Реферат: Методические рекомендации по организации и внедрению во все ступени обучения технологии метода проектов Составители
Название: Методические рекомендации по организации и внедрению во все ступени обучения технологии метода проектов Составители Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Управление образования администрации Старооскольского городского округа муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детский эколого-биологический центр»
МЕТОДИЧЕСКИЕ рекомендации по организации и внедрению во все ступени обучения технологии метода проектов
Старый Оскол 2010г. Содержание. 1. Пояснительная записка……………………………………………………….3-5 2. Организация и внедрение технологии проектного обучения в образовательную деятельность………………………………………….…………6-21 3. Заключение……………………………………………………………………..22 4. Список используемой литературы ……………………………………….…..24 5. Приложение №1. Методы творчества, применяемые при проектировании.25 6. Приложение №2. Требования к учебным проектам………………………....30 1. Пояснительная записка. Метод проектов - интерактивный метод обучения. Актуальность и необходимость составления данных методических рекомендаций назрела в связи с социально-экономическими изменениями в мире. В современном обществе возникла потребность в активных, деятельных людях, которые могли бы быстро приспосабливаться к меняющимся трудовым условиям, выполнять работу с оптимальными энергозатратами, способных к самообразованию, самовоспитанию, саморазвитию. Среди наиболее важных качеств современного человека выделяются активная мыслительная деятельность, критичность мышления, поиск нового, желание и умение приобретать знания самостоятельно. Тем самым на образование возлагается функция, которая бы способствовала развитию самостоятельности и ответственности личности, была бы ориентированна на ее саморазвитие, самообразование, самореализацию. Следовательно, как справедливо замечают педагоги, необходима смена существующей дидактической парадигмы, ориентированной на традиционное репродуктивное обучение, за счет изменения форм и методов обучения, его индивидуализации, увеличения комплекса новейших технических средств, широкого применения новых технологий обучения. Причем акцент ставится на более активные виды самостоятельной индивидуальной работы. Цель методических рекомендаций: оказание методической помощи педагогам дополнительного образования по организации и внедрению проектного метода обучения в образовательный процесс. Инновационный поиск новых форм привел педагогов дополнительного образования центра к пониманию того, что для построения образовательного процесса, опирающегося на потребность, способности и возможности всех его субъектов, нам нужны деятельные, групповые, практико-ориентированные, проблемные и прочие формы обучения. Среди разнообразных направлений современных методик и технологий наиболее адекватным поставленным целям с нашей точки зрения, является метод проектов. Метод проектов впервые был сформулирован и подробно описан американским педагогом У. Килпатриком в первой четверти XX века. Он становится неотъемлемым дидактическим средством дополнительного образования, вызывающим в последнее десятилетие новый и вполне заслуженный интерес со стороны российских практиков образования. Искренний приверженец философско-педагогических концепций Джона Дьюи, Килпатрик так определил сущность нового метода: «Это метод целесообразной деятельности в связи с разрешением какого-нибудь учебного задания в реальной жизненной обстановке». Проект - это буквально «нечто брошенное вперед». В последнее время это слово ассоциируется чаще всего со смелыми и оригинальными начинаниями в области интеллектуальной или практической деятельности человека, символизируя новизну и нестандартность подхода в решении задач. В рамках дополнительного образования метод проектов можно было бы определить как образовательную технологию, нацеленную на приобретение обучающимися новых знаний в тесной связи с реальной жизненной практикой, формирование у них специфических умений и навыков посредством системной организации проблемно-ориентированного учебного процесса. Другими словами, метод проектов представляет собой такой способ обучения, который, по словам Дж. Дьюи, можно охарактеризовать как «обучение через делание», когда обучающиеся самым непосредственным образом включены в активный познавательный творческий процесс: самостоятельно формулируют учебную проблему, осуществляют сбор необходимой информации, планируют варианты решения проблемы, делают выводы, анализируют свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новое знание и приобретая опыт самостоятельной познавательной, исполнительской (репродуктивной), творческой и коммуникативной деятельности. Метод проектов является тем средством, которое позволяет отойти от традиционализма в обучении, для которого типичным является пассивность учащегося и стремление преподавателя «напичкать» своего подопечного стандартным набором знаний. Метод проектов - это дидактический инструмент, который создает уникальные предпосылки для развития целеустремленности и самостоятельности обучающихся в постижении нового, стимулируя их природную любознательность и тягу к непознанному. Являясь самостоятельной педагогической технологией, метод проектов обладает рядом важных характеристик. Прежде всего, ему присуща концептуальность, т.