Реферат: Методические рекомендации Составитель: Л. Г. Гужова > Н. В. Мягтина владимир 2010 ббк 63. 3(2)+79. 1+71. 0]я7 Авторы : кандидат педагогических наук Л. Г. Гужова
Название: Методические рекомендации Составитель: Л. Г. Гужова > Н. В. Мягтина владимир 2010 ббк 63. 3(2)+79. 1+71. 0]я7 Авторы : кандидат педагогических наук Л. Г. Гужова Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Министерство образования и науки РФ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Владимирский государственный университет Кафедра музеологии МУЗЕЙНО-ОЗНАКОМИТЕЛЬНАЯ ПРАКТИКА ДЛЯ СТУДЕНТОВ ВТОРОГО КУРСА СПЕЦИАЛЬНОСТИ МУЗЕОЛОГИЯ Методические рекомендации Составитель: Л.Г. ГУЖОВА Н.В.МЯГТИНА Владимир 2010 ББК 63.3(2)+79.1+71.0]я7 Авторы : кандидат педагогических наук Л.Г.Гужова, кандидат исторических наук Н.В.Мягтина Рецензент: Кандидат искусствоведческих наук, доцент Владимирского государственного университета Барашев М.А. Печатается по решению редакционно-издательского совета Владимирского государственного университета МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для студентов специальности Музеология/ Владимирский гос.ун-т; Сост.: Л.Г. Гужова, Н.В. Мягтина 2010г. Разработаны в соответствии с Положением о производственной практике студентов вузов, учебными плана вуза и государственными требованиями к содержанию и уровню подготовки специалистов по специальности «Музеология». Изложены основные положения по организации и проведению практики студентов 2курса ; требования к уровню подготовки специалистов, определены цели, задачи и содержание практики, рассмотрены организационные вопросы их проведения, даны методические указания, приведены образцы необходимых для проведения практик документов. ББК 63.3(2)+79.1+71.0] я7 1. Цель и задачи по организации музейно-ознакомительной практики. Цель: знакомство с школьными музеями (учреждения образования) и другими ведомственными музеями и получение практических навыков, закрепление на практике теоретических знаний, полученных в период обучения в университете. Задача по организации и проведению музейно-ознакомительной практики – создание условий в музее (одного из ведомств) для достижения целей и выполнения заданий практики. Учебным планом предусмотрена практика для студентов специальности 031502 - музеология: 2курс – музейно-ознакомительная. Обязанности руководителя практики от кафедры музеологии Руководитель практики обязан: 1. Подготовить базу для проведения практики - музей образовательного учреждения (школы, колледжа, учреждения дополнительного образования) или иного учреждения (культуры, медицины, сельскохозяйственного или промышленного предприятия). 2. Заключить договор с Департаментом образования администрации Владимирской области о времени и месте практики студентов 2 курса специальности «музеология» (или иного вневедомственного учреждения). 3. Подготовить проект приказа на прохождение практики по университету. 4. Разработать совместно со студентами и организацией график проведения практики. 5. Разработать задание студентам на период практики. 6. Провести общее собрание по проведению практики, информировать студентов о целях и задачах и ходе практики: А) выдача направлений на практику; Б) порядок и форма выполнения заданий; В) отзыв о прохождении практики; Г) оформление и сдача отчета. 7. Выделить основные направления практики и уведомить о них руководителя школьного музея (или иного руководителя или директора музея) 8. Контролировать работу студентов во время практики. 9. Информировать учебное управление университета о ходе практики и ее результатах. 10. Проверить задания, выполненные студентами. 11. Проанализировать отзывы о работе студентов. 12. Составление отчетов по практике, проверка их руководителем. 13. Собеседование по материалам отчетов. 14. Зачет. Обязанности студента Студент обязан посетить общее организационное собрание, которое проводится перед началом прохождения практики, где оговариваются условия ее прохождения, а также ставятся цели и задачи. Студент обязан соблюдать все сроки прохождения практики (начать и закончить ее в установленные приказом сроки). Он обязан отметить в направлении свое пребывание на практике (начало и окончание). Перед началом работы студент должен пройти инструктаж по технике безопасности и охране труда. Изменение места прохождения практики и ее сроков возможно только по приказу ректора на основании личного заявления студента и заявки учреждения (организации) проводимой практику. Студент обязан: - выполнять правила внутреннего