Реферат: Заочный технический университет
Название: Заочный технический университет Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙЗАОЧНЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Проект по реализации образовательных программ по межкультурному воспитанию детей и молодежи (программа "Толерантность ") Первый установочный семинар-консультация Методические рекомендации
Санкт-Петербург Издательство СЗТУ 2007 УДК 37.015.3 Проект по реализации образовательных программ по межкультурному воспитанию детей и молодежи (программа "Толерантность"): Первый установочный семинар-консультация. Методические рекомендации /сост./ под общей ред. д-р экон. наук, проф. Н.В. Афанасьевой. СПб.: Изд-во СЗТУ, 2007.- 34 с. Составители: А.Д. Шматко, канд. экон. наук, декан факультета повышения квалификации преподавателей, доцент, зам. зав. кафедрой экономической теории ГОУ ВПО "СЗТУ"; Т.Г. Галактионова, канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики ГОУ ВПО "РГПУ им. А.И. Герцена". © А.Д. Шматко, Т.Г. Галактионова, 2007 © Северо-Западный государственный заочный технический университет, 2007 СОДЕРЖАНИЕ
1. Общие положения о проекте 1.1. Целью проведения проекта является воспитание у молодежи культуры толерантного поведения и формирование мировоззрения, основанного на принципах уважения прав и свобод человека, стремление к межнациональному согласию, готовности к диалогу; воспитание подрастающего поколения в духе гражданской солидарности и толерантности, модернизация учебных материалов и технологий, внедрение их в систему образования. 1.2. В соответствии с поставленной целью, задачами семинара являются: - реализация образовательных программ по межкультурному воспитанию детей и молодежи через проекты пилотных образовательных учреждений с участием учащихся и учителей; к участию привлекаются государственные образовательные учреждения, которые признали межкультурное воспитание учащихся одним из своих приоритетных направлений развития; - осуществление организационного и методического сопровождения образовательных проектов пилотных учреждений по межкультурному воспитанию детей и молодежи и их презентации; - издание методических рекомендаций для использования в образовательных учреждениях Санкт-Петербурга при разработке и реализации образовательных программ по межкультурному воспитанию детей и молодежи.
1.3. Целевая группа: Выполняемые мероприятия должны быть направлены в первую очередь на учащихся общеобразовательных учреждений, учреждений начального и среднего профессионального образования города. Кроме того, мероприятия должны быть нацелены на учителей и руководителей образовательных учреждений для оказания им поддержки в разработке и осуществлении проектов и программ по межкультурному воспитанию при непосредственном участии самих учащихся. 1.4. Состав проектной группы в образовательном учреждении: 1 администратор, 2 педагога, 2 старшеклассника. 1.5. Организационный комитет проекта: Афанасьева Наталия Владимировна - председатель комитета, д-р. экон. наук, проф., проректор по научной работе ГОУ ВПО «СЗТУ»; Шматко Алексей Дмитриевич - зам. председателя комитета, канд. экон.наук, декан факультета повышения квалификации преподавателей ГОУ ВПО «СЗТУ»; Галактионова Татьяна Гелиевна - научный руководитель проекта, канд. пед. наук, доцент кафедры педагогики ГОУ ВПО «РГПУ им. А.И. Герцена»; Казакова Елена Ивановна – ведущий эксперт, д-р пед. наук, проф., проф. кафедры непрерывного филологического образования и образовательного менеджмента ГОУ ВПО «СПбГУ»; Никольская Наталия Леонидовна – эксперт, зам. зав. кафедры психологии, психогигиены и экологии ГОУ ВПО «СЗТУ»; Гурецкая Елена Михайловна – эксперт, канд. филос. наук, доцент кафедры социально-гуманитарных наук ГОУ ВПО «СЗТУ». 1.6. Пилотные образовательные учреждения – участники проекта: Государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 4 с углубленным изучением французского языка имени Жака-Ива Кусто Василеостровского района Санкт-Петербурга; Государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 700 с углубленным изучением иностранных языков Василеостровского административного района Санкт-Петербурга; Государственное общеобразовательное учреждение гимназия № 74 Выборгского административного района Санкт-Петербурга; Государственное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 559 Выборгского района Санкт-Петербурга; Государственное образовательное учреждение основная общеобразовательная школа № 462 Пушкинского административного района Санкт-Петербурга; Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 595 Приморского района Санкт-Петербурга; Государственное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 216 Центрального р-на Санкт-Петербурга; Государственное образовательное учреждение НПО Строительно-индустриальный профессиональный лицей № 50 Санкт-Петербурга; Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Санкт-Петербургский педагогический колледж № 1 им. Н.А. Некрасова; Государственное образовательное учреждение гимназия № 171 города Санкт-Петербурга.