е. опора на стройную систему философских взглядов и обоснований. По этому параметру метод проектов, безусловно, уходит своими корнями в основные постулаты гуманистической педагогики, ставящей во главу угла необходимость разностороннего развития свободного и творческого человека. Значительно возросла потребность в специалистах, способных к проявлению творчества при решении своих профессиональных задач. Это обстоятельство предопределило новый виток интереса к проблеме формирования творческой личности выпускника учреждения дополнительного образования. Способность проектировать содержание, формы и методы своей будущей профессиональной деятельности на основе опережающего отражения окружающей действительности является весьма ценным качеством современного профессионала, независимо от того, в какой отрасли хозяйства он будет работать. Для удовлетворения социального запроса общества в творческих кадрах нужно коренным образом перестроить обучение, прежде всего, в творческом плане, уделив большее внимание вовлечению обучающихся в разнообразную творческую деятельность и, в частности, в проектно-творческую деятельность. Методические рекомендации ориентированы на деятельность педагогов дополнительного образования, учителей биологии по организации и внедрению проектного метода обучения в образовательный процесс. 2. Организация и внедрение технологии проектного обучения в образовательную деятельность. Проблема, над которой работает наш центр «Воспитание экологически грамотной личности методом активизации мыслительной и познавательной деятельности кружковцев» через проектную деятельность исходит из социального заказа общества, требований модернизации образования. Перед нами встал вопрос: «Как организовать деятельность всех участников образовательного процесса в проектную деятельность?» Один или несколько проектов, выполненных на секциях «БиоТОП», еще не дает право говорить, что внедрено проектное обучение в «ДЭБЦ». Для этого чтобы сформировать у обучающихся умение проектировать, нужна целостная система. Организация проектной деятельности обучающихся требует грамотного, научно – обоснованного подхода и решения комплекса задач. Проектная деятельность должна охватывать все ступени образования, проводиться поэтапно. Функции участников должны быть четко определены и разграничены. Для обеспечения проектной деятельности необходимы социально созданные, оптимальные условия. В чем мы видим преимущество метода проектов ? Во-первых, он дает возможность организовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой, успешно интегрируется в образовательном процессе, обеспечивает не только интеллектуальное, но и нравственное развитие детей, их самостоятельность, активность, позволяет приобретать обучающимся опыт социального взаимодействия, сплачивает детей, развивает коммуникативность. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность обучающихся, однако он органично сочетается и с групповым подходам к обучению. Поэтому проектная деятельность обучающихся реализуется в опыте автономного поведения (автономность) и опыте межсубъектного взаимодействия (совместность). При этом формируются значимые на наш взгляд, проектные умения: (схема №1). Схема №1
Учитывая вышесказанное, мы с полным правом можем говорить о том, что мы преступили к созданию целостной системы по организации проектной деятельности. Опыт работы педагогического коллектива позволяет сделать некоторые обобщения и выстроить структурно-логическую схему, отражающую основные этапы и логику развития проектных умений обучающихся (схема №2). Структурно-логическая схема организации проектной деятельности.
В педагогической практике выделены предлагаемые системы действий педагога и учащихся: 1. Этапы работы над проектом (таблица №1). Таблица №1. Этапы работы над проектами.
2. СИСТЕМА ДЕЙСТВИЙ ПЕДАГОГА И УЧАЩИХСЯ Таблица №2
3. Технология проектного обучения в системе занятий.Таблица №3
При организации деятельности педагогического коллектива по проектному обучению рекомендуется составление плана-графика: План-график организации работы над проектами. Таблица №4
Результаты проектной деятельности активно обсуждаются участниками проектной деятельности при проведении недели проектов. План-график презентации проектов обучающихся. Таблица №5