распорядка; - выполнять все работы предусмотренные программой практики; - прослушать теоретический курс, организованный музейными работниками; - вести дневник практики (отмечая все выполненные работы); - собирать информацию и другие материалы для написания отчета и выполнения заданий практики; - выполнять график практики, составленной руководителем ; - может получить консультацию, по любым вопросам у ответственного работника организации (учреждения) проводимого практику; - выполнить все задания и письменные отчеты по практике; - сдать правильно и грамотно оформленный отчет; - сдать зачет. По окончании практики студенты, не выполнившие задания и не представившие отчет, к сдаче зачета не допускаются. Обязанности организации, проводящей практику: -проводит беседу об истории учреждения, дается характеристика музея, его деятельность на современном этапе; - обозначаются цели и задачи, даются сведения о режиме и порядке прохождения практики; - инструктаж по технике безопасности (указываются сложные места); - проводится теоретический курс (лекции, беседы, экскурсии); - выполнение практических работ по профилю практики; -самостоятельная работа по профилю практики - оформление и сдача отчета в организацию, проводимую практику и ВлГУ. Контроль над деятельностью студента осуществляет руководитель практики от кафедры и руководитель от организации. Студент должен добросовестно выполнить все задания на него возложенные в ходе практики. После выполнения положенного объема студент должен написать отчет, оформить все положенные документы и сдать их на проверку руководителю практики. Зачет по практике проводится на кафедре в последний день практики. Документация по пройденной практике студента, приказы, планы-графики, отчеты хранятся на кафедре и могут быть использованы студентами при написании курсовой или дипломной работы по следующей теме. Методические указания по организации практик Учебно-методическое руководство практикой студентов по специальности 031502 осуществляет кафедра музеологии. Музейно-ознакомительная практика студентов 2 курса проходит на базе музеев образовательных и других культурно-просветительных учреждений Владимирской области (школьные музеи, музеи колледжей, музеи учреждений дополнительного образования, музеи домов и дворцов культуры). Кафедра изучает заявки от перечисленных выше музеев и организует прохождение практик студентами на базе этих учреждений. Совместно с учебным управлением ВлГУ кафедра намечает базы практик, заключает договоры о проведении. Кафедра готовит проект приказа с указанием руководителя практики от университета и места прохождения практики. Студенты направляются на практику в соответствии с заключенными договорами между вузом и организацией (учреждением), а также договорами , заключенными с организациями по индивидуальным разовым запросам. Направление на практику оформляется приказом ректора ВлГУ не позднее 25 мая каждого года (т.е. за месяц до начала летней практики). В направлении указывают ответственного по практике - заведующего кафедрой, руководителя практики из числа преподавателей кафедры, старшего студента группы по месту прохождения практики. До начала практики заведующий кафедрой музеоологии утверждает график, регламентирующий базовые организации практики, срок прохождения и характер. Руководитель практики от организации (учреждения) назначается приказом по месту ее прохождения. В качестве руководителей практики назначаются ответственные за работу музея образовательного или (культурно-просветительного) учреждения, квалифицированные специалисты, которые обеспечивают полное и качественное проведение занятий. До начала практики (за 30 дней) проводится общее собрание студентов с обсуждением всех организационных вопросов. Перед началом практики кафедра проводит общее собрание студентов, преподавателей практики и представителей принимающей стороны, где зачитывается приказ о прохождении практики, план-график, формулируются цели и задачи, даются методические указания по выполнению заданий практики и написанию отчетов. Со студентами обговариваются графики работы, выполнение ими теоретических и практических заданий. План-график проведения занятий и работ предоставляется руководителем кафедры и согласуется с руководителем образовательных или культурно-просветительных учреждений. Музейно-ознакомительная практика. Музейно-ознакомительная практика проводится для студентов 2 курса. В связи с тем, что является ознакомительной, она проводится на базе музеев образовательных или иных культурно-просветительных учреждений, то есть музеев общественных, но прошедших паспортизацию. Такие музеи соответствуют всем параметрам и нормам, предъявляемым к данной категории. К данному направлению большей частью относятся музеи образовательных учреждений, в основном школьные ( их в нашей области на 1января 2009г. насчитывается 124) , а также могут быть представлены ведомственные музеи ( здравоохранения, предприятий, учреждений культуры и др.). Продолжительность практики – четыре недели по шесть часов. За время практики студент должен: 1. Изучить примерное положение о музее образовательного учреждения ( школьном музее). 