ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА при КОМПЕТЕНТНОСТНОМ подходе О.П. Мелехова
(в кн.: «Методические рекомендации к формированию образовательных программ и организации учебного процесса по направлению 020200 «Биология»/ Сост. и научн.ред. О.П. Мелехова, общ.ред. В.А. Голиченков. М.: 2008г. стр. 48 – 58)
Принятие компетентностного подхода к оценке результатов образования должно привести к формированию новой системе оценочных средств с переходом от оценки знаний к оценке компетенций. Речь идет не о перестройке содержания образования, а о совершенствовании образовательных технологий на основе постоянного взаимодействия преподавателя со студентом.
Ближайшей новой для нас задачей является разработка педагогических средств формирования универсальных компетенций, а также критериев и методик оценки достижения студентами запланированных компетенций.
Ниже мы приводим ряд предложений по формированию и оценке универсальных компетенций у студентов-биологов в учебном процессе.
Таблица 1
ФОРМИРОВАНИЕ И ОЦЕНКА УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У СТУДЕНТОВ-БИОЛОГОВ
Компетенция
|
Дисциплина
|
Место в учебном плане
|
Требования к преподавателю
|
Формы работы
|
Формы отчетности
|
Представление в ИГА
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
Инструментальные компетенции
|
ИК-1: способность к письменной и устной коммуникации на родном языке.
|
Проверяется на вступительных испытаниях.
|
Все дисциплины
|
Проводить письменные работы с развернутыми ответами и устный опрос. Учитывать в рейтинге.
|
- Доклады на семинарах.
- Эссе: по дисциплинам ГСЭ и ОПД.
- Диспуты (биоэтика).
- Студенческие конференции
|
Входит в рейтинг
|
Защита квалификационной работы и устные развернутые ответы на гос. экзамене
|
ИК-2: знание второго языка
|
Иностранный язык.
|
ГСЭ, СД: иностранный язык
|
Проводить занятия по деловому общению и составлению деловых писем. Ролевые игры на профессиональные и бытовые темы.
|
- Письменные и устные переводы специальной литературы
- Устная коммуникация.
- Составление деловых писем.
|
- Рубежный контроль.
- Зачеты.
- Экзамен.
|
Реферат квалификационной работы на иностранном языке.
|
ИК-3: навыки работы с компьютером.
|
Информатика
|
ОЕН
|
Обучить методам работы и предоставить компьютерное время; давать задания для самостоятельных действий.
|
- Работа с базами данных: литературной информацией, численными данными экспериментов, построение моделей.
|
Обработка и представление данных во всех отчетах по учебным дисциплинам, практикам, исследовательским работам.
|
Подготовка презентаций средствами мультимедиа; владение современными методами классификации и обработки полученной информации.
|
ИК-4: навыки управления информацией.
|
Все дисциплины
|
Все блоки дисциплин учебного плана
|
Полезен отдельный небольшой курс библиографического поиска. При приеме зачетных работ требовать свободного владения базами данных.
|
- Работа с каталогами.
- Выбор литературных источников,
- Работа с компьютерными базами данных,
- Обработка и систематизация полученных собственных результатов.
|
Умение каталогизировать собственные базы данных; реферирование на зачете; подготовка рефератов по заданной или свободной теме.
|
Качество литературного обзора и обсуждения собственных результатов.
|
ИК-5: исследовательские навыки.
|
Практикумы и семинарские занятия, курсовые и квалификационные работы
|
Дисциплины блоков ОЕН, ОЕД, СД
|
На семинарах и практикумах обсуждать планирование экспериментов и использование баз данных для получения того или иного результата. Давать для реферирования методологические работы.
|
- Планирование экспериментов, полевых и лабораторных работ.
- Выбор и обоснование методов исследования.
- Выработка навыков обсуждения полученных результатов.
|
Представление поэтапных планов НИР, обсуждение результатов, постановка и решение новых задач, возникающих в ходе НИР.
|
Разделы квалификационной работы с обоснованием выбора методов исследования, собственные результаты и их обсуждение
|
Социально-личностные компетенции
|
СЛК-1: толерантность.
|
Практики, практикумы, семинары
|
ГСЭ, ОЕН, ОПД, СД; особо: биоэтика, правоведение
|
Предлагать темы дискуссий и эссе
|
- Дискуссии, диспуты, эссе.
- Обсуждение норм поведения в социуме, в рабочем коллективе.
