Реферат: О преподавании предмета «Кубановедение» в 2010- 2011 учебном году
Название: О преподавании предмета «Кубановедение» в 2010- 2011 учебном году Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат | |
Методические рекомендации для общеобразовательных учреждений Краснодарского края о преподавании предмета «Кубановедение» в 2010– 2011 учебном году Актуальной задачей современного образовательного процесса является воспитание грамотных, активных, целеустремленных, здоровых, свободных от негативных привычек и воздействий молодых людей, являющихся патриотами России, родной Кубани, почитающих традиции отцов и способных возродить мощь и славу Отечества. Учебная дисциплина «Кубановедение», как нельзя лучше отвечает требованиям сегодняшнего дня. 1.Нормативно-правовые документы Преподавание предмета в 2010 – 2011 учебном году ведётся в соответствии со следующими нормативными и распорядительными документами 1. Приказ Министерства образования РФ от 9 марта 2004 г. N 1312 «Об утверждении Федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования». 2. Приказ Министерства образования РФ от 5 марта 2004 г. N 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования». 3. «Обязательный минимум содержания общего образования по кубановедению». Утвержден решением коллегии департамента образования и науки Краснодарского края от 27.10.2004 г. /Краснодар: Мир Кубани, 2005 г. 4. Письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 7 июля 2005 г. N 03-1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана». 5. Государственные образовательные стандарты общего образования (стандарты I поколения)– http://www.edu.ru/db/portal/obschee/index.htm 6. Федеральный государственный образовательный стандарт (стандарты II поколения) начального общего образования– http://standart.edu.ru 7. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (авторы А. Данилюк, А. Кондаков и др.- М.: Прсвещение, 2010.), (Стандарты второго поколения). Ознакомиться с проектами федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) основного и среднего (полного) образования рекомендуем всем педагогическим работникам.
2. Учебно-методическое обеспечение
Преподавание кубановедения осуществляется в соответствии со следующими методическими материалами: 1. «Программа курса «Кубановедение» для I–XI классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края» /Краснодар: Вика-Принт, 2005 г. 2. «Примерное учебно-тематическое планирование курса «Кубановедение» для I–XI классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края» /Краснодар: ОИПЦ «Перспективы образования», 2004 г. 3. Кубановедение. Программа для 5 – 6 классов общеобразовательных учреждений Краснодарского края. Краснодар: ОИПЦ «Перспективы образования», 2009. 4. Кубановедение: Программа курса для 1 – 4 классов. Краснодар: Перспективы образования, 2009. Рекомендованными для общеобразовательных учреждений Краснодарского края являются следующие учебники и учебные пособия: 1.Баграмян А.Ю. Литература Кубани: Рабочая тетрадь. 5 – 6 кл., 2008 – 40 с.: ил. 2.Близнюк Е.П. История Кубани. Древний мир: Рабочая тетрадь для 5 кл., 2008 – 32 с. 3.Близнюк Е.П. Средневековая Кубань: Рабочая тетрадь. 6 кл., 2008 – 36 с. 4.Бодяев Ю.М. Символы Краснодарского края: Пособие для общеобразовательной школы. 2-е издание, 2008 – 36 с.: ил. 5. Горовая Н.А., Чеглокова Т.С. География малой родины: Рабочая тетрадь для учащихся 6 кл. общеобразовательных учреждений, 2008 – 52 с. 6. Гриценко Р.М., Ложкина Р.И. Кубанские говоры: Рабочая тетрадь. 