Реферат: Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Русский язык» в 2010- 2011 учебном году в образовательных учреждениях Ярославской области, реализующих программы общего образования»
Название: Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Русский язык» в 2010- 2011 учебном году в образовательных учреждениях Ярославской области, реализующих программы общего образования» Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат |
Методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Русский язык» Согласно письму Департамента образования Ярославской области № 1883/01-10 от 17.05.2010 образовательный процесс в общеобразовательных учреждениях в 2010- 2011 учебном году должен осуществляться в соответствии с базисным учебным планом 2004 года. В 2010-2011 уч.г. сохраняют силу основные положения по преподаванию русского языка на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования (приказ Минобразования России от 05.03.2004 г. №1089), сформулированные в методических рекомендациях за 2009 год (см. методическое письмо «О преподавании «Русского языка» в общеобразовательных учреждениях Ярославской области в 2009-2010 учебном году»). Требования к составлению рабочих программ по русскому языку содержатся в приложении к Письму департамента образования от 12.01.2006 г. № 01 – 10. 1. Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка на этапе основного общего образования в объеме, ориентированном на 735 часов: в V классе – 210 ч, в VI классе – 210 ч, в VII классе – 140 ч, в VIII классе – 105 ч, в IX – 70 ч. Обязательное изучение русского языка на базовом уровне среднего (полного) общего образования , ориентированном на 70 часов: в X классе – 35 часов, в XI классе – 35 часов. Изучение русского языка на профильном уровне на ступени среднего (полного) общего образования должно осуществляться в объеме не менее 210 часов. Методические рекомендации по вопросам организации профильного обучения и по реализации элективных предметов приведены на сайте «Профильное обучение в старшей школе» (http://www.profile-edu.ru/). Рекомендации по разработке элективных курсов – на сайте ГОУ ЯО ИРО (раздел «Ресурсы»; методическое письмо «О преподавании учебного предмета «Русский язык» в 2008-2009 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ярославской области http://www.iro.yar.ru/m_letter/index_08.htm).
2. Выполнение требований стандарта (по материалам ЕГЭ и ГИА) Все документы, регулирующие проведение итоговой аттестации по русскому языку, находятся на официальных сайтах ФИПИ (www.fipi.ru) и Министерства образования и науки РФ (www.mon.gov.ru). Готовя обучающихся к экзамену в новой форме, рекомендуется использовать результаты Государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы в новой форме в 2010 году (см. www.fipi.ru: аналитический отчет ФИПИ 2010 года (ГИА-9); методическое письмо «Об использовании результатов государственной (итоговой) аттестации выпускников основной школы в новой форме в 2010 году в преподавании русского языка в общеобразовательных учреждениях»). Подготовка выпускников к государственной итоговой аттестации должна быть системным завершением многолетней работы по повторению и обобщению ранее изученного. Реализация принципа системности поможет преодолеть привычку механически оперировать нормами устной и письменной речи и выведет на внутренне непротиворечивые интерпретацию текстов, комментирование их проблематики, оперирование средствами связи. В ходе ЕГЭ по русскому языку в Ярославской области (2010 год) при выполнении заданий части А наиболее низкие первичные баллы были зафиксированы в заданиях, проверяющих сформированность следующих умений: морфологического анализа, определения грамматической основы предложения, разграничения простых и сложных предложений. Хуже, чем в прошлом году, выпускники владели орфографическими нормами, регулирующими слитное и раздельное написание разных частей речи. Лучше стали показатели по заданиям, проверяющим владение лексическими и синтаксическими нормами языка, а также умение определять композиционный тип речи и функциональный тип текста. При выполнении части В наибольшее затруднение вызвали задания, проверяющие умения проводить морфологический анализ языковых единиц, определять типы односоставных, придаточных предложений; на фоне хороших общих результатов обозначилась необходимость формирования языковедческой компетенции. В аспекте коммуникативной компетенции особого внимания заслуживает часть С экзаменационной работы – обнаружились типичные недочеты, которые свидетельствуют о ряде проблем в системе подготовки по русскому языку. Низкими остаются статистические