- Ролевые игры с переменой ролей.
|
Участие в выполнении коллективных заданий. Умение корректно выступать в дискуссиях.
|
Обязательный учет возможности альтернативных точек зрения в обсуждении результатов своей НИР
|
СЛК-2: следование этическим и правовым нормам в отношении других людей и в отношении природы (принципы биоэтики).
|
Биоэтика, правоведение
Экология и природопользование. Биотехнология.
|
ГСЭ, ОПД, СД.
|
Объяснять и требовать соблюдения правил и принципов, профессиональной этики, авторского права, биоэтики. Ввести в программы ОПД и СД соответствующие разделы и гос. экзамен.
|
- Требовать знание принципов биоэтики, прав человека, основ авторского права, экологического права
|
Представление в статьях и отчетах ссылок на предыдущие работы, разделов с оценкой экологических и социальных последствий своей профессиональной деятельности
|
Иметь навыки экологической культуры, оценки экологических и социальных последствий своей профессиональной деятельности. В рейтинг защиты дипломных работ.
|
СЛК-3; способность учиться, переоценивать свой социальный опыт, способность к критике и самокритике.
|
Курсовые и квалификационные работы
|
СД
|
При составлении планов НИР предусмотреть составление поэтапных отчетов.
|
- Включить в учебные планы семинары по соответствующим дисциплинам.
- Контролировать самостоятельное составление индивидуального учебного плана.
- В каждой самостоятельной работе – поэтапная самооценка результатов с учетом недостатков и составлением планов дальнейшей работы.
|
Включение промежуточных отчетов в рейтинг по соответствующим дисциплинам
|
В рейтинг защиты квалификационной работы по разделу «Обсуждение результатов»
|
СЛК-4: креативность, способность к системному мышлению.
|
Экзамены и теоретические зачеты. Подготовка литературного обзора к квалификационным работам.
|
ГСЭ, ОЕН, ОПД, СД, ИГА.
|
Ввести вопросы междисциплинарного характера и задания в программы экзаменов, а также задания, требующие системного подхода
|
Привлечение понятий и закономерностей смежных наук к изложению дисциплинарного учебного материала
|
Учет при оценке знаний на текущих экзаменах
|
Оценка ответа на гос. экзамене, включение в оценку защиты квалификационной работы.
|
СЛК-5: адаптивность и коммуникабельность, навыки делового общения.
|
Все специальные дисциплины, квалификационные работы
|
СД, квалификационная работа, практики
|
Организовать студенческие конференции, деловые игры (имитация переговоров)
|
- Доклады на конференциях, участие в деловых переговорах
|
Включение в рейтинг по дисциплинам.
|
Включить оценку качества презентации в оценку квалификационной работы
|
СЛК-6: настойчивость в достижении цели.
|
Различные виды самостоятельных работ
|
Практиковать составление студентами индивидуальных учебных планов и рейтинговую оценку их выполнения
|
- Составлять индивидуальный учебный план и производить собственную поэтапную оценку его выполнения
|
Включение в общий рейтинг за год выполнение собственного учебного плана
|
Отражается на оценке широты кругозора при ответах на дополнительные вопросы комиссии
|
СЛК-7: забота о качестве выполняемой работы.
|
Различные виды самостоятельных работ
|
ОПД, СД
|
–
|
- Качественное оформление самостоятельных работ, тщательная статистическая обработка полученных данных, правильное оформление библиографических ссылок.
- Ответственность за достоверность и корректность выводов.
|
Оформление всех самостоятельных и, особенно, квалификационных работ.
|
Оценка достоверности результатов и корректности выводов квалификационной работы
|
СЛК-8: соблюдение норм здорового образа жизни.
|
Физиология человека, валеология
|
ОПД, Ф, ОПД, Р
|
–
|
- Умение обосновать нормы сохранения здоровья
|
|
–
|
Физическая подготовка
|
ГСЭ
|
- Умение обосновать нормы работоспособности
|
Зачет по физической подготовке Оценка работоспособности в профессиональной деятельности
|
СЛК-9: способность работать самостоятельно и в команде.
|
Практики, экспедиционные и лабораторные работы
|
ОПД, СД
|
–
|
- Уметь ставить задачу и распределять работу между членами коллектива, отвечать за выполнение рабочего плана.
|
Оценка за практику
|
–
|
В процессе освоения профессиональных дисциплин продолжается и углубляется формирование личностных качеств студента – универсальных компетенций. Например, на основе ознакомления с правилами делового общения и начальных знаний иностранных языков постепенно переходим к ролевым деловым играм на иностранном языке, выполнению заданий по ведению деловой переписки, представлению докладов и затем деловому общению на профессиональные темы (ИК-1 и ИК).
