МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РК
ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. С. АМАНЖОЛОВА
КАФЕДРА ОБЩЕЙ ПСИХОЛОГИИ
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ПОДГОТОВКЕ К ЗАНЯТИЯМ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ЭТНОПСИХОЛОГИЯ»
СОСТАВИТЕЛЬ: преподаватель
кафедры общей психологии
Садыкова Алмагуль Нурсаитовна
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ЭТНОПСИХОЛОГИЯ»
1. ТЕЗИСЫ ЛЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ
№
|
Тема
|
Содержание
|
1
|
Предмет и задачи этно-психологии
|
Понятие этнопсихологии. Определение предметной области этнопсихологии. Основные задачи этнопсихологии и этнопсихологических исследо-ваний.
|
2
|
Проблема этнопсихологии в отечественных и зарубежных исследованиях
|
Основные этапы развития этнопсихологии в странах Ближнего и Дальнего зарубежья. Специфика этнопсихологических исследований. Зарождение этнопсихологии в Казахстане. Современное состояние этнопсихологических исследований в Казахстане.
|
3
|
Методологические, теоретические и методические основы этнопсихологии
|
Методологические основы. Теоретические основы. Методические основы этнопсихологии
|
4
|
Особенности психического склада, национального самосоз-нания и национальных чувств представителей различных этносов
|
Этнодифференцирующие свойства национального характера и национального самосознания. Ценностные ориентации и их роль в развитии национального самосознания. Роль национальных чувств и настроений в деятельности и поведении предствителей этнических общностей.
|
5
|
Национально-психологические особенности личности
|
Понятие национально-психологических особенностей. Система факторов, влияющих на формирование Национальной психики. Характеристика мотивационной сферы представителя этнической общности. Специфика национальных установок.
|
6
|
Этнопсихологическая спе-цифика группового взаимо-действия и общения
|
Понятие группового взаимодействия и общения. Понятие о коммуникативных этнопсихологических особенностях. Этнические стереотипы поведения. Специфика восприятия представителя другой этнической группы.
|
7
|
Психология представителей различных этнических общностей Казахстана
|
Национально-психологические особенности представителей тюркских народов. Национально-психологические особенности представителей европейских народов.
|
8
|
Принципы построения этно-психологических иссле-дований
|
Методология подходов к проблемам изучения этнической психологии представителей конкретных этносов. Содержание этнопсихологического исследования. Формы и методы изучения национальных особенностей.
|
9
|
Особенности учета этнопси-хологичеких факторов в деятельности полиэтнических коллективах
|
Этнопсихологическая детерминация деятельности и особенностей общения в полиэтнических коллективах. Влияние национальной психологии на эффективность деятельности руководителей поли-этнических коллективов.
|
10
|
Своеобразие учета этнопси-хологических явлений при прогнозировании социальных процессов в обществе
|
Возможности составления устойчивых прогнозов на основе анализа специфики проявления национально-психологических феноменов.
|
2. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ
ТЕМА 1 Межэтническая напряженность как социально-психологический феномен
- Этноконтактная ситуация и этнические границы
- Межэтническая напряженность как форма проявления социальной напряженности
- Пути снижения возможности возникновения межнациональной напряженности
ТЕМА 2 Этническая идентичность
- Этническая идентичность как форма внутригруппового и межгруппового взаимодействия
- Содержание этнической идентичности
- Этничность и гражданственность
ТЕМА 3 Этническая идентичность и этническая солидарность
- Понятие этнической идентичности и этнической солидарности
- Потребность в этнической принадлежности и этноаффилятивные фактор
- Потребности в позитивной этнической идентичности и этнической безопасности
ТЕМА 4 Этническое самосознание
1. Понятие этнического самосознания и общее представление об этническом самосознании
2. Типы этнического самосознания
3. Социально-демографические особенности этнического самосознания
4. Толерантные и интолерантные лица в этническом взаимодействии
ТЕМА 5 Этнические образы и границы межкультурного понимания
- Структура этнического образа
- Межэтнические установки, стереотипы, предубеждения и предрассудки
- Структура и виды стереотипа
- Автостереотипы, гетеростереотипы и межкультурное понимание
- Рекомендации по подготовке к семинарским занятиям:
1. При подготовке к семинарским занятиям необходимо использовать несколько литературных источников;
2. Обязательно конспектирование по теме;
3. Владение по каждой теме должно быть свободным, устный ответ предполагает обязательное знание основной терминологии, которая фиксируется в глоссарии;
4. Приветствуется творческий подход в освещении вопросов
5. Если студент не успел ответить по теме семинара, он может предоставить преподавателю на проверку конспект ответа на вопросы семинара.