5 – 7 кл., 2007 – 24 с. 7. Гриценко Р.М. Русский язык: Литературная норма и кубанские говоры: Учебник для 5 – 9 кл. общеобразовательной школы, 2007 – 178 с. 9. Зайцев А.А., Лукьянов С.А. Кубань в ХХ в.: Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений, 2007 – 128 с.: ил. 10. История Кубани.: Атлас с комплектом контурных карт, 2008 – 28 с.: карт. 11. История Кубани с древнейших времён до конца XX века: Учебник для высших учебных заведений, 2008 – 400 с.: ил., карт. 12. Кубанская азбука для детей и их родителей /Сост. О.А. Хамцова, 2007 – 60 с.: ил. 13. Летопись Кубанского казачьего войска: 1696–2006 гг./Под ред. В.Н. Ратушняка, 2007 – 440 с.: ил. 14. Любимцев Ю.Г. Литература Кубани: Хрестоматия для 5 – 6 кл. общеобразовательных учреждений, 2007 – 192 с. 15. Любимцев Ю.Г. Литература Кубани: Хрестоматия для 7 – 8 кл. общеобразовательных учреждений, 2008. – 172 с. 16. Лотышев И.П. Популярный иллюстрированный географический словарь Краснодарского края , 2009 – 116 с.: ил. 17. Маслов А.В. Кубанская старина. Жизнь и быт казаков, 2-е изд., 2008 – 80 с.: ил. 18. Маслов А.В. Три века истории Кубани. XVIII – XX вв.: Вопросы, ответы, комментарии: Учебное пособие для общеобразовательных учреждений, 2008 – 108 с. 19.Паскевич Н.Я. Любимый уголок земли: Учебное пособие по развитию речи для учащихся 3 – 4 кл. общеобразовательных учреждений, 2007 – 80 с.: ил. 20.Петренко И.Г. География Краснодарского края. Природа. Экономика: Рабочая тетрадь для 8 – 9 кл. общеобразовательных учреждений, 2008 – 64 с. 21. Ратушняк В.Н. История Кубани с древнейших времён до конца XIX в: Учебник для учащихся старших классов общеобразовательных учреждений и студентов средних специальных учебных заведений, 2008 – 232 с. 22. Ратушняк В.Н. Кубанские исторические хроники, 2008 – 240 с.: ил. 23. Родная Кубань: Книга для чтения /Под ред. В.Н. Ратушняка, 2008 – 216 с.: ил. 24. Региональный компонент в учебно-воспитательном процессе: из опыта работы победителей конкурса лучших учителей в рамках приоритетного национального проекта «Образование» /Сост. Л.Е. Кулешова, 2008 – 204 с. 25. Терская И.А. География Краснодарского края. Природа. Экономика: Учебник для 8 – 9 кл. общеобразовательных учреждений. 3-е изд., 2008 – 148 с.: ил., карт. 26. Трёхбратов Б.А. Кубановедение: археология, мифология, культура: Учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений, 2008 – 128 с.: ил. 27. Трёхбратов Б.А. Кубановедение: Учебник для 6 кл. общеобразовательных учреждений, 2009 – 1 с.: ил. 28. Трёхбратов Б.А. История Кубани с IV до конца XVIII в.: Учебник для 6 – 7 классов общеобразовательных учреждений, 2008 – 108 с.: ил. 29. Трёхбратов Б.А., Бодяев Ю.М. История Кубани. Конец XVIII – ХIХ в. 8 кл., 2007 – 144 с.: ил. 30. Хачатурова Е.А. и др. История Кубани в рассказах и иллюстрациях: Учебник для 4 – 5 классов, 2008 – 72 с., ил. 31. Щетнёв В.Е., Смородина Е.В. История Кубани. XX век: Учебник для учащихся 11 класса общеобразовательных учреждений и студентов средних специальных учебных заведений, 2001 – 224 с. 32. Карта Краснодарского края и РА, адм. (120х120 М 1:400 000), 2008. 33. Карта Краснодарского края и РА, физ. (120х120, М 1:400 000), 2008 34. Комплект учебно-наглядных пособий по курсу «Кубановедение» для начальной школы (5 шт., 60х90), 2008. 35. Кубань в древности: Комплект учебно-наглядных пособий по курсу «Кубановедение» (60х90), 20 36. Животный мир Кубани: Комплект учебно-наглядных пособий. (5 табл. 60х90), 2008 37.Символика Краснодарского края: Комплект учебно-наглядных пособий по краеведению (4 л., А-3), 2008. 