Навыки работы с компьютером и исследовательские навыки также совершенствуются в процессе обучения с выполнением творческих задач по сбору информации, обработке полученных экспериментальных данных, оформлению отчетов и презентаций (ИК-3, ИК-4, ИК-5).
Как видно из таблицы 1, социально-личностные компетенции углубляются также в процессе профессиональной подготовки, и в особенности проверяются при выполнении групповых заданий на практиках, лабораторных занятиях и в особенности в индивидуальной творческой работе – квалификационном исследовании.
Минимальные обязательные требования ФГОС-3 к результатам освоения ООП бакалавра включают освоение учебных дисциплин с использованием основной рекомендованной литературы (современных учебных руководств), освоение основных традиционных методов биологических исследований, навыков лабораторной и полевой работы, умение самостоятельно провести небольшое исследование, получить достоверные результаты, грамотно их обработать, оценить и корректно и адекватно полученному результату сформулировать выводы.
Согласно Европейской квалификационной рамке и Дублинскому дескриптору образовательных уровней, такая подготовка соответствует европейскому уровню бакалавра наук (6й уровень).
И в России, и за рубежом этот уровень образования оценивается как промежуточный и обеспечивает право на продолжение профессионального образования. В российских университетах программа бакалавриата включает профессиональную профилизацию, т.е. освоение теоретической и методической подготовки методов, большой лабораторный практикум и производственную практику в определенной области биологии (по профилю). Это позволяет бакалаврам занимать научно-вспомогательные должности в исследовательских, образовательных и производственных организациях.
Основанием отбора выпускников-бакалавров для продолжения образования на бесплатной основе служит креативный подход к работе, способность выдвигать и опробовать новые идеи, расширять свой научный кругозор. Эти качества наиболее полно отражены в ИГА по литературному обзору и обсуждению собственных результатов.
В завершающей части ОПП специалиста и магистра формируются компетенции, определяющие готовность к самостоятельной исследовательской или производственной работе и к принятию ответственных решений. Поэтому оценочные средства, применяемые на 4 – 5 – 6 годах обучения, могут содержать ситуационные задания и вопросы о выборе цели работы, обосновании путей и методов достижения цели. Особое значение приобретает способность к критике и самокритике и широкое знание специальной литературы при квалифицированном обсуждении результатов собственного исследования. При этом именно в процессе итоговой государственной аттестации – защиты дипломной работы – оцениваются сформированность качеств исследователя: интегральная, профессиональная грамотность, широкий научный кругозор, способность принимать самостоятельные решения, критически оценивать свою работу, самостоятельно и успешно проводить исследования.
Требования к квалификационной работе, учитываемые в настоящее время при ее оценке в процессе итоговой государственной аттестации Специалиста
в классических университетах России:
№
|
Оценка квалификационной работы складывается из оценок членов ГАК по следующим пунктам:
|
Компетенции специалиста и магистра, согласно российским ГОС по биологии:
|
1.
|
Постановка общенаучной проблемы, оценка ее актуальности, обоснование задачи исследования.
|
Способность порождать новые идеи, выявлять фундаментальные проблемы, формулировать задачи и намечать пути исследования
|
2.
|
Качество обзора литературы (широта кругозора, знание иностранных языков, навыки управления информацией).
|
Способность использовать современные методы обработки и интерпретации научной информации
|
3.
|
Выбор и освоение методов: планирование экспериментов (владение аппаратурой, информацией, информационными технологиями).
|
Способность самостоятельно выполнять исследование, использовать современную аппаратуру и вычислительные средства, навыки работы в коллективе, способность к профессиональной адаптации
|
4.
|
Научная достоверность и критический анализ собственных результатов (ответственность за качество; научный кругозор). Корректность и достоверность выводов.
|
Ответственность за качество выполняемых работ
|
5.
|
Качество презентации (умение формулировать, докладывать, критически оценивать результаты и выводы своей работы, вести дискуссию).
|
Способность профессионально оформлять и представлять результаты исследований, способность к самокритике
|
Таблица 2.