4. ПРИМЕРНЫЕ ЗАДАНИЯ В РАМКАХ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ
- Составить глоссарий понятий:
Этнопсихология, этнопсихологическое исследование, методы этнопсихологических исследований, наблюдение, контент-анализ, опрос, тестирование, этнос, нация, национальность, общность, группа, национально-психологические особенности, национальная психология, национальный характер, национальное самосознание, национальная культура, этническая идентичность, национальные стереотипы, автостереотипы, гетеростереотипы, национальная толерантность, национальная нетерпимость, национальная политика, полиэтническое государство.
|
- Сравнительный анализ национально-психологических особенностей 2-х этносов
Параметры
|
1 нация
|
2 нация
|
Этнические границы
|
|
|
Особенности национального характера
|
|
|
Особенности поведения
|
|
|
Сравниваемые нации: казахи – русские, американцы – японцы, любые европейские нации – любые азиатские нации.
- Специфика ведения деловых переговоров с представителями: северо-американских наций и центрально-азиатского региона.
5
. ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ ПО ЭТНОПСИХОЛОГИИ
1.
Национально-психологические особенности казахов
2.
Национально-психологические особенности русских
3.
Национально-психологические особенности американцев
4.
Национально-психологические особенности англичан
5.
Национально-психологические особенности немцев
6.
Национально-психологические особенности французов
7.
Национально-психологические особенности испанцев
8.
Национально-психологические особенности итальянцев
9.
Национально-психологические особенности шведов
10.
Национально-психологические особенности арабов
11.
Национально-психологические особенности японцев
12.
Национально-психологические особенности корейцев
13.
Национально-психологические особенности китайцев
14.
Влияние национальной психологии на эффективность руководства полиэтническим коллективом
15.
Национальные стили ведения деловых переговоров
16.
Межнациональные различия невербального общения
17.
Проявление национальных и культурных традиций в споре, дискуссии, полемике
18.
Особенности межэтнических конфликтов
19.
Национальная политика современного Казахстана
20.
Ассамблея народов Казахстана: специфика и роль деятельности
21.
Современное состояние этнопсихологических исследований в Казахстане
Рекомендации по подготовке по выполнению рефератов:
1. На выполнение задания дается 2-3 недели.
2. Материал для содержания реферата берется из списка дополнительной литературы и собственных источников студента.
3. Реферат сдается в печатном виде на листах формата А4, объемом не менее 10 страниц. Параметры страницы: слева – 3 см, сверху – 1,5 см, справа – 1,5 см, снизу – 2см. Шрифт - Times New Roman, 14 кегль, междустрочный интервал – одинарный.
4. Реферат должен иметь четкую структуру:
- Титульный лист (стандартный)
- План реферата
- Введение
- Основная часть
- Заключение
- Список используемой литературы (не менее 5 источников)
6. ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
1
|
Термин «этнопсихология» состоит из корней трех греческих слов. Каких?
A) территория, психика, наука
B) территория, душа, познание
C) народ, душа, учение
D) нация, душа, учение
E) стереотипы, психика, познание
|
2
|
Что является предметом этнопсихологии?
A) межнациональные конфликты
B) особенности национального характера в их связи с географическим положением страны
C) национальные интересы и ориентации
D) маргинальная личность
E) психические черты этноса, межэтнические взаимодействия и конфликты
|
3
|
Что из ниже перечисленного входит в круг задач этнопсихологии?