2. Изучить структуру музея и руководство. 3. Выявить направления деятельности музея, содержания и формы работы. 4. Как ведется учет и хранение фондов. 5. Изучить содержание программы развития( концепции) музея. 6. Как ведется поисково-собирательская деятельность. 7. Особенности экскурсионно-массовой деятельности. 8. Инновационная деятельность в музее. 9. Материально-техническое обеспечение музея. По итогам практики студент должен сдать: 1. Отчет по практике. 2. Методические разработки по выбранной теме. 3. Отзыв о работе студента (подписанный директором или руководителем музея). 4. Пройти собеседование с руководителем практики. 5. Сдать дневник практики. 6. Сдать зачет. Требования к отчету Отчет о практике должен отражать содержание данного вида практики. Каждый студент индивидуально фиксирует в своем дневнике выполненные задания, которые соответствуют общим требованиям практики. Отчет должен быть выполнен на листах формата А4 (с электронным носителем), содержать титульный лист (цели, задачи практики), основную часть, заключение (выводы, анализ проделанной работы). В основной части отчета должны быть сведения аналитического характера. Эта работа выполняется в виде таблиц, диаграмм, схем, картограмм, а также представляются редкие документы, экспонаты и другие музейные материалы( цифровое фото). Отчет может содержать чертежи, планы, рисунки, иллюстрации фотографии. Примерный план изучения музея.
Терминология музейного дела В процессе прохождения музейно-ознакомительной практики Вы столкнетесь со специальной терминологией. Содержание базовых понятий приводится ниже. Архитектурно-художественное решение экспозиции - художественное проектирование и осуществление объемно- пространственной и художественной среде экспозиционного ансамбля на основе художественной концепции в целях оптимального освоения содержания экспозиции посетителями музея. Ассоциативность музейного предмета - проявление свойства экспрессивности. Оно заключается в том, что вызывает у зрителя эмоциональные переживания на основе каких-либо ассоциаций. Атрибуция - исследовательское определение музейного предмета, включающее в себя сопоставление определяемого предмета с аналогичными ему. Такие исследования позволяют выявить присущие данному предмету его основные признаки: материал, форму, устройство, размер, способ изготовления, стиль, время и т. д. Аттрактивность - способность музейных предметов привлекать внимание. Это свойство, которое обусловлено их трехмерностью, разнообразием форм, цветом, фактурой, размерами. Виды деятельности музея - комплектование фондов, научные исследования, научно-фондовая, экспозиционно-выставочная и образовательно-воспитательная деятельность. Документирование - процесс, связанный с познанием различных сторон жизни окружающего мира. В ходе его выявляются объекты музейного значения, подлежащие сохранению и использованию в виде своеобразных документов, удостоверяющих реальность и являющихся элементами исторической памяти. Цель д. - достижение адекватного соотношения между явлением (событием, фактом) и документами - свидетельствами этого явления, отобранными в музей. Дублетный фонд - часть коллекционного фонда, которая состоит из определенного нормативными документами числа экземпляров, полностью идентичных предметов. Принадлежность предметов основного фонда к д. ф. фиксируется при помощи карточек. Д. ф. в основе своей формируется из типовых предметов. ИКОМ - Международный совет музеев. Основан в ноябре 1946 г. в Париже по инициативе США, который стал его первым президентом. ИКОМ является международной неправительственной, профессиональной организацией, объединяющий музеи и музейных работников. Состоит из индивидуальных и коллективных членов. ИКОМ России создан в 1957 г. В настоящее время объединяет 300 индивидуальных и коллективных членов - музеев и музейных работников России. Входит в авторитетную