38. Выдающиеся деятели Кубани: Портреты (10 шт. А-3, картон). Сотрудники ККИДППО и творческие коллективы под их руководством разработали ряд учебно-методических пособий в помощь учителю кубановедения, которыми целевым образом обеспечены школьные библиотеки: 1. Изобразительное искусство. Краснодар: Мир Кубани, 2005. 2. Биология. Растительный и животный мир Кубани. 6 класс / Краснодар: Вика-Принт, 2006 / Составители Казарян К.П., Бурлаченко Т.Л. 3. Биология. Экология Кубани. 11 класс / Краснодар: Вика-Принт, 2006/ Составители Казарян К.П., Бурлаченко Т.Л. 4. Поурочное планирование и методические рекомендации по разделу «История Кубани» интегрированного курса кубановедения с V–IX класс / под научной редакцией А.Г. Еременко / Краснодар: Вика-Принт, 2005 (семь отдельных брошюр). Количество часов , предусмотренное для изучения «Кубановедения» в 1 – 11 классах, – 34 часа в каждой параллели из компонента общеобразовательного учреждения. Дополнительную информацию можно найти на сайтах: http://www.admkrai.kuban.ru http://www.kubangov.ru/ – сайт администрации Краснодарского края. Символика Краснодарского края (герб, гимн, флаг), историческая справка. Города и районы : политическая карта края – изображение районов края; http://www.yuga.ru – информационный портал Краснодарского края: общество, культура, спорт, история, деловая жизнь, афиша культурной жизни г. Краснодара (фильмы, спектакли, выставки, концерты); http://www.ekaterinodar.com/ – сайт о столице Кубани: история города, новости, фотогалерея, фотоархив; http://www.cossackdom.com – история казачества: события, биографии, иллюстрации, карты исторических событий, военных действий и пр.; http://krasnodar.bip.ru – Краснодарская коллекция рефератов: история Кубани (первая борозда, Екатеринодарская крепость, история и география города Краснодара, появление трамвая, первый телефон и т.д.), архитектура Кубани; http://kuban.retroportal.ru/index.html – хронология событий, происходивших на Кубани в XVIII – XX веках. На сайте представлены визуальные материалы из фондов краснодарских краевых государственных и частных архивов, библиотек и музеев, архивные документы, труды историков и краеведов, воспоминания очевидцев; http://kubankazak.narod.ru/index.htm – "Войско Кубанское Игнатово Кавказское": исторические пути казаков -некрасовцев (1708 г. – конец 1920-х гг.). Комплексное исследование основных вопросов исторического прошлого некрасовских казаков в период с 1708 г. до конца 1920-х гг. Базируется на широком круге архивных и опубликованных источников, значительная часть которых впервые вводится в научный оборот. Рассматривается ряд спорных вопросов – историчность первого Кубанского казачьего войска, определение понятия "некрасовцы", периодизация некрасовской истории и т.д.; http://budetinteresno.narod.ru/krasnodar.htm – экскурсия по г. Краснодару на сайте туризма на юге России. История, археология, этнография; старинные карты Кубанской области; описание самых красивых уголков Юга России (водопады, пещеры, ущелья);… http://mustamhi.narod.ru/ – Таманский археологический музей; http://mustamli.narod.ru/ – Таманский литературный музей, музей М.