В ходе недели презентации проектов жюри оценивает проекты по требованиям, приведенным в приложении №2. Мониторинг результативности деятельности рекомендуется организовать в форме анкетирования обучающихся. Анкету с вопросом «Я участвую в проектной деятельности потому, что…» предлагается провести в начале проектной деятельности. Анкету с вопросом «При выполнении проекта самым трудным оказалось…» предлагается провести перед неделей презентации проектов. Анкету с вопросом «Чему научились в проектной деятельности?» предлагается провести в конце недели презентации проектов. Анализ анкетирования по вышеперечисленным вопросам послужит основой для организации проектной деятельности на следующий учебный год. Особое внимание отводится выбору темы проекта . Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях тематика может формулироваться специалистами органов образования в рамках утвержденных программ. В других — выдвигаться педагогам с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. В-третьих - тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные. Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса образовательной программы. Чаще, однако, темы проектов, особенно рекомендуемые органами образования, относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни. Так достигается вполне естественная интеграция знаний. Например, очень острая проблема городов — загрязнение окружающей среды отходами быта. Проблема: как добиться полной переработки всех отходов? Тут и экология, и химия, и биология, и социология, и физика. Или: Золушка, Белоснежка и Царевна-лебедь в сказках народов мира. Эта проблема — для младших школьников. А сколько здесь потребуется от ребят поисков, смекалки, творчества! Тем для проектов — неисчерпаемое множество, это живое творчество, которое нельзя никак регламентировать. Результаты выполненных проектов должны быть материальны, то есть надлежащим образом оформлены (видеофильм, альбом, бортжурнал «путешествий», компьютерная газета, альманах). В ходе решения какой-либо проектной проблемы учащимися приходится привлекать знания и умения из разных областей: химии, физики, иностранного и родного языков. Проекты, рекомендуемые для обучающихся дошкольного и младшего школьного возраста (1 и 2 ступени обучения). 1.Красная книга микрорайона Цель проекта — составить Красную книгу своего микрорайона (или ближайшего парка, пришкольного участка и т. п.), выяснив, какие растения являются редкими на его территории, какие растения, произрастающие там, официально включены в Красные книги (Международную или РФ). Красная книга пополняется не только за счет внимательных наблюдений, но и благодаря высадке редких растений на избранной для проекта территории. 2. Капелька Это проект бережливых. Суть его — в выявлении утечки чистой воды и практических делах, направленных на сбережение запасов чистой пресной воды. Первая часть проекта предполагает поиск ответа на вопрос: «Где мы теряем воду?». Устанавливается контроль за водопроводными кранами в школе и дома, выясняется, как и сколько сами дети пользуются водой. На красочную схему наносятся утечки воды. Дети придумывают, как их устранить. Они делают предупреждающие знаки возле водопроводных кранов, рисуют плакаты, устанавливают посты, становятся счетчиками использованной воды для самих себя. Кроме того, придумывают, как сократить объем употребления воды при выполнении разных домашних дел: при мытье посуды, стирке белья, других. Для этого они советуются с опытными хозяйками — своими мамами. При подведении итогов Капелька — главный герой итогового мероприятия — благодарит ребят за полезные советы детям и взрослым и всю проделанную детьми работу. 3. Разведка прекрасного и удивительного Это игра в разведчиков. Их маршрут должен проходить в парке, лесу, на фоне красивых пейзажей, удивительных растений, причудливых форм деревьев, необычных обитателей парка. Цель проекта — открыть для себя как можно больше прекрасного и удивительного, нанести эти объекты на карту, а затем... Затем дети составляют свои фантастические рассказы, в которых увиденное в природе одушевляется, начинает разговаривать, двигаться... Выполняются рисунки, аппликации, макеты. Подведением итогов проекта становится фантастическое путешествие по невыдуманной тропе. Тот же маршрут, что прошли ребята по лесу, проходится вновь, но в классе. Теперь на пути не обычные лесные обитатели, а созданные на их основе фантастические образы. Путешествие сопровождается элементами театрализации, музыкой и песнями, демонстрацией рисунков и поделок.
4.Животные в истории моей семьи В истории каждой семьи хранится немало рассказов о четвероногих друзьях, рассказов, которые часто передаются из поколения в поколение. Любопытные истории о своих любимцах детям рассказывают не только мамы и папы, но и дедушки, бабушки, другие родственники. Цель проекта — узнать родословную и своей семьи, и животных, которые были друзьями твоих предков. Дети не только записывают рассказы, имена животных, но и рисуют их со слов своих близких. Проект сочетает в себе коллективную и индивидуальную работу. Проекту дается общий старт, подведение итогов становится праздником всего класса. 5.