Формирование и оценка профессиональных компетенций у студентов-биологов
Компетенция
|
Дисциплина
|
Место в учебном плане
|
Требования к преподавателю
|
Формы работы
|
Формы отчетности
|
Представление в ИГА
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
ОНК-1: базовые представления об основах философии, психологии, педагогики, способствующие развитию общей культуры и социализации личности, приверженность к этическим ценностям, знание отечественной истории, экономики, менеджмента и права, понимание причинно-следственных связей развития российского общества и умение их использовать в профессиональной и социальной деятельности.
|
Философия, психология и педагогика, отечественная история, экономика и менеджмент, право и правовые основы природопользования
|
Цикл ГСЭ, цикл ОЕН (1 – 2 курсы обучения)
|
Предлагать темы эссе, ситуационные задачи, диспуты по актуальным проблемам жизни современного общества
|
Лекции, семинары, самостоятельная работа студентов
|
Соответствующие вопросы в программах экзаменов
|
Широта кругозора отражается на уровне восприятия профессииональных проблем
|
ОНК-4: базовые знания фундаментальных разделов физических, химических наук, наук о Земле в объеме, необходимом для изучения основ биологии и экологии и способность их использовать для освоения профессии.
|
|
|
|
|
ОНК-5: демонстрировать способность использовать базовые знания в области общей биологии для освоения общепрофессиональных дисциплин.
|
|
|
|
|
ОНК-2: базовые знания фундаментальных разделов математики, в объеме, необходимом для владения математическим аппаратом биологических наук, о математических методах в биологии и способность использовать их в освоении профессии.
|
Математика и математические методы в биологии; информатика и современные информационные технологиии
|
Цикл МЕН (1 – 2 курсы обучения)
|
Предлагать разделы и задания по применению математических методов и информационных технологий в биологии
|
Непосредственное использование соответствующих методов в профессиональных и учебных работах
|
Экзамены и зачеты, обработка и представление собственных результатов в учебных и квалификационных работах
|
Обработка и презентация результатов собственных исследований
|
ОНК-3: базовые знания в области информатики и современных информационных технологий; навыки использования программных средств и навыки работы в компьютерных сетях, умение создавать базы данных и использовать ресурсы Internet.
|
ОПК-1: базовые представления о разнообразии биологических объектов, понимание значения биоразнообразия для устойчивости биосферы;
|
Науки о биологическом многообразии, практикумы
|
Цикл ОПД (1 – 2 курсы обучения)
|
Предлагать обобщающие вопросы о значении биологического многообразия, мерах охраны. Задания по определению и описанию предложенного объекта. Задания по получению и культивированию биологического материала.
|
Лекции и лабораторные практикумы, учебные полевые практики, производственная практика по профилям.
|
Экзамены, зачеты, отчеты по практике, с включением методических вопросов; проверка навыков наблюдения и описания биологических объектов
|
Базовые общепрофессиональные компетенции представляют основу профессиональной грамотности и оцениваются на государственном экзамене и в квалификационной работе.
|
ОПК-2: владение методами наблюдения, описания, идентификации, классификации, культивирования биологических объектов;
|
ОПК-3: современные представления о принципах структурной и функциональной организации биологических объектов и механизмах гомеостатической регуляции;
|
Физиологические дисциплины (функциональная организация биологических объектов), практикумы
|
Цикл ОПД (2 – 3 курсы обучения)
|
Предлагать примеры и вопросы по использованию знаний о механизмах гомеостатической регуляции и применению физиологических экспериментальных методов в различных областях биологии
|
Лекции, семинары, лабораторные практикумы, рефераты и курсовые работы, производственная практика по профилям
|
Экзамены, зачеты, рейтинговая оценка инициативных работ, проверка навыков лабораторного эксперимента
|
Базовые общепрофессиональные компетенции представляют основу профессиональной грамотности и оцениваются на государственном экзамене и в квалификационной работе.