1.7. Контакты по проекту:
2. Программа первого установочного семинара-консультации Проекта по реализации образовательных программ по межкультурному воспитанию детей и молодежи (программа "Толерантность") 28 июня 2007 года, 14.00 – 17.00
ЖИТЬ ВМЕСТЕ, ОСТАВАЯСЬ РАЗНЫМИ Участники семинара: представители образовательных учреждений - пилотных площадок проекта; организаторы проекта, ведущие семинара; фотограф. Информационный пакет участника: информация о проекте; распечатка презентаций; распечатка статьи Д.С. Лихачева «Три основы европейской культуры и русский исторический опыт»; информация об организаторах и участниках проекта. Цель семинара: определение тем проектов 10-ти пилотных образовательных учреждений по межкультурному воспитанию детей и молодежи. Задачи семинара: 1. Формирование стратегии проекта с участием пилотных команд. 2. Определение понятийного контекста проекта. 3. Ознакомление с основами социально-педагогического проектирования. 4. Создание предпроектных разработок на уровне определения тем проектов и их основного замысла. 5. Определение критериев эффективности проекта. Программа и формат проведения семинара. 1. Приветствие и представление организаторов, гостей, ведущих. 2. Знакомство со школами. 3. Представление основного содержания и этапов проекта. 4. Определение понятийного контекста проекта. Кластерный анализ в микрогруппах и обобщение (презентация) 1-й блок. Толерантность Межкультурное воспитание, гармонизация межэтнических и межкультурных отношений, профилактика проявлений ксенофобии, укрепление толерантности. 2-й блок. Проектирование Образовательная программа, надпредметная программа, проект, команда проекта: 1-я группа, 2-я группа. Работа в 2-х малых группах: краткое представление имеющегося опыта и согласование тем проектов по межкультурному воспитанию детей и молодежи в русле следующей проблематики, заявленной в городской программе «Толерантность»: Раздел 1. Воспитание культуры толерантности через систему образования. Раздел 2. Укрепление толерантности и профилактика экстремизма в молодежной среде. Раздел 3. Формирование толерантной среды. Раздел 4. Содействие национально-культурному взаимодействию в петербургском сообществе. Раздел 5. Поддержание межконфессионального мира и согласия в Санкт-Петербурге. Раздел 6. Содействие адаптации и интеграции мигрантов в культурное и социальное пространство Санкт-Петербурга. Раздел 7. Использование ресурсов международного и межрегионального сотрудничества в деле формирования культуры мира и толерантности в Санкт-Петербурге. 5. Выступление по итогам работы в группах. Разработка критериев эффективности проекта. 6. Заполнение анкет. Планируемый результат: 1. Осознание координаторами пилотных площадок содержания, контекста и логики реализации проекта. 2. Определение тем проектов 10-ти пилотных образовательных учреждений по межкультурному воспитанию детей и молодежи. 3. Освоение координаторами пилотных площадок основ социально-педагогического проектирования. 4. Разработка критериального ряда эффективности проекта. 5. Решение организационных вопросов
3. Календарный план проекта по реализации образовательных программ по межкультурному воспитанию детей и молодежи (программа "Толерантность")
4.Задание на первый этап проекта по реализации образовательных программ по межкультурному воспитанию детей и молодежи (программа "Толерантность")
Координаторам школьных проектов до 10.09.2007 г. подготовить и сдать в организационный комитет проекта следующую информацию:
1. Общая информация о школе. Визитная карточка. 2. Краткая характеристика опыта школы в реализации проектов с подобной тематикой. 3. Список проектной группы из числа руководителей, педагогов и учащихся (всего 5 человек). Для взрослых (ФИО, должность), для учащихся (ФИО, класс, группа). Круг обязанностей в проекте. 4. Формулировка школьного проекта. 5. Определение заинтересованных сторон, партнеров, участников. 6. Формулировка проблемы, цели, задачи школьного проекта. 7. Выделение основных частей проекта. Сроки проведения мероприятий. 8. Определение условий и показателей эффективности школьного проекта. 9. Допущения и факторы риска. 10. Информационные и литературные источники необходимые для реализации проекта. 11.Копия приказа. 12.Оригинал договора. Внимание: материал предоставляется в печатном и электронном виде. 5.Портфолио координатора школьного проекта ФИО ________________________________________________________________________ НАИМЕНОВАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ______________________________________________ ПАСПОРТ ШКОЛЬНОГО ПРОЕКТА 1. Содержание информационного раздела № 1 Общая информация о школе. Визитная карточка; краткая характеристика опыта школы в реализации проектов с подобной тематикой; список проектной группы из числа руководителей, педагогов и учащихся (всего 5 человек) - для взрослых (ФИО, должность), для учащихся (ФИО, класс, группа); круг обязанностей в проекте; тема школьного проекта; определение заинтересованных сторон, партнеров, участников; формулировка проблемы, цели, задач; выделение основных частей проекта; подготовка календарного плана; определение условий и показателей эффективности; допущения и факторы риска; информационные и литературные источники, необходимые для реализации проекта. Копия приказа по школе. 2. Содержание информационного раздела № 2 Образцы наглядных материаловности. Результаты опросов, анкетирования по проблемам межкультурного взаимодействия. 3. Содержание информационного раздела № 3 Презентация по итогам реализации школьного проекта по межкультурному воспитанию учащихся (слайд-шоу до 15 кадров); текст отчета (по дополнительной форме), творческие работы детей, фотографии, отзывы участников. КОЛЛЕКТОР Раздаточные и методические материалы по итогам участия в общих мероприятиях проекта: Первый установочный семинар-консультация (июнь)Интерактивный тренинг (сентябрь) Обучающий семинар ( октябрь) Консультация для координаторов проекта по подготовке материалов для семинара-презентации проектов пилотных образовательных учреждений по теме «Образовательная программа по межкультурному воспитанию детей и молодежи» (ноябрь). Приложение № 1 ОБРАЗЕЦ Приказа по школе
