Реферат: Методические рекомендации для преподавателя Дисциплина «Теория антикризисного управления предприятием» Специальность 080503 Антикризисное управление
Название: Методические рекомендации для преподавателя Дисциплина «Теория антикризисного управления предприятием» Специальность 080503 Антикризисное управление Раздел: Остальные рефераты Тип: реферат | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ТУРИЗМА И СЕРВИСА» (ФГОУВПО «РГУТиС») Факультет Экономический Кафедра Корпоративное управление и электронный бизнес
УТВЕРЖДАЮ Проректор по учебной работе, д.э.н., профессор _______________________Новикова Н.Г. «____»______________________________20___г. Методические рекомендации для преподавателя
Дисциплина «Теория антикризисного управления предприятием » Специальность 080503 – Антикризисное управление Москва 2010г. Методические рекомендации составлены на основании примерной программы дисциплины___«Теория антикризисного управления предприятием » _ (название курса) При разработке методических рекомендаций в основу положен Государственный образовательный стандарт по специальности _________________080503 – Антикризисное управление _____ (шифр и название специальности) Методические рекомендации рассмотрены и утверждены на заседании кафедры «Корпоративное управление и электронный бизнес» Протокол №________ «____» ________20__г. Зав. кафедрой д.т.н., профессор А.И.Потемкин Методические рекомендации одобрены Научно-методическим советом ФГОУВПО «РГУТиС» Протокол №_______ «_____»______________________20___г. Ученый секретарь Научно-методического совета к.и.н., доцент Юрчикова Е.В.
Методические рекомендации разработал:
Преподаватель кафедры Корпоративное управление и электронный бизнес д.э.н., доцент Данилина Е.И.
Методические рекомендации /материалы/ преподавателю На первом занятии по данной учебной дисциплине необходимо ознакомить студентов с порядком ее изучения, раскрыть место и роль дисциплины в системе наук, ее практическое значение, довести до студентов требования кафедры, ответить на вопросы. При подготовке к лекционным занятиям необходимо продумать план его проведения, содержание вступительной, основной и заключительной части лекции, ознакомиться с новинками учебной и методической литературы, публикациями периодической печати по теме лекционного занятия. Найти и отобрать наиболее яркие примеры коммуникативной маркетинговой деятельности российских и зарубежных компаний с целью более глубокого и аргументированного обоснования тех или иных теоретических положений и выводов. Определить средства материально-технического обеспечения лекционного занятия и порядок их использования в ходе чтения лекции. Уточнить план проведения семинарского занятия по теме лекции. В ходе лекционного занятия преподаватель должен назвать тему, учебные вопросы, ознакомить студентов с перечнем основной и дополнительной литературы по теме занятия. Желательно дать студентам краткую аннотацию основных первоисточников. Во вступительной части лекции обосновать место и роль изучаемой темы в учебной дисциплине, раскрыть ее практическое значение. Если читается не первая лекция, то необходимо увязать ее тему с предыдущей, не нарушая логики изложения учебного материала. Раскрывая содержание учебных вопросов, акцентировать внимание студентов на основных категориях, явлениях и процессах, особенностях их протекания. Раскрывать сущность и содержание различных точек зрения и научных подходов к объяснению тех или иных явлений и процессов. Следует аргументировано обосновать собственную позицию по спорным теоретическим вопросам. Приводить примеры. Задавать по ходу изложения лекционного материала риторические вопросы и самому давать на них ответ. Это способствует активизации мыслительной деятельности студентов, повышению их внимания и интереса к материалу лекции, ее содержанию. Преподаватель должен руководить работой студентов по конспектированию лекционного материала, подчеркивать необходимость отражения в конспектах основных положений изучаемой темы, особо выделяя-категорийный аппарат. В заключительной части лекции необходимо сформулировать общие выводы по теме, раскрывающие содержание всех вопросов, поставленных в лекции. Объявить план очередного семинарского занятия, дать краткие рекомендации по подготовке студентов к семинару. Определить место и время консультации студентам, пожелавшим выступить на семинаре с докладами и рефератами. При подготовке к семинарскому занятию преподавателю необходимо уточнить план его проведения, продумать формулировки и содержание учебных вопросов, выносимых на обсуждение, ознакомиться с новыми публикациями по теме семинара. Можно завести рабочую тетрадь, в которой учитывать посещаемость занятий студентами и оценивать их выступления в соответствующих баллах. Оказывать методическую помощь студентам в подготовке докладов и рефератов по актуальным вопросам обсуждаемой темы. В ходе семинара во вступительном слове раскрыть теоретическую и практическую значимость темы семинарского занятия, определить порядок его проведения, время на обсуждение каждого учебного вопроса. Дать возможность выступить всем желающим, а также предложить выступить тем студентам, которые по тем или иным причинам пропустили лекционное занятие или проявляют пассивность. Целесообразно в ходе обсуждения учебных вопросов задавать выступающим и аудитории дополнительные и уточняющие вопросы с целью выяснения их позиций по существу обсуждаемых проблем. Поощрять выступления с места в виде кратких дополнений и постановки вопросов выступающим и преподавателю. В заключительной части семинарского занятия следует подвести его итоги: дать объективную оценку выступлений каждого студента и учебной группы в целом. Раскрыть положительные стороны и недостатки проведенного семинарского занятия. Ответить на вопросы студентов. Назвать тему очередного занятия. После каждого лекционного и семинарского занятия сделать соответствующую запись в журналах учета посещаемости занятий студентами, выяснить у старост учебных групп причины отсутствия студентов на занятиях. Проводить групповые и индивидуальные консультации студентов в ходе их подготовки к текущей и промежуточной аттестации по учебной дисциплине. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ по проведению лекции по курсу Теория антикризисного управления предприятием ТЕМА 1. Введение в теорию антикризисного управления ЦЕЛЬ: Способствовать формированию умений направленных на понимание роли антикризисного управления ЗАДАЧИ: изучить объект, предмет антикризисного управления, классификацию кризисов СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ раздаточный материал с краткими понятиями, рассматриваемый в теме, печатные издания: учебники, учебно-методические пособия, справочники МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ словесные, проблемно-поисковые СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ: 1.до изучения темы: основные экономические категории, характеризующие уровни экономики. 2. после изучения темы: классификацию кризисов, причины кризисов, роль и понятие антикризисного управления в России. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА (основная и дополнительная) Рекомендуемая литература (основная).
Рекомендуемая литература (дополнительная). Интернет-ресурсы:
Методические рекомендации: при изучении данной темы необходимо показать значение антикризисного управления в России. Отметить взаимодействие курса с другими учебными дисциплинами. Определить какие вопросы необходимо рассмотреть студентам самостоятельно. Объяснить роль учебной и периодической литературы при изучении курса.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ по проведению практического занятия по курсу Теория антикризисного управления предприятием
ТЕМА: 1. Введение в теорию антикризисного управления ЦЕЛЬ: Способствовать формированию умений направленных на расчет основных показателей ЗАДАЧИ: изучить на всех уровнях экономики объекты, предметы антикризисного управления, дать классификацию кризисов. СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ раздаточный материал с краткими понятиями, рассматриваемый в теме, печатные издания: учебники, учебно-методические пособия, справочники МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ словесные, проблемно-поисковые МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ (структура и хронометраж занятия): Цель занятия. Задачи, которые необходимо решить для достижения цели занятия. СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ: 1. до изучения темы: сущность основных экономических категорий, характеризующие четыре уровня экономики.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН УМЕТЬ: рассчитывать основные показатели, характерные для уровней экономики КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
Тема для последующей дискуссии: Неизбежны ли кризисы в социально-экономическом развитии? ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ: провести сравнительный анализ основных макроэкономических показателей для экономики России и США в период 1980-2007гг. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА (основная и дополнительная) Рекомендуемая литература (основная).
Рекомендуемая литература (дополнительная). Интернет-ресурсы:
Методические рекомендации: на практическом занятии рекомендуется провести опрос по теме лекционного занятия. Заслушать выступления, освещающие примеры циклического развития на уровнях экономики. Решить упражнения по расчету показателей, характеризующих экономическое развитие экономики. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ по проведению лекции по курсу Теория антикризисного управления предприятием ТЕМА 2. Антикризисное управление в России: институциональные, правовые и финансовые механизмы обеспечения. ЦЕЛЬ: Способствовать формированию умений направленных на понимание механизмов антикризисного управления ЗАДАЧИ: изучить особенности антикризисного управления в России, научные теории экономических кризисов СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ раздаточный материал с краткими понятиями, рассматриваемый в теме, печатные издания: учебники, учебно-методические пособия, справочники МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ словесные, проблемно-поисковые СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ: 1. до изучения темы: основные понятия и виды кризисов. Определения предмета и объекта антикризисного управления. 2. после изучения темы: механизмы обеспечения антикризисного управления в России. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА (основная и дополнительная) Рекомендуемая литература (основная).
Рекомендуемая литература (дополнительная). Интернет-ресурсы:
Методические рекомендации: при изучении данной темы необходимо учитывать значение различных теорий, объясняющих причины экономических циклов и кризисов. В том числе денежную теорию; теорию нововведений; психологическую теорию; теорию чрезмерного инвестирования, теорию солнечных пятен, теорию «равновесного делового цикла», теорию «политического делового цикла».
