Реферат: Методические рекомендации по разработке программы внеурочной деятельности
Название: Методические рекомендации по разработке программы внеурочной деятельности Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ВИПКРО Внеурочная деятельность школьников в контексте ФГОС второго поколения Владимир, 2010 Составители: С.В.Низова, Е.Л.Харчевникова ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения внеурочной деятельности школьников уделено особое внимание, определено особое пространство и время в образовательном процессе, как неотъемлемой части базисного учебного плана. Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге ( праздники, вечера, походы и т .д.), их участия в самоуправлении и общественно полезной деятельности, детских общественных объединениях и организациях. Эта работа позволяет педагогам выявить у своих подопечных потенциальные возможности и интересы, помочь им их реализовать. Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения учащихся класса или учебной параллели, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность ( встречи с интересными людьми, экскурсии, посещение театров, кинопросмотров и музеев с последующим их обсуждением, социально значимые дела, трудовые акции и др.). Внеурочная работа – это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между обучающимися и классным руководителем, учителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления. В процессе многоплановой внеурочной деятельности можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания. Таким образом внеурочная деятельность школьников - это совокупность всех видов деятельности учащихся (кроме учебной деятельности и деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Цель и задачи воспитания и социализации российских школьников формулируются, достигаются и решаются сегодня в контексте национального воспитательного идеала. Он представляет собой высшую цель образования, высоконравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных субъектов национальной жизни: государства, семьи, школы, политических партий, религиозных и общественных организаций. В Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников такой идеал обоснован и сформулирована высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях российского народа . Перечень базовых национальных ценностей, приведенный в Концепции духовно-нравственного воспитания российских школьников, является обязательным. Здесь же перечислены важнейшие из этих ценностей – справедливость; свобода личная и национальная, а также свобода предпринимательства, слова, вероисповедания, выбора места жительства и рода занятий; жизнь человека; межнациональный мир;семейные традиции; любовь и верность; забота о младших и старших; патриотизм; вера в Россию; единство российской нации . При разработке собственной программы воспитания и социализации школьников образовательное учреждение, педагог может вводить дополнительные ценности, не противоречащие установленным в Концепции и способствующие более полному раскрытию национального воспитательного идеала в учебно-воспитательном процессе. Также с учетом возрастных и индивидуальных характеристик обучающихся, их потребностей и запросов родителей, региональных условий и других особенностей протекания образовательного процесса можно делать упор в воспитании на особые группы базовых национальных ценностей. При этом важно, чтобы школьники получали представление обо всей системе национальных ценностей, могли видеть, понимать и принимать духовно-нравственную культуру российского общества во всем ее социокультурном многообразии и национальном единстве. Общие задачи воспитания систематизированы в «Примерной программе воспитания и социализации обучающихся» по основным направлениям воспитания и социализации младших школьников: – воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; – воспитание нравственных чувств и этического сознания; – воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни; – формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни; – воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание); – воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). В каждом из этих направлений раскрывается соответствующая система базовых национальных ценностей. Образовательное учреждение и педагог могут конкретизировать общие задачи воспитания и социализации младших школьников для более полного достижения национального воспитательного идеала с учетом национальных и региональных условий и особенностей организации образовательного процесса, потребностей обучающихся и их родителей. Вместе с тем обязательными при организации воспитательного процесса являются определенные в Примерной программе и Концепции национальный воспитательный идеал, система базовых национальных ценностей, основные направления воспитания и социализации. Каждая из базовых ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу. Для ее решения школьники вместе с педагогами, родителями, иными субъектами культурной, гражданской жизни обращаются к содержанию: - общеобразовательных дисциплин; - произведений искусства и кино; - традиционных российских религий; - периодической литературы, публикаций, радио- и телепередач, отражающих современную жизнь; - фольклора народов России; - истории, традиций и современной жизни своей малой родины; - истории своей семьи; - жизненного опыта своих родителей и прародителей; - общественно полезной и личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик; - других источников информации и научного знания. Основной педагогической единицей внеурочной деятельности является культурная практика, представляющая собой организуемое педагогами и воспитанниками культурное событие, участие в котором помещает их в меняющиеся культурные среды, расширяет их опыт конструктивного, обучаемого, творческого поведения в культуре. Мероприятия внешкольной деятельности (экскурсии, сборы помощи, благотворительные, экологические, военно-патриотические мероприятия, учебные бизнес-мероприятия, полезные дела и т.д.) организуются образовательным учреждением в пределах целостного, социально открытого образовательного пространства, в том числе во взаимодействии с учреждениями дополнительного образования. Основной педагогической единицей внешкольной деятельности является социальная практика , представляющая собой педагогически моделируемую в реальных условиях общественно значимую задачу, участие в решении которой формирует у педагогов и воспитанников социальную компетентность и опыт конструктивного гражданского поведения. Социальные практики позволяют школьнику получать опыт нравственно значимого поступка, переводя содержание национальных ценностей в форму их усвоения через общественно значимую деятельность. В организации и проведении социальных практик могут принимать участие не только педагоги и школьники, но и иные субъекты гражданской деятельности, например ветераны, священнослужители, деятели культуры и спорта, представители служб социальной помощи и т.