A) исследование мотивационно-фоновых, интеллектуально-познавательных, эмоционально-волевых, коммуникативно-поведенческих национально-психологических особенностей у представителей этнических общностей
B) сравнительное изучение черт национального характера представителей различных этнических общностей
C) выявление национально-психологических предпосылок предотвращения конфликтов между различными этническими общностями
D) прогнозирование развития социальных процессов в конкретных регионах на основе специфики проявления психологии проживающего в них населения
E) все ответы верны
|
4
|
Назовите основные разделы этнопсихологии:
A) общая и специальная
B) кросс культурная и прикладная
C) общая, кросс культурная и специальная
D) общая, специальная, сравнительная и прикладная
E) специальная, кросс культурная и прикладная
|
5
|
Назовите наиболее яркого представителя географического детерминизма XVIII века во Франции:
A) И.Г. Гердер
B) Г. Гегель
C) Ш. Монтескье
D) В. Вундт
E) И. Кант
|
6
|
Чем занимается специальная этнопсихология?
A) сравнивает психологические особенности разных этносов, пытаясь обнаружить сходства и различия
B) изучает основные черты этносов и особенности межэтнических отношений, психическую структуру того или иного народа
C) занимается использованием этнопсихологических данных для решения практических вопросов внутриэтнической и внешнеэтнической жизни
D) занимается описанием психического склада и этногенеза того или иного народа
E) занимается созданием методов и методик этнопсихологических исследований
|
7
|
Основной метод «психологии народов» по В. Вундту:
A) наблюдение
B) эксперимент
C) анализ конкретно-исторических продуктов духовной жизни народа
D) описание памятников культуры и искусства
E) интроспективный метод
|
8
|
Исторически сложившаяся совокупность устойчивых психологических черт представителей той или иной нации, определяющих привычную манеру поведения и типичный образ действий, обозначается термином:
A) национальный менталитет
B) национальные чувства и настроения
C) этностереотип
D) национальный характер
E) национальные традиции
|
9
|
Определите круг задач прикладной психологии:
A) сравнивает психологические особенности разных этносов, пытаясь обнаружить сходства и различия
B) изучает основные черты этносов и особенности межэтнических отношений, психическую структуру того или иного народа
C) занимается использованием этнопсихологических данных для решения практических вопросов внутриэтнической и внешнеэтнической жизни
D) занимается описанием психического склада и этногенеза того или иного народа
E) занимается созданием методов и методик этнопсихологических исследований
|
10
|
Общая этнопсихология – это один из основных разделов этнопсихологии, занимающаяся:
A) сравнивает психологические особенности разных этносов, пытаясь обнаружить сходства и различия
B) изучает основные черты этносов и особенности межэтнических отношений, психическую структуру того или иного народа, а также создает методы и методики этнопсихологических исследований
C) занимается использованием этнопсихологических данных для решения практических вопросов внутриэтнической и внешнеэтнической жизни
D) занимается описанием психического склада и этногенеза того или иного народа
E) нет верного ответа
|
11
|
С чем связывают рождение этнопсихологии в России?
A) со всплеском национального самосознания народов России
B) с деятельность Русского географического общества
C) с развитием народной педагогики
D) с накоплением большого эмпирического материала
E) с расширением Российской империи
|
12
|
Где и когда произошло зарождение этнопсихологии как самостоятельной науки?
A) США, начало ХХ века
B) Россия, начало ХХI века
C) Англия, середина ХХ века
D) Германия, середина ХХI века
E) Япония, IX век
|
13
|
Что такое «этнос»?
