Реферат: Методические рекомендации по подготовке и проведению учебных экскурсий п. Строитель 2009г
Название: Методические рекомендации по подготовке и проведению учебных экскурсий п. Строитель 2009г Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат |
Управление образования и науки Тамбовской области ТО ГОУ СПО «Многопрофильный колледж» МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ И ПРОВЕДЕНИЮ УЧЕБНЫХ ЭКСКУРСИЙ п. Строитель 2009г. Составил: преподаватель общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин Покидышева Л.П. Оглавление Введение - 4 1. Понятие учебной экскурсии - 5 2. Рекомендации по подготовке экскурсий - 5 3. Рекомендации по проведению экскурсий - 6 4. Рекомендации по подведению итогов и оформлению результатов экскурсий - 8 Список рекомендуемой литературы - 10 Приложение 1 - 11 Приложение 2 - 12 Введение Современная профессиональная школа находится в ситуации принципиальных изменений: наличие новых базисных планов и стандартов, введение единого государственного экзамена, использование Интернет – ресурсов и возможностей дистанционного обучения и т. д. Несмотря на широкие возможности современного профессионального образования, преподаватель истории обязан использовать краеведческий материал. Наш многопрофильный колледж расположен недалеко от областного краеведческого музея, экспонаты которого содержат интереснейший материал по истории родного края. Музей является хранилищем многих памятников материальной и духовной культуры нашего края, крупный научно – исследовательский и методический центр. Тамбовский областной краеведческий музей был основан в декабре 1879 года при Тамбовской Учёной архивной комиссии по инициативе выдающегося историка – краеведа И. И. Дубасова. В настоящее время фонды музея насчитывают более 100 тысяч экспонатов. Это – ценные этнографические и археологические материалы, фотографии, документы, печатная продукция, нумизматика, оружие, предметы быта из металла, кожи, дерева, кости и т. д. Небольшую часть фонда составляют произведения изобразительного искусства, запечатлевшие природу и историю края. Многие предметы, хранящиеся в музее, непосредственно связаны с выдающимися людьми Тамбовщины. С богатым историческим прошлым нашего края знакомят посетителей основные отделы областного краеведческого музея: отдел истории и отдел природы. В Многопрофильном колледже я работаю преподавателем общественных дисциплин с 1985 года. В результате многолетней работы я пришла к выводу, что современный урок – это творчество преподавателя и обучающегося. Всегда больше запоминается то, что воспринимается с интересом, но далеко не все обучающиеся увлечены изучением истории. Необходимо преподавателю выявить в каждой группе тех обучающихся, которые имеют повышенный интерес к урокам истории. Ориентируясь на них, даю им более сложные задания, привлекая их и к подготовке уроков – экскурсий. В предлагаемых рекомендациях я делюсь опытом по подготовке и проведению уроков – экскурсий.
1. Понятие учебной экскурсии В педагогической и методической литературе до недавнего времени экскурсии относили к методам обучения. Однако в последнее время, когда экскурсии вновь стали шире применяться в учебной и внеклассной работе, в ряде методических пособий их начинают рассматривать как самостоятельную форму деятельности. Мне представляется следующее определение экскурсий: особая форма учебной и внеучебной работы, в которой осуществляется совместная деятельность педагога – экскурсовода и руководимых им обучающихся – экскурсантов в процессе изучения явлений действительности, наблюдаемых в естественных условиях ( завод, памятники истории и культуры, памятные места, природа и др.) или в специально созданных хранилищах коллекций (музей, выставка). Экскурсии по истории
Приёмы 1. Реконструкция событий. 2. Локализация исторических мест. 3. Демонстрация и анализ объектов. 4. Сюжетный рассказ. 5. Экскурсионная справка. 6. Лаконичное описание. 7. Комментирование. 8. Репортаж с места события. 9. Литературный монтаж. 10. Прослушивание звукозаписи. 11. Просмотр кадров фильма. 2. Рекомендации по подготовке экскурсий 2.1 Тема экскурсии должна быть включена в перспективно – тематическое планирование предмета, с чётким определением целей её проведения. 2.2 Выбор места объектов : раскрыть тему возможно и на уроке, проводимом в кабинете истории, но если на уроке, как правило, система наглядных пособий относительно элементарна, то на экскурсии имеют место весьма сложные системы наглядных объектов, сложившиеся в естественном состоянии и в определённом виде дошедшие до нас, либо искусственно собранные в музее, представленные на выставках. На экскурсии главное место среди средств наглядных обычно занимают подлинные экспонаты действительности, на уроке подобные предметы составляют исключения. 