д. Социальные практики составляют содержание общественно полезной деятельности обучающегося. На основе национального воспитательного идеала, важнейших задач духовно-нравственного воспитания российских школьников, приведенных в Концепции, а также с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом, определены общие задачи воспитания и социализации младших школьников: В области формирования личностной культуры : формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»; укрепление нравственности – основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установки личности школьника поступать согласно своей совести; формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом; укрепление у младшего школьника позитивной нравственной самооценки и самоуважения, жизненного оптимизма; формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам; принятие обучающимся базовых общенациональных ценностей, национальных и этнических духовных традиций; формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам; формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты, целеустремленности и настойчивости в достижении результата; развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей; осознание младшим школьником ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности в пределах своих возможностей; формирование нравственного смысла учения. В области формирования социальной культуры: формирование основ российской гражданской идентичности; 10 10 пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество; формирование патриотизма и гражданской солидарности; развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем; укрепление доверия к другим людям; развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям; формирование основ культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России. В области формирования семейной культуры: формирование отношения к семье как к основе российского общества; формирование у младшего школьника почтительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим; знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи. Виды деятельности и формы их осуществления рассматриваются как примерные, ориентировочные. Определение конкретного содержания воспитания и социализации по каждой школе, каждому классу осуществляется с учетом реальных условий, индивидуальных особенностей младших школьников, потребностей учащихся и их родителей. По каждому из направлений воспитания и социализации младших школьников могут быть достигнуты определенные воспитательные результаты. Примерные результаты воспитания и социализации младших школьников имеют рекомендательный характер и могут уточняться образовательным учреждением и родителями учащихся. Примерные результаты служат ориентировочной основой для проведения неперсонифицированных мониторинговых исследований, составления портфолио младшего школьника в целях определения эффективности воспитательной деятельности. Примерные виды деятельности и формы занятий с учащимися начальной школы и результаты их воспитания и социализации
Опираясь на нормативные подходы к организации деятельности по воспитанию и социализации младших школьников, образовательное учреждение и педагог вправе сами формировать программу внеурочной деятельности, исходить из запросов участников образовательного процессса и его индивидуальных особенностей, пользоваться методическими рекомендациями разработчиков стандартов, опытом педагогов-новаторов, собственным опытом. Предлагаемый вариант программы (Приложение 1 ) разработан на основе формы, заданной разработчиками стандартов, и наполненной материалами из опыта педагогов-практиков. Однако каждому педагогу предоставляется возможность варьировать «наполнение» программы по своему усмотрению, в том числе, это может быть социальное проектировпние, классная общественная организация, решающая задачи коллективного самоуправления, «классный калейдоскоп», реализующий мероприятия «красных» дат календаря и т. д. Образовательное учреждение по своему усмотрению решает проблему кадрового обеспечения данной деятельности, привлечения учителя начальной школы, классного руководителя, педагогов-предметников, педагогов-организаторов, педагогов дополнительного образования, специалистов УДОД и др., формируя его нормативную базу. При этом следует помнить, что время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию учащихся и в формах, отличных от урочной системы. Несомненно, внеурочная деятельность тесно связана с дополнительным образованием детей, когда дело касается создания условий для развития творческих интересов детей и включения их в творческую деятельность различной направленности. Дополнитнльное образование как особый самостоятельный тип государственного образования сегодня из всех возможных направлений внеурочной работы максимально разработано нормативно и методологически. В силу своей гибкости оно может решать самые разные образовательные задачи, опираясь на вариативный, неформальный, нестандартизированный характер. Однако следует помнить, что дополнительное образование детей предполагает, прежде всего, реализацию дополнитнльной образовательной программы по конкретному направлению деятельности или области знаний ((Приложение 2,3) Виды и направления внеурочной деятельности
Направления и виды внеурочной деятельности не являются жестко привязаными друг к другу и единственно возможными составляющими. Каждое из обозначенных направлений можно реализовать, используя любой из предлагаемых видов деятельности в отдельности и комплексно. Классификация результатов внеурочной деятельности
Право на выбор учащимися характера внеурочночной деятельности обеспечивается вариативностью типов образовантельных программ как важного принципа организации этой деятельности. При этом образовательное учреждение и педагог, формируя программное обеспечение внеурочной деятельности, опираются на социальный заказ, имеющиеся возможности и особенности образовательного процесса с целью максимального удовлетворения потребностей учащихся во внеурочной деятельности , ее дифференциации и индивидуализации. Типы образовательных программ внеурочной деятельности
Однако при разрабртке программы внеурочной деятельности педагог должен учитывать следующие общие правила разработки программ внеурочной деятельности. 1. Программы организации внеурочной деятельности школьников могут быть разработаны образовательным учреждением самостоятельно или на основе переработки примерных образовательных программ. 2. Разрабатываемые программы должны быть расчитаны на школьников определенной возрастной группы ( младшие школьники (1 – 4 классы), младшие подростки (5 – 6 классы), старшие подростки (7 – 9 классы), старшеклассники (10 – 11 классы). 3. В определении содержания программ школа руководствуется педагогической целесообразностью и ориентируется на запросы и потребности учащихся и их родителей. 4. Программа содержит: · введение, в котором есть информация о назначении программы, ее структуре, объеме часов, отпущенных на занятия, возрастной группе учащихся, на которых ориентирована программа; · перечень основных разделов программы с указанием отпущенных на их реализацию часов; · описание разделов примерного содержания занятий со школьниками; · характеристику основных результатов, на которые ориентирована прграмма. 5. В программе описывается содержание внеурочной деятельности школьников, суть и направленность планируемых школой дел и мероприятий. Из описания должно быть видн, на достижение какого уровнярезультатов направлены эти дела и мероприятия.Если программа предполагает организациюнескольких видов внеурочной деятельности школьников, то в содержаниидолжны быть разделы или модули, представляющие тот или иной вид деятельности. При необходимости тот или иной раздел или модуль также может быть подразделен на смысловые части. 