показатели по критериям К7 (соблюдение орфографических норм) – 0,71 и особенно К8 (соблюдение пунктуационных норм) – 0,51. Низки показатели по критериям К3 (умение формулировать авторскую позицию), К1 (умение формулировать проблему текста). Констатируется улучшение результатов по ранее тревожным критериям К4 (умение аргументированно высказывать собственную позицию), К10 (соблюдение речевых норм). Статистические данные результатов ЕГЭ по русскому языку представлены в аналитических материалах департамента образования и ГУ ЯО ЦОиККО «Единый государственный экзамен в Ярославской области в 2010 году». С 2007 года в Ярославской области идёт апробация новой формы государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов образовательных учреждений г. Переславля-Залесского по русскому языку. Результаты выполнения заданий по оценке уровня орфографической и пунктуационной грамотности свидетельствуют о том, что сохраняется разрыв между освоением учащимися теоретической базы и формированием практических умений и навыков. Признано, что на уроках русского языка в классах, занятых в эксперименте, отсутствовала систематическая работа с текстовой информацией, не обеспечивалось формирование умений грамотно интерпретировать текст, видеть разные виды информации, устанавливать информационные связи, то есть репродуктивный элемент превалировал над аналитико-синтетическим. По итогам эксперимента сделан вывод, что при подготовке к ГИА в IX классе необходимо целенаправленно и систематически работать с публицистическими текстами, формировать умения строить собственное высказывание в соответствии с заданным типом речи. Результаты апробации новой формы итоговой аттестации по русскому языку содержатся в аналитико-статистических материалах департамента образования и ГУ ЯО ЦОиККО за 2009/2010 учебный год «Лицензирование. Аккредитация. Аттестация». Необходимость преодоления репродуктивного характера преподавания вытекает из результатов мониторинговых исследований, ранее проведенных в Ярославской области. В аналитико-статистических материалах содержатся сведения о динамике результатов выпускников IX классов, из которых видно, что в ООУ обучение ведется в основном на репродуктивном уровне; у большинства учащихся хорошо сформированы частные предметные умения, но недостаточно – общеучебные (междисциплинарные, ключевые) компетенции. В материалах содержатся рекомендации по совершенствованию преподавания русского языка, актуальные в настоящее время: - усилить коммуникативную направленность в преподавании русского языка; - работать над формированием аналитических умений в курсе русского языка, использовать разные виды разбора для формирования осмысленной и прочной орфографической и пунктуационной практической грамотности; предлагать учащимся задания исследовательского характера; - придерживаться принципа текстоориентированного обучения русскому языку для развития речевых умений; использовать для этого задания творческого характера; - применять критериальный подход к оценке работ учащихся; - проводить систематическую работу по освоению учащимися филологической терминологии (специальной лексики); - осуществлять индивидуальную работу с учащимися, вести преподавание с учетом возрастных и личностных особенностей; - установить жесткую преемственность в программах и методах преподавания у преподавателей начальной и средней школ. 3. Рекомендации по использованию учебников Все учебники, имеющие гриф МОН РФ, соответствуют требованиям государственного образовательного стандарта, но, избирая УМК, учитель должен учитывать степень его соответствия содержанию и логике ГИА и ЕГЭ. Кроме того, УМК, включенные в перечни Министерства после 2004 года, предполагают реализацию требований ФГОС. Учебно-методический комплект по русскому языку под ред. С.И.Львовой полностью соответствует требованиям нового ФГОС и реализует его основные идеи: - утверждение личностно ориентированной парадигмы образования в целом; - ориентацию на планируемые результаты обучения; - усиление метапредметной образовательной функции родного языка в учебно-воспитательном процессе; - реализацию системно-деятельностного подхода в образовании; - формирование функциональной грамотности как способности максимально быстро адаптироваться во внешней среде и активно в ней функционировать; - реализацию компетентностного подхода в обучении: формирование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетентностей. Все задания предполагают качественную подготовку обучающихся к ГИА и ЕГЭ. Новая форма государственной итоговой аттестации в 9 классе требует от учителя более активной работы по обучению