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ по проведению практического занятия по курсу Теория антикризисного управления предприятием ТЕМА 2. Антикризисное управление в России: институциональные, правовые и финансовые механизмы обеспечения. ЦЕЛЬ: Способствовать формированию умений направленных на понимание механизмов антикризисного управления ЗАДАЧИ: изучить особенности антикризисного управления в России, научные теории экономических кризисов. Знакомство с правовыми и финансовыми механизмами обеспечения антикризисного управления. СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ раздаточный материал с краткими понятиями, рассматриваемый в теме, печатные издания: учебники, учебно-методические пособия, справочники МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ словесные, проблемно-поисковые СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ: 1. до изучения темы: основные понятия и виды кризисов. Определения предмета и объекта антикризисного управления. 2. после изучения темы: механизмы обеспечения антикризисного управления в России. Основные законодательные документы антикризисного управления. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
Тема для последующей дискуссии: Как Вы оцениваете результаты антикризисного управления в России за последнее десятилетие? ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ: подготовить выступление об итогах антикризисного управления в России по источникам периодической печати. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА (основная и дополнительная) Рекомендуемая литература (основная).
Рекомендуемая литература (дополнительная). Интернет-ресурсы:
Методические рекомендации: на практическом занятии рекомендуется провести опрос по теме лекционного занятия. Заслушать выступления, освещающие примеры антикризисного управления в России. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ по проведению лекции по курсу Теория антикризисного управления предприятием
ТЕМА 3. Экономические основы возникновения неплатежеспособности и банкротства предприятий. ЦЕЛЬ: Способствовать формированию умений направленных на понимание механизмов возникновения неплатежеспособности и банкротства предприятий. ЗАДАЧИ: изучить понятие «банкротство» и основные причины его возникновения. СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ раздаточный материал с краткими понятиями, рассматриваемый в теме, печатные издания: учебники, учебно-методические пособия, справочники МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: учебные дискуссии СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ: 1. до изучения темы: механизмы обеспечения антикризисного управления в России. 2. после изучения темы: основы возникновения неплатежеспособности и банкротства предприятий. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА (основная и дополнительная) Рекомендуемая литература (основная).
Рекомендуемая литература (дополнительная). Интернет-ресурсы:
Методические рекомендации: при изучении данной темы основное внимание отводится изучению Института банкротства Российской Федерации, критериям несостоятельности должника.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
по проведению практического занятия по курсу Теория антикризисного управления предприятием
ТЕМА 3. Экономические основы возникновения неплатежеспособности и банкротства предприятий. ЦЕЛЬ: Способствовать формированию умений направленных на понимание механизмов возникновения неплатежеспособности и банкротства предприятий. ЗАДАЧИ: на конкретных ситуационных примерах рассмотреть механизм превращения нормально функционирующего предприятия в банкрота. СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ раздаточный материал с краткими понятиями, рассматриваемый в теме, печатные издания: учебники, учебно-методические пособия, справочники МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: учебные дискуссии СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ: 1. до изучения темы: механизмы обеспечения антикризисного управления в России. 2. после изучения темы: методы проведения анализа предприятия. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
Тема для последующей дискуссии: Использовалось ли организациями преднамеренное и фиктивное банкротство в условиях перехода к рынку, и с какой целью? РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА (основная и дополнительная) Рекомендуемая литература (основная).
