Реферат: по теме: Личность Петра

Название: по теме: Личность Петра
Раздел: Остальные рефераты
Тип: реферат

Министерство образования и науки РФ

Муниципальное Образовательное Учреждение

Гимназия № 19 имени Н.З.Поповичевой г.Липецка

РЕФЕРАТ

по теме: Личность Петра I

Выполнил:

ученик 4 класса

Бордюгов Артём

Руководитель:

Золотарёва Л.С..

учитель начальных классов

Содержание

1. Введение 3

2. Пётр I 3

3. Шведская война 7

4. Рождение северной столицы: Санкт – Петербурга 7

5. Полтавская битва 10

6. Визит во Францию 11

7. Заключение 13

8. Список литературы 14

Слайд 1

Образ Петра I является для меня наиболее интересным, противоречивым и, несомненно, незаурядным среди множества других исторических личностей, повлиявших на становление России. Тема Петра Великого интересует меня, так как император Пётр открыл новую страницу в истории России. Ни один правитель, предшествующий Петру, не совершил столько радикальных изменений. Пётр начал активное взаимодействие с другими странами, укрепил российскую армию, начал строить заводы, основал великий город Санкт-Петербург, сделал огромный вклад в образование (открыл новые школы, академии, библиотеки, музеи и театры). Он интересовался всем, что его окружало. Эта черта его характера мне особенно импонирует. Россия и по сей день живёт под знаком Петра I. В каждом российском городе есть площади и улицы, памятники и скверы, названные в честь Петра I. Не является исключением и наш родной город. Памятник Петру Великому – основная достопримечательность нашего города, которую посещают не только туристы, но и местные жители. «Я всего лишь человек, и когда-нибудь умру, как и все», - писал Пётр Великий в одном из своих писем. Тем не менее, пример этого поистине великого человека до сих пор вдохновляет лидеров российского государства.

Пётр I (1672-1725)

30 мая 1672 года супруга русского царя Алексея Михайловича Наталья Нарышкина родила сына – Петра, которого в будущем нарекут Великим. В этот день по всей Москве служили благодарственные молебны, стреляли из пушек, а счастливый отец, царь Алексей Михайлович Романов, на радостях прощал казенные долги, одаривал своих ближних, отменял суровые приговоры преступникам. Из ближних и дальних мест в царский дворец ехали люди с дарами.
Царь Алексей Михайлович, «Тишайший», как его прозвали в народе, возлагал на своего младшего сына большие надежды. Он должен был стать достойным наследником.

Царевич с детства отличался любознательностью. Помимо домашних учителей, он обучался наукам и ремёслам у многочисленных мастеров, в том числе специалистов-иностранцев, населявших село Преображенское. Больше всего юного Петра интересовали корабельное дело и судостроение. Он организовал войско из своих сверстников-простолюдинов, которое со временем превратил в настоящие полки - Семеновский и Преображенский – основную гвардию Петра. Юный Петр возглавлял военные игры. С детских лет будущий император приучил себя к мысли, что должен сам разбираться во всех премудростях военного дела – от кавалерии до артиллерии. За всю свою жизнь Пётр знал в совершенстве 14 ремёсел. Его интересы и возможности были безграничны. Пётр Великий походил на необъятную Россию, которой правил.

В первые годы царствования Петр почти не участвовал в делах государства, предоставив полномочия царице Наталье. Своей властью Пётр воспользовался только для расширения, укрепления и оснащения войска. Почти всё своё время он проводил на маневрах.

В январе 1694 года скончалась царица Наталья, и Петру, прежде не управлявшему государством пришлось взять власть в свои руки. Молодому царю исполнилось только 22 года. Спустя год правления, 25 января 1695 года, он начинает военную кампанию против Турции.

Целью похода был провозглашён захват крепости Азов, важнейший опорный пункт при впадении Дона в Азовское море. Но смелому плану царя не суждено было сбыться: Азовская крепость устояла под натиском русского войска. Пётр сумел проанализировать причины поражения и сделать нужные выводы. Он понял, что первый поход не удался из-за отсутствия флота, и уже осенью того же года начал строительство гребных галер под Воронежем. За короткое время была построена флотилия из разных судов во главе с 36 пушечным кораблем “Апостол Петр”. В июне 1696 года этот флот вышел в Азовское море. Русская флотилия подошла к Азову в устье Дона и загородила речной проход для турецких судов. Крепость не выдержала блокады и в июле 1696 года Азовская крепость сдалась. СЛАЙД № 2(Штурм Азова)

Так был открыт первый выход России в южные моря.