6. В программе указывается колическтво часов аудиторных и внеаудиторныз активных (подвижных) занятий. При этом количество часов аудиторных занятий не должно превышать 50% от общего количества часов. 7. Программы могут реализовывать ся как в отдельно взятом классе, так и в свободных объединениях школьников одной возрастной группы.В первом случае школа разрабатывает прграммы (объемом 340 часов) для каждого класса. Во втором случае школа создает модульные программы ( объемом значительно превышающем 340 часов0 для каждой возрастной группы учащихся и предлагает школьникам данной возрастной группы самостоятельно выбирать модули. Занятия в таком случае проводятся не с классом, а с группами, состоящими из учащихся разных классов и параллелей. При этом доля выбранных школьником аудиторных занятий не должна превышать третьей части от общего числа занятий, которые он собирается посещать. Кроме того, разрабатывая программу, педагогу необходимо помнить, что · разрабатываемая программа должна соответствовать нормативно-правовым требованиям к внеурочной деятельности, в том числе утвержденным СанПиН; · приступать к разработке прграммы необходимо с четким и внятным представлением о предполагаемом результате; · выбор форм внеурочной деятельности должен опираться на гарантию достижения результата определенного уровня; · при разработке программы необходимо выстраивать логику перехода от результатов одного уровня к результатам другого; · форсирование результатов и форм недопустимо, так как это не обеспечивает повышение качества и эффективности деятельности; · выбор типа программы, должен быть обусловлен потребностями учащихся и общества и имеющимися образовательными ресурсами; · процесс разработки и реализации программы должен содержать диагностико-аналитическую составляющую по определению результативности и эффективности внеурочной деятельности. Обязательным условием разработанной программы внеурочной деятельности является ее контролируемость и наличие системы диагностики ее эффективности. Цель данной диагностики – выяснить, являются ли (и в какой степени) воспитывающими те виды внеурочной деятельности, которыми занят школьник. Предметы диагностики
Объекты контроля и анализа:
МОДЕЛЕЙ ИНТЕГРАЦИИ ОСНОВНОГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ В РАМКАХ БУП ОУ Л.Г.Логинова
Школьное дополнительное образование – подсистема дополнительного образования детей, объединяющая разнообразные объединения в школе, осуществляющие свою деятельность на основе программ, разрабатываемых и реализуемых педагогом дополнительного образования детей; комплекс дополнительных образовательных услуг, направленных на решение проблем обучающихся по освоению основных образовательных программ или на удовлетворение особых интересов и потребностей социальных групп заинтересованных в общем образовании. Композиция содержания (образовательных программ) и формы (кружок, мастерская, секция, театр, лаборатория, клуб, школа и др.) организации дополнительного образования детей определяются в каждом учреждении самостоятельно, с учетом имеющегося кадрового потенциала и ресурсов, с обязательной ориентацией на заинтересованного заказчика. ОСНОВНЫЕ ЛИНИИ СО-ОРГАНИЗАЦИИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ: 1.Основного и дополнительного образования : интегрированные уроки (урок-спектакль, урок-игра, урок-концерт), элективные курсы, факультативы , проводимые в учебное время, но на основе принципов дополнительного образования детей; творческое переосмысление учебной программы и переход к разработке авторских образовательных программ . 2.Внеучебной и учебной деятельности в свободное от основных уроков время и как продолжение учебной деятельности, но с расширением содержания того или иного школьного предмета (факультативы, спецкурсы, предметные кружки и др.), проводимые учителями - предметниками старших ступеней. 3. Дополнительного образования и внеучебной деятельности (концерты, выставки, соревнования и др. общешкольные дела массового характера, праздники) во внеучебное время, через вовлечение не только тех детей, которые ходят в различные творческие объединения, но и их руководителей, педагогов- организаторов, учителей, всех желающих. Структурная модель интеграции ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ СОГЛАСОВАННО- СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: • единая цель участников, включенных в деятельность; • общая мотивация к деятельности; • объединение, совмещение или сопряжение индивидуальных деятельностей (простых, частных) в единое целое; • разделение единого процесса деятельности на отдельные функционально связанные операции и их распределение между участниками; • согласование индивидуальных деятельностей участников, • соблюдение строгой последовательности операций в соответствии с заранее определенной программой (управление ); • единый конечный совокупный результат; • единое пространство и одновременность выполнения индивидуальных деятельностей разными людьми • осознанное изменение (развитие) в последовательности получения промежуточных результатов при сохранении ориентации на цель. Варианты ИНТЕГРАЦИИ I. • Внутренняя интеграция основного и дополнительного в условиях учреждения дополнительного образования детей • Внутренняя интеграция основного и дополнительного в условиях в условиях общеобразовательной школы (начальной, средней и т.д.) • Внутренняя интеграция основного и дополнительного в образовательном пространстве города (территории) • Внутриведомственная интеграция в дополнительном образовании II. • Внешняя интеграция основного и дополнительного в условиях учреждения дополнительного образования детей • Внешняя интеграция основного и дополнительного в условиях общеобразовательной школы (начальной, средней и т.д.) • Внешняя интеграция основного и дополнительного в образовательном пространстве города (территории) • Межведомственная интеграция Понятийная основа деятельности Внеурочная деятельность школьников - это совокупность всех видов деятельности учащихся (кроме учебной деятельности и деятельности на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. Воспитание – это управление процессом развития личности ребенка (человека) через создание благоприятных условий. Воспитание в образовательном учреждении – специально-организованное, научно и методически обеспеченное психолого-педагогическое сопровождение детей, подростков и молодежи с целью успешной социализации и жизненного самоопределения. Социализация — это самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры на всех возрастных этапах. Результат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности. Эффект – это последствия результата. Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственое духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде деятельности. Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности. Культурная практика - основная педагогическая единица внеурочной деятельности, представляющая собой организуемое педагогами и воспитанниками культурное событие, участие в котором помещает их в меняющиеся культурные среды, расширяет их опыт конструктивного, обучаемого, творческого поведения в культуре. Социальная практика - основная педагогическая единица внешкольной деятельности, представляющая собой педагогически моделируемую в реальных условиях общественно значимую задачу, участие в решении которой формирует у педагогов и воспитанников социальную компетентность и опыт конструктивного гражданского поведения. Дополнительная образовательная программа – неотъемлемая часть ООП ОУ, программа, направленная на реализацию потребностей и запросов обучающихся (воспитанников), реализуемая за рамками основных (базовых) образовательных программ . Приложение 1 Примерная образовательная программа внеурочной деятельности учащихся Введение Данная программа представляет собой вариант программы организации внеурочной деятельности школьников и предназначена для реализации в одном отдельно взятом классе. Предлагаемая программа является комплексной по содержанию деятельности и ориентирована на достижение, в основном, результатов первого уровня. Программа рассчитана на 340 ч и предполагает как равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками (10 ч в неделю), так и неравномерное их распределение с возможностью организовывать занятия крупными блоками — «интенсивами» (например, праздники,заседания клубов, фестивали, походы, экскурсии, викторины, выставки, игры и т. п.). В этих случаях возможно объединение класса с другими классами школы, занимающимися по сходным программам, и проведение совместных занятий. Программа состоит из трёх относительно самостоятельных разделов, каждый из которых предполагает организацию определённого вида внеурочной деятельности первоклассников. Однако направления и виды внеурочной деятельности и, соответственно, разделы программы могут варьироваться, ориентируясь на решение своих собственных педагогических задач каждого конкретного класса. К реализации данной программы учитель может привлечь учителей предметников (физкультуры, МХК и др.), педагогов дополнительного образования, родителей учащихся на оплачиваемой или безвозмездной основе в соответствии с имеющимися в ОУ возможностями. Основные разделы программы
Примерное содержание занятий Раздел 1. Спортивно-оздоровительная деятельность: организация и функционирование спортивного семейного клуба «33 богатыря».(154ч.) 1.1Изучение правил техники безопасности и этических норм при проведении спортивных мероприятий(2). Основные требования к занимающимся: регулярность, отсутствие пропусков без уважительной причины, заинтересованность, наличие спортивной формы.. Техника безопасности: правила поведения во время спортивных занятий, техника безопасности при занятиях со спортивными снарядами, предметами. Правила поведения в коллективных спортивных мероприятиях: честность, взаимоподдержка, взаимопомощь. Разработка Устава клуба. 1.2.Спортивные занятия клуба «33 богатыря» (68ч.)Занятия по общей физической подготовке. Коллективные спортивные игры: волейбол, футбол, хоккей, лапта, городки, народные детские игры и др. Велосипедные и лыжные пробеги. Коллективные походы на каток, в бассейн. Соревнования. 1.3.«Веселые старты» Семейные спортивные праздники (30ч.) Подбор спортивно-развлекательных аттракционов. Разраборка программ проведения «Веселых стартов». Формирование команд участников. Организация болельщиков. Подготовка художественного и музыкального оформления праздников и призового фонда. Подведение итогов и анализ проведения праздников. 1.4.Элементарные туристские навыки Техника пешеходного туризма (30 ч). Тренировочные заняти по технике пешеходного туризма в спортивном зале и на свежем воздухе. лесу, у водоёмов, на болоте; правила передвижения по дорогам; правила обращения с огнём; правила обращения с опасными инструментами и спецснаряжением; правила общения с местными жителями; правила гигиены туриста. Спортивное туристское снаряжение и его назначение. Укладка рюкзака. Разбивка бивуака. Природоохранные действия человека во время отдыха на природе и при оборудовании туристских стоянок.. Неписаные этические правила туристов: трудовая этика туриста, распределение общественного снаряжения в походе между мальчиками и девочками, отношение к слабым отстающим в походе, отношение к природе. 1.5.Походы выходного дня (24). Тренировочные походы выходного дня: подготовка, проведение, анализ. Сезонные экологические экспедиции в лес для изучения местной флоры и фауны: подготовка, проведение, анализ. Экологические рейды на берег реки и очистка побережья от бытового мусора: Подведение итогов похода, подготовка фотоотчёта, Ознакомление с итогами похода учащихся школы. Раздел 2. Познавательная деятельность: организация и функционирование в классе устного журнала «Хочу все знать!» (78 ч) 2.1. Организация и проведение странички «Почемучка» (26). Предмет изучения науки. История развития науки. Современная наука. Великие ученые прошлого и современности. Научные открытия. Знакомство с интересными научными фактами. Занимательная наука. 2.2. Организация и проведение странички «В мире интересного»(26). Увлечения. Разнообразие и направленности увлечений. Профессии. Знакомство с представителями различных профессий, коллекционерами. Экскурсии на предприятия, в учреждения, в музеи и т.д. 2.3. Организация и проведение странички «Поиграйка»(26). Устные игры и задания. Загадки, шарады, кроссворды, викторины. Игры на бумаге, Игры со спичками, Игры – тренинги памяти, внимания, наблюдательности. Интеллектуальные коллективные игры. Составление вопросов к играм. Правила составления вопросов. Раздел 3. Художественное творчество: организация и функционирование классного театра «Буратино» (108). 3.1.Вводные театральные занятия (10 ч). Игры и упражнения на развитие актерских способностей: пантомимические игры, упражнения на развитие сценической речи, гимнастика для языка, скороговорки, театральные миниатюры, игры на сплочение коллектива. Выходы в театр. 3.2.Выбор спектакля (10 ч). Выбор пьесы для постановки в классном театре. Читка. Работа над текстом и чтение по ролям. Распределение ролей, пробы, постановка этюдов на основе выбранного материала. Распределение обязанностей по подготовке спектакля и создание совета дела. 3.3.Подготовка спектакля (60 ч). Работа технических мастерских Изготовление костюмов и декораций к спектаклю. Подбор музыкально-шумового сопровождения к спектаклю. Продумывание освещения и спецэффектов. Репетиционный процесс. Прогон спектакля с участием всех технических мастерских по отдельным сценам. Генеральная репетиция. 3.4.Показ спектакля.(28 ч). Премьера спектакля — представление для друзей и родителей участников спектакля. Организация представления для воспитанников дошкольных учреждений, учащихся начальной школы. Организация общешкольного представления. Организация представления для жителей микрорайона. Анализ и обсуждение итогов театрального творчества класса. Предполагаемые результаты реализации программы Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): бережное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей; приобретение школьниками знаний о принятых в обществе нормах отношения к природе, к памятникам истории и культуры, к людям других поколений и социальных групп; элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры, правилах художественого творчества, правилах конструктивной групповой работы; о способах самостоятельного поиска и нахождения информации в справочной литературе; о способах ориентирования на местности и элементарных правилах выживания в лесу. Вместе с тем реализация в полной мере данной программы внеурочной деятельности не исключает возможности выхода на начальные результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом):развитие