ПРИКАЗ [Об участии школы в проекте по реализации образовательных программ по межкультурному воспитанию детей и молодежи (программа «Толерантность») ] В рамках реализации Городской программы действий по обеспечению мира и согласия в многонациональном петербургском сообществе – «Программа гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, профилактики проявлений ксенофобии, укрепления толерантности в Санкт-Петербурге на 2006 – 2010 годы», краткое название – программа «Толерантность» (постановление Правительства Санкт-Петербурга от 11.07.2006 № 848) принять участие в Проекте по реализации образовательных программ по межкультурному воспитанию детей и молодежи (программа «Толерантность») (июнь – декабрь 2007 года), для этого 1. Назначить координатором проекта …………………………………….. 2. Сформировать проектную группу в состве……………………………… 3. Создать необходимые условия для реализации школьного проекта на тему «……..» 4. Координатору и пилотной группе проекта предоставить возможность участия в общегородских мероприятиях проекта; 5. Содействовать в подготовке итогового отчета школы по участию в проекте в соответствии с календарным планом городского проекта. Ответственным за исполнение приказа назначить Число Директор (печать, подпись) Приложение № 2 ДОГОВОР № о творческом и научно-методическом сотрудничестве между Государственным образовательным учреждением высшего профессионального образования «Северо-Западный государственный заочный технический университет» и_________________________________________________________________ в рамках проекта по реализации образовательных программ по межкультурному воспитанию детей и молодежи (программа "Толерантность")
г. Санкт-Петербург «___»_________________2007 год Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северо-Западный государственный заочный технический университет» (ГОУ ВПО «СЗТУ») именуемый в дальнейшем "Университет", в лице ректора Кондратьева А.А., действующего на основании устава Университета, с одной стороны, и государственное образовательное учреждение среднего образования «_________________________________________________», именуемое в дальнейшем «Школа», в лице директора _______________ ________________________________________________, действующего на основании _____________,с другой стороны, руководствуясь Программой гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, профилактики проявлений ксенофобии, укрепления толерантности в Санкт-Петербурге на 2006-2010 годы (программа «Толерантность» (Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 11.07.2006 года № 848)) заключили договор о нижеследующем: 1 . Предмет договора 1.1. Настоящий договор регулирует взаимоотношения «Университета» и «Школы» по объединению усилий в проекте по реализации образовательных программ по межкультурному воспитанию детей и молодежи (программа «Толерантность»), далее – проекта. 2. Обязательства договаривающихся сторон 2.1. «Университет» обязуется: 2.1.1. Осуществлять научно-методическое руководство и консультирование по разработке и реализации школьного проекта. 2.1.2. Подготовить и издать методические рекомендации «Образовательная программа по межкультурному воспитанию детей и молодежи». 2.1.3. Предоставить возможность обмена опытом с другими образовательными учреждениями Санкт-Петербурга по реализации образовательных программ по межкультурному воспитанию детей и молодежи (программа "Толерантность"). 2.1.4. Провести 1 обучающий семинар, 1 тренинг и 1 презентационный итоговый семинар для школьных команд – участниц проекта. 2.2. «Школа» обязуется: 2.2.1.Сформировать проектную группу в составе одного администратора, двух педагогов, двух старшеклассников. 2.2.2. Создать необходимые условия для реализации и реализовать школьный проект на выбранную тему. 2.2.3. Обеспечить участие координатора и пилотной группы проекта в общегородских мероприятиях проекта. 3. Срок действия договора 3.1. Договор вступает в силу с момента его подписания каждой из сторон и действует до 31 декабря 2008 года. 3.2. Договор считается действительным до указанного срока, если ни одна из сторон не уведомила в письменном виде о его расторжении. 4. Порядок внесения изменений в договор, досрочное расторжение договора 4.1. Все разногласия, возможные между сторонами, решаются на основе переговоров. 4.2. Досрочное расторжение договора допускается в случае систематического неисполнения какой-либо из сторон условий настоящего договора, если стороны не пришли к взаимному соглашению по урегулированию разногласий. При этом сторона, изъявившая желание досрочно расторгнуть договор или его изменить, должна поставить в известность комитет по образованию Правительства Санкт-Петербурга об отказе от дальнейшего участия в городском проекте не позднее чем за 15 дней до расторжения договора. 4.3. Настоящий договор составлен в 2-х экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу, по одному для каждой из сторон.
Приложение № 3 Информационный материал Д.С. Лихачев РУССКИЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ И ЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА Европейская культура — какие ее главные особенности? Если определить географические границы Европы, то это не представит особых трудностей. Это дело в значительной мере условное. Мы можем условиться считать Европу до Урала или до Волги... Однако определить особенности культуры Европы, ее духовные границы значительно труднее. Культура Северной Америки, например, без сомнения, европейская, хотя Северная Америка и лежит вне географических пределов Европы. И вместе с тем мы должны признать: если географические границы Европы при всей их «материальности» условны, то духовные особенности европейской культуры безусловны и определенны. Эти духовные особенности европейской культуры могут быть восприняты непосредственно, и поэтому их существование, с моей точки зрения, не требует доказательств. Прежде всего европейская культура — личностная культура (в этом ее универсализм), затем она восприимчива к другим личностям и культурам и, наконец, это культура, основанная на свободе творческого самовыражения личности. Эти три особенности европейской культуры опираются на христианство, а там, где христианство в той или иной форме утрачено, европейская культура все равно имеет христианские корни. И в этом смысле понятно, что, отрекаясь от Бога, европейская культура утрачивает и эти три свои чрезвычайно важные особенности. Коснемся восприимчивости к другим культурам. То, что Достоевский приписывал в своей знаменитой речи на пушкинских торжествах только русскому человеку — «всечеловечность», восприимчивость к чужим культурам,— на самом деле является общей основой всей европейской культуры в целом. Европеец способен изучать, включать в свою орбиту все культурные явления, все «камни», все могилы. Все они «родные». Он воспринимает все ценное не только умом, но и сердцем. Европейская культура — это культура универсализма, при этом универсализма личностного характера. Личностный характер европейской культуры определяет ее особое отношение ко всему, находящемуся за пределами данной культуры. Это не только терпимость, но в известной мере и тяготение к другому. Отсюда и принцип свободы, внутренней свободы. Все три принципа европейской культуры — ее личностный характер, ее универсализм