Чистое утро Чистое утро — это подарок ребят своей планете. Собравшись по секрету чуть раньше, чем обычно, дети выходят на уборку выбранной заранее территории. Такая уборка должна оказаться приятной неожиданностью для людей, которые пройдут по этому участку. Работа по секрету от всех увлекает детей, как игра. Продолжением ее должен быть неожиданный для детей визит в класс кого-либо из представителей общественности, «разгадавшего тайну» чистоты, с благодарностью малышам. Проект может осуществляться и в самом школьном здании: в школе, где много цветов, дети могут вытереть пыль с листьев, полить растения; «проникнуть» в школьную столовую, чтобы не только протереть влажными тряпочками столы, но и положить вырезанные из бумаги салфеточки, поставить в полиэтиленовых стаканчиках букетики из желтеющих листьев и т. п. Обучающиеся 3, 4 ступени обучения выбирают следующие проекты: Исследова тельские проекты - и меют структуру, приближенную к подлинным научным исследованиям. Они предполагают аргументацию актуальности темы, определения проблемы, предмета, объекта, целей и задач исследования. Обязательно выдвижение гипотезы исследования, обозначение методов исследования и проведение эксперимента. Заканчивается проект обсуждением и оформлением результатов, формулированием выводов и обозначением проблем на дальнейшую перспективу исследования, Творческие проекты - имеют не столь строго проработанную структуру, однако строятся в известной логике «дизайн-петли»: определение потребности, исследование (дизайн-анализ существующих объектов), обозначение требований к объекту проектирования, выработка первоначальных идей, их анализ и выбор одной, планирование, изготовление, оценка (рефлексия). Форма представления результатов может быть различной (изделие, видеофильм, праздник, экспедиция, репортаж и пр.). Приключен
ческие (игро
вые) проекты -
предполагают, что участники принимают на себя определенные роли, обусловленные содержанием проекта. Ведущий вид деятельности учащихся в таких проектах - ролевая игра. Это могут быть имитации социальных и деловых отношений в ситуациях, придуманных "участниками, литературные персонажи в определенных исторических и социальных условиях и т.п. Обязательно намечаются проблема и цели проекта. Результаты же не всегда возможно наметить в начале работы, они могут определиться лишь в конце проекта, но необходима рефлексия участников и соотнесение полученных результатов с поставленной целью. Характер координации. Непосредственный, то есть с открытой координацией. Педагог (координатор) участвует в проекте в своем собственном статусе, направляет работу, организует отдельные этапы проекта. Здесь важным является отказ от авторитарного руководства, работа в содружестве с учащимися с сохранением консультирующих функций, без навязывания своих решений. Со скрытой координацией (возможно главным образом в телекоммуникационных проектах). Координатор выступает как полноправный участник проекта и не обнаруживает свой истинный статус учителя в период деятельности групп-участников. Свое влияние он осуществляет за счет лидерских и профессиональных качеств по критерию компетентности. Характер контактов. Внутренние или региональные проекты могут быть организованы внутри одной школы, между школами (классами) внутри региона, одной страны (с помощью телекоммуникаций, Интернета). Международные проекты с участием представителей различных стран. Такие проекты при всей их привлекательности не всегда возможны из-за того, что для них требуются средства информационных технологий, что сегодня может себе позволить не каждая школа. Но в перспективе учителям надо ориентироваться на выполнение подобных проектов и быть готовыми к их реализации. То есть уровень квалификации учителя не должен служить тормозом к осуществлению такого рода деятельности. Число участников. По числу участников проекты могут быть индивидуальные, парные и групповые. Продолжительность проведения. Проект может быть краткосрочным (разработан на нескольких уроках); среднесрочным (от недели до месяца); долгосрочным (от одного до нескольких месяцев). Методы творчества, применяемые при проектировании, выделены в приложении №1. Методические рекомендации по определению цели проекта. Грамотно сформулировать цели – особое умение. С постановки целей начинается работа над проектом. Именно эти цели являются движущей силой каждого проекта, и все усилия его участников направлены на то, чтобы их достичь. Формулировке целей стоит посвятить специальные усилия, потому что от тщательности выполнения этой части работы наполовину зависит успех всего дела. Сначала определяются самые общие цели, затем постепенно они все больше детализируются, пока не спустятся на уровень максимально конкретных задач, стоящих перед каждым участником работы. Если не пожалеть времени и усилий на целеполагание, работа над проектом в этом случае превратится в пошаговое достижение поставленных целей от низших к высшим. Но не стоит и перегибать палку. Если увлечься излишней детализацией, можно потерять связь с реальностью, и в этом случае список мелких целей помешает достижению главной, за деревьями можно не увидеть леса. 1. Когнитивные цели – познание объектов окружающей реальности; изучение способов решения возникающих проблем, овладение навыками работы с первоисточниками; постановка эксперимента, проведение опытов. 2. Оргдеятельные цели – овладение навыками самоорганизации; умение ставить перед собой цели, планировать деятельность; развивать навыки работы в группе, освоение техники ведения дискуссии. 3. Креативные цели – творческие цели, конструирование, моделирование, проектирование и т.