A) население государства, жители страны
B) принадлежность человека к той или иной нации
C) исторически сложившаяся устойчивая совокупность людей, обладающих единым языком, определенной территорией, относительно стабильными особенностями культуры и психики, общим самосознанием и самоназванием
D) общность людей, сложившаяся в результате разложения племенных отношений на базе единства территории, хозяйственной жизни и быта
E) это результат этнического развития народностей
|
14
|
Основатели «психологии народов» в Германии:
A) А.А. Потебня и В. Вундт
B) И.Г. Гердер и Ш. Монтескье
C) М. Лацарус и Г. Штейнталь
D) И. Кант и Г. Гегель
E) К.Д. Каверин и Г.Г. Шпет
|
15
|
Основные идеи школы Ф. Боаса:
A) принцип историзма и конкретности
B) принцип плюрализма и историзма
C) принцип системности и необратимости
D) принцип деятельности и культурной обусловленности
E) принцип единства сознания и деятельности
|
16
|
Осознание людьми своей принадлежности к определенной социально-этнической общности и ее положения в системе общественных отношений – это:
A) национальная самоценность
B) национальное сознание
C) национальность
D) национальный менталитет
E) национальное самосознание
|
17
|
Кто из американских ученых ввел понятие «основной личностной структуры»?
A) В. Вундт
B) А.А. Потебня
C) А. Кардинер
D) Ш. Монтескье
E) Д. Юм
|
18
|
Чем занимается сравнительная этнопсихология?
A) сравнивает психологические особенности разных этносов, пытаясь обнаружить сходства и различия
B) изучает основные черты этносов и особенности межэтнических отношений, психическую структуру того или иного народа
C) занимается использованием этнопсихологических данных для решения практических вопросов внутриэтнической и внешнеэтнической жизни
D) занимается описанием психического склада и этногенеза того или иного народа
E) занимается созданием методов и методик этнопсихологических исследований
|
19
|
Что такое «этническая идентичность»?
A) исторически сложившаяся совокупность устойчивых психологических черт нации
B) отождествление себя с членами какой-то этнической группы
C) эмоционально-окрашенное отношение людей к своей этнической общности, другим народам и ценностям
D) сложившаяся на основе длительного опыта жизнедеятельности нации и прочно укоренившаяся в повседневной жизни, передающаяся новым поколениям правила, нормы, стереотипы поведения
E) общественно-психологические и социальные явления, отражающие мотивационные приоритеты представителей той или иной этнической группы
|
20
|
«Культурная дистанция между беседующими обычно короче, чем у европейцев. Они почти касаются друг друга, что свидетельствует о взаимном доверии. При первом знакомстве выражают радушие и любезность. Это не притворство, а дань традиции». О какой этнической общности идет речь?
A) американцах
B) арабах
C) французах
D) японцах
E) немцах
|
21
|
Психологию этой этнической группы можно охарактеризовать как психологию подчинения индивидуума коллективу. При этом поведение каждого члена группы ориентировано на то, чтобы быть максимально полезным группе.
A) китайцы
B) американцы
C) японцы
D) немцы
E) англичане
|
22
|
Кто разработал учение об этосе культуры?
A) М. Мид
B) В. Вундт
C) И.М. Сеченов
D) Р. Бенедикт
E) А. Кардинер
|
23
|
Какие из ниже следующих особенностей относятся к национально-психологическим?
A) мотивационно-фоновые
B)интеллектуально-познавательные
C)эмоционально-волевые
D) коммуникативно-поведенческие
E) все ответы верны
|
24
|
Схематизированный образ представителя какой-либо этнической общности, обычно представляющий собой упрощенное, одностороннее, неточное знание о психологических особенностях и поведении людей другой национальности. Какому понятию соответствует данное определение?