ценностных отношений школьника к родному Отечеству, родной природе и культуре, к труду, к другим людям, к своему здоровью и внутреннему миру и результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): опыт самообслуживающей деятельности; опыт природосберегающей и природоохранной деятельности; опыт самоорганизации, организации совместной деятельности с другими детьми и работы в команде и взятия на себя ответственности за других людей. нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами; Приложение 2 «Начальное техническое моделирование» Программа для занятий с детьми младшего школьного возраста в системе дополнительного образования детей Автор-составитель Королева Галина Сергеевна, Дворец Детского и юношеского творчества г. Владимира. Пояснительная записка Направленность программы – научно – техническая. Начальное техническое моделирование - это первые шаги ребенка в самостоятельной творческой деятельности по созданию макетов и моделей несложных технических объектов; это познавательный процесс формирования у детей начальных политехнических знаний и умений. Настоящая программа разработана как курс «Начальное техническое моделирование» и является одним из вариантов дополнительного образования детей 6 – 7 - летнего возраста, дающий начальные технические знания и понятия, позволяющий реализовать их в практической деятельности и выработать навыки работы с инструментом и материалами. Основой ее является ориентация на личностный потенциал ребенка и его самореализацию на занятиях активным техническим творчеством. Данная программа: · открывает перед ребенком мир черчения и геометрии, мир восприятия объекта, как набор повторяющихся объемов, развивая абстрактное мышление; · развивает конструкторско-художественные способности, чувство красоты через связь с природой; · расширяет кругозор; подготавливает ребенка к работе с техникой на более сложном уровне; · формирует начальные технические знания для более успешного усвоения школьной программы по математике, черчению, физике и астрономии; позволяет участвовать ребенку в коллективном творчестве с минимальным «багажом» знаний и умений. Главная цель программы – создание условий для развития личности ребенка в соответствии с его индивидуальными способностями через занятия техническим творчеством. Задачи:
Основополагающие педагогические принципы программы: · принцип развивающего и воспитывающего характера обучения; · принцип наглядности; · опора на интерес ребенка; · индивидуальный темп движения; · гуманистичность. Сочетание репродуктивного, продуктивного и творческого начал в реализации программы помогает раскрытию творческих способностей ребенка, развивает его интерес. Методы обучения направлены на то, чтобы предлагаемая программа возникла в сознании ребенка как придуманная им самим, тогда у него появляется возможность ставить (выбирать) цель, принимать решение и намечать план действий для достижения цели, а в определенный момент оценить результаты своих действий. В основу предлагаемой программы заложен принцип использования знаний и умений не по прошествии временного срока или окончании определенного курса, а на третьем-четвертом занятии. Новационным аспектом программы является воспитание гражданской позиции в общественной жизни через включение в коллективную работу, независимо от степени мастерства, позволяющее развивать новые качества личности необходимые для адаптации к требованиям, предъявляемым обществом. Прогнозируемые результаты
Оценка результатов образовательной деятельности Наиболее плодотворным фактором, в оценочной работе итогов обучения, являются выставки работ учащихся за пределами образовательного учреждения. В одном месте могут сравниваться различные модели, макеты, различные направления творчества. Параметры оценивания представленных участниками работ могут изменяться в зависимости от уровня и целей проводимых выставок. Выставки позволяют обменяться опытом, технологией, оказывают неоценимое значение в эстетическом становлении личности ребенка. Однако выставки проводятся один–два раза в учебный год, творческая же работа ребенка постоянно требует поощрения в стремлениях. Одним из важнейших оценочных видов становится проведение соревнований, в процессе которых набираются баллы по различным характеристикам: качество исполнения, дизайн, характеристики движения (скорость, дальность и т.п.). Ребенок, сравнивая свою модель с другими, наглядно видит преимущества и ошибки, получает возможность выработать навык анализа для дальнейшей реализации в творчестве. Большое значение в оценивании итогов обучения имеют разнообразные конкурсы к «красным» дням календаря. Подарки, поделки, сувениры с элементами художественного конструирования ребята готовят к праздникам с большим удовольствием. В декоративном решении работы детей выглядят красочно, празднично, а иногда и фантастически. Результативность развития художественного мышления ребят оценивается по следующим критериям: степень оригинальности замысла, выразительность выполненной работы, овладение приемами работы в материале. В процессе таких занятий более интенсивно развиваются творческие способности детей (воображение, образное и техническое мышление, художественный вкус). Нельзя упускать из виду оценочно-воспитательного значения экскурсий в детские объединения технического творчества , на предприятия и природу. Для оценивания результативности экскурсий используется ряд психологических методов: беседа, наблюдение, опрос. Акцентирование внимания ребенка на отдельных деталях натуры развивает наблюдательность, возбуждает абстрактное мышление и создает предпосылки к сравнению, осмыслению и реализации увиденного. Все виды оценочных мероприятий предусматривают совместно с учащимися анализ, обсуждение и выработку решений для реализации, что является важным в процессе дальнейшего выбора направления технического творчества воспитанников. Учебно-тематический план
Содержание Занятия по предмету состоят из нескольких частей, объединенных одной темой. Они предполагают обязательное разнообразие различных видов деятельности: · теоретическая подготовка в форме бесед, викторин, демонстрации наглядных пособий, моделей и т.д.; · практическая работа; · экскурсии в объединения образовательного учреждения по текущей теме для восприятия изготавливаемой модели в сопутствующей инфраструктуре; · итоговый этап в виде испытательного момента движущейся модели; · участие в соревновании готовых моделей. Тема 1. Вводное занятие. Знакомство с кружком – почему такое название – «Начальное техническое моделирование». Содержание работы кружка. Правила поведения в мастерской. Показ образцов готовых моделей. Тема 2. Материалы и инструменты. Некоторые сведения из истории бумаги. Знакомство с видами бумаги (писчей, газетной, рисовальной, цветной, калькой), названием и основными свойствами (прочностью, отношением к влаге). Виды картона. Определение направления волокон картона. Инструменты, применяемые при обработке бумаги и картона. Назначение инструментов, правила пользования ими, правила хранения. Правила безопасности труда при работе ручным инструментом (ножницами, шилом, иглой, карандашом, кисточкой). Практическая работа. Изготовление моделей ротора, воздушного винта, летающей стрелы и других по выбору педагога. Тема 3. Первоначальные графические знания. Закрепление, углубление и расширение знаний о чертежных инструментах и принадлежностях. Знакомство с линиями чертежа: линия видимого контура, линия невидимого контура, линия сгиба, осевая или центровая линия. Понятие о шаблонах, трафаретах. Способы их применения. Экономия материалов, бережное отношение к инструментам и приспособлениям. Практическая работа. Изготовление моделей легкового автомобиля, лодочки и других по выбору педагога. Тема 4. Геометрия на плоскости. Понятие о контуре, силуэте технического объекта. Расширение и углубление понятий о геометрических фигурах: прямоугольники, треугольники, круг, половина круга. Сопоставление формы окружающих предметов, частей машин и других технических объектов с геометрическими фигурами. Практическая работа. Изготовление «Геометрического конструктора» из плотной бумаги (геометрические фигуры различные по форме и размеру). Создание силуэтов моделей (корабля, грузовика, самолета, ракеты и т.