2.3 Разработка маршрута , который должен быть компактным. На проведение экскурсии планирую два часа: один час выделяю на дорогу к месту проведения экскурсии – музею (маршрут экскурсии нужно строить по хронологическому, тематическому или хронологическо – тематическому принципам). Музейная экспозиция компактно расположена по хронологическо – тематическому принципу. 2.4 Подготовка обучающихся к экскурсии : обучающимся за несколько дней до проведения экскурсии сообщается тема, цель, место и условия проведения экскурсии. Необходимо провести с ними инструктаж о необходимости соблюдения правил дорожного движения и поведения в музее. Под руководством педагога осуществляется подготовка экскурсоводов из обучающихся, который без лишней опеки и регламентации тактично направляет их деятельность. Оптимальным является вариант подготовки начинающих экскурсоводов тех обучающихся, которые интересуются предметом, любознательных, с творческим складом ума, добросовестных и ответственных. Рекомендую им изучить соответствующую литературу, вместе со мной во внеурочное время поработать с экспонатами музея. Материал по истории родного края обучающиеся, с учётом рекомендаций педагога, подготавливают самостоятельно. Необходимо познакомить юных экскурсоводов с требованиями, которые следует выполнять при подготовке и проведении экскурсии. Желательно участие нескольких обучающихся. Каждый из них готовит сравнительно небольшую её часть. Экскурсия получается живой, разнообразной, а экскурсанты – обучающиеся в меньшей мере утомляются. Только после кропотливой предварительной работы юных экскурсоводов, а также преподавателя по изучению материала и умелого руководства в стадии подготовки можно рассчитывать на успех. 3. Рекомендации по проведению экскурсий 3.1 Разнообразие приёмов и методов проведения экскурсий : экскурсионные методы – способы работы преподавателя и обучающихся на экскурсии, с помощью которых достигается лучшее усвоение знаний, овладение умениями и навыками, формируется мировоззрение обучающихся, развиваются их способности к дальнейшему самостоятельному приобретению и творческому применению знаний. Отличие методов проведения экскурсий от методов в преподавании истории на уроке состоит в том, что экскурсионные методы должны быть обязательно связаны с наглядными объектами. Экскурсионные методы, как правило, не применяются отдельно: они переходят один в другой. Каждый метод рассчитан на активное восприятие обучающимися экскурсионного материала. Их активная самостоятельная работа занимает важное место при применении любого экскурсионного метода. Попробуем выделить основные черты экскурсионных методов. 3.2 Расстановка группы . Необходимо расставить группу так, чтобы обучающимся были видны объекты и сам экскурсовод. Преподаватель должен следить за тем, чтобы, во первых, всё им показываемое смогли наблюдать обучающиеся, во вторых, преподаватель должен видеть не только объект, но и обучающихся. Такое построение имеет форму полуовала. Лучше всего экскурсии проводить с группой, насчитывающей 20-25 человек. 3.3 Слово и жест на экскурсии. Объект на экскурсии показывается преподавателем – экскурсоводом посредством слова и жеста. Слово педагога проявляется во всех формах, которые взаимосвязаны и переходят одна в другую. Это приводит к многообразию интонаций, тона, темпа речи, её образности, красочности, живости. Причём, чем больше группа, тем чётче и немногословнее надо вести изложение материала. Жест способствует более конкретному, направленному и точному показу объекта. Жестом подчёркиваются особенности объекта. На экскурсии недопустима неопределённая жестикуляция, отвлекающая от наблюдения объекта, быстро утомляющая обучающихся. Жест должен быть чётким, выразительным, понятным обучающимся. 3.4 Метод показа (анализа). Используя на экскурсии в сочетании с другими методами и приёмами. Недопустим показ (анализ) без определённой цели: поставленные перед обучающимися частные задачи, делают изучение объекта более осмысленным, активизируют группу. Анализ объекта должен проводиться планомерно; преподаватель должен заранее продумать последовательность анализа, учитывая возраст обучающихся, знания, интересы. 