и ее свобода — немыслимы друг без друга. Стоит отнять один, как разрушаются два оставшихся. Стоит отнять универсализм и признавать только свою культуру, как гибнет свобода. И наоборот. Это доказали национал-социализм и сталинизм. Основа личности — свобода самовыражения. Только свобода предоставляет человеку личное достоинство. Личность вырастает только при существовании «обратной связи» с другими личностями. Общество только тогда общество, а не толпа, не «население», когда оно состоит из личностей, обращенных друг к другу, способных охотно понять друг друга, а благодаря этому предоставить другому свободу — «для чего-то» — для самореализации в первую очередь. Необходима терпимость, иначе невозможно существование общества без насилия и может существовать только общество без личностей, общество чиновников, рабов, поведение которых регулируется только страхом наказания. Однако и одной терпимости недостаточно. Необходимо взаимопонимание. Не отказ от вмешательства в духовную жизнь личности (что может быть гарантировано государством), а понимание этой духовной жизни другого, знание за ней некоей правды, хотя бы и неполной. Итак, три основания европейской культуры: личность, универсализм и свобода. Без одного из этих оснований не могут существовать два других, но и полное осуществление одного из них требует реализации двух других. Основа же европейской культуры — христианство, решившее проблему личности. Единственная из религий, в которой Бог — личность. Три основания европейской культуры очевидным образом связаны с ее миссией: сохранить в своих недрах, в своей науке и понимании все культуры человечества — как ныне существующие, так и ранее существовавшие. У каждой культуры и у каждого культурного народа есть своя миссия в истории, своя идея. Но именно эта миссия и эта идея подвергаются целенаправленным атакам зла и могут обернуться «антимиссией». Зло, по моему убеждению,— это прежде всего отрицание добра, его отражение со знаком «минус». Чем сильнее добро, тем опаснее его «противовес» — зло, несущее в себе индивидуальные черты культуры, но опять-таки со знаком «минус». Так, например, если народ щедр и щедрость его является наиболее важной чертой, то злое начало в нем будет расточительство, мотовство. Если наиболее приметная черта народа состоит в точности, то злом окажется «несгибаемость», доведенная до полной бессердечности и душевной пустоты. Призрачная индивидуальность зла порождается творческой индивидуальностью добра. Зло лишено самостоятельного творческого начала. Зло состоит в нетворческом отрицании и нетворческом противостоянии добру. Из сказанного мною о характерных особенностях зла становится понятным, почему в европейской культуре зло проявляет себя прежде всего в форме борьбы с личностным началом в культуре, с терпимостью, со свободой творчества, выражает себя в антихристианстве, в отрицании всего того, в чем состоят основные ценности европейской культуры. Это религиозные противостояния средневековья и тоталитаризма XX в., с его расизмом, стремлением подавить творческое начало, сведя его к одному скудному направлению, уничтожению целых наций и сословий. Исходя из сказанного, обратимся к чертам добра и зла в русской культуре, в русском народе. Русская культура всегда была по своему типу европейской культурой и несла в себе все три отличительные особенности, связанные с христианством: личностное начало, восприимчивость к другим культурам (универсализм) и стремление к свободе. Славянофилы единодушно указывали на главный признак (особенность) русской культуры — ее соборность. И это верно, если ограничиваться только положительной стороной русской культуры. Соборность — это одна из форм тех трех начал европейской культуры, которые так для нее характерны. Соборность — это проявление христианской склонности к общественному и духовному началу. В музыке — это хоровое начало. И оно, действительно, очень характерно для русской музыки церковной, для музыки оперной (оно отчетливо выражено у Глинки, Мусоргского). В хозяйственной жизни — это община (но только в лучших ее проявлениях). С этим соседствует терпимость в национальных отношениях. Вспомним, что легендарное начало Руси было ознаменовано совместным призванием варяжских князей, в котором вместе участвовали и восточнославянские, и финно-угорские племена. И в дальнейшем государство Руси было всегда многонациональным. Универсализм и прямая тяга к другим национальным культурам были характерны- и для Древней Руси, и для России XVIII—XX вв. Здесь снова вспомним Достоевского с его характеристикой русских в его знаменитой речи на пушкинских торжествах. Но ведь это крайне характерно и для русской науки. Российская императорская Академия наук создала замечательное востоковедение. Там работали великие китаеведы, арабисты, монголоведы, тюркологи. Петербург и Москва были центрами армянской и грузинской культур. Стоит обратить внимание и на то, что старая столица России Петербург была средоточием различных европейских искусств. Здесь строили итальянцы, голландцы, французы, шотландцы, немцы. Здесь жили немцы, шведы, французы — инженеры, ученые, художники, музыканты, декораторы, садоводы... Князь в Древней Руси начинал свой день с совещания с дружиной, в которую входили военные. Постоянно созывались княжеские «снемы» (съезды). Народ в Новгороде, Киеве, Пскове и в других городах сходился на вечевые собрания, хотя точный статус их недостаточно прояснен. В Московской Руси огромное значение имеют земские и церковные соборы. Неоднократно употребляемые в документах XVI— XVII вв. формулы — «великий государь говорил, а бояре приговорили» (т.е. постановили) или «великий государь сказал, а бояре не приговорили» — свидетельствуют об относительности власти государя. Стремление народа к свободе, к «воле» выражалось в постоянных передвижениях населения на Север, Восток и Юг. Крестьяне стремились уйти от власти государства в казачество, за Урал, в дремучие леса Севера. При этом следует заметить, что национальная вражда с местными племенами была относительно незначительной. Не подлежит сомнению и глубокая привязанность народа к старине, выразившаяся в традиционности церковного распорядка и в движении староверов. Амплитуда колебаний между добром и злом в русском народе чрезвычайно велика. Русский народ — народ крайностей и быстрого и неожиданного перехода от одного к другому, а поэтому — народ непредсказуемой истории. Вершины добра соседствуют с глубочайшими ущельями зла. И русскую культуру постоянно одолевали «противовесы» добру в ее культуре: взаимная вражда, деспотизм, национализм, нетерпимость. Снова обращу внимание на то, что зло стремится разрушить наиболее ценное в культуре. Зло действует целенаправленно, и это свидетельствует о том, что у «зла» существует «сознание». Если бы сознательного начала в зле не существовало, оно должно было бы прорываться только на слабых участках, тогда как в национальном характере, в национальных культурах оно, как я уже говорил, атакует вершины. Поразительно, что атакам зла подвергались в русской культуре все ее европейские, христианские ценности: соборность, национальная терпимость, общественная свобода. Зло действовало особенно интенсивно в эпоху Грозного (она не была характерной для русской истории), в царствование Петра, когда европеизация соединялась с закабалением народа и усилением государственной тирании. Своего апогея атаки зла в России достигли в эпоху Сталина и «сталинщины». Характерна одна деталь. Русский народ всегда отличался своим трудолюбием и, точнее, «земледельческим трудолюбием», хорошо организованным земледельческим бытом крестьянства. Земледельческий труд был свят. И вот именно крестьянство и религиозность русского народа были усиленно уничтожаемы. Россия из «житницы Европы», как ее постоянно называли, стала «потребительницей чужого хлеба». Зло приобрело материализованные формы. Обращу внимание на одну поразительную особенность зла в наше время. Как известно, простейшая и наиболее сильная ячейка общества, его слитности при условии свободы — семья. И в наше время, когда русская культура имеет возможность выпутаться из сетей зла — нетерпимости, тирании, деспотизма, оков национализма и прочего,— именно семья как бы «беспричинно», а на самом деле, вероятнее всего, целенаправленно, становится главной мишенью зла. Мы все должны, особенно у нас на родине, осознать эту опасность. Зло атакует в обход! Источник: Лихачев Д. С. Русская культура. М.,- 2000.- С. 45—49. Приложение № 4 Информационный материал "Программа гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, профилактики проявлений ксенофобии, укрепления толерантности в Санкт-Петербурге на 2006 – 2010 годы" 11 июля 2006 года Правительством Санкт-Петербурга была принята программа действий по обеспечению мира и согласия в многонациональном петербургском сообществе – "Программа гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, профилактики проявлений ксенофобии, укрепления толерантности в Санкт-Петербурге на 2006 – 2010 годы", краткое название – программа "Толерантность" (Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 11.07.2006 № 848) (далее – Программа). Программа предусматривает организацию ряда мероприятий по укреплению толерантной среды в сферах, связанных с межэтническими, межкультурными и межконфессиональными взаимодействиями в Санкт-Петербурге, воспитанию культуры мира, профилактике проявлений экстремизма. Целью Программы является укрепление в Санкт-Петербурге толерантной среды на основе ценностей многонационального российского общества, общероссийской гражданской идентичности и петербургского культурного самосознания, принципов соблюдения прав и свобод человека.* ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА "ВЕЛИКОМУ ГОРОДУ - ГАРМОНИЮ В МНОГООБРАЗИИ" Правительство Санкт-Петербурга, - руководствуясь статьей 2 Конституции Российской Федерации, которая провозглашает человека, его права и свободы высшей ценностью; - исходя из обязанности органов государственной власти Российской Федерации обеспечивать уважение прав и свобод человека без различия по признаку расы, пола, языка, национальной и религиозной принадлежности; * Приведено по: www.etnosite.ru - сохраняя верность петербургским традициям национальной и религиозной терпимости; - свято храня память о подвигах человеческой солидарности, проявленных жителями города в годы фашистской блокады; - утверждая основы миролюбия и взаимопонимания между жителями Санкт-Петербурга и его гостями вне зависимости от их этнической и конфессиональной принадлежности, культурного своеобразия, национальных особенностей, подтверждает: 1. Гражданское согласие и терпимость в межнациональных и иных отношениях являются решающим условием социально-экономического и духовного развития Санкт-Петербурга и его жителей. 2. Программа "Толерантность" является стратегической концепцией гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, призванной создать условия для искоренения проявлений ксенофобии, обеспечить профилактику межэтнических и межкультурных конфликтов, укрепить ценности толерантности в петербургском сообществе. 3. Правительство Санкт-Петербурга выражает готовность к сотрудничеству со всеми конструктивными силами, заинтересованными в создании в Санкт-Петербурге прочного гражданского мира, исключающего национальную и религиозную нетерпимость, бытовую ксенофобию. 4. Правительство Санкт-Петербурга намерено последовательно препятствовать любым проявлениям национального и религиозного экстремизма в соответствии с действующим законодательством, международными обязательствами, взятыми на себя Российской Федерацией, рекомендациями неправительственных организаций, опираясь на гражданскую ответственность жителей Санкт-Петербурга, их поддержку, готовность к практическому участию в работе по гармонизации межэтнических и межконфессиональных отношений в городе. ДОСТИЖЕНИЕ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ ПРОГРАММЫ ОБЕСПЕЧИВАЕТСЯ ВЫПОЛНЕНИЕМ МЕРОПРИЯТИЙ, ОБЪЕДИНЕННЫХ В РАЗДЕЛЫ:
Раздел 1. Воспитание культуры толерантности через систему образования Формирование толерантного сознания происходит в течение всей жизни человека, однако его основы закладываются в процессе первичной социализации. Важнейшим институтом социализации наряду с семьей является образование. Именно система образования, в первую очередь дошкольного и школьного, должна заложить мировоззренческие основы будущей толерантной личности. В образовательных учреждениях Санкт-Петербурга немало делается для того, чтобы сформировать у детей и молодежи установки на позитивное восприятие этнического и конфессионального многообразия, интерес к другим культурам, уважение присущих им ценностей, традиций, своеобразия образа жизни их представителей. Существующие образовательные программы и система работы с обучающимися в значительной степени направлены на воспитание толерантного сознания и поведения, неприятие национализма, шовинизма и экстремизма. Вместе с тем по ряду причин система образования не обеспечивает всего комплекса мер, реализация которых могла бы эффективно формировать у дошкольников, школьников и студентов основы толерантного мировоззрения. Об этом свидетельствуют факты проявления в молодежной среде национальной и расовой нетерпимости, рост числа конфликтов на этнической почве среди подростков. Дети мигрантов и представителей этнических меньшинств порой сталкиваются с враждебностью со стороны сверстников, что ведет к тяжелым психологическим травмам, социальной и культурной изоляции.
