Реферат: Методические рекомендации по организации деятельности по воспитанию патриотизма, толерантности и профилактике экстремизма в молодежной среде г. Темрюк 2010 год
Название: Методические рекомендации по организации деятельности по воспитанию патриотизма, толерантности и профилактике экстремизма в молодежной среде г. Темрюк 2010 год Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат |
АДМИНИСТРАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЕМРЮКСКИЙ РАЙОН Отдел по вопросам профилактики правонарушений и преступлений, взаимодействию с правоохранительными органами и казачеством Методические рекомендации по организации деятельности по воспитанию патриотизма, толерантности и профилактике экстремизма в молодежной среде. г.Темрюк 2010 год Россия по своим историческим основам является многонациональным и многоконфессиональным государством. И в Российской империи, и в Советском Союзе сосуществовали разные культуры, образуя постепенно единый сплав – культуру единой России, основанную на принципе единства многообразия. В эпоху перемен, вызванных радикальными преобразованиями социально-экономической сущности государства, распадом Советского Союза, обострились скрытые прежде противоречия, начала проявляться национальная рознь. В современных условиях, на фоне экономического кризиса создается дополнительная почва для различного рода конфликтов, в которых межнациональные конфликты могут занять одно из первых мест. По данным компетентных органов, в России растет количество преступлений на национальной почве, случаев проявлений «бытового» национализма и ксенофобии. Периодически в том или ином регионе прокатывается волна уличных акций под националистическими лозунгами. В связи с этим совершенно очевидно, что принципы толерантности необходимо целенаправленно формировать, и, прежде всего, среди подростков и молодежи. От детей, которые приходят к нам сегодня, завтра будет зависеть безопасность и благополучие государства. Очевидно, что воспитание патриотических чувств – социальная потребность современного российского общества. Укрепление и поддержка чувства национального достоинства - комплексная работа, включающая в себя духовно-нравственное воспитание, формирование гражданского сознания и национального самосознания, исторического мышления и многое другое. Эффективным направлением становится нравственно-эстетическое развитие молодежи, культурное межнациональное взаимодействие, воспитание толерантного отношения к представителям других конфессий и народностей. Для русского языка слово «толерантность» относительно новое. Четкого и однозначного толкования это понятие не имеет. Чаще всего термин объясняется как «терпимость» - способность терпеть что-то или кого-то, быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо, считаться с мнением других, быть снисходительным. Воспитание толерантного сознания предполагает соблюдение ряда условий, среди которых - уважение достоинств каждого человека, право на сохранение индивидуальности; изучение других людей, понимание их, интерес к ним; акцентирование внимания на объединяющих, а не разъединяющих людей факторах. Важно отметить, что толерантность не противоречит гражданскому общероссийскому патриотизму. На терпимое отношение к чужой культуре и вере способен только человек, считающий для себя базисной ценностью свой народ, его благо и его право на самобытность. Ценить другой народ может лишь тот, кто с истинным уважением относится к культуре собственного народа и его самобытным традициям. У толерантности, терпимости существует обратная сторона. Наиболее тяжелыми ее проявлениями являются: Геноцид – истребление отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным мотивам. Расизм – отрицание прав человека на основании расовой принадлежности, исходящее из предпосылки о превосходстве одних рас над другими. Ксенофобия – боязнь иностранцев и представителей других культур вообще, неприязнь к ним, убежденность в том, что «чужие» могут нанести обществу (человеку) вред. Этноцентризм – отчуждение других по причине их принадлежности к иной культуре или по причине употребления ими другого языка, основанное на представлении о том, что одни культуры являются более ценными и развитыми, чем другие. Экстремизм – приверженность к крайним взглядам и мерам (обычно в политике). В соответствии с Федеральным законом от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», экстремистская деятельность (экстремизм) – это: · насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; · публичное оправдание терроризма и иная террористическая деятельность; · возбуждение социальной, расовой, национальной или религиозной розни; · пропаганда исключительности, превосходства либо неполноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; · нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии; · воспрепятствование осуществлению гражданами их избирательных прав и права на участие в референдуме или нарушение тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой его применения; · воспрепятствование законной деятельности государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения; · совершение преступлений по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы; · пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения; · публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских материалов, а равно их изготовление или хранение в целях массового распространения; · публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, в совершении им в период исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением; · организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению; · финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе путём предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказания информационных услуг. В целях более грамотной организации деятельности по профилактике экстремизма в молодёжной среде следует различать группировки экстремистской направленности от неформальных молодёжных объединений. В неформальных объединениях отсутствует четкое членство и их принято рассматривать, как формирования, объединяющие в себе молодёжь по признаку субкультуры. Почти все существующие неформальные подростково-молодёжные объединения (за исключением радикалов), можно отнести к категории досуговых, то есть ориентированных, главным образом, на свободное времяпрепровождение. Экстремистские (радикальные) организации обычно декларируют, против чего они борются, и какие законные и (или) незаконные методы они собираются использовать. Так, например, группировки «скинхедов» образуются, в большинстве случаев, из числа молодёжи, проживающей в одном микрорайоне либо обучающейся в одном учебном заведении. «Неформальные» лидеры, имеющие первоначально хулиганские мотивы совершения противоправных действий в отношении иностранных граждан, объединяют вокруг себя молодёжь, впоследствии, пропагандируя идеологию радикальных структур, подстрекают лиц, не имеющих устойчивого мировоззрения, к совершению преступлений на национальной почве и расовой вражде. Специалисты отмечают, что наиболее уязвимой средой для проникновения идей экстремизма являются школьники с ещё несформировавшейся и легко поддающейся влиянию психикой. Задачей в деле формирования толерантности и профилактики экстремизма в межнациональных отношениях является: - формирование национально-этнической толерантности как одного из инструментов борьбы с экстремизмом; - гармонизация межнациональных и этнокультурных отношений; - создание в обществе атмосферы уважения к культурным и нравственным ценностям каждого народа; - формирование интереса у детей к культуре, обычаям и традициям своего народа, а также представителей других национальностей; - создание условий для межнационального общения, содействие укреплению межнациональных культурных связей. Реализуя данные направления: - осуществляют тесное взаимодействие с национально-культурными общественными объединениями и другими социальными институтами, ведущими работу в сфере национально-культурной политики; - организуют подготовку и проведение фестивалей, конкурсов, выставок, традиционных национальных праздников, Дней национальных культур; - проводят мероприятия по повышению квалификации специалистов, работающих в сфере национальной проблематики; - ведут поиск, изучение и сохранение лучших образцов национального народного творчества; Основными содержательными направлениями при организации деятельности по формированию у молодежи принципов патриотизма, толерантности и профилактике экстремизма являются: - правовое просвещение молодежи; - пропаганда историко-культурного наследия народов, населяющих Темрюкский район; - организация межнационального культурного общения, межконфессионального диалога. - способствование самоидентификации детей и молодежи в качестве россиянина – наследника, носителя и продолжателя традиций многонациональной культуры народов России. Основными формами работы по реализации данных направлений являются: - познавательно-игровые программы, кинолектории, ток-шоу по правовому просвещению; - организация работы клубных объединений гражданско-патриотической направленности; - поддержка деятельности социально-ориентированных клубных объединений; - фестивали, слеты, смотры клубов гражданско-патриотической направленности; - праздники, посвященные дням воинской славы и памятным датам России; - фестивали и праздники национальных культур, объединяющие представителей различных народов, проживающих в районе; - дни национальных культур. Для реализации библиотечных программ можно использовать разные формы работы: литературные беседы, викторины и игры, обзоры и презентации книг, интеллектуальные игры, игры-путешествия, книжные выставки, праздники, фестивали, театрализованные представления, дни национальной литературы (книги). Основными темами и проблемами, на которые могут акцентировать внимание библиотеки, являются: · историческое прошлое России (исторические события