3.5 Приём локализации. Требует показа исторического события, картины жизни, явления в той локальной (местной) обстановке, в которой они протекали. Важно связывать локализуемый момент с предыдущим и последующим моментами, чтобы у обучающихся создавалась целостная картина события в его развитии. Приём локализации требует живости, эмоциональности представлений. Желательно, чтобы локализация событий, картины жизни сопровождались демонстрацией наглядных пособий: карт, схем, фотографий или картин (репродукций). 3.6 Приём демонстрации экспозиционного материала широко применяется преподавателем в музее. Демонстрация обычно предполагает наличие сравнительно большого количества материала для наблюдения, как правило, многопланового по своему содержанию, связанного единой подтемой. Это позволяет преподавателю сосредоточить внимание обучающихся на существенных сторонах исторического явления, события. 3.7 Метод изложения. С помощью слова преподаватель не только анализирует объект, побуждает обучающихся к его наблюдению, но и исторические сведения, которые нельзя увидеть в ходе экскурсии. Слово становится важнейшим источником знаний. Сообщение исторических сведений осуществляется с помощью изложения и беседы. На исторических экскурсиях содержание событий желательно давать в форме их воссоздания в представлении обучающихся. Необходимо оживлять картину прошлого или какого – либо исторического события, передавать динамику развития, связывать воссоздание событий непосредственно с объектом. На экскурсии допустимо зачитывать выдержки из исторических документов, художественных и мемуарных произведений. Документы сообщают знания об эпохе, передают её своеобразие и колорит. 3.8 Приём сопричастности широко используется на экскурсиях. С его помощью обучающиеся как бы становятся очевидцами и участниками описываемых экскурсоводом событий, происходивших в прошлом на памятном месте. Состояние сопричастности активно способствует осознанию обучающихся того, что они прямые продолжатели дел старших поколений. Преподавателю – экскурсоводу, для того чтобы вызвать у экскурсантов состояние сопричастности, необходимо: а) вжиться в событие, хорошо его представлять; б) уметь ярко и образно воссоздать событие. Чем ближе и конкретнее воспринимают материал обучающиеся, тем богаче и глубже сопричастность к историческому прошлому. 3.9 Метод беседы. Беседа предполагает вопросы и ответы преподавателя и обучающихся. При правильной её постановке обеспечивается активная мыслительная деятельность обучающихся. Ставя вопросы, побуждающие к целенаправленному наблюдению объектов, осмысливанию сообщений, и добиваясь продуманных ответов, преподаватель – экскурсовод подводит обучающихся к формированию обобщений исторических фактов и формированию понятий. Метод беседы позволяет преподавателю узнать, насколько хорошо обучающиеся воспринимают содержание экскурсии. Применяется как эвристическая, так и повторительно – обобщающая беседа. 4. Рекомендации по подведению итогов и оформлению результатов экскурсий 4.1 Предложить обучающимся в качестве домашнего задания: а) познакомиться с дополнительной литературой по изученной теме; б) написать мини – сочинение по материалу экскурсии, в свободной, творческой форме, с зарисовками экспонатов музея, с высказыванием своей точки зрения оценки проведённой экскурсии; в) рекомендовать в мини – сочинение включить воспоминания своих родных, близких, участников данных событий. 4.2 Выступить в других группах с подготовленным мини – сочинением, отчётом по материалу экскурсии. 4.3 Использовать краеведческий материал на других уроках истории. 4.4 Оформить фотоальбом, бюллетени, стенные газеты. 4.5 Снять любительский видеофильм. 4.6 Изготовить экспонаты для музея учебного заведения и т. д. 4.7 Организовать выставку, компьютерную презентацию урока – экскурсии. Очень важно выработать у обучающихся взгляд на экскурсию, как на важное событие в учебной работе. За год преподаватель может провести несколько экскурсий, и поэтому материал каждой экскурсии нужно использовать полностью. Материал, полученный на экскурсии, активно способствует не только углублению знаний, но и повышению интереса к истории как к науке. Список рекомендуемой литературы
1. А.Ф. Родин. Массовые формы внеклассной работы по истории. М., «Просвещение», 1961. 2. А.Ф. Родин, Ю.Е. Соколовский. Экскурсионная работа по истории, М., «Просвещение», 1974. 3. Методика историко – краеведческой работы в школе: пособие для учителя, под ред. Н.С. Борисова, М. - ,1982. 4. Н.Л. Пакеранцева. Предметные недели по истории, ж. «Преподавание истории в школе», - 1998, №3 5. А.Б. Шамшин. Историко – краеведческая работа со школьниками., ж. «Преподавание истории в школе», - 1998, №5 6. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях. М. «Владос», 1999. 7. Технология оформления педагогического опыта. Методическое пособие, М., 2003.