Рекомендуемая литература (дополнительная). Интернет-ресурсы:
Методические рекомендации: на практическом занятии рекомендуется провести опрос по теме лекционного занятия. Заслушать выступления, освещающие примеры банкротства в России. Рассмотреть примеры предприятий, которые не подлежат банкротству в порядке, предусмотренном законом. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ по проведению лекции по курсу Теория антикризисного управления предприятием
ТЕМА 4. Государственное регулирование отношений несостоятельности (банкротства). ЦЕЛЬ: Способствовать формированию умений направленных на понимание государственного регулирования отношений несостоятельности (банкротства). ЗАДАЧИ: изучить роль государства в регулировании банкротства. СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ учебники, учебно-методические пособия МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: учебные дискуссии СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ: 1. до изучения темы: основы возникновения неплатежеспособности и банкротства предприятий. 2. после изучения темы: роль и методы государства в регулировании банкротства КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Содержание и организация государственного антикризисного управления. 2. Государственная финансовая поддержка неплатежеспособных предприятий: порядок, направленность и источники ее предоставления на безвозмездной или возвратной основе РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА (основная и дополнительная) Рекомендуемая литература (основная). 1. Коротков Э.М. Антикризисное управление: Учебник.- М:Инфра, 2007. Рекомендуемая литература (дополнительная). Интернет-ресурсы: 2. Банкротство в России http://www.bankr.ru/index.php
Методические рекомендации: при изучении данной темы основное внимание отводится изучению государственному регулированию отношений несостоятельности предприятий. Функции и полномочия Государственных органов по банкротству Государственный мониторинг финансового состояния и учета платежеспособности экономически и социально значимых предприятий и организаций.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ по проведению практического занятия по курсу Теория антикризисного управления предприятием
ТЕМА 4. Государственное регулирование отношений несостоятельности (банкротства). ЦЕЛЬ: Способствовать формированию умений направленных на понимание государственного регулирования отношений несостоятельности (банкротства). ЗАДАЧИ: изучить роль государства в регулировании банкротства. СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ учебники, учебно-методические пособия МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: учебные дискуссии СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ: 1. до изучения темы: основы возникновения неплатежеспособности и банкротства предприятий. 2. после изучения темы: способы и методы государства в регулировании банкротства. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Государственная финансовая поддержка неплатежеспособных предприятий: порядок, направленность и источники. 2. Роль налоговой политики в преодолении кризисного состояния предприятия. 3. Кадровое обеспечение антикризисного управления. Тема для последующей дискуссии: Какими факторами определяется необходимость государственного антикризисного управления? ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ: изучение распоряжении Федеральной службы по финансовому оздоровлению и банкротству России от 20 декабря 2000 г. N 226-р «О мониторинге финансового состояния организаций и учете их платежеспособности» РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА (основная и дополнительная) Рекомендуемая литература (основная).
Рекомендуемая литература (дополнительная). Интернет-ресурсы:
Методические рекомендации: на практическом занятии рекомендуется провести опрос по теме лекционного занятия. Заслушать выступления, освещающие примеры государственного регулирования отношений несостоятельности (банкротства). МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ по проведению лекции по курсу Теория антикризисного управления предприятием
ТЕМА 5 Банкротство как институт рыночного хозяйства и его реализация в странах с развитой рыночной экономикой . ЦЕЛЬ: Способствовать формированию умений направленных на изучение механизма банкротства. ЗАДАЧИ: изучить процедуру банкротства в странах с развитой рыночной экономикой. СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ учебники, учебно-методические пособия МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: учебные дискуссии СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ: 1. до изучения темы: роль и методы государства в регулировании банкротства 2. после изучения темы: зарубежный опыт процедуры банкротства. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА (основная и дополнительная) Рекомендуемая литература (основная). 1. Коротков Э.М. Антикризисное управление: Учебник.- М:Инфра, 2007. Рекомендуемая литература (дополнительная). Интернет-ресурсы: 2. Банкротство в России http://www.bankr.ru/index.php
Методические рекомендации: при изучении данной темы основное внимание отводится изучению Российской и зарубежной практике реализации законодательства о банкротстве. Кроме того, рассматриваются основные задачи, решаемыми законами о банкротстве в странах с рыночной экономикой. Функции и полномочия Государственных органов по банкротству зарубежных стран.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ по проведению практического занятия по курсу Теория антикризисного управления предприятием
ТЕМА 5 Банкротство как институт рыночного хозяйства и его реализация в странах с развитой рыночной экономикой . ЦЕЛЬ: Способствовать формированию умений направленных на изучение механизма банкротства. ЗАДАЧИ: изучить процедуру банкротства в странах с развитой рыночной экономикой. СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ учебники, учебно-методические пособия МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: учебные дискуссии СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ: 1. до изучения темы: роль и методы государства в регулировании банкротства 2. после изучения темы: зарубежный опыт процедуры банкротства. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Основные нормативно-правовые документы по антикризисному управлению, их анализ и направленность. 2. Зарубежная практика антикризисного регулирования. Тема для последующей дискуссии: Каковы недостатки и пробелы правового обеспечения антикризисного управления? ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ: изучение зарубежного опыта банкротства. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА (основная и дополнительная) Рекомендуемая литература (основная).