неправительственную организацию под эгидой ЮНЕСКО - международный совет музеев - как национальная ассоциация, призванная содействовать развитию международных музейных связей, и оказывать поддержку музейному сотрудничеству. знаний и эмоций, их критический анализ. Информативность - способность музейного предмета выступать в качестве источника сведений о явлениях культуры, природы, об исторических событиях и т. д. Исследование в музее - особая форма музейной деятельности, связанная с выработкой, распространением и применением знаний, которыми общество прежде не располагало. История музейного дела изучает причины возникновения «музейной потребности», происхождение и исторический опыт всех форм общественных и культурных институтов, возникающих для удовлетворения этой потребности, их функционирование в различных исторических условиях, музейную политику, организацию музейного дела, историю законодательства, относящегося к музеям и охране памятников. И. м. д. как элемент музееведения соприкасается с историей науки, культуры в целом, с историей отдельных дисциплин, представленных в музеях. Классификация - деление всего объема музейных предметов на группы по признакам родства и различия. Климатология музейная - определенный режим хранения в музейном фонде. Его целью являются контроль и обеспечение при хранении и экспонировании музейных предметов и научно-вспомогательных материалов такой температуры и влажности воздуха, которые бы максимально задерживали их естественное старение. Коллекционный фонд - часть основного фонда музея, включающая музейные предметы, имеющиеся в музее в единственном экземпляре, и по одному, лучшему из имеющихся в нескольких экземплярах. Принадлежность предметов основного фонда к к. ф. фиксируется при помощи карточек. Комплектование (или музейное документирование ) – специфическая деятельность, заключающаяся в планомерном и систематическом накоплении свидетельств развития природы и общества. К. проводится музейными методами, а результатом его являются музейные фонды. Консервация - сохранение музейных предметов путем создания определенного режима хранения, тормозящего процессы их естественного старения, а также путем активного пресечения разрушительных процессов с последующим укреплением предметов. Маркетинг в музее - комплексное изучение рынка, планирование спектра предлагаемых услуг и осуществление реализации программ взаимодействия музея с обществом. Менеджмент в музее - процесс, обеспечивающий интеграцию и наиболее эффективное использование материалов и человеческих ресурсов музея для достижения стоящих перед ним целей. Музееведение - общественная наука, изучающая процессы сохранения социальной информации, познания и передачи знаний и эмоций посредством музейных предметов; музейное дело; музей как общественный институт; его социокультурные функции и формы их реализации в различных общественно-экономических условиях. Музей - особое научно-культурное учреждение, которое выбирает и собирает природные и общественные объекты, являющиеся подлинными ценностями и использующиеся в научных и культурных целях. Музейная выставка - вид временной музейной экспозиции (в отличие от постоянной). Выставки - стационарные и передвижные посвящаются актуальным вопросам современности: значительным политическим событиям, культурным явлениям, юбилеям, важным проблемам, выдающимся личностям прошлого и настоящего. Музейная коллекция - совокупность музейных предметов, связанных общностью одного или нескольких признаков и представляющих научный, познавательный или художественный интерес как единое целое. Музейная педагогика - область научного знания и построенной на его основе научно-практической деятельности современного музея, ориентированной на передачу культурного опыта через педагогический процесс в условиях музейной среды. Музейное источниковедение - познание музейных предметов с целью создания целостного представления о них как историко-культурных ценностях. Особенность м. и. - выявление не только информации, содержащейся в музейных предметах, но и других свойств, позволяющих использовать эти предметы в процессе коммуникации, например аттрактивности, экспрессивности. Музейное собрание - совокупность коллекций, принадлежащих одному музею. Музейность - понятие, связанное со специфическим отношением человека к действительности, которое проявляется в стремлении к приобретению, сохранению и использованию объектов (материальных свидетельств развития природы и общества), выступающих носителями ценности социокультурного