Задачи раздела: Формирование у работников сферы образования навыков воспитания толерантного сознания у обучающихся, представлений о толерантной городской среде, идеологии и культуре толерантности. Разработка и внедрение в учебно-воспитательный процесс комплексов образовательных программ, направленных на укрепление установок толерантного сознания и поведения среди молодежи. Создание целостной системы научно-образовательного сопровождения Программы, направленной на развитие культуры гражданственности и толерантности в Санкт-Петербурге. Совершенствование адресной научно-просветительной деятельности в сфере образования по формированию толерантной среды Санкт-Петербурга среди разных возрастных и этнических групп. Ожидаемые результаты: Интеграция в образовательном пространстве Санкт-Петербурга представителей детей и молодежи различных национальностей, в том числе из числа мигрантов. Создание и внедрение в образовательный процесс учебно-методических комплексов по проблемам межнациональных отношений, взаимодействия культур в условиях мегаполиса и формирования толерантного сознания. Распространение культуры интернационализма, согласия, национальной и религиозной терпимости в среде учащихся общеобразовательных, средних специальных и высших учебных заведений Санкт-Петербурга. Формирование и реализация механизмов влияния системы образования в целом на создание толерантной среды.
Раздел 2. Укрепление толерантности и профилактика экстремизма в молодежной среде Молодежь представляет собой особую социальную группу, которая в условиях происходящих общественных трансформаций чаще всего оказывается наиболее уязвимой с экономической и социальной точек зрения. Нередко формирующийся у молодых людей комплекс социальных обид принимает форму этнически окрашенного протеста, что создает благоприятные условия для роста на этой почве разного рода "этно-" и "мигрантофобий". В "чужих" - приезжих и мигрантах - молодежь, не имеющая жизненного опыта и знаний, порой начинает видеть причины собственной неустроенности. Они начинают восприниматься как угроза материальному благополучию, как нечто такое, что ограничивает возможности и жизненные шансы молодых людей на рынке труда, образования, жилья и так далее. В этой ситуации проникновение в молодежную среду экстремистских взглядов и идей может привести, как показывает опыт, к трагическим последствиям - применению насилия в отношении мигрантов, иностранных граждан. Другая группа молодежи - второе поколение трудовых мигрантов, родившихся или прошедших социализацию в Санкт-Петербурге, нередко сама становится объектом этнофобии и ксенофобии со стороны своих сверстников. Ответная реакция на такие действия может привести к эскалации этнического экстремизма, вспышкам насилия. Нельзя не учитывать в этой ситуации и опасности возможного обращения определенной части мигрантской молодежи из мусульманских стран и регионов к этническому и религиозному фундаментализму. Задачи раздела: Формирование у молодежи Санкт-Петербурга позитивных установок в отношении представителей всех этнических групп, проживающих в Санкт-Петербурге. Повышение уровня межэтнической и межконфессиональной толерантности в молодежной среде, предотвращение формирования экстремистских молодежных объединений на почве этнической или/и конфессиональной вражды. Формирование у молодежи интереса и уважения к традициям, обычаям и культуре различных этносов, представленных в Санкт-Петербурге. Ожидаемые результаты: Укрепление и культивирование в молодежной среде атмосферы межэтнического согласия и толерантности. Препятствование созданию и деятельности националистических экстремистских молодежных группировок. Обеспечение условий для успешной социокультурной адаптации молодежи из числа мигрантов.
Раздел 3. Развитие толерантной среды Санкт-Петербурга средствами массовой информации Важным направлением работы по формированию толерантной среды в Санкт-Петербурге является создание единого информационного пространства для распространения идей толерантности, гражданской солидарности, уважения к другим народам, культурам, религиям. Наряду с пропагандой ценностей мира и согласия в межнациональных и межконфессиональных отношениях необходимо использование потенциала средств массовой информации для содействия свободному и открытому диалогу, обсуждения имеющихся проблем, преодоления индифферентности по отношению к группам и идеологиям, проповедующим нетерпимость. Как показывают исследования, крайние формы национализма в России непосредственным образом связаны с распространенностью языка вражды, отсутствием быстрой и однозначной реакции на появление соответствующих высказываний в средствах массовой информации, слабой разработанностью лексики, корректной в отношении этнического и конфессионального разнообразия. Создание толерантной среды в Санкт-Петербурге связано с усвоением представителями журналистского сообщества и работниками средств массовой информации норм профессионального языка, предполагающих соблюдение определенных принципов: опоры на дух и букву закона, критического восприятия, независимости и двойной перепроверки при освещении конфликтных и кризисных ситуаций, редакционного комментирования, неприкосновенности частной жизни и т. п. Главные усилия раздела сосредоточены на совместных с журналистским сообществом выработке и внедрении профессиональных стандартов, этических норм и механизмов саморегулирования. Целевыми аудиториями являются редакционные коллективы средств массовой информации и интернет-ресурсов; профессиональные организации журналистов, PR-специалистов, специалистов по рекламе и других информационных работников (союзы, организации и т. п.). Важная роль в реализации задач раздела принадлежит системе профессионального образования журналистов. Задачи раздела: Выработка и внедрение в журналистском сообществе норм корректного публичного языка, пропаганда его употребления в среде многонационального петербургского сообщества. Активизация работы средств массовой информации по пропаганде норм толерантного поведения и противодействию проявлениям этнической и религиозной нетерпимости. Формирование положительного представления о многонациональности Санкт-Петербурга, содействие укреплению единства жителей Санкт-Петербурга. Развитие средствами массовой информации петербургских традиций толерантности, воспитание уважения к культурному и этническому многообразию, представленному в Санкт-Петербурге.