учащихся писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Учебник С. И. Львовой, В. В. Львова содержит упражнение под рубрикой «Сочинение-миниатюра». Форма высказывания малой формы направлена на развитие умения использовать единицы языка в речи и стройно, логично, аргументированно излагать свои мысли. Предлагаемые в учебнике задания требуют от учащихся объяснить сущность языковых явлений, сопоставить изучаемое явление с другим, обобщить знания по теме. Задания носят развивающий характер и требуют от учащихся лингвистических знаний, интеллектуальных и коммуникативных умений. Для основной школы (5-9 кл.) линия завершена, и готовятся учебники для 10-11 классов. В УМК входят программа для 5-11 кл., программы 7 элективных курсов (5 для основной и 2 для старшей школы), методические рекомендации для учителя (5, 6 классы), пособия для учащихся и учителей, контрольные и проверочные работы, рабочие тетради, сборники диктантов. Учебник построен так, что переход обучающихся из начальной школы в основную мало заметен. На него можно переходить после различных УМК, используемых в начальной школе. Если же в начальной школе дети обучались по образовательной системе «Школа 2100» (программа под ред. Р. Н. и Е. В. Бунеевых ), рекомендуется использовать УМК этих же авторов. Учебники соответствуют требованиям ФГОС, линия завершена (5-11 классы), имеются самостоятельные и проверочные работы (5-9 кл.,) дидактический материал (5-9 кл.), сборники диктантов для 5-7 и 8-9 классов. Работа по данному УМК предполагает использование технологий проблемного диалога, продуктивного чтения, оценивания учебных успехов. Новая линия учебников русского языка представлена УМК под ред. акад. РАО Г. Г. Граник. В учебниках реализована идея беседы (диалога-полилога) с учащимися. Курс построен на текстовой основе. Решается задача обучения пониманию учебного и художественного текстов. Но линия не завершена (изданы учебники для 5-7 классов), поэтому УМК находится в перечне допущенных учебников. В 2010-2011 году авторы планируют линию завершить. В зависимости от целей и задач на ступени среднего (полного) общего образования сегодня можно пользоваться разными учебниками русского языка, рассчитанными на работу на базовом, базовом и профильном, профильном уровнях. При этом важно сохранить общую логику курса, преемственность обучения русскому языку в 5-9 и 10-11 классах. Имеющиеся УМК позволяют реализовать тему преемственности в полной мере. Так, УМК для основной школы, разработанный Р. Н., Е. В. Бунеевыми и др., получает развитие в издании этими авторами учебника «Русский язык (базовый и профильный уровни)» для 10-11 классов. Среди новых изданий для 10-11 классов интерес представляет учебник под ред. Г. Ф. Хлебинской, который содержит теоретический и практический материал по лексике, фонетике, морфемике, словообразованию, орфографии. В нем особое внимание уделено работе с текстом, подробно рассматриваются функциональные стили речи. Для объяснения отдельных явлений современного русского языка приводятся исторические комментарии. Наряду с тренировочными упражнениями представлены задания творческого, поискового, игрового характера. Л. Г. Никифорова, методист кафедры гуманитарных дисциплин
Приложение
1. Рекомендации по преподаванию русского языка в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, классах VII вида
Преподавание русского языка в специальных (коррекционных) классах VII вида рекомендуется осуществлять по УМК «Русский язык» под редакцией Н.М. Шанского (авторы М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Л. А. Тростенцова и др. – 5-7 классы, авторы Л. А. Тростенцова, Т. А. Ладыженская, А. Д. Дейкина и др. – 8-9 классы). Региональный учебный план для специальных (коррекционных) образовательных учреждений, классов VII вида предусматривает выделить на изучение русского языка и литературы на этапе основного общего образования следующее число учебных часов в неделю: в V классе – 8 ч., в VI – 8 ч., в VII – 7 ч., в VIII – 6 ч., в IX – 6 ч. Особенности речи, мышления, познавательной деятельности детей с ЗПР обусловливают то, что теоретические сведения о морфемном составе слова, о строении предложения сообщаются и усваиваются учащимися в связи с изучением орфографических и пунктуационных правил. Обучающимся необходимо помочь организовать практическую работу с понятиями и правилами, овладеть способами оперирования ими, умением опознавать определенные языковые явления, самостоятельно отбирать и конструировать материал, правильно (в соответствии с нормами литературного языка) использовать различные языковые средства в собственной речевой практике.