д. Если попытаться сформулировать наиболее общие цели, которые стоят перед современным образованием, то можно сказать, что главной целью является обучение проектированию как универсальному умению. «Весь комплекс дидактических, психолого-педагогических и организационно-управленческих средств, позволяющих, прежде всего, сформировать проектную деятельность обучающегося, научить его проектированию, педагоги называют проектным обучением». 3. Заключение В данных методических рекомендациях обоснована актуальность применения метода проектного обучения как прогрессивной методики обучения и развития. Дана классификация учебных проектов для разных возрастных категорий обучающихся. Четко выстроенная структура деятельности педагогов и этапы совместной деятельности педагога и обучающегося позволят организовать образовательную деятельность на достаточно высоком уровне. Приведенная технология проектного обучения раскрыла последовательность методики организации проекта в системе учебного занятия. Анкетирование обучающихся на всех этапах проектной деятельности позволит проанализировать и скорректировать результаты данной деятельности. Вышеперечисленные аспекты методических рекомендаций позволят педагогам дополнительного образования успешно выполнить цель проектного обучения, состоящую в том, чтобы создать условия, при которых обучающиеся: · самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников; · учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; · приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; · развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения); · развивают системное мышление. Если обучающийся сумеет справиться с работой над учебным проектом, можно надеяться, что в настоящей взрослой жизни он окажется более приспособленным: сумеет планировать собственную деятельность, ориентироваться в разнообразных ситуациях, совместно работать с различными людьми, т.е. адаптироваться к меняющимся условиям. Список используемой литературы. 1. Кукушин В.С., Болдырева-Вараксина А.В. Педагогика начального образования. – М., 2005. 2. Л.И. Грехова. В союзе с природой. Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми. – М.: Илекса, Ставрополь: Сервисшкола, 2000. – 286 с. 3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Под ред. Е.С. Полат. – М., 2000 4. Организация проектной деятельности в образовательном учреждении./Сост. С. Г. Щербакова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007. – 96 с. 5. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, №1, 2004. – с. 42. 6. Селевко Г.К.Современные образовательные технологии: Учебное пособие./ Г.К.Селевко/ -М.: Народное образование, 1998. – 256 с. 7. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика./Под ред. Е.С. Полат. – М., 2000. 8. Управление проектами в современной организации: Стандарты. Технологии. Персонал. – М., 2004. 9. Приложение №1. МЕТОДЫ ТВОРЧЕСТВА, ПРИМЕНЯЕМЫЕ ПРИ ПРОЕКТИРОВАНИИ Умение организовать проектную деятельность учащихся - показатель высокой квалификации преподавателя, его способности пользоваться развивающими технологиями обучения. И здесь немаловажную роль играет владение методами творчества, постичь которые помогает эвристика - наука, изучающая продуктивное творческое мышление. Развитие творческого воображения, нахождение нетривиальных путей решения творческих задач проектирования, преодоление психологической инерции - вот возможности эвристических методов. О них мы и поговорим в данном параграфе. 1. Творческие методы проектирования : аналогия, ассоциация, неология, эвристическое комбинирование, антропотехника, использование передовых технологий. Аналогия - метод решения поставленной задачи, при котором используются уже существующие решения в других областях (биоформа, архитектура, инженерные решения и т.п.). Таким образом, аналоги становятся творческим источником. Интерпретация творческого источника и превращение его путем трансформации в проектное решение собственной задачи - суть этого метода. Первоначальная идея, заимствованная по аналогии, постепенно доводится до решения, адекватного замыслу. Такое проектирование имеет отношение к функциональному проектированию, то есть проектированию не предмета (вещи), а способа (функции): проектируем не печь, а способ обогрева помещения; не чайник, а способ кипячения воды; не проигрыватель, а способ воспроизведения звука. Ассоциация - метод формирования идеи. Творческое воображение обращается к разным идеям окружающей действительности. Развитие образно-ассоциативного мышления учащегося, приведение его мыслительного аппарата в постоянную боевую готовность - одни из важнейших задач в обучении творческой личности, способной мобильно реагировать на окружающую среду и черпать оттуда продуктивные ассоциации. В современном дизайне яркое образное мышление понимается как принципиально новый способ самого проектирования. Неология - метод использования чужих идей. Например, можно осуществлять поиск формы на основе пространственной перекомпоновки некоего прототипа. Но в процессе заимствования необходимо ответить на вопросы: что нужно изменить в прототипе? Что можно изменить в прототипе? Каким образом лучше это сделать? Решает ли это