Приложение 1 Темы экскурсий, предлагаемых Тамбовским областным краеведческим музеем. 1. Обзорная экскурсия по музею. 2. «Быт российской провинции 19 – 20 века. 3. « Какова пряха, так4ова и рубаха» (из истории крестьянского костюма). 4. «По одёжке встречают . . .» (из истории городского костюма конца 19 – начала 20 веков). 5. «Мир фарфора». 6. «Пушкиниана Тамбовского края». 7. «Е.А. Боратынский – поэт пушкинской поры». 8. «Ордена и медали России конца 19 – начала 20 веков». 9. «Русская наградная и памятная медаль». 10. «Русский гравированный портрет 17-19 века». 11. «Моя начальная любовь» (картины тамбовских художников конца 19 – начала 20 веков). 12. «Два века русского самовара». 13. «Лики города» (к 365 – летию г. Тамбова). 14. «А.М. Жемчужников. Жизнь и творчество» (заявка не менее чем за неделю). 15. «Героизм Тамбовцев в годы Великой Отечественной войны». 16. «Образ войны». 17. «Звери и птицы нашего края» (обзор по выставке для младших классов). 18. «Животные рядом с нами». 19. «Животный мир антропогенных ландшафтов» (для старших классов). 20. «Летят перелётные птицы». 21. «Птичьи хлопоты у гнезда». 22. «По следам древней жизни» (палеонтологическая коллегия). 23. «Страницы Красной книги».
Приложение 2 Методическая разработка урока «Наш край в годы Великой Отечественной войны» Цели урока: Образовательная: познакомить обучающихся с тамбовчанами – участниками и героями Великой Отечественной войны, патриотическим почином тамбовских колхозников в годы войны, с бытом населения области военного времени, подвести обучающихся к пониманию истории родного края, прийти к выводу, что прифронтовая Тамбовская область внесла огромный вклад в достижении победы над врагом, что победа на фронтах ковалась и в тылу. Развивающая: продолжить работу над формированием у обучающихся памяти, мышления, воображения; умений и навыков работы с историческими документами, анализа их, знакомства с элементами исследовательской деятельности обучающихся – экскурсоводов. Воспитательная: в ходе знакомства с экспонатами музея способствовать формированию у обучающихся чувства патриотизма, любви к своему родному краю; привлекая дополнительный краеведческий материал, воспитывать любовь к предмету. Уровень усвоения: II Тип урока: урок – экскурсия. Методы: знакомство и анализ экспонатов краеведческого музея города Тамбова (экскурсию проводят: преподаватель и обучающиеся); последующее самостоятельное знакомство с экспонатами под руководством преподавателя; по итогам экскурсии: мини – сочинение, использование полученных знаний при подготовке к уроку – семинару. Межпредметные связи : 1. История Тамбовского края – тема «Тамбовский край в годы Великой Отечественной войны». 2. Литературный Тамбов – темы: а) творчество Н. Вирты; б) творчество М. Румянцевой. 3. Всеобщая история «Вторая мировая война» (движение Сопротивления). Оборудование урока : 1. Страницы истории Тамбовского края. Воронеж. Центр. – Чернозём. кн. изд – во. 1986, гл. IX, стр. 169 – 186. 2. Виноградов В.И. История СССР в документах и иллюстрациях (1971 – 1980), пособие для учителей, 3 – е изд., М., Просвещение, 1981, стр. 153 – 210 (выборочно). 3. Дьячков Л.Г. Герои Советского Союза – Тамбовцы. Книга очерков. Воронеж. Центр. – Чернозём. кн. изд – во. 1974. 4. Аленов А.Н., Дьячков В.Л. ... Историческое краеведение: история Тамбовского края. Учебное пособие для учащихся 7 – 9 классов. – Тамбов: ООО «Издательство Юлис», 2007. 304 стр. илл. 5. Речь Левитана о начале войны (фонозапись). 6. Экспонаты музея: а) картина А.Краснова «Передача Тамбовской танковой колонны воинам – танкистам (копия); б) картина А.Нестерова «Заградительный пост в городе Тамбове»; в)картина художников Кукрыниксов «Таня» (копия); г) портрет И.М. Солдатова художника Е.Соловьёва; д) бытового интерьера периода войны; е)доска Памяти героев»; ж) снаряды (образцы), выпускаемые на заводах «Ревтруд», «ТВРЗ», «Комсомолец»; з) боевое оружие: станковый пулемёт «Максим», винтовка системы «Маузер», пистолет – пулемёт системы Судаева, ручной пулемёт, противотанковое ружьё Дегтярёва; и) книга памяти (9 томов); к) плакат «Родина – мать зовёт»; л) рассказы об участии в войне Тамбовчан – участников, героев войны: З.А. Космодемьянской, И.М. Солдатова, Е.А.Николаева, И.М. Муравьёва, В.Д. Клокова, Н.М. Фролова, Н.Вирты, Л.