Рекомендуемая литература (дополнительная). Интернет-ресурсы:
Методические рекомендации: на практическом занятии рекомендуется провести опрос по теме лекционного занятия. Заслушать выступления, освещающие примеры зарубежного опыта банкротства. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ по проведению лекции по курсу Теория антикризисного управления предприятием
ТЕМА 6 Антикризисное управление в рамках не судебных и судебных процедур . Организационные аспекты деятельности арбитражного управляющего и членов его команды. Финансово е оздоровлени е предприятий. ЦЕЛЬ: Способствовать формированию умений направленных на финансовое оздоровление предприятий ЗАДАЧИ: изучить механизм финансового оздоровления предприятий СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ учебники, учебно-методические пособия МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: проблемно-поисковые, учебные дискуссии СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ: 1. до изучения темы: опыт процедуры банкротства 2. после изучения темы: организационные аспекты деятельности арбитражного управляющего и членов его команды.Финансовое оздоровление предприятий. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА (основная и дополнительная) Рекомендуемая литература (основная). 1. Коротков Э.М. Антикризисное управление: Учебник.- М:Инфра, 2007. Рекомендуемая литература (дополнительная). Интернет-ресурсы: 2. Банкротство в России http://www.bankr.ru/index.php
Методические рекомендации: при изучении данной темы основное внимание отводится изучению деятельности арбитражного управляющего и членов его команды, этапам арбитражного управления предприятием: их цели, продолжительность и особенности.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ по проведению практического занятия по курсу Теория антикризисного управления предприятием
ТЕМА 6 Антикризисное управление в рамках не судебных и судебных процедур . Организационные аспекты деятельности арбитражного управляющего и членов его команды. Финансово е оздоровлени е предприятий. ЦЕЛЬ: Способствовать формированию практических навыков, направленных на финансовое оздоровление предприятий ЗАДАЧИ: изучить механизм финансового оздоровления предприятий СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ учебники, учебно-методические пособия МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: проблемно-поисковые, учебные дискуссии СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ: 1. до изучения темы: опыт процедуры банкротства 2. после изучения темы: организационные аспекты деятельности арбитражного управляющего и членов его команды. Финансовое оздоровление предприятий. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
Тема для последующей дискуссии: Каковы основные факторы, влияющие на стоимость предприятия? ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ: изучение коэффициентов финансово-хозяйственной деятельности должника и показателей, используемых для их расчета. Решение задач. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА (основная и дополнительная) Рекомендуемая литература (основная).
Рекомендуемая литература (дополнительная). Интернет-ресурсы:
Методические рекомендации: на практическом занятии рекомендуется провести опрос по теме лекционного занятия. Основное внимание уделяется методике расчета коэффициентов финансово-хозяйственной деятельности должника и показателей, используемых для их расчета. Кроме того, изучаются и прорабатываются требования к анализу хозяйственной, инвестиционной и финансовой деятельности должника, его положения на товарных и иных рынках; требования к анализу активов и пассивов должника; требования к анализу возможности безубыточной деятельности должника. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ по проведению лекции по курсу Теория антикризисного управления предприятием
ТЕМА 7
Несостоятельност
ь и неплатежеспособность
: причины, определение и ЦЕЛЬ: Способствовать формированию умений направленных на изучение причин, определение и предупреждение несостоятельности и неплатежеспособности. ЗАДАЧИ: изучить причины несостоятельности и неплатежеспособности. СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ учебники, учебно-методические пособия МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: проблемно-поисковые, учебные дискуссии СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ: 1. до изучения темы: механизм финансового оздоровления предприятий 2. после изучения темы: предупреждение несостоятельности и неплатежеспособности предприятия . КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА (основная и дополнительная) Рекомендуемая литература (основная). 1. Коротков Э.М. Антикризисное управление: Учебник.- М:Инфра, 2007. Рекомендуемая литература (дополнительная). Интернет-ресурсы: 2. Банкротство в России http://www.bankr.ru/index.php 3.Статьи о банкротстве и арбитражном управлении http://arbitration.narod.ru/index.html Методические рекомендации: при изучении данной темы основное внимание отводится изучению комплексного подхода к диагностике несостоятельности предприятия. Выделяются основные и дополнительные критерии оценки эффективности работы предприятия. Рекомендуется изложить студентам методику расчета, предоставив все показатели в таблице.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ по проведению практического занятия по курсу Теория антикризисного управления предприятием
ТЕМА 7
Несостоятельност
ь и неплатежеспособность
: причины, определение и ЦЕЛЬ: Способствовать формированию умений решения задач, направленных на изучение причин, определение и предупреждение несостоятельности и неплатежеспособности. ЗАДАЧИ: изучить причины несостоятельности и неплатежеспособности предприятий. СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ учебники, учебно-методические пособия МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: проблемно-поисковые, учебные дискуссии СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ: 1. до изучения темы: механизм финансового оздоровления предприятий 2. после изучения темы: предупреждение несостоятельности и неплатежеспособности предприятия . КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