|
ОПК-4: способность применять основные физиологические методы анализа и оценки состояния живых систем;
|
ОПК-5: современные представления о принципах клеточной организации биологических объектов, биофизических и биохимических основах, мембранных процессах и молекулярных механизмах жизнедеятельности;
|
Блок дисциплин по биологии клетки и методам исследования субклеточных процессов, практикумы
|
Цикл ОПД (3 – 4 курсы обучения)
|
Показывать перспективы применения молекулярных методов исследования в развитии фундаментальных и прикладных биологических наук, медицины, сельского хозяйства
|
Лекции, семинары, лабораторные практикумы, рефераты, производственная практика по профилям
|
Экзамены, зачеты, рейтинговая оценка инциативных работ, навыков лабораторной работы
|
Базовые общепрофессиональные компетенции представляют основу профессиональной грамотности и оцениваются на государственном экзамене и в квалификационной работе
|
ОПК-6: способность применять современные экспериментальные методы исследования биологических объектов в полевых и лабораторных условиях, навыки работы с современной аппаратурой;
|
ОПК-7: базовые представления об основных закономерностях и современных достижениях генетики, о геномике, протеомике, микро- и макроэволюции, понимание роли эволюционной идеи в биологическом мировоззрении;
|
ОПК-8: представления об основах эволюционной теории;
|
Генетика, теория эволюции, биология индивидуального развития
|
Цикл ОПД (2, 3 и 4 курсы обучения)
|
Исходя из базовых понятий и закономерностей отдельных биологических наук предлагать обоснование общих фундаментальных свойств живого: эволюционного и индивидуального развития, сущности генетической программы организмов
|
Лекции, семинары, лабораторные практикумы
|
Экзамены, зачеты, рейтинговая оценка навыков лабораторной работы
|
Базовые общепрофессиональные компетенции представляют основу профессиональной грамотности и оцениваются на государственном экзамене и в квалификационной работе
|
ОПК-9: базовые представления о закономерностях воспроизведения и индивидуального развития биологических объектов; владение методами получения и работы с эмбриональными объектами;
|
ОПК-10: базовые представления об основах общей, системной и прикладной экологии, принципах оптимального природопользования и охраны природы;
|
Экология и природопользование, охрана природы, основы биоэтики
|
Цикл ОПД (3 – 4 курс обучения)
|
Требовать четкие знания основных понятий и законов экологии. Обосновать экологические принципы охраны природы, ведения народного хозяйства. Обосновывать принципы «устойчивого развития», представив знание законов природы как необходимую основу деятельности человека в биосфере. Предлагать обсуждение актуальных социально-экономических проблем на основе фундаментальных биологических закономерностей.
|
Лекции, семинары, деловые игры, самостоятельная работа, эссе на инициативные темы
|
Экзамен, зачеты, рейтинговые оценки рефератов, эссе с самостоятельной формулировкой темы
|
Вопросы на государственном экзамене, в квалификационной работе Желательно обсуждение результатов собственных исследований с учетом современных экологических проблем.
|
ОПК-14: современные представления о принципах мониторинга, оценки состояния природной среды и охраны живой природы;
|
ОПК-15: способность планировать и реализовать соответствующие мероприятия;
|
ОПК-16: знание правовых основ исследовательских работ и законодательства РФ в области охраны природы и природопользования;
|
ОПК-13: знание и применение на практике принципов биоэтики, понимание социальных и экологических следствий своей профессиональной деятельности;
|
ОПК-11: базовые представление об основах биологии человека, пропедевтике и охране здоровья;
|
Биология человека
|
Цикл ОПД (3 курс обучения)
|
Объяснить биологические основы личностных характеристик, поведения, репродукции, здоровья человека. Представить человека как часть биосферы, обосновать роль человечества в эволюции Земли.
|
Лекции, анатомический практикум, семинары, рефераты, эссе
Лекции, семинары, рефераты на инициативную тему
|
На зачете оценивать умение обосновать с биологической точки зрения базовые потребности человека, методы охраны и коррекции здоровья
Экзамен или зачет, рейтинговые оценки
|
Вопросы на государственном экзамене
Вопросы на государственном экзамене
|
ОПК-12: современные представление об основах биотехнологии и генной инженерии;
|
Основы биотехнологии
|
Цикл ОПД (4 курс обучения
|
Рассмотреть основные методы и перспективы биотехнологии с учетом социальных и экологических последствий их применения
|
В результате освоения всей программы высшего профессионального биологического образования должны быть также сформированы важнейшие универсальные компетенции: способность прогнозировать социальные и экологические последствия своей профессиональной деятельности и готовность следовать принципам биоэтики (этическим и правовым нормам в отношении других людей и природы в целом).
Согласно Европейской квалификационной рамке и Дублинскому дескриптору уровней образования, сформированность перечисленных выше универсальных и профессиональных компетенций, определяющих готовность к самостоятельной исследовательской, проектной или производственной работе, соответствует европейской квалификации «магистр» (7й уровень).
Широкое фундаментальное образование (совокупность общенаучных и общепрофессиональных компетенций) дает возможность выявлять наиболее перспективные научные проблемы и намечать пути их исследования, адекватно и самокритично оценивать результаты собственной работы.
|