и выдающиеся деятели), · государственное устройство и символы России, · национальные праздники и обряды, · литература и искусство России, · природа России и экология, · краеведение. При воспитании толерантности нужно учитывать, что путь к ней лежит через понимание многообразия мира людей и культур. И в этом плане полезными будут книги серии «Детский проект Л. Улицкой «Другой, другие, о других». Книга становится мостом, соединяющим народы, людей, читателей. Деятельность школьных музеев по воспитанию молодежи в духе принципов патриотизма и толерантности, как правило, осуществляется в двух основных направлениях: 1. Экспозиционная работа: - создание тематических выставок по этнографии местных народов, истории различных конфессий, национально-культурных обществ и автономий; - организация выставок по изобразительному и декоративно-прикладному искусству, отражающих культуру разных национальностей; - организация передвижных тематических выставок в учебных заведениях района; - создание отдельных тематических комплексов или разделов в стационарных экспозициях; - организация совместных выставок с национальными обществами и национально-культурными автономиями. 2. Культурно-образовательная деятельность: - разработка и проведение тематических экскурсий, музейных занятий и программ по патриотическому воспитанию, в духе принципов толерантности; - организация и проведение на базе музеев круглых столов, семинаров и мероприятий совместно с представителями национальных обществ, молодежных организаций; - выступления и публикации в средствах массовой информации по данной проблематике на основе исторических и краеведческих источников, с опорой на имеющиеся в музее материалы и предметы; Большим позитивным воспитывающим потенциалом обладают академические виды искусств, джазовое искусство, фольклор, декоративно-прикладные виды искусств. Они предоставляют безграничные возможности в воспитании качеств патриотизма и толерантности подрастающего поколения, уважения к языку, культуре, искусству народов России и мира, к личности человека вне зависимости от его вероисповедания, расы, национальности. Важным направлением в организации работы по воспитанию молодежи в духе принципов патриотизма, толерантности и профилактике экстремизма должно стать укрепление взаимодействия с учреждениями различных ведомств, общественными организациями, национально-культурными автономиями. Механизмами данного взаимодействия могут служить межведомственные планы, комплексные целевые программы, совместные проекты, договоры о сотрудничестве. Для выработки единых подходов и координации совместных действий всех заинтересованных структур целесообразно регулярно проводить информационно-методические мероприятия - круглые столы, семинары, конференции, совещания. Актуальной целевой группой в работе по профилактике экстремизма должны стать мигранты , которые приезжают со своими ценностными установками и определенной культурой. Важно помочь им адаптироваться в определенных социально-культурных условиях и сформировать толерантное отношение к этим людям. Это направление может быть связано с информационной и культурной адаптацией детей и подростков других национальностей, созданием программ межкультурного общения. Материалы на эту тему можно найти в сборнике «Молодые в библиотечном деле» и журнале «Школьная библиотека». Кроме того, особое внимание следует обратить на разработку и проведение таких общегосударственных праздников, как Праздник государственного флага Российской Федерации, День Державы, День России, День согласия и примирения и др. В последние годы во многих регионах России отмечается также Международный день мира (21 сентября) и Международный день толерантности ( 16 ноября). Нормативная правовая база, правовые основы формирования культуры толерантности 1. Декларация принципов толерантности. Утверждена резолюцией 5.61 Генеральной конференции ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 года; 2. Конституция Российской Федерации. Экстремизм во всех своих проявлениях в разной степени, но всегда посягает именно на то, что закрепляет Конституция РФ: основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, порядок и принципы государственного устройства и местного самоуправления; 3. Концепция государственной национальной политики Российской Федерации. Утверждена Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1996 № 909; 4. Федеральный закон от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»; 5. Федеральный закон от 05 июля 2002 года № 112-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности»; 6. Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»; 7. Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 211-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия экстремизму»; 8. Указ Президента Российской Федерации от 23 марта 1995 года № 310 (ред. от 03.11.2004) «О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации»; 9. Постановление Правительства Российской Федерации о 18.01.2003 г. № 27 (ред. от 08.12.2008) «Об утверждении Положения о порядке определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом»; Список литературы, рекомендуемой к использованию в работе: 1. Актуальные задачи гражданского образования и патриотического воспитания: идеи сотрудничества и толерантности: Материалы Всероссийской научно-практической конференции / Центральная городская детская б-ка им. А. С. Пушкина . - С.Петербург, 2005. - 139 с. 2. Афанасьева, А. Фестиваль - форма этнокультурного воспитания школьников / А. Афанасьева // Воспитание школьников. - 2008. - N 6. - С.19-21 3. Библиотеки – патриотическому воспитанию молодежи [Электронный ресурс]. – М.: Рос. гос. юнош. б-ка. – 1 эл. опт. диск (CD-ROM) 4. Виртуальная библиотека Государственной Символики Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Нижний Новгород: Нижегородская гос. обл. дет. б-ка, 2007. – 1 эл. опт. Диск (CD-ROM) 5. Гладилина, И. Технологии гражданско-патриотического воспитания в общеобразовательной школе / И. Гладилина // Воспитание школьников. - 2007. - N 9. - (Директору школы и его заместителю по воспитательной работе). - С. 2-5 Инновационные технологии гражданского воспитания 6. Голубева Н. Л . Организация чтения школьников в условиях полиэтнического региона (научно-методический аспект) / Н. Л. Голубева. - Школьная библиотека. - 2008. - N 8-9. - С. 55-60. 7. Гостева, А. С. Большой взрыв и черепахи: сказочная история / худож. П. Перевезенцев. - М. : Рудомино : Эксмо, 2006. - 70 с. : ил. - (Детский проект Людмилы Улицкой: другой, другие, о других) 8. Гречко, Г. С. Библиотека - центр диалога культур и территория толерантности / Гречко Г. С. // Школьная библиотека. - 2006. - N 9/10. - С. 97-106 Опыт библиотек в обслуживании полиэтнического населения. 9. Григорьева, А. А. Путешествие по чужим столам: книга о еде / худож. А. Антонов. - М.: Рудомино : Эксмо, 2006. - 55 с.: ил. - (Детский проект Людмилы Улицкой: другой, другие, о других) 10. Груздева М. В. Воспитание национального характера у младшего школьника средствами русской классической поэзии и личного литературного творчества / М. В. Груздева. - (Воспитание и обучение) // Начальная школа. - 2008. - N 10. - С.37-43. - Библиогр.: с. 43 (12 назв.) 11. Духовно-нравственное воспитание детей и подростков в современной библиотечной среде / авт.-сост. Е. М. Зуева. - М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2008. - 333 с. - (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря; сер. 1, вып. 1-2). 12. Духовно-нравственное воспитание молодежи на основе толерантности «Нравственные уроки ратного подвига» [Электронный ресурс]. – М.: Рос. гос. юнош. б-ка. – 1 эл. опт. диск (CD-ROM) 13. Дьячкова, С. Разум против предрассудков [Текст] : ролевая игра "Катаклизм" / С. Дьячкова // Классное руководство и воспитание школьников. Приложение к газете "Первое сентября". - 2009. - N 5. - С. 18-21 Сценарий ролевой игры для детей 13-16 лет, посвященный профилактике социальной нетерпимости 14. Кирсанова, Р. Ленты, кружева, ботинки: книга об одежде / худож. С. Трофимов. - М.: Рудомино: Эксмо, 2006. - 78 с.: ил. - (Детский проект Людмилы Улицкой: другой, другие, о других) 15. Колесникова, В. Учимся отстаивать свободу [Текст]: цикл ролевых игр и занятий / Виктория Колесникова // Библиотека в школе. Приложение к газете "Первое сентября". - 2008. - N 5. - С. 9-14 16. Мосин А . Мой род в истории. – М., 2006. 17. Надо учиться дружить : воспитание толерантности в библиотеке / Ивановская областная библиотека для детей и юношества. - Иваново, 2005. - 28 с 18. Патриотическое воспитание в детских библиотеках России / Российская государственная детская б-ка. - М, 2002. - 36 с. 19. Патриотическое воспитание в детских библиотеках России / Российская государственная детская б-ка. - М, 2002. - 53 с. 20. Самоделова, Т. Формирование толерантного поведения в семье: психологический тренинг / Т. Самоделова, С. Буторина // Воспитание школьников. - 2007. - N 4 . - С.36-40. - (Психологи - учителю) 21. Символы России : история и современность: материалы конференции, Рязань 31 октября -1 ноября 2006 г. / Рязанская обл. юношеская б-ка. – Рязань, 2006. – 136 с. 22. Татаринова, И. Г. Этнокультурное направление в деятельности детских библиотек / Ирина Геннадьевна Татаринова // Молодые в библиотечном деле. - 2006. - N 1. - С. 39-46 23. Тименчик, В. М. Семья у нас и у других / худож. С. Филиппова. - М.: Рудомино: Эксмо, 2006. - 62 с.: ил. - (Детский проект Людмилы Улицкой: другой, другие, о других). 24. Хухлаев, О. Не такой, как все: психологическая адаптация детей-мигрантов из инокультурной среды в начальной школе; материалы к тренингу / О. Хухлаев // Школьный психолог. Приложение к газете "Первое сентября". - 2008. - февр. (N 3). - С.19-21: фот. 25. Якубов, Э. Н. Русскоязычные веб-ресурсы Интернета, посвященные воспитанию толерантности / Эльмир Нурмагомедович Якубов // Мир библиографии. - 2008. - N 5. - С.24-25 : 1 фот. - (Аудитория) |