характера. Музейный педагог - лицо, профессионально занимающееся образовательно-воспитательной деятельностью в музее. Музейный предмет - извлеченный из реальной действительности предмет музейного значения, включенный в музейное собрание и способный длительно сохраняться. М. п. является носителем социокультурной и естественно-научной информации - аутентичным источником знаний и эмоций, культурно-исторической ценностью, частью национального достояния. Музейный фонд - совокупность всех принадлежащих музею музейных предметов с относящимися к ним научно-вспомогательными материалами. Входящие в м. ф. предметы могут находиться в хранилище, в экспозиции или на временном хранении в другом музее, учреждении. Научная концепция музея - всестороннее обоснование целей и задач создания, функционирования и развития музея, а также вытекающих из этих целей и задач способов и средств их реализации. Научная работа в музее - деятельность с использованием научных методов. Поскольку музей является многофункциональным учреждением, то и его научные исследования носят многосторонний и комплексный характер. Музеи ведут научные исследования как в области музееведения, так и в области профильных наук. Научно-вспомогательные музейные материалы - под ними понимают входящие в фонды хранения предметы, не обладающие свойствами музейных предметов, но помогающие их изучению и экспонированию. Научные инвентари - юридические документы (акты приема, акты выдачи, книги поступлений, книги научной инвентаризации), специально разработанные для осуществления юридической охраны музейных фондов. Обменный фонд музея - совокупность непрофильных музейных предметов, предназначенных для межмузейного обмена. Основной фонд музея - музейные предметы, которые составляют основу собрания и на базе которых развертывается вся его деятельность. Отбор - часть процесса документирования. Он заключается в том, что объекты реального мира - носители музейности - в процессе документирования должны быть опознаны и отобраны, т.е. изъяты из первоначальной, естественной среды бытования. О. предметов в музейные собрания опирается как на музееведческие, так и на профильно-научные исследования. Теория документирования научно обосновывает критерии о. и методику музееведческого исследования действительности. Открытое хранение фондов - система хранения, позволяющая сделать доступным для обозрения каждый из находящихся в фондохранилище предметов. Оценка (музейная) - суждение о ценности предмета. О. зависит от избранных критериев и заключается в выявлении отношений, объективной стороной которых выступают качественные характеристики предметов (их информационный потенциал), а субъективной - потребность в информации и эмоциональном воздействии, оказываемом данным предметом на музейных сотрудников и посетителей. Подлинность музейного предмета - доказательство соответствия всех признаков музейного предмета, находящихся в неразрывном единстве. У предмета, который не является подлинником, это единство нарушено. Предмет исследования - определенный круг закономерностей, отражающих профиль, сферу интересов, гносеологические задачи науки. Предмет музееведения - круг объективных закономерностей, относящихся к процессам накопления и сохранения социальной информации, познания и передачи знаний, традиций, представлений и эмоций посредством музейных предметов, а также к процессам возникновения, развития и общественного функционирования музея, музейного дела. Предмет музейного значения - предмет реального мира, который прошел процесс музейной оценки его социокультурного значения. Предмет реального мира - вещественный источник, функционирующий в естественной среде бытования и выполняющий утилитарную функцию. Реставрация - восстановление облика музейного предмета, максимально приближающегося к первоначальному, посредством устранения искажений предмета, происшедших в результате его естественного старения, нанесенных повреждений или преднамеренных изменений. Свойства музейного предмета - совокупность характеристик, обусловливающих различия или сходства одного предмета с другими, что создает новое специфическое качество: обладающий ими предмет является музейным. С. м. п. лежат в основе его отбора в музейное собрание. Систематизация - группировка имеющихся музейных предметов с целью определения ценности и места предмета в музее. Состав фондов музея - специальная организация фондов, разделяющая их в соответствии со значением предметов для науки и культуры в целом, а также определяющая юридическое