A) национальный менталитет
B) этнические предрассудки
C) этническое самосознание
D) национальные чувства
E) этностереотипы
|
25
|
Способность человека проявлять … к малознакомому образу жизни представителей других этнических общностей, их поведению, национальным традициям, чувствам и т.д. есть этническая толерантность. Вставьте пропущенное слово:
A) истинный интерес
B) терпимость
C) недоверие
D) жестокость
E)полное безразличие
|
КОДЫ ПРАВИЛЬНЫХ ОТВЕТОВ:
№
|
Правильный ответ
|
Уровень сложности
|
1
|
С
|
1
|
2
|
Е
|
2
|
3
|
Е
|
2
|
4
|
D
|
1
|
5
|
С
|
2
|
6
|
D
|
2
|
7
|
С
|
3
|
8
|
D
|
2
|
9
|
С
|
2
|
10
|
В
|
2
|
11
|
В
|
3
|
12
|
D
|
3
|
13
|
С
|
3
|
14
|
С
|
2
|
15
|
В
|
3
|
16
|
Е
|
2
|
17
|
С
|
3
|
18
|
А
|
1
|
19
|
В
|
1
|
20
|
В
|
1
|
21
|
С
|
1
|
22
|
D
|
2
|
23
|
Е
|
1
|
24
|
Е
|
2
|
25
|
В
|
1
|
7. Методические рекомендации по подготовке к тестам
Тесты составлены по материалам лекционных и семинарских занятий в рамках СРСП. Для подготовки к тестам студент использует материалы лекционных занятий, основную и дополнительную литературу по данной дисциплине. При выполнении теста строго запрещается использовать какую-либо литературу и личные записи. За списывание и совещание итоговый балл, полученный за тестирование, снижается.
8. ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ЭТНОПСИХОЛОГИЯ»
1. Предмет и задачи этнопсихологии
2. Национально-психологические особенности личности
3. Этностереотипы. Примеры этностереотипов
4. Основные разделы этнопсихологии
5. Зарождение этнопсихологии в философии и истории
6. Методы этнопсихологии
7. Национальных характер (на примере нескольких этносов)
8. Психология народов М. Лацаруса и Г. Штейнталя
9. Национальные чувства и настроения
10. Вклад В. Вундта в развитие этнопсихологических знаний
11. Г.Г. Шпет о предмете этнической психологии
12. Этническая идентичность и ее развитие
13. Роль Русского географического общества в развитии этнопсихологических взглядов в России (Н.И. Надеждин, К.Д. Каверин)
14. Национальное сознание и самосознание
15. Принципы этнопсихологических исследований
16. Историческая школа Ф. Боаса
17. Зарождение этнопсихологии и современное состояние этнопсихологических исследований в Казахстане
18. Отрасли этнопсихологии
19. Авто- и гетеростереотипы в поведении
20. Учение об этосе культуры Р. Бенедикт
21. Этнография детства М. Мид
22. Особенности взаимодействия людей в полиэтническом коллективе
23. Раскройте понятия: этнос, нация, народ, национальность
24. Концепция основной личностной структуры А. Кардинер
25. Сущность и виды межэтнических конфликтов
26. Предмет и задачи этнопсихологии
27. Национальный характер американцев и японцев
28. Причины возникновения и особенности развития межэтнических конфликтов
29. Способы урегулирования межэтнических конфликтов
30. Понятие национальных интересов и национальных традиций
31. Особенности национального характера русских и казахов
32. Проблема этнической толерантности в Казахстане
33. Методы изучения национальных особенностей
34. Структурная антропология К. Леви-Стросса
35. Концепция Л. Леви-Брюля о ментальности
36. Национальные особенности англичан и арабов
37. Проблема этнопсихологии в трудах А.А. Потебни
38. Учет национальных особенностей японцев и французов в деловых переговорах
39. Влияние национальной психологии на эффективность деятельности руководителя полиэтническим коллективом
40. Межнациональные различия невербального общения
9. Методические рекомендации по подготовке к экзаменам
При подготовке ответов к экзаменационным вопросам студент может использовать материалы лекционных и семинарских занятий, основную и дополнительную литературу по данной дисциплине. Поощряется использование собственных источников, что свидетельствует о высокой поисковой и познавательной активности студента. Ответ на вопрос должен быть освещен достаточно полно. Если студент владеет материалом свободно, хорошо ориентируется в нем и четко отвечает на дополнительные вопросы. преподаватель может прервать его доклад и попросить перейти к раскрытию следующего вопроса.
|