2. Рекомендации по изучению русского языка в режиме коррекции на ступени основного общего образования V класс. Программа по русскому языку для V может быть освоена обучающимися с ЗПР в полном объеме. VI класс. Учитывая компенсаторные возможности и личностные особенности учащихся с ЗПР, рекомендуется в ознакомительном плане изучать следующие темы: разряды имен прилагательных, числительных и местоимений; переходные и непереходные глаголы; употребление форм одних наклонений глаголов в значении других; склонение количественных числительных, степени сравнения имен прилагательных, разноспрягаемые глаголы. При этом тщательнее отрабатывать разделы, связанные с изучением склонения наиболее употребительных числительных (от 5 до 20), использованием степеней сравнения имен прилагательных в практических описаниях, а также все, что связано с орфографической грамотностью: ь на конце и в середине числительных; правописание гласных в падежных окончаниях числительных, обозначающих даты; дефис в местоимениях перед суффиксами-то , -либо , -нибудь и после приставки кое- ; частицы не и ни в местоимениях. VII класс . Рекомендуется ознакомительно изучать такие темы, как причастие – особая форма глагола (общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль); склонение полных причастий и правописание гласных в падежных окончаниях; не с причастием; одна и две буквы н в суффиксах полных причастий и в прилагательных, образованных от глагола. Одна буква н в кратких причастиях; деепричастие - особая форма глагола (общее значение, морфологические признаки, синтаксическая роль); непроизводные и производные предлоги. В практическом плане (без терминологии) изучаются: образование действительных и страдательных причастий, правописание гласных в суффиксах причастий; степени сравнения наречий; разряды частиц по значению и употреблению, различение на письме частиц не и ни. VIII класс. Рекомендуется увеличить время на изучение наиболее трудных, но важных для формирования пунктуационной грамотности тем: словосочетание (умение выписывать из предложения словосочетания, видеть связь между словами); двусоставные предложения (больше внимания уделить разбору по членам предложения, умению находить основу предложения с простым и составным сказуемым); предложения с однородными членами; предложения с обращениями, вводными словами и предложениями; прямая и косвенная речь. Ознакомительно можно изучить такие темы, как грамматическое значение словосочетаний; связь слов в словосочетаниях; виды сказуемых; прямое и косвенное дополнение; виды односоставных предложений; виды обстоятельств; сравнительный оборот, знаки препинания при сравнительном обороте; тире между подлежащим и сказуемым. В практическом плане изучается тема «Несогласованные определения». IX класс. Ознакомительно рекомендуется изучать сложносочиненные предложения с союзами (без определения вида союза); основные виды придаточных предложений; смысловые взаимоотношения между частями бессоюзного сложного предложения, двоеточие и тире в бессоюзном сложном предложении. Практически изучаются сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными (без определения вида связи; основной упор делается на формирование пунктуационных навыков); различные виды сложных предложений с союзной и бессоюзной связью и знаки препинания в них (несложные случаи).
Л. Г. Никифорова, методист кафедры гуманитарных дисциплин
|