и итоговых контрольных работ; дополнительные тренировочные упражнения. 2.1. Изучение психолого-педагогической литературы
2.2. Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса.
2.3. Обобщение собственного опыта педагогической деятельности.
2.4. Участие в системе школьной методической работы.
2.5. Участие в системе учебно-методической работы районного и областного уровней.
2.6. Работа в составе органов управления школой.
Литература: 1. Конышева А.В. Современные методы обучения английскому языку. – Мн., 2005. 2. Смирнов И.Б. Актуальные вопросы преподавания немецкого языка в средней школе. – С.-Петербург, 2005. 3. Иванов Д. Компетенции учителя. Библиотечка «Первого сентября». – М., 2008. 4. Дормаш С.В. Технологии учебного процесса. – Мн., 2004. 5. Иностранные языки в школе, №№ 2/2008, 3/2008, 4/2008. Начальник УМО гуманитарных дисциплин И.М.Жогло Методист УМО гуманитарных дисциплин Р.А.Балабушко |