поставленную задачу? Заимствование идеи без изменений может привести к обвинению в плагиате. Эвристическое комбинирование - метод перестановки, предполагающий изменение элементов или их замену. Его можно охарактеризовать как комбинаторный поиск компоновочных решений. Этот метод может дать достаточно неожиданные результаты. Например, с его помощью первоначальную идею можно довести до абсурда, а потом в этом найти рациональное зерно. Так, авангардисты в моде часто пользуются именно эвристическим комбинированием. Антропотехника - метод, предполагающий привязку свойств проектируемого объекта к удобству человека, к его физическим возможностям. Например, при проектировании сумок есть правило: замок должен быть удобен для открывания его одной рукой; зонт должен раскрываться нажатием на кнопку тоже одной рукой. Вспомните, как сейчас хозяева открывают машину, -нажатием одной кнопки на брелоке. Все это - антропотехника. Использование передовых технологий вряд ли нуждается в комментариях. 2. Методы, дающие новые парадоксальные решения: инверсия, мозговая атака, мозговая осада, карикатура, бионический метод. Инверсия - (от лат. inversion - «перестановка»). Метод проектирования от противного. Это кажущаяся абсурдная перестановка - «переворот». Такой подход к проектированию основан на развитии гибкости мышления, поэтому он позволяет получить совершенно новые, порой парадоксальные решения (например, одежда швами наружу и т.п.). Интересно использование декора по методу инверсии: детали, выхваченные из другого изделия, укрупнение декора, смешение видов и стилей декоративных элементов, применение их в самых неожиданных местах и т.д. Мозговая атака (мозговой штурм) - коллективное генерирование идей в очень сжатые сроки. Метод основан на интуитивном мышлении. Главное предположение: среди большого числа идей может оказаться несколько удачных. Главные условия: коллектив должен быть небольшой; каждый участник «атаки» по очереди выдает идеи в очень быстром темпе; всякая критика запрещена; процесс записывается на магнитофон. Затем идеи анализируются. Мозговая осада - это также метод проведения быстрого опроса участников с запретом критических замечаний. Но в отличие от предыдущего, каждая идея доводится до логического завершения, поэтому процесс получается длительным по времени, отсюда и название - «осада». Карикатура - метод доведения образного решения продукта дизайна до гротескного, абсурдного; приводит к нахождению нового неожиданного решения, способствует развитию творческого воображения. Метод гиперболы, или создания гротескного образа, широко используется в современном модном эскизе. Бионический метод заключается в анализе конкретных объектов бионики. Например, механика работы крыльев у насекомых может дать свежие идеи решения задач по проектированию объектов со створками, наслоением или трансформацией деталей. Свечение некоторых насекомых натолкнуло на идею разработки обуви и одежды со встроенными светящимися в темноте элементами (спортивная одежда: куртки, кроссовки). Бионический подход в дизайне позволяет получить неординарные решения конструктивных узлов, новых свойств поверхностей и фактур. 3. Методы, связанные с пересмотром постановки задачи: наводящая задача-аналог, изменение формулировки задачи, наводящие вопросы, перечень недостатков, свободное выражение функции. Наводящая задача-аналог. Этим эвристическим методом часто пользуются при проектировании. Он основан на первоначальном поиске чужих идей (в журналах, специальной литературе, на выставках, в магазинах и т.п.) и тщательном анализе их достоинств и недостатков. Применение этого метода позволяет решить проектную задачу, используя предыдущий (чужой) опыт проектирования. Это может натолкнуть на видоизменение или совершенно новые идеи для решения поставленной проблемы, находясь в русле профессионального решения подобных задач. Учащиеся могут пользоваться этим методом на этапе предпроектного анализа. Изменение формулировки задачи расширяет границы поиска решения. Если дано задание спроектировать, например пляжную сумку, то возможны следующие формулировки: 1. Придумать сумку, трансформирующуюся в пляжную подстилку-коврик. 2 . Придумать сумку, материал которой не пачкается и не промокает. 3. Придумать сумку, в которой могут поместиться не только пляжные принадлежности, но и маленький ребенок и которую можно легко катать по песку и камням пляжа. 4.
Придумать сумку из тончайшей пленки, которая может легко Хотя при изменении формулировки ставятся нетривиальные, порой абстрактные условия, но этим, тем не менее, может быть достигнуто неожиданное решение прагматично поставленной задачи. Применение этого метода развивает мобильность мышления учащегося. Наводящие вопросы помогают уменьшить психологическую инерцию и упорядочить поиск вариантов. Ставятся вопросы следующего характера: что можно в объекте уменьшить, увеличить, разъединить, объединить, добавить, минимизировать и т.д.? Например, при решении предыдущей задачи (разработка пляжной сумки) можно поставить следующие наводящие вопросы: 1. Для кого предназначена сумка (для всех, для ребенка, женщины, мужчины)? 2.