д.) из элементов «Геометрического конструктора» способом манипулирования. Изготовление контурных моделей со щелевидными соединениями из картона. Тема 5. Стереометрия. Первоначальные понятия о простейших геометрических телах: кубе, шаре, цилиндре. Сопоставление формы окружающих предметов, частей машин и других технических объектов с геометрическими телами. Практическая работа. Изготовление макетов и моделей технических объектов на основе манипулирования готовыми объемными формами. Изготовление объемных действующих моделей из разных материалов. Тема 6. Изготовление простейших моделей. Знакомство с основными рабочими операциями в процессе практической работы с бумагой и картоном. Подбор необходимого материала для изделия. Понятия «деталь», «изделие». Рациональный раскрой материала. Совершенствование способов и приемов работы по шаблонам. Разметка и изготовление отдельных деталей по шаблонам. Контроль деталей с помощью шаблонов. Резание бумаги и картона ножницами по прямым и кривым линиям разметки. Контроль деталей. Вырезание деталей из бумаги, сложенной пополам (симметричное вырезание) или в несколько слоев (гармошка). Правила соединения деталей из бумаги и картона с помощью клея. Отделка моделей. Подбор цветовой гаммы. Работа с самоклеющейся бумагой. Практическая работа. Изготовление летающих моделей самолетов «ЗЛИН», «ТУ-144», «Чайка», изготовление макетов танков, моделей ракет, парашютов и др.Соревнования и конкурсы с готовыми моделями. Тема 7. Моделирование сувениров и игрушек. Способы разметки деталей простой формы на разных материалах. Разметка по шаблону на бумаге, картоне, ткани. Приемы и способы изготовления сувениров, игрушек из разного материала. Способы соединения деталей из разного материала. Способы отделочных работ готовой поделки. Правила по технике безопасности при работе с различным материалом. Практическая работа. Изготовление сувениров и игрушек с учетом праздников в календаре. Конкурс новогодней игрушки, конкурс военной техники, конкурс на тему «Я люблю свою маму!». Тема 8. Экскурсии. Знакомство с учреждениями дополнительного образования, кружками. Экскурсии в объединения технического творчества. Посещение выставок, соревнований, проводимых в УДОД. Участие в различных мероприятиях школы и УДОД. Тема 9. Итоговые занятия. Подведение итогов работы за год. Беседа на тему «Чему мы научились на занятиях?». Выставка моделей, поделок, изготовленных в течение года. Проведение конкурса «Самые умелые руки». Вручение грамот, призов. Необходимые материалы и инструменты Материалы : альбомная бумага, цветная бумага, цветной картон, ватман, бумага масштабно-координатная, калька, гуашь, клей ПВА, авиационная резина, рейки различного сечения и длины, пенопласт мелкозернистый, фанера 3-5 мм, пластилин, проволока разного диаметра, скотч. Инструменты : ножницы, кисти клеевые, кисти акварельные, линейки, треугольники, трафареты, лекала, ластики, карандаши, фломастеры, маркеры, шила, нож-резец, циркуль, наждачная бумага, лобзик, пилки для лобзиков, молотки, плоскогубцы, кусачки, напильники, отвертки, слесарные тиски, набор сверл Литература 1. Бабкин И.А. Подготовка юных судомоделистов: Методическое пособие. – М.: Издательство ДОСААФ СССР,1988. 2. Грекова Г.М. Учебная программа объединения «Юный конструктор» // Сборник авторских образовательных программ лауреатов IV Всероссийского конкурса. – М.: 2000. – С. 231-243. 3. Журавлева А.П., Болотина Л.А. Начальное техническое моделирование: Пособие для учителей начальных классов по внеклассной работе. – М.: Просвещение, 1982. 4. Журавлева А.П. Что нам стоит флот построить. – М.: Патриот, 1990. 5. Копцев В.П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное: Основы объемного конструирования. – Ярославль: Академия развития, Академия Холдинг, 2001. 6. Кроткова Г.Н. Авторская программа «Самоделкин» // Сборник авторских образовательных программ лауреатов IV Всероссийского конкурса. – М.: 2000. – С. 51-76. 7. Кружки начального технического моделирования // Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ: Техническое творчество. – М.: Просвещение, 1978. – С. 8-19. 8. Кружок «Умелые руки». - СПб: Кристалл, Валерии СПб, 1997. 9. Нагибина М.И. Чудеса из ткани своими руками: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997. 10. Самарин В. Придуманная страна. – Владимир, 1997. 11. Тарабарина Т.И. Оригами и развитие ребенка: Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997. 12. Фетцер В.Л. Авиация в моделях. – Ижевск: Удмуртия, 1992. 13. Шмидт Норман. Птицы из бумаги. – Мн.: Попурри, 2004. 14. Шмидт Норман. Реактивные самолеты из бумаги. – Мн.: Попурри, 2004. Приложение 3 Программа «Умелые руки» («Рукоделие») Авторы-составители Калякина Валентина Николаевна, Поцелуева Светлана Ивановна, Дворец Детского и юношеского творчества г. Владимира. Пояснительная записка Направленность программы – художественная. Известные исследователи народного декоративного искусства (В. С. Воронов, А.В. Бакушинский) неоднократно отмечали родственность мироощущения и отражения его в творчестве народных мастеров и детей. Главные критерии подобной близости - декоративность и красочность создаваемых ими образов, особое чувство ритма, обобщенной пластики форм и любовь к узорчатости орнамента. И там и здесь мир воспринимается по-особому радостно, мажорно, и так же радостно и празднично воплощается он в их работах. Именно поэтому декоративное искусство, художественные ремесла должны играть важную роль в эстетическом воспитании детей. Являясь неотъемлемой частью национальной культуры, сохраняя традиции преемственности поколений, народное искусство влияет на формирование художественной культуры личности. Основу декоративно - прикладного искусства составляет творческий ручной труд. Раннее приобщение детей к практической художественной деятельности способствует развитию в них творческого начала, требующего активности, самостоятельности, проявления фантазии и воображения. Развитие сенсомоторных навыков: тактильной, зрительной памяти, координации мелкой моторики рук - является важнейшим средством коррекции психического развития дошкольника. В.