С 1696 года, после смерти брата Ивана, Петр становится единодержавным царем России. В этом же году он, наконец, побывал в Западной Европе. Ему хотелось все, как следует посмотреть, изучить и перенять полезное для России. Но, понимая, что его, как царя, будут и встречать там по-царски – все покажут, но ни до чего не допустят, Петр отправился “великим посольством” под вымышленным именем Петра Михайлова. Слайд № 3 «Великое посольство». Перед отъездом он заказал себе печать с надписью: «Я ученик и ищу себе учителей». Он побывал в Германии, но рвался в Голландию – страну кораблестроения и развитой промышленной техники. Оставив свое посольство, которое состояло из 250 человек, Петр с немногими проплыл по Рейну и, не останавливаясь в Амстердаме, отправился в Саардам, где устроился плотником на корабельную верфь. Здесь он между делом осматривал фабрики, заводы, лесопильни, а в свободное время ходил вместе с рабочими в трактир пить пиво.
Жители Саардама скоро узнали, что среди них живет русский царь, и его стала сопровождать толпа любопытных. Они собирались перед его домом, и бургомистру даже пришлось выставить охрану. Но ничего не помогало. Пришлось царю уехать из Саардама.
Он поселился в Амстердаме и в течение четырех месяцев работал простым рабочим на верфи, где своими руками строил фрегат, заставляя своих русских спутников работать вместе с ним. Слайд № 4(Пётр на верфи в Голландии.)

Из Голландии Петр отправился в Англию, чтобы усовершенствовать свои познания в кораблестроении. Кроме этого, он здесь побывал на литейном заводе и в арсенале, осматривал госпитали, монетный двор с целью применить все это в России, занимался математикой, посещал парламент и Оксфордский университет, заходил в разные мастерские. Англичане говорили потом, что не было такого искусства или ремесла, с которым бы русский царь не ознакомился и не узнал, как это делается. Не теряя времени, он нанимал здесь мастеров для работы в России. За 15 месяцев пребывания в Европе Петр многое повидал и многому научился. К завершению путешествия Пётр понял, что главным его противником в ближайшем будущем станут не турки, а шведы. России предстояло прорываться к выходу в Балтийское море.

Посещение Европы также стало для него настоящей школой, и, вернувшись в Россию, Петр начал свою преобразовательную деятельность. 25 августа 1698 года царь Пётр вернулся в Москву.

Многими историками описано, как на следующий же день после приезда Петр, собрав придворную знать, вдруг выхватил ножницы и принялся собственноручно обрезать бороды своим приближенным боярам, и велел им переодеться в европейскую одежду. Он издал указ о том, что все, кроме священников и крестьян, обязаны брить бороды. Таким способом он стремился побыстрее приобщить народ к европейской культуре. Слайды № 5 и № 6 (Пётр бреет бороды боярам).

Вслед за бородами полетели и головы мятежников, восставших против форм правления Петра. С сентября по январь 1698 года было казнено более тысячи бунтовщиков. Их трупы висели под стенами Кремля несколько месяцев. После подавления бунта стрелецкое войско практически перестало существовать. Слайд № 7 (Утро стрелецкой казни).

Вместе с тем Петр начал серьезные преобразования в управлении государством. В декабре 1699 года в России было введено юлианское летоисчисление. «России нужны реформы!» - повторял царь.

Он также понимал, что без просвещения Россия долго будет оставаться варварской страной. Были открыты светские школы, где детей учили грамоте по гражданской азбуке.

В Голландии была открыта русская типография, где печатали книги, географические карты, чертежи. В Москве открылась математическая и навигаторская школа для подготовки своих специалистов в промышленности и морском деле. В 1702 году вышла первая русская газета “Ведомости”, которой началась русская периодическая печать.

Шведская война.

В 1700 году Пётр заключил с Турцией мир и начал войну со Швецией в союзе с Польшей и Данией. Противником Петра был восемнадцатилетний шведский король Карл XII . В ноябре 1700 года они впервые столкнулись с Петром под Нарвой, расположенной на берегу Финского залива. Слайд №8 (Сражение под Нарвой).