Ю. Лермонтова на Тамани; http://www.krinitza.ru/ – ансамбль казачьей песни: история ансамбля, состав, песни в формате mp3, рецензии http://darkaterina.narod.ru/ – Екатеринодар православный. Фотогалереи, художественная и документальная литература по православию; http://www.kkx.ru/about/ – Кубанский казачий хор, официальный сайт. Виктор Захарченко, песни кубанского хора MP 3, гастроли; http://otdih.nakubani.ru – отдых в Краснодарском крае и Адыгее. Природа Кубани: вода, горы, леса и ботанические объекты, памятные места, охраняемые природные территории. Фото; http://tamanland.ru/ – информационный сайт о Таманском полуострове. Природные особенности: рельеф, климат, флора и фауна. История, география (фотогалерея); http://priroda.kubangov.ru/ – природа Кубани, официальный сайт департамента биоресурсов (состояние и охрана окружающей среды Краснодарского края). Красная книга Кубани; http://www.kuban-tourism.ru/gallery/nature.htm – Кубань – туризм. Фотографии природы Кубани; http://kultura.kubangov.ru – культура Кубани. Департамент культуры Краснодарского края. Памятники (истории, архитектуры, природы, церкви и пр.), деятели культуры и искусства; http://www.ignatovka.ru/ – Краснодарская краевая детская библиотека им. братьев Игнатовых; http://pushkin.kubannet.ru/ – Краснодарская краевая универсальная научная библиотека им. А.С.Пушкина http://www.krasnodarkr.ru/ – Краснодарский край. Крупные города Краснодарского края, история, география и климат, экономика; http://www.kavkazonline.ru/encyclopedia/peoples – энциклопедия культур народов Юга России на сайте Кавказ on-line. Поскольку формы проведения учебных занятий и внеурочной деятельности предоставляют широкий простор для инициативы педагогов, было бы полезно использовать экспозиции краевого музея-заповедника им. Е.Д.Фелицина, местных и школьных музеев. ГУК КК «Кубанькино» подготовило фильмографию хранящихся в краевом госфильмофонде художественных и документальных картин, которые могут быть использованы для просмотра и обсуждения. Кроме того, в этом же плане возможно сотрудничество с Южно-Российской кинокомпанией «Югфильм» и киностудией им. Минервина. Также интерес может вызвать соответствующая экспозиции Краснодарского краевого художественного музея им. Ф.А.Коваленко, Краснодарского краевого выставочного зала, местных картинных галерей и музеев. Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А.Коваленко на основе собственных художественных фондов и документальных материалов научного архива разработал два мультимедийных пособия из пяти уроков каждое по курсу "Кубановедение" в помощь учителям края. Предлагаемое пособие состоит из самостоятельных презентаций, записанных на CD носителе в программе Power Point. Каждый слайд сопровождается текстовыми комментариями, на основе которых педагог сможет самостоятельно разработать сценарий урока и включить ученика в активный творческий диалог. Курс кубановедения включает в себя следующие темы: Выпуск первый: 1)"Наш маленький Париж" 2)"Возвращение памятника" 3)"От мечты к реальности" 4)"Загадка модели" 5)"Жизнь в искусстве" Выпуск второй: 1)"Освоение земли Кубанской" 2)"Возвращение веры" 3)"Первые живописцы-профессионалы" 4)"Великая победа" 5)"Затворник из Старокорсунской"
Адреса и телефоны учреждений культуры. Краснодарский краевой государственный историко-археологический музей-заповедние им. Е.Д. Фелицина Адрес: Краснодар, ул Гимназическая, 67. Телефоны: (861)262-40-86, 262-58-16. Время работы: ежедневно с 10:00 до 18:00 без перерыва, в пятницу с 10:00 до 17:00, выходной день - понедельник. Краснодарский краевой художественный музей им. Ф.А.Коваленко. Адрес: г.Краснодар, ул. Красная, 13 Телефон: (861) 262 66 33, экс.бюро 268 09 Время работы: ежедневно с 10:00 до 18:00 без перерыва, в пятницу с 10:00 до 17:00, выходной день - понедельник. Краснодарский краевой выставочный зал изобразительных искусств. Адрес: г.Краснодар, ул. Рашпилевская, 32. Телефон: (861) 268-67-63, 268-68-96. Время работы: ежедневно с 10:00 до 18:00 ГУК КК «Кубанькино»