А. Сухомлинский отмечал тесную связь в периоде детства мыслительных процессов с наглядными предметами окружающего мира: «Истоки способностей и дарования детей - на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие с орудием труда, тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем глубже входит это взаимодействие руки с природой, с общественным трудом в духовную жизнь ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок ...» ( В. А. Сухомлинский «Сердце отдано детям». Киев. 1969, с.220). Приемы и навыки народного декоративного искусства, выработанные на протяжении многих поколений, столь совершенны, что их применение позволяет достигать большой художественной выразительности простыми и лаконичными средствами: равномерно чередующимися переплетениями нитей, тиснение трафаретами, ритмичные порезы и т.д. Доступность этих технических приемов детям 7 лет дает им возможность творить соответственный художественно осмысленный предметный мир. Особая роль в приобщении детей к народному декоративному творчеству принадлежит тем районам, где живут и трудятся мастера традиционных художественных промыслов. На Владимирской земле, где не прерывалась живая нить традиций, с древности высоко ценилось рукотворное мастерство. Реализация программы создает благоприятные условия для приобщения детей к истокам народного творчества на начальном этапе в 7 лет. Работа по программе «Рукоделие» предполагает решение следующих основных задач: · -раскрытие истоков народного творчества и роли декоративно - прикладного искусства (предметов быта, художественной среды) в жизни общества; · -привитие любви к традиционному народному искусству; · -создание условий для формирования представлений о народном мастере как творческой личности, духовно связанной с культурой и природой родного края, носителе традиций коллективного опыта; · -усвоение специфики художественной системы народного искусства (повтор, вариация, импровизация); · -овладение художественным построением орнамента в процессе изучения некоторых видов декоративно - прикладного искусства; · -развитие художественно - творческих способностей детей: конструктивное и образное мышление, коммуникативные качества; · -обучение навыкам и приемам в работе с материалом (лепка, коллаж, аппликация, плетение, вышивка и т.д.). Основу обучения составляет метод тематических заданий, позволяющий органично сочетать организованный процесс восприятия детьми народных образов и практическое участие в народном творчестве. Подбор образцов художественных произведений не ограничен одним видом народного промысла (керамика, роспись по дереву, вышивка, лозоплетение и др.). Дается представление об ансамблевости художественных изделий - гармоничном сочетании их с окружающей средой. Важнейшими формами активизации учебно-воспитательного процесса являются: -проведение экскурсий в музеи Владимирского края; -посещение выставок народного и декоративно - прикладного искусства; -совместные занятия с родителями; -применение элементов этнопедагогики (фольклор и ручной труд). Серьезное, уважительное отношение к труду, успехи детей в обучении изготовлению малых форм - предметов, украшений рождают у них уверенность в своих силах, формируют положительную самооценку, готовность к творческому самовыражению в любом виде труда. Тематика заданий связана с календарем народных праздников. Итогом является выставка (раз в полугодие), демонстрирующая достижения детей. При оборудовании мастерской и организации образовательного процесса приоритетное значение должны иметь вопросы, связанные с обеспечением охраны труда, техники безопасности, производственной санитарии и личной гигиены. Учебная мебель должна соответствовать возрастным особенностям строения тела ребенка, должно быть учтено направление дневного и вечернего освещения (слева, сверху). Дети, проявившие способности и интерес к занятиям, продолжают занятия в творческих обединениях дополнительного образования детей, где они закрепляют приобретенные знания, совершенствуют навыки в изготовлении более сложных, авторских изделий (игрушек, сувениров, поделок). Программа обучения В процессе обучения формируются, совершенствуются и закрепляются общетрудовые умения и навыки. В частности, умение соблюдать культуру труда: планировать и организовывать свой труд, экономно расходовать материалы, правильно и по назначению их применять. При изготовлении поделок из разных материалов дети учатся самостоятельно решать разнообразные конструкторские и технологические задачи, задачи оформления и художественной отделки изделий. Это способствует более осмысленному выбору приемов работ, развитию фантазии, доставляет им чувство радости, собственной значимости, повышает их самооценку. Итогом работы по программе должно стать желание детей выполнять все более сложные вещи, красивые и необходимые в быту, приносящие пользу и радость людям. Примерный тематический план (72 часа)
Содержание деятельности Вводное занятие. Цели и задачи. Организационные вопросы. Правила техники безопасности. Материалы, необходимые для работы. Конструирование из бумаги. Игрушка - один из самых древних видов декоративно - прикладного искусства, украшающая наш быт, радующая глаз. История бумажной игрушки (Китай, Япония, европейские страны). Правила работы с бумагой. Разновидности аппликаций в народном декоративном творчестве. Практическая часть. Подбор бумаги. Раскладка лекал и раскрой. Последовательность выполнения поделок в материале и их оформление. Просмотр и анализ готовых работ. Мини - выставка. Конструирование из природного материала. Лепка. Народная глиняная игрушка. История, символика, связь с мировоззрением (женская фигура - мать - земля; конь - солнце, птица - воздушная стихия). Демонстрация образцов игрушек, иллюстраций. Практическая часть. Выбор образца изделия. Дальнейшее освоение приемов лепки руками изделий простых форм: подготовка пластилина, лепка простых геометрических форм - «угощений» (круглых, квадратных, овальных, колесиком и т.д.); формование полых изделий (чашки), лепка из целого куска и ленточной техникой. Изготовление поделок с использованием природного материала (шишек, желудей, скорлупы и т.д.). Составление коллективной композиции из поделок по сказочным сюжетам («Машенька и медведь», «Волк и три поросенка», «Красная шапочка» и т.д.). Работа с сутажом, нитью, проволокой. Знакомство с техникой лозоплетения. Подарок, его первоначальное символическое значение. Искусствоведческая справка. Просмотр готовых работ. История плетения ивового прута. Новые термины: плетеные изделия, лента, стружка, листик, колунки. Просмотр образцов. Организация рабочего места. Инструменты и приспособления. Техника безопасности. Рекомендации по выполнению изделия по данному образцу. Практическая часть. Выполнение подарков, сувениров в технике макраме. Отработка способов плетения: -простое, -послойное, -рядовое. Подбор прутьев по длине, ширине, по цвету. Выполнение салфетки (подставки). Оформление изделия. Работа с тканью. Куклы-Петрушки. Искусствоведческая справка. Характер сказочного героя, его значение в народном быту. Обратить внимание на различное образное решение. Выбор образцов. Подбор тканей. Правила раскроя. Практическая часть. Выполнение игрушек в материале. Закрепление навыков работы иглой, выполнения изученных швов. Аккуратность в работе. Причины возникновения дефектов и меры их предупреждения. Закрепление нитки в начале и конце шва. Способы обметки и заделки края ткани, соединения деталей. Итоговое занятие. Подведение итогов работы. Отчетная выставка - просмотр работ, выполненных детьми за год, их оценка. Рекомендуемая литература
Приложение 4 Примерная номенклатура дел ответственного за организацию внеурочной деятельности учащихся в рамках БУП ОУ . 1. Раздел Устава учреждения о Блоке дополнительного образования.