Тема для последующей дискуссии: Каковы критерии выбора наилучшего варианта развития предприятия в перспективе? ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ: провести комплексную диагностику предприятия. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА (основная и дополнительная) Рекомендуемая литература (основная). 1.Коротков Э.М. Антикризисное управление: Учебник.- М:Инфра, 2007. Рекомендуемая литература (дополнительная). Интернет-ресурсы:
Методические рекомендации: проанализировать таблицы Обобщающие показатели экспресс-диагностики финансового состояния
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ по проведению лекции по курсу Теория антикризисного управления предприятием
ТЕМА 8 Антикризисное управление на различных стадиях ЦЕЛЬ: Способствовать формированию умений направленных на разработку стратегии по выводу неплатежеспособного предприятия из состояния кризиса. ЗАДАЧИ: изучить стадии жизненного цикла предприятия с точки зрения антикризисного управления. СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ учебники, учебно-методические пособия МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: проблемно-поисковые, учебные дискуссии СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ: 1. до изучения темы: методы предупреждения несостоятельности и неплатежеспособности предприятия . 2. после изучения темы: стратегии по выводу неплатежеспособного предприятия из кризиса. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Исследование рыночных возможностей предприятия с позиции антикризисного маркетинга. 2. Факторы маркетинговой среды, контролируемые в антикризисном менеджменте. 3. Направления антикризисных управленческих решений. 4. Формирование маркетинговых стратегий в антикризисном управлении и их классификация. 5. Оценка маркетинговой стратегии. 6. Организация маркетинга на предприятии. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА (основная и дополнительная) Рекомендуемая литература (основная). 1. Коротков Э.М. Антикризисное управление: Учебник.- М:Инфра, 2007. Рекомендуемая литература (дополнительная). Интернет-ресурсы: 2. Банкротство в России http://www.bankr.ru/index.php 3.Статьи о банкротстве и арбитражном управлении http://arbitration.narod.ru/index.html Методические рекомендации: при изучении данной темы основное внимание отводится изучению рыночных возможностей предприятия с позиции антикризисного маркетинга. Напомнить о роли факторов маркетинговой среды, и их особенность в антикризисном управлении. Охарактеризовать значение антикризисных управленческих решений. В качестве рекомендаций дается оценка маркетинговой стратегии и способы организации маркетинга на предприятии.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ по проведению практического занятия по курсу Теория антикризисного управления предприятием
ТЕМА 8 Антикризисное управление на различных стадиях ЦЕЛЬ: Способствовать формированию умений направленных на применение стратегии по выводу неплатежеспособного предприятия из состояния кризиса. ЗАДАЧИ: изучить на примере стадии жизненного цикла предприятия с точки зрения антикризисного управления. СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ учебники, учебно-методические пособия МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: проблемно-поисковые, учебные дискуссии СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ: 1. до изучения темы: методы предупреждения несостоятельности и неплатежеспособности предприятия . 2. после изучения темы: стратегии по выводу неплатежеспособного предприятия из кризиса. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
Тема для последующей дискуссии: Какова роль маркетинговых коммуникаций в антикризисном управлении? ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ: привести примеры антикризисной маркетинговой стратегии на предприятиях. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА (основная и дополнительная) Рекомендуемая литература (основная). 1.Коротков Э.М. Антикризисное управление: Учебник.- М:Инфра, 2007. Рекомендуемая литература (дополнительная). Интернет-ресурсы:
Методические рекомендации: при изучении данной темы рекомендуется основное внимание уделить разработке антикризисной маркетинговой стратегии на практических примерах. Рассмотреть экономическую сущность показателей, характеризующих показатели рыночных возможностей предприятий в условиях кризиса.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ по проведению лекции по курсу Теория антикризисного управления предприятием
ТЕМА9. Финансовая политика неплатежеспособного ЦЕЛЬ: Способствовать формированию умений направленных на разработку антикризисная инвестиционная политика ЗАДАЧИ: изучить инструменты финансовой политики неплатежеспособного предприятия. СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ учебники, учебно-методические пособия МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: проблемно-поисковые, учебные дискуссии СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ: 1. до изучения темы: способы вывода неплатежеспособного предприятия из кризиса. 2. после изучения темы: роль инвестиционной политики в антикризисном управлении КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА (основная и дополнительная) Рекомендуемая литература (основная). 1. Коротков Э.М. Антикризисное управление: Учебник.- М:Инфра, 2007. Рекомендуемая литература (дополнительная). Интернет-ресурсы: 2. Банкротство в России http://www.bankr.ru/index.php 3.Статьи о банкротстве и арбитражном управлении http://arbitration.narod.ru/index.html Методические рекомендации: при изучении данной темы основное внимание отводится изучению роли финансового менеджмента для неплатежеспособного предприятия. Подробно излагаются способы управления текущими денежными потоками, дебиторской и кредиторской задолженностью в период финансового оздоровления предприятия. Охарактеризовать значение инвестиционной политики предприятия в условиях кризиса.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ по проведению практического занятия по курсу Теория антикризисного управления предприятием