Падение Нарвы открыло бы России путь к морю. Казалось, что взять эту крепость не составит большого труда, ведь её гарнизон насчитывал всего 3 тыс. человек. В русской же армии было 34 тысячи человек и 145 орудий. Однако за полтора месяца русским так и не удалось сломить сопротивление шведского гарнизона. 19 ноября 1700 года под Нарвой произошло крупное сражение. Войска Карла XII выиграли это сражение. Поражение, нанесённое русской армии в этом сражении, было очень тяжелым: если шведы потеряли 2 тыс. человек, то русских полегло здесь около 7 тысяч; кроме того, Карл 12 забрал себе всю русскую артиллерию.
Петр извлек серьезные уроки из этого поражения и горячо принялся за укрепление вооруженных сил России. Его усилия вскоре дали результаты. С 1702 по 1703 год русская армия продвинулась до самого устья Невы. Здесь 16 мая 1703 года началось строительство Санкт-Петербурга. Слайд № 9 и № 10 (Пётр 1 руководит строительством С.-Петербурга и Основание С.-Петербурга).

РОЖДЕНИЕ СЕВЕРНОЙ СТОЛИЦЫ: Санкт – Петербург

Новый город

Санкт – Петербург был назван Петром Великим в честь Святого апостола Петра, небесного покровителя русского царя. В мае 1703 года царь Пётр спустился с войском к устью Невы и решил разбить здесь крепость, которая защищала бы Россию от вылазок шведского флота. После возведения Петропавловской крепости вокруг её стен продолжилось строительство города. Царь вознамерился создать настоящую европейскую столицу. Слайд № 11 (Топор, которым Пётр 1 вбил 1-й камень при строительстве С.-Петербурга).

Здесь трудились более 20 тысяч рабочих, большое количество зарубежных архитекторов, инженеров и мастеров. Царь строил город по западному образцу. Длинные широкие проспекты, просторные набережные и аллеи, дворцы в стиле французского Версаля – всё было ориентировано на образ идеального в его понимании города. Никто не мог построить здесь дом в обход установленного стиля. Пётр обожал своё детище по причине того, что оно было непохоже ни на один город России. Но построенный на болотах город серьёзно страдал от нехватки чистой воды. Канализационные сбросы, размывающиеся фундаменты зданий и болезни стали бичом жителей. Однако Петр не отчаивался, отдавая приказ за приказом. По его распоряжению сюда согнали огромное количество подневольных людей, которые быстро погибали от голода, истощения, из-за нехватки строительной техники. По разным оценкам, при строительстве Санкт-Петербурга погибло от 100 до 200 тысяч человек. И хотя царь любовно называл это место «райским садом», для народа оно стало настоящей преисподней. Воздвигнутая северная столица до сих пор считается «городом, построенным на костях.» Воплощение идей Петра требовало неимоверных усилий и огромного количества человеческих жертв. Но с другой стороны, все они имели государственное значение. По меткому замечанию Пушкина, строительством новой столицы Пётр прорубил для России «окно в Европу».

Красуйся, град Петров, и стой
Неколебимо как Россия,
Да умирится же с тобой
И побежденная стихия;
Вражду и плен старинный свой
Пусть волны финские забудут
И тщетной злобою не будут
Тревожить вечный сон Петра! (Вновь писал великий поэт).

Царь приказал здесь также открыть первые в стране типографии, биржи, прочие образовательные, культурные и торговые учреждения - школы и гимназии. Впервые в стране появилась Академия наук, постоянный театр, был составлен гражданский алфавит , принят новый календарь. Слайд № 12, 13(Новая азбука, исправленная азбука Петром 1). Были созданы первые в России музеи. В Петропавловской крепости начали собирать военные трофеи, положившие начало коллекциям Военно-исторического музея. Пётр был очень любознательным человеком. Посетив берлинский музей и повидав причудливые экспонаты, Пётр был очарован. Интерес ко всему необычному был яркой стороной петровской натуры. В знаменитой «Кунсткамере», которую он построил в С.-Петербурге, до сих пор хранится собранная Петром уникальная коллекция заспиртованных диковин. Экспонаты для «Кунсткамеры» выписывали и привозили из-за границы. Открытая в 1719 году, Кунсткамера стала первым русским музеем. Слайд № 14 (Кунсткамера).

В это время начала работать первая общественная библиотека. С 1719 по 1734 год на Васильевском острове для Кунсткамеры и библиотеки построили специальное здание, в боковых корпусах которого располагались анатомический театр, музей, библиотека, кабинет редкостей и обсерватория.