Кинокомпания «Югфильм» Адрес: Краснодар, ул. Красная, 204 Телефон: (861) 2590313 8-961-592-46-30 АНО Краснодарская киностудия им. Минервина Адрес: Краснодар, ул. Ярославского, 128. Телефон: (861)258-13-89 8-918-315-68-89
3. Особенности преподавания «Кубановедения» в 2010-2011 учебном году В 2010-2011 учебном году в преподавании «Кубановедения» обращаем внимание на следующие особенности. 1. Углубление интегрированного подхода к предмету. 2. Приведение составляющих курса в соответствие с базовыми предметами, что потребует внимания к усилению межпредметных связей, способствующих развитию надпредметных компетенций. 3. Привлечение широкого круга учащихся к Викторине и Олимпиаде школьников по кубановедению. 4. Дальнейшая разработка и апробация рабочих программ. При разработке рабочих программ и составлении календарно-тематического планирования необходимо руководствоваться письмом департамента образования и науки Краснодарского края от 6 апреля 2010г. № 47-3315/10-14 «О рекомендациях по формированию образовательной программы общеобразовательного учреждения», а также Приказом ДОН №2407 от 21.07.2010 г. «О примерных учебных планах для общеобразовательных учреждений Краснодарского края». В связи с обновлением содержания предмета «Кубановедение» для 7 класса рекомендуем обратить внимание на следующее. Допущенная ДОН Краснодарского края программа по кубановедению для 7 класса (Кубановедение: программа курса для 7 класса // Педагогический вестник Кубани. 2010 г. №3 (53)) определяет максимум возможного содержания. Расхождение её с учебником для 7 класса (Кубановедение. Под редакцией проф. Б.А. Трехбратова. Краснодар: ОИПЦ «Перспективы образования», 2010 г.) объясняется необходимостью синхронизации предмета «Кубановедение» с программой предмета «История» для соответствующей параллели. Некоторые подтемы, выделенные курсивом, являются необязательными, но желательными для изучения. Учитель по своему усмотрению в зависимости от квалификации, творческих возможностей, конкретной педагогической ситуации и уровня подготовленности учащихся может корректировать наполняемость того или иного раздела, определять необходимую последовательность рассмотрения отдельных сюжетов и наряду с основной учебной литературой использовать дополнительную. Например, учитывая событийную насыщенность исторического материала и его особую значимость для нашего региона, возможно на темы 19 «Кубань в русско-турецких войнах второй половины XVIII в.» и 21 «Черноморцы. Военно-казачья колонизация северо-западной части Кубани» выделить по 2 часа. Резерв учебного времени может быть получен за счет сокращения раздела IV. «Кубань XVII – XVIII веков в документах, в трудах путешественников и литературе». Вариативными являются так же литературные и музыкальные произведения, предлагаемые для изучения. Учитель либо использует в качестве примера одно из названных в программе, либо ориентируется на собственный вариант. Возможно увеличение часов (1 – 2) на проектную деятельность. В рамках реализации практической части рекомендуем уделить особое внимание: 1) повышению квалификации и переподготовке учителей кубановедения; 2) обобщению и распространению передового опыта; 3) использованию интерактивных форм обучения; 4) расширению различных форм сотрудничества с учащимися и их родителями в преподавании курса «Кубановедение».