ТЕМА9. Финансовая политика неплатежеспособного ЦЕЛЬ: Способствовать формированию умений направленных на разработку антикризисная инвестиционная политика ЗАДАЧИ: изучить инструменты финансовой политики неплатежеспособного предприятия. СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ учебники, учебно-методические пособия МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: проблемно-поисковые, учебные дискуссии СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ: 1. до изучения темы: способы вывода неплатежеспособного предприятия из кризиса. 2. после изучения темы: основные показатели, характеризующие инвестиционную политику в антикризисном управлении КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
Тема для последующей дискуссии: Каковы главные источники бизнес-риска в современной кризисной ситуации в России? ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ: привести примеры антикризисной инвестиционной политики на предприятиях. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА (основная и дополнительная) Рекомендуемая литература (основная). 1.Коротков Э.М. Антикризисное управление: Учебник.- М:Инфра, 2007. Рекомендуемая литература (дополнительная). Интернет-ресурсы:
Методические рекомендации: при изучении данной темы рекомендуется основное внимание уделить разработке антикризисной инвестиционной политики на практических примерах. Рассмотреть экономическую сущность показателей, характеризующих показатели инвестиционных возможностей предприятий в условиях кризиса. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ по проведению лекции по курсу Теория антикризисного управления предприятием
ТЕМА10 Организационно-производственный менеджмент на неплатежеспособном предприятии. Политика управление персоналом в условиях смены стратегии развития предприятия. ЦЕЛЬ: Способствовать формированию умений направленных разработку политики управления персоналом в условиях смены стратегии развития предприятия. ЗАДАЧИ: изучить инструменты управления персоналом в условиях кризиса. СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ учебники, учебно-методические пособия МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: проблемно-поисковые, учебные дискуссии СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ: 1. до изучения темы: способы позитивного влияния на предприятия в условиях кризиса 2. после изучения темы: роль управления персоналом в антикризисном управлении КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА (основная и дополнительная) Рекомендуемая литература (основная). 1. Коротков Э.М. Антикризисное управление: Учебник.- М:Инфра, 2007. Рекомендуемая литература (дополнительная). Интернет-ресурсы: 2. Банкротство в России http://www.bankr.ru/index.php 3.Статьи о банкротстве и арбитражном управлении http://arbitration.narod.ru/index.html Методические рекомендации: при изучении данной темы основное внимание отводится изучению роли управления персоналом в условиях кризиса. Необходимо изложить роль человеческого фактора в современных условиях. Особенности кадровой политики на неплатежеспособном предприятии.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ по проведению практического занятия по курсу Теория антикризисного управления предприятием
ТЕМА10 Организационно-производственный менеджмент на неплатежеспособном предприятии. Политика управление персоналом в условиях смены стратегии развития предприятия. ЦЕЛЬ: Способствовать формированию умений направленных разработку политики управления персоналом в условиях смены стратегии развития предприятия. ЗАДАЧИ: изучить инструменты управления персоналом в условиях кризиса. СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ учебники, учебно-методические пособия МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: проблемно-поисковые, учебные дискуссии СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ: 1. до изучения темы: способы позитивного влияния на предприятия в условиях кризиса 2. после изучения темы: роль управления персоналом в антикризисном управлении КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
Тема для последующей дискуссии: Какими личностными качествами должен обладать менеджер антикризисного управления? ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ: привести примеры антикризисной кадровой политики на предприятиях. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА (основная и дополнительная) Рекомендуемая литература (основная). 1.Коротков Э.М. Антикризисное управление: Учебник.- М:Инфра, 2007. Рекомендуемая литература (дополнительная). Интернет-ресурсы:
Методические рекомендации: при изучении данной темы рекомендуется основное внимание уделить разработке антикризисной кадровой политики на практических примерах. Рассмотреть экономическую сущность показателей, характеризующих показатели управление персоналом предприятий в условиях кризиса. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ по проведению лекции по курсу Теория антикризисного управления предприятием ТЕМА11 Банкротство как метод структурной реорганизации экономики. ЦЕЛЬ: Способствовать формированию умений направленных на прогнозирование банкротства на основе существующих методов ЗАДАЧИ: изучить методы прогнозирования банкротства. СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ учебники, учебно-методические пособия МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: проблемно-поисковые, учебные дискуссии СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ: 1. до изучения темы: понятие и виды банкротства. 2. после изучения темы: методы прогнозирования банкротства КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА (основная и дополнительная) Рекомендуемая литература (основная). 1. Коротков Э.М. Антикризисное управление: Учебник.- М:Инфра, 2007. Рекомендуемая литература (дополнительная). Интернет-ресурсы: 2. Банкротство в России http://www.bankr.ru/index.php 3.Статьи о банкротстве и арбитражном управлении http://arbitration.narod.ru/index.html Методические рекомендации: при изучении данной темы основное внимание отводится изучению официальных методик оценки вероятности банкротства . В том числе: пятифакторная модель Альтмана ( Z-счет, показатель, индекс); четырехфакторная модель великобританского экономиста Таффлера ( Taffler); Модель Спрингейта (G.L.V.Springate); Модель Фулмера (Fulmer); Модель Ж.Лего (Jean Legault); модель R. Отдельно привести примеры «Качественных» кризис – прогнозных методик.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ по проведению практического занятия по курсу Теория антикризисного управления предприятием
ТЕМА11 Банкротство как метод структурной реорганизации экономики. ЦЕЛЬ: Способствовать формированию умений направленных на прогнозирование банкротства на основе существующих методов ЗАДАЧИ: изучить методы прогнозирования банкротства. СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ учебники, учебно-методические пособия МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: проблемно-поисковые, учебные дискуссии СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ: 1. до изучения темы: понятие и виды банкротства. 2. после изучения темы: методы прогнозирования банкротства КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
Тема для последующей дискуссии: В чем особенности и трудности упреждающего управления? ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ: на условном примере дать прогноз банкротства предприятия по выбранной модели. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА (основная и дополнительная) Рекомендуемая литература (основная). 1.Коротков Э.М. Антикризисное управление: Учебник.- М:Инфра, 2007. Рекомендуемая литература (дополнительная). Интернет-ресурсы:
Методические рекомендации: при изучении данной темы рекомендуется основное внимание уделить системе критериев для определения неудовлетворительной структуры баланса неплатежеспособных предприятий, которая базируется на следующих показателях: · коэффициент текущей ликвидности; · коэффициент обеспеченности собственными средствами; · коэффициент восстановления (утраты) платежеспособности. Обратить внимание на преимущества и недостатки моделей прогнозирования банкротства.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ по проведению лекции по курсу Теория антикризисного управления предприятием ТЕМА11 Международный опыт банкротства и санации предприятий.
ЦЕЛЬ: Способствовать формированию умений направленных на применение международного опыта прогнозирования банкротства. Виды санации предприятий. ЗАДАЧИ: изучить методы санации предприятия. СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ учебники, учебно-методические пособия МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: проблемно-поисковые, учебные дискуссии СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ: 1. до изучения темы: методы прогнозирования банкротства. 2. после изучения темы: зарубежный опыт банкротства и санации на предприятиях. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА (основная и дополнительная) Рекомендуемая литература (основная). 1. Коротков Э.М. Антикризисное управление: Учебник.- М:Инфра, 2007. Рекомендуемая литература (дополнительная). Интернет-ресурсы: 2. Банкротство в России http://www.bankr.ru/index.php 3.Статьи о банкротстве и арбитражном управлении http://arbitration.narod.ru/index.html Методические рекомендации: при изучении данной темы основное внимание отводится изучению зарубежных методик банкротства и санации предприятий. Рекомендуется указать положительные и отрицательные характеристики, применимые на отечественных предприятиях.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ по проведению практического занятия по курсу Теория антикризисного управления предприятием
ТЕМА11 Международный опыт банкротства и санации предприятий.
ЦЕЛЬ: Способствовать формированию умений направленных на применение международного опыта прогнозирования банкротства. Виды санации предприятий. ЗАДАЧИ: изучить методы санации предприятия. СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ учебники, учебно-методические пособия МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ: проблемно-поисковые, учебные дискуссии СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ: 1. до изучения темы: методы прогнозирования банкротства. 2. после изучения темы: зарубежный опыт банкротства и санации на предприятиях. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
Тема для последующей дискуссии: Какой опыт антикризисного управления зарубежных стран следует использовать в России на современном этапе ее развития? ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ: привести примеры зарубежной практики санации предприятия. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА (основная и дополнительная) Рекомендуемая литература (основная). 1.Коротков Э.М. Антикризисное управление: Учебник.- М:Инфра, 2007. Рекомендуемая литература (дополнительная). Интернет-ресурсы:
Методические рекомендации: при изучении данной темы рекомендуется основное внимание уделить возможностям применения зарубежного опыта на отечественных предприятиях. |