По всей России начали строиться новые города, а в старых -мостили и освещали улицы. В 1718 году по его приказу были учреждены первые в России бальные ассамблеи. Тогда же царь повелел перевести с немецкого языка книгу о светских манерах «Юности честное зерцало», которая стала среди горожан настоящим бестселлером. По приказу царя за границей закупались книги, приборы, оружие, приглашались иностранные мастера и ученые. Петр I встречался с Г. Лейбницем, И. Ньютоном и другими учеными. В 1717 г. он был избран почетным членом Парижской Академии наук. Однако, стараясь искоренить извечное российское невежество, он доходил до жестокости и кровавых расправ, действуя так, как подсказывал ему решительный характер. “Я так хочу, потому что считаю это хорошим, а чего я хочу, то непременно должно быть” – таков был девиз всей деятельности, направленной во славу России, которая была для него превыше всего.

Однако война со Швецией, которая получила название Северной войны , все еще продолжалась. Слайд № 15 (Северная война) . В 1709 году под Полтавой произошла решающая битва.

Катятся ядра, свищут пули,

Нависли хладные штыки.

Сыны любимые победы,

Сквозь огнь окопов рвутся шведы…

И битвы поле роковое

Гремит, пылает здесь и там….

Так описывал А.С. Пушкин Полтавскую битву в знаменитой поэме «Полтава».

Слайд № 16 (Полтавская битва). Петр сам повел свои войска и участвовал в сражении наравне со всеми, как и шведский король Карл12. Раненый в ногу король сидел в качалке, которую возили по всему полю битвы. Царя Петра пули обходили стороной: одна попала ему в шляпу, другая прострелила седло, а третья задела золотой крест, висевший у него на груди. Он скакал на коне по полю сражения, подбадривал и воодушевлял солдат. Тогда он и произнес свои знаменитые слова: “Вы сражаетесь не за Петра, а за государство, Петру врученное. А о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога, только бы жила Россия, слава, честь и благосостояние ее!” 2 месяца жители Полтавы выдерживали натиск противника. Петр 1 со своей армией победил в Полтавской битве. Историки сообщают, что в тот же день царь устроил большой пир на поле боя, пригласил на него пленных шведских генералов и, вернув им шпаги, сказал:

”… пью за здоровье вас, моих учителей в военном искусстве”.

Пирует Пётр. И горд, и ясен,

И славы полон взор его.

И царский пир его прекрасен. При кликах войска своего,

В шатре своём он угощает Своих вождей, вождей чужих,

И славных пленников ласкает,

И за учителей своих

Заздравный кубок поднимает.

(Снова А.С. Пушкин пишет о гордости за победу Петра).

Полтавская битва имела огромное значение для утверждения России как сильной державы. Страна навсегда закрепила за собой выход к Балтийскому морю. До сих пор презиравшие Россию европейские державы отныне должны были считаться с ней и относиться как к равной.

В 1711 году Пётр начал новую кампанию, но потерпел поражение. После переговоров с великим визирем Петру удалось заключить Прутский мирный договор , согласно которому сам царь и армия избегали пленения, но возвращали Турции Азов и теряли выход к Азовскому морю. Таким образом Россия получала возможность продолжать Северную войну, хотя и потеряла завоевания Азовских походов.

Визит во Францию

Пётр решил взять реванш за поражение в войне с Турцией. В 1714 году он отбил у шведов Финляндию, чем обеспокоил всю Европу. В ответ на это Англия, Голландия и Дания собирались заключить тройственный пакт о военной помощи Карлу 12, но не смогли договориться. Узнав, что Англия в шведском конфликте повернулась против России, Петр решил привлечь на свою сторону Францию. Результатом его визита в Париж явилось заключение Амстердамского соглашения между Россией, Францией и Пруссией.

Но лишь в 1721 году был наконец заключен Ништадский мирный договор , положивший конец Северной войне. За эту победу Петр 1 получил титул “Отца Отечества, Императора Всероссийского, Петра Великого”. Расправившись с внешними врагами царь вновь озаботился политическими реформами внутри страны, призванными укрепить Российское государство. Для этого были созданы мощная регулярная армия и флот.

Чтобы получать необходимые средства в 1718-24 годах была проведена перепись населения и определён размер подати с помещиков, крепостных, государственных крестьян и городского населения.

В условиях воцарившегося мира Санкт-Петербург приобрёл функцию торгового порта, а Россия стала активно участвовать в международной торговле. Пётр поддерживал отечественное производство и экспорт.

В 1717 году император упростил громоздкий государственный аппарат. В 1722 году была введена «Табель о рангах». Слайд № 17 (Табель о рангах). При успешной службе чиновник мог получить статус потомственного дворянина. Таким образом, карьера и социальный статус теперь зависели не только от происхождения, но и от таланта и трудолюбия человека.