положение музейных предметов. Среда (музейная) - место бытования музейного предмета, где созданы необходимые условия для максимального влияния его на человека в музее. Теория документирования изучает различные стороны ействительности, стремясь познать характер музейности, выявить объекты музейного значения, подлежащие сохранению и использованию в виде своеобразных документов, удостоверяющих реальность и выступающих элементами исторической памяти. Таким образом, проявляется документационный подход к реальности. Т. д. научно обосновывает критерии отбора, методику музееведческого исследования действительности Теория музейной коммуникации исследует музей как один из коммуникационных институтов, который не только концентрирует, обобщает и распространяет информацию, но и самостоятельно продуцирует ее на базе музееведческих исследований. Данная теория изучает специфику передачи информации, в основе которой лежат музейные предметы. Музейная коммуникация рассматривается как многоплановая, ее основным каналом является экспозиция. Уникальный музейный предмет - предмет, существующий в настоящее время в единственном или очень ограниченном числе и обладающий особой научной и социокультурной ценностью. Учет музейных фондов - направление фондовой работы, обеспечивающее сохранность приобретенных музейных предметов и фиксирующее в специальных документах их принадлежность к государственной собственности, т. е. осуществляющие их юридическую охрану. Учетная документация - научно-охранные материалы (документация), содержащие полную информацию о музейных предметах, полученную извне или в ходе музейных исследований. Физические свойства музейных предметов - форма, размер, вес, цвет предмета, материал, из которого он изготовлен. Фондовая работа - одно из направлений деятельности музея, целью которой является создание оптимальных условий для сохранения, исследования и использования музейных предметов, а также проведение изысканий в области истории материальной и духовной культуры, разработка теории и методики ф. р. Функции музейного предмета - система отношений музейных предметов между собой. Музейный предмет в музейном пространстве не выступает сам по себе, а взаимодействует с другими предметами. К ф. м. п. относятся: моделирование действительности, коммуникативная и научно-информационная функции. Хранение музейных фондов - направление фондовой работы, осуществляемое на основе режима и системы хранения. Экспозиция (музейная ) - основная форма музейной коммуникации. Она реализуется путем демонстрации музейных предметов, организованных и размещенных в соответствии с разработанной музеем научной концепцией и современными принципами архитектурно-художественных решений. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Направление на практику Зав. кафедрой музеологии Студента ИФ Гр.Мз-108 Прошу разрешить прохождение практики в ................................................. ……………………………. Письмо-заявку о согласии принять меня на практику прилагаю. Подпись студента Образец письма от организации или учреждения о направлении студента на практику. Декану исторического факультета ВлГУ В порядке оказания помощи (название организации) просит направить студента гуманитарного факультета группа (ФИО).............. для прохождения(музейно-ознакомительной) практики с. по Подпись руководителя Печать Владимир 2009 ПРИЛОЖЕНИЕ 2 Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Владимирский государственный университет» кафедра музеологии Дневник практики студента исторического факультета специальности 031502 – музеология 2 курса гр. Мз-108 _________________________ 1. Место прохождения практики _________________________________(полное наименование организации) 2. Срок практики с____________ по_____________________ 3.Руководитель практики от университета______________________ (должность, ФИО) 4. Руководитель практики от организации, учреждения (музея, турфирмы и т.д.)___________________________ (должность, ФИО) 1. Прибыл на место практики________________________ 2. Убыл___________________________ В дневнике практики ведется ежедневное описание работы . М.П. подпись ПРИЛОЖЕНИЕ 3 Образец оформления титульного листа Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Владимирский государственный университет» кафедра музеологии О.В. Иванова ст. гр. МЗ-108 ОТЧЕТ ПО МУЗЕЙНО-ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ ПРАКТИКЕ Руководитель Доц. Гужова Л.Г . Школьные музеи Владимирской области на 1 апреля 2010 года