М. Миляева. Ход урока I. Оргмомент – 1 мин. II. Подготовка к восприятию – 3 мин. Друзья! Мы продолжаем изучать тему «Великая Отечественная война». Сегодня проводим необычный урок, урок – экскурсию: «Наш край в годы Великой Отечественной войны». Изучать эту тему мы с Вами будем не в кабинете истории, как обычно, а в краеведческом музее, в котором собран богатейший материал, раскрывающий одну из героических страниц славного прошлого нашей Родины. На предыдущих уроках истории мы познакомились с фактами, говорящими о том, что победа ковалась не только на фронтах, но и в тылу. На территории Тамбовской области военных действий не велось, область была прифронтовой, и сегодня мы узнаем, какой вклад в достижение победы над врагом внесла Тамбовщина; труженики города и села, как героически сражались Тамбовчане на фронтах. Провести урок мне помогут ваши товарищи по группе, выступающие в роли начинающих экскурсоводов. Приглашаю всех Вас принять активное участие при знакомстве с экспонатами музея, по итогам урока – экскурсии дома, каждый из Вас напишет мини – сочинение. III. Изучение нового материала – 35 мин. Итак, начнём. Когда началась Великая Отечественная война? (22 июня 1941 года) Вопросы, на которых мы сегодня остановимся (план урока): 1. Тамбов прифронтовой. 2. Наши земляки – участники Великой Отечественной войны. 3. Тыл – фронту. № 1 Звучит запись сообщения Левитана о нападении Германии на Советский Союз. На площади Ленина собрались тамбовчане (показ фотографии «Объявление войны на площади Ленина 22 июня 1941г.» Мы видим сосредоточенные лица взрослых и оказавшихся с ними рядом детей, которые многие, видимо, из них ещё не осознали серьёзности случившегося (некоторые из них в наши дни, придя в музей, узнают себя на фото). Вряд ли кто из них мог в тот момент предположить, что впереди ещё долгие и трудные годы войны, унесшей 27 миллионов человеческих жизней. В стране была объявлена мобилизация (обратите внимание на плакат «Родина – мать зовёт») . Начался массовый призыв наших земляков в Красную Армию. 400 тыс. тамбовчан было призвано на фронт за годы войны. На прифронтовой город было совершено 4 налёта вражеской авиации, сброшено около 100 фугасных и зажигательных бомб. Погибло 37 человек. Но не все бомбы (показать их ) взрывались. Как вы думаете почему? (на территории врага действовали антифашисты, которые, по возможности, начиняли бомбы песком). Обратим внимание на картину А. Нестерова «Заградительный пост в городе Тамбове 1943 г.» (противотанковые ежи, изображённые на картине выставлены перед входом в музей – обратили обучающиеся на это внимание?). Узнаёте место города Тамбова, запечатлённое на картине? (угол ул.Советской и Максима Горького, ныне здание Технического университета, напротив сквер, гастроном у памятника Зое Космодемьянской. Перед вами бытовой интерьер периода войны : письменный стол, накрытый зелёным сукном, настольная лампа, часы, шкаф с посудой, швейная машина «Зингер», радио – тарелка, печь – буржуйка, которая отапливала помещение, домотканые дорожки. О чём свидетельствует быт военного времени? Наличие керосиновой лампы? (отсутствие богатства, скромность в интерьере, перебой в подаче электроэнергии). № 2 Сколько тамбовчан, участников войны, стали героями Советского Союза? (Тамбовская область дала стране 259 героев Советского Союза). Обратите внимание на доску «Памяти героев», она была открыта к 55 - летию Победы. С Артёмовой О.М. при изучении предмета «История Тамбовского края» вы говорили о героях Тамбовщины. Попробуем вспомнить имена некоторых из них: - пулемётчик Ермаков (в боях под Сталинградом вывел из строя более 300 солдат противника); - артиллерист Михин (вместе со своей батареей отбил многочисленные атаки танкистов и пехоты противника в Белоруссии осенью 1943 года). - лётчик Леонов (к маю 1945 года совершил более 100 боевых вылетов). А сегодня мы узнаем имена новых героев! Обратите внимание на портрет И.М. Солдатова (художника Е.Соловьёва, 1985год) – начало войны Солдатов встретил в Брестской крепости. Он один из немногих оставшихся в живых защитников Брестской крепости. Награждён двумя орденами Красной Звезды, несколькими медалями. Участником многих военных операций был наш земляк генерал – лейтенант танковых войск Заев Д.М. Обратите внимание на парадный китель с многочисленными наградами. «Ворошиловский стрелок» - снайпер Евгений Андрианович Николаев . Выпускник школы № 1 г. Тамбова, затем учился в техникуме железнодорожного транспорта. Увлекался стрелковым спортом, получил звание «Ворошиловский стрелок». Счёт уничтоженных фашистов Николаев открыл в первый же день своего выхода на снайперскую позицию. С каждым днём он совершенствовал своё мастерство, научился маскироваться, разгадывать хитрости врага. 