Будет ли сумка трансформируема и каким образом (в коврик, 3. Каким будет материал сумки (из лоскутков в технике пэчворк, из клеенки, из прозрачной пленки, из плотной ткани, из других материалов)? 4. Сколько карманов и какого размера будет в сумке (для мелочей - расческа, очки, тюбик с кремом; для бутылки с водой, для теннисной ракетки и т.п.)? 5. Какая застежка будет у сумки (молния, магнит, кнопки, завязки)? Перечень недостатков - метод заключается в составлении полного развернутого перечня недостатков изделия. Перечень недостатков дает ясную картину, какие из недостатков подлежат изменению. Здесь учащийся (он же проектировщик) должен перевоплотиться в потребителя объекта. Свободное выражение функции - метод поиска «идеальной» вещи. Основная цель метода состоит в такой постановке задачи, при которой основное внимание уделяется назначению объекта. Функциональность является маяком поиска решения. Например, если проектируется идеальная игрушка для малыша, то она должна удовлетворять ряду условий: быть занимательной, яркой и выполнять развивающую функцию; быть из экологически чистого материала; быть безопасной для малыша: ею нельзя пораниться и ее нельзя проглотить - это самое главное. В русле функции и пойдет поиск решения. НАЧИНАЕМ РАБОТАТЬ ПО МЕТОДУ ПРОЕКТОВ Начнем с того, что учитель, применяющий в своей педагогической практике метод проектов, должен: - создать мотивацию; - создать образовательную среду; - определить, чему должны научиться учащиеся в результате работы; - уметь использовать простые примеры для объяснения сложных явлений; - представлять возможные способы презентации ситуаций для осмысления проблемы исследования; - организовать работу (в малых группах, индивидуально); - владеть способами организации обсуждения в группах методов исследования, выдвижения гипотез, аргументирования выводов и т.п.; - консультировать (по методу убывающих подсказок); - иметь критерии объективной оценки. Для всего этого нужен арсенал педагогических приемов. Например, проекты стартуют одновременно по всей школе (во всех классах и параллелях, включая общешкольные проекты). Предваряет проектную работу родительское собрание. Директор школы обращается к родителям со специальным посланием (или речью), разъясняющим роль и значение проектирования в современном образовательном процессе, и выражает просьбу о родительской поддержке детей в процессе выполнения ими самостоятельного проекта. Примечательно, что профессор И.Д. Чечель описывает свое знакомство с организацией проектной деятельности в школах Голландии, где использован похожий прием: от имени директора каждому из родителей рассылается вежливое письмо с подробными разъяснениями значимости предстоящей их ребенку самостоятельной проектной исследовательской работы. В письме выражается надежда на понимание, моральную поддержку и всемерное содействие успешности проекта. Для того чтобы заинтересовать учащихся в проектной деятельности, эффективным является проведение выставок и конференций различного уровня, на которых можно познакомиться с опытом предшествующих «проектировщиков» из числа старших учащихся. Участие в таком мероприятии обычно вызывает интерес школьников и желание попробовать свои силы, сделать не хуже. Проектные задания, предложенные на выбор учителем, должны обязательно предусматривать использование школьниками хорошо знакомых им знаний в сочетании с НОВЫМИ - теми, что предстоит приобрести. Знакомое создает чувство уверенности в своих силах, а неизвестное ведет вперед, к новым знаниям. При всей кажущейся банальности сказанного об этом часто забывают. Четко спланировать ход проектной работы и определить, каким видам деятельности должны научиться учащиеся на каждом этапе проектирования, учителю поможет понедельное планирование выполнения проекта. Ниже предложена примерная форма таблицы для такого планирования. Понедельное планирование выполнения проекта
В ходе планирования следует обращать особое внимание на соответствие знаний и умений, приобретаемых учащимися в задуманном проекте, требованиям к обязательному минимуму содержания образования и к уровню подготовки выпускников основной школы. Началу проектной деятельности могут предшествовать упражнения, с помощью которых отрабатываются отдельные навыки проектирования. Например, учащимся может быть предложена система простых заданий на поиск аналогий или ассоциаций. Это тренировка ассоциативного мышления, регулярное разминочное упражнение, которым может начинаться урок. Практически игровой момент занятия, но в нем заложен большой смысл. Класс можно разбить на подгруппы, каждой из которых предложить одно слово из группы слов, необходимых в контексте предполагаемого проекта. Когда обучающиеся еще плохо представляют себе что такое проект, одна из предлагаемых групп слов обязательно должна быть на понимание сути проектной деятельности. Это могут быть слова - проект, исследование, творчество, информация, дизайн и т.