В целом реформы Петра способствовали техническому прогрессу, экономическому и культурному развитию и усилению позиций России в мире. Но многие новшества Петра приживались с большим трудом. Так, до конца жизни он не смог искоренить казнокрадство и коррупцию даже среди своих ближайших помощников.

В 1724 году Пётр объявил об официальной коронации Екатерины. Впервые в истории России короновали женщину.

В декабре 1725 года император инспектировал строительство канала на Ладоге. Там ему пришлось в ледяной воде спасать тонущих матросов. Слайд № 18(Пётр спасает тонущих матросов на Ладоге). Это подорвало здоровье 52-летнего царя. Чувствую, что дни его сочтены, 27 января он приказал подать бумагу, чтобы отдать последние распоряжения. Приближённые пытались узнать, кто наследует престол. Пётр хотел обнародовать свою волю, но сил на это не стало. Перо выпало из его рук. Окружающие с трудом разобрали два слова: «Отдайте всё…» Ранним утром 28 января Пётр Великий скончался. Царь умер, не оставив завещание о своем наследнике. Слайд № 19 (Пётр 1 на смертном одре)

Историческая роль Петра Великого огромна и неоднозначна. Его провозглашали национальным гением, спасителем России, революционером. Пушкин называл его «Наполеоном и Робеспьером». Легендарный царь-реформатор кардинально изменил ход русской истории. Фигура Петра вызвала к жизни множество произведений художественного творчества. Самое легендарное воплощение образа императора – конная статуя Этьена Фальконе, получившая название «Медный всадник» благодаря одноименной поэме Пушкина. Памятник был торжественно открыт 7 августа 1782 года на Сенатской площади в Санкт-Петербурге. Слайд № 20 (Медный всадник)

Из современных скульптурных изображений – бронзовый император, расположенный в Петропавловской крепости в С.-Петербурге и монумент Зураба Церетели на Москве-реке, установленного в честь 300-летия российского флота. Петровская эпоха вдохновляла творчество русских художников: И.Е.Репина, В.И.Сурикова. В художественной литературе к личности Петра 1 обращались А.Н. Толстой и А.С.Пушкин. В творчестве А.С.Пушкина образ Петра Великого занимает особое место. Царю-реформатору посвящено несколько произведений великого поэта: исторический роман «Арап Петра Великого», поэмы «Полтава» и «Медный всадник» и многие стихотворения. Вступление к «Медному Всаднику» это гимн Петру и Петербургу. Оно принадлежит к числу самых знаменитых произведений Пушкина. «О мощный властелин судьбы! Не так ли ты над самой бездной, на высоте, уздой железной Россию поднял на дыбы?» Пётр для Пушкина был прежде всего – просвещенным монархом, «работником на троне», мужественным полководцем и благородным героем. Император в представлении Пушкина – демократ и одновременно деспот. (Пётр был врагом дворцовых церемоний и любых условностей. Он приветствовал откровенность своих подданных и обожал непринуждённую обстановку общения. Но в то же время деятельный и активный, деспотичный властелин не пытался понять окружающих. При жизни Петра мало кто осмеливался критиковать его политику.) Поэт А.С.Пушкин понимает неоднозначность натуры Петра и его деянии. В поэме «Медный всадник» император предстаёт воплощением непреклонной воли, внушающей ужас простым смертным. Величие государственных замыслов разрушает человеческие жизни. И вместе с тем Пётр у Пушкина – символ цивилизации, разума и силы духа.

Список использованной литературы:

1. Энциклопедия для детей. История России. Ч.1. От древних славян до

Петра Великого.- 2-е изд., М.Аксёнова, Д.Володихин и др. Аванта+,

Астрель, 2007.

2. "100 человек, которые изменили ход истории" Выпуск No.2, ООО "Де

Агостини", 2008.

3. Анисимов Е.В. "Время петровских реформ. О Петре 1". Ленинград, 1989г.

4. Баггер Ханс "Реформы Петра Великого". Москва,1985г.

5. Ключевский В.О. "Исторические портреты". Москва,1991г.

6. Ключевский В.О. "Курс русской истории". Москва,1997г.

7. Лебедев В.И. "Реформы Петра Первого". Москва,1937г.

8. Поляков Л.В. Кара-Мурза В. "Реформатор. Русские о Петре Первом".

Иваново,1994г.

9. Сборник: "Россия в период реформ Петра Первого" Москва,1973г .