Ожидаемые результаты: Повышение вклада средств массовой информации в формирование толерантной среды Санкт-Петербурга, противодействие ксенофобии, проявлениям расизма и экстремизма. Формирование четких ориентиров корректной публичной речи и использования "языка толерантности" в средствах массовой информации при освещении вопросов межнациональных и межконфессиональных отношений. Повышение оперативности в реагировании журналистского профессионального сообщества и общественности на появление в средствах массовой информации дискриминирующих высказываний. Информирование зрительской и читательской аудитории средств массовой информации о многообразии представленных в Санкт-Петербурге этнических культур. Формирование единого информационного пространства для пропаганды и распространения идей толерантности, гражданской солидарности, уважения к другим культурам, в том числе через средства массовой информации районного и муниципального масштаба.
Раздел 4. Содействие национально-культурному взаимодействию в петербургском сообществе Санкт-Петербург возник как синтез западного Просвещения и российских традиций и развивался в непрерывном взаимообмене достижений разных национальных культур. В настоящее время Санкт-Петербург является местом встречи России, Запада и Востока. Петербургская культура неотделима от его многонациональности и открытости, ее нельзя разложить на отдельные этнические составляющие, она полифонична по определению. В Санкт-Петербурге сформировались цивилизованные нормы взаимодействия людей разных национальностей и вероисповеданий, что стало атрибутом петербургской культуры. Феномен Санкт-Петербурга - это результат взаимодействия разных национальных культур через их непосредственных носителей и создателей - петербуржцев самого разного этнического происхождения. Новая общественно-политическая реальность и усиление миграционных потоков требуют выработки стратегии и создания механизмов адаптации нового полиэтнического населения Санкт-Петербурга к базовым ценностям петербургской культуры, а также позитивного восприятия этих процессов коренным и укорененным населением города разных национальностей. Большую роль в решении этих задач играют национально-культурные объединения Санкт-Петербурга. Знание истории Санкт-Петербурга как многонационального мегаполиса, изучение петербургской полифоничной культуры и воспитание на петербургских традициях взаимодействия и взаимовлияния разных национальных культур является актуальной задачей формирования петербургской региональной и общероссийской гражданской идентичности. Одновременно это является воспитанием подлинного российского патриотизма, свободного от национализма и шовинизма. Задачи раздела: Широкое представление этнокультурного и конфессионального многообразия Санкт-Петербурга в его единстве, взаимодополнении и гармонии - в исторической ретроспективе, современном состоянии, тенденциях развития. Воспитание у жителей Санкт-Петербурга интереса и уважения к культурным ценностям и традициям представленных в Санкт-Петербурге этнических сообществ как основы формирования толерантных установок; преодоление негативных национальных стереотипов массового сознания. Координирование деятельности учреждений и организаций культуры и искусства, общественных национально-культурных и межнациональных объединений по формированию образа Санкт-Петербурга как открытого мультикультурного и поликонфессионального европейского города. Формирование идеологии гражданской солидарности петербуржцев, независимо от национальной и конфессиональной принадлежности. Ожидаемые результаты: Гармонизация межнациональных отношений, повышение уровня этносоциальной комфортности всего населения Санкт-Петербурга, формирование петербургской (региональной) идентичности населения. Формирование толерантного сознания, позитивных установок к представителям иных этнических и конфессиональных сообществ. Расширение спектра представленности различных этнических культур в петербургской культуре в целом. Решение имиджевых задач позиционирования Санкт-Петербурга на туристическом рынке как крупного культурного центра с мультиэтническим и поликонфессиональным составом населения. Раздел 5. Поддержание межконфессионального мира и согласия в Санкт-Петербурге Среди культурно-исторических особенностей Санкт-Петербурга - многообразие представленных в городе религиозных конфессий, обилие различных этноконфессиональных общин и групп, культовых строений и памятников религиозной культуры. В течение многих десятилетий внутренняя жизнь Санкт-Петербурга основывалась на принципах взаимного уважения людей, исповедующих разные религии. Сохранение и развитие традиций религиозной толерантности в Санкт-Петербурге представляется особенно важным в ситуации нарастания в обществе проявлений расизма, экстремизма и ксенофобии, зачастую оправдывающихся идеологией религиозного фундаментализма. Текущая религиозная ситуация в Санкт-Петербурге и в других крупных городах России характеризуется рядом особенностей, обусловленных историческим и социально-экономическим развитием страны во второй половине XX - начале XXI вв. Вследствие этих особенностей Санкт-Петербург сталкивается с рядом ключевых проблем в сфере религиозной жизни и межконфессиональных отношений, среди которых выделяются: низкий уровень религиозной культуры в обществе, отсутствие централизованных информационных ресурсов, предоставляющих объективную и непредвзятую информацию о действующих в Санкт-Петербурге религиозных организациях и группах, существование печатных и электронных изданий, проповедующих религиозный фундаментализм. Появление подобных проблем в Санкт-Петербурге может привести к активизации религиозного фундаментализма, что повлечет за собой дестабилизацию в этноконфессиональных отношениях.