6 августа 1942 года газета «Правда» сообщала: «На боевом счету снайпера Николаева 187 уничтоженных фашистов. 104 из них он истребил за 3 дня». Боевой путь он прошёл от Ленинграда до Берлина. Расписался на стене поверженного Рейхстага. Был трижды ранен, контужен, но снова возвращался в строй. Награждён орденами Красной Звезды и Отечественной войны 1-й степени, медалями «За оборону Ленинграда», «За взятие Берлина». Вы видите его личные вещи : записную книжку, снайперскую винтовку с оптическим прицелом. Прочитаем надпись на металлической пластинке винтовки : «Истребителю фашистов, снайперу Николаеву от Политуправления Ленинградского фронта. 22.02.1942г.» На винтовке звёзды. О чём они свидетельствуют? (3 больших звезды – сотни уничтоженных фашистов, 2 меньше по размеру – десятки, 4 меленькие – единицы. Всего: 324). Интересна история с именными часами Николаева. Во время ранения разбитые на мельчайшие осколки часы попали в полость живота. Во время операции рядом с хирургом находился часовщик, который по деталям собирал разбитые часы. Когда все детали были на местах, и часы пошли, хирург приказал накладывать швы на рану. Вспомним, какая битва положила начало коренному повороту в ходе Великой Отечественной войны? (Московская битва). Мужество и героизм проявили многие защитники столицы нашей Родины. Слово первому начинающему экскурсоводу - … . В центре города Тамбова, на улице Советской есть памятник нашей землячке Зое Космодемьянской. Ребята, что вы знаете о нашей Зое? Жизнь её была короткой, но ясной и чистой. Накануне войны семья Зои переехала в Москву. И когда над Родиной нависла чёрная тень фашизма, когда враг вплотную подошёл к столице, она не раздумывала, где нужно быть в это время. Вместе с мамой шила для фронта мешки, рукавицы, шинели, дежурила на чердаке и крыше и готовилась попасть на фронт в любом качестве: медсестры, бойца, разведчицы, диверсанта. 13 октября 1941 года по путёвке комсомола ушла добровольцем в партизаны. 18 октября 1941 года в районе села Петрищево, где был штаб крупной немецкой части, Зое удалось поджечь конюшню, в которой находилось 20 лошадей и оружие. Но на следующий день, при попытке поджечь другую конюшню, Зоя была схвачена фашистами. Зою долго пытали. Но отважная, 18 – летняя девушка не назвала даже своего настоящего имени. А назвала себя Таней. Почему? Ещё в детстве её любимой героиней была Таня Саламаха. О подвиге Зои впервые было рассказано в очерке Петра Лядова «Таня» (обратить внимание на экспонат музея – названный очерк ). Позже о бесстрашной Зое вышли книги на английском, французском, китайском языках (показать их ). 29 ноября 1941 года Зоя была повешена. Картина (копия) художников Кукрыниксов «Таня» свидетельствует о последних минутах её жизни (показать картину ). Даже во время казни Зоя вела себя отважно, обращаясь к присутствующим, она сказала: «Немецкие солдаты! Пока не поздно, сдавайтесь в плен!», «Советский Союз непобедим и не будет побеждён». Когда немец стал одевать на её шею петлю, она успела ещё произнести: «Сколько нас не вешайте, но всех не перевешаете! Нас 170 миллионов, за меня вам наши товарищи отомстят!». Перед вами фотогазета «Мы отомстим за тебя, Зоя». Кому, как вы думаете, принадлежали снимки? (немцам, любившим фотографировать: были найдены у убитых немецких солдат). Можно советовать ознакомиться с газетой подробно после экскурсии. Показать личные вещи Зои: довоенные фото, письменные школьные работы Зои, шахматы. Более 60 лет прошло со времени подвига Зои. Но мы помним Зою и гордимся ею. Вокруг памятника Зое разбит красивый сквер, за которым заботливо ухаживают учащиеся школы № 32 города Тамбова. Одна из улиц нашего города носит имя Зои, а на её Родине в селе Осиновый Гай есть музей, где имеется богатый краеведческий материал, посвящённый подвигу Зои. Международный планетарный центр назвал одну из планет в созвездии Овна именем Зои. О Зое продолжают создавать книги, ей посвящают песни (показать экспонат – песню о Зое ) и стихи. Один из обучающихся читает выдержку из стихотворения поэтессы Майи Румянцевой, которая большую часть своей жизни прожила на Тамбовщине; «Зоя» Что такое подвиг? Прощанье или встреча? Секунда или вечность? Шла она неслышно От школьного порога, Уходила девочка в бессмертную дорогу. Зимы пройдут, вёсны пройдут Дорога не кончится эта … . Покидышева Л.П. Рекомендовать : А.Т. Космодемьянская «Повесть о Зое и Шуре» - художественное произведение, написанное на исторических фактах. Генерал – майор Л.М. Миляев – уроженец города Тамбова. Обратить внимание на фото Миляева и личные вещи: курвиметр (для чего он служит? ) для измерения расстояний по карте; планшет; сабля; шпоры участника Парада Победы, состоявшегося в Москве в июне 1945 года. Обратите внимание на гравировку шашки. «Этой шашкой отсалютовал Советскому народу на Параде Победы на Красной площади в Москве Л.М.Миляев, 1945.» Принимая участие в освобождении Румынии, Югославии, Венгрии, Болгарии, Австрии и Чехословакии награждён 41 правительственной наградой, из них – 10 иностранных, имеет 3 ранения. Уже в начале июля 1941 года прифронтовой Тамбов принял первых раненых. В зданиях школ, институтов, санаториев, больниц размещались госпитали – всего их было 112. Многие тамбовские медики отличились на фронте. Назовём хотя бы одного: И.М. Муравьёв – выпускник фельдшерско – акушерской школы, участник прорыва блокады Ленинграда. Когда немцы вплотную подошли к городу, на защиту его встал полк чекистов, в котором служил Иван Муравьёв. Этот 14–й Краснознамённый стрелковый полк остановил фашистов на своём участке, на самых близких подступах к городу. За спиной полка был Кировский завод. Муравьёв не раз ходил с бойцами в разведку, оказывал помощь раненым в тылу врага, эвакуировал их в расположение своего батальона. Сам лично вынес с поля боя более 50 раненых с их оружием. Его санитарный взвод по примеру своего командира действовал умело, слаженно и энергично. Муравьёву предложили эвакуироваться из осаждённого города в тыл страны, но Иван наотрез отказался. В одном из боёв его тяжело ранило, всю зиму он пролежал в госпитале. Вскоре вернулся в свою родную часть, хотя врачи хотели его демобилизовать. Был награждён орденом Красной Звезды. На фронте воевала младшая сестра моей мамы Кожевникова Зинаида Ивановна (родилась в селе Покрово – Пригородное Тамбовского района). До войны она работала в Котовском госпитале. В 1941 году, она, 18 - летняя девушка, была призвана на фронт. Видела кровь и смерть, многих раненых вылечила, работала медицинской сестрой. Участвуя в боевых операциях дошла до Берлина. Награждена медалью «За победу над Германией 1941 – 1945 г.г.». По окончании войны работала в течении нескольких десятилетий медсестрой сначала в Котовске, затем в городе Тамбове. Краеведческий материал о участниках войны имеется не только в данном музее. На территории 2- й городской больницы есть интересный музей – медицины , который я Вам советую посетить. Вспомним ещё одно из величайших событий войны, сражение, длившееся 6 с половиной месяцев. Какая это битва? (Сталинградская). О каком городе идёт речь? (ныне это город – герой Волгоград). Осенью 1942 года, согласно директиве Ставки Верховного Главнокомандующего, на Тамбовщине началось формирование 2-й гвардейской армии, сыгравшей значительную роль в разгроме врага. Скоро вы будете с Ольгой Михайловной Артёмовой изучать художественное произведение – роман Ю. Бондарева «Горячий снег», в котором нашли отражение изучаемые события. Участниками Сталинградской битвы были многие тамбовчане: - Швырёв Дмитрий Иванович – обратить внимание на удостоверение о награждении медалью «За оборону Сталинграда»; - Баранов Валентин Петрович – гвардии старший сержант, разведчик 50- го гвардейского полка, 24- й гвардейской дивизии, 2- й гвардейской армии; - Широбоков Пётр Васильевич – мой отец, прошедший боевой путь от рядового солдата до гвардии майора политотдела, награждённый медалью «За боевые заслуги», орденом Красной звезды, медалью «За победу над Германией» (как вы понимаете, далеко не обо всех участниках войны есть материал в музее. Но ваша святая обязанность знать и помнить, прежде всего, о своих близких и родных – участниках войны, напишите об этом мини – сочинении по результатам экскурсии). - Иван Кучин – наш земляк – поэт. Один из обучающихся читает выдержку из его стихотворения «Знамя » (показать книгу стихов) Сорок второй. Декабрь на Дону. Гудела земля. Дрожа. Понтоны разбитые шли ко дну Но нас не удержать. Схода взята переправа - И мы укрепились на правом. - В.