На 1 февраля 2006г . было 90 музеев (из них 1 в колледже). На 1 октября 2006 г. было106 музеев (из них 4 в колледжах). На 1 декабря 2007 г. в области действовал 121 музей (из них 11 в колледжах). На 1 октября 2008г . в области действовало 130 музеев.На 1 июня 2009г . в области действует 140 музеев: из них 12 в колледжах, 1в проф. лицее, 10 в системе доп. образования, 9 в основных школах, 107 в сред. общеобразовательных школах. В ош №2 г.Коврова музей переведен в разряд кр.комнат. Рекомендуемая литература 1. Барченкова О.Б. Создание Владимирского музея - одного из старейших музеев России// Древняя столица: история и современность: материалы международной научно-практической конференции.- Владимир: Изд-во Владимирского гос. Пед.ун-та,2006. 2. Бараченкова О. Б. Деятельность губернского статистического комитета по созданию музея в г. Владимире// Материалы обл. краеведческой конф.(22 апреля 2005г.) –Т.1.- Владимир: ВОУНБ,2005. 3. Бузыкова В.С. Программа «Музейная культура». – 4. Владимир, 2003. Детские музеи в России и за рубежом. – М., 2001. 5. Войтенко Т.П. Игра как метод обучения и личностного развития. методические пособие для педагогов средней и начальной школы, Калуга:Адэль,1998. 6. Гнедовский М.Б. Отцы и дети в мире музеев. Вестник ассоциации «Открытый музей».1996. №4. 7. Днесь свято красуется Владимир в старой открытки/ Сост. В.П. Машковец – Владимир: АО Посад,1993. 8. Дудорова Л.В. Старый Владимир/ Л.В. Дудорова.- Владимир: Посад,1997. 9. Зеленко А.У. Детский музей// Педагогическая энциклопедия /под ред. А.Г. Калашникова.-Т.1,Т.2,М.,1993. 10. Дьякова Р.А. Основы экскурсоведения.- М.: Просвещение,1985 11. Курс «Музей и культура» в начальной школе. Программа. Опыт внедрения: Экспериментальное методическое пособие/ Под ред. Е.Г. Вансловой.-М.,1995. 12. Культурно-образовательная деятельность музеев// Сборник трудов творческой лаборатории «Музейная педагогика» кафедры музейного дела. М.;1997. 13. Кэдьюсон Х., Шефер Ч. Практикум по игровой психологии. СПб.:Питер,2002. 14. Музееведение. Музеи исторического профиля: Учеб. Пособие/ Под ред. К.Г. Левыкина, В. Хербста.-М.,1999. 15. Музей игрушки: об игрушке, кукольном театре,? Труда знаний и о книге для ребенка./ Мир музея.1995.№5 16. Опыт работы музеев общеобразовательных учреждений Северо-Восточного округа и перспективы их развития.-М.,1999 17. Педагогическая мастерская «Наша школа» №2,№3 2005г., Владимир ВИПКРО. 18. Персин А.И. Создаем музей. Учебная деловая игра. М.,1991.Российская музейная энциклопедия: в 2т. – М.: Прогресс, «РИПОЛ КЛАССИК», 2001. 19. Платов В.Я., Подиновский В.В. деловая игра как метод активного обучения профсоюзных кадров: Учебное пособие.-М,1991. 20. Платов В.Я. Деловая игра: разработка, организация и проведения: Учебник.-М.:Профиздат,1991 21. Понкратова Т.Н., Чумалова Т.В. Занятия и сценарии с элементами музейной педагогики для младших школьников : Первые шаги в мир культуры: учебно.-метод. пособие.- М.: Владос, 2002. 22. Правила работы музеев по учету и организации хранения письменных документов Государственного архивного фонда СССР-М.,1990 23. Примерное положение о музее образовательного учреждения (школьном музее)./Приложение к письму Минобразования России от 12.03.2003г. № 28-51-181/16 24. Разгон А.М. Некоторые направления научных исследований в деятельности школьных музеев//Сборник научных трудов НИИ культуры. М.;1983. 25. Российская музейная энциклопедия: в 2т.- Прогресс, «РИПОЛ КЛАССИК», 2001. 26. Столяров Б.А. Детский музей. Музейная педагогика. История, теория, практика. Учебное пособие. М. 2004. 27. Столяров Б.А. Детский музей: иллюзия или реальность? Мир музея. 2001. №2. 28. Туманов В.Е. Школьный музей. Методическое пособие. М.: ЦДЮТиК МО РФ,2002. 29. Турицына Т, Зайцева М. Познавать играя. Советский музей,1987,№2. Школьный музей /сборник документов/. Государственный исторический музей, Центральная страница юных туристов РСФСР. Сост. А.И. Персин.-М.:1987. 30. Усанов А.п. Роль игры в воспитании детей. Под ред. А.В. Запорожца.- М.: Просвещение, 1976 31. Чудаков М.О. Беседы об архивах. –М., 1980. 32. Школьный музей: сборник документов./Государственный исторический музей, Центральная станция юных туристов РСФСР./ Сост. А.И. Персин.-М.:ФЦЮДЮТиК,1987. 33. Юхневич М.Ю. Я поведу тебя в музей: Учебное пособие по музейной педагогике/ м-во культуры РФ. Рос. ин-т культурологи.- М., 2001. 34. Юхневич М.Ю., Усакова Т.В., Решетников Н.И. Основы школьного музееведения. Программа подготовки руководителей школьных музеев// Вестник детско-юношеского туризма в России.1998.-№3 |