Задачи раздела: Пропаганда ценностей сохранения этнического и конфессионального многообразия, религиозной толерантности и свободы совести среди представителей различных возрастных, социальных, профессиональных, этноконфессиональных групп. Обеспечение доступа широких слоев населения Санкт-Петербурга к объективной информации о религиозных организациях и группах, действующих в Санкт-Петербурге; создание условий для экспертной оценки деятельности религиозных организаций и групп; эффективное противодействие религиозной нетерпимости и экстремизму. Развитие межконфессионального и социального партнерства; повышение уровня взаимодействия религиозных организаций и групп в различных сферах общественной жизни; поддержание устойчивых контактов между различными религиозными организациями и группами и органами государственной власти Санкт-Петербурга. Ожидаемые результаты: Воспитание у жителей Санкт-Петербурга, в первую очередь у молодежи, позитивного отношения к конфессиональному многообразию Санкт-Петербурга. Создание условий для эффективного противодействия проникновению в общественное сознание идей религиозного фундаментализма, экстремизма и нетерпимости. Сохранение и поддержание межконфессионального согласия, содействие диалогу религиозных объединений с органами государственной власти Санкт-Петербурга различного уровня. Раздел 6. Содействие адаптации и интеграции мигрантов в культурное и социальное пространство Санкт-Петербурга Одним из важнейших направлений деятельности по гармонизации межнациональных отношений и созданию толерантной среды является совершенствование межэтнических и межконфессиональных взаимодействий. Это относится к предупреждению дискриминации по этническому признаку, профилактике экстремизма и противодействию ксенофобии прежде всего в молодежной среде. Необходимо совершенствование профессиональных навыков педагогов, работающих с представителями этнических меньшинств. Насущной задачей является информирование учащихся о необходимости соблюдения мер безопасности в условиях крупного города. Задачи раздела: Совершенствование механизмов интеграции детей-мигрантов в образовательное пространство российской школы. Повышение эффективности работы педагогического коллектива школы по профилактике экстремизма и дискриминации на расовой, национальной и религиозной почве. Повышение уровня доверия в отношениях образовательных структур и этнических сообществ, представленных в Санкт-Петербурге. Ожидаемые результаты: Совершенствование форм и методов работы с детьми - мигрантами . Повышение уровня компетентности педагогов в вопросах миграционной и национальной политики, способах формирования толерантной среды Санкт-Петербурга. Осуществление системы мероприятий, оптимизирующих социокультурную адаптацию мигрантов к условиям петербургского мегаполиса. Раздел 7. Использование ресурсов международного и межрегионального сотрудничества в деле формирования культуры мира и толерантности в Санкт-Петербурге Международное и межрегиональное сотрудничество является важным ресурсом создания толерантной среды Санкт-Петербурга. В условиях глобализации, резко усилившей динамику миграционных потоков и международного культурного обмена, особую значимость приобретает задача сохранения культуры толерантности в сфере межэтнических и межконфессиональных отношений, сосуществования различных культур. На выработке стабильных и продуктивно действующих социальных и правовых механизмов предотвращения и пресечения межэтнической и межконфессиональной вражды, а также поощрения толерантности сосредоточены усилия многих международных организаций (в частности Организации Объединенных Наций и ее специализированных учреждений: Организации Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Международной организации труда (МОТ); Совета Европы), к которым принадлежит и Россия. Согласно Декларации принципов толерантности ЮНЕСКО 1995 года, утверждение терпимости в области межэтнических, межконфессиональных и межкультурных отношений связано в том числе с соблюдением норм, установленных в международных правовых актах. В контексте задач развития Санкт-Петербурга как европейского города, соответствующего мировым стандартам, в том числе и в области толерантности, возникает необходимость учета требований, предъявляемых мировым и в частности европейским сообществом к самому понятию толерантного города, а также разработки и осуществления комплекса мер по включению Санкт-Петербурга в общемировой контекст толерантности. Задачи раздела: Выработка стратегии обеспечения соответствия Санкт-Петербурга принятым международным нормам в области политики толерантности и соблюдения прав человека. Изучение и использование достижений различных регионов Российской Федерации, стран Европейского союза и международных организаций (ЮНЕСКО и других) в области политики интеграции и межкультурного взаимодействия (в том числе языковой адаптации), формировании надэтнической и надконфессиональной (региональной) идентичности. Активизация взаимодействия с международными и национальными организациями, преследующими цели, близкие целям Программы, налаживание с ними партнерских связей, а также создание в рамках реализации совместных проектов сетевых организаций.
Ожидаемые результаты: Использование ресурсов международного и межрегионального сотрудничества для создания толерантной среды Санкт-Петербурга, учет мирового и общеевропейского контекста при принятии мер по обеспечению терпимости в отношении этнического, конфессионального и культурного многообразия Санкт-Петербурга. Применение мирового, европейского и российского опыта в сфере социальной и культурной интеграции мигрантов, деятельности по профилактике нетерпимости на почве межэтнических и межконфессиональных отношений. Повышение роли Санкт-Петербурга в рамках ведущейся мировым сообществом борьбы с этнической и конфессиональной интолерантностью, формирование образа Санкт-Петербурга как перспективного партнера для гуманитарного международного сотрудничества, укрепление международного авторитета Санкт-Петербурга в целом. Приложение № 5 Анкета участника проекта по реализации образовательных программ по межкультурному воспитанию детей и молодежи (программа "Толерантность")
Проект по реализации образовательных программ по межкультурному воспитанию детей и молодежи (программа «Толерантность ») Первый установочный семинар-консультация Методические рекомендации Редактор А.М. Никитина Компьютерная верстка А.В.Шабанова Сводный темплан 2007 г. Лицензия ЛР № 020308 от 14.02.97 Санитарно-эпидемиологическое заключение № 78.01.07.953.П.005641.11.03 от 21.11.2003 г.
Северо-Западный государственный заочный технический университет Издательство СЗТУ, член Издательско-полиграфической ассоциации университетов России 191186, Санкт-Петербург, ул. Миллионная, д.5 |