А. Глазков – уроженец села Вердеревщина Бондарского района. С первых дней войны участвовал в боевых операциях на Украине. Погиб в сентябре 1942 года, защищая Сталинград. Обратить внимание на шинель (фото). Мне посчастливилось неоднократно побывать в городе Волгограде. В музее Сталинградской битвы я видела эту шинель, окровавленную, пробитую, а точнее изрешечённую, осколками и пулями. Показать фото Т.Я. Дерунец – отважной разведчицы, о подвиге которой рассказывает книга «Солнце поднимается на Востоке» - пароль, который Тамара погибнув, так и не сказала фашистам. К сожалению о её подвиге, мы тамбовчане, знаем гораздо меньше, чем о подвиге Зои Космодемьянской. Немало тамбовчан сражалось в отрядах Сопротивления. Среди них: - В.Д. Крюков – балтийский моряк, уроженец Тамбова. Узник лагеря Бухенвальд. Совершил шесть побегов из плена. - Фролов Н.М . – минёр, командир диверсионной группы, заместитель командира партизанского отряда имени Сергея Лазо. Сражался на территории Молдавии. Его диверсионная группа уничтожила более 3-х тысяч солдат, офицеров, 156 вагонов с военными грузами. Единственный из тамбовских партизан – подпольщиков удостоен звания героя Советского Союза. № 3 Экскурсию ведёт второй начинающий экскурсовод Неразрывными узами были связаны между собой фронт и тыл. Всем жертвовали Советские люди ради свободы и независимости страны. «Всё отдаст русский крестьянин, ни перед чем не остановится, ничего не пожалеет для Родины» - говорили тамбовские колхозники. А кто из вас знает, с каким почином выступили тамбовские колхозники, который вскоре поддержала вся страна? (организовали первыми в стране сбор средств на создание танковой колонны «Тамбовский колхозник». Обратим внимание на картину А. Краснова «Передача Тамбовской колонны воинам – танкистам» , которая свидетельствует о том, что колхозники на последние свои средства построили танковую колонну, чтобы помочь воинам в великой победе. История почина такова: в ноябре 1942 года, в дни великой битвы под Сталинградом, колхозники сельхозартели «Красный доброволец» Избердеевского (ныне Петровского) района начали сбор средств на создание танковой колонны «Тамбовский колхозник». Подхватив почин, труженики области за 2 недели собрали 40 миллионов рублей. 14 и 15 декабря 1942 года танки с надписями на башнях «Тамбовский колхозник», построенные на эти деньги, были переданы Красной Армии. Ими был полностью укомплектован 2- й танковый корпус. В 1943 – 1944 годах на средства тамбовчан были построены военные катера, бомбардировщики, истребители. 214 миллионов рублей поступило в фонд обороны от населения области в годы войны. На одной из площадей г. Тамбова замерла на пьедестале одна из сотен боевых машин, рождённых патриотическим почином тамбовских колхозников. Покидышева Л.П. Перед Вами боевое оружие – оружие победы : - станковый пулемёт «Максим»; - пистолет – пулемёт системы Судаева; - ручной пулемёт, противотанковое ружьё Дегтярёва. В годы войны многие предприятия Тамбова стали выпускать военную продукцию: обратите внимание на снаряды (образцы) , выпускаемые на заводах «Ревтруд», «Комсомолец», «ТВРЗ». Война закончилась в Берлине 1945 году. Посмотрите на осколки стены Рейхстага с автографами участников его штурма, которые привёз из Берлина военный корреспондент Н. Вирта. В 1968 году был открыт Монумент павшим воинам – тамбовчанам (Вечный Огонь) – скульптора Малофеева. (Обратите внимание на фото и Книгу памяти (9 томов) ). Закрепление знаний (4 мин.): Понравился Вам урок? Что нового узнали? 1. Сколько тамбовчан воевало на фронтах Великой Отечественной войны (400 тысяч человек)? Погибло и пропало без вести (200 тысяч человек). 2. Сколько героев Советского Союза дала стране Тамбовщина? (259 человек). 3. Назовите имена героев – тамбовчан? (И.М. Солдатов, Е.А. Николаев, Д.М. Заев, З.А. Космодемьянская, Л.М. Миляев, И.М. Муравьёв, Д.И. Швырёв, В.А. Глазков, В.Д. Клюков и другие) 4. Почин тамбовских колхозников в годы войны. Что вы знаете о нём? Домашнее задание (2 мин.) – по результатам экскурсии написать мини – сочинение по следующим вариантам : а) по материалам музея; б) материалы музея + сведения, полученные из прочитанных книг о войне; в) всё вышеперечисленное + данные о близких, родных, знакомых, участниках войны. Рекомендовать книги для внеклассного чтения. 1. Страницы истории Тамбовского края. 2. Хрестоматия «И пыль веков от хартии отряхнув». 3. Л.Т. Космодемьянская «Повесть о Зое и Шуре». |