4. Рекомендации по работе с одарёнными детьми в рамках преподавания «Кубановедения» в 2010-2011 учебном году. При работе с одарёнными детьми в рамках кубановедения возможно использование самых разнообразных форм научной, исследовательской, проектной, поисковой деятельности. Результаты могут быть представлены на различных интеллектуальных соревнованиях, банк данных которых находится на сайте ККИДППО www.idppo.kubannet.ru , на странице кафедры обществоведческих дисциплин. Чрезвычайно важное значение придаётся распространению передового опыта в данной области. Необходимо также активизировать олимпиадную подготовку. Методические объединения должны создать условия для проведения соответствующих семинаров и консультаций учителей кубановедения. Кроме того, особенное внимание следует уделить подготовке школьного и муниципального этапов Олимпиады, шире вовлекать школьников к участию в Викторине. 5. Использование оборудования для оснащения кабинета кубановедения в 2010-2011 учебном году Перечень оборудования для оснащения кабинета содержится в письме Министерства образования и науки РФ № 03-417 от 1 апреля 2005г. «О перечне учебного и компьютерного оборудования для оснащения общеобразовательных учреждений». Эффективность усвоения учащимися учебного материала во многом зависит от того, как организован и осуществляется учебно-воспитательный процесс. Наряду с научно-обоснованной учебной программой курса, оптимальной методикой проведения занятий важной представляется и соответствующая современным тенденциям в образовании учебно-материальная база (УМБ) , необходимые передовые средства обучения. Под УМБ понимается, прежде всего, кабинет кубановедения и его оснащение различными материальными средствами обучения, соответствующими развитию науки, техники и педагогики, а так же требованиям обязательных документов Министерства образования и науки РФ. Рекомендуем учителям кубановедения (зав. кабинетами) обратить внимание на следующие положения при оформлении и использовании предметных кабинетов. 1. «Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов» выполняют функцию ориентира в создании целостной предметно-развивающей среды, они могут быть уточнены и дополнены применительно к специфике конкретных образовательных учреждений. В современных условиях происходит перестройка производственного сектора, обеспечивающего материальные потребности школы, существенно меняется содержательная основа учебников и учебных пособий, вводятся в практику преподавания принципиально новые носители информации (в первую очередь мультимедиа). Многие средства и объекты материально-технического обеспечения являются взаимозаменяемыми, поскольку их использование призвано обеспечить не только преподавание конкретных предметных тем, но и развития умений и навыков учащихся. 2. Для интенсификации учебного процесса следует стремиться к сочетанию словесно-логического и наглядного способов передачи знаний. 3. По мере возможности активизировать применение информационно-компьютерных технологий на уроках. Компьютер должен рассматриваться как обучающая машина, открывающая новые возможности, как для преподавателя, так и для учащихся. Использование готовых программных продуктов при проведении лекций, тестирования, изучения исторических источников, дидактических компьютерных сред и программных комплексов, содержащих справочники, обучающие и контролирующие блоки, динамическую графику с конкретной тематикой – идеальный вариант оптимизации историко-обществоведческого обучения. 4. Для индивидуализации учебного процесса и сохранения накопленного опыта возможен перевод уже собранного методического материала, иллюстраций и текстовых подборок в электронный вид. 5. При наличии TV-тюнера возможно производить запись телевизионных программ и их кодировку в формат, пригодный для показа на компьютере, установленном в кабинете. 6. Подключение к Интернету позволит регулярно пополнять собственную коллекцию цифровых ресурсов. При этом представляется необходимым обязательное копирование наиболее важных материалов. По статистике средний срок жизни сайта в Интернете не превышает полутора-двух лет, и обнаруженный однажды качественный ресурс через пару месяцев может оказаться недоступным. 7. При хранении и каталогизации материалов целесообразно выделить две папки (подраздела): «Методические материалы» (предоставляется только учителям) и «Кубановедческие ресурсы» (открыта для всех, но с дифференциацией возможностей: учащиеся могут открывать и копировать необходимые документы; учителя обладают правом размещать и удалять файлы). 8. В переходный период применение новейших информационных технологий предполагает сочетание с другими, традиционными техническими средствами обучения. 9. Перечень рекомендуемого оборудования (мультимедийная установка, интерактивная доска, таблицы и т.д.) зависит от соответствующей темы и ее связи с базовым предметом. Зав. кафедрой обществоведческих дисциплин Л.М. Галутво Преподаватель кафедры, курирующий предмет Ю.А. Болдырев |