п. Другая группа слов может быть непосредственно связана с предметной областью проектной деятельности. Контрольное время - 3-5 минут на поиск ассоциаций к слову. Число ассоциаций - 15-20, но не менее 10. Чем ярче и образнее ассоциации, тем лучше. Ругать участников за их представления нельзя. Только хвалить, даже за самые бедные ассоциации, при этом поощряя их дальнейшее развитие Учащимся предлагается собрать и зафиксировать всю сумму названных ими ассоциаций. Предложенные учениками ассоциации сравниваются, анализируются и обсуждаются. Прежде всего, отмечаются совпавшие ассоциации. Они кратко анализируются с точки зрения адекватного отражения сути понятия или общего заблуждения (оно ведь возможно). Затем эти ассоциации отбрасываются. Из несовпавших отмечаются и поощряются самые образные и самые нестандартные (неожиданные, но точные) ассоциации. ПРИМЕРЫ АССОЦИАЦИЙ Слово ПРОЕКТ . Ассоциации: проблема, поиск информации, исследование, обоснование, идеи, выбор, творчество, путь решения проблемы, анализ, потребность, поиск выхода из ситуации, улучшение чего-либо, самореализация, предприимчивость, заявка на исследование, творческий план, личный интерес, экономическая выгода, мотивация, личностный рост, новые знания, вера в себя, поиск денежных средств, надежная команда, успех, сомнения, полезность и т.д. - чем больше, тем лучше. Слово ИССЛЕДОВАНИЕ . Ассоциации: наука, ученый, творец, поиск информации, имеющиеся факты, анализ, новые знания, осмысление проблемы, опыт, эксперимент, поиск закономерности, мысли, увлеченность, познание, наука, практика, синтез, интуиция, поиск смысла, компетентность суждений, проблемное поле, «эврика!», тяжкий труд, рутинная кропотливая работа, долгие наблюдения, сбор фактов, скука, радость познания, сотворчество, научные статьи, гордость собой, результат, разочарование, острота ума, счастье открытия, конференция, научная статья и т.д. Слово ТВОРЧЕСТВО . Ассоциации: свобода, счастье, талант, впечатление, эпоха Возрождения, живопись, скульптура, наука, созидание, божий дар, труд, самовыражение, реализация способностей, радость, потрясение, очищение, культура, искусство, изобретательство, писатель, озарение, музыка, пение, спорт, я и весь мир, мой учитель, проектирование, дизайн, литература, народные традиции, создание картины, создание коллекции модной одежды, ландшафтный дизайн, конструирование самолета, создание текста, занятие любимым делом и т.д. Практика показывает, что ассоциативный ряд, предложенный учащимися, бывает не слишком большим, особенно поначалу. Полезно показать им на примере, что чем шире и ярче ряд ассоциаций, тем более это свидетельствует о развитии, образованности, культуре, внутреннем богатстве личности. И самое главное, что всему этому можно научиться. В Приложении 3 (в новых номерах журнала «Завуч») приведен ответ художника и историка моды Александра Васильева на вопрос: что такое, по его мнению, красота? Ответ, как вы увидите в одном из последующих номеров журнала) состоит только из ассоциаций, разброс которых представлен в широчайшем диапазоне: от сверчков в усадьбе и скрипа наборного паркета до картин Сандро Боттичелли и музыки Брамса. А между этими полюсами столько всего - ожиданного... неожиданного... не всем известного... Способность оценить красоту многих вещей дало автору не только присущее ему внутреннее чувство прекрасного, но и образование, ибо лишь образованный человек знаком со столь многочисленными явлениями мировой культуры. Интересно, если предъявить этот текст сегодняшним выпускникам школы, сколько там содержится не знакомых им понятий? Когда ребенок уже научился выстраивать ассоциативный ряд, упражнение можно видоизменить, вводя его в мир более сложных ассоциативных построений. Например таких, как приведенное ниже. Как известно, многие из своих фундаментальных открытий Ньютон сделал в очень молодом возрасте (22-24 года), живя в уединении в родовой деревушке Вулсторп. Он уехал туда из Кембриджа, спасаясь от эпидемии чумы, которая свирепствовала в то время в Англии, особенно в городах. В Вулсторпе за неполные 2 года И. Ньютон разработал основы анализа бесконечно малых величин, начал размышлять о всемирном тяготении (именно там, по легенде, упало знаменитое яблоко), начал свои знаменитые оптические эксперименты. Словом, это был фантастический по продуктивности творческий взлет, повторения которого не было в биографии самого Ньютона. Но аналогии этому есть, и некоторые нам отлично известны. Это знаменитая Болдинская осень. Тоже вынужденное уединение, вызванное примерно теми же причинами - эпидемией холеры, которую, к слову, в тех краях называли чумой. Это первая ассоциативная ссылка. А вот еще одна. В Болдино А.С. Пушкин помимо многого другого написал и «Пир во время чумы», а действие этой маленькой трагедии происходит именно во время той страшной чумы, от которой бежал в Вулсторп И. Ньютон. Это проблемная ассоциация, относящаяся к природе творчества. Возможен, к примеру, вопрос: есть ли закономерность в том, что вынужденное уединение, по сути - ограничение свободы, провоцирует небывалый творческий взлет? Существуют ли другие примеры? Насколько вообще связаны аскеза (и отшельничество как ее часть) и продуктивность творчества? И т.д. Приложение №2. Требования к учебным проектам
|