3. Должностные инструкции педагогических работников реализующих программы внеурочной деятельности . 4. Раздел ООП ОУ об организации дополнительного образования в рамках БУП ОУ 5. Образовательные программы дополнительного образования детей. 6. Учебный план - тарификация. 7. Графики работы сотрудников по штатному расписанию. 8. Расписание учебных занятий, утвержденное директором. 9. Расписание - графики педагогов с учетом индивидуальных занятий. 10. Журналы учебных занятий. 11. Сведения (табель) о начисления заработной платы пед. кадрам. 12. Журнал контроля количественного состава учащихся. 13. Журнал посещения открытых занятий, массовых мероприятий и т. д. 14. Аналитические справки об эффективности реализации программ дополнительного образования учащихся 15. Графики повышения квалификации педагогов. 16. Сведения об учащихся (база данных), осваивающих программы дополнительного образования 17. Статистические данные об участиях в различных конкурсах, фестивалях и т. д. 18. Банк данных образовательных программ дополнительного образования Приложение 5 ТРЕБОВАНИЯ К СОДЕРЖАНИЮ И ОФОРМЛЕНИЮ ПРОГРАММ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ДЕПАРТАМЕНТ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ, ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ДЕТЕЙ ПИСЬМО от 11 декабря 2006 г. N 06-1844 О ПРИМЕРНЫХ ТРЕБОВАНИЯХ К ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ В соответствии с Комплексным планом мероприятий Минобрнауки России, подведомственных ему федеральных служб и федеральных агентств по выполнению Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы) и Плана действий Правительства Российской Федерации по ее реализации в 2006 году направляем Примерные требования к программам дополнительного образования детей для использования их в практической работе. Директор Департамента А. А. ЛЕВИТСКАЯ ПРИМЕРНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПРОГРАММАМ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ Нормативно-правовой аспект В соответствии со статьей 9 Закона Российской Федерации «Об образовании» (далее - Закон) образовательная программа определяет содержание образования определенного уровня и направленности. В системе общего образования реализуются основные и дополнительные общеобразовательные программы, направленные на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. К дополнительным образовательным программам относятся образовательные программы различной направленности, реализуемые: · в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ; · в образовательных учреждениях дополнительного образования детей, где они являются основными (Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 марта 1995 г. N 233), и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии (ст. 26, п. 2). Содержание дополнительных образовательных программ Пунктом 5 статьи 14 Закона установлено, что содержание образования в конкретном образовательном учреждении определяется образовательной программой (образовательными программами), разрабатываемой, принимаемой и реализуемой этим образовательным учреждением самостоятельно. Содержание образования является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть ориентировано на: - обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации; - формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и уровню образовательной программы (ступени обучения) картины мира; - интеграцию личности в национальную и мировую культуру; - формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; - воспроизводство и развитие кадрового потенциала общества. Ответственность за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, качество образования своих выпускников несёт образовательное учреждение в установленном законодательством Российской Федерации порядке, согласно пункту 3 статьи 32 Закона. Целями и задачами дополнительных образовательных программ в первую очередь является обеспечение обучения, воспитания, развития детей. В связи с этим содержание дополнительных образовательных программ должно соответствовать: -достижениям мировой культуры, российским традициям, культурно-национальным особенностям регионов; - соответствующему уровню образования (дошкольному, начальному общему, основному общему, среднему (полному) общему образованию); - направленностям дополнительных образовательных программ (научно-технической, спортивно-технической, художественной, физкультурно-спортивной, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-педагогической, социально-экономической, естественнонаучной); - современным образовательным технологиям, отраженным в принципах обучения (индивидуальности, доступности, преемственности, результативности); формах и методах обучения (активных методах дистанционного обучения, дифференцированного обучения, занятиях, конкурсах, соревнованиях, экскурсиях, походах и т. д.); методах контроля и управления образовательным процессом (анализе результатов деятельности детей); средствах обучения (перечне необходимого оборудования, инструментов и материалов в расчете на каждого обучающегося в объединении); быть направлено на: - создание условий для развития личности ребенка; - развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству; - обеспечение эмоционального благополучия ребенка; - приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям; - профилактику асоциального поведения; - создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культуры; - целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка; - укрепление психического и физического здоровья ребенка; - взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей. Структура программы дополнительного образования детей Программа дополнительного образования детей, как правило, включает следующие структурные элементы: 1. Титульный лист. 2. Пояснительную записку. 3. Учебно-тематический план. 4. Содержание изучаемого курса. 5. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы. 6. Список литературы. Оформление и содержание структурных элементов программы дополнительного образования детей 1. На титульном листе рекомендуется указывать: - наименование образовательного учреждения - где, когда и кем утверждена дополнительная образовательная программа; - название дополнительной образовательной программы; - возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа; - срок реализации дополнительной образовательной программы; - ФИО, должность автора(ов) дополнительной образовательной программы; - год разработки дополнительной образовательной программы. 2. В пояснительной записке к программе дополнительного образования детей следует раскрыть: - направленность дополнительной образовательной программы; - новизну, актуальность, педагогическую целесообразность; - цель и задачи дополнительной образовательной программы; - отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ; - возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы; - сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы); - формы и режим занятий; - ожидаемые результаты и способы определения их результативности; - формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т. д.). 3. Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы может содержать: - перечень разделов, тем; - количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий. 4. Содержание программы дополнительного образования детей возможно отразить через краткое описание тем (теоретических и практических видов занятий). . Методическое обеспечение
программы дополнительного - обеспечение программы методическими видами продукции (разработки игр, бесед, походов, экскурсий, конкурсов, конференций и т. д.); - рекомендаций по проведению лабораторных и практических работ, по постановке экспериментов или опытов и т. д.; - дидактический и лекционный материалы, методики по исследовательской работе, тематика опытнической или исследовательской работы и т. д. 6. Список использованной литературы. Приложение 6 Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (внешкольные учреждения). Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН 2.4.4.1251-03 (введенные 20 июня 2003 года постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 3 апреля 2003 г. № 27 Д) (извлечение) I . Общие положения 1.1. Настоящие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (далее санитарные правила) разработаны в соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ, Законом Российской Федерации «Об образовании» от 13 января 1996 г. № 12-ФЗ (с изменениями и дополнениями, Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 7, ст. 631), Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 № 233 (ред. от 22.02.1997) «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 12, ст. 1053 1.5. Учреждения дополнительного образования детей предназначены для обеспечения необходимых условий личностного развития, укрепления здоровья и профессионального самоопределения, творческого труда детей и подростков, формирования их общей культуры, адаптации личности к жизни в обществе, организации содержательного досуга. Основные виды деятельности: художественное, техническое творчество, занятия музыкой, хореографией, спортом, эколого-биологического профиля и юных натуралистов и другие виды деятельности. 1.6. В учреждениях дополнительного образования детей наполняемость групп не рекомендуется превышать 15 детей (за исключением хоровых, танцевальных, оркестровых и т. п.). С учетом направленности программ дополнительного образования занятия проводятся